Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГЕГАРД [Гегардаванк или Айриванк; арм. , - копье, - пещерный мон-рь], арм. мон-рь, расположен к северо-востоку от с. Гарни Республики Армении. Основан сщмч. Григорием Просветителем, еп. Армянским, в нач. IV в. на месте языческого святилища с использованием пещер, от чего происходит древнейшее название - Айриванк. Мон-рь снискал известность уже в IV-X вв. Подвергся разрушительным нападениям арабов (926) и турок-сельджуков. Возродился в сер. XII в.; в этот период были обретены мощи св. Андрея, в монастырском скриптории создавались рукописи. С сер. XIII в. в мон-ре находился св. гегард - железный наконечник копья, пронзивший ребро Христа, к-рый, по преданию, принес в Армению ап. Фаддей (с XVIII в.- в Св. Эчмиадзине). Отсюда 2-е название мон-ря. Церковь Катогике мон-ря Гегард. 1215 г. Церковь Катогике мон-ря Гегард. 1215 г. С XIII в. в Г. хранилась и частица Ноева ковчега. В 1279 г. монастырскую школу возглавил мыслитель и историк Мхитар Айриванеци. В нач. XIII в. Г. оказался во владениях кн. Иване Мхаргрдзели, в 40-х гг. XIII в. у его сына мон-рь выкупил кн. Прош с целью устройства там родовой усыпальницы. К XIII в. относится создание нового архитектурного комплекса мон-ря, большинство сооружений к-рого высечено в массиве живописных скал. Активность монастырского скриптория возродилась в XV в. Г. ремонтировался и обстраивался в XVII-XVIII вв., основательная реставрация, постройка родника (архит. Р. Исраелян, 1958) и келейного корпуса произведены при Католикосе Вазгене I Палчяне (1955-1994). Главная церковь мон-ря - Катогике, 1215 г.- прямоугольное снаружи и крестообразное внутри здание с 2-этажными приделами по углам. Купол на высоком барабане покоится на системе стрельчатых арок и парусов. Снаружи юж. и вост. стены оформлены изящными треугольными нишами. Особо торжественно украшен юж. фасад. Тимпан его богато орнаментированного портала декорирован сплошным рельефом с изображением деревьев с обилием плодов гранатов и гроздей винограда. Над центральным окном - геральдическое изображение льва, терзающего быка. Орнаментированная аркатура барабана дополнена рельефами птиц, человеческих масок и голов животных, розеток и кувшинов. Вместе с завершающим геометрическим поясом эта аркатура напоминает оформление барабана ц. сщмч. Григория Просветителя в Ани , возведенной в том же году Тиграном Оненци.

http://pravenc.ru/text/161842.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КИДЕКШИНСКИЙ (КИДЕКШСКИЙ) ВО ИМЯ СВЯТЫХ МУЧЕНИКОВ БОРИСА И ГЛЕБА И ПЕРВОМУЧЕНИКА СТЕФАНА МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ предыдущая статья Содержание КИДЕКШИНСКИЙ (КИДЕКШСКИЙ) ВО ИМЯ СВЯТЫХ МУЧЕНИКОВ БОРИСА И ГЛЕБА И ПЕРВОМУЧЕНИКА СТЕФАНА МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ Кидекшинский Борисоглебовский монастырь. Фотография. 2013 г. Кидекшинский Борисоглебовский монастырь. Фотография. 2013 г. находился в с. Кидекша Опольского стана (в 4 верстах к востоку от г. Суздаля) Суздальского у. (впосл. Владимирской губ.). Обитель была устроена на территории укрепленной резиденции князей суздальских (XII-XIV вв.). Замок основан князем Ростово-Суздальской земли, позже вел. кн. Киевским Юрием (Георгием) Владимировичем Долгоруким на правом нагорном берегу р. Нерль, близ впадения в нее р. Каменка. Согласно легенде, на этом месте находилось «становище» св. князей Бориса и Глеба на пути из Ростова и Мурома в Киев. Время основания К. м. неизвестно; наиболее ранний документ, в котором упоминается игумен обители, датируется 1444 г. (АСЭИ. 1958. Т. 2. С. 485). Поэтому не исключено, что К. м. мог быть основан во 2-й пол. XIV в., при суздальском кн. Борисе Константиновиче († 1394), при участии иноков нижегородского Печерского в честь Вознесения Господня мон-ря . Вероятно, почти с самого основания К. м. был приписан к Вознесенской обители. В льготной грамоте мон-рю митр. Московского и всея Руси свт. Макария от 22 сент. 1550 г. об этом сказано: «А придан тот монастырь прежде бывшими государи великие князья и с митрополиты всеа Руси тому Печерскому монастырю в Нижнем Новгороде изстари» (РГИА. Ф. 834. Оп. 3. 