– и Давиде, который, благодаря своей вере, поразил Голиафа ( 1Цар.17:4 ) – и Самуиле, который своею верою победил Филистимлян ( 1Цар.7:10 ), – и о [других] пророках. Евр.11:33 . Кои чрез веру побеждали царства, пророчеством, а не мечом ( Дан.3:27 ), – и совершали правду, разумей, посредством наказаний, кои они наводили на нечестивых ( 3Цар.18:40, 21:19 ), – и получи ли обетования, Илия, восхищенный на небо ( 4Цар.2:1 ), – и заграждали уста львов – Даниил ( Дан.6:22 ). Евр.11:34 . Угашали силы огня Анания и его сотоварищи ( Дан.3:23 ), – избегали острия меча – те, коих Халдеи с мудрецами Вавилонскими старались истребить ( Дан.3:1 ), также Урия ( Иер.26:29 ), и Илия ( 3Цар.19:3 ) и пророки, – укреплялись от немощи – Езекия царь ( 4Цар.20:1 , Ис.38:1 ) и Елисей, – были крепки на войне – Авраам, Лот, Моисей, Иисус, – полки... прогоняли... чужих – Самсон, Варак, Давид и прочие, кои упомянуты выше. Евр.11:35 . Получали... жены из воскресения мертвецов своих: Силомея и Сарептянка от Илии и его ученика ( 3Цар.17:17 , 4Цар.4:17 ). Другие же, предаваемые на смерть, презирали жизнь свою, как семь братьев Маккавеев вместе с матерью своею ( 2Мак.6:1, 7:1 ): и хотя они и не совершили того, что совершали общники их по вере, но ожидали и желали смерти, веруя, что они удостоятся получить лучшее воскресение. Евр.11:36 . Другие же поруганиям и побоям подвергались, как Елисей ( 4Цар.2:23 ), – темницам и узам, как Иеремия и Михей ( Иер.20:2, 33:1 , 3Цар.22:26–27 ). Евр.11:37 . Были побиваемы камнями – Моисей, Навоф (Навуфей) ( 3Цар.21:13 , 2Пар.24:20 ), – разсекаемы были, как Захария и Исаия 4 , – искушаемы были разнообразно, как Иов ( Иов.1:1 ), – убийством меча умирали – Михей, Урия, Иоанн ( Иер.26:23 , 3Цар.19:10 , Мф.14:10 ), – скитались в милотях и козьих кожах, как Илия и Елисей ( 3Цар.19:13, 19 , 4Цар.2:8, 13–14 ), – терпя недостатки, скорби, озлобления. Евр.11:38 . Коих недостоин... был... мир: пророки, коих скрыл (от преследования Иезавели) Авдий и кормил пищею, – в пустыня х скитавшиеся, в горах и пещерах и ущелиях земли:

http://azbyka.ru/otechnik/Efrem_Sirin/to...

—304— избил ослиною челюстью тысячу человек ( Суд.15:15 ), – и Иеффае, который своею верою разрушил двадцать два города Аммонитских ( Суд.11:33 ), – и Давиде, который благодаря своей вере поразил Голиафа ( 1Цар.17:4 сл.) – и Самуиле, который своею верою победил Филистимлян ( 1Цар.7:10 ), – и о других 2888 пророках. Евр.11:33 . Кои чрез веру побеждали царства, пророчеством, а не мечем ( Дан.3:27 ), – и совершали правду, разумей посредством наказаний, кои они наводили на нечестивых ( 3Цар.18:40 , –21:19 и др.) – и получали обетования, Илия, восхищенный на небо ( 4Цар.2:1 сл.), – и заграждали уста львов – Даниил ( Дан.6:22 ). Евр.11:34 . Угашали силы 2889 огня – Анания и его сотоварищи ( Дан.3:23 сл.), – избегали острия меча – те, коих Халдеи с мудрецами Вавилонскими старались истребить, ( Дан.3:1 сл.) также Урия ( Иер.26:29 ), и Илия ( 3Цар.19:3 ) и пророки, – укреплялись от немощи – Езекия царь ( 4Цар.20:1 сл. Ис.38:1 сл.) и Елисей, – были крепки на войне – Авраам, Лот, Моисей, Иисус, – полки, прогоняли чужих – Самсон, Варак, Давид и прочие, кои упомянуты выше. Евр.11:35 . Получали жены из воскресения 2890 мертвецов своих: Силомея 2891 и Сарептянка от Илии и его ученика ( 3Цар.17:17 сл. 4Цар.4:17 сл.). Другие же, предаваемые на смерть, презирали жизнь свою, как семь братьев Маккавеев вместе с матерью своею ( 2Мак.6:1 сл. 7:1 сл.): и хотя —305— они и не совершили того, что совершали общники их по вере, но ожидали и желали смерти, 2892 веруя, что они удостоятся получить лучшее воскресение. Евр.11:36 . Другие же поруганиям и побоям подвергались, как Елисей ( 4Цар.2:23 ), – темницам и узам, как Иеремия и Михей ( Иер.20:2; 33:1 ; др. 3Цар.22:26–27 ). Евр.11:37 . Были побиваемы камнями – Моисей, Навоф (Навуфей 3Цар.21:13 , ср. 2Пар.24:20 ), – рассекаемы 2893 были, как Захария и Исаия, 2894 – искушаемы 2895 были 2896 разнообразно, как Иов, ( Иов.1:1 сл.) – убийством меча умирали – Михей, Урия, Иоанн ( Иер.26:23 ср. 3Цар.19:10 ; Мф.14:10 и парал.), – спутались в милостях и козьих кожах, как Илия и Елисей ( 3Цар.10:13, 19 ; 4Цар.2:8, 13:14 ), – терпя недостатки, скорби, озлобления.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

