Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание КЛАВДИЙ [лат. Claudius; франц. Claude] (VII в.), св. (пам. зап. 6 июня), аббат мон-ря Кондат (Сент-Уайан-де-Жу, впосл. Сен-Клод; ныне г. Сен-Клод, деп. Юра, Франция). Житие Среди ранних источников, в к-рых упоминается о К.,- перечень настоятелей мон-ря Кондат (предположительно список восходит к IX в., но сохранившиеся версии относятся к XI-XII вв.; см.: Moyse. 1973. P. 33-34). Согласно стихотворной версии перечня, К. из любви к аскетической жизни вступил в мон-рь, после смерти аббата Инъюриоза против своей воли был избран 12-м настоятелем; прославился подвигами святости (MGH. SS. T. 13. P. 746). В прозаической версии, сохранившейся в составе Хроники мон-ря Сент-Уайан-де-Жу (сер. XII в.), сообщается, что К., «архиепископ и аббат», управлял обителью 55 лет; также приведены сведения, заимствованные из документов монастырского архива (не сохр.): согласно одному из этих документов, в 40-й год правления Хлодвига К. добился от короля признания долга монастырю Кондат, согласно другому, при кор. Хильдеберте в г. Седун (ныне Сьон, Швейцария) К. заключил сделку с еп. Вульфином о взимании десятины с сел. Павлиак (de decimo Pauliaci) (MGH. SS. T. 13. P. 744; Robert. 1880. P. 565). Из-за неверной датировки грамоту кор. Нейстрии и Бургундии Хлодвига II (639-657) следует, по-видимому, считать фальшивой, но договор о десятине, датированный 4-м годом правления Хильдеберта IV (695-711), мог быть подлинным ( Moyse. 1973. P. 469). Агиографические сочинения о К. начали создавать после открытия мощей святого во 2-й пол. XII в. Болландисты опубликовали 2 Жития, краткое (BHL, N 1840-1840a) и пространное (BHL, N 1841-1843) - и сказание о чудесах К. (BHL, N 1844). Материалы для публикации были предоставлены иезуитом П. Ф. Шиффле, который в 1649-1664 гг. работал с рукописным собранием аббатства Сен-Клод. Высказывалось предположение, что краткое Житие является более ранним, оно послужило основой для пространного Жития, созданного в XIII-XIV вв.

http://pravenc.ru/text/1841215.html

Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > История легализации детоубийства: аборты в Российской империи, СССР и мире 10.03.2017 1121 Потиха Владимир Владимирович, вице-президент АНО «За жизнь», руководитель Центра пронаталистских исследований. Из истории пренатального инфантицида: вехи и даты прошедшего столетия. Доклад прочитан на секции «Защита жизни ребенка до рождения: наследие минувшего столетия», XXV Международные образовательные рождественские чтения. 27.01.2017 г. 00:30 Определение понятие «пренатальный инфантицид» 01:40 Краткая хронологическая таблица Россия 02:57 Краткая хронологическая таблица мир 05:57 Научные представления о развитии ребенка до рождения в начале ХХ в. 07:18 Наука о восприятии боли перинатальным ребенком 08:30 XII Всероссийский Пироговский съезд врачей 11:17 В.И. Ленин и аборты, «Рабочий класс и неомальтузианство» 12:45 Советский проект — пронатализм против неомальтузианства и евгеники 14:00 Сравнение резолюции Пироговского съезда по абортам (1913 г) и Постановления Наркомздрава и Наркомюста РСФСР (1920 г.) 15:49 Аборты в негосударственных ЛПУ в наши дни 17:15 Уголовное преследование за аборты в 1910-20-е гг. Меры по ограничению абортов 18:50 Легитимизация абортов в 1920-е гг. 19:30 Сталинский запрет абортов в контексте политической борьбы и предвоенной мобилизация в 30-е гг. 20:16 Л.Д. Троцкий о «семейный Термидор» в СССР 20:35 Кратко о мифах про сталинский запрет абортов 21:24 Замечания и предложения по генеральному плану «Ост». Аборты в нацистской политике на оккупированных III Рейхом территориях СССР и во внутренней политике современной России 23:51 СССР после Войны — прерванный взлет (Сталинский план преобразования природы, 5-ти часовой рабочий день, Московский Патриархат) 25:07 После И.В.Сталина, Троцкисты вновь у власти, легализация абортов и развал СССР 25:32 Ребенок до рождения и его права в Конвенции о правах ребенка, ратифицированной Россией 26:04 Научные представления о ребенке до рождения в 1960-70-е гг. «Неоконченный дневник» в журнале «Здоровье», 1966 г.

