Однако о возможном штурме узнали верующие и потянулись в Лавру, людей оказалось намного больше, чем предполагали захватчики. Когда начался погром, монахи ударили в колокол, еще больше народа бросилось защищать святыню. Блицкрига не получилось, началась большая потасовка. Операция готовилась втайне, и о ней не был проинформирован еще один замминистра МВД генерал Барташевич, командовавший спецподразделениями. Ему срочно позвонил единственный православный архиерей, который был в Киеве (он только вернулся из США) киевлянин архиепископ Макарий. Он пригрозил немедля поднять на ноги все посольства. Генерал, недолго думая, послал для наведения в Лавре порядка ОМОН, который сильно побил и боевиков, и прикрывавшую их милицию. Боевики вопили: мы свои! Но их никто не слушал. Мне мой приятель из пресс-службы МВД полковник Александр Наумов рассказывал, что и подумать не мог, что ему придется удирать от собственного ОМОНа. Полторы сотни были арестованы, у них отобрали железные прутья и прочие орудия погрома. - Посадили? - Нет, конечно. Освободили на следующий день, а уголовные дела закрыли. У нас было две кассеты записей о захвате, но ни один канал не захотел их показать. Информационная блокада была жесткой, митрополиту Владимиру лишь на Рождество 1994 года дали несколько минут эфира и то для того, чтобы поздравить верующих. - Но почему Кравчуку не удалось дожать УПЦ? - Народ не дал. Везде захваты превращались в побоища. В Ровенской области, родине Кравчука, и в Волынской удалось захватить несколько десятков храмов из тысячи. И везде появлялись люди, стававшие на защиту Православной Церкви и закона. Тот же председатель Совета по делам религий Колесник написал президенту Кравчуку докладную, в которой все деяния по созданию филаретовской церкви квалифицировал как антиконституционные и незаконные, нарушающие права верующих. Его, конечно, уволили. В 1993 году голова Украинской правнычей фундации Сергей Головатый, будущий министр юстиции, в пух разнес потуги власти по созданию раскольничьей церкви, объявив эти деяния антиконституционными и преступными.

http://radonezh.ru/analytics/vasily-anis...

Познавший это имя не поклоняется никому, кроме своего создателя, обращается только к нему, ищет помощи только у него и просит то, в чем нуждается, только у него. Аль – Мусаввир ( Ин.1:1 ; 1Кор.1:24 ) (араб. Логос, Ум, София – источник смыслов и форм; тот, кто придает формы и образы творениям; тот, кто дал каждому творению свою неповторимую, отличную от других таких же творений форму и рисунок. Аль – Гаффар ( Исх.34:7 ; Чис.14:18 ) (араб. Прощающий; тот, кто является единственным прощающим и утаивающим грехи творений, прощающим и на этом и на том свете. Он обещал тем, кто обращается к нему, искренне каясь о совершённом, заменить их грехи на благие деяния. Человек, познавший это имя Аллаха, скрывает у себя, но не искоренят все порочное и скверное и покрывает пороки других творений (как правило, единоверцев), обращаясь к ним с прощением и снисхождением. Аль – Каххар ( Ин.20:28 ) (араб. Господь; тот, кто своим могуществом укрощает творения и заставляет делать то, что хочет, независимо от того, желают этого или не желают творения. То есть абсолютный деспот, не учитывающий свободной воли своих творений. Аль – Ваххаб ( Еккл.5:18 ) (араб. Дарующий; тот, кто бескорыстно дарует блага рабам своим; тот, кто, не дожидаясь просьбы, дарует необходимое; тот, кто одаряет все свои создания, не желая возмещения и не преследуя корыстных целей. Подобным качеством не обладает никто, кроме Аллаха. Мусульманин, познавший это имя Аллаха, целиком посвящает себя служению ему, не стремясь при этом ни к чему, кроме его довольства. Он совершает все свои деяния только ради него и бескорыстно одаряет нуждающихся (единоверцев или тех, кого можно расположить к своей вере), не ожидая от них ни награды, ни благодарности. Ар – Раззак ( Еккл.6:2 ; 1Кор.12:4–10 ) (араб. Бог – наделяющий средствами к существованию; тот, кто сотворил средства к существованию и наделил ими свои создания. Он наделил их дарами как осязаемыми, так и такими, как разум, знание и вера. Польза же, которую получает человек, познавший это имя Аллаха, состоит в знании того, что никто, кроме Аллаха, не в состоянии даровать удел. Он не стремится получить удел Аллаха в том, что он запретил, а покорно терпит, взывает к нему и трудится для получения удела в дозволенном.

