В 1-й пол. XVI в. писали отдельные иконы «Перенесение мощей Иоанна Златоуста», одна из них упомянута в числе пядниц в деревянной трапезной ц. Успения Пресв. Богородицы Соловецкого мон-ря (Описи Соловецкого мон-ря XVI в. СПб., 2003. С. 43). Наиболее ранние иконы И. З. с житийными клеймами, сер. XVI в., возможно из Александровой слободы (ГИМ) и из Феодоровского собора одноименного мон-ря в Переславле-Залесском (ПЗИХМЗ), возникли, вероятно, под влиянием ВМЧ митр. Макария. Они исполнены по сходной программе, близки по составу, последовательности, композициям клейм. Образцом для изображения И. З. в среднике послужили иконы Московских святителей и чудотворцев Петра и Алексия работы Дионисия (кон. XV в.) из местного ряда иконостаса Успенского собора Московского Кремля - И. З. в крещатом саккосе (на иконе из ПЗИХМЗ - в белом; на иконе из ГИМ - в фиолетовом), в омофоре, на левой, покровенной платом руке - Евангелие, правая отведена в сторону в жесте благословения. Житийный цикл на обеих иконах включает эпизоды от крещения до успения и перенесения мощей. Помимо традиц. событий, в т. ч. сцены пострижения и поставления в степени сана, в клеймах обеих икон воспроизведены сюжеты жития, повествующие о противостоянии И. З. неправедной власти, об исцелении бесноватого (на иконе из Переславля-Залесского), о чудесных явлениях И. З. апостолов Петра и Павла (до призвания И. З. на престол епископа К-поля), ап. Павла (во время написания им произведений), апостолов Петра и Иоанна Богослова (во время ссылки), мч. Василиска (незадолго до смерти И. З.). «Свт. Иоанн Златоуст. Перенесение мощей святителя». Икона. XVIII в. (Византийский музей, Афины) «Свт. Иоанн Златоуст. Перенесение мощей святителя». Икона. XVIII в. (Византийский музей, Афины) В XVII в. в житийных иконах И. З. количество клейм увеличилось, иллюстрирование текста стало более подробным, что привело к изменению соотношения образа в среднике и клейм. На иконе И. З. с житием в 52 клеймах из Троице-Варницкого мон-ря в окрестностях Ростова (1-я пол. XVII в., ЯХМ) в среднике воспроизведен иконографический извод, близкий к иконам сер. XVI в. В традиц. цикл введены сцены крещения родителей И. З. и обращенных им учителей, еретиков, детей, женщин; явления небесных посланников людям, причастным к жизни И. З.; встреч И. З. с императором и императрицей; церковных Соборов. Житийная икона И. З. из ц. во имя И. З. в Коровницкой слободе (?) в Ярославле (80-е гг. XVII в., работа мастера круга Семена Спиридонова Холмогорца, ЯХМ) из-за вытянутого по вертикали формата напоминает надгробный покров. Центральный образ святителя, облаченного в испещренный золотым узором саккос, на небесном фоне в окружении барочных картушей и широкой, орнаментированной золотом рамы, монументален, в то время как 40 клейм вокруг него воспринимаются как драгоценные миниатюры. Фонами клейм служат изображения многоглавых зданий с башнями и со шпилями, морских видов, заимствованных из европ. гравюр и книжных иллюстраций.

