2008. Кат. 176, 227; Русская икона XV-XX вв. 2009. Кат. 115, 170). Обилие изображений святого, относящихся к синодальному времени, свидетельствует о частых случаях наречения детей в его честь и об устойчивости почитания И. В. как заступника, в т. ч. в старообрядческих кругах. В качестве святого, к-рому молятся об обретении украденных вещей и о возвращении «рабов», он (обычно вместе с Феодором Тироном, имевшим аналогичные функции) изображался на многочисленных иконах и гравюрах XIX в., именовавшихся «Сказание киим святым какие благодати исцеления от Бога даны» (см. разные варианты этих композиций: Ровинский. Народные картинки. 1034. С. 418-420; Сибирская икона. 1999. Кат. 8; Icone russe. 2003. Cat. 272, 339; Бенчев. 2007. С. 16, 17; Комашко, Преображенский, Смирнова. 2009. Кат. 160; Русская икона XV-XX вв. 2009. Кат. 160). К произведениям этой категории близки памятники, подобные складню с Владимирским образом Божией Матери и праздниками (кон. XIX в., Мстёра, ЯХМ), на створках к-рого изображены св. заступники; И. В. представлен на правой створке вместе с мучениками-целителями Пантелеимоном и Вонифатием («На ратный труд благословляющие». 2005. Кат. 16). Изображения И. В. в составе минейных циклов (под 30 июля, вместе с апостолами Силой и Силуаном) изредка встречались и в 1-й пол.- сер. XVII в. (И. В. в одеждах мученика представлен на минейной иконе из комплекта этого времени, принадлежавшего Никольскому единоверческому мон-рю в Москве), но в целом характерны для более позднего времени: они получают распространение в кон. XVII - 1-й пол. XVIII в., т. е. в эпоху утверждения почитания святого. К числу ранних минейных циклов, включающих его образ, относятся роспись четверика ярославской ц. св. Иоанна Предтечи в Толчковской слободе (1694-1695), икона «Новозаветная Троица с праздниками и минеей» из ц. Феодоровской иконы Божией Матери в Ярославле (кон. XVII в., ЯИАМЗ), комплект 1701 г. (ГТГ), икона на май из комплекта 1-й пол. XVIII в., находящегося в Сампсониевском соборе в С.-Петербурге, листы из гравированных святцев Г.

http://pravenc.ru/text/471095.html

и., так и образы, отражающие взаимовлияние иконографических типов Б. и. и Богоматери «Моление о народе». Характерная особенность этих икон - появление пейзажного фона и разных вариантов текста на свитке Богоматери. На нек-рых иконах присутствуют надписи с эпитетом «Боголюбская». Древнейший из точных списков Б. и. кон. XVII - нач. XVIII в., икона 1677 г., подписанная Феодотом Феофановым, сыном Протопоповым (Ухтомским), происходит, по сведениям Н. И. Комашко, из Смоленско-Корнилиевской ц. Переславля-Залесского (ныне в частном собрании). Икона довольно точно передает сложившуюся к тому времени иконографию первообраза за исключением изображения Деисуса на верхнем поле. По сообщению Н. В. Султанова, в ц. в честь Казанской иконы Божией Матери с. Марково Бронницкого у. находилась Б. и., подписанная Симоном Ушаковым . Наиболее точными списками Б. и., воспроизводящими Деисус на верхнем поле, являются: икона 1694 г., написанная иером. Толгского мон-ря Геннадием (ЯХМ); икона 1710 г., написанная Яковом Ивановым Молчановым для ц. св. мч. Иоанна Воина на Якиманке в Москве (в наст. время там же), икона 1712 г., написанная Василием Улановым «с чудотворнаго образа, что у Стретения в Верху» для московской ц. Св. Троицы в Сыромятниках (ГТГ). Ряд икон рубежа XVII-XVIII вв., повторяя основные иконографические особенности древнего прототипа, под влиянием композиций с образом Богоматери «Моление о народе» дополняет изображение молящейся Богоматери фигурами припадающих святых: икона 1689 г. из московской ц. Воскресения в Кадашах, написанная Николаем Соломоновым и др. (ГТГ; к ногам Богоматери припадают преподобные Сергий Радонежский, Варлаам Хутынский и Иоанн Дамаскин; изображение Деисуса отсутствует), и икона кон. XVII в. из собрания банка «Интеза» (г. Виченца, Италия; у ног Богоматери - Сергий Радонежский и Варлаам Хутынский, на верхнем поле изображен пятифигурный Деисус). На Б. и. Высокопетровского мон-ря было изображение припадающего кн. Андрея. Известен случай, обусловленный воздействием почитания Б.

