140 И. С. Шмелев — О. А. Бредиус-Субботиной 24. I. 42 11 утра Дорогая моя, светляночка, голубка моя… Я писал тебе о “встрече”, о _н_о_в_о_й_ жизни, — я призвал тебя к решительному шагу в жизни нашей. Эти дни я много томился думами об этом. Слушай, — и принимай все, как самое искреннее мое. Тут — ни “уклонений”, ни “страхов перед новым” нет у меня. Тут — за тебя, за твою судьбу боязнь, — и только: _н_е_ за себя. Завтра будет 4 мес., как я открылся тебе и сказал прямо, верно: Оля, будь со мной, будь моею женой, законной, благословенной в таинстве. Тебя это потрясло, смутило, ты стала просить ничего не посылать, что могло бы… Ты помнишь. Твое письмо, от 2 окт. Теперь оно снова возникло во мне вместе с болью в растерянности моей, и вызвало те ужасные дни, октябрьские. Мне тогда казалось, что я тебя утратил, ты — уходила от меня. Это было не так. Но твое смятение _б_ы_л_о. Мне тревожно думать, что и на этот раз, получив мое письмо, от 23. I, ты смутишься, ты снова впадешь в трепет-муку, от моих слов. Я учитываю и это, и то, что ты, м. б. загоришься и — надо же когда-нибудь решить! — найдешь в себе силы сделать решительный шаг, м. б. и бесповоротный. Моя совесть, моя сильная любовь к тебе, мое почитание тебя, мое преклонение перед тобою, моя крепкая вера в исключительность и единственность твою, моя вся нежность к тебе… — все это велит мне быть очень с тобою бережным, не просить от тебя усилий сверх твоих сил. Оля… я с открытой душой к тебе говорю: _в_с_е_ обдумай, пересмотри в себе, прежде, чем сделаешь важный шаг. Ведь, написав тебе то, что я написал в письме 23-го янв., я беру на себя огромную ответственность. Твой шаг м. б. и непоправим, для всей твоей жизни. Все обсуди. Ты меня не знаешь лично, не видала, не проверяла опытом жизни. Допускаю: мы встретились — в Париже ли, в Арнхеме ли… Нет, ты приехала, как я предполагал, ко мне. Ну, подумай… ну, а если я в каком-то отношении, ну… не подхожу тебе… ну, просто, ты увидишь вдруг, что выдуманный тобой, сотворенный в мечтах, по книгам моим, по моим ли письмам, — чем-то —, а м.

http://azbyka.ru/fiction/zapiski-shmelev...

244. 1295. (Син. 1. 1621 дек. 12. См. 18 мая и 7 ноября с Феодотом. Вернее 18 мая вместо Афанасии – Юлия и вместо Полактии – Фаина.) Воспоминание падшего праха от воздуха, в Царьграде в 472 г. 6 ноября. Вас. 43. 1295 (Конст. 1 нояб. Соф. Прол. 319 нояб. 5). Пр. Варлаама хутынского, † 1192. Прологи 1425 и 1432 г. Мак. 1625. и др. †. Соф. М. 1439 г. Канон Пахомия. Служба. (Белоз. 493 июня 5. 201 сент. 24. Тип. св. окт. 7. По КСоф. Мощи обретены 6 июня 6960 г.). Мощи в обители его. II. Св. Павла юродивого коринфского в мире. Лавр. Петр. 1295 (239. Сирм. 28 февр.). Муч. Никандра мечем. 1295. III. Преставление св. Германа , архиеп. казанского, † 6 ноября 1567 г. 209. Мощи в Свияжске. Преставление Луки , экономапечерского. Киев. Мес. (сн. 22 сент.). Мощи в Антониевой пещере. IV. Муч. Виктора в Коринфе. 1142. 