Васильев Борис Александрович Родился в 1899 г. Окончил физико-математический факультет Московского университета. Был прихожанином храма свт. Николая в Кленниках, духовным сыном о. Сергия Мечёва . После окончания университета Борис Александрович поступил в этнографический отдел Румянцевского музея, который в 1925 г. был преобразован в Центральный музей народоведения. В 1929 г. арестован и выслан в Северный край на 3 года. В 1940-е гг. тайно рукоположен во иерея. После ссылки работал в музее антропологии. В 1941 г. сослан в Кировскую область. Защитил кандидатскую диссертацию по теме «Медвежий праздник у орочей». С 1953 г. заведующий антропологическим музеем МГУ. Автор книги «Духовный путь А. С. Пушкина». Скончался в 1976 г. 1. Около 7 января 1962 г. [?] Дорогой Владыка! Благословите! Поздравляю Вас от души с светлым праздником Рождества Христова. Всегда от глубины души молю Начальника мира о даровании Вам духовного мира, радости и здоровья на радость и утешение всем нам. По состоянию здоровья все не решался ехать к Вам, а уже давно соскучился. После праздников надеюсь Вас навестить. Глубокий поклон и привет всему Вашему дому. Ваш богомолец Б[орис] А[лександрович]. Д. 52. Л. 50. Подлинник. Автограф. 2. Около 18 апреля 1962 г. 189 Дорогой Владыка! Поздравляю Вас с светлым Праздником Воскресения Христова и от души желаю Вам от воскресшего Господа всех благ духовных, а также здоровья и долгоденствия. Всегда с любовию и благодарностию поминаю Ваше святое имя. Посылаю Вам в подарок превосходную книгу Н. Н. Воронина, в которой много говорится о храмах и искусстве Владимира и Северо-Восточной Руси 190 . Прошу Вас поздравить от меня Нину Сергеевну и все Ваше сообитание. Христос Воскресе! Прошу Вашего разрешения приехать к Вам на Фоминой неделе, или когда благословите, с Катей. Катя работает в моей семье 12 лет. Это девушка целомудренная, верная, уважаемая, которую все члены моей семьи и я любим и ценим. Мне бы хотелось, чтобы Вы Сами с ней поговорили и разъяснили все, что касается до моих обязанностей, поведения и образа жизни. Еще раз благодарю Вас за Все. Любящий вас богомолец Б[орис] А[лександрович] В[асильев] Пасха Христова 1962 г. Д. 54. Л. 40. Подлинник. Автограф. 190 Возможно, имеется в виду монография «Зодчество Северо-Восточной Руси XII–XV вв.» в двух томах (М., 1961–1962). О Н. Н. Воронине см.: наст. сб., кн. 1. Читать далее Источник: Письма разных лиц к святителю Афанасию (Сахарову) : в 2 кн./Православный Свято-Тихоновский гуманитарный ун-т ; [вступ. ст., примеч., подгот. текста О. В. Косик]. - Москва : Изд-во ПСТГУ, 2013-2014. (Материалы по новейшей истории Русской Православной Церкви)./Кн. 1: А - Н. - 2013. - 799 с. : ил., портр., факс. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Описание: Благовещение Устюжское Век: XVII Датировка: 17 в. 1660-е гг. Материал: Атлас, холст, шелковые, серебряные и золотные нити. Место хранения: Сольвычегодский историко-художественный музей Происхождение: В Сольвычегодский музей поступила в 1919 г. Размер: 67 х 47,5 Описание: На левой и правой сторонах каймы вышиты святые в рост (слева направо): свтт. Петр и Алексий, Иона и Филипп митрополиты Московские, царевич Димитрий и прп. Сергий Радонежский. На нижней стороне каймы в круглых клеймах: пр[...] Файл 16890.jpg:   Размер: 1030x1500, 1.55 MPix, 583 Kb. Дата: 2012-04-07, участник [ Mary ]. Рейтинг изображения: 3 (240) , (7) . Описание: Благовещение Устюжское. Конец XVI века. Дерево, левкас, темпера, серебро, камни, золочение, чеканка. 146 х 98 см. Место создания: г. Москва. Государственный исторический музей, Москва. Файл 33635.jpg:   Размер: 500x750, 0.38 MPix, 151 Kb. Дата: 2019-05-15, анонимно. Рейтинг изображения: 8 (96) , (1) . Описание: Список Устюжского чудотворного образа в Святогорской пустыни (Свято-Успенская Святогорская Лавра, г. Святогорск, Донецкая область). Источник: Святогорский листок. 