http://pravenc.ru/text/149497.html

В XVII в. появился неизвестный по ранним памятникам тип, в котором изменено положение рук Младенца и Пресв. Богородицы, изображенной почти оглавно. Богоматерь обеими кистями удерживает склоненную назад головку Сына, держащего у подбородка свиток и схватившегося ручкой за край мафория. Нередки случаи появления больших храмовых икон этого извода, часто предназначенных для приделов и храмов, которые освящены в честь Корсунской иконы Божией Матери (напр., на иконе 1-й трети XVII в. из ц. вмч. Димитрия Солунского в Ярославле, ЯХМ, 105×83; см.: Иконы Ярославля XIII - сер. XVII в.: Шедевры древнерус. живописи в музеях Ярославля. М., 2009. Т. 2. 11. С. 10-11). Число К. и. становится значительным в XVIII-XIX вв., что связано с установлением общерус. дня почитания (9 окт.). Теперь К. и. все чаще напоминают (в прямом или зеркальном переводе) прославленные в Новое время чудотворные иконы: Касперовскую (принесена в кон. XVI в. на юг России из Трансильвании) или Дегтярёвскую (сер. XVIII в., ЦМиАР, происходит из южнорусских земель; см.: О Тебе радуется. 1995. Кат. 31); см. также К. и. иконописца А. И. Квашнина (1708, частное собрание; см.: Русская икона XVIII в./Вступ. ст. и сост.: Н. И. Комашко. М., 2006. Ил. 4). Иконография таких икон в большей степени повторяла зап. образцы. В подписях под иконами появилась отсылка к прототипу (по месту прославления), но все они объединялись общим названием «Корсунская». Широкое распространение эти иконы получили с появлением гравированного изображения К. и. работы Г. П. Тепчегорского, которое наряду с другими новыми типами иллюстрировало рукописный сборник «Солнце Пресветлое» (МГУ НБ. Ф. 293. Л. 29-29 об.; вариант, переписанный в 1730 г. Федором Мурыгиным - ГИМ. Муз. 42. Л. 19 об.). Иконография закрепилась в связи с распространением гравюр, прорисей и больших икон «Свод чудотворных икон», появившихся в России в то же время ( Кочетков И. А. Свод чудотворных икон Богоматери на иконах и гравюрах XVIII-XIX вв.//Чудотворная икона в Византии и Др. Руси/Ред.-сост.: А. М. Лидов. М., 1996. С. 404-417); изображения сопровождались названием «Корсунская».