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

Преподобне отче Андрее, моли Бога о нас. Андрее честный и отче треблаженнейший, пастырю Критский, не престай моляся о воспевающих тя: да избавимся вси гнева и скорби, и тления, и прегрешений безмерных, чтущии твою память верно. Таже оба лика вкупе поют Ирмос : Безсеменнаго зачатия Рождество несказанное, Матере безмужныя нетленен Плод, Божие бо Рождение обновляет естества. Темже Тя вси роди, яко Богоневестную Матерь, православно величаем. В канонах припев как молитвенное воззвание произносится перед всеми тропарями каждой песни, если не указан другой припев, кроме тех, которые начинаются словами " Слава Отцу и Сыну и Святому Духу " и " И ныне и присно, и во веки веков. Аминь. " Во вторник первой седмицы Великого поста Песнь 1 Ирмос : Помощник и Покровитель бысть мне во спасение, Сей мой Бог, и прославлю Его, Бог отца моего, и вознесу Его: славно бо прославися. Каиново прешед убийство, произволением бых убийца совести душевней, оживив плоть и воевав на ню лукавыми моими деяньми. Авелеве, Иисусе, не уподобихся правде, дара Тебе приятна не принесох когда, ни деяния божественна, ни жертвы чистыя, ни жития непорочнаго. Яко Каин и мы, душе окаянная, всех Содетелю деяния скверная, и жертву порочную, и непотребное житие принесохом вкупе: темже и осудихомся. Брение Здатель живосоздав, вложил еси мне плоть и кости, и дыхание, и жизнь; но, о Творче мой, Избавителю мой и Судие, кающася приими мя. Извещаю Ти, Спасе, грехи, яже содеях, и души и тела моего язвы, яже внутрь убийственнии помыслы разбойнически на мя возложиша. Аще и согреших, Спасе, но вем, яко Человеколюбец еси, наказуеши милостивно и милосердствуеши тепле: слезяща зриши и притекаеши, яко отец, призывая блуднаго. Слава : Пресущная Троице, во Единице покланяемая, возьми бремя от мене тяжкое греховное и, яко благоутробна, даждь ми слезы умиления. И ныне : Богородице, Надежде и Предстательство Тебе поющих, возьми бремя от мене тяжкое греховное и, яко Владычица Чистая, кающася приими мя. Песнь 2 Ирмос : Вонми, Небо, и возглаголю, и воспою Христа, от Девы плотию пришедшаго.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1229...