1888 г. В описании Святогорской пустыни конца XIX века, в перечне образов и святых мощей находим упоминание о списке этой иконы: «Икона Благовещения Божией Матери есть точная копия с чудотворного образа, находящегося в Успенском соборе Московского кремля. На сей иконе предвечный Младенец изображён в персях Приснодевы, воплотившимся в м[...] Файл 34052.jpg:   Размер: 864x1024, 0.88 MPix, 369 Kb. Дата: 2019-07-22, анонимно. Рейтинг изображения: 4 (68) , (1) . Описание: Список чудотворной Устюжской иконы Благовещения. Свято-Успенская Святогорская Лавра, г. Святогорск, Донецкая область. " В 2001 году в обители начались первые работы над иконостасом центрального придела Успенского собора Святогорской Лавры, иконы для которого были написаны в г. Елец Липецкой области преподавателями и выпускниками иконописной школы Троице-Сергиевой Лавры. Одна из этих икон образ Благовещения Божией Матери, именуемый «Устюжским», выполненная мастером-иконописцем Зданович Анн[...] Файл 34053.jpg:   Размер: 657x800, 0.53 MPix, 207 Kb. Дата: 2019-07-22, анонимно. Рейтинг изображения: 8 (112) , (1) . Описание: Икона «Благовещение (Устюжское)». Начало XII в. ГТГ. Просмотр с увеличением на сервисе проекта Google Arts & Culture (по поиску «Благовещение Устюжское»: The State Tretyakov Gallery. Ustyug Annunciation. 30th-40-th of the 12 century. Фактические размеры: w168 x h238 cm), а также на сервисе Яндекс.Карты (по поиску " Третьяковская галерея " зайти в Панорамы, а оттуда в музей и спуститься на 1-й этаж в залы " Древнерусское искусство " ) Файл 34054.jpg:   Размер: 1600x900, 1.44 MPix, 765 Kb. Дата: 2019-07-22, анонимно. Рейтинг изображения: 4 (83) , (2) .

http://pravicon.com/icon-29-photo

КОНСТАНТИН I расширенный поиск подписаться на rss-kahaл мобильная версия купить Православную энциклопедию Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Как приобрести тома " Православной энциклопедии " 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КОНСТАНТИН I предыдущая статья следующая статья печать библиотека 37 , С. 32 опубликовано: 7 июня 2019г. КОНСТАНТИН I архиеп. Охридский эпохи правления визант. имп. Мануила I Комнина (1143-1180). Известен по 2 печатям, одна из к-рых (сохр. в 2 экз.) содержит его полный титул - «Константин Божиею милостью архиепископ всея Болгарии и Первой Юстинианы». Упоминается в списках участников заседания К-польского синода 1170 г., осудившего его племянника Константина, еп. Керкирского, за еретическое толкование догмата о Св. Троице. Ист.: Zacos G. Byzantine Lead Seals. Berne, 1984. Vol. 2. N 410; Йорданов И. Корпус на печатите на Средновек. България. София, 2001. 19. 6. (Сфрагистика; 1). Лит.: Stiernon L. Notes de titulature et de prosopographie byzantines: Adrien (Jean) et Constantin Comnène, sébastes // REB. 1963. T. 21. P. 179-198; Божилов И. Българската архиепископия XI-XII в.: Списък на българските архиепископи. София, 2011. Рубрики: Болгарская Православная Церковь. Епископат Ключевые слова: Архиепископы Охридской архиепископии Константин I, архиепископ Охридский эпохи правления византийского императора Мануила I Комнина (1143-1180) См.также: АВРААМИЙ [Аврамий] (Месапса), архиеп. Охридский (в 1629 - 1634) АНФИМ МЕТОХИТ († после 1347), архиепископ Охридский АРСЕНИЙ II архиеп. Охридский в 1763-1767 гг. АФАНАСИЙ II архиепископ Охридский (ок. 1653 - ок. 1658 или 1660) Электронная версия разработана при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям © 1998 - 2023 Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия».

