Изображения Ал. и Ан. сохранились в Лицевом житии прп. Сергия (XVI в.; РГБ), в Лицевом летописном своде (2-я пол. XVI в.; РНБ), на житийной иконе прп. Сергия 1680 г. (ЯХМ. И-394), а также в ряде памятников искусства светского характера. Собственно икона Ал. и Ан. (совместно с прп. Сергием и блгв. кн. Димитрием) была написана в 1980 г. Время местной канонизации преподобных неизвестно. В XVII в. их имена были внесены в святцы, в Месяцеслове Симона (Азарьина) сер. 50-х гг. XVII в. сказано: «Преподобнии старцы Александр и Родион (так! - и. А.), нарицаемии Пересвет и Ослябя, иж на Мамаеве побоищи убиени быша» (РГБ. МДА. 201. Л. 333, день памяти не указан). В кон. XVII в. имена Ал. и Ан. как преподобномучеников Московских были включены в «Описание о российских святых» ( Барсуков. Источники агиографии. С. IV); в 1896 г. их имена были помещены также в «Троицком патерике» (в числе «учеников и сподвижников прп. Сергия, в месяцесловах не означенных»), в 1981 г.- в Соборе Радонежских святых, установленном по благословению Святейшего Патриарха Пимена (Извекова). Память Ал. и Ан. может также отмечаться накануне праздника Рождества Богородицы - 7 сент. Ист.: ПСРЛ. Т. 4. Ч. 1. Вып. 1-2; 6; 15; 18; Повести о Куликовской битве. М., 1959; Повесть о Куликовской битве: Текст и миниатюры Лицевого свода XVI в. Л., 1984; Памятники Куликовского цикла. М., 1998. Лит.: Добролюбов И. , свящ. Историко-статистическое описание церквей и монастырей Рязанской епархии. Рязань, 1885. Т. 2. С. 242; Иероним (Алякринский), архим. Рязанские достопамятности. Рязань, 1889. С. 27. Примеч. 246; Токмаков И. Ф. Историческое и археологическое описание московского ставропигиального первоклассного Симонова монастыря. М., 1892. Вып. 1. С. 48; Димитрий (Самбикин). Месяцеслов. Вып. 1: Сент. С. 64-65; Барсуков. Источники агиографии. Стб. 430-431; Троицкий патерик. Серг. П., 1896, 1992р. С. 11-12; Куликовская битва и подъем национального самосознания. Л., 1979. (ТОДРЛ; Т. 34); Куликовская битва в литературе и искусстве. М., 1980; Моисеев Н. [Феофилакт (Моисеев), архим. ] 600 лет победы на Куликовом поле: Библиогр.//БТ. 1981. Сб. 22. С. 178-237; Куликовская битва в истории и культуре нашей Родины. М., 1983; Минея (МП). Июль. Ч. 1. С. 339-360; Дмитриев Л. А. Сказание о Мамаевом побоище//СККДР. Вып. 2. Ч. 2. С. 371-374; Салмина М. А. Повесть о Куликовской битве летописная//Там же. С. 244-246; Шахматов А. А. [Рец.]//СбОРЯС. СПб., 1910. Т. 81. 7. Отчет о 12-м присуждении Академией наук премий митрополита Макария в 1907 г. С. 79-204.

