1381 Напр. ко времени обновления Иерусалима и храма после осквернения и опустошения их антиохом. Епифаном ( 1Мак.4:37–61 ) как полагают Hitzig, Lengerke, Olshausen и подобные им толкователи, а равным образом и ко времени возвращения Иудеев из плена вавилонского, как Calmet, Ewald, Hupfeld, и наши толкователи Преосв. Ириней Псковский и Павский (в Обозр. Пс., стр. 40, прим.), хотя этому последнему времени вообще и не чужды были надежда и предсказания о будущем вступлении язычников в царство Божие. См. Зах.8:20 . 1391 Такой именно повод к написанию псалма предполагают и большая часть лучших западных толкователей: Toluck, Hengstenberg, Vaihinger, Delitzsch и др. 1392 4Цар.20:12 и дал. Ис.39:1 и дал. В цитированных местах поводом к посольству представляется желание Меродаха поздравить Езекию с выздоровлением, но причина, вызвавшая такое желание, без сомнения, заключается в славе об особенном могуществе царя Иудейского, распространившейся между всеми народами со времени чудесного поражения Сеннахерима (см. 2Пар.32:23 ). Впрочем, так как поражение Сеннахерима и болезнь Езекии были в одном и том же 14 году его царствования ( 4Цар.18:13 и 20:6; ср. с 4Цар.18:2 ); то будем ли посольство Меродаха поставлять в связь с первым или с последним событием, во времени не представляется никакой разницы, а потому псалмопевец одинаково мог отнести его и к первому событию. 1393 См. пророчество Исаии о Египте гл. 19; о Вавилоне гл. 13–14, 27 и 21:1–10; о Филистимлянах гл. 14:28–32; о Тире гл. 23; об Эфиопии гл. 18. Об отношении этих пророчеств к Пс. см. в введ. к объясн. его у O v Gerlacha. 1398 Такого мнения у нас Преосв. Ириней Псковский (См. его Толк. Псалт. Ч. 2, стр. 115 и дал. изд. М. 1823 г.), Павский (в Обозр. Пс. стр. 40 прим.) и составитель Руков. к чт. учит. кн. В. З. (стр. 124). Из иностранных толкователей его держатся: Ewald, Toluck, Delitzsch, Bunsen и нек. др. 1407 Hitzig, Lengerke и др. защитники Маккавейского происхождения псалмов, полагающие, что псалом 84-й относится к тому времени, когда вслед за гонениями Антиоха Епифана Иудеи должны были вести продолжительные войны с соседними языческими народами ( 1Мак.4:36 и дал.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Vishny...

Часть Вторая Комментарий. Надписание Гл.1, ст. 1 Λμμα λγου Κυρου π τν σραλ ν χειρ γγλου ατο· θσθε δ π τς καρδας μν. Бремя слова Иеговы к Израилю чрез Малахию. § 1. . При изъяснении надписания книги пророка Малахии, после вопроса о значении имени , о чем у нас была речь в исагогической части, самым главным является вопрос о точном значении евр. слова , которое как древними, так и новыми переводчиками и толкователями передается различно. Из древних LXX перевели его чрез λμμα – «получение», «принятие» (от кор. λαβ, гл. λαμβνω) 417 : таргум переводит чрез – «бремя»; сирский перевод усвояет ему значение «видения»; бл. Иероним передает его чрез «onus» – «бремя», «тяжесть», «груз». В новое время Лютер перевел «Last» – «ноша», «бремя» «тяжесть»; в русском синодском переводе стоит «пророческое слово». Что касается толкователей, то из древних с особенною настойчивостью утверждает, что значит «бремя», «тяжесть», бл. Иероним, а из новых – Генгстенберг, Штраус. Рейнке, Кейл, Пьюзей и др. 418 . С другой стороны, собственно уже в новейшее время сделалось довольно обычным усвоят слову значение «изречения», «пророчества»; такое понимание высказывалось, впрочем, не в очень позднее время – Гитцигом, Деличем, Кёлером, пр. Палладием и др.; из новейших же писателей его принимают: Штаде, Велльгаузен. Орелли, Гезениус, Фюрст, Кёниг, Новак, близко к нему стоит Грецов («передача») и мн. др. 419 . Чтобы решить, какое значение должны мы придать этому спорному слову , рассмотрим случаи его употребления в Библии. Случаи эти – следующие: Чис.4:15; 4:47; 11:11 ; 4Цар.5:17; 8:9 ; 2Пар.17:11; 20:25; 35:3 ; Притч.31:1 ; Неем.5:7; 13:15, 19 ; ; Иер.17:21–27; 23:33–38 ; Иез.24:25 ; Наум.1:1 : Зах.9:1; 12:1 ; Мал.1:1 (); Иер.23:36 (); 4Цар.9:25 ; 1Пар.15:27 : 2Пар.24:27 ; Неем.5:10 ; Притч.30:1 ; Ис.14:28; 22:25 ; Иер.23:36 : Иез.12,10 ; Авв.1:1 (); Чис.11:17 ; 1Пар.15:22 ( и ); Пс.37:5 (): 2Цар.15:33; 19:36 : Иов.7:20 (); Чис.4:24 (); Ос.8:10 (); Втор.1:12 (); Чис.4:19, 49 (); 4:27, 31, 32 (); Плч.2:14 ().