http://pravenc.ru/text/2057028.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АПОКРИСИАРИЙ [греч. ποκρισιριος - приносящий ответ; лат. responsalis], дипломатическая должность (посланник) в поздней Римской и Византийской империи. В церковно-адм. значении - полномочный представитель архиерея или настоятеля мон-ря при высших гражданских или церковных учреждениях, в т. ч. при имп. дворе. Церковные А. известны в Византии с V в.; в 1-й пол. VI в. имп. Юстиниан I предоставил им право финансового и дисциплинарного надзора над главами местных церковных администраций (Cod. Just. I 3; Nov. 6. 2-3; 123. 25). Однако главной задачей А. были представительские функции. Патриархаты (в т. ч. Римская Церковь), митрополии и архиепископии имели в К-поле своих постоянных А. Через них осуществляли обращения к императору и получали его распоряжения; в обязанности А. входило вводить Патриархов и подчиненных им епископов во дворец во время их визитов в столицу. Эту должность (до своего избрания на кафедру) занимали, в частности, свт. Анатолий I (в 40-х гг. V в., Патриарх К-польский с 449), свт. Григорий I Великий (с 579 по 586, папа с 590), св. Анастасий Апокрисиарий (до 648), Димитрий II Хоматиан (кон. XII в., архиеп. Охридский с 1216). Патриарх Филофей посылал своего А. на Русь в XIV в.- протодиак. Георгия Пердику. Лит.: Emereau A. Apokrisiaires et apokrisiariat: Notes de l " apocrisiariat, ses variétés à travers l " histoire: Les apocrisiaires en Orient//EO. 1914. T. 17. P. 289-297, 542-548; Pargoire J.//DACL. T. I/2. Col. 2537-2555; Treitinger O. Apokrisiarios//RLAC. Bd. 1. S. 501-504; Beck. Kirche und theol. Literatur. S. 103; Apokrisiarios//ODB. Vol. 1. P. 136; Apokrisiar//LTK. Bd. 1. Sp. 824. К. А. Максимович Рубрики: Ключевые слова: АВАТОН греческий термин, обозначающий свод правил, запрещающих вход определенных категорий лиц за стены монастыря АВТОКЕФАЛИЯ церковная, автокеф. Церкви - самостоятельные, не зависящие ни от какой иной поместной Церкви, но являющиеся частями Церкви Вселенской АВТОРИТЕТ в вопросах веры, добровольное и безусловное принятие документа или текста по вопросам веры, а также суждения и образа жизни лица, основанное на признании его нравственных достоинств, духовного опыта, святости АДВОКАТ должность, предполагающая осуществление нек-рых властных полномочий и представительство сторон в суде АМОРТИЗАЦИЯ характеризует степень уменьшения ценности церковного имущества, а также ограничение возможности нецелевого использования того или иного предмета, его обращения в гражданском обороте

http://pravenc.ru/text/75606.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВАРДАН МАМИКОНЯН († 26.05. 451), полководец и герой национально-религ. борьбы армян в сер. V в. В юности был послан своим дедом, Католикосом Сааком Великим , вместе с Месропом Маштоцем в К-поль к только что взошедшему на престол имп. Феодосию II (408-450) с письмом, в к-ром сообщалось о создании арм. письменности. Вскоре после свержения Арташира IV (422-428), последнего арм. царя из династии Аршакидов, персид. шаханшах Бахрам IV назначил В. М. спарапетом (главнокомандующим) персид. Армении (432). При шаханшахе Йездигерде II (438-457) в Армении началось активное насаждение зороастризма и маздакизма, что вызвало решительный протест у большей части населения. Христ. духовенство и арм. князья во главе с В. М. на Соборе в Арташате (449) ответили на послание Йездигерда с требованием принятия зороастризма, что армяне признают власть персид. царя в гос. вопросах, в вопросах же веры полагаются только на Бога: «В этих верованиях нас никто не может поколебать: ни ангелы и ни люди, ни меч и ни огонь, ни вода и ни какие только есть жестокие пытки... Ибо не с человеком у нас обет веры, чтобы, как