http://pravenc.ru/text/64384.html

Мисаила иеромонаха, пустынника Соловецкаго (†ок. 1617) Адриана, пустынника Соловецкаго (†ок. 1632) Нестора, пустынника Соловецкаго (†ок. 1632) Тимофея алексинца (в схиме Феодора), пустынника Соловецкаго (†1634) Саввы, пустынника Соловецкаго (†1636) Ефрема Чернаго, пустынника Соловецкаго (сер. XVII) Алексия калужанина, пустынника Соловецкаго (сер. XVII) Иосифа I, пустынника Соловецкаго (сер. XVII) Тихона москвитянина, пустынника Соловецкаго (сер. XVII) Феодула рязанца, пустынника Соловецкаго (сер. XVII) Трифона, пустынника Соловецкаго (сер. XVII) Иосифа II младаго, пустынника Соловецкаго (сер. XVII) Севастиана, пустынника Соловецкаго (сер. XVII) Гурия, инока чуднаго, Соловецкаго (сер. XVII) Кирика (Кириака), больничнаго старца, пустынника Соловецкаго (сер. XVII) Кассиана Муезерскаго, Соловецкаго Авксентия, Аксия и Тарасия, иноков Соловецких, Кашкаренских Антония Кенскаго, Кожеезерскаго (в схиме Авраамия; †1634) Никодима Кожеезерскаго (†1640) Макария Холмогорскаго, Красногорскаго (†1640) Евфросина Куржескаго, Каргопольскаго (†ок. 1641 † 1652) Антония Краснохолмскаго (†1642) Дионисия Переяславскаго (†1645) Иоакима Шартомскаго (сер. XVII) Далмата Пермскаго (†после 1646) Геннадия иконописца, Черниговскаго (сер. XVII) Иова Почаевскаго (†1651) Леонида Устьнедумскаго (†1654) Лукиана Александровскаго (†1654) Елеазара Анзерскаго (†1656) Филиппа Сухонскаго (†1662) Тихона Крестогорскаго, Вохмовскаго (†ок. 1679 † 1690) Корнилия Александровскаго (†1681) Макария Высокоезерскаго (†1683) Макария Менюжскаго (†ок. 1684) Феодосия Сийскаго (†1687) Исаии и Никанора Сийских, Ручьевских (XVI † XVII) Авраамия игумена Богородицкаго, Пинежскаго Корнилия Переяславскаго (†1693) Кирилла, схимонаха Борисоглебскаго Пимена, затворника и верижника Ростовскаго (XVII) Карпа Московскаго, Тита, пустынника Юрьевскаго, Поволжскаго Зосимы Александровскаго (†ок. 1713) Иова Анзерскаго (в схиме Иисуса; †1720) Синесия схиархимандрита, Сибирскаго (†1787) Мисаила, иеромонаха Абалацкаго (†1797) Андрея игумена Рафаиловскаго, Тобольскаго († 1820)

http://pravoslavie.ru/2368.html

В XIX - нач. XX в. Д. м. оставался ставропигиальным, т. е. подчинялся Московской конторе Святейшего Синода в лице благочинного ставропигиальных мон-рей. Настоятели и братия В Д. м. настоятельствовали игумены (1-й известный игум. Гурий упом. в 1598), с 1683 г.- архимандриты, в т. ч. в 1721-1727 гг. буд. еп. Воронежский Иоаким (Струков), в 1728-1732 гг. буд. архиеп. Черниговский Иларион (Рогалевский) , в 1747-1748 гг. буд. еп. Белгородский Порфирий (Крайский) , в 1748-1753 гг. буд. еп. Переяславский Иоанн (Козлович), в 1774-1776 гг. буд. еп. Коломенский Феофилакт (Горский) , в 1776-1778 гг. буд. архиеп. Казанский Павел (Зёрнов), в 1792-1794 гг. буд. архиеп. Екатеринославский Платон (Любарский) , в 1794-1795 гг. буд. архиеп. Подольский Иоанникий (Никифорович-Полонский) , в 1797-1801 гг. буд. еп. Калужский Евлампий (Введенский) , в 1814-1816 гг. буд. архиеп. Ярославский Симеон (Крылов-Платонов) , в 1816-1817 гг. буд. архиеп. Тобольский Амвросий (Рождественский-Вещезеров) , в 1817-1818 гг. буд. архиеп. Ярославский Евгений (Казанцев) , в 1818-1819 гг. буд. архиеп. Екатеринославский Феофил (Татарский) , в 1819-1821 гг. буд. архиеп. Владимирский Парфений (Чертков) , в 1821-1823 гг. буд. еп. Пермский Дионисий (Цветаев). В 1854-1871 гг. Д. м. управлял архиеп. Евгений (Казанцев), в 1879-1883 гг.- еп. Хрисанф (Ретивцев) , в 1886-1895 гг.- еп. Кавказский Герман (Осецкий) , в 1910-1914 гг.- архиеп. Тверской Алексий (Опоцкий) . Грамотой митр. Рязанского и Муромского Стефана (Яворского) от 13 нояб. 1715 г. архимандритам Д. м. дозволялось служить в митре, с рипидами, с палицей, с орлецом и с осенением, а посох иметь с сулком. 14 апр. 1731 г. указом имп. Анны Иоанновны архим. Илариону (Рогалевскому) - первому из рус. архимандритов - пожалованы панагия, мантия с красными бархатными скрижалями, а также было дано право совершать богослужение с осенением «трехплетеной свечой». В 1778 г. архим. Аввакум (Миланкович) был награжден бриллиантовой панагией, украшенной изумрудами. В 1651 г. в Д.