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Tihomiro...

Иосиф Флавий (Иуд.Древн. 10:1, 1) так восполняет библейский рассказ: «ассириец взял деньги, но и не подумал сдержать данное обещание, а отправившись сам войной на египтян и эфиопов, оставил своего военачальника ( στραιηγν) с двумя другими полководцами во главе огромного войска под Иерусалимом для разрушения этого города». Тартан, Рабсарис и Рабсак – нарицательные, а не собственные имена ассирийских военачальников и придворных. Тартан (ср. Ис.20:1 ), ассир. turtanu, – высший полководец или военачальник; Рабсарис, с еврейского: глава евнухов (ср. 4Цар.25:19 , ср. Быт.37:36,39:1,7 ); из еврейского же языка объясняется и Раб-шаке: начальник виночерпиев ( Быт.40:2,21 ). Место остановки ассирийских полководцев – у водопровода верхнего пруда (ст. 17, Ис.36:2 ), по обычному мнению, лежавшего на запад от Иерусалима в долине Гинномовой и отождествляемого теперь с прудом Биркет-Мамилла (в отличие от «нижнего пруда», ( Ис.22:9 ), отожествляемого с нынешним Бирхет-Султан к юго-западу от Иерусалима, ср. Stade, Geschichte I, 591–593 Anmerk); здесь же, вероятно, надо искать поле белильника или валяльщика (кобес). «Иерусалим был окружен селениями ремесленников. Так, на юге, от него было селение горшечников. На востоке и западе – селения валяльщиков. Были, конечно, и другие, о которых не было случая упоминать в св. книгах. Валяльщики не только выделывали грубые шерстяные материи, но занимались и мытьем сделанных прежде. Их поселения, по необходимости, помещались близ ручьев или значительных стоков воды» (проф. Гуляев, стр. 354–355). Об этой блокаде Иерусалима частью ассирийской армии Сеннахирим в своей надписи выражается, что он «запер Езекию в Иерусалиме, как птицу в клетке». Гордые успехами своего повелителя, военачальники Сеннахирима требуют для переговоров самого царя иудейского, но Езекия, считая это ниже своего достоинства (по И. Флавию, π δειλας, из трусости), выслал к ним для этой цели трех высших своих чиновников (о значении должностей – правителя дворца, писца и докладчика см. прим. с ( 3Цар.4:3 ), и сл.), о Елиахиме и Севне см. ( Ис.22:15 ) и далее.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

1) Ко временам писателя царство еврейское уже разделилось на царства иудейское и израильское, и обоим этим царствам Ассирияне уже причинили много зла в своей вражде на Бога и на избранный народ его (2, 2. 1, 9. 12): понеже отврати Господь укоризну Иаковлю, якоже укоризну Израилеву, наказывая тех, которые отрясая отрясли их, и лозы их растлили (ср. 1. 1, 2, 9. 3, 7). Упоминанием об Израиле и Яковле отстраняется уже всякая мысль об укоризне или оскорблении народа Божия кем бы то ни было прежде разделения 13 . Что в особенности до Ассириян, то бедственные для Евреев столкновения с ними начинаются гораздо позже этого разделения: первый, упоминаемый в священно-исторических книгах, ассирийский царь был Фул, обложивший тяжелой данью землю Израилеву ( 4Цар.15:19 ); два ближайшие его приемника (Тиглатпалассар и Салманассар) преемственно разрушали это царство и большую часть жителей его переселили за Евфрат (15, 29. 17, 6 и друг.). В эти времена жестокой укоризны Израиля, царство Иудино только обременено было данью (ср. 2Пар. 28:20 и др.): но Пророк знает не о такой, а о гораздо-большей укоризне Иакова. Ассур успел уже пройти через Иудею с ужасами опустошения (1: 15); он смирил ее жестоким уничижением (1, 9. 12. 13. ср. Ис. 37:3 ); он многократно обнаруживал в ней высокомерие перед Иеговою (1, 9. 11. ср. Ис.36:14 и след., особ. ст. 18. 