http://pravenc.ru/text/541598.html

В XVII в. в разных художественных центрах продолжилось развитие иконографии местных святых. Для муромских храмов в XVI-XVII вв. были написаны 3 Ж. и. святых Петра и Февронии (см.: Иконы Мурома. М., 2004. Кат. 17, 19, 39); в Ростове - иконы прп. Авраамия Ростовского (сер. XVII в., из ц. Спаса в Графской слободе и нач. XVIII в., из ц. свт. Иоанна Богослова на Ишне, обе - в ГМЗРК); в Ярославле - икона св. князей Василия и Константина Ярославских (Успенский собор Ярославля с клеймами 40-х гг. XVII в. и со средником нач. XVIII в., ЯХМ); в Вологде - икона преподобных Димитрия Прилуцкого и Александра Куштского нач. XVII в. (Афанасиевская Лысогорская ц. Кадниковского у. Вологодской губ., УКМ); в Переславле-Залесском - икона прп. Никиты Столпника кон. XVII в. (ГТГ). Ж. и. нек-рых местных святых единичны, напр. иконы рубежа XVII и XVIII вв. «Прп. Иринарх Затворник, с житием» из Борисоглебского на Устье мон-ря Ярославской обл. и «Прп. Петр, царевич Ордынский, с житием» из Петровского монастыря в Ростове (обе - в ГМЗРК), икона из г. Кемь «Свт. Николай Чудотворец и прп. Александр Ошевенский» с 16 клеймами жития прп. Александра (2-я пол. XVII в., МИИРК; см.: Смирнова Э. С. Житийная икона Александра Ошевенского из Кеми//ТОДРЛ. 1966. Т. 22. С. 327-334). Параллельно с каноническими текстами иконописцы продолжали привлекать памятники апокрифической письменности. Напр., Житие святых Кирика и Иулитты легло в основу житийной иконографии произведений, связанных не только с народной традицией, но и с работами мастеров, находившихся на службе при царском дворе, в частности костромича Гурия Никитина. Св. блгв. князья Константин, Михаил и Феодор Муромские, с житием. Икона. 1714 г. Иконописец А. Казанцев (МИХМ) Св. блгв. князья Константин, Михаил и Феодор Муромские, с житием. Икона. 1714 г. Иконописец А. Казанцев (МИХМ) В XVIII в. новое формальное решение житийных клейм возникло под воздействием стиля барокко. Каждое клеймо помещалось в фигурную рамочку-картуш, превращавшую сюжет в отдельную композицию, наподобие картины. Первые примеры встречаются в работах царских изографов Оружейной палаты 90-х гг. XVII в., но ярче всего «картинный» принцип проявился в столичной иконописи сер. XVIII в. («Свт. Николай Чудотворец», кон. XVII в., в раме с житием 1761 из Сампсониевского собора в С.-Петербурге, Гос. музей-памятник «Исаакиевский собор»). С посл. трети XVIII в. этот композиционный прием встречается у провинциальных мастеров: «Ап. Лука, с житием» (посл. треть XVIII в., частное собрание), «Прп. Нил Столобенский, с житием» из ц. св. Иоанна Предтечи в Дюдиковой пуст. близ Вологды (1771, ВОКМ). Самостоятельности клейм способствовали также свободное расположение сюжетов, отсутствие четкой последовательности их прочтения.

http://pravenc.ru/text/182315.html

Корсунская икона Божией Матери «Умиление», с ап. Петром и прор. Анной на полях. Сер. XVII в. (КИАМЗ) Другой извод представлен рядом памятников, в к-рых Младенец правой ручкой с отведенными большим и указательным пальцами крепко по-детски держит Ее за подбородок, словно ища укрытия,- мотив, характерный для мн. визант. и рус. икон типа «Умиление-Взыграние». Эта иконография восходит к одному из списков поясной Ярославской иконы Божией Матери, поскольку повторяет самую существенную особенность этого типа - характерный жест Богомладенца, держащегося ручкой за щеку Матери. В результате трансформации и «сокращения» композиции получился, напр., извод вкладной иконы дворян Черемисиновых из Спасо-Евфимиева монастыря в Суздале (1-я пол. (20-е гг.) XVI в., ГВСМЗ; цвет одежд Богомладенца - голубой). Чрезвычайно близок ей по иконографии оплечный образ «Умиление», происходящий из г. Иваново Ивановской обл. (40-е гг. XVI в., Музей русской иконы, Москва, 26,6×21,0 см; цвет одежд Младенца Христа - красно-оранжевый; обе иконы см.: Музей Русской иконы: Восточнохрист. искусство от истоков до наших дней: Кат. собр. М., 2010. Т. 1: Памятники античного, раннехрист., визант. и древнерус. искусства III-XVII вв. Кат. 24. С. 154-157). Ту же композиционную особенность имеет очень близкая к этим иконам по иконографии, но более поздняя по времени создания икона «Умиление» из Нило-Сорской пуст. (КБМЗ; см.: Иконы Кирилло-Белозерского музея-заповедника. М., 20052. Кат. 89 (датирована сер. XVI в.)). На примере даже этих неск. икон можно видеть, как варьируется высота среза фигуры Божией Матери, а также жесты Ее рук, обнимающих и придерживающих Сына (рука высоко поднята к шее Младенца или положена на Его грудь и левое плечо). Очевидно, что «сокращенные» изводы, и в том случае когда следовали одному образцу, творчески соединяли элементы различных иконографий, привнося разнообразие, что объясняет большое количество вариаций «корсунских» образов. Корсунская икона Божией Матери «Умиление» из ц. Димитрия Солунского в Ярославле. 1-я треть XVII в. (ЯХМ)