дети, лгать тебе, а нерасторжимо с Богом, с Которым нет способа порвать и прочь уйти, ни ныне, ни после, ни вовек, ни во веки веков» ( Егише. II, 40-41). Изгнав из Армении «могов» (зороастрийское духовенство), В. М. и католикос Иосиф (Овсеп I) обратились за помощью к Феодосию II и князьям визант. Армении. Однако ни новый визант. имп. Маркиан (450-457), к-рый воевал в это время на Западе, ни гунны, с к-рыми В. М. заключил союз против персов, не смогли оказать военную помощь. Шаханшах послал в Армению большое войско, и в кровопролитной битве на Аварайрской равнине у р. Тхмут арм. ополчение во главе с В. М. потерпело поражение (26 мая 451). В. М. погиб в бою, его сподвижники - католикос Иосиф, Хорен, Авраам и др.- оказались в плену, многие вскоре были казнены. Однако поражение не сломило борцов за христ. веру. Через нек-рое время персы были вынуждены пойти на уступки и отказаться от попыток насаждения зороастризма. В. М. стал национальным героем Армении, т. к., «уповая на Христа, пожертвовал собою» ( Киракос Гандзакеци. С. 44). О его борьбе с персами повествуют современники В. М., историки Егише и Лазар Парпеци . Арм. Церковь чтит память В. М. и его сподвижников 30 хротица (5 авг.). В XII в. Католикос Нерсес IV Шнорали написал в честь них шаракан (гимн). Ист.: Егише. О Вардане и войне армянской/Пер. И. А. Орбели, предисл. и примеч. К. Н. Юзбашяна. Ереван, 1971; Лазар Парпеци. История Армении. Ереван, 1975. 2 т. (на арм. яз.); Киракос Гандзакеци. История Армении/Пер. Л. А. Ханларян. М., 1976. С. 44, 55-57. Лит.: Еремян С. Т. Народно-освободительная война армян против персов в 450-451 гг.//ВДИ. 1951. 4. С. 41-60; Юзбашян К. Н. Егише: Предисл.// Егише. О Вардане. С. 7-13. П. И. Жаворонков Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/154125.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ПАИСИЙ (Ипполитович-Черхавский; † не позднее окт. 1636), правосл. еп. Холмский (1621-1633). Происходил, по-видимому, из сел. Черхава, к югу от г. Самбора (ныне Украина). Поставлен на Холмскую кафедру Иерусалимским патриархом Феофаном IV в нач. февр. 1621 г. в мест. Животов (ныне с. Новоживотов Оратовского р-на Винницкой обл., Украина), в имении князей Четвертинских. П. являлся членом Луцкого братства; его кандидатура для поставления во епископа была, вероятно, выдвинута волынской православной шляхтой. В тяжелых условиях после непризнания правосл. архиереев гос. властью П. пришлось вести борьбу с униат. Холмским еп. Афанасием Пакостой за влияние на местное общество. В 1621-1624 гг. резиденцией П. был Яблочинский во имя преподобного Онуфрия Великого мужской монастырь на Буге, где епископ находился под патронатом протестант. магната Р. Лехцинского. В 1624 г. резиденцией П. стал Милецкий во имя святителя Николая Чудотворца монастырь близ Ковеля на Волыни. В 1626 г. П. призвали мещане одного из главных центров его епархии - Белза. Епископ ставил там священников, созвал «синод». Против этих действий выступил униат. Киевский митр. Иосиф Вельямин Рутский , взявший Холмскую униат. епархию в управление после смерти Пакосты. О достигнутых П. успехах говорит упоминание в актах Киевского Собора 1628 г. игум. Феодосия из скита в Угорниках как прота мон-рей в воеводствах Русском, Подольском и Белзском. П. присутствовал на встрече епископов в Гродке в 1628 г., на Киевском Соборе в авг. 1628 г., когда были осуждены сочинения архиеп. Мелетия (Смотрицкого) . В 1629 г. упоминается наместник архиерея в Люблинском братстве Теофил Леонтович. 28 апр. 1633 г. П. участвовал в хиротонии свт. Петра (Могилы). Последние годы жизни П., лишенный кафедры, провел в Милецком мон-ре, где и скончался. Ист.: Голубев С. Т. Киевский митр. Петр Могила и его сподвижники. К., 1883. Т. 1. С. 312, 315, 324; АВАК. 1896. Т. 23. 