37, 17): пророк именно излагает это не как нечто будущее, верно предрекаемое, но как совершившиеся и хранимое в памяти народа (ср. с. 1, 12 с евр.). Так было в походе Сеннахирима, но не прежде, – в этот первый поход Ассириян (собственно) на Иудею; и в особенности нельзя не видеть, как прямо некоторые частные черты этого злого человека, выходящего из Ассирии против Бога (1, 11), указывают на Сеннахирима и на его судьбу, притом довольно известную в народе. Таковы выражения: не распоется от имени твоего к тому: от дому Бога твоего потреблю изваянная, и слитый положу гроб твой, яко нечестен еси (1, 14), указывающие на несчастную кончину тирана, которого все презирали, и которого сын и преемник (Ассаргадон) был последним в династии; – или слова: не услышатся к тому дела твоя (2, 13) – не услышат более голоса послов твоих, неоспоримо и едва ли не единственно относящиеся к известному тщеславию посла Сеннахиримова ( Ис. 36:13 и сл. 37: 9 и след.). По всему этому видно, что писатель пророчествовал не раньше отведения десяти колен, ни даже раньше Сеннарихимова похода (т. е. 714 л. до Р. Х.).

http://azbyka.ru/otechnik/Moisej_Golubev...

Скачать epub pdf Псалом 75 Стих 1, составляющий надписание сего псалма, читается так: В конец, в песнех, псалом Асафу, песнь ко ассирианину. Особенность сего надписания составляют последние слова его: песнь к ассирианину, – которые ясно указывают на отношение сего псалма к бывшему при царе Езекии асссирийскому нашествию на Иудею. Но и помимо этого внешнего свидетельства, указывающего на время происхождения сего псалма, он, по самому содержанию своему, представляет много ясных признаков отношения его обстоятельствам Сеннахиримова нашествия на Иудею и во многом очень близко соприкасается с историею сего события, как она изложена в 4-й книге Царств ( 4Цар.18:37, 19:1–37 ), во 2-й книге Паралипоменон ( 2Пар.32:1–23 ) и у пророка Исайи ( Ис.36 и 37). Все это видно будет из рассмотрения и объяснения самого псалма, о котором и можно потому сказать, что он, равно как и предшествующий ему 74-й псалом, составлен одним из потомков Асафа (псалом Асафу), в царствование Езекии, по случаю избавления Иерусалима от бывшего тогда ассирийского нашествия, и воспет был (в песнех) Асафовым хором, в благодарность Богу за совершенное Им чудесное истребление пред самым Иерусалимом могущественного ассирийского воинства, как о том незадолго предсказано было Исайей ( Ис.30:29–32 ). По словам св. Афанасия Александрийского , «сей псалом имеет одинаковое содержание с псалмом предыдущим, потому что и он описывает Божественный суд» с. 256]. Главная разница в содержании предыдущего псалма ( Пс.74 ) состоит в том, что он прославляет Бога Иаковлева в ожидании скорого суда Его над беззаконными, еще прежде совершения чудесного избавления Иерусалима, вслед за предсказанием о том Исайи пророка, тогда как сей (75) псалом выражает благодарность Богу и прославление Его за совершенное уже избавление. Пс.75:2 Ведом во Иудеи Бог: во Израили велие имя его. Ведом значит «известен», или – «тот, кого знают»; во Израили, т.е. в израильском народе. Да, было время, когда Бог воспитывал народ Свой, как любящий Отец свое любимое чадо, непосредственно руководил им, посылал к нему пророков, творил для него великие чудеса, – и тогда можно было сказать, что ведом в Иудее Бог, и у Израиля велико имя Его, особенно же это могли говорить евреи, жившие при Давиде и Соломоне и при благочестивых царях иудейских, каков был в особенности Езекия, при котором Господь поразил чрез ангела 185 тысяч ассириян, но напрасно стали бы хвалиться, приписывая себе слова сии, евреи позднейших времен, которые навсегда лишились града Иерусалима и были изгнаны из своего отечества за то, что отреклись они от Сына Божия, Которого возвещали им все пророки. С тех пор так же, и еще более, ведом Бог и велие имя Его, только не в Иудее и не у плотского Израиля, а в Церкви Христовой, составившейся из разных стран и народов. По словам св. Афанасия Александрийского , Иудеею здесь и Израилем называется душа, «познавшая Бога. Ибо она и есть истинная Иудея и истинный Израиль» с. 256].