1914. Л. 39). Сведений о насельниках К. м. практически не сохранилось. В грамоте кон. 40-х гг. XV в. упоминается игум. Герман. Документ сер. XVI в. фиксирует наличие в К. м. игумена, попов и диакона. Во фрагментах описей К. м. кон. XVII - нач. XVIII в. данные о монашествующих не сохранились. По различным косвенным источникам известно, что в 1-й пол. XVII-XVIII в. монастырем управляли строители. О порядке их назначения имеются пояснения: «В том монастыре против древняго установления надлежит быть настоятелю-строителю. И оные настоятели присылаются из вышеявленного Печерского монастыря, а бывают посменно». В офицерской описи 1764 г. перечислены строитель, 2 монаха («оные монахи присматривают над монастырскою пашнею, хлебом и скотом»), служители из крестьян (2 конюха и скотник - Там же. Ф. 280. Оп. 3. 58. Л. 11, 11 об.) и нет ни одного священнослужителя. Постройки

http://pravenc.ru/text/1684321.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МАРОНИТЫ [Сир.  ; араб.  ,  ], приверженцы вост. христианства, выделившиеся в особую этноконфессиональную группу среди населения Сев.-Зап. Сирии и Сев. Ливана ; в наст. время - арабы-христиане , члены Маронитской католической Церкви . По наиболее распространенной версии, название «марониты» - производное от имени сир. отшельника IV - 1-й пол. V в. прп. Марона (Маруна); основанный в его честь мон-рь близ Апамеи на р. Оронт был в VI в. религ. центром Сев. Сирии. Зарождение общины М. стало следствием церковной политики имп. имп. Ираклия , связанной с насаждением монофелитства . Значительная часть сирийских христиан приняла это исповедание. Первоначально в социальном и этническом плане они не отличались от православных ( мелькитов ) и монофизитов (яковитов) в Центр. и Сев. Сирии. После араб. завоевания сир. монофелиты, группировавшиеся вокруг мон-ря св. Марона, выступали как одна из христ. общин региона, соперничая с яковитами за влияние на халифов. Осуждение монофелитства на Вселенском VI Соборе (681) и конфликтные отношения с мелькитами стимулировали обособление М. в отдельную церковную организацию и этноконфессиональную группу. Утверждения позднейших маронитских историков о создании Маронитской Церкви на рубеже VII и VIII вв. полулегендарным «отцом нации» Иоанном Мароном не имеют научного основания. Оформление особых маронитских церковных структур произошло после серии конфликтов приверженцев этого исповедания с новопоставленным православным Антиохийским патриархом Феофилактом бар Канбарой в 40-х гг. VIII в. Столкновения мелькитов с М. имели место не только в мон-ре св. Марона, но и в больших городах Сев. Сирии - Халебе, Эдессе, Манбидже. Из Эдессы происходил единственный известный нам крупный маронитский ученый эпохи халифата Феофил бар Тума (Феофил Эдесский; † 785), астролог халифа аль-Махди. Постепенно в маронитской среде усиливалась миграция в Горный Ливан, естественное убежище гетеродоксальных религ. групп. Подробности и датировки этого процесса неясны из-за скудости источников по средневек. истории М. (бóльшая часть маронитского лит. наследия была уничтожена в XVI в. католич. миссионерами). Но даже к кон. XI в. не все М. жили в Горном Ливане; их ареал расселения тянулся от побережья у Триполи через Ливанский хребет на восток в долину Оронта. Духовный лидер общины богослов Тума аль-Кафртаби был епископом селения в среднем течении Оронта. Возможно, последние М. покинули внутреннюю Сирию в период противоборства мусульман с крестоносцами за эти территории в сер. XII в. или в ходе монгольско-мамлюкских войн 2-й пол. XIII в.