http://ruskline.ru/video/2017/mart/11/is...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Казачество - исторически православное (в некоторых случаях старообрядческое ) русское военное сословие в XVIII — начале XX вв. Образованию казачества предшествовало появление в XII - XIII вв. на стыке границ Киевской Руси и Половецкой земли т.н. бродников - ватаг вольных людей совмещавших разбой с торговлей лошадьми и выступавших зачастую посредниками между русскими и половцами . В XIV — XVII вв. казаки - вольные люди, работавшие по найму, лица, нёсшие военную службу в пограничных районах (городовые и сторожевые казаки); в XV — XVI вв. за границами России и Польско-Литовского государства (на Днепре, Дону, Волге, Урале, Тереке) возникли самоуправляющиеся общины “вольных” казаков (главным образом из беглых крестьян). Казачество было главной движущей силой народных восстаний в Украине XVI — XVII вв. и массовых движений в России XVII — XVIII вв. Правительство стремилось использовать казачество для охраны границ и в войнах, в XVIII в. окончательно подчинило его, превратив в привилегированное военное сословие. В начале XX в. существовало 11 казачьих войск (Донское, Кубанское, Оренбургское, Забайкальское, Терское, Сибирское, Уральское, Астраханское, Семиреченское, Амурское и Уссурийское). В 1916 казачье население — свыше 4,4 млн. человек (свыше 53 млн. десятин земли). В первую мировую войну казачество выставило около 300 тыс. человек. После октября 1917 советская власть проводила политику “расказачивания”, сопровождавшуюся массовым террором против населения казачьих областей, что, в свою очередь, вызывало массовые восстания. В 1920 казачество как сословие упразднено. В 1936 созданы донские, кубанские и терские кавалерийские казачьи соединения, участвовавшие в Великой Отечественной войне (расформированы во второй половине 40-х гг.). С конца 1980 -х гг. предпринимаются попытки возрождения казачества.

http://drevo-info.ru/articles/1689.html

История запрещенных книг на Западе до начала XVII в. 1 Боннский профессор исторической теологии Генрих Рейш не так давно издал в свет любопытную книгу под названием «Der Index der verbotenen Bücher, – ein Beitrag zur Kirchen und Literaturgeschichte» (Erster Band. Bonn, 1883). Сочинение это обширно (S. XII+624) и отличается такими научными достоинствами, что, кажется, не остается желать ничего более, по крайней мере при теперешнем состоянии науки. Что сочинение Рейша (Reusch) заслуживает внимания любителей духовного просвещения, это ясно видно из следующих слов предисловия книги: «Задача, поставленная мной при исполнении этого труда, – говорит автор, – состоит в том, чтобы дать связный обзор развития церковного законодательства относительно книжного дела до конца XVI в.». Отсюда видно, что отчет о книге Рейша будет уместен на страницах духовного периодического издания. Прежде чем передадим содержание книги, позволим себе привести некоторые замечания автора, помещенные им во введении, так как эти замечания послужат к уяснению содержания книги. В 1559 г., при папе Павле IV, пишет Рейш, появился в Риме «список писателей и книг» (index autorum et librorum), от которых римская и вообще инквизиция предостерегает всех христиан под угрозой прещений и наказаний. Ближайшие преемники Павла не раз издавали этот же индекс, умножая число книг и авторов, подвергнутых запрещению. С тех пор время от времени издавались в Риме новые индексы – число которых простирается до 40, – в которых к прежним писателям и книгам, подлежащим запрещению, присоединялись новые, осужденные или папскими декретами, или же декретами индекс-конгрегации (т. е. конгрегации, назначение которой было рассматривать, какие книги следует запретить), инквизиции или других конгрегаций. Индекс папы Павла есть первый индекс запрещенных книг, но и до издания этого индекса, до 1559 г., существовало много списков запрещенных книг, только они носили название не «индекса», а каталогов; так, вне Рима такие каталоги были изданы: Лувенским университетом (в Бельгии) в 1546, 1550 и 1558 гг., Парижской Сорбонной в 1544, 1547 и 1551 гг., папским легатом Казой в Венеции в 1549 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Lebede...