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij-Razum...

После 6-летнего царствования нечестивой и кровожадной Гофолии, Иодай первосвященник (в ( 4Цар.11:15,18 ) он называется «гаккоген» – «священник») устраивает государственный переворот в Иудейском царстве, чему благоприятствовала, конечно, давняя любовь народа к царствующему дому Давидову, а также авторитет первосвященнической власти, здесь впервые после времен Соломона (главы 3Цар.1–2 ) выступающей в политической деятельности. По ( 2Пар.23:2 ) Иодай предварительно склонил на сторону царевича Иоаса пять сотников, которые обошли Иудею и собрали в Иерусалим левитов и глав поколений. С этими представителями народа Иодай поставляет клятвенный союз на верность будущему царю (которого он при этом показал им, ст. 4), разделяет левитов на 3 отряда, каждому назначение особый пост у царского дворца (ст. 5) и храма (ст. 7), соединенных, вероятно крытым ходом ( 4Цар.11:19 , ср. 3Цар.7:1–12 ), между прочим, у некоторых ворот Сур (Vulgata: ad portam Sur) или Иесод ( 2Пар.23:6 ), по LXX: ν τ πλη τν δν, слав.: «у дверей пути» – вероятно, у боковых ворот храма, ведших к царскому дворцу. Главную силу этой милиции оставляли «телохранители» и «скороходы», евр. карим, рацим (ст. 4, 11, 19), LXX: Χο κα ασμ, по блаж. Феодориту (вопр. 36), щитоносцы и копьеносцы, вероятно, тождественные с известными хелефеями и фелефеями ( 2Цар.8:18 ; 3Цар.1:38 ). Они и были вооружены имевшимся в храме оружием, пожертвованным сюда Давидом и другими царями (ст. 10); «левиты, став лунообразно, концами своего строя примыкали к храму, и охраняли царя, который был в средине; полк же вооруженных стоял вне, удерживая покушавшихся войти» (блаж. Феодорит, вопр. 37). Теперь Иодай мог приступить к главному акту – воцарению малолетнего Иоаса (ст. 12), причем на Иоаса был возложен царский венец (евр. незер), и вручено было ему некоторое эдут ( у LXX-mu: μαρτριον, Vulg.: testirnonium, слав.: «свидение»), вероятно, десятословие (называемое «свидением», эдут в Исх.25:21 ; Исх.16:34 ), как основа правления теократического царя по ( Втор.17:19 ) (русск. перев. «украшения» будет точен лишь тогда, если допустить принимаемую Велльгаузеном, Булем, Бенцингером и др. корректуру текста ст. 12: вместо эдут, читать цеадот, как в ( 2Цар.1:10 ), но история текста не оправдывает такой корректуры); затем первосвященник помазал Иоаса на царство (ср. 3Цар.1:39 ). Провозглашение нового царя вызвало восторг рукоплесканий народа (ср. Ис.55:12 ), вероятно, собравшегося при Храме во множестве по случаю какого-либо праздника.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Особенно же тесные сношения евреев с Египтом и особенно сильное, почти постоянное тяготение их к этому последнему обнаруживаются в период борьбы евреев с царями ассирийскими и Навуходоносором вавилонским. Отчаявшись в возможности противостоять разрушительной силе оружия этих могущественных завоевателей собственными средствами, потеряв веру в слово пророческое, обещавшее им помощь Иеговы, обольщаемые более призрачным, чем действительным, могуществом Египта, – евреи спешат «укрыться под тенью Египта», под широким и, по-видимому, мощным крылом нильского «орла» ( Ис.30:3 ; Иез.17:7 ). Тщетно пророки указывают народу и его вождям на несбыточность этих упований ( Ис.20:5–6, 30:3, 5, 7, 31:1–4 и др.) на то, что избранная ими опора будет для них «подпорой тростниковой» ( Иер.29:6–7 ); недоверие к слову пророческому переживает эти речи, переживает обстоятельства, вызвавшие