Необычна и храмовая икона «Прор. Илия в пустыне», появившаяся после пожара 1658 г. Это житийный образ нового для рус. культуры направления. В центре на фоне пещеры со сложными дробными краями сидит И., опираясь на посох. В правую руку ворон кладет ему хлеб, а чуть выше - ворон несет мясо. Необычна постановка фигуры пророка. В отличие от традиционной иконографии, когда сгорбленный И., повернувшись, смотрит наверх, здесь он восседает торжественно и величественно. Вокруг него в разном масштабе на фоне горок и в архитектурном обрамлении представлены житийные композиции. Вверху в небесном сегменте «Отечество». Эта икона оказала сильное влияние на житийные композиции И. и имеет повторения (икона из Успенского собора в Ярославле, кон. XVII в. (ГТГ)). В 1672 г. Федором Зубовым для Илиинской ц. была написана еще одна икона той же иконографии (ЯХМ): вместо пустыни райские кущи, И. сидит на фоне пещеры, утопающей в разнообразной растительности, вверху изображено «Огненное восхождение». Эта иконография воспроизводилась и в XVIII в. (ярославская икона «Прор. Илия в пустыне, с житием», кон. XVIII в., собрание Елизаветина). Небольшие по размеру житийные иконы И. предназначались для аналоя либо для домашней молитвы. Нек-рые из них имели индивидуальный подбор клейм, включающих редкие сюжеты (икона «Илия Пророк в пустыне, с житием», кон. XVII в., собрание Набокова-Алексеева,- в последнем клейме изображено побиение прор. Елисея камнями). Для ярославской ц. свт. Николая Чудотворца (Николы Мокрого) Семеном Спиридоновым Холмогорцем была написана икона «Прор. Илия, с житием в 26 клеймах» (1678, ЯХМ). И. изображен в рост, со свитком в руке, в молении к Господу, в небесном сегменте слева, со сферой в руках, сидящим на херувимах. Композиция средника заключена в арку на фоне изысканных трав. Архитектура и пейзаж в клеймах необычайно сложны и разнообразны. В XVII в. расширился круг святых, вместе с к-рыми изображался И.: напр., на иконе из Александрова Куштского мон-ря И. представлен вместе с мучениками Флором и Лавром, со сщмч. Власием, предстоящими в молении Христу Еммануилу (2-я пол. XVII в., ВГИАХМЗ), или с рус. святыми, канонизированными в XVI в., или с местночтимыми (икона из Борисоглебского мон-ря на Устье «Святые Зосима и Савватий Соловецкие, Иоанн Большой Колпак и прор. Илия в молении Богоматери «Знамение»», 1-я пол. XVII в., ГТГ) и др.

http://pravenc.ru/text/389301.html

из собр. ЯХМ: Кат. выст. М., 2003. С. 289. Кат. 11. Ил на с. 28; Ярославский худож. музей. 2007. С. 136. Кат. 31. Ил. на с. 58). В 1610 г. был основан девичий ярославский в честь Казанской иконы Божией Матери мон-рь ; 72 сестры пришли сюда из разоренной обители Рождества Пресв. Богородицы. Романовцы жалели об утрате святыни и ходатайствовали о возвращении ее в Романов, однако по патриаршему и царскому суду она была оставлена в Ярославле, а в Романов было указано сделать список в окладе, «со всем прикладом», и поставить там же, где прежде стоял чудотворный образ, о чем говорится в грамоте патриарха Ермогена от 29 июня 1610 г. (Список с Патриаршей грамоты: О чудотворном образе Пречистыя Богородицы Казанския, что в Ярославле в девичьем монастыре// Лебедев. 1864. С. 79). Список отправили в Романов 2 марта 1611 г. Казанская Ярославская икона Божией Матери, с ярославскими святыми. Кон. XVIII в. (ИАХМНИ) Казанская Ярославская икона Божией Матери, с ярославскими святыми. Кон. XVIII в. (ИАХМНИ) К. Я. и. была небольшой и являлась ранним списком, 80-х гг. XVI в., обретенного в 1579 г. в Казани образа. В соборе ярославского Казанского мон-ря она стояла, по описаниям XIX в., как и явленная в Казанском Богородицком мон-ре , в местном ряду иконостаса, слева от царских врат, в раме с клеймами. По богатству убранства образ считался едва ли не первым в Ярославле. Судьба К. Я. и. в наст. время неизвестна. Сохранились фотография нач. XX в. (см.: Альбом видов Ярославского Казанского жен. мон-ря: 1610-1910 гг. Б/м., б/г. Ил.) иконы в драгоценном окладе и раме и эта же рама от образа 90-х гг. XVII в. с клеймами Повести митр. Ермогена и Сказания о К. Я. и. (ЯХМ). Рама, судя по манере письма, написана в Ярославле в 90-х гг. XVII в. Лаврентием Севастьяновым (?) ( Кузнецова. 2002. С. 71-73). По среднику рамы, куда вставлялась чудотворная икона, определяется размер образа (28,7×24,3 см). В 16 клеймах рамы кроме событий явления иконы Божией Матери в Казани в 1579 г. и 2 чудес от нее, описанных в Повести митр.

