И прежде всего они, изрыгая яд свой, насильно [извлекают доказательства] из Евангелия. Ибо оно гласит: «Рождество Христа было так» ( Мф. 1, 18 ). Божественное Писание назвало рождение Его происхождением 165 . Поскольку Он по Домостроительству родился ради людей, то, следовательно, [это Рождество] называется происхождением. Если же кто–нибудь изречет ложь и о звезде, то [следует знать, что] и посредством нее стало известно о славном Пришествии Его. Одна звезда, самая светлая, стала для нас глашатаем Истины, а их суетный образ мыслей допускает множество звезд, охотящихся за человеческим рождением. А из этого очевидно, что зло во всем противоречит самому себе. Они также призывают во свидетельство своего безумия и [пророка] Исайю. Ибо говорят: вот здесь сказано – «Господь творяй мир, и зиждяй злая» ( Ис. 45, 7 ) 166 . Всеми признается, что мир 167 есть дело Божие. А что касается зла, то поистине оно живет у них, будучи злом [их собственной] души. Для нас же бедствие, происшедшее от Бога, есть бедствие наиполезнейшее. Ибо для спасения души и воспитания тела случаются голод и засуха, болезни и нужда, а также прочие несчастия. А верящие в судьбу неверно считают эти спасительные лекарства злом для души и [вообще] злом, [не понимая того, что] они посылаются нам для обращения к лучшему 168 . «Ибо есть ли какой сын, которого бы не наказывал отец?» ( Евр. 12, 7 ) 169 . [Далее, как бы[ уничтожая самих себя, они приводят еще и такие слова: «Несть человеку пути его» ( Иер. 10, 23 ) 170 . Ибо не имея путей, они желают проследить их. Нет пути у корыстолюбия, чревоугодия и блуда, так как эти [грехи] не обладают самостоятельным бытием, не существуя сами по себе 171 . А верующие в судьбу имеют обыкновение называть их путями. [Священное же] Писание [обычно] говорит об общих для [всех] нас путях: жизни и смерти 172 . Ведь действительно существуют [два] пути: один – приводящий нас сюда, а другой – изводящий из этих чувственных [вещей]. 85 . И [все] это творят злые бесы, чтобы лишить себя свободы воли; они прилагают такое старание для того, чтобы променять свободу на рабство 173 .

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Velik...

Рубрики Коллекции Почему в Евангелиях противоречия в рассказе о Рождестве? Вопрос читателя: Интересная статья о расхождениях в Евангелиях. Но не коснулись расхождения в описании Рождения Иисуса у Матфея и Луки. На мой взгляд, эти описания взаимоисключающие. По Матфею, Иисус родился в Вифлееме, ничего не говорится о вертепе, о пастухах. Когда пришли волхвы, семейство было в доме. Ничего не говорится о посещении Иерусалима, а после посещения волхвов — сразу бегство в Египет и после возвращения Иосиф поселяется в Назарете. Не вписывается сюда посещение храма в Иерусалиме, сретение… 30.12.2022 Загадки Евангелия от Луки Евангелие от Луки — самое длинное из четырех, а ведь этот апостол даже не входил в круг двенадцати ближайших учеников Христа! Откуда же он узнал о тех событиях, которые описывает? И как быть с теми событиями, о которых упоминает один только Лука, вроде покаяния разбойника, распятого рядом со Спасителем? Можно ли доверять этим рассказам в полной мере? 31.10.2023 Кто ближний? «А кто мой ближний?», спрашивает законник Христа. Здесь явно слышится азартное предвкушение долгих словесных хитросплетений. Но вместо этого звучит так хорошо знакомая нам притча о милосердном самарянине, читаемая сегодня на воскресной литургии. 29.11.2015 Дела субботние. Избрание апостолов. Нагорная проповедь (Лк 6) Конечно, нельзя дать простого и окончательного ответа на вопрос, почему Христос так деятельно творил чудеса в субботу. Может быть, потому что не мог видеть страдающего человека и не помочь ему; может быть и потому, что желал объяснить, что человек важнее субботы 09.01.2013 Знаки будущего (Лк 4:16-44) Когда говорится, что Евангелие от Луки — самое совершенное в литературном отношении, имеются в виду не пышные эпитеты и не богатые сравнения, которых нет (многие ведь именно так понимают литературное совершенство), но умело выстроенное повествование. И тем больше здесь заслуга автора, что повествование документальное и последовательность изложения строго следует реальному течению событий. Евангелист Лука, ведомый Духом, служит Богу всеми дарами, что у него есть… 26.12.2012 Евангелие от Луки: начало (Лк 1 - 4:15) Третье Евангелие принадлежит тому же автору, что и Деяния. Лука, «врач возлюбленный», Апостол от 70, встретивший воскресшего Христа на пути в Эммаус, был человеком образованным, хорошо знакомым с греческой письменной культурой, и адресовал он свое благовестие людям примерно того же круга (считается, что Матфей адресовался главным образом к набожным иудеям, Марк — к молодежи). И литературное совершенство третьего Евангелия не может не бросаться в глаза 19.12.2012 © Журнал Фома. Все права защищены, 2000—2024 Наверх