http://pravenc.ru/text/2562392.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание АССЕМАНИ [Assemani, латиниз. форма от араб. as-Sim‘ani], семья маронитов , из к-рой вышли ученые-ориенталисты и богословы XVIII - нач. XIX в.: Иосиф Симон, Стефан Эводий, Иосиф Алоизий и Симон. Происхождение семейство А. ведет из с. Хасрун (Сев. Ливан). В 1685 г. ливанский свящ. Якуб Аввад отправил своего сына Ильяса А. в маронитскую коллегию в Риме. Там юноша проявил незаурядные способности и по окончании 12-летнего курса обучения весьма быстро сделал церковную карьеру. В 1700 г. в сане архиеп. Антиохийского Ильяс возглавил маронитскую делегацию, ходатайствовавшую о возобновлении покровительства, оказываемого этой общине франц. королем. В 1707 г. Ильяс по поручению папы Климента XI отправился в Египет, откуда привез более 40 рукописей, относящихся к ранним векам христианства. Собирание древних вост. манускриптов продолжил его двоюродный брат Юсуф Самъун. Иосиф Симон А. Иосиф Симон Ассемани. Рисунок. XVIII в. (Vat. Ottob. lat. 3117. F. 51r) Иосиф Симон Ассемани. Рисунок. XVIII в. (Vat. Ottob. lat. 3117. F. 51r) (Араб.- Юсуф Самъун, лат. Josephus Simonius, итал. Giuseppe Simonio) (27.08.1686, Хасрун, Сев. Ливан - 13 или 16 янв. 1768, Рим) в 1696 г. поступил в маронитскую коллегию в Риме и окончил ее в 1709 г., уже будучи автором 3 трудов по сир. грамматике, логике и богословию. Папа Климент XI заметил талантливого выпускника и, несмотря на обязательство отправлять окончившую курс обучения маронитскую молодежь на родину, оставил его при себе. Первым заданием Иосифа Симона стало составление каталога рукописей, собранных его кузеном Ильясом; в 1710 г. он занимал должности переписчика вост. рукописей (scriptor Orientalis), переводчика с араб. и сир. языков, а также советника Конгрегации по ревизии и исправлению литургических книг вост. обрядов. Близость к папскому престолу позволила ему с успехом ходатайствовать в пользу своего родственника Якуба Аввада, отстраненного с патриаршего престола Маронитской Церкви. В 1711 г. Иосиф Симон получает папское разрешение перейти из маронитского в лат. обряд. В 1715 г. Климент XI организовал экспедицию в Сирию и Египет за рукописями христ. Востока, во главе к-рой был поставлен Иосиф Симон. За 2 года в мон-рях Нитрийской пустыни ( Вади эн-Натрун ), в Каире, в Дамаске, в Халебе и Горном Ливане было собрано ок. 150 ценнейших манускриптов, переправленных на хранение в папскую Ватиканскую б-ку . В 1735-1738 гг. Иосиф Симон совершил 2-е путешествие на Восток, где по поручению папы Климента XII представлял интересы Римского престола на маронитском Соборе в Дайр-Лувайзе близ Бейрута (1736); ревностное проведение курса на латинизацию привело его к столкновению с маронитским Синодом. По возвращении в Рим Иосиф Симон до самой кончины работал в Ватиканской б-ке, где занимал должности хранителя (custos) и префекта. В 1766 г. он был посвящен в сан титулярного католич. архиеп. Тирского.