http://pravenc.ru/text/1320206.html

и тексты). С. 550, 559), что свидетельствует об известности образа. Тем не менее и на самой Псковской земле, и за ее пределами списки М. и. встречаются крайне редко. Доказательством того, что с этой иконографией были знакомы рус. иконописцы, служит опубликованная Н. П. Лихачёвым прорись из его собрания, очевидно снятая с иконы посл. трети XVII в. ( Лихачёв Н. П. Историческое значение итало-греческой иконописи: Изображения Богоматери в произведениях итало-греч. иконописцев и их влияние на композиции нек-рых прославленных рус. икон. СПб., 1911. С. 89, 94. Рис. 203). В ней сохранены основные признаки иконографии оригинала, но сильно видоизменились одеяния и атрибуты предстоящих Довмонта и Марии: подобно др. рус. князьям и княгиням в произведениях 2-й пол. XVII в., они представлены в закрытых городчатых венцах, а одежды древнего типа изменены - на плечи накинуты шубы. Сходным образом выглядит большая (123,5×95 см) М. и. посл. четв. XVII в., написанная, очевидно, для одного из храмов Ярославля местным мастером (ЯХМ; ЯХМ: Кат. собрания икон. Ярославль, 2012. Т. 2: Иконы XVII - нач. XVIII вв. Ч. 2. Кат. 157). Происхождение иконы неизвестно, однако в ярославском храме Параскевы Пятницы на Всполье 24 сент., т. е. в день празднования М. и., совершался праздник в честь находившейся в этой церкви иконы «Избавление от бед страждущих» (Краткие сведения о монастырях и церквах Ярославской епархии. Ярославль, 1908. С. 40), и можно предположить, что под этим именем там была известна именно М. и. Ярославская икона отличается от прориси тем, что Довмонт представлен с непокрытой головой, а кнг. Мария - в белом плате. Несмотря на эти несовпадения, прорись и икона ЯХМ обладают значительным сходством композиции и деталей: их сближают пропорции вытянутой фигуры Богоматери, положение Ее воздетых рук, поднятых почти по вертикали, и изображения архангелов, которые в отличие от соответствующих фигур на иконе из Псковского музея представлены в лоратных одеждах и заключены в медальоны. Возможно, прорись из собрания Лихачёва также происходит из Ярославля, где могли знать о М.