75. С. 61-63; 1900. Т. 27. 350. С. 354; Бевзо О. Льbibckuй лimonuc i Острозький лimonuceць. К., 1971. С. 111; Пом " яник луцького Хрестовоздвиженьского братства. Луцк, 2000. С. 7; Мицик Ю. 3 мamepiaлib до «Украïнського православного дunлoмamapiя», XII-XIII ст.//Haykobi записки [НАУКМА]. К., 2001. Т. 19: Ист. науки. С. 8, 9; ПСРЛ. СПб., 2003. Т. 40. С. 157. Лит.: Железнякович С. История яблочинского Свято-Онуфриевского мон-ря. Варшава, 2006. Т. 1. С. 55-58; Гopih С. Mohacmupi Зaxiдhoï Boлuhi (2-а пол. XV - 1-а пол. XVII ст. Льbib, 2007. С. 202-203, 213-214, 220; Jil A. Paisjusz Hipolitowicz Czerhawski - Chelmski biskup prawosawny 1621-1636//Koció unicki w Rzeczypospolitey. Biaystock, 2010; он же. Паисий Черхавский - правосл. Холмский епископ (1621-1636)//Православие Украины и Московской Руси в XVI-XVII вв.: Общее и различное. М., 2012. С. 184-207. Б. Н. Флоря Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/2578669.html

Феодосий (Ковернинский Евфимий Павлович), еп.б.Архангельский и Холмогорский Родился в 1895 году. В 1916 году окончил Киевскую духовную семинарию. Известно, что до епископства был иереем и протоиереем. В 1923 году в сане протоиерея примкнул к обновленческому течению. В 1945 году принес покаяние и был назначен епархиальным благочинным православных приходов Черновицкой области. 22 февраля 1945 года пострижен в монашество и возведен в сан архимандрита. В августе 1945 года хиротонисан во епископа Черновицкого и Буковинского. Хиротонию совершали: митр.Киевский и Галицкий Иоанн, епископ Волынский и Ровенский Николай и епископ Житомирский и Овручский Антоний. С 12 дек. 1947 г. – епископ Кировоградский и Николаевский. 21 окт. 1949 года уволен на покой. С 16 ноября 1953г. назначен епископом Архангельским и Холмогорским. 17 февраля 1956 года уволен на покой по болезни. 15 октября 1964 года переведен в Псково-Печерский монастырь с правом служения по согласовании с настоятелем. Литература: “ЖМП” 1945, 8, стр.5. -«- 1953, 12, стр.3. -»- 1956, 3, стр.5. -«- 1958, II, стр.17. -»- 1960, 7, 8, II. -«- 1961, 8, стр.32. -»- 1964, 11, стр.4. «Еп.Висник» 1947, 7, стр.205–207, Львов. «Журнал Зас.Св.Син.» 23 от 12.XII. 1947 г. II от 16.XI.1953 г. В Feodosij (EvfimijPavlovi) wurde am 20.1.1895 im D Koanka, ray. Belocerkovka, obi. Kiev, in einer kinderreichen Priesterfamilie geboren. Nach seiner Priesterweihe diente er den Ep. Kiev und Vinnica. Ab 1943 war er Vorsteher der Kulikovskaja-Kirche in Uljanovsk, dann in Redva, obi. Sverdlovsk, seit Juni 1944 Vorsteher der Kathedrale in ernovcy. Am 25.2.1945 Bvon ernovcy. Für seine vaterländische Tätigkeit hatte er eine Medaille erhalten. Nach Levitin-Krasnov («Die kranke Kirche») wurde er von dem Bevollmächtigten des Rates für Angelegenheit der ROK in Kiev vom Altar weggejagt (Religion und Atheismus in der UdSSR, München, Juni 1972, S.8). Gestorben am 27.5.1980 in Kiev. Literatur: Vest.russ.ehr.dv. 40(1956)39; 44(1957)32. MP 1966,11,6. MP 1980,9,41 N. A.E. Levitin-Krasnov, Die Glut deiner Hände 113. N. Struve 155 schildert seine Visitationsreise im Hohen Norden. Читать далее Источник: Русские православные иерархи : период с 1893-1965 гг. : [Каталог]/Митр. Мануил (Лемешевский). - Куйбышев. : 1966./Часть 6. Савва (Бабинец) – Ювеналий (Тарасов). – 1989. - 534 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