http://pravenc.ru/text/2458749.html

св. Максимиан 431–434 гг. св. Прокл 434–447 гг. св. Флавиан 447–449 гг. св. Анатолий 449–458 гг. IV Вселенский Собор. св. Геннадий 358–471 гг. Акакий 471–489 гг. Франт 489–490 гг. Евфимий 490–496 гг. Македонии II 496–511 гг. Тимофей I 511–518 гг. Иоанн II Каппадокианин 518–520 гг. Епифаний 520–535 гг. Анфим I 535–536 гг. св. Мина 536–552 гг. св. Евтихий 552–565, 577–582 гг. V Вселенский Собор. Иоанн III Схоластик 565–577 гг. Кириак 595–606 гг. св. Фома I 607–610 гг. Сергий I 610–638 гг. Пирр 639–641, 654–655 гг. Павел II 641–654 гг. Петр 655–666 гг. Фома II 667–669 гг. св. Иоанн V 669–674 гг. Константин I 674–676 гг. св. Феодор I 676–678, 683–686 гг. св. Георгий I 678–683 гг. VI Вселенский Собор. Павел III 686–693 гг. св. Каллиник 693–705 гг. Кирр 705–712 гг. Иоанн VI 712–715 гг. св. Герман I 715–730 гг. Анастасий 730–753 гг. Константин II 754–766 гг. Никита I 767–780 гг. св. Павел IV 780–784 гг. св. Тарасий 784–806 гг. VII Вселенский Собор. св. Никифор I 806–815 гг. (+828) Феодот I Касситер 815–821 гг. Антоний I 821–832 гг. Иоанн VII 832–842 гг. св. Мефодий 842–846 гг. Торжество Православия. св. Игнатий 846–857, 867–877 гг. св. Фотий 857–867, 877–886 гг. I Крещение Руси. св. Стефан I 886–893 гг. св. Антоний II Кавлей 893–895 гг. Николай I 895–906, 911–925 гг. Евфимий 906–911гг. Стефан II 925–928 гг. св. Трифон 928–931 гг. Феофилакт 933–956 гг. св. Полиевкт 956–970 гг. Крещение св. княгини Ольги. Василий I Скамандрин 970–974 гг. Антоний III Студит 974–979 гг. Николай II Хрисоверг 983–996 гг. Крещение Руси (988 г.). Основание Русской Церкви, которая до 1448 г. входила в состав Константинопольского Патриархата. св. Михаил I 988–991 гг. Крещение Руси. Леонтий I 992–1007 гг. Иоанн I 1008–1035 гг. Феопемт 1035–1049 гг. Кирилл I 1050 г. св. Иларион 1051–1054 гг. Ефрем I 1055 г. Георгий II 1067–1077 гг. Иоанн II 1077–1089 гг. Иоанн III 1089–1091 гг. св. Ефрем II 1092–1097 гг. Николай 1097–1102 гг. Никифор I 1103–1121гг. Никита 1122–1126 гг. Михаил II 1129–1145 гг. Климент Смолятич 1147–1154 гг.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/organiza...