244. Мак. По мучению и образу смерти отличен от Виктора в Коринфе же 31 янв. Нынешний Виктор при игемоне Феокте, а не Тертие, повешенный на древе, палимый, потом по чрепкам влачимый и по язвам оцтом поливаемый, испросив время для распоряжения имением, умер в темнике. V. Муч. Иерона . Папебр. Киев. (7 ноября). Св. о. Александра . Шиш. с Павлом. (Патриарх же цареградский 30 августа). 7 I. Св. муч. Иерона и дружины его в Мелитине при Диоклитиане, именно: Исихия, Нинандра, Афанасия, Маманта, Варахия, Каллиника, Феагена, Никона, Лонгина, Феодора, Валерия, Кеанфа, Феодула, Каллимаха, Евгения, Феодоха, Острихия, Епифания, Максимиана, Дукития (МГр. Дулкития ), Клавдиана, Феффила, Гигантия, Дорофея, Феодота, Еастрикия, Аникиты, Фемелия, Евтихия, Илариона, Диодота, Амонита (всех 33. Имена их в стихирах и каноне). Конст. 42 и все. М. Р. МПорф. Соф. М. 1439 г. Канон Иосифа, в Гр. М. другой I. монаха. Служба. Свв. мучч. Меласиппа и Касинии и Антонина сына их в Анкире при Иулиане. Вас. Петр. Асс. Сирл. М. Р. В Р. М. Касина названа Кариною. Свв. мучч. Авкта, Тавриона и Фессалоникии в Амфиполе македонском. Вас. Петр. М. Р. МКр. М. 11 и 12 в. с каноном Иосифа. Св. муч. Феодота корчемника.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

244. 247. Пролог. Киев. Мес. (До Мак. 29 окт. одно лице с Анастасиею римлянкою 29 окт., судя по сказанию). Свв. апп. от 70: Тертия, Марка, Иуста и Артемы . Сн. Колосс. IV. 10. 11. 369. МГр. (1295. 239. Рум. Сирм. 20 окт. Клар. 1345 и др. 22 июня. Марка Син. 1. Прол. июня 21. Шиф. МГр. 16 июня. Терентия или Тертия 1370 и Пролог 21 июня. Иуста Антон. 21. июня. М. Р. мР. А. У. Н. Копт. 1286 июля 20. Артены Шиф. 28 июля. 1429. Маз. 29 июля. Пролог 10 ноября. См. 4 янв.). II. Мучч. Александра, Крониова, Иулиана, Макария и других 13 при Декии в Александрии. 1295 (239 окт. 31). Иосифа , патриарха константинопольского. 1295. Сирл. (Шиш. 23 окт. Остр. 29 окт. 51 янв. 26. Не константиноп. патриарх, но другое лице. См. Т. I о прологах славянских стр. 254). Муч. Дометия мечем. Так как на 30 октября перенесены многие памяти в греч. синаксаре стишном с марта; то, вероятно, и здесь разумеется Дометий перс, что 23 марта, коему неверно приписана автором пролога смерть от меча. III. Численской иконы Божией Матери. Память о св. Стефане Милютине короле сербском, – Уроше 2 (1275–1320, † окт. 29),старшем брате его Драгутине (1270–1275, † 22 марта 1316 г.) и матери их Елене († 8 февр. 1306). Филарет. В Сербляне служба Стефану. Одного Стефана ныне в 51. Мил. и 201. Сн. 11 нояб. 9 мая и 29 окт. IV. Германа. Охр. (Син. окт. 31. В иерон. мартирологе есть ныне муч. Герман в Никомидии в числе других. В Петров. и др. есть ныне Герминигильд, что у нас 1 ноября. Но, вероятно, здесь разумеется Герман, еп. Капун, примиритель востока и запада, † 540 г. что ныне у Адона и в Р. М. Св. Петра . Синакс. перемышльск. 1861 г. по Мартынову, сн. 27 окт. Кирилла еп. Рум. Готф. Кирилла патриарха в Моск. Киприана еп. в Екл. Вероятно, это Кириак или иерусалим. или константинопольский. см. V. Св. Епифания . Син. 1. (12 мая или 25 авг. или из Епимаха). Максима диакона. Екл. М. Р. Мученик в Апамее (ныне Динеир) во Фригии при Диоклитиане. V. Страсть Кириака патриарха, следовательно иерусалимского. Констан. 42. Флор. 1. Кал. Остр. Нан. 1 и многие (28 окт.).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