А.Н. Наумов В. И. Завьялов. Технологические особенности железного инвентаря поселения Куликовка-4 7 Многими археологами отмечалась недостаточная исследованность сельских поселений Древней Руси X–XIII вв. Сложность изучения рядовых селищ носит в основном объективный характер. В большинстве случаев эти памятники не имеют четкой стратиграфии, культурный слой относительно тонок, редко превышает 20–40 см, слабо выражены жилые комплексы, среди вещевого материала датирующие артефакты малочисленны и т. д. С. 25]. Поэтому при исследовании древнерусских селищ крайне важно использовать комплексный подход к изучению археологического материала, привлекая всевозможные методы, повышающие его информативность. Что касается железного инвентаря, то таким методом является археометаллография, позволяющая на основе аналитических данных о структуре металла сделать заключение о технологии изготовления предметов, навыках, традициях, уровне квалификации мастеров и даже в некоторых случаях уточнить датировку предметов С. 3]. Именно такой подход был применен при работе на селище Куликовка-4. Памятник расположен на пологом склоне первой надпойменной террасы и высокой пойме левого берега р. Дон в районе исторического Куликова поля. В 1986, 1991 и 1999 гг. на нем был проведен сбор вещевого материала с применением геофизических методов по методике, разработанной в Тульской археологической экспедиции. По материалам керамического комплекса и индивидуальным находкам памятник датируется концом XII – первой половиной XIII вв. Концентрация на восточной окраине памятника железных шлаков и поковок позволила авторам исследований говорить о существовании на поселении железоделательного производства С. 26–27]. Настоящая статья посвящена итогам археометаллографического исследования железных поковок с памятника Куликовка-4. Для проведения металлографических анализов в кабинет металлографии Лаборатории естественнонаучных методов Института археологии РАН были переданы все железные предметы из сборов 1999 г., пригодные в силу своей сохранности для изучения. Основу коллекции составляют ножи –55 экз., кроме того, в нее входят долото, кирка, коса и кресало.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > Православие в период разъединения Руси (XIII- XV вв.) 15.05.2015 1278 Время на чтение 5 минут Начавшийся в XII - середине XIII века процесс политического разъединения Руси изменил геополитическое положение восточнославянских земель. Уже к середине XIII в. северо-восточная Русь оказалась в вассальной зависимости от Орды; в XIV - начале XV вв. Полоцкая, Турово-Пинская, Витебская, Смоленская, земли Черной Руси, Северская земля, Волынь, Подолия и Киев - в составе Великого княжества Литовского. Червоная Русь в 1339-40 гг была присоединена к Польше. Судьба земель, составлявших наследие великого князя Киевского Владимира, сложилась неодинаково. Монголо-татарская оккупация восточных земель Руси существенно отличалась от литовско-польского владычества, с которым столкнулись юго-западная Русь. Захватив северо-восточную Русь, монголо-татары не обращали в свою веру ее жителей. Погромы разрушали лишь материальную культуру. На пепелищах вырастали новые храмы и города. Культура северо-восточной Руси в условиях иноземного ига, даже утрачивая лучшие свои достижения, оставалась самоидентичной, была ориентирована на домонгольскую культуру и продолжала ее традиции. Процесс собирания русских земель, проводимый великими князьями Московскими в XIV веке, сопровождался идеей о наследовании духовно-политического авторитета Византии. Своего апогея он достиг в конце XV в. при Великом князе Московском Иване III. Иначе складывались отношения Церкви и государства в великом княжестве Литовском. Занимавшие великокняжеский стол князья литовские, начиная от Миндовга и кончая Ольгердом, как и подавляющее число их соплеменников, были язычниками, несмотря на временное пребывание в Католичестве или Православии. Привязанностью к язычеству правителей ВКЛ объясняется то обстоятельство, что в XIII - первой половине XIV века на «русских» землях Великого княжества Литовского строительство каменных храмов почти прекратилось, количество основанных монастырей было невелико.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2015/0...