их, и евреи даже после точного фактического оправдания этих речей в падении Иерусалима и царства, обращаются за помощью и защитой к Египту же ( Иер.37:1–8 ); туда же бегут некоторые из них, по разрушении Иерусалима и пленения их братьев ( Иер.42, 43– 47 )... Не как на недоступную или, по крайней мере, вполне безопасную смотрели на эту границу и сами фараоны египетские, с одной стороны, воздвигая ряд укреплений по линии от Красного моря к Нилу, с другой – вполне основательно считая Сирию необходимым дополнением нильской низменности, частыми войнами с ханаанскими народами стараясь продвинуть ее далее, к берегам Евфрата 38 . Следует также заметить, что и цари ассирийские считали Египет естественным союзником евреев в борьбе этих последних с оружием своих полчищ ( Ис.36:1–7 ; 4Цар.7:6, 18:21 ). «Безбрежное и негостеприимное», будто бы «у этих (палестинских) берегов море» (Средиземное) было границей Палестины на западе. Морем «великим» ( Чис.34:6 ; Нав.1:4 ), морем «последним» или «крайним» ( Втор.34:2 ) называется оно и у библейских писателей. Но едва ли «безбрежным» и особенно ужасным казалось оно тогдашнему человечеству, ютившемуся около этого моря и раскинувшему по нем широко и далеко свою торговую сеть.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Правда, в изречениях Пророка: «из тебя произошел умысливший зло против Иеговы, советник недобрый и, хоти они благоденствуют, и их так много, но так много их и будет скошено, и они исчезнут» ( Наум.1:11–12 ) нет прямого и определенного указания на Сеннахирима и его поражение, и в изречении: «от дому бога твоего потреблю изваянная и слиянная, положу гроб твой яко нечестен еси» ( Наум.1:14 ) едва ли можно видеть намек на умерщвление Сеннахирима; но при всем том бедствие, которое Ассирияне внесли в Иудею ( Наум.1:9 ), и вторжение в Иудею ( Наум.1:15, 2:2 ) больше всего указывают на поход Сеннахирима; потому что из всех царей ассирийских только он так тяжко стеснил Иудейское царство, что довел его почти до погибели ( 4Цар.18:13–14 и д.). Этому предположению придают особенную силу слова Пророка:  «и не услышатся к тому дела твоя», с Евр. «и не будет уже слышен глас вестников твоих» ( Наум.2:13 ); они указывают на тех вестников, которых Сеннахирим посылал к Езекии, чтобы вынудить у него сдачу Иерусалима и вполне покорить царство Иудейское ( Ис.36:3 и д. Ис.37:9 и д.). Таким образом, если принять, что Пророк главным образом имеет в виду поражение Сеннахирима в 14 г. царствования Езекии, и на этом событии утверждается главная мысль пророчества, то надобно принять и то, что вторжение Сеннахирима послужило и поводом к изречению пророчества. Но произнесение пророчества нет нужды отделять значительным промежутком времени от события, послужившего поводом к нему; посему происхождение пророчества Наума о погибели Ниневии надобно отнести к тому времени, когда умы заняты были грозным вторжением и чудесным поражением войска Сеннахирима. Следовательно, пророчество Наума было изречено не долго спустя после этого события. Ошибаются поэтому все те, которые, хотя и понимают ( Наум.1:12 ) так же, как и мы, но происхождение пророчества относят ко времени Манассии или к еще позднейшему времени. Притом же во всей книге пророка Наума нет ни одного положительного указания на плен царя Манассии; что слова Наума: «узы твоя расторгну» ( Наум.1:13 ) нельзя относить к Манассии, это видно из женской формы личного местоимения в Евр.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Kazanskiy...