37 В ненумерованном кодексе Давида Редестиноса (с датой 1433 г.), хранящемся в Русском Археологическом Институте в Константинополе на 144 л. значится: «Φαρδιβουκη κενος κα πρωτοπαπς τν ποστλων δομστικος τσι πρωτοπαπς πξω» (=Фардивука – протопоп доместик святых Апостолов, т.е. внешний протопоп). См. также у Jean Thibaut «La notation de St Jean Damascene» отд. оттиск стр. 8. Из цитированного здесь места ясно что у ново-византийцев δομστικος называется πρωτοπαπς πξω – первым внешним попом (в противоположность внутреннему попусвященнику) или головщиком (последний, собираясь вступить в церкви в свои обязанности, предварительно надевает на себя рясу; отсюда название его ποωτοπατ.ας, но πςω–извне, вне алтаря). Но так как пение, исполняемое этими протопо­пами, названо по их чину пападическим, что и содержится в известных науке манускриптах – пападиках «παπαδικ» (в Публ. Б-ке хранятся не­сколько таких пападик; см. Кодексы I20(XV в.), 130, 132–137, 139, 188, 203 и 207) то ясно, что и пение исполняемое доместиками – «демественное» скорее всего могло получить свое название от звания его исполнителей. 40 «Κα ν τουτω τ καιρ εσγειν πρς χειρονομαν τν νακειμνων τος δο μεγλους δομεστκους ... πρς τ ποιεσθαι τν χειρο­νομαν π τν ψαλμδαν τν νακειμνων πατρων». 41 Такого характера трактат о хирономии, изданный в греч. ж. „Χωτηρ11 1882 г., т. 5, стр. 348 – 352, Икесием Латри, найденный им в библиотеке своего отца в Ая-Сулуке. Подобный текст содержится и в афинском кодексе 335. См. Σακκεμνος Κατλογας, стр. 169. 42 «Χειρονομα στ νμος παραδεγμνος τν γων πατρων, το τε γου Κοσμ το ποιητο κα το γου ωννου το Δαμασκηνο, νκα γρ ξρχεται φον το μλλον­τος ψλλειν τι, παραυτκτ χειρονομα, να παραδσκνοσιν χειρονομα μλος», л. 10 об. 43 В теперешних богослужебных книгах (мес. септемврий Л день настоящее песнопение значится: на оутрени. По 2-м стихословии седален глас 6. 44 «Σντογμα τν θεων κα ερν καννων» π Γ. Α. Ρλλη κα Μ. Πτλη. Αθνησιν, 1853 г., стр. 185.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

II. Св. муч. Агафодора в Тиане каппадокийской. У Никодима краткое сказание. Муч. Иордана трапезунтского, † в 1650 г. от турок. Солов. Преподобномуч. Гавриила в Царьграде в 1676 г. Солов. V. Св. праведн. Симеона. Неап. (3 фев.). Перпетуи, Фелицитаты и дружины. Вас. Мед. Соф. Прол. и др. (1 февр.). 3 I. Св. праведного Симеона Богоприимца и Анны пророчицы. За Син. 1 большая часть одного Симеона. Обоих в 42. 43. Иер. Нан. 2. Акад. оба. М. 11 и 12 в. МКр. Служба. Канон Иосифа. Стих. Германа, I. монаха. В М. 181 другой канон неизвестного (Неап. и Копт. 1338 Симеона 2 февр. Сирл. 1 февр. Анны пророч. МГр. и Мес. вс. св. 28 авг. М. Р. А. У. Симеона 8 окт. Иерон. Ф. Р. Н. 5 январ. Анны А. У. М. Р. 1 сент.). Свв. мучч. Адриана и Еввула , † ок. 308–309 г. в Кесарии палестинской. Вас. Петр. 239. (1621, 51 янв. 29. Адриана Сирм. Мед. 4 февр. Екл. 7 февр. М. Р. 5 мар. †. Еввуля М. Р. 7 мар. †). Св. муч. Власия в Каппадокии кесарийской. Петр. 1295. ( Соф. 6 февр.). Св. прор. Азарии в X в. до Р. X. 1295. Мак. МГр. (1295. втор. 5 февр. 2 Парал. гл. 15). Свв. мучч. Папия, Диодора и Клавдиана при Декии, † 250 в Перге памфилийской. Пролог. (Вас. Петр. и др. 4 февр. Мил. 6 февр. Флор. М. Р. 26февр. † Екл. 27 февр. Иер. Нан. 2. Вен. и др. 29 февр. Иерус. вместо Диодора – Феодора. МГр. 25 окт.). II. Мучч. Павла и Симона мечем. 