   Представим теперь славные подвиги патриарха Авраама. Некоторые могут подумать, что Авраам как по древности времени, так и по высоте праведности превосходит не только древних, но и Иоакима. Но если кто захочет сравнить деяния первого с деяниями последнего, то поймет, что деяния, о которых говорим, превосходнее деяний Авраама. В самом деле, Аврааму как о переселении, так и о земле, в которой он имел обитать, было наперед возвещено. Наперед же возвещено было ему и прекращение безчадия и неплодства Сарры. Конечно, обладая этим по обетованию, он и надежду подкреплял и дух ободрял к получению обещанного молитвою; ибо может ли быть что нибудь сладостнее обетования Божия? Между тем Иоаким, не получив еще никакого обетования, поверил, что Всемогущий силен совершить даже и невозможное и преобразовать природу, и, утвердив надежду свою на сокровенном промысле Его, оставляет таким образом попечение о домашнем и предается постоянной молитве к Богу. Далее, Авраам, чтобы не сомневаться ему относитсльно будущего обладания землею и умножения своего потомства, имел нужду в верном знаке и доведывался, каким образом могут исполниться обетования Божии. Между тем Иоаким как во время молитвы выказал несомнительный дух, так и после, когда был услышан и получил от ангела добрую весть о рождении потомка, не доведывается, каким образом исполнится возвещенное ему, и не требует знамений, которые объяснили бы, как уврачуется немощное естество: почитая самое откровение о обетовании исполнением оного, он, при твердом убеждении в получении потомка, догадывался, что возвещено известное одному Богу и по этому угадывал знамения. Наконец, прилично представить и разсмотреть здесь и чудное жертвоприношение. Именно: Авраам предпринял жертвоприношение по повелению Божию, а Иоаким — по собственному произволению; тот избрал в жертву действительное дитя свое единородное, а этот — то, которое только еще обещано было ему; тот привел жертвенное свое и снова получил оное, а этот действительно принес обреченное на жертву во всесожжение, отдав Богу; наконец, жертвенным у того был патриарх племен и праведных, а у этого — матерь Божия и всеправедная Владычица патриархов. Преславное деяние это поистине выше не только настоящего, но и всякого сравнения. Видишь ли, как превосходны преимущества праведного Иоакима?

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3041...

В сочинении «О целомудрии» (De pudicitia) Тертуллиан равным образом, после рассмотрения оснований в пользу своего монтанистического ригоризма в ветхом завете 206 , спешит перейти к обозрению учения Иисуса Христа и апостолов: «хочу лучше, говорит Тертуллиан , предложить во славу Христа учение самого Христа» 207 ; и здесь опять он останавливается прежде всего на евангелиях, входя в разбор смысла некоторых притчей Иисуса Христа (притчи об овце погибшей и ο драхме потерянной; ο блудном сыне – Луки, rл. XV), a также некоторых обстоятельств из жизни Его ( Лк. 7:37 и дал.; Ин. 4:7 и дал.). К учению Иисуса Христа, предложенному в евангелиях, обращается также Тертуллиан , позже рассмотрения некоторых возражений, и в своем сочинении «О бегстве во время гонения», вооружаясь в нем против бегства от опасностей гонения 208 . Таким образом евангелия занимали несомненно первое место в сборнике апостольских книг у Тертуллиана , – и ο четверочастном составе канона их свидетельствуют как многочисленные цитаты из них в рассматриваемых нами и других сочинениях Тертуллиана , так в особенности ясные и неоднократные указания этого числа их в сочинении его против Маркиона 209 . 2) За евангелиями следовала в каноническом сборнике Тертуллиана , как ясно видно также из названных сочинений, книга Деяний апостольских (Acta apostolorum, instrumentum actorum), – книга, из которой в особенности, по выражению Тертуллиана , подтверждается истина обетования ο Св. Духе 210 . «Пожалуй даже и из Деяний апостольских станут учит, что плоть окропленная и опять после крещения оскверненная может быть омыта покаянием» 211 , – так рассуждает Тертуллиан -монтанист, изложив пред сим выше свой взгляд на некоторые деяния И. Христа ( Лк. 7:37 и дал.; Ин. 4:7 и дал.; и др.), выражающие ясно божественное милосердие Его к грешникам, и которые, по его мнению, суть деяния исключительные, имевшие место лишь до времени искупления плоти, т. е. до искупительных страданий И. Христа 212 . При этом из Деяний апостольских Тертуллиан приводит и разбирает определение собора апостольского ( Деян. 15:28 и дал.).

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Rozhde...