http://pravenc.ru/text/178962.html

Особо почитаемые настоятели обители: строители - настоятель Герасим 17-го в., игумен Тихон с 1707 по 1722 гг., еромонах Исаакий с 1776 по 1790 гг., монах Серафим с 1790 по 1800 гг., иеромонах Савватий с 1802 по 1805 гг., иеромонах Сергий с 1805 по 1811 гг., иеромонах Михаил с 1811 по 1821 гг., игумен Венедикт с 1821 по 1851 гг., иеромонах Нифонт с 1851 по 1859 гг., иеромонах Алексий с 1859 по 1860 гг., иеромонах Гамалиил с I860 по 1861 гг., иеромонах Феодосии с 1861 по 1875 гг., игумен Иона с 1875 по 1886 гг., иеромонах Илларион с 1886 по 1889 гг., иеромонах Игнатий с 188У по 1891 гг., игумен Иосиф с 1891 по 1900 гг., игумен Филадельф с 1900 по 1906 гг., иеромонах Сила с 1906 по 1908 гг., игумен Кирилл с 1909 по 1917 гг., Архим. Макарий 1917 по 1919 гг., последний настоятель пустыни. Церковные иерархи прежде именовались Сарскими и Подонскими, а затем Крутицкими и Можайскими. С 1799 г. образовалась самостоятельная епархия - Тульская и Белёвская. Иерархи, поминающиеся в истории монастыря, следующие: Митрополит Сарский и Подонский, Илларион, Епископ Сарский и Подонский Феодосии, Епископ Крутицкий и Можайский Амвросий, Епископ Коломенский и Тульский Афанасий, Епископ Тульской и Белёвской Мефодий, Епископ Тульский и Белёвский Симеон, Епископ Тульский и Белёвский Домаскин, Архиепископ Тульский и Белёвский Никандр, Епископ Тульский и Белёвский Иувеналий. Известные светские лица в истории монастыря: Никита Григорьевич Ржевский, управлявший в Белёвском уезде дворцовыми имениями в 1585 г. И дал старцу Онуфрию Жабынское городище под строительство монастыря. В 1615 г., преследуемые войсками Пожарского, полчища под предводительст­вом пана Лисовского избили братию Жабынской пустыни, а монастырь разорили до основания. Поминается в истории помещик Петр Иванович Черкасов, стоящий во главе прихожан монастырской церкви. Земельные владения монастыря в конце 1б столетия. Кроме Жабынского городища, на котором был воздвигнут монастырь, старцу Онуфрию было отдано: пахатной земле, луга для сенокоса и лесной бор. Но угодия эти во время запустения обители в 17 столетии отошли от монастыря. В 1778 г. вы­данном на землю землемером Василием Ладигиным по межеванию числилось всего 23 дес. 1570 саж. В 1797 г. к этой земле добавили в Ченском уезде пахатной земле 13 дес. 1890 саж. В 1909 г. в обители числилось земельных угодий: 45 дес., в том числе: пашенной 23 дес., усадебной 3 дес., луговой 5 дес., под лесом 1 дес., под церковью 1 дес., под кладбищем 1 дес., неудобной 11 дес.