http://pravenc.ru/text/76680.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ЗВЕЗДИЦА Звездица из т. н. Сионского клада. Сер. VI в. (Дамбартон-Окс, Вашингтон Звездица из т. н. Сионского клада. Сер. VI в. (Дамбартон-Окс, Вашингтон [греч. στερσκος; лат. stellula - маленькая звезда], в христ. богослужении один из священных сосудов, используемых при совершении таинства Евхаристии . Представляет собой 2 перекрещенные под прямым углом на высоте 10-17 см металлические дуги, к-рые в ранних З. были изогнуты в форме параболы, в З. XVIII-XIX вв. преломлены под прямым углом. Как правило, их крепление подвижное с помощью винта, так что их можно сложить или раздвинуть. Раздвинутая и поставленная на дискос З. служит опорой для возлагаемого на дискос покровца и не допускает непосредственного соприкосновения последнего с евхаристическим Хлебом. Древнейший известный экземпляр - серебряная З. (сер. VI в., Дамбартон-Окс, Вашингтон; см.: Boyd. 1992. P. 20. N 7. Fig. 57.1) из т. н. Сионского клада (коллекция утвари - дар еп. Евтихиана церкви, отождествляемой с церковью мон-ря Св. Сиона, основанного Николаем Сионским в VI в. в Ликии). Эта З. в отличие от современных З. имеет полукруглую форму дуг, к-рые в раздвинутом виде образуют купол. Одно из самых ранних изображений З. встречается на мозаике «Причащение апостолов» собора Св. Софии в Киеве под конхой в центральной апсиде (40-е гг. XI в.). В письменных источниках З. впервые упоминается в уставе Михаила Атталиата, основавшего мон-рь в Редесте в 1077 г. ( Nissen W. Die Diataxis des Michael Attaleiates von 1077: Ein Beitr. z. Geschichte d. Klosterwesens im byzant. Reiche. Jena, 1894. S. 81). Кроме того, З., выполненные из драгоценных металлов, включены в 2 описи церковного имущества (βρβια), происходящие из афонского мон-ря Ксилургу (1143) и из церкви в Фессалонике (1189) ( Pétridès . 1907. Col. 3003). В толковании на Божественную литургию XII в., ошибочно приписываемом свт. Софронию Иерусалимскому, говорится, что «звездица, подобно четырем животным, покрывает небесный угль» и служит «также для того, чтобы жемчужины не соприкасались с покровцом» ( Ps.-Sophr. Hieros. Comment. liturg. 5//PG. 87ϒ. Col. 3985B).

http://pravenc.ru/text/182741.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание КОНСТАНТИН, МИХАИЛ И ФЕОДОР († кон. XII в.?, Муром), блгв. князья Муромские (пам. 21 мая, 10 июня - в Соборе Рязанских святых, 23 июня - в Соборе Владимирских святых). Источники Блгв. князья Константин, Михаил и Феодор Муромские. Средник иконы «Блгв. князья Константин, Михаил и Феодор Муромские, с житием». 1714 г. Иконописец А. И. Казанцев (МИХМ) Блгв. князья Константин, Михаил и Феодор Муромские. Средник иконы «Блгв. князья Константин, Михаил и Феодор Муромские, с житием». 1714 г. Иконописец А. И. Казанцев (МИХМ) Биографических сведений или упоминаний о К., М. и Ф. до 1547 г. нет не только в памятниках обл. летописания, но и в крупных общерусских сводах, созданных в 1-й пол. XVI в. (прежде всего таких, как Русский Хронограф, Никоновская и Воскресенская летописи). По наблюдениям М. Б. Плюхановой, «в предшествующем летописании о князе Константине, правившем в Муроме, ничего не сообщалось. Предполагается, что до канонизации существовало местное муромское почитание этого святого, но определенных доказательств этому нет» ( Плюханова. 1995. С. 133). Лишь в 1547 г. русский агиограф Ермолай (в иночестве Еразм) по поручению царя и вел. кн. Московского Иоанна IV Васильевича Грозного и митр. Московского свт. Макария получил задание написать жития канонизированных на Соборе Муромских святых. Одним из 3 сочиненных им в кон. 40-х - нач. 50-х гг. XVI в. произведений, как полагают нек-рые исследователи, было Житие Константина и его сыновей. При его создании Ермолай (Еразм) смешал хронологические рамки и включил в свое повествование Повесть о Рязанском и Муромском еп. Василии, жившем в XIV в., а также летописные записи из Воскресенской летописи о муромском блгв. кн. Георгии (Юрии) Ярославиче . В 1554 г. неудовлетворенный работой агиографа свт. Макарий поручил создание Жития Константина, Михаила и Феодора др. писателю, который тем не менее в работе над текстом опирался на черновые материалы Жития, написанного Ермолаем (Еразмом). В Похвальном слове муромским князьям также есть черты, свидетельствующие о работе над ним Ермолая (Еразма).