http://pravenc.ru/text/2563324.html

1729 С западных источниках иконографии см.: Горстка А. Н. Иконография «Плоды страданий Христовых» на материале кунейской фрески капеллы Санта-Кроче в Мондови Пьяцца//II Научные чтения памяти И. П. Болотцевой, с. 15–21; Кузнецова О. Б. Гравюра Василия Андреева «Распятие с чудесами»: источники изображения//Там же, с. 30–44. 1735 Свт. Димитрий, митрополит Ростовский. Собрание поучительных слов и других сочинений. Ч. 6. Л. Ч об. Этот текст следует сравнить с текстом Димитрия Кантакузина «Целование Удов, или ран Господа нашего Иисуса Христа на всяк день», приведенным в том же «Собрании поучительных слов...», ч. 1, л. ОИ об. – О. Здесь же отметим новое внимание к Страстному лику Христа в западной живописи XVII в. – ярким примером отражения сострадания и призывом к внутреннему отклику является «Сударий св. Вероники» Ф. Сурбарана из стокгольмской Национальной галереи (ил. 10). 1736 Поучения и слова иже во святых отца нашего Димитрия митрополита Ростовского. М. 1892, с. 4–9. 1744 См. об этом: Звездина Ю. Н. Тема Страданий Христа в духовной поэзии XVII века//IV Научные чтения памяти И. П. Болотцевой/ЯХМ. Ярославль, 2000, с. 76–83. Необходимо указать на яркий возврат к теме сердца и души-невесты (в отражении с текстом Песни песней) в западной культуре XVI–XVII веков. См. ряд примеров: Knipping J. В. Iconography of the Counter Reformation in the Netherlands. Vol. 1, p. 34, Pl 99–105. В средние века знаменитые проповеди на текст Песни песней создал Бернард Клервоский (1091–1153), см.: Памятники средневековой латинской литературы Х–ХП веков. М., 1972, с. 310–312, 542. 1745 Ил. см.: Произведения иконописцев Оружейной палаты Московского Кремля из собрания Останкинского дворца-музея. Каталог. М., 1992, 4. 1747 Напомним также, что в последней четверти XVII века изображения орудий Страданий начинают помещать в нижнем конце напрестольных крестов, что в XVIII в. станет устойчивой традицией. 1748 О датировке см.: Бахарева Н. Н. Заметки к истории бытования изобразительного сюжета «Плоды Страданий Христовых»//VI Научные чтения памяти И. П. Болотцевой/ЯХМ. Ярославль, 2002, с. 155–158. Мы, со своей стороны, полагаем, что иконография органично входит в сферу духовной культуры периода правления царя Федора Алексеевича (ум. 1682).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В монументальном искусстве образ Н. также включается в пророческие циклы (мозаики пресбитерия собора в Чефалу. Ок.1154-1165; фрески в барабане ц. вмч. Георгия в Ст. Ладоге (80-90 гг. XII в.); роспись подпружных арок ц. св. Апостолов [св. Спаса], Печская Патриархия (XIII в.) и т. д.; в минологии (росписи нартекса кафоликона во имя Христа Пантократора мон-ря Высокие Дечаны (1338/39-1348); нартекса ц. св. Апостолов [св. Спаса], Печская Патриархия (1350); вост. арки ц. прав. Симеона Богоприимца в Зверином мон-ре (1467-1472); нартекса ц. свт. Николая в Гостинополье (ок. 1475). Изображение Н. иногда входит в состав пророческих чинов: напр., на иконах «Пророки Малахия и Наум» из иконостаса Успенского собора Кириллова Белозерского мон-ря (ок. 1497, ГРМ); «Пророки Малахия и Наум» из иконостаса ц. арх. Гавриила Кириллова Белозерского мон-ря (1534, КБМЗ); «Пророки Гедеон и Наум» (посл. треть XVI в., ЯХМ); из Рождественского собора Саввина Сторожевского мон-ря (1649-1650); «Праотец Вениамин и прор. Наум» (XVII в., Саратовский гос. художественный музей им. А. Н. Радищева); «Пророки Моисей, Илия, Иеремия, Наум» из ц. Покрова в Филях (кон. XVII в., ЦМиАР); из ц. Преображения Спасо-Кижского погоста (1-я четв. XVIII в., ГИАМ «Кижи); из церкви в с. Селезениха (кон. XVIII в. Тверь. Гос. НИИР). Редко Н. изображается на иконах среди избранных святых (икона «Пророк Наум, святые ярославские князья Феодор, Давид и Константин, вмч. Феодор Стратилат и св. мученик Мамант», XVIII в. КГИАХМЗ) или в сложносоставных композициях (икона «Древо Иесеево», 2-я пол. XVII в., ГТГ). В иконописи известны и редкие примеры единоличных изображений Н. (икона ок. 1800, коллекция Питера Наума в Галерее Лестер, Лондон, За исключением надписей на свитках, воспроизводящих различные строфы из Книги прор. Наума, а также пророческих одеяний, характерных иконографических черт в изображении Н. нет. Он может быть представлен безбородым (в Россанском кодексе, на иконе из церкви в с. Селезениха) или с клиновидной бородой (на фресках мон-ря Дионисиат, XVI в.), с высоким лбом (в мон-ре Высокие Дечаны), с длинными волосами (ц. вмч. Георгия в Ст. Ладоге), в пророческой шапочке (на иконе «Пророки Гедеон и Наум» из ЯХМ), в одеждах (хитоне и гиматии) разных цветовых сочетаний. Наиболее часто встречается его изображение с короткой округлой бородой.