1998. С. 177). Он происходил из знатного феодального рода Самцхе, управлял епархией в 10-30-х гг. XI в. ( Мчедлидзе, Кедзевадзе. 2008. С. 73). В 60-х гг. XII в. еп. Тбетским Павлом было составлено завещание, в котором упоминались его племянники по сестре, Кутаисские архиепископы Николай и Арсений. Одного из них к тому времени уже не было в живых; исследователи считают, что Николай управлял К. е. во 2-й пол. XII в., Арсений - в 50-х гг. XII в. Следующий кутатели, Абуласан (60-70-е гг. XII в.- до 1178), упомянут в Книге агап Иверского мон-ря; поминальная запись (агапа 149) была внесена настоятелем мон-ря Павлом (1170-1183/84). Основанием для записи стали пожертвованные Абуласаном 40 перперов (визант. золотых монет), привезенных в Иверский мон-рь бывш. католикосом Грузии Николаем I ( Гулаберисдзе ; 50-е гг. XII в.- 1178) ( Метревели. 1998. С. 177). Пресв. Богородица на престоле. Фрагмент триптиха. Золото. XVI в. (Кут. 3866) Пресв. Богородица на престоле. Фрагмент триптиха. Золото. XVI в. (Кут. 3866) После Абуласана Кутаисским архиереем стал известный деятель архиеп. Антоний ( Сагирисдзе ; приблизительно 1178-1191), сохранились сведения о его политической деятельности. В соч. «История и восхваление венценосцев» он, сторонник царицы св. Тамары и участник церемонии возведения ее на царство, назван «достойным из подвижников и исполненным благости» (История и восхваление венценосцев. 2008. С. 255). Второй историк царицы Тамары Басили Эзосмодзгвари описывает церковный Собор (дата не установлена), в котором участвовали католикос-патриарх всей Грузии Михаил IV ( Мирианисдзе ; 1178-1187/91) и сторонники царицы бывш. католикос-патриарх Николай I и архиеп. Антоний. Собор был созван с целью смещения с престола противника политики св. Тамары католикоса-патриарха Михаила IV, однако кандидатура нового главы Церкви так и не была выдвинута ( Басилий Эзосмодзгвари. 2008. С. 304-305). Угроза царствованию св. Тамары возникла в 1191 г., во время вторжения в Грузию войска ее 1-го мужа Юрия (Георгия) Андреевича, сына кн.

http://pravenc.ru/text/2462339.html

Кир (иногда в научной литературе ошибочно называемый Кириллом), время жизни к-рого приблизительно относят к XI-XII вв. В 1071 г. Кастория выдержала осаду болг. войска Константина Бодина (впосл. болг. царь Петр III), в 1082-1083, 1096 и 1185 гг. была захвачена норманнами. Возможно, в память об изгнании норманнов в 1083 г. визант. войсками был построен и украшен фресками храм мон-ря Мавриотисса на берегу оз. Кастория, в 3 км от города,- по преданию, именно на том месте высадились имп. Алексей I Комнин и полководец Георгий Палеолог перед штурмом крепости. В XII в. в Кастории начинается период расцвета, благоприятный для строительства и украшения церквей. Анна Комнина говорит о Кастории как о значительной крепости и о происхождении ее названия от греч. слова κστρον - замок ( Ann. Comn. Alex. VI 1. 1); это мнение расходится с более поздней этимологией, связывавшей этот топоним с обитавшими в озере бобрами (κστωρ - бобр). В XII в. ал-Идриси назвал Касторию богатым городом. От комниновского периода сохранились украшенные фресками церкви прп. Стилиана или прп. Алипия, вмч. Димитрия Солунского в квартале Елеусы и свт. Николая Чудотворца Каснициса, а также росписи 2-го слоя в ц. св. Бессребреников и нек-рое количество икон, происходящих из местных храмов. Эти материальные данные и упоминания в письменных источниках свидетельствуют о том, что Кастория в XII в. была не только богатым и многолюдным городом, но и значительным культурным центром, связанным с Охридом , Фессалоникой и Константинополем . После захвата К-поля крестоносцами (1204) Кастория сначала вошла в состав Второго Болгарского царства (хотя, возможно, это произошло еще в 1203 г. ( Примов Б. Утвърждаване и териториално разширение на Втората българска държава в края на XII и началото на XIII в.//История на България. София, 1982. Т. 3. С. 136; Kravari V. Villes et villages de Macédoine occidentale. P., 1989. P. 40-41)). После смерти болгарского царя Калояна Кастория была занята крестоносцами. В 1208 г. папа Римский Иннокентий III назначил в Касторию лат.