http://pravenc.ru/text/2057094.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ОТТОН III Коронация имп. Оттона III. Миниатюра из Бамбергского Апокалипсиса (Bamberg. Staatsbib-liothek. Bibl. 140. Fol. 59v) Коронация имп. Оттона III. Миниатюра из Бамбергского Апокалипсиса (Bamberg. Staatsbib-liothek. Bibl. 140. Fol. 59v) (Июнь-июль 980, близ Клеве - 23 или 24.01.1002, замок Патерно близ Витербо), герм. король (с 983, самостоятельно с 995), император Свящ. Римской империи (с 996); из Саксонской династии (династия Людольфингов). Имел прозвище Чудо Света (Mirabilis mundi). Основные свидетельства о жизни и об эпохе О. содержатся в грамотах, в исторических сочинениях, написанных уже после смерти императора: в «Хронике» Титмара Мерзебургского (Chronicon, 1012-1018), «Венецианской хронике» Иоанна Диакона (Chronicon venetum, после 1008), в заключительной части Кведлинбургских анналов (Annales Quedlinburgenses, до 1025) и в 3-й части Хильдесхаймских анналов (Annales Hildesheimenses, между 1000 и 1040), в «Хронике» Адемара Шабанского (Chronica, ок. 1030), «Истории» Родульфа Глабера (Historia, 30-40-е гг. XI в.), «Хронике и деяниях князей или правителей польских» Галла Анонима (Cronicae et gesta ducum sive principum Polonorum, нач. XII в.), а также в произведениях житийной литературы , посвященных деяниям сподвижников О.,- Житиях Адальберта Пражского, составленных Иоанном Канапарием (998-999) и Бруно Кверфуртским (между 1006 и 1008), Житии 5 братьев-отшельников, написанном Бруно Кверфуртским (ок. 1008), Житии Бернварда Хильдесхаймского, автором к-рого был Тангмар (нач. XI в.). О.- единственный сын имп. Оттона II (967-983) и имп. Феофано († 991; визант. принцесса, не порфирородная, но связанная родством с визант. имп. Иоанном I Цимисхием (969-976), по нек-рым сведениям, она была его племянницей). У О. были сестры: София (975/978-1039), аббатиса Гандерсхайма и Эссена, Адельгейда (977-1043), аббатиса Кведлинбурга, и Матильда (978-1025), жена пфальцграфа Лотарингии Эццо (1015-1034); еще одна сестра (предположительно близнец О.) умерла сразу после рождения. Рождение О. совпало с поворотным моментом в правлении Оттона II: к тому времени удалось разрешить главные конфликты в его владениях к северу от Альп и на их границах, что дало ему возможность сосредоточить внимание на итал. политике. Осенью 980 г. император с женой и новорожденным сыном отправился в Италию; имп. Феофано и О. сопровождали Оттона II во время военного похода в 982 г. в Юж. Италию против византийцев и сарацин.