Говорит ей госпожа наша Владычица Мария: – Возложи на младенца руки свои. И едва сделала так старуха, разом здорова стала. Вышла тогда она из пещеры, сказав: – Буду отныне я служанкою и рабыней младенца этого во всякий день жизни моей 496 . 4 [Пастыри] А потом пришли пастухи 497 . И после того как разожгли огонь они и развеселились, явились им воинства небесные, славя и восхваляя Б[ога] В[семогущего]. Вторили пастыри им, и стала в тот миг пещера храму Вышняго мира подобна, ибо славили и величали рождество Христово небесные уста и земные. И когда увидала старуха-еврейка чудеса эти явные, возблагодарила Бога она, сказав: – Благодарю Тебя, Бог, Бог Израиля, ибо видели очи мои рождество Спасителя мира. 5 [Обрезание] Когда же время обрезания наступило, день, стало быть, восьмой, следовало по Закону обрезать мальчика 498 . И совершили обрезание над ним в пещере. Забрала старуха эта еврейка крайнюю плоть (правда, говорят иные, будто пуповину она взяла) и поместила ее в сосуд с нардовым маслом древним. Сын же ее был продавцом благовоний, и, отдавая ему сосуд, сказала она: – Остерегись продавать сей флакон благовонного нарда, даже если б и триста денариев тебе за него предложили 499 . Был же это тот самый сосуд, что купила Мария-грешница и вылила на главу и ступни Господа нашего Иисуса Христа, а потом их своими власами отерла 500 . А спустя десять дней перенесли в Иерусалим младенца, в сороковой же от рождения день доставили Его в Храм и перед Господом положили, совершив жертвоприношения за Него, как в Моисеевом законе предписано, то есть: всяк де мужского пола, ложесна разверзающий, посвящен будет Богу 501 . 6 [Сретенье] И узрел Его столпом света сияющим Симеон-старец, когда несла Его на руках своих, радостью от Него наполняясь, Владычица Мария-дева, матерь Его; и окружали Его со всех сторон торжествующие ангелы, подобно страже, царя охраняющей. Поспешил Симеон к Владычице Марии и, руки пред нею воздев, сказал Господу Христу: – Отпусти ныне с миром, о Господь мой, раба Твоего, согласно тому, что сказано Тобой было, ведь увидели уж очи мои милость Твою, уготованную Тобою для спасения всех народов – свет язычникам всем, а народу Твоему, народу Израиля – славу.

http://azbyka.ru/otechnik/6/apokrifiches...

Михаил Рождественский Глава 9. Праздники в исламе Мусульманский календарь не очень богат праздничными датами. «Ислам в отличие от христианства (отмечающего в течение года более 200 праздников) особенно не балует своих последователей» 189 . В свое время основатель ислама запретил своим приверженцам принимать участие в немусульманских праздниках. Существует ряд хадисов, смыслом которых является отбить у мусульман даже простой интерес к любым немусульманским праздникам: «Уподобление неверным запрещено, даже если не преследовать тех же целей, что и они. Доказательством этого является приведенное от ибн Умара: «Кто уподобился народу, то он из них» (привели Абу Дауд и другие); Умар ибн Ша " б привел от своего отца, от деда: «Воистину Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Не из нас тот, кто уподобляется не нам (мусульманам). Не уподобляйтесь иудеям и христианам»; Абдулла ибн Умар сказал: «Кто живет на земле многобожников, отмечает их Навруз и Махраджан и будет уподобляться им до смерти, тот будет воскрешен с ними в Судный день» (привел аль – Байхаки)». («Веление следовать сунне и запрет на совершение нововведений» Имам ас – Суюти) 190 . Ибн аль – Касим считал отвратительным преподнесение подарков христианам в дни их праздников, а также иудеям пальмовой ветви в их праздничные дни. А Абу Хаве аль – Кабир говорил, что если даже человек будет пятьдесят лет поклоняться Аллаху, но на праздник науруз подарит кому – нибудь из многобожников яйцо, выражая этим почтение этого дня, то он становится «неверным», и все деяния его предыдущей жизни обесцениваются. Надо полагать, Мухаммед неплохо понимал психологию человека. Он знал, что разрешение следовать неисламским традициям и принимать участие в инородных праздниках негативно скажется на религиозных чувствах мусульман и может либо привнести в ислам что – нибудь чужеродное, либо совершенно оттолкнуть их от ислама. И даже если этого и не случится, то сама возможность поставить народ в зависимость от чужих традиций и в результате потерять рычаги воздействия на людское сознание, была для основателя ислама равносильна утрате авторитета как последнего пророка в глазах своих последователей.