1295. Пр. Клавдия в мире. 1295. (Неап. и Син. 1 сей исповедника 4февр.). III. Преставление св. Симеона , первого еп. тверского, † 1289. 201. 209. †. Преставление благов. князя угличского Романа , † 1285. Погод. Мощи обретены 1486 г. свидетельствованы в 1595 г., почивают в приделе его имени. 201. 382. 54 февр. 4. Белоз. 516 февр. 24. Филим. 23 июня). V. Муч. Феодулии . 248. 249. Мак. житие (5 февр.). Священномуч. Авраамия персянина. ЧГр. XI в. 183 (4 февр.). Муч. Перпетуи и дружины. 1621 (1 февр.). Св. священномуч. Власия. Неап. М. Р. (11 февр.). 4 I. Пр. Исидора Пелусиота, † ок. 436 г. Вас. Иер. Кал. Флор. 1. Нан. 1. Сир. и другие. М. Р. М. 11 и 12 в. МКр. Служба. Канон Феофана по М. 183 и 153, что и у нас. Стих. Германа.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

IV. Муч. Персисы . Сирм. (сн 24 Персы). Пр. Ревекки . Филим. Новое лето . Син. 1 и 2. Асс. Остр. Сав. Это начало индикта, введенное при Константине В. и называвшееся Константиновым или Кесарским. V. Соссия . Неап. (21 апр.). Евсевия исповедника, мученного финическим князем. Петр. 239. Сирм. и др. (21 сент.). Пр. Евфросинии . Филим. (25сен.). Михаила кн. черниг. 239 (20 сен.). 24 I. Св. первомуч. Феклы равноапостольные, ученицы ап. Павла, † близ Селевкии и саврийской. Конст. 42 к все. МКр. М. 11 и 12 в. Стихира Андрея иерус. Канон I. монаха. Служба. (Неап. еще 22 авг. и 22 февр. Копт. еще 20 сент. и 19 июля. М. Р. Иер. Англ. Б. и все 23 сент. Иерон. Р. Н. втор. 22 февр. Иерон. еще 20 дек.). Пр. Коприя в обители пр. Феодосия, в Палестине, † ок. 530 г. 1295. Сирл. Пр. Никандра псковского чудотворца, † 1581 г. Мощи в его пустыни. Служебная Печ. минея (имя). 209. 1806. Киев. Мес. †. По Погод. св. есть служба. ( Филим. 9 окт.). II. Память чуда Богоматери на о. Китирском (Чериго). Служба. Устав Велик. церкви 1868 г. III. Преставление пр. Авраамия мирожского, основателя спасского монастыря на р. Мироже в Пскове, † 1158 г. 51 и 209. Мощи под спудом в Мирожской обители. Убиение пр. Галактиона вологодского поляками и литовцами в 1612 г. 209. †. Мощи в Спасокаменном монастыре. Преставление Стефана , в иноках Симона , первовенченного краля сербского († 1224 сент. 24), племянника его Давида и сына его короля Владислава (1230–1239). Св. Стефан есть сын св. Стефана Неемани (13 февр.). Есть ему служба в Сербляке. Мощи его в монастыре Студенице. Симеона краля сербского ныне есть в Св. 1771 г. и в Евхологионе Будском; он же 14 сент. у других. Открытие мощей Владислава было 30 июля при крале Уроше. Мирожской иконы Божией матери. Явилась в 1198 г. в Спасо-мирожском монастыре псковской епархии, вновь прославилась в 1567 г. 24 сентября. (исхождаху слезы). Печ. часослов 1652 г. 51. 382. 201. (сн. 7 окт.). Служба была напечатана в сентябрьской минее 1666 г. в Москве. Есть она в сборнике Румянц. XVI в. 397).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