http://pravenc.ru/text/2581743.html

XXXVI. Речь, сказанная при посещении Введенского соборного храма в г. Чебоксарах 40 . О необходимости взгревать в себе ревность к храмам Божиим По пути в соборный храм из квартиры с моим многоуважаемым хозяином я заметил, какое множество храмов имеется в городе Чебоксарах, число жителей которого не превышает пяти тысяч, а торжественный звон колоколов, мощно раздававшийся с местных колоколен, напомнил мне Христов день, день святой Пасхи, и мною овладело радостное чувство. Это чувство вам непонятно. Вы привыкли видеть эти большие храмы и часто слышите этот сильный звон. Но я до последнего времени жил в западном – немецком крае, где православие еще не укоренилось вполне в народе, где церквей очень немного, да и те тесные и бедные, а колокола при них не пудовые, а фунтовые. Вот почему так радостно мне видеть в этом небольшом городе столько церквей, я положительно восторгаюсь обилием здесь храмов Божьих. Это обилие храмов Божиих свидетельствует о благочестии граждан и их ревности и усердии к дому Божию. Дай Бог, чтобы эта ревность к храму Божию не ослабевала в вас, а возрастала и укреплялась. Так как здешние храмы имеют на себе печать глубокой старины, то святой долг прихожан благолепно сохранять и поддерживать старину своих храмов, дабы она напоминая о твердой вере наших предков, возбуждала в нас истинный дух благочестия. При входе в соборный храм я заметил, что он древний как по внешнему виду, так и внутреннему, мое внимание привлекла стенная иконопись, которая особенно свидетельствует о древности храма; а местный о. протоиерей сообщил мне, что этот храм построен в 1651 году, а раньше здесь деревянная церковь была устроена по благословению святителя Гурия, который был на этом месте и благословил жителей города Владимирской иконой Божией Матери. Немного он мне сказал, а сколько мыслей, сколько чувств возникает во мне! Я мог бы совершать молебен в монастырской или другой церкви, но меня влекло сюда, я чувствую сильное желание помолиться вместе с вами в этом храме пред Владимирской иконой Божией Матери и, может быть, на том самом месте, на котором святитель Гурий первый совершил молитву, не просто молитву, а литию – общественную молитву за жителей города и края сего. Помолимся же пред чудотворной Владимирской иконой Божией Матери – этим дорогим даром первосвятителя Казанского края, и испросим Ее ходатайства за нас пред Господом Иисусом Христом. Читать далее Источник: Собрание слов и речей высокопреосвященного Арсения (Брянцева), архиепископа Харьковского и Ахтырского, говоренных в разных местах его служения : Т. 1-. - Харьков : тип. Губ. правл., 1908-1912./Т. 3. Кн. 1 : 1897-1900 гг. - 1909. - 254, XII с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Bryanc...