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

Все это вместе взятое обусловило появление сперва многочисленных устных, а затем и письменных повествований, уцелевшую часть которых принято называть «евангелиями детства». Современные антологии новозаветных апокрифов относят к их числу «Историю Иакова о рождестве Марии» (первая пол. II в.), «Евангелие Фомы» (II в.), «Книгу Иосифа Плотника» (конец IV или начало V в.), «Арабское евангелие детства Спасителя» (V или VI в.), «Евангелие Псевдо-Матфея» (в датировках разброс от V до IXb.) 143 , «Армянское евангелие детства» (не ранее VIII в.) и так называемый «Арундель 404» (сохранился в манускрипте XIV в.) . К ним примыкают некоторые коптские и гностические тексты, содержащие эпизоды, связанные с детством Иисуса. «Декрет папы Геласия» упоминает три книги, которые могут считаться «евангелиями детства» 9, 15, 17), однако понять, какие именно сочинения он подразумевает, не представляется возможным. Многочисленные попытки их идентификации пока не дали сколько-нибудь определенного результата 144 . Протоевангелие Древнейшим из дошедших до нас евангелий детства считается «История Иакова о рождестве Марии», которую часто называют «Первоевангелием» или «Протоевангелием» 145 . Этот памятник возник не позднее середины II в. в среде языко-христиан где-то за пределами Палестины. Как показали специальные исследования 146 , он был создан рукой одного автора, который, однако, использовал не только устные, но и письменные рассказы о детстве Иисуса, причем некоторые из них уже имели довольно изысканную художественную форму. Хотя его автором был языко-христианин, не очень хорошо знавший обычаи и праздники иудеев, это сочинение предназначалось в первую очередь иудео-христианам, поскольку обоснованное им по линии Марии давидическое родословие Мессии Иисуса было актуально именно для этой среды. Повествование начинается с рассказа об унижениях и насмешках, которые приходилось выносить будущим родителям Девы Марии – Иоакиму и Анне – из-за своей бездетности. Пеняя на нее, Иоакиму не позволили принести в Храме жертвы, а над Анной издевалась даже ее собственная служанка, вернувшая ей подарок – головную повязку, «несущую знаки царственности». (Это упоминание о царственных знаках – тонкий психологический ход автора. Недоумевающий и заинтересованный читатель тем самым уже подготовлен к сообщению о давидическом происхождении владельцев повязки и воспримет его (в гл. 10) как подтверждение своей догадки.)

http://azbyka.ru/otechnik/6/apokrifiches...