http://pravenc.ru/text/2458749.html

Филарет (Дроздов) 1821–1867 гг. Русский перевод Библии. Св. Иннокентий (Вениаминов) 1868–1879 гг., апостол Америки. Макарий (Булгаков) 1879–1882 гг. Великий догматист и историк. Иоанникий (Руднев) 1882–1891 гг., Леонтий (Лебединский) 1891–1893 гг., Сергий (Ляпидевский) 1893–1898 гг., свщмч. Владимир (Богоявленский) 1898–1912 гг. Принял мучения за Христа от большевиков в Киеве. Св. Макарий (Невский) 1912–1917 гг. Апостол Алтая. св. патр. Тихон (Белавин) 21.11.1917–04.05.1922 гг. Арестован большевиками, в это время был Патриарший Местоблюститель. митр. Агафангел 5.06.1922 – лето 1922 г. местоблюститель. св. патр. Тихона 14.06.1923–07.04.1925 гг. После смерти патриарха полнотой его власти фактически обладал св. митр. Петр (Полянский) Крутицкий 12.04.1925–10.10.1937 гг. Реально он управлял Церковью 12.04.1925–10.12.1925 гг., после чего был арестован и пробыл в тюрьме вплоть до своей мученической кончины. Митр. Сергий (Страгородский) Нижегородский 10.12.1925–8.12.1926 гг., митр. Иосиф (Петровых) Ростовский (Ленинградский) 8.12.1926–29.12.1926 гг., архиеп. Серафим (Самойлович) Угличский 29.12.1926–12.04.1927 гг., митр. Сергий (Страгородский) Нижегородский 12.04.1927–27.12.1936 гг. Митр. Сергий (Страгородский) 4(27). 12.1936 г. Архиерейским Собором 30.08.1943 г. избран Патриархом. Патриарх Сергий (Страгородский) 30.08.1943–2(15).05.1944г. Патриарх Алексий I (Симанский) 31.1.1945–1970 гг. Патриарх Пимен (Извеков) 1970–1990 гг. Патриарх Алексий II (Ридигер) 11.6.1990 г., 179-м архиереем от апостола Андрея является Патриарх Московский и Всея Руси Кирилл. Такие списки преемственности есть у всех Поместных Церквей.  Конец первой встречи.  Встреча вторая.  Книга Правил. Догмат трехсот шестидесяти седьми святых отец Седьмого Собора, Никейского. скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии Стоялов Максим Викторович 13 июня 2018, 00:20 Спасибо. Прот. Олег Стеняев 14 сентября 2017, 17:46 Павел! Все значительно хуже... Это настоящий миф о том сектанты хорошо знают Писание. Рекомендую в Яндекс набрать: " Диспут с харизматиками " (видео) и Вы сможете два часа наблюдать за полной беспомощностью сразу трех официальных представителей ХВЕ.

http://pravoslavie.ru/106353.html

Яков Васильевич Милюков († до 1604 г.), выборный дворянин по Суздалю. Кормовое поминовение («корм большой») инока Иосифа, его отца Василия и сына Ивана совершалось 28 мая (Архив РАН. Ф. 620. Оп. 1. Д. 165. С. 37–38). Иван Федорович Крюк Колычев, московский дворянин в 1584–1603/04 гг. Филипп Федорович Голенищев, дьяк в 1597/98–1611 гг. Иван Владимирович Кольцов Мосальский, князь, стольник в 1606–1607 гг. Второй Иванович Озеров, гость, упоминается в Костроме под 1602 г. По-видимому, архимандрит Костромского Ипатьева монастыря Яков в 1597–1606 гг., после удаления в Соловецкий монастырь принял схиму с именем Илья. Иона (Брутков; † 1621 г.). Арсений Елассонский († 29 апреля 1630 г.), архиепископ при московском Архангельском соборе в 1607–1613 гг., в 1613–1615 гг. архиепископ Тверской, а с 1616 г. – Суздальский. Дмитрий Михайлович Пожарский (1578–1642 гг.), князь, боярин в 1613–1642 гг. Вероятно, это Иван Давыдович Панин, в иночестве Иона († 1623 г.), выборный дворянин по Козельску в 1602/03–1606/07 гг. Аггей Леонтьевич Кафтырев, в 1580-х гг. сын боярский. Борис Тимофеевич Овцын, московский дворянин в 1618–1630/31 гг. Федор Меньшой Чеботов, приказной человек великой старицы Марфы Ивановны Романовой. Петр Исаакович Шахов († 1613 г.). Петр Иванович Пронский Рыбин, князь, стольник с 1606/1607 г., московский дворянин в 1618/19–1647 гг. Григорий Леонтьевич Никитников, гость с 1613/14 г., таможенный глава в Москве, Архангельске и Холмогорах в 1620–1640 гг. Никифор Емельянов († 1615/16 г.), дьяк в 1608/09–1615/16 гг. Индитья – тканевый покров на алтарь. Дмитрий Федорович Скуратов († 1627 г.), московский дворянин в 1611–1627 гг. Панагия – (от греческого panagia, «всесвятая»), небольшая украшенная иконка, носимая на груди архиереями . Григорий Семенович Овцын, возможно, выборный дворянин по Костроме в 1648/49 гг. Иван Иванович Внуков († 1623 г.), московский дворянин в 1604–1618 гг. Митрофан, архимандрит Суздальского Спасо-Евфимьева монастыря в 1612–1619 гг. Дмитрий Яковлевич Плещеев († 1614 г.).