I. Пр. Сампосона странноприимца, † ок. 530 г. Конст. Вас. Кал. Кан. Екл. Вен. Мст. и др. М. Р. М. 12 в. Служба. Канон Иосифа (Флор. 1. Ап. 346 июня 26. Екл. втор. авг. 3). Св. Севира пресвитера в Италии. Ч. М. (М. Р. 15 февр.). Праздник о победе над шведским королем Карлом XII под Полтавою в 1709 году. Служба. II. Иоанны мироносицы, жены Хузы. 1370. (М. Р. А. У. Н. 24 мая). Пр. Луки пустынника. 1370. По стихословию Болландисты заключают, что он был писатель, но может быть это Лукий, коего изречения есть в Достопам. сказаниях. Мучч. Маркия и Маркии мечем. 1370 (240. Петр. и др. 26 июня. Вероятно, это сиранузская муч. Марция, в Сми. 1. обращенная в Марка, сн. 21 июня). Они соединяются в некоторых с Ферапонтом, Макарием и Руфом. (26 июня). Муч. Анекта кесарийского при Диоклитиане, после мук усеченного. Сирл. Сказание у Никодима и в Деяниях св. Священномуч. Пиерии , пресвитера антиохийского, огнем. 1370 51. III. Блаженного Мартина , повара туровских епископов, в XII в. Прол. 724. Пролог печ. 1643. Преставление пр. Серапиона кожеезерского монастыря при Кожеозере в Каргопольском уезде, † 1611. 209. †. IV. Пр. Иоанна отшельника. Белоз. 493. Св. Маркеллина . Син. 1. (В Иеронимовом есть ныне Маркеллин с другими испанский мученик). V. Кирилла , патриарха александрийского. LXI. Вас. Асс. Рум. и др. (9 июня). Иоанна архиепископа. Ев. типогр. XII в. 54. Ев. типотр. 1, 14 века с Кириллом алекс. ( Иоанн Златоуст . 13 ноября). Пр. Давида солунского. Вас. (26 июня). Иринея . Неап. (23 авг.). Пр. о. Сергия . Св. 382. (28 июня два Сергия). Акилы апостола. Хлуд. 28 (15 июля). Георгия святогорца, критора иверской обители. Груз. Мес. (13 мая М. Гр.). Блаженного Николая новгородского. 1621. 51. Белоз. 493 (27 июля). 28 I. Пренесение мощей свв. бессребренников и чудотворцев Кира и Иоанна из Канона в селение Мануфин недалеко от Канона в Египте в 412 году. Все (кроме Коал. 1. Неап. и 42). М. 12. Служба. В М. 449 и МГр. 1870 канон. Иосифа другой. (Память их 31 янв.) Главы их были в 1200 году в Софии в Царьграде и их видел паломник Антоний.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

Quinoel Comment. in libros historicos N. T. Vol. IV: Acta Apost. Lips. 1827, p. 149. Архим. Михаил. Цит. соч., стр. 120. 824 Juchas. fol. 60. 2; Joma. fol. 39. 2. cf Lightfoolus. Horae liebraicae et talmudicae in Acta Apostolorum Lupsiae. M. Д. C. LXXIX, pp. 37. 38. 833 Это видно из анализа речи. Впрочем, находятся немногие толкователи (Meyer и др.), которые утверждают противное. 838 S. Joannes Chricostomus. In Act. homil. XIX,. p. 182. „Nicodemus nepas meus (inquit Gamaliel), cum а Domino audisset, baptizatus est а Sanctis Petro et Joanne“. (Revelatio Luciano facta, ad calcem app. s. August, t. VII. p. 810). Cf. Baunard. Op. cit. p. 197. Четьи-Минеи. Янв. 4, Авг. 2. 845 Дeяh. VI, 5 , ср. Архим. Михаил. Цит. соч. Стр. 165. А. В. Горский. Цит. соч. стр. 542. Martyrol. Roman. die 9 Aprilis: Antiochiae S. Prochori, qui fuit unus ex septem primis diaconis, et fide ac miraculis clarus martyrio coronatus est. Lucius Dexter in Chronico ad Annum Domini 94: Prochorus scripsit res gestas s. Joannis, unus ex septem diaconis. Cf. Cornelius а Lapide. Op. cit., p. 134. 