Пусть же сердца наши никогда не оскудеют, будут всегда наполнены Светом Божественной любви, а благие деяния наши станут её проводником! И если это так, мы достойно исполним своё Божье предназначение в этом мире… Счастья, здоровья и радости всем в Новом году! Да хранит нас Бог! Протодиакон Сергий Шалберов , Санкт-Петербург Дорогие друзья! Новый год стоит у порога, и в этот праздник каждому из нас по-прежнему хочется если не чуда из детства, то хотя бы надежды, ну, или даже просто намека на неё. Уходящий год подарил нам множество неприятных и пугающих ощущений – наступающий предъявит ещё более жёсткие требования и задаст новые правила – это уже очевидно. Но что бы он нам ни принёс, будем помнить слова Серафима Саровского: «Радость моя, Христос Воскресе!» и не будем скорбеть. Будем радоваться! Радоваться всему – лёгкому снежку, бездонному небу, песенке птиц, улыбке ребёнка. Будем дарить тепло и заботу своим близким и помогать незнакомцам. Вопреки всему, будем хранить в сердцах любовь и – побеждать ею. Дорогие друзья! От всей души поздравляю вас с Новым годом и грядущим Рождеством Христовым! Желаю вам неизбывной веры, надежды в сердцах, любви, мира и здоровья в ваших домах. Желаю сил и терпения на тернистых путях земных и спасения души для путей небесных. С Новым, 2022 годом! Со Светлым Христовым Рождеством! Людмила Аркадьевна Рябиченко , председатель движения «Семья, любовь, Отечество» Мира Вам, добра, здравия и веры! Примите наши самые добрые пожелания с наступающим Новым годом! От всей души желаем Вам здравия духовного и телесного, благополучия в семье, любви и благодарности родителям, теплоты и заботы детям, уважения к коллегам, твердости в защите правды и справедливости. Пусть сбудутся все Ваши добрые намерения и помыслы, а в Вашем доме всегда благоденствуют вера, надежда и любовь. Особую благодарность выражаем всем, кто сегодня стоит на страже Родины и выполняет свой долг на дальних рубежах, кто своим праведным трудом и бескорыстной службой помогает людям в трудную минуту, кто в новогодние праздники заботится о нашей безопасности и обеспечивает жизнедеятельность страны.

http://ruskline.ru/news_rl/2021/12/31/my...

Наконец, мы имеем небольшое число формул, отмечающих все три необходимые для понятия истинного чуда элемента: психологический, онтологически-динамический и телеологический. Но и в этих формулах часто не всякий элемент определяется с должной полнотой. На три элемента в формуле определения понятия истинного чуда указывают, например, из русских богословов – Н.П.Рождественский 290 , из немецких – Геттингер 291 , Эрлих 292 , Шпринцль 293 ... На два элемента – психологический и онтологически-динамический в формулах определения понятия истинного чуда указывают, например, из русских авторов – прот.П.Я.Светлов 294 , С.Аскольдов 295 ; из немецких – Шотт 296 , Либерман 297 , Кестлин 298 , Дорнер 299 . Также на два элемента в формуле определения понятия истинного чуда, но только на онтологически-динамический и телеологический, указывают, например, из русских авторов – Г.М.Дьяченко 300 , архим.Августин 301 , И.Г.Пятницкий 302 , И.Николин 303 , М.Д.Муретов 304 , – из немецких – Хепенер 305 , Краусс 306 , Элер 307 . Согласно сказанному нами выше, психологический элемент в понятии истинного чуда должен быть ярко выражен, т.е. чудо должно быть явлением не только видимым, но и непременно поразительным; в приведенных же формулах на поразительность чуда указывают только проф.Рождественский и Шотт, остальные же ограничиваются указанием лишь того, что чудо совершается в видимой природе. Следовательно, психологический элемент в вышеуказанных формулах определения понятия истинного чуда отмечается не в той степени, как это нужно. Что же касается телеологического элемента в вышеизложенных формулах, то с достаточной полнотой он указывается в формулах проф.Рождественского, архимандрита Августина, Дьяченко, Пятницкого, Николина проф.Муретова. Геттингер говорит, что чудо есть доказательство владычества Божия над природой 308 . Но эта цель чуда есть только одна из частных целей, для достижения которых Бог творит чудеса. Следовательно, телеологический элемент в формуле Геттингера указывается не с достаточной полнотой. Не достаточно полно указывается телеологический элемент и в формуле Хепенера, ибо здесь за цель чуда признается слава Божия. Наконец, формула определения понятия истинного чуда, данная Крауссом, указывает на такую цель чуда, которой оно вовсе не имеет. По Крауссу, чудо имеет целью принудить человека к признанию Бога 309 , но, во-первых, указываемая им цель не может быть выведена из рассмотрения библейских повествований о чудесах; во-вторых же, в этом не может заключаться цель чуда еще и потому, что условием признания известного рода поразительного явления за чудо должна быть сердечная вера религиозного человека в бытие личного, живого Бога 310 .

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/chu...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010