http://sedmitza.ru/lib/text/10253480/

Чуков Н. К., прот. Дневник. Тетрадь 27. Фрагмент ( Александрова-Чукова Л. К. Митрополит Григорий (Чуков). С. 89). Павлин (Крошечкин; 1879–1937 гг.), сщмч. Евлогий (Георгиевский; 1868–1946 гг.), с 1914 г. архиепископ Волынский и Житомирский. Павел (Борисовский; 1867–1938 гг.). Анатолий (Грисюк; 1880–1938 гг.), сщмч., митрополит Одесский и Херсонский. Дамиан (Касатос; 1848–1931 гг.). Василий III (Георгиадис; 1846–1929 гг.), с 1925 г. по 1929 г. Патриарх Константинопольский. Антоний (Храповицкий; 1863–1936 гг.). Григорий IV (Хаддад; 1859–1928 гг.). Так в рукописи. Василий Димопуло (1867– 1934 гг.), архимандрит; в 1924 г. назначен настоятелем подворья Вселенского патриарха в Москве; посол (сакеллион) Константинопольского патриарха Василия III в Москве; почетный член обновленческого «Синода». Евгений (Зернов; 1877–1937 гг.), сщмч. Рассказы об «обновленствовании» о. Николая дошли не только до Соловков и Местоблюстителя, но и до митрополита Сергия. В мае 1926 г. ему пришлось снова объясняться запиской, на которой тот 9 июня 1926 г. сделал резолюцию: «Записка как будто не оставляет сомнения в православии о. прот[оиерея] Чукова и не дает оснований в чем-ниб[удь] противном Церкви его подозревать» (Архив Санкт-Петербургской епархии, ф. 3, оп. 3б, д. 63, л. 20). Иван Васильевич Попов (1867–1938 гг.), мч., доктор церковной истории, участник Поместного собора 1917–1918 гг. от Московской духовной академии. В 1925–1927 гг. находился в Соловецком лагере. Один из авторов «Соловецкого послания». Никандр (Феноменов; 1872–1933 гг.), епископом Вятским был в 1914–1918 гг. Димитрий (Любимов; 1857–1935 гг.), сщмч., в январе 1926 г. хиротонисан во епископа Гдовского; иосифлянский «архиепископ» Гдовский. Серафим (Протопопов; 1894–1937 гг.), в 1926–1928 гг. епископ Колпинский. Василий (Беляев; 1870 – не ранее 1931 г.). Протоиерей Владимир Воробьев привел устное сообщение Местоблюстителя о том, что епископ Василий говорил неправду ( Воробьев В., прот., Косик О. В. Указ. соч. С. 37–69). Из декабрьского 1929 г. письма митрополита Петра следует, что епископ Василий у него был, но «ни ему, ни другому моему сожителю… я не давал никаких поручений, касающихся церковных дел» (Акты Святейшего Тихона... Ч. 2. С. 682).