http://foma.ru/tag/evangelie-ot-luki

Еще в земнем житии Своем, смирением великим богатея, преисполнена бысть труда и забот обрученная старцу Дева-Мати, о доме и о Сыне Своем возлюбленнем попечение всегда имея. И по днесь, егда крестною смертию увенча мир деяния Искупителя не забывает Богомати, уже в славе небесней пребывая, грешного мира людей сирых и обремененных, не преставая о них перед Сыном моления творити да вопиют спасаемые Богу: Аллилуия. Икос 4 Жизнь дарствуя людем и радостную ю творяще, в земнем служении Своем некогда призван бысть Иисус со ученики Своими на брак в Кану Галилейскую, да благословит людей простых и бедных. Недоставшу же вина пирующим, болезнова Мати Пречистая, зане любляше людей и радости их любляше, и приступи к Сыну и проси знамение сотворити Любови Матерней помоществуя, претвори Иисус воду в вино, начаток знамением Своим полагая. Мы же, сие на память приводя, Богоматернее сорадование нам всегда величающе, да вопием Ей тако: Радуйся, из сонма жен избранная чудно. Радуйся, любве великия свете, горе вознесенный. Радуйся, Бога родшая на спасение наше. Радуйся, всемирное избавление Собою наченшая. Радуйся, Сеятеля чистоты в мире Единого Мати. Радуйся, даровании духовными светло озаренная. Радуйся, Жено единая, болезней чадорождения не познавшая. Радуйся, вместилищем Невместимого соделавшаяся. Радуйся, Собою вся наполняющего Мати. Радуйся, мир и согласие семьи наблюдающая. Радуйся, напрасны творящая ухищрения людей противумирных и жестоких. Радуйся, в Себе сочетавшая жизни терпение и Богу служение. Радуйся, Богомати, в напастех помощнице скорая. Кондак 5 Зело расширила еси покров всеобдержныя милости Твоея Богородице, и, быв цветом избранным всех жен, сияющим добродетельми многоразличными, показа миру чудо, и небожителем странное: земная бывши к Царю небес приблизилася еси тесно, людския страдания и слезы к престолу Вышняго принесла еси охотно и тако дала еси людем силу к Отцу всех взывати хвалебно: Аллилуия. Икос 5 Земная злоба неистовствова, и оружие пройде Твое сердце, Богомати, егда узрела еси Сына на Кресте распята. Мучении горькими одержима бысть душа Твоя, и велий плач принесла еси, глаголюще: «странным и дивным Рождеством Твоим, Сыне Мой, возвеличена бысть пред всеми матерями; но горе Мне, утроба Моя раздирается, егда вижу Тя на Древе». Сими страданиями безмерными да укрепятся вси матери и да принесут ныне Божией Матери славословия сицевая:

http://azbyka.ru/molitvoslov/akafist-pre...