св. Максимиан 431–434 гг. св. Прокл 434–447 гг. св. Флавиан 447–449 гг. св. Анатолий 449–458 гг. IV Вселенский Собор. св. Геннадий 358–471 гг. Акакий 471–489 гг. 489–490 гг. Евфимий 490–496 гг. Македонии II 496–511 гг. Тимофей I 511–518 гг. Иоанн II Каппадокианин 518–520 гг. Епифаний 520–535 гг. Анфим I 535–536 гг. св. Мина 536–552 гг. св. Евтихий 552–565, 577–582 гг. V Вселенский Собор. Иоанн III Схоластик 565–577 гг. св. Иоанн IV Постник 582–595 гг. Кириак 595–606 гг. св. Фoмa I 607–610 гг. Сергий I 610–638 гг. 639–641, 654–655 гг. Павел II 641–654 гг. 655–666 гг. Фома II 667–669 гг. св. Uoahh V 669–674 гг. Константин I 674–676 гг. св. Феодор I 676–678, 683–686 гг. св. Георгий I 678–683 гг. VI Вселенский Собор. Павел III 686–693 гг. св. Каллиник 693–705 гг. 705–712 гг. Иоанн VI 712–715 гг. св. Герман I 715–730 гг. Анастасий 730–753 гг. Константин II 754–766 гг. Никита I 767–780 гг. св. Nabeл IV 780–784 гг. св. Тарасий 784–806 гг. VII Вселенский Собор. св. Никифор I 806–815 гг. (+ 828) Феодот I Касситер 815–821 гг. Антоний I 821–832 гг. Иоанн VII 832–842 гг. св. Мефодий 842–846 гг. Торжество Православия. св. Игнатий 846–857, 867–877 гг. св. Фотий 857–867, 877–886 гг. I Крещение Руси. св. Стефан I 886–893 гг. св. Антоний II Кавлей 893–895 гг. Николай I 895–906, 911–925 гг. Евфимий 906–911гг. Стефан II 925–928 гг. св. Трифон 928–931 гг. Феофилакт 933–956 гг. Полиевкт 956–970 гг. Крещение св. княгини Ольги. Василий I Скамандрин 970–974 гг. Антоний III Студит 974–979 гг. Николай II Хрисоверг 983–996 гг. Крещение Руси (988 г.). Основание Русской Церкви, которая до 1448 года входила в состав Константинопольского Патриархата. Митрополиты Киевские: св. Михаил I 988–991 гг. Крещение Руси. Леонтий I 9921007 гг. Иоанн I 1008–1035 гг. Феопемт 1035–1049 гг. Кирилл I 1050 г. св. Иларион 1051–1054 гг. Ефрем I 1055 г. Георгий II 1067–1077 гг. Иоанн II 1077–1089 гг. Иоанн III 1089–1091 гг. св. Eфpeм II 1092–1097 гг. Николай 1097–1102 гг. Никифор I 1103–1121гг. Никита 1122–1126 гг. Михаил II

http://azbyka.ru/shemy/spiski-apostolsko...

, Климент Смолятич 1147–1154 гг., св. Константин I 1155–1158 гг., Феодор1161–1163 гг., Иоанн IV 1164–1166 гг., Константин II 1167–1177 гг., Никифор II 1182–1198 гг., Гавриил. Дионисий упомянут в 1205 г. Матфей упомянут в 1209–1220 гг. Кирилл II 1224–1233 гг. Иосиф I прибыл в 1237 г. Нашествие Батыя. Кирилл III 1243–1281 гг., Максим 1283–1305 гг. Кафедра перешла во Владимир. Св. Петр 1308–1326 гг. Митрополиты живут в Москве. Св. Феогност 1328–1353 гг., св. Алексий 1355–1378 гг. Преп. Сергий. Св. Киприан 1381–1383,1390–1406 гг. Куликовская битва. Св. Дионисий 1383–1385 гг. Св. Фотий 1408–1431 гг. Исидор 1437–1441 гг. подписал унию и изгнан. 1448 Автокефалия Русской Церкви: св. Иона I 1448–1461 гг., Феодосий 1461–1464 гг., Филипп 1464–1473 гг., Геронтий 1473–1489 гг. Свержение татарского ига. Зосима 1490–1494 гг. Извергнут из сана за ересь жидовствующих. Симон 1495–1511 гг., Варлаам 1511–1521 гг. Даниил 1522–1539 гг., Иоасаф 1539–1542 гг., св. Макарий 1542–1563 гг., Афанасий 1564–1566 гг, св. Филипп 1566–1568 гг. убит во времена Иоанна IV Грозного. Кирилл 1568–1572 гг., Антоний 1572–1581 гг., Дионисий 1581–1586 гг., св. Иов 1586–1589 гг. Установление Патриаршества. Патриархи Всероссийские: св. Иов 1589–1605 гг. низложен Лжедмитрием I. Игнатий 1605–1606 гг., свщмч. Гермоген 1606–1612 гг. Смутное время. Митр. Пафнутий Крутицкий 1612–1613 гг. Митр. Ефрем Казанский 1613г. Митр. Филарет (Романов) 1614–1619 гг. в плену 1619–1633 гг. Патриарх и соправитель царя. Иоасаф I 1634–1640 гг. Иосиф 1642–1652 гг., Никон 1632–1666 гг., Иоасаф II 1667–1672 гг. Большой Московский Собор. Питирим 1672–1673 гг., Иоаким 1674–1690 гг., Адриан 1690–1700 гг., митр. Стефан (Яворский) 1701–1721 гг. , местоблюститель Патриаршего престола. Иосиф (Волганский) 1742–1743 гг., Платон (Малиновский) 1745–1754 гг., Тимофей (Щербацкий) 1757–1767 гг., Амвросий (Зертис-Каменский) 1768–1771 гг., еп. Самуил Коломенский 1771–1776 гг., Платон (Левшин) 1775–1812 гг., с 1787 г. митрополит. Августин (Виноградский) 1818–1819 гг., Серафим (Глаголевский) 1819–1821 гг., св.