http://sedmitza.ru/lib/text/10047581/

Богородицы Болнички в Охриде с арх. Гавриилом и царем Соломоном (2-я пол. XIV в.); врата из с. Бара (Болгария, кон. XVI в., музей Преображенского мон-ря). Эта традиция восходит к иллюстрациям Псалтирей, где изображение Б. соответствует Пс 44. 11 (напр., Хлудовская Псалтирь (ГИМ. Греч. 129., IX в.): Богоматерь, стоящая перед престолом с пряжей в руках, на нимбе Которой парит Св. Дух в виде голубя, изображена между архангелом и царем Давидом). На Руси формируется иной тип царских врат, где Б. помещается в навершии створок, а на основном полотне дверей изображаются либо святители Василий Великий и Иоанн Златоуст, имена к-рых носят 2 визант. литургии, либо 4 евангелиста (напр., врата с ростовыми изображениями Василия Великого и Иоанна Златоуста -XIII в., ГТГ; левая створка врат c архангелом из Б., евангелистами Иоанном и Лукой -XV в., ЦМиАР; врата с изображением 4 евангелистов, 1425-1427, СПГИАХМЗ; врата с изображением Евхаристии и 4 евангелистов, XVI в., ГРМ). В иллюстрациях к Псалтири встречаются разные варианты Б., в т. ч. дополненные сценой чтения Богородицей Свящ. Писания. В миниатюре греч. Псалтири 1084-1101 гг. (Dumbarton Oaks. 3. Fol. 80v) в верхней части представлено Б. обычного типа со стоящей перед ангелом Богородицей, а в нижней изображена Богородица на престоле перед домом, с раскрытой книгой на коленях, указывающая перстом правой руки на страницу. Изображение Богоматери с книгой встречается также в миниатюрах к Словам Иакова Коккиновафского (Vat. gr. 1162). Мотив чтения Богоматерью книг Свящ. Писания взят из апокрифического Евангелия Псевдо-Матфея. Эта тема не получила развития в восточнохрист. искусстве, но в зап. иконографии была прочно связана с Б. Изображение Богоматери, читающей Книгу пророка Исаии, стало типичным для этого праздника в западноевроп. искусстве. В XVII в. под влиянием западноевроп. гравюр, получивших широкое хождение на Руси, Богоматерь в Б. стали изображать коленопреклоненной перед аналоем, читающей Книгу пророка Исаии, арх. Гавриила - с лилией в руке (иконы из иконостаса Верхнепохвальского придела Успенского собора Московского Кремля, XVII в.; XVIII в., ЯХМ).

http://pravenc.ru/text/149269.html

Вторая группа мероприятий XVII в. касается западных новшеств. Новшества эти, появившись в русском искусстве уже давно, особенно усилились в XVII в. Художественные течения из Греции уже прекратились. Обессиленная материально, лишенная политической самостоятельности, Греция не только не могла влиять на русское искусство, а наоборот, сама нуждалась в поддержке России, и Россия действительно ей помогла: посылала на Восток, в разные места, московские иконы и другие художественные произведения. Между тем искусство в Западной Европе в последние 2–3 столетия достигло высокой степени совершенства. Западноевропейские художественные произведения распространялись в России разными путями – в виде картин, гравюр и металлических изделий – и принимались многими весьма благосклонно. Сам царь Алексей Михайлович усердно покровительствовал им: он любил посещать храмы и заботился о великолепии их убранства. С этой целью он образовал особую Царскую школу иконописцев и стал вызывать в Россию западных художников; последние являлись к нам и водворяли западный художественный стиль. Круг Гурия Никитина. Воздвижение Креста. Икона из праздничный ряда. 1680-е гг. Кострома. 46х39 см. ЯХМ. Происходит из церкви Илии Пророка в Ярославле По примеру царя и русские бояре, ознакомившись с западным искусством отчасти по произведениям заезжих мастеров, отчасти на месте во время своих заграничных путешествий, стали вводить его не только в свои палаты, но и в храмы. Иконописные предания стали все более и более отодвигаться на задний план, новшества явные не только в общем стиле, но и в композициях и в трактовании отдельных фигур, особенно Спасителя, Богоматери, Иоанна Предтечи и других, стали смущать чтителей иконописной старины, и они не замедлили возвысить против них свой голос. Произошло это во время патриарха Никона , когда злоупотребления особенно усилились. Вот что передает об этом диакон Павел, прибывший в Москву вместе с Антиохийским патриархом Макарием: когда в Москве, говорит он, многие иконописцы стали писать иконы на манер франков и поляков и когда вельможи стали покупать образа новой живописи, то патр.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/ocherki-...