http://pravenc.ru/text/2564746.html

3, 19). Свидетель Иеговы: Итак, вы поклоняетесь иконам? Православный: Не совсем... Обратите внимание на Церковный догмат 7 Вселенского Собора (Никейского). Здесь сказано, что мы «поклоняемся» иконам «почитательным поклонением, не истинным, по вере нашей, богопоклонением, еже подобает Единому Божескому Естеству, но почитанием по тому образу, яко же изображению» . Иными словами, мы не поклоняемся иконам так же, как и Богу, т.е. истинным поклонением , а только почитаем их. То же самое относится и к Пресвятой Деве Марии, ангелам и святым. Это и значит — поклоняться «почитательным поклонением». Рейтинг: 9.8 Голосов: 375 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10  Перевод Нового Мира.  Апостольское Преемство Русской Поместной Церкви: В 37 году апостол Андрей основал Церковь в городе Византии и рукоположил в епископы апостола Стахия, который был на кафедре с 38 по 54 г. Приветствуйте Урбана, сотрудника нашего во Христе, и Стахия, возлюбленного мне (Рим. 16, 9). Он, в свою очередь, рукоположил Онисима (54–68 г). Епископ Онисим рукоположил Поликарпа (68–70 г). и так далее сквозь 20 веков: Апостол Андрей 37 г., Апостол Стахий 38 по 54 гг., Поликарп 68–70 гг. Плутарх 70–84(–86) гг., Седекий 86–95 гг., Диоген (Диомен) 95–110 гг., Епевферий 110–123(–127), гг. Филикс 127–137 гг., Афинодор (Афиноген) 137–141 гг., Евзой 141–157 гг., Олимпий (Алипий) 157–171 гг., Пертинакс 171–192 гг., Олимпиан 192–203 гг., Марк I 203–216 гг., Кириллиан (Кириак) 216–232 гг., Кастин (Кистин) 232–240 гг., Тит (Трат, Торат) 240–276 гг., Дометий (Дометиан) 276–301 гг., Пров 301–313 гг., св. Митрофан 315–325 гг. I Вселенский Собор. Св. Александр 325–340 гг., св. Павел 340–350 гг., Македоний I 341–360 гг., Евдоксий 360–370 гг., Евагрий 370 г. изгнан. Демофил 370–380 гг., св. Григорий Богослов 381 г., Нектарий 381–397 гг. II Вселенский Собор. Свт. Иоанн I Златоуст 398–404 гг., Арсакий 404–405 гг., Аттик 406–425 гг., Сисиний I 426–427 гг., Несторий 428–431 гг., св. Максимиан 431–434 гг., св. Прокл 434–447 гг., св. Флавиан 447–449 гг.

http://pravoslavie.ru/106353.html

Рахиль, сидящая на земле с воздетыми руками, окружена спеленутыми мертвыми младенцами. Избиение младенцев. Фрагмент иконы «Рождество Христово». Сер. XVII в. (ЯХМ) Избиение младенцев. Фрагмент иконы «Рождество Христово». Сер. XVII в. (ЯХМ) В поствизант. искусстве (росписи XVI-XVII вв. соборов афонских монастырей: Великой Лавры свт. Афанасия, Иверского, Кутлумуша, Каракала, Филофеевского скита) сцена представлена в точном соответствии с рекомендацией Ерминии Дионисия Фурноаграфиота (ок. 1730-1733): «Рисуется крепость. Тут в чертоге царь Ирод сидит на престоле. За ним стоят два воина с копьями, а пред ним другие воины со знаменем. Вдали на горах видны селения: среди них женщины с младенцами, одни бегут, другие таят их в сумах за спинами своими и руками препятствуют воинам убивать их, иные сидят и оплакивают лежащих пред ними убитых детей; а воины, одни исторгают младенцев из объятий матерей их, другие пронзают их мечами, некоторые обезглавливают. Многие младенцы убитые лежат на земле, некоторые в пеленах, некоторые в рубашечках. Елисавета держит на руках своих младенца Предтечу, ее преследует воин с обнаженным мечем: но пред нею разверзлась скала, чтобы принять ее в свою расселину» (Ерминия ДФ. Ч. 2. § 217). В русских иконописных подлинниках под 29 дек. дается описание композиции, близкое греч. Ерминии: «Святых мученик иже Христа ради избиенных от Ирода в Вифлееме 14 тысящ. Ирод царь седит на престоле, за ним мучители младенцов биют и секут мечи и на копиях подымают пред царем, а жены из загорья видет плачут, простовласы, а за царем град стоит и башни, а у воинов под ногама много младенцов побитых лежат, мертвы в крови» ( Большаков. Подлинник иконописный. С. 61). Однако на прорисях и минейных иконах обычно опускается изображение Ирода, а иногда и воинов, и представлены лишь стоящие младенцы с нимбами. Чаще «И. м.» и сопутствующие апокрифические сцены включаются в состав сложных многочастных композиций «Рождество Христово» и в качестве клейм на житийных иконах св. Иоанна Предтечи.