http://pravenc.ru/text/1681333.html

Главной особенностью деревянных А. п. являлась большая высота (до 5 м); ни одна из древних конструкций не сохранилась полностью. Во псковских и новгородских церквах роль архитрава исполняла деревянная связь, т. е. часть конструкции, устанавливаемая при строительстве сводов храма (напр., Софийский собор в Новгороде, сер. XII в.; Николо-Дворищенский собор в Новгороде, нач. XII в.; собор Рождества богородицы Антониева мон-ря, 1117-1119 гг.; ц. Спаса на Нередице, 1198 г.; Ивановский собор Иоанно-Предтеченского мон-ря во Пскове, ок. 1140 г.; Спасо-Преображенский собор Мирожского мон-ря во Пскове, 40-е гг. XII в.; Георгиевская ц. в Ст. ладоге, посл. четв. XII в.?). согласно предположению В. Д. Сарабьянова, между архитравом и парапетом могли отсутствовать столбцы, а все пространство было перекрыто завесой. Отсутствие икон в пространстве между архитравом и парапетом могло стать одним из побудительных мотивов для появления высокого иконостаса , формирование к-рого отмечается на Руси уже с сер. XIV в. (ц. Феодора Стратилата в Новгороде, 80-90-е гг. XIV в.). Ист.: Friedl ä nder P. Johannes von Gaza und Paulus Silentiarius: Kunstbeschreibungen justinianischer Zeit. Lpz.; B., 1912. Лит.: Филимонов Г. Д. Церковь св. Николая на Липне, близ Новгорода: Вопрос о первоначальной форме иконостасов в русских церквах. М., 1859; Голубинский Е. История алтарной преграды или иконостаса в православных церквах//ПО. М., 1872. Нояб. С. 570-589; Schlosser J. Von Quellenbuch zur Kunstgeschichte des abendländischen Mittelalters. W., 1896. S. 207; Kaufmann C. M. Handbuch der christlichen Archäologie. Paderborn, 19223; Davies J. G. The Origin and Development of Early Christian Church Architecture. L., 1952; Conant K. J. Carolingian and Romanesque Architecture. Harmondsworth, 1959, 19794; Шмерлинг Р. Малые формы в архитектуре средневековой Грузии. Тбилиси, 1962; Krautheimer R. Early Christian and Byzantine Architecture. Harmondsworth, 1965, 19874; Лазарев В. Н. Три фрагмента расписных эпистилиев и византийский темплон//ВВ. 1967. T. 27. С. 162-196; он же. Византийская живопись. М., 1971. С. 110-136; Mathews T. Early Churches of Constantinople: Architecture and Liturgy. L., 1971; Chatzidakis M. L " évolution de l " icône aux 11e-13e siècles et la transformation du templon//XVe Congrès intern. d " études byzantines. Athènes, 1976. [Т.] 3: Art et archéologie. P. 159-191; Epstein A. W. The Middle Byzantine Sanctuary Barrier: Templon or Iconostasis//J. of the British Archaeological Association. 1981. Vol. 134. P. 1-28; Nees L. The Iconographic Program of Decorated Chancel Barriers in the Pre-Iconoclastic Period//ZKG. 1983. Bd. 46. Heft 1. S. 15-26;

http://pravenc.ru/text/115170.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010