http://pravoslavie.ru/106353.html

1129–1145 гг. Климент Смолятич 1147–1154 гг. св. Константин I 1155–1158 гг. Феодор 1161–1163 гг. Иоанн IV 1164–1166 гг. Константин II 1167–1177 гг. Никифор II 1182–1198 гг. Гавриил Дионисий упомянут в 1205 г. Матфей упомянут в1209–1220 гг. Кирилл II 1224–1233 гг. Иосиф I прибыл в 1237 г. Нашествие Батыя. Кирилл III 1243–1281 гг. Максим 1283–1305 гг. Кафедра перешла во Владимир. св. Петр 1308–1326 гг. Митрополиты живут в Москве. св. Феогност 1328–1353 гг. св. Алексий 1355–1378 гг. Прп. Сергий. св. Киприан 1381–1383,1390–1406 гг. Куликовская битва. св. Дионисий 1383–1385 гг. св. Фотий 1408–1431 гг. Исидор 1437–1441 гг. подписал унию и изгнан. Митрополиты Московские: 1448–1461 гг., 1448 Автокефалия Русской Церкви. Феодосий 1461–1464 гг. Филипп 1464–1473 гг. Геронтий 1473–1489 гг. Свержение татарского ига. Зосима 1490–1494 гг. Извергнут из сана за ересь жидовствующих. 1495–1511 гг. Варлаам 1511–1521 гг. Даниил 1522–1539 гг. Иоасаф 1539–1542 гг. св. Макарий 1542–1563 гг. Афанасий 1564–1566 гг. св. Филипп Кирилл 1568–1572 гг. Антоний 1572–1581 гг. Дионисий 1581–1586 гг. Митрополит и позднее патриарх: св. Иов 1586–1589 гг. Установление Патриаршества в 1589 г. 1589–1605 гг. низложен Лжедмитрием I. Патриархи Всероссийские: Игнатий 1605–1606 гг. свщмч. Гермоген 1606–1612 гг. Смутное время. Местоблюстители: Митр. Пафнутий Крутицкий 1612–1613 гг. Митр. Ефрем Казанский 1613 г. Митр. Филарет (Романов) 1614–1619 гг. в плену 1619–1633 гг. Патриарх и соправитель царя. Иоасаф I 1634–1640 гг. 1642–1652 гг. 1632–1666 гг. Начало старообрядческого раскола. Иоасаф II 1667–1672 гг. Большой Московский Собор. Питирим 1672–1673 гг. Иоаким 1674–1690 гг. Адриан 1690–1700 гг. 1701–1721 гг. местоблюститель Патриаршего престола. Архиепископы: Иосиф (Волганский) 1742–1743 гг. Платон (Малиновский) 1745–1754 гг. Тимофей (Щербацкий) 1757–1767 гг. Амвросий (Зертис-Каменский) 1768–1771 гг. еп. Самуил Коломенский 1771–1776 гг. 1775–1812 гг. с 1787 г. митрополит. Августин (Виноградский) 1818–1819 гг. Митрополиты:

http://azbyka.ru/shemy/spiski-apostolsko...