862 Nicephorus. Hist. Eccles. II, 42. „ στορεται, ς θειτατος ο τος εαγγειλιστς μετ τν ες ορανος νοδον ησο συνν τ μητρ το Θεο ν τ κατ τ Σιν οκ ατο χρι τς πρς Κριον κδημας ατς и др. 867 В таком смысле (видный, выделяющийся из ряда обыкновенных людей) глагол δοκω употребляется и классиками, напр., Платоном, Еврипидом. Cremer. Bibl.-Theologisches Wörterbuch der Neut. Gräcität. 4 Auflage. Gotha. 1886. S. 297. 873 Четья-Минея 1022 г. Моск. Синод. Библ. 367 (178/CLXXIX) мес. сент. 26 число: Πτρος λγει: μες ς πατρα σε χομεν, κα στερωμα πντων μν τν σv υπομονν etc. Cp. Четьи-Минеи той же Библ. 159, 162. 875 Apollonius (см. Eusebius. Hist. Eccles. V, 18). τι δε ς κ παραδ σεως τον Σωτρ ησι προστεταχναι τος ατο ποστ λοις „ επ δδεκα τοσι μ χωρισθνι το ερουσαλμ“. 886 Бл. Феофилакт. Благовестн. ч. IV, стр. 485. Св. Иоанн Златоуст . Твор. цит ч. I, стр. 450. Cf.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/sv-apo...

395 Часть дерева сожигает в огне, другою частью варит мясо в пищу, жарит жаркое и ест досыта, а также греется и говорит: «хорошо, я согрелся; почувствовал огонь». А из остатков от того делает бога, идола своего, поклоняется ему, повергается перед ним и молится ему, и говорит: «спаси меня, ибо ты бог мой». 396 В 1472 г. в Москве по случаю перестройки Успенского собора открывали гробы митрополитов для осмотра их тел, и о результате осмотра пишется в одной летописи: «Иону цела суща обретоша, Фотия же цела суша не всего, едины ноги толико в теле, а Кипреана всего истлевша, едины мощи», совершенно ясно, что””едины мощи» значит: одни кости. В 1667 г. открыты были мощи преп. Нила Столбенского, и о них было доносимо: «гроб и тело его (Нила) святое земли предадеся, а мощи святые его целы все; ясно, что слова: «а мощи целы все» значат: «а кости целы все». Голубинский Е. проф. История канонизации святых в русск. Церкви. 1903 г., стр. 298. 397 «Если бы это было так», – пишет проф. Ε. Голубинский, – «то все усопшие, тела которых оказались нетленными, были бы причислены к лику святых. Однако этого нет. Из усопших, тела которых оказались нетленными, но которые не были прославлены чудотворными, остаются не причтенными к лику святых, можно указать на митроп. Тобол. Павла Конюскевича (†1770 г.), нетленное тело которого почивает открыто в Киевской Лавре, и на княжну Слуцкую Софию Юрьевну (†1617 г.), нетленные мощи которой почивают в Слуцком (Минск. губ). Троицком монастыре. В Авг. мес. 1419т., по случаю перенесения в новопостроенный Успенский собор (в Москве), обретено было нетленным тело митроп. Филиппа, скончавшегося 6 лет и 5 мес. тому назад; в продолжение двенадцати дней тело не было погребаемо, очевидно, в ожидании не последует ли от него чудотворений; но чудотворений не было, и оно, несмотря на нетление, спустя двенадцать дней предано было погребению». История канон. св. в рус. Церкви. 1903 г., стр. 301–302. 398 Никитский С. Вера Правосл. Восточ. Грско-Российск. Церкви, по её символическ. кннг. Тетрадь 1-я. 1889 г., стр. 84.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Vlady...