В Ивановскую епархию из Костромы будет доставлена чудотворная Феодоровская икона Пресвятой Богородицы 9 июня 2008 г. 16:02 19-22 июня в Ивановской области впервые будет находиться чудотворная Феодоровская икона Пресвятой Богородицы. Принесение святыни приурочено к празднованию 20 июня Собора Иваново-Вознесенских святых (памяти всех святых Иваново-Вознесенской земли) и 90-летия образования Иваново-Вознесенской губернии. В ночь с 19 на 20 июня чудотворная икона будет находиться в кафедральном Преображенском соборе г. Иваново, в ночь с 21 на 22 июня в Троицком кафедральном соборе г. Кинешма, 22 июня в Воскресенском соборе г. Шуя. Феодоровская икона известна с XII века. По преданию, она была моленным образом Александра Невского, этой иконой в 1239 году князь Ярослав благословил своего сына, князя Александра, на брак с полоцкой княжной Параскевой. Александр Невский брал икону в Орду, в военные походы. Перед ней он, приняв на смертном одре монашество, скончался. В 1613 году Михаил Романов перед Феодоровской иконой принял избрание его Земским собором на престол. С этого события Феодоровская икона стала особо чтимой в доме Романовых. Начиная с Николая I, все российские императоры и многие члены царской семьи считали своим долгом посетить Кострому «колыбель дома Романовых» и поклониться иконе. В ее честь переходившие в православную веру невесты членов царской семьи брали себе отчество Феодоровна. В годы гонений на Церковь в ХХ столетии Федоровская икона осталась в храме, как церковная святыня, и сохранилась. Учитывая значимость образа, этот случай уникален в новейшей истории Русской Православной Церкви. Феодоровская икона почитается православными как покровительница семьи, рождения и воспитания детей, помогающая в трудных родах. С 1991 года чудотворный образ хранится в Богоявленско-Анастасиином кафедральном соборе Костромы. По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II в 2001-2004 гг. Феодоровская икона приносилась для поклонения в Москву, Санкт-Петербург, Екатеринбург, Архангельск, на Соловецкие острова, в Нижний Новгород, Казань, Тверь. Осенью 2004 года была принесена в 40 городов Украины. В Ивановскую область образ прибывает впервые. Старинные списки с иконы можно встретить во многих храмах епархии. Сайт Иваново-Вознесенской епархии /Патриархия.ru Календарь ← 14 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/419692.htm...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БЛАГОВЕЩЕНИЯ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ ЦЕРКОВЬ В ВИТЕБСКЕ (Беларусь), памятник древнерус. архитектуры 40-х гг. XII в., находится на левом берегу Зап. Двины на месте торгово-ремесленного посада у Нижнего замка. В архитектуре церкви соединены традиции визант. и местной школ зодчества. Это крестово-купольный 6-столпный храм с одной апсидой, высоким цоколем, с крещатыми столбами внутри и хорами над нартексом. Здание возведено из тесаных блоков доломита, перемежающихся поясами кирпича-плинфы (от 2 до 4 рядов). такая строительная техника не характерна для полоцкой архитектуры, но была широко распространена в этот период в Греции, на балканах и в Крыму. сразу по возведении стены храма были снаружи затерты цемяночным раствором, к-рый скрыл кладку, а по поверхности обмазки были прорисованы квадры. К особенностям внутренней планировки относятся устроенные в толще вост. стены ниши, соответствующие помещениям жертвенника и диаконника, а также сужающееся к алтарю пространство вимы. храм после постройки был расписан внутри, но роспись, сделанная на одном слое раствора, сохранилась частично (напр., в проемах окон; фрагмент росписи с надписью находится в собрании Витебского областного краеведческого музея); также были обнаружены кусочки обмазки стен с рисунками-граффити. Возможные перестройки Б. ц. в XIV в. и возведение звонницы рядом с храмом связывают со временем вел. кн. литовского Ольгерда. Изображение храма сохранилось на рисунке 1664 г. «Чертеж Витебска». В 1619 г. храм стал униатским, в 1831 г. был возвращен правосл. приходу. К 1759 г. Б. ц. была перестроена в барочном стиле (базилика с 2 башнями и высоким щипцом на зап. фасаде, без купола), в 1862 г.- в псевдорус. стиле (звонница над зап. частью храма, граненый деревянный барабан). В 1961 г. храм был разрушен (частично сохранились стены высотой до 5 м). На руинах Б. ц. были проведены археологические раскопки (в 1964 под рук. Г. В. Штыхова, в 1968 - М. К. Каргера), в ходе к-рых были исследованы размеры, план и остатки стен древнего здания. В 1993-1999 гг. храм восстановили в архитектурных формах XII в. (архит. Г. А. Лаврецкий). Лит.: Раппопорт П. А. Церковь Благовещения в Витебске//ПКНО, 1985. М., 1987. С. 522-528; Kyлarih А. М. храмы на Бeлapyci: Энцыкл. даведник. Mihck, 2001. С. 39-40. Г. А. Лаврецкий Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/149281.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010