Грациан 367–383 гг. Валентиниан (II) Младший 375–392 гг. Магн Максим 383–388 гг. Флавий Виктор 384–388 гг. Евгений 392–394 гг. Феодосий (I) 379–395 гг. Западная Римская империя Восточная Римская империя Гонорий 395–423 гг. Аркадий 395–408 гг. Константин (III) 407–411 гг. Феодосий (II) 408–450 гг. Был провозглашен императором в Британнии, правил в Галлии, оспаривал власть у Гонория Приск Аттал 409–410; 414–415 гг. Провозглашен императором по приказу Алариха в 409–410 гг. на севере Италии; в 414 г. провозглашен императором вторично в Галлии, оспаривал власть у Гонория. Констанций (III) 421 г. Иоанн 423–425 гг. Валентиниан (III) 425–455 гг. Петроний Максим 455 г. Маркиан 450–457 гг. Авит 455–456 гг. Майориан 457–461 гг. Лев (I) 457–474гг. Либий Север (III) 461–465 гг. Антемий 467–472 гг. Олибрий 472 г. Глицерий 473–474 гг. Непот 474–475 гг. Лев Младший 474 г. Ромул Августул 475–476 гг. Зенон 474–491 гг. Василиск 475–476 гг. Марк 475–476 гг. Марциан 479 г. Леонтий 484–488 гг. Анастасий 491–518 гг. Юстин (I) 518–527 гг. Юстиниан 527–565 гг. Юстин (II) 565–578 гг. Тиверий (II) 578–582 гг.   Западная Римская империя Восточная Римская империя Маврикий 582–602 гг. Фока 602–610 гг. Ираклий 610–641 гг. Константин (III) 641 гг. Ираклеон 641 г. Констант (II) 641–668 гг. Константин (IV) Погонат 668–685 гг. Юстиниан (II) 685–695 гг. Леонтий 695–698 гг. Тиверий (II) 1448 [Апсимар] 698–705 гг. Юстиниан (II), во второй раз 705–711 гг. Филиппик Вардан 711–713 гг. Анастасий (II) [Артемий] 713–715 гг. Феодосий (III) 715–717 гг.   Папы римские с I в. н. э. до Григория Великого (Включая антипап, то есть тех, кто считался впоследствии незаконными претендентами на папский престол) Петр, апостол Лит 67–76 Клет (Анаклет) 76–88 Климент I 88–97 Эварист 97–105 Александр 105–115 Сикст I 115–125 Телесфор 125–136 Гигин 136–140 Пий I 140–155 Аникет 155–166 Сотер 166–175 Элевтерий 175–189 Виктор I 189–199 Зефирин 199–217 Калликст I 217–222 Ипполит 217–235, антипапа Урбан I 222–230 Понтиан 230–235 Антер 235–236

http://azbyka.ru/otechnik/Yulian_Kulakov...