http://pravenc.ru/text/293832.html

р. настоятелю и братии и 2 тыс. р. на благоукрашение обители. Свт. Димитрий Ростовский. Икона. 2-я пол. XVIII в. (ЯХМ) Свт. Димитрий Ростовский. Икона. 2-я пол. XVIII в. (ЯХМ) Вместе с останками др. Ростовских святых мощи Д. были подвергнуты экспертизе в ходе вскрытия мощей , в 1930 г. были выставлены в экспозиции музея Ростовского кремля, затем поступили в запасники музея. 4 июня 1991 г., после возобновления иноческой жизни в Спасо-Иаковлевском мон-ре, мощи Д. были возвращены в обитель и установлены в ц. во имя свт. Иакова Ростовского. Творения Агиографические и богослужебные сочинения По повелению архиеп. Лазаря (Барановича) в 1677 г. Д. написал кн. «Чуда Пресвятой и Преблагословенной Девы Марии» (Новгород-Северский, 1677) - первое из дошедших до нас его сочинений, к-рое представляет собрание сказаний о 22 чудесах от иконы Богоматери в черниговском Троицко-Ильинском монастыре. Книга была напечатана в типографии Черниговского архиепископа. Ее переработкой стало др. соч. Д.- «Руно орошенное» (Чернигов, 1683). В отличие от кн. «Чуда...», написанной на юго-западнорусском лит. языке XVII в.- «простой мове», язык «Руна...» - церковнославянский. «Руно...» содержит описание 24 чудес, а также «Беседы» и «Прилоги», отсутствующие в кн. «Чуда...». «Руно...» начинается посвящением архиеп. Лазарю и 2 предисловиями. В 1-м предисловии сказано, что «книжка» вышла с исправлением нравоучений и приложением «кратких бесед духовных»; беседы и нравоучения составлены автором, примеры собраны из разных источников. Имя автора читается в акростихе, помещенном после предисловий. «Руно...» издавалось 7 раз, в т. ч. неск. раз в типографии черниговского Троице-Ильинского монастыря. Издания отличаются предисловиями и приложениями, основной текст не менялся. Четьи Минеи свт. Димитрия за декабрь. Кон. XVII в. (РНБ. F. I. 651. Л. 19) Четьи Минеи свт. Димитрия за декабрь. Кон. XVII в. (РНБ. F. I. 651. Л. 19) Главным агиографическим сочинением, работе над к-рым Д. посвятил более 20 лет (1684-1705), стала «Книга житий святых».