24 . Поэтому те, кого поддерживает лишь помощь закона без помощи благодати, кто полагаются на свою силу и ведомы своим духом, не суть сыны Божии. Они подобны тем, о которых тот же апостол говорит, что они не разумея праведности Божией и желая утвердить собственную праведность, праведности Божией не покорились 134 . Он сказал это об иудеях, которые по самоуверенности отвергли благодать и потому не уверовали во Христа. И говорит апостол, что они пожелали утвердить собственную праведность, а именно праведность от закона; [он говорит так] не потому, что закон был утвержден ими, но поскольку они утверждали свою праведность на законе, данном от Бога, полагая, что они своими силами могут исполнить этот самый закон. Они не ведали праведности Божией, не той праведности, которой праведен Бог, а той, которая [даруется] человеку от Бога. И чтобы вы знали, что апостол называет принадлежащей им ту праведность, которая [происходит] от закона, а праведностью Божией – ту, которая даруется человеку от Бога, послушайте, как говорит он в другом мес-те, рассуждая о Христе: Ради Него я от всего отказался, и все почитаю за сор, чтобы приобрести Христа и найтись в Нем, имея не свою праведность, происходящую от закона, но ту, которая [приобретается] через веру во Христа и [происходит] от Бога 135 . Что же значат слова: имея не свою праведность, происходящую от закона, ведь и сам закон не его, но Божий? Разве не потому называет он праведность своей, хотя она и происходит от закона, что [прежде] полагал, будто он может по своей воле исполнять закон, то есть без помощи благодати, которая приобретается через веру во Христа? Вот почему, сказав: Имея не свою праведность, происходящую от закона, он далее прибавляет: но ту, которая [приобретается) через веру во Христа и происходит от Бога. Этой праведности не ведали те, о ком он говорит, что они не разумея праведности Божией, то есть [происходящей] от Бога (ведь ее дарует не умерщвляющая буква, а оживотворяющий дух), и желая утвердить собственную (ту, которую называет он праведностью от закона, когда говорит: Имея не свою праведность, происходящую от закона), праведности Божией не покорились, то есть не покорились благодати Божией. Ибо они были под законом, а не под благодатью, и потому господствовал над ними грех, от которого человека освобождает не закон, а благодать. Поэтому сказанное апостолом в другом месте: Грех – да не господствует над вами, ибо вы не под законом, но под благодатью 136 не означает, что закон зол, но [так сказано], поскольку под ним находятся те, кого делает он виновными, повелевая, но не помогая. Ибо благодать способствует тому, чтобы человек был исполнителем закона, и без этой благодати, находясь под законом, он будет лишь его слушателем. А подобным апостол говорит: Вы, оправдывая себя законом, отпали от благодати 137 .

http://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgust...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010