http://sobory.ru/article/?object=03407

к. письменные источники практически не дают информации о строительстве в Новгороде и на Новгородской земле в 1-й пол. XVII в. (существуют известия о строительных работах в 20-30-х гг. XVII в. в Преображенском мон-ре в Ст. Руссе и в Троицком Клопском мон-ре). Кроме того, в течение всего XVII в. продолжались работы по восстановлению всех линий новгородских укреплений. Собор в честь иконы Божией Матери «Знамение» в Вел. Новгороде. 1682–1688 гг. Фотография. 10-е гг. XXI в. Собор в честь иконы Божией Матери «Знамение» в Вел. Новгороде. 1682–1688 гг. Фотография. 10-е гг. XXI в. В сер.- 2-й пол. XVII в. главными заказчиками являлись Новгородские митрополиты, основное строительство проходило на Владычном дворе и в крупных мон-рях. В 1649 г. в Новгород приехал новый владыка - буд. патриарх Никон (Минов). Первым делом митрополита стала перестройка одного из главных зданий своей резиденции - Крестовой палаты. Став в 1652 г. патриархом, Никон основал в 50-х гг. XVII в. в пределах Новгородской земли Валдайский Иверский и Крестный Кий-Островский мон-ри. Соборы этих обителей являются образцами наиболее ярких и необычных построек во всей рус. архитектуре XVII в.: они соединяют черты зодчества XVI в., актуальные для XVII в. формы, а также новые декоративные и конструктивные элементы, появление которых, очевидно, связано с традициями поствизант. архитектуры. В Новгороде и на Новгородской земле, судя по летописным источникам, в 50-х - нач. 60-х гг. XVII в. строительство не прекращалось, особо отмечен ремонт собора Св. Софии, осуществленный митр. Макарием III. Новый этап в истории новгородской архитектуры начался после 1664 г., когда митрополитом стал Питирим. Этот деятельный иерарх в 1669-1671 гг. осуществил масштабную перестройку своей резиденции, построил заново палаты на Владычном дворе, церкви свт. митр. Петра и Богоявления. Очевидно, именно при Питириме сложился облик Владычного двора, известный сейчас по описям и планам XVIII-XIX вв. При митр. Иоакиме в новгородском Детинце появилась новая высотная доминанта - вместо разрушившейся Евфимиевской часозвони в 1673 г.

http://pravenc.ru/text/2577771.html

В соответствии с историческим событием И. (в богослужебном облачении, без индивидуализации образа) изображен в житийной иконографии свт. Митрофана Воронежского в клейме «Хиротония свт. Митрофана во епископа», в частности на иконе 1853 г. письма И. И. Иванова (Музей истории г. Обнинска), на раме сер. XIX в. (Богоявленский собор в Елохове в Москве), на раме 1855 г. из ц. Благовещения Богородицы в Ярославле (ЯХМ; см.: Кузнецова О. Б., Федорчук А. В. Иконы Ярославля 16-19 вв.: Кат. выст./ЯХМ. М., 2002. С. 88-89. Кат. 43). И. является одним из главных персонажей на картине худож. В. Г. Перова «Никита Пустосвят. Спор о вере» (1880-1881, ГТГ): в левой части композиции седобородый старец в мантии и клобуке (куколе), с Евангелием в правой руке. Известны поздние изображения венчания на царство Иоанна и Петра Алексеевичей (гравюра нач. 80-х гг. XIX в. по рис. К. Броже), а также эстампы с портретами И. На литографии «Всероссийские патриархи», выполненной по рисунку Сивкова в мастерской И. А. Голышева в с. Мстёра (1859, РГБ), И. представлен в богослужебном облачении, у него темные кудрявые волосы и прямая, слегка раздвоенная на конце борода с проседью. Существуют совр. варианты портретов И. В серии работ В. В. Шилова с изображениями рус. патриархов (после 1996, Патриаршая резиденция в Чистом пер., в Москве) И. написан в академической манере, оплечно, в патриаршем куколе. К 10-летию интронизации Святейшего Патриарха Алексия II небольшим тиражом изготовлена серия медалей с изображениями 15 рус. патриархов (ЦАМ СПбДА и др.). Лит.: Ровинский. Словарь гравированных портретов. Т. 2. Стб. 1005-1006; Т. 4. Стб. 293; Савёлов Л. М. О написании портрета патриарха Иоакима//Старые годы. СПб., 1912. Окт. С. 55-56; Овчинникова Е. С. Портрет в рус. искусстве XVII в.: Мат-лы и исслед. М., 1955. С. 28-32; Иванова Е. Ю. «Портрет патриарха Иоакима» работы Карпа Золотарева 1678 г. (из собр. ТГИАМЗ): Результаты реставрации и исслед., 1992-1997 гг.//Экспертиза и атрибуция произведений изобраз. искусства: IV науч. конф., 24-26 нояб. 1998, Москва: Мат-лы. М., 2000. С. 71-80; Первосвятители Московские. М., 2001. С. 70; Рус. ист. портрет: Эпоха парсуны: Кат. выст./ГИМ. М., 2004; Грибов Ю. А. Лицевой Титулярник кон. XVII в. из собр. ГИМ//Рус. ист. портрет: Эпоха парсуны: Мат-лы конф. М., 2006. С. 113-141. (Тр. ГИМ; 155).