http://pravenc.ru/text/178011.html

1720 Ил. см.: Knipping J. B. Iconography of the Counter Reformation in the Netherlands. Heaven of Earth. Leiden, 1974. Vol. 1. PI. 172. 1723 Этой иконографии посвящен ряд статей в сб.: II Научные чтения памяти И. П. Болотцевой/ЯХМ. Ярославль, 1998; III Научные чтения памяти И. П. Болотцевой/ЯХМ. Ярославль, 1999. 1724 Об атрибуции виршей см.: Лавров А. С. Гравированный лист с виршами Сильвестра Медведева//ТОДРЛ. СПб., 1997. Т. 50, с. 519–525. Тексты см. также: РовинскийД. А. Русские народные картинки Кн. 3. 932. 1725 См.: Там же. Кн. 4, с. 661–662. Четвертый образ, по этому преданию, обретен после Вознесения: Христос явился в доме мученицы Акилианы, умылся и отер лицо убрусом. 1726 О возможной связи этого образа с темой времени и зодиакальным циклом см.: Звездина Ю. Н. Тема времени и образы апостолов в культуре XVII века//Искусство христианского мира, вып. 4, М., 2000, с. 285–294. Первые опыты интерпретации образа см.: Чубинская В. Г. Икона Федора Рожнова «Распятие с апостольскими страданиями»: опыт символико-аллегорической интерпретации//Труды Всероссийской научной конференции «Когда Россия молодая мужала с гением Петра», посв. 300-летнему юбилею отечественного флота. Переславль-Залесский, 1992, вып. 2, с. 93–103; из последних публикаций того же автора см.: Икона «Распятие с апостольскими страданиями» 1697–1699 годов. Символико-аллегорический замысел в контексте исторических событий//Петр Великий – реформатор России (Музеи Моск. Кремля; вып. 13). М., 2001, с. 144–159 1727 Мы уже упоминали о несомненном сходстве такого принципа изображения с западноевропейскими эмблемами конца XVI–XVII в., например из книг Камерария. См.: Camerarius J. Symbolorum et emblematum. Lib. 1–4. Nurnberg, 1590–1604; Звездина Ю. H. Особенности изображения страстных эмблем в русской иконописи конца XVII–XVIII века, с. 46–53. 1728 Этому можно найти соответствие в «Слове на Святую Троицу» свт. Димитрия Ростовского , где в дар Троице приносятся три золотые монеты с эмблематическими изображениями. См.: Свт. Димитрий, митрополит Ростовский. Собрание поучительных слов и других сочинений. М., 1786. Ч. 6. Л. ЧД–PS об.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

1995. Вып. 3. Ч. 1. С. 27-30; он же. Макарьевские соборы 1547 и 1549 гг. и их значение//Рус. художественная культура XV-XVI вв. М., 1998. С. 5-22; Голубинский. Канонизация святых. 1998р. С. 83, 99-100; Клевцова Р. И. Почитание прп. Зосимы, Савватия и Германа Соловецких//Макарьевские чт. 1998. Вып. 6. С. 155-167; Вишневская И. И. Облачения XV-XVII вв. ризницы Соловецкого мон-ря из собр. музеев Моск. Кремля//ИХМ. 2001. Вып. 5. С. 219; Мальцев Н. В. Раки Зосимы и Савватия в документах Соловецкого мон-ря XVI-XVIII вв.//Рус. культура на пороге 3-го тысячелетия: Христианство и культура. Вологда, 2001. С. 135-144; Минеева С. В. Ранние старообрядческие чудеса прп. Зосимы и Савватия Соловецких//ДРВМ. 2001. 3(5). С. 55-61; Борисова Т. С. Псалтирь прп. Зосимы, Соловецкого чудотворца//ГММК: Мат-лы и исслед. М., 2003. Вып. 17: Сохраненные святыни Соловецкого мон-ря/Отв. ред.: Л. А. Щенникова. С. 149-165; Ульяновський В. И. Митрополит Киïвський Спиридон. К., 2004. С. 297-333; он же. Митр. Киевский Спиридон: Явные и скрытые повествования о себе в сочинениях 1475-1503 гг.//ТОДРЛ. 2006. Т. 57. С. 209-233; Мельник А. Г. Гробницы преподобных Зосимы и Савватия Соловецких XV-XVI вв.//Соловецкое море: Ист.-лит. альм. Архангельск; М., 2005. Вып. 4. С. 49-54; Буров В. А. Путешествие каменного «келейного креста» прп. Савватия//Там же. 2006. Вып. 5. С. 66-70; Святые Новгородской земли. Новгород, 2006. Т. 1. С. 540-546, 579-612; Бобров А. Г. К вопросу о лит. наследии Досифея Соловецкого//Книжное наследие Соловецкого мон-ря (в печати); Сергеев А. Г. «Лавсаик» Зосимы Соловецкого: Палеогр. очерк//Там же (в печати). О. В. Панченко Акафист Соловецким преподобным Бесы искушают прп. Зосиму. Клеймо иконы «Преподобные Зосима и Савватий Солоевецкие, с житием». 2-я пол. XVI в. (ЯХМ) Бесы искушают прп. Зосиму. Клеймо иконы «Преподобные Зосима и Савватий Солоевецкие, с житием». 2-я пол. XVI в. (ЯХМ) «Чудо преподобных Зосимы и Савватия об избавлении человека, плывшего по морю на црене». Клеймо иконы «Преподобные Зосима и Савватий Соловецкие с житием».

http://pravenc.ru/text/200051.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010