«О, глубина богатства и премудрости и разума Божия!» ( Рим. 11:33 ). О, какая по-истине огромная благостыня! Потому что тогда, когда нас не было раньше, Он нас создал из ничего. И затем, когда мы поскользнулись в гибель, в результате безумного и безразсудного совета, и вниз головой были брошены в адскую бездну смерти, Он нас снова восставил из могилы; и, победив смерть, которая крепко держала нас в своем плену, снова восстановил наше естество способным для жизни, и, кроме того, самую духовную силу, в равной мере, как это было прежде, отнюдь не перестал вливать в него. Поскольку Он – Бог , то и тем, которые нуждаются в Его помощи, Он непрерывно уделяет дары и благодеяния, по-истине, божественные и великие. И посему я снова взываю и всегда вместе с небесными оными воинствами буду взывать: «Слава в вышних Богу, и на земли мир, во человецех благоволение». Потому что, действительно, что более соответствующее и, по-истине, более подобающее и самой вещью более славное, могут сказать те, кто желают родившегося Бога славить и превозносить похвалами, чем – «Слава в вышних Богу, и на земли мир, во человецех благоволение»? Бог пребывает на земле, и есть ли кто, кто не пожелал бы пойти на небо? Бог, родившись от Девы, приходит в нашу среду, и есть ли кто, кто не пожелал бы сегодня стать божественным? Кто, для того, чтобы иметь возможность ближе к Нему подойти, не возжаждет девства, и бодрым духом не посвятит себя воздержанию? Бог повивается убогими и смиренными пеленами, и есть ли кто, кому приключится встретить в своей жизни что-нибудь неприятное и огорчающее, не примет это с распростертыми объятиями, для того, чтобы быть причастником Божеству? Потому что не по какой иной причине Бог облекся в человеческую бедность, как для того, чтобы Своей благодатию сделать нас богами. И, вот, это псалмопевец Давид, он же и праотец Христов, просвещенный пророческим духом и извещенный о том благодеянии ему, что от него (по плоти) произойдет Христос, и ясно видя пресветлые и божественные Его деяния, уже издавна возвестил ясно-выраженными словами: «Аз рех: бози есте и сынове Вышняго вси» ( Пс. 81:6 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Sofronij_Ierus...

В самый той день, в оньже приял есть рукоположение в Епископа и седяше в Епископстем доме, приидоша к нему два некия человека (заимодавец и должник): первый требоваше долг, другий же аще и не отрицашеся долга, обаче малое время пождати просяше; но заимодавец рече: аще сей укоснит возвратити мне, им же должен есть, то аз абие предам его судии. К нему же Божественный Исаак отвеща: по заповеди Св. Евангелия ниже взятаго истязовати должен еси, то кольми паче подобаше тебе некое время пождати на сем, хотящем возвратити твоя. На что оный жестокий возъотвеща: ныне остави твое Евангелие. Сего ради Св. Исаак глагола: аще сии не покаряются Евангельским заповедям Господа, то что зде имам творити. Воспоминая же и прежднее тихое и безмятежное житие, бывшее в безмолвии, и соравняя оное с молвою и тяжким бременем Епископскаго правления, остави престол свой и возвратися в пустыню к любимому ему безмолвию, идеже до самыя кончины своея пребысть, противу бесов и плоти подвизаяся, и един сый, прилежаше о добродетели, яже от жительства деяния и видения составляется и к единому простираяся души совершенству. Коликия же еще в жизни сподобися благодати, от писаний сего Святаго явственно мощно есть зрети. Обаче удалився в пустыню, и бегая сопребывания человек, не преставаше зельною любовию любити возлюбленники своя, присно изливая от пустыни обильную и живоносную струю учения, еюже сладце напаяше души собратий; не точию бо учитель и пестун всех монахов бяше (Св. Исаак), но и пристанищем спасения всех; якоже сам глаголет: «Сия есть любы истинная, яже не может утерпети в некоей тайне от возлюбленных своих.» (Слово 58) О времени, в нем же живяше Святый Исаак, мнения неколико несогласна: обаче достовернейшее есть сие, яко он бяше в конце пятаго века, еже явствует от тридесятаго его слова (по Греч. книге 33), идеже Святый о лютости бесов духовной брани глаголет тако: «сопротив бо сих имущих шесть тысящь лет вводиши себе узаконити.» Явно убо яко Святый Исаак писаше сие в начале седмой тысящи лет от создания мира, сиречь около 500 года по рождестве Христове.

http://azbyka.ru/otechnik/Isaak_Sirin/sl...