http://pravenc.ru/text/468879.html

Богородицы. От принесенного из Казани образа последовали многочисленные чудеса. Первое чудо совершилось еще в Казани 2 авг. 1588 г., когда у Герасима, прикоснувшегося к иконе, правая рука, к-рой он не владел, стала здорова. С 1588 по 1603 г. в Сказании описывается 65 исцелений от разных недугов, более всего от слепоты. К почитаемому образу шло множество людей из окрестностей Романова, а также из дальних мест. К. Я. и. простояла в Романове 21 год, до событий Смутного времени. Ее украсили драгоценным окладом, но ц. в честь Казанской иконы романовцы не выстроили. В 1609 г., в Смутное время, К. Я. и. попала в Ярославль. О событиях в Ярославле рассказывает «Повесть о построении Нового девича монастыря в Ярославле», написанная ок. 1609-1610 гг., вероятно жителем Ярославля из среды духовенства или посадских людей, соединенная со Сказанием Герасима Трофимова (РГБ). Один из списков «Повести...», очевидно в первоначальной, краткой редакции, был сделан в 1720 г. клириком ярославской ц. свт. Николая Чудотворца («Никола Рубленый») свящ. Феодором Петровым ( Бычков Ф. А. Заметка о хронографе ярославского свящ. Феодора Петрова. М., 1890. С. 9-15). Из «Повести...» известно о событиях Смутного времени в Ярославле и о значении К. Я. и. В то время в земские старосты города был выбран один из лучших торговых людей, посадский человек Василий Лыткин, принадлежавший к крупному ярославскому купеческому роду ( Смирнов Я. Е. Библиотека ярославских купцов Лыткиных в 1-й пол. XVII в.: (Проблемы историогр. и источниковедческого изуч.)//Чт. по истории и культуре древней и новой России: Мат-лы конф. (Ярославль, 7-9 окт. 1998 г.). Ярославль, 1998. С. 90-91). Он много делал для защиты ярославцев от «литовских людей и русских воров», позднее жертвовал крупные средства на ополчение. После Смуты, в 1622 г., вместе с братом Георгием (Третьяком) Василий был пожалован чином «гостя». Рама от Казанской Ярославской иконы Божией Матери. 90-е гг. XVII в. Мастер Лаврентий Севастьянов (?) (ЯХМ) Рама от Казанской Ярославской иконы Божией Матери.