Т.Н. Джаксон, И.Г. Коновалова, А.В. Подосинова 44. «Хроника императоров» 1002 (около 1150 г.) «Хроника императоров» – пространное стихотворное сочинение (свыше 17 тысяч стихов) на средневерхненемецком языке на грани между хроникой и занимательным чтением на историческую тему с морализаторским оттенком – элементами «княжеского зерцала». Ее автором, по данным языка, был, вероятно, клирик регенсбургского происхождения, возможно, близкий ко двору баварского герцога Генриха Гордого (из рода Вельфов), работавший примерно между 1140 и 1150 гг. (повествование доведено до 1147 г.). Рассказ построен по правлениям римских, франкских и германских императоров (отсюда – название), начиная от Юлия Цезаря и кончая Конрадом III; до Карла Великого эта последовательность правлений страдает лакунами и хронологическими несообразностями, а о восточноримских (византийских) императорах после Зинона в ней вообще не упоминается. «Хроника императоров» была чрезвычайно популярна и сохранилась в 40 с лишним списках XII–XVI вв. разных редакций. Текст четко распадается на две части – не равных по объему и различающихся по характеру изложения: на римскую историю, поданную в сказочно-эпическом преломлении, приходится более 14 тысяч стихов, и лишь остаток – на историю франко-немецкую, описанную сухо и трезво. Уникальное сообщение о венгерско-русских связях при короле Шамуэле в этой последней части и побудило составителя включить выдержки из «Хроники» в Хрестоматию. Хотя эпос как таковой остается за ее рамками, в данном случае учтены все фрагменты, содержащие упоминания о Руси, которые, тем самым, могут дать общее представление о том, как выглядит опущенный в Хрестоматии эпический материал. Издания: Kaiserchr. 1892; Kaiserchr. 1953 (факсимиле). Литература: Crossley 1939; Ohly 1940; Urbanek 1959. S. 113–152; Stengel I960. S. 360–383; Nellmann 1983. Sp. 949–964; RFHMAe 6. P. 586–587. 1. [Конфликт Алариха с Римом 1003 . Аларих собирает войска: мидян, сарацинов и мавров, парфян, яковитов 1004 .] Король греков (kunic von Crîchen)

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Русская икона Иконописание на Руси. Феофан Грек Русская церковная живопись XI–XIII веков была тесно связана с византийской. В домонгольский период на Руси работало множество мастеров из Византии, создававших иконы, фрески и мозаики. Во второй четверти XI века в киевском Софийском соборе работает группа византийских мастеров. В 1080-х годах другая группа украшает Успенский собор Киево-Печерской лавры. Учеником греков был преподобный Алипий, иконописец Печерский, о котором упоминается в Киево-Печерском патерике (слово 34). Греческие мастера и их ученики работают и в Новгороде: в конце XII века здесь руководит иконописной артелью Олисей Гречин. Византийское влияние ощущается в росписях новгородской Софии (1108), собора Рождества Богородицы Антониева монастыря (1125), Георгиевской церкви Старой Ладоги (посл. треть XII в.), а также Мирожского монастыря во Пскове (40-е гг. XII в.). Наиболее ранние из дошедших до нас русских икон отмечены ярко выраженным влиянием византийской иконописи. Это прежде всего новгородские иконы «Спас Нерукотворный» и «Ангел «Златые власы», обе датируемые XII веком. Лики на обеих иконах благородны, взгляды огромных глаз, обведенных темными линиями, устремлены в сторону от зрителя. В эпоху крестовых походов культурные связи между Византией и Русью ослабляются, однако в первой половине XIV века они опять становятся интенсивными, и художники из Греции – вновь частые гости в русских землях. В 1338 году Исайя Гречин расписывает новгородскую церковь Входа Господня в Иерусалим. В 1363 году греческие мастера, как предполагается, участвуют в росписи церкви Успения на Волотовом поле, а последняя четверть XIV века ознаменована деятельностью Феофана Грека. В искусствоведении принято говорить о нескольких «школах» русской иконописи – новгородской, псковской, ростово-ярославской, тверской, московской. Понятие «школа» в данном случае употребляется весьма условно: речь, скорее, может идти о некоторых местных традициях, сформировавшихся к XIV веку и придавших иконам, происходящим из того или иного региона, определенные характерные черты. Условность понятия «школы» подкрепляется тем фактом, что одну и ту же икону на основании отдельных признаков одни исследователи относят к одной школе, другие – к другой. Тем не менее очевидно, что развитие иконописного искусства на Руси происходит вокруг крупных городов, приобретающих значение духовных и культурных центров.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла НЕБЕСНАЯ ЛИТУРГИЯ В христ. изобразительном искусстве название литургической композиции, в основе к-рой лежит представление о непрестанном служении ангелов Богу. Понимание «Н. л.» не сводится к одному эпизоду Божественной литургии, но с т. зр. иконографии понимается как изображение процессии Великого входа (см. ст. Вход ), где в качестве диаконов представлены ангелы. В НЗ видение небесного богослужения у Престола славы было открыто евангелисту Иоанну (Откр 4. 6-8). Основными литературными источниками композиции являются составленные в V-VIII вв. песнопения, к-рые исполняются во время Великого входа - шествия с евхаристическими Дарами из жертвенника к престолу алтаря, когда священники уподобляются херувимам ( Херувимская песнь ) (о влиянии чина литургии на иконографию см.: Покровский. 2001. С. 373-375; Stefanescu. 1936. P. 71-77, 189-191; Lucchesi Palli E. Liturgie, Himmlische//LCI. Bd. 3. Sp. 103-104; Taft. 1975; Успенский. 1982; Walter. 1982. P. 200-221). «Небесная литургия». Фрагмент композиции в росписи Кралевой церкви мон-ря Студеница. 1318–1319 гг. «Небесная литургия». Фрагмент композиции в росписи Кралевой церкви мон-ря Студеница. 1318–1319 гг. Изображение Божественной литургии тесно связано с др. литургическими темами: Евхаристией, Поклонением Жертве, Приготовлением Жертвы (Мелизмос Амнос), Службой св. отцов. Так, в композиции «Евхаристия» («Причащение апостолов») начиная с XI в. рядом с Христом, предстающим в качестве священника, изображены сослужащие Ему ангелы в диаконских одеждах (фреска ц. Св. Софии в Охриде, 40-е гг. XI в.; мозаика собора Св. Софии в Киеве, 40-е гг. XI в.). Впервые совершающие Великий вход ангелы в виде диаконов, с кадилами в руках и Св. Дарами, несомыми на головах, появляются на миниатюре с изображением Евхаристии в Иерусалимском свитке литургии свт. Иоанна Златоуста (Hieros. S. Crucis. 109, кон. XI - нач. XII в.); эта заставка предваряет текст молитв, читаемых священником на проскомидии ( Grabar.