В Боге есть ум всеведущий и всеобъемлющий, в человеке напротив ум не все знающий и постепенно развивающийся, – оба эти ума совмещал в себе Христос Спаситель. В Боге есть воля всемогущая и незнающая ни в чем и никогда никаких препятствий, и в человеке есть свободная воля, но ограниченная и постоянно задерживаемая разными трудностями, с которыми ей нужно бороться, так что хотеть и мочь для человека совершенно две вещи разные. Обе эти воли и всемогущая и только нечто могущая, и божеская и человеческая совместились во Христе Спасителе. В Боге есть чувство неисчерпаемого блаженства и непоколебимого вседовольства и радости; и в человеке есть сердце, способное радостно волноваться и блаженствовать при созерцании красоты и изящества в великом мире Божием, но ему же доступны чувства страха, скорби, негодования и тому подобные тяжелые ощущении. Оба эти чувства – и безгранично блаженное божеское чувство, и не довлеющее само в себе и волнуемое разнообразными состояниями чувство человеческое, – тоже совместились в одном лице Христа Спасителя. Таким образом в нем было два ума, – один божеский, другой человеческий; две воли, – одна божеская, другая человеческая; два чувства, – одно божеское, другое человеческое. И если бы мы захотели продолжить это перечисление способностей души человеческой, и – на том основании, что человек сотворен по образу и подобию Божию – стали бы аналогически предполагать эти способности и в Боге; то следовало бы говорить например, что во Христе Спасителе две памяти, – одна божеская, другая человеческая, два воображения, – одно божеское, другое человеческое, и т. д. Но при этой двойственности природ своих Христос Спаситель говорил об себе «я», а не «мы». Это значит, что: в нем было одно лице, одна ипостась, или – как говорят – одно я. Если бы теперь предложили вам вопрос: которым же умом мыслил Христос Спаситель, которой волей хотел и действовал, которым сердцем чувствовал, – одним ли божеским, или одним человеческим, или попеременно – то божеским, то человеческим? Отвечать надо: обоими вместе, и притом всегда и во всякое время; так что ни одной мысли не было во Христе Спасителе, которая не была бы в одно и тоже время и божеская и человеческая; ни одного слова, ни одного деяния в нем не было такого, которое не было бы божеское и человеческое в одно и тоже время.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

«Но там действительно остаются люди, которые искренне дорожат священной памятью своего народа. Памятью тех, кто защищал его от нацизма в годы Великой Отечественной войны, кто сопротивлялся всему «угару», который наблюдал на протяжении десятилетий. В начале января с.г. стало известно о том, что жители села Пушкино в Закарпатье отказались сносить памятник советскому солдату и постамент воинам-односельчанам. Единогласное решение было принято на общем собрании жителей села в конце 2023 г.», - добавила дипломат. «Ранее мы уже рассказывали об аналогичных действиях. Это не просто действие, это подвиг людей, которые несмотря ни на что, ни на угрозы, ни на запугивания, на настоящее столкновение с тоталитаризмом в виде похищения людей, их задержания, продолжали сопротивляться. Это настоящий подвиг. Все это говорит о том, что, как бы ни старались киевские нацисты, им не удастся сломить волю людей, навязать им чуждую античеловечную неонацистскую идеологию», - отметила Захарова. «7 января с.г. жители Украины, несмотря на чинимые режимом В.А.Зеленского препятствия, отмечали православное Рождество. Вы не ослышались, именно 7 января. Вопреки всем указам и распоряжениям, которые были отданы киевскорежимными неонацистами о переносе праздника для того, чтобы " быть как на Западе " . Службы в храмах проходили при большом количестве людей, в то время как навязанный Киевом перенос этого праздника на 25 декабря ознаменовался пустыми храмами. Не задалась и попытка властей заставить праздновать Крещение по " новому стилю " 6-го января вместо 19-го. Судя по публикациям в СМИ, очередей из мирян перед купелями не наблюдалось. Все это говорит о том, что украинцы не намерены отказываться от собственных корней и вековых традиций и не готовы принять навязываемый им антиправославный политический проект Вашингтона и Константинополя в виде " Православной церкви Украины " », - подчеркнула дипломат. «Все перечисленные факты подтверждают актуальность задач специальной военной операции по денацификации и демилитаризации Украины и устранению угроз, исходящих с её территории. Как заявляло российское руководство, они будут обязательно выполнены», - заключила Мария Захарова.