http://pravenc.ru/text/1320206.html

Лит.: Горский А. В. О духовных училищах в Москве XVII в.//ПрТСО. 1845. Ч. 3. Паг. 2. С. 147-197; Ундольский В. М. Ученые труды Епифания (Славинецкого)//ЧОИДР. 1846. 4. Смесь. С. 69-72; он же. 1675-1677 гг.: Б-ка Павла, митр. Сарского и Подонского, и расход книг и имущества Епифания (Славинецкого)//ВОИДР. 1850. Кн. 5. С. 65-84; Певницкий В. Ф. Епифаний (Славинецкий) - один из главных деятелей рус. духовной лит-ры в XVII в.//ТКДА. 1861. 8. С. 405-438; Космография, относящ. к нач. 2-й пол. XVII ст./Пер.: мон. Епифаний (Славинецкий); сообщ.: Н. Абрамов//Изв. Рус. Геогр. об-ва. СПб., 1866. Т. 2. 3. Отд. 2. С. 96-97; Каптерев Н. Ф. О греко-латинских школах в Москве в XVII в.//ПрТСО. М., 1889. Ч. 44. С. 589-679; он же. Патриарх Никон и царь Алексей Михайлович. М., 1996р. Т. 2. С. 259-268, 283; Брайловский С. Н. Филологические труды Епифания (Славинецкого)//РФВ. 1890. Т. 24. 2. С. 236-250; Ротар И. Епифаний (Славинецкий) - лит. деятель XVII в.//Киев. старина. 1900. Т. 71. 10. С. 1-38; Соболевский А. И. Переводная лит-ра Моск. Руси XIV-XVII вв. СПб., 1903. С. 121, 286, 438. (СбОРЯС; Т. 77. 1); О списках лат. словаря А. Калепина с рус. переводом//Лит. вестн. 1904. Т. 8. С. 127-129; Харлампович К. В. Малороссийское влияние на великорус. церк. жизнь. Каз., 1914. Т. 1. С. 127, 141-145, 375, 455; Фонкич Б. П. Греко-рус. культурные связи в XV-XVII вв. М., 1977 (по указ.); он же. Греч. книгописание в России в XVII в.//КЦДР: XVII в. СПб., 1994. С. 18-63; Сиромаха В. Г. «Книжная справа» и вопросы нормализации книжно-лит. языка Моск. Руси во 2-й пол. XVII в.: (На мат-ле склонения существительных): АКД. М., 1980; Биргегорд У. Большой славяно-лат. словарь кон. XVII в.//АЕ за 1981. М., 1982. С. 152-157; eadem ( Birgeg å rd), ed. J. G. Sparwenfeld and the «Lexicon slavonicum»: His Contrib. to 17th Септ. Slavonic Lexicography. Uppsala, 1985 (по указ.); Страхова О. В. К вопросу о греч. филол. традиции в восточнослав. книжной среде//ССл. 1986. 4. С. 66-75; Сиромаха В. Г., Успенский Б. А. Кавычные книги 50-х гг. XVII в.//АЕ за 1986 г. М., 1987. С. 75-84; Бобрик М. А. Представления о правильности текста и языка в истории книжной справы в России (от XI до XVIII в.)//ВЯ. 1990. 4. С. 61-85; Панченко А. М.