582 Здесь союзниками царя египетского и «царя островов» предполагаются хетты, упоминаемые в позднеассирийских источниках. Их страна, по сведениям ассирийских хроник, представляла собой обширное пространство от среднего Евфрата до Оронта. Во II тысячелетии до н.э. эти пространства входили в сферу влияния Хеттской державы. Затем здесь возникли небольшие по территории новохеттские царства, стремившиеся сохранить традиции великодержавной эпохи. Только со времени Саргона Ассирийского (721—705 гг. до н.э.) в состав «страны Хатти» включились истинно хананейские земли в «стране обетованной». С момента падения Хеттского царства под натиском «морских народов» местом обитания «хеттеев» стал о. Кипр, с главным городом Кеттион, и близлежащие мелкие острова. Поздние хетты использовались как наемники в армиях других государств. См. 4Цар 7.6. 583 Римский модий — около 8,75 л. 584 Лавена (Ливна) — город и местность между Бетелем и Сихемом. Впоследствии ассирийский царь Синахериб дважды осаждал этот город. (См. Ис 36.1; Ис 37.8). 585 Выше, VIII, 12, 3, он именуется Васаном. 586 В Библии не сохранилось упоминаний о последствиях «сирийского» похода ассирийского царя Салманасара III (858—824 гг. до н.э.) на 18-м году его правления, в 846 г. до н.э., когда Иуй вместе с царями соседних государств сдался на милость победителя. Во втором ряду знаменитого «черного обелиска» Салманасара III изображен коленопреклоненный Иуй пред ликом царя-победителя в сцене приношения дани. В сопроводительной надписи значится: «Дань от Иахуа, сына Хумри, т.е.— Иуя, сына Амврия (ассир. Омри): серебро, золото, золотые сосуды, ведра с золотом, свинец... дерево — я получил». Правда, как известно, Иуй, будучи самозванцем и узурпатором, не был сыном и даже родственником Амврия и беспощадно расправился с его потомками. Рельефное изображение Иуя и его свиты — древнейшее из известных изображений израильтян. 587 В дальнейшем, как и в Библии, этот первосвященник носит имя Иодай. (Перев.) 588 Над ними, на страшной высоте, возвышался сам храм (см. «Иуд. война». VI, 3, 2). Недалеко были Конские ворота. О них упоминается у Неемии (Неем 3.28).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3445...

Часто повторяющийся мотив – боевая колесница. Многие изображения посвящены сценам насилия и разрушительным последствиям карательных военных экспедиций: чужие города уничтожаются огнём ассирийских воинов; пленным отсекаются руки, ноги, выкалываются глаза; отрубленные человеческие головы считают ассирийские писцы; посаженные на кол мёртвые тела поражают своей жестокостью. Все эти изображения напоминают собой хорошо известные сцены из Ветхого Завета. Царская охота – ещё один очень популярный сюжет барельефов. После охоты царь часто изображался в сопровождении придворных и музыкантов, совершающим возлияния над телами убитых животных. Все эти мотивы поражают своей реалистичностью. Но самым примечательным и впечатляющим остаются скульптурные изображения фигур-хранителей, высеченных из одной каменной плиты размером до 5,5 кв. м. Сам не зная того, Лэйярд нашёл Ниневию – грозную столицу могущественного Ассирийского царства. А раскопанные им огромные руины оказались главным дворцом Синаххериба (библ. Сеннахирим), того самого, войско которого было истреблено чудом во время Езекии ( 4Цар.19:32–36 . Ис.36–37 гл.). Ранее Лэйярд предполагал, что Нимруд мог быть Ниневией или даже Неби-Юнус, Куюнджик же считал он лишь частью от Ниневии. Он допускал даже, что ареал Ниневии мог распространяться от Нимруда до Куюнджика, но всё же не был уверен в этом. В письме от 14 июня Лэйярд писал: «Кроме дворца в Нимруде я открыл ещё постройки на левом берегу Тигра – напротив Мосула. Это может быть дворцом одного из ассирийских царей, упоминаемых в Библии – Сеннахирима, Асардана или Феглаффелласара». Следует отметить, что Лэйярд первым из исследователей указал на связь истории Ассирии с текстами Ветхого Завета, и на то, с какой точностью её культура нашла своё отражение в Библии. Из-за необходимости вернуться на время в Лондон, Лэйярду пришлось отложить дальнейшее обследование дворца. Он не видел свою родину почти 8 лет! Перед отъездом в Англию Лэйярд устроил для рабочих, участвовавших в раскопках, большой праздник.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/po-s...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010