М., 2006; она же. Реконструкция убранства храмов Макарьево-Унженского мон-ря по древнейшим описям обители//Светочъ: Альм. Кострома, 2008. Вып. 3. С. 83-89; она же. Житийная иконография прп. Макария Желтоводского и Унженского//XIII науч. чт. памяти И. П. Болотцевой. Ярославль, 2009. С. 25-37; Кузнецова О. Б., Федорчук А. В. Каталог выст. ЯХМ: Ярославская икона 16-19 вв. М., 2002. С. 32-33. Кат. 14; Рябов А. Н. Прп. Макарий Желтоводский и Унженский Чудотворец. Н. Н., 2002; Федорчук А. В. Иконы из Спасо-Архангельской ц. Романово-Борисоглебска в собр. ЯХМ//VI науч. чт. памяти И. П. Болотцевой. Ярославль, 2002. С. 75-77; Комашко Н. И., Каткова С. С. Костромская икона XIII-XIX вв. М., 2004. С. 603. Ил. 378-379; Иконы Мурома. М., 2004. С. 176; Горшкова В. В., Юхименко Е. М. Икона «Преподобный Макарий Унженский со сценами жития» посл. четв. XVII в. из частного собр. г. Ярославля//Светочъ: Альм. 2008. Вып. 3. С. 94-99; Макарова Е. Ю. Икона «Макарий Унженский с 21 клеймом жития» из собр. ЯХМ//Там же. С. 90-93; Пигин А. В. Памятники рукописной книжности Олонецкого края. Петрозаводск, 2010; Treasures of Valamo Monastery. Helsinki, 2012. P. 23. Л. П. Тарасенко Рубрики: Ключевые слова: КИРИЛЛ (Белый; сер. XV в. - 1532), прп. (пам. 4 февр., 7 нояб., в 3-ю Неделю по Пятидесятнице в Соборе Новгородских святых, 23 янв.- в Соборе Костромских святых) АНДРЕЙ (ок. 660-740), архиеп. Критский, прп. (пам. 4 июля), визант. ритор и гимнограф, автор покаянного Великого канона ДИОНИСИЙ (Зобниновский (Зобнинов, Зобнинский) Давид Федорович; ок. 1570 - 1633), прп. (пам. 12 мая, в неделю после 29 июня - в Соборе Тверских святых, 6 июля - в Соборе Радонежских святых, в неделю перед 26 авг.- в Соборе Московских святых), Радонежский ЕВФИМИЙ (1316? - 1404/05), основатель и 1-й настоятель Евфимиева суздальского в честь Преображения Господня муж. мон-ря, прп., Суздальский (пам. 1 апр., 4 июля, 23 июня - в Соборе Владимирских святых, в Соборе Нижегородских святыхъ, 6 июля - в Соборе Радонежских святых) ИОАНН РИЛЬСКИЙ [Рыльский; болг.

http://pravenc.ru/text/2561294.html

С. 32 - 34. Возможно, в наст. время находится в НГОМЗ. Инв. 7623. 182 ´ 142 см; под записью). Судя по перечисленным клеймам, автор иконы пользовался одним из наиболее подробных списков распространенной редакции. К разным вариантам этой и Особой редакций относятся еще неск. памятников: икона из ц. Илии Пророка в Ярославле с 18 клеймами жития и образом предстоящего Спасителю В. Х. (1-я пол. XVII в., ЯМЗ). В ее последних 3 клеймах помещено видение хутынского пономаря, ставшее в XVI в. темой отдельных икон «Видение пономаря Прохора». Нач.- 1-й пол. XVIII в. можно датировать икону «Варлаам Хутынский в житии, с 18 клеймами» из Крестовоздвиженской ц. г. Петрозаводска (Музей изобразительных искусств Карелии). В среднике В. Х. обращен к изображенному в левом облачном сегменте благословляющему Спасу. Подробные житийные циклы известны по многочисленным миниатюрам XVI - XVII вв. (новгородские рукописи с иллюстрированным житием В. Х.: Сб. XVII в.- ИРЛИ. Собр. Ф. А. Каликина 35; БАН. 30.7.30; РНБ. Соф. 1430, XVII в.- на Л. 103 миниатюра «Видение пономаря Тарасия»; Лицевое житие XVII в.- ПИАМ. Инв. 291/49. Л. 97). Прп. Варлаам Хутынский в житии с 36 клеймами. Икона. Кон. XVI в. (ЯХМ) Прп. Варлаам Хутынский в житии с 36 клеймами. Икона. Кон. XVI в. (ЯХМ) Иконы и миниатюры на сюжет «Видение пономаря Тарасия» появляются в XVI в. как отражение событий мора и пожара 1505 - 1508 гг. (предание отмечает, что это наказание явилось вместо потопа, предотвращенного молитвой вставшего из гроба В. Х.), причина создания больших иконных композиций о видении Тарасия остается неясной. О самой ранней из них, появившейся на месте чуда - в Спасском соборе Хутынского мон-ря,- упоминают древние переписные книги и описи обители ( Макарий (Миролюбов). Опись. Т. 9. С. 435). Близкой по времени является происходящая оттуда икона кон. XVI - нач. XVII в. (НГОМЗ). К наиболее ранним повторениям относятся также храмовый образ XVI в. Варлаамиевского придела Покровского собора на Красной пл. и небольшая икона нач. XVII в.

http://pravenc.ru/text/154255.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010