  СПРАВКА Как развивалось церковное почитание Пересвета и Осляби в последние пять веков Хотя время местной канонизации святых воинов в точности не известно, о древности их почитания свидетельствуют изображения, сохранившиеся в Лицевом житии прп. Сергия (XVI в.; РГБ), в Лицевом летописном своде (2-я пол. XVI в.; РНБ), на житийной иконе прп. Сергия 1680 г. (ЯХМ. И–394), а также в ряде памятников искусства светского характера. В XVII в. имена преподобных Александра Пересвета и Андрея Осляби были внесены в Святцы. В Месяцеслове Симона (Азарьина) сер. 1650-х гг. сказано: «Преподобнии старцы Александр и Родион, нарицаемии Пересвет и Ослябя, иж на Мамаеве побоищи убиени быша» (РГБ. МДА. 201. Л. 333, день памяти не указан). Имена преподобных старцев-схимонахов Александра Пересвета и Андрея Осляби включены в «Синодик Троице-Сергиева монастыря», где они именуются в ряду Радонежских святых (РГБ. Ф. 304/III. М., 8663). В конце XVII в. имена Александра и Андрея как преподобномучеников Московских были включены в «Описание о российских святых» (Барсуков. Источники агиографии. С. IV). В 1896 г. их имена были помещены также в «Троицком патерике» (в числе «учеников и сподвижников прп. Сергия, в месяцесловах не означенных»). В службе преподобному Михею Радонежскому (М., 1913) Русская Церковь прославляет их как святых воинов (3-я стихира на стиховне, 3-й тропарь 9-й песни канона). Почитание святых монахов-воинов особенно усилилось во время празднования 600-летнего юбилея Куликовской битвы, который торжественно отмечался как государством, так и Церковью. Тогда же (в 1980 г.) была написана и икона Александра и Андрея (совместно с преподобным Сергием и благоверным князем Димитрием). По благословению Святейшего Пат­риарха Пимена в 1981 году в Успенском соборе Троице-Сергиевой лавры был устроен и 11 июня освящен придел в честь Собора Радонежских святых, а также установлено местное празднование этих угодников Божиих 6/19 июля. Еще через месяц (9 июля 1981 г.) духовный собор лавры во главе с ее наместником архимандритом Иеронимом обратился к Святейшему Патриарху с прошением внести ­память Радонежских святых в Церковный календарь для общего почитания верующими.

http://e-vestnik.ru/church/peresvet_i_os...

С XVII в. образы К. и И. часто сопровождались житийными композициями. Они могли различаться по принципам художественного исполнения, будучи более или менее традиционными. Для ц. прор. Илии в Ярославле был создан большой житийный образ К. и И. (нач. 80-х гг. XVII в., ЯХМ). Вероятно, он был выполнен ведущим мастером артели художников, украшавших фресками этот храм, Гурием Никитиным. Заказчицей могла быть Улита (Иулитта) Макаровна Скрипина, вдова одного из инициаторов строительства храма. Ее святая покровительница на иконе изображена вместе с сыном в 3/4-ном развороте влево в молении к Иисусу Христу, восседающему на престоле в облачном сегменте. Детали облачений святых указывают на влияние европ. образцов: на И.- серо-зеленый гиматий; головной покров - в виде капюшона с розовым подбоем и широкой кружевной полосой по краю; под ним - слегка распущенные волосы, нет чепца, драгоценные каймы на вороте, на груди, на поручах и подоле; белая рубашка К. имеет отложной кружевной воротник и планку ( Брюсова В. Г. Гурий Никитин. М., 1982; 1000-летие рус. художественной культуры. М., 1988. 162. С. 132, 358; Комашко, Каткова. 2004. 122. Ил. 202-203). Крупные ладони И. соединены и подняты в молитвенном жесте к Спасителю в облачном сегменте. Упоминание среди чудес исцеления пострадавшей руки, возможно, является молением заказчицы об избавлении от недугов. Сцены жития (13) свободно расположены в архитектурных строениях и ландшафтных уголках, разворачиваясь сверху вниз в левой части композиции; среди страданий - пригвождение и мучение огнем, водой, острижение волос, избиение, усекновение головы. Среди чудес святых показаны примеры их безграничного милосердия к мучителям: исцеление царя от гвоздей и исцеление руки царя, сожженной в котле. Изображение И. со стоящим у ее ног младенцем в молении к Спасителю, благословляющему мучеников с небес, стало традиционным для средника житийных икон. Расположение сцен с мучениями святых могло быть как свободным, повторяющим столичные образцы, напр. на иконе из ц.

http://pravenc.ru/text/1840247.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010