http://ruskline.ru/news_rl/2024/01/13/za...

Сендерлэнд – не «ученый исследователь», а пасквилянт, подгоняющий решительно все под известный тенденциознейший масштаб. Перевод его жалкой книжонки мог появиться только в больное время, когда русский рынок наводнился всякими «товарищескими» произведениями. Чемберлен с его подделками уже достаточно разоблачен, и на поверку оказалось, что грандиозная подделка еврейских священных книг в эпоху Ездры существовала только в голове самого Чемберлена и подобных ему лиц, но не в действительности. С именем Делича связано больше шуму, чем каких-либо серьезных научных открытий. Зейдель забыт с его фантастическими измышлениями даже большинством его сторонников после того, как был по косточкам разобран его соплеменниками. Не только «безусловно достоверных», но и просто сколько-нибудь «достоверных» письменных памятников буддизма из дохристианской эпохи не было и не сохранилось, и ссылка на них не имеет никакого значения. Мнение, будто наши христианские священные книги (Евангелия, Деяния и Апостольские послания) составились «чрез столетия по смерти Христа» – воистину чудовищно. Аналогии и совпадения, по словам профессора Бронзова, совершенно естественны: у индусов могли быть заимствования из наших священных книг, ибо их книги, по мнению лучших знатоков их литературы, появились не раньше века по Рождестве Христовом. Нравственное и религиозное учение буддизма и христианства совершенно различны по существу. Буддисты – атеисты. Их «троица» не имеет ничего общего с христианскою. Души у человека буддисты не признают. О бессмертии не учат. Но довольно этих выписок для обличения лжи г. Меньшикова. Спасибо святителю Волынскому и профессору Бронзову за скорую и сильную отповедь новоявленному проповеднику буддизма. Но не знамение ли времени, что отповедь не появилась в той газете, которая дала место возмутительной статье г. Меньшикова, а в маленьком «Свете»? Не значит ли это, что гордая газета отказала архиепископу в помещении его письма в редакцию? «Новое Время» имеет до ста тысяч подписчиков; наши интеллигенты, как сие засвидетельствовал и архиепископ Антоний, в громадном большинстве – полнейшие невежды в Священном Писании ; все они прочтут и будут вкривь и вкось комментировать статью своего любимца-публициста; отрава пойдет широко и заразит многих, особенно молодежь, – а где же противоядие? 10 Покойный министр-мученик Вячеслав Константинович Плеве спрашивал меня: что я думаю о свободе печати? Я ответил: если уж правительство хочет дать свободу – пусть дает, но под непременным условием: обязать все издания беспрекословно помещать на своих страницах все возражения, какие будут присланы, – без обращения к суду и власти.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rozhdest...