http://pravenc.ru/text/Небесная ...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание НИКОН ВЕЛИКИЙ Прп. Никон Великий, игум. Икона. 40-е гг. XIX в. Мастерская Киево-Печерской лавры (Ближние пещеры Киево-Печерской лавры) Прп. Никон Великий, игум. Икона. 40-е гг. XIX в. Мастерская Киево-Печерской лавры (Ближние пещеры Киево-Печерской лавры) († 1088, Киево-Печерский монастырь), прп. (пам. 23 марта, 28 сент.- в Соборе Киево-Печерских преподобных отцов, в Ближних пещерах почивающих, в Неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех Киево-Печерских преподобных отцов и в Соборе всех святых, в Малой России просиявших), Киево-Печерский, в Ближних пещерах почивающий, игум. киевского Печерского в честь Успения Пресв. Богородицы муж. мон-ря (см. Киево-Печерская лавра) (1077/78 - 1088). Сведения о Н. В. содержатся в Житии прп. Феодосия Печерского (далее - ЖФ), написанном прп. Нестором в нач. XII в. (по др. мнению, в кон. XI в.); в «Повести временных лет» (далее - ПВЛ): в статьях 6582 (1074) г.- «Сказании о первых черноризцах печерских» и 6596 (1088) г.; в Киево-Печерском патерике (далее - КПП): в «Слове о пришествии писцов церковных», «Слове об Иоанне и Сергии», «Слове о Никите Затворнике», «Слове о Спиридоне Проскурнике и об Алимпии Иконописце» (20-30-е гг. XIII в.). Согласно ЖФ, Н. В. был одним из первых последователей прп. Антония Печерского. В пещеру близ Берестова (княжеское село на юж. окраине Киева) он пришел не позднее сер. 50-х гг. XI в. ( Артамонов. 2003. С. 224). Именно Н. В., как пресвитеру и опытному черноризцу («прозвутеру и чьрноризьцю искусьну»), прп. Антоний поручал совершать пострижение желавшх приобщиться к подвигу монашества. Н. В. постриг в иночество прп. Феодосия Печерского, прп. Варлаама , преемника прп. Антония на игуменстве и 1-го настоятеля княжеского киевского во имя великомученика Димитрия Солунского мужского монастыря , свт. Ефрема буд. титулярного митрополита Переяславского. Это событие стало причиной конфликта печерян с киевским кн. Изяславом (Димитрием) Ярославичем (1054-1078, с перерывами), к-рый был недоволен тем, что пострижение состоялось без его разрешения (Ефрем был слугой Изяслава, а Варлаам - сыном его боярина Иоанна).

http://pravenc.ru/text/Никону ...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010