http://pravenc.ru/text/190087.html

Для композиции характерна симметричность, подчеркнутая легким разворотом фигур друг к другу, уравновешенным молитвенным жестом рук (образ Богородицы выделен лишь подножием, на к-ром Она стоит). Единоличные изображения В. известны в миниатюрах рукописей (Синаксарь Давидгареджийской пустыни - Тбилиси. А 648, 1030 г.,- в рост, греко-груз. ркп.- РНБ. O. I. 58. Л. 99 об., 157 об., кон. XV в.); в храмовых росписях (в настенном минологии в ц. вмч. Георгия в Старо-Нагоричино (Македония), 1317-1318,- по пояс); на иконах (новгородская шиферная иконка, кон. XIII - нач. XIV в. (ГИМ),- по пояс; на иконе 2-й пол. XV в. из Мурома (ЦМиАР) - по пояс, по сторонам нимба в медальонах на светло-голубом «облачном» фоне в 3/4-ном развороте фигуры Христа и Богоматери, к-рые протягивают (соответственно) святому Евангелие и святительский омофор (как на иконах свт. Николая); на иконе из ц. святых Флора и Лавра в дер. Мегреге в Карелии, кон. XV - нач. XVI в. (Музей изобразительных искусств Республики Карелии, Петрозаводск),- по пояс; на иконе XVI в. (ГТГ, музей П. Д. Корина) - оплечно; на прориси с иконы XVII в. ( Маркелов. Святые Др. Руси. Атлас. С. 561. 284) - в рост, правой рукой благословляет, в левой - Евангелие, в архитектурном обрамлении, над ним поясное изображение в медальоне Христа Еммануила), в т. ч. на минейных иконах (минея на февр. из вологодской ц. прп. Димитрия Прилуцкого на Наволоке (кон. XVI в., ВГИАХМЗ); на минейной иконе нач. XIX в. (Устюженский краеведческий музей)). Известны случаи включения В. в состав деисусного чина (резной 11-фигурный ростовый Деисус (Русский Север, кон. XVI в., ГММК) - слева В. соответствует образ вмч. Георгия; Деисус с праздниками и пророками, сер. XVI в. (Тотемский краеведческий музей); на иконе «Воскресение - Сошествие во ад» (2-я пол. XV в., ПИАМ) - в числе святых (по копии-реконструкции А. Н. Овчинникова) в Деисусе на верхнем поле иконы). Житийные циклы В. представлены в мозаиках 1100 г. ц. Сан-Клементе в Риме; во фресковой росписи 1-й трети XII в. в капелле Шато-де-Муан в Берзе-ла-Виль (Франция); на иконе «Св. Власий с 18 клеймами жития», XVII-XVIII вв. (ГЭ). Самый пространный цикл жития, в 58 клеймах, сохранился на «Раме от иконы Власия» из ц. Св. Троицы во Власьевском приходе Ярославля (кон. XVII - нач. XVIII в.- датировка Ю. Б. Комаровой, ЯХМ): начальные 17 клейм содержат рассказ о монашеском подвиге В.; сюжеты клейм 17-58 связаны с испытанием веры, мученической кончиной и посмертными чудесами В., они вплетены в повествование о гонении на христиан: в 12-м представлен сюжет о 7 христианках, последовавших за В., в одном - казнь двух Евгениев, Матфея и Ореста (фрагмент клейма 31).

http://pravenc.ru/text/155013.html

Успения Пресв. Богородицы. По сравнению с ранними произведениями меньше внимания уделяется чудесам святого, больше - основным вехам его биографии. Из ц. во имя К. в Вологде происходит икона святого с 26 клеймами жития (2-я пол. XVII в. (?), под частичной записью, ВГИАХМЗ). В среднике К. представлен в молении выносному образу Божией Матери «Одигитрия», установленному за престолом и украшенному подвесной пеленой и рушником с Голгофскими крестами. Одежды престола, на к-ром лежит Евангелие и напрестольный крест, также богато декорированы орнаментами, на передней стороне - большое круглое клеймо с изображением Голгофы. Вокруг средника, обрамленного широкой орнаментированной рамой, расположены 26 клейм, в целом повторяющих уже перечисленные сюжеты - от рождения до посмертных чудес святого. В качестве самостоятельных выделены: обучение Космы; просьба К. к прп. Стефану Махрищскому дать благословение на монашеский постриг; поставление К. во диакона; возведение ц. Успения Пресв. Богородицы; погребение К.; в неск. клеймах показаны посмертные чудеса К., в т. ч. трижды - исцеление бесноватых. Еще один оригинальный житийный цикл, из 20 композиций, имеется на настолпной иконе (предположительно XVI в., под записью посл. трети XIX в.) из старообрядческого собора Покрова Пресв. Богородицы при Рогожском кладбище в Москве. На иконе XVII в. (под записью посл. трети XIX в.) из того же храма в среднике под образом Св. Троицы изображены в рост преподобные Сергий Радонежский и К., по сторонам от них проиллюстрированы в 18 клеймах жития этих святых. Пальцы десницы К. на обеих иконах сложены в двуперстном жесте. На иконе К. с 20 клеймами жития кон. XVI в. (ГИМ) помимо повествования о московском периоде жизни святого (половина клейм) и его чудесах подробно рассказано о преставлении старца. К рубежу XVII и XVIII вв. относится икона с 20 клеймами из собрания ЯХМ. «Образ местный Кирилла Белозерского чудотворца с деянием, на празелени» XVI в. находился в Успенской ц. Можайска (Писцовые книги Московского гос-ва.

http://pravenc.ru/text/1840263.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010