Гастрономические ограничения. Запрещено вкушение свинины, мертвечины, крови, а также мяса животных убитых без призывания имени Аллаха. «Он ведь запретил вам только мертвечину, и кровь, и мясо свиньи, и то, что заколото не для Аллаха» (К.2:173). «Вам запрещается в пищу мертвечина, текущая кровь, свинина и то, что заколото без упоминания имени Аллаха, мясо удавленной скотины или павшей от удара, или убившейся от падения с высоты, или забоданной рогами другого животного, или мясо скотины, которую заел хищный зверь... мясо животных, приносимых в жертву идолам» (К.5:3). Однако при этом считается, что «кто будет вынужден есть запрещенную пищу, не будучи нечестивым или непослушным, – нет греха на нем, при условии, что он этой запрещенной пищи не съест больше, чем требуется для утоления голода, и не будет стремиться ее достать» (К.2:173; 5:3). Ситуация, в которой мусульманин может умереть от голода, не имея ничего, кроме запрещенной пищи, называется – махмас. В этом случае запрещенное в умеренном количестве дозволяется к употреблению. Употребление спиртных напитков и всего того, что может помрачить разум. Также запрещены азартные игры (майсир). «О вы, которые уверовали! Вино, майсир (азартные игры), жертвенники, стрелы – мерзость из деяния сатаны. Сторонитесь же этого, – может быть, вы окажетесь счастливыми!» (К.5:92) Что касается наркотиков, то, хотя по шариату за их употребление полагается 80 ударов плетью, тот же шариат парадоксальным образом допускает их применение. « " Вещества упоительные, но твердые, как то: опиум и все прочие соки из маку – дозволены». «Возбраняется употребление, в частности, разных родов яда, кроме тех, которые употребляются вместо лекарства и которые не вредят здоровью, как то: опиум...» (Изложение начал мусульманского законоведения. Н.Е.Торнау. Сс.70,460). Из этого становится вполне понятно массовое распространение в таких архимусульманских странах, как Афганистан, выращивания и торговли наркотиками... Что дозволено, то не запрещено» 58 Воровство и взяточничество. «Вору и воровке отсекайте руки в воздаяние за их злодеяния» (К.5:38). Но и здесь имеются различные оговорки. Например, во время нужды и голода воровство в умеренном количестве не запрещается и не наказывается.

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

Рассмотри также и пребывание его в пустыне, и воздержание его, превышающее силы природы (такую жизнь справедливо назвать жизнию ангельскою), и то, как он стал странником и необычайным, – сравнишь ли его дела или слова! Сказание передает, что он провел в посте сорок дней и сорок ночей, питаясь только молитвою и надеждою на Бога. «Иоаким постился сорок дней и сорок ночей, говоря: не сойду отсюда ни есть ни пить». У нас есть особенно спорливые люди, из коих одни почитают это невероятным, а другие даже невозможным. Действительно, подвиг этот превышает силы человеческие; потому что один Творец сохраняет природу достаточною для предопределенной цели. Ее-то и представлял праведник в полное распоряжение Божие и усильным сопротивлением требованиям тела сподобился получить от Бога же как благодать подвигов, превышающих силы природы, так и благодать даров, превышающих ожидание. Так и Моисей изумляет пощением своим в продолжение сорока же дней. Да, и его подвиги изумительны. Но если кто пожелает рассмотреть воздержание Моисея и Иоакима с большим тщанием, то именно найдет, что пощение их отличается одно от другого. Моисей воздерживался и потому, что так определил Бог , и потому, что охранял скрижали, и потому, что дожидался Законодателя: что и доставляло ему наилучшее подкрепление и вместе с тем облегчало как тяготу продолжительного времени, так и требования природы. Между тем Иоаким отдается пустыне, подъемлет на себя подвиги и изливает напряженную молитву не получая ободрения ни от чего, но укрепляясь одною необманчивою надеждою на Бога. Кто не изумится такому обстоятельству и не почтет его превышающим всякое слово, когда оно величием своим поистине превосходит всякое разумение? Подумает иной, что настоящие слова мы говорим преувеличенно. Таковый пусть сам представит себе события в том виде, каковы они есть, и присмотрится, действительно ли они таковы, что никто не в состоянии прославить их, хотя бы он стяжал красноречием своим громкую известность, тем более превознести их гораздо больше, нежели как они заслуживают. Таковы деяния праведного Иоакима!

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Nikomi...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010