4), Рабсак этой ссылкой хотел набросить тень на искренность религиозности Езекии, его преданности Иегове ( 2Пар.32:7 ), поколебать его авторитет в глазах народа, которому высоты те были всегда дороги. В ст. 23–24 указывается на полную несоизмеримость сил ассирийских и иудейских, особенно конницы; последняя со времен Соломона ( 3Цар.4:27 сл.) была у евреев ( Ис.2:7 ), но, сравнительно с ассирийской конницей и колесницами, являлась ничтожной. Упоминание Рабсака, ст. 25, о том, что он – орудие в руках Иеговы, хотя и напоминает речь пророка Исаии ( Ис.10:5 сл.), но нельзя предположить, будто бы ассирийский полководец (если он не был евреем) был знаком с этим пророчеством или что он приписывал ассирийские победы помощи Иеговы (срав. стих 35). Желая расположить жителей Иерусалима к сдаче и полной покорности Сеннахириму, Рабсак, с одной стороны, указывает народу грозящую или уже наступившую крайность голода (ст. 27, ср. ( 4Цар.6:25 ) и далее ), с другой – рисует картину благополучия в случае сдачи Иерусалима, хотя вместе намекает, что ассирийский царь, по обычаю, переселит часть жителей Иудейского царства в другую страну (ст. 31–32); заканчивается речь кощунственным апофеозом силы и могущества Ассирии, пред которой блекнет слава, в ничтожество обращается могущество богов всех народов: в доказательство этого ссылается на неоспоримые факты падения разных городов и царств (стихи 33–35). Об Емафе, Ивве (Авве) и Сепарваиме см. комментарии к ( 4Цар.17:24 ). Арпад (ст. 34) (LXX: Αρφδ, Vulg.: Arphad, слав.: «Арфад» в клинообразных надписях Arpadda) упоминается в Библии всегда в соединении с Емафом ( 4Цар.19:13 ; Ис.10:9,36:19,37:13 ; Иер.99:23 ) и потому, вероятно, лежал в северной Сирии, близ Шафа, и ему, может быть, соответствует теперешний Телл-Ерфад, к северу от Дамаска, близ Кархемыша, в 7 часах от Алеппо (Onomast. 133. Палест. Сборн. вып. 37, ст. 169). Ена (евр. Гена, LXX: Ανα, слав.: «Ана»), и в ( 4Цар.19:13 ; Ис.37:13 ) упомянутая в соединении с Иввою, вероятно, подобно последней, лежала в Месопотамии, на Евфрате, может быть тождественна с нынешней Ана (Onomast.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

4Цар.19:35 .  И случилось в ту ночь: пошел Ангел Господень и поразил в стане Ассирийском сто восемьдесят пять тысяч. И встали поутру, и вот все тела мертвые. 4Цар.19:36 .  И отправился, и пошел, и возвратился Сеннахирим, царь Ассирийский, и жил в Ниневии. 4Цар.19:37 .  И когда он поклонялся в доме Нисроха, бога своего, то Адрамелех и Шарецер, сыновья его, убили его мечом, а сами убежали в землю Араратскую. И воцарился Асардан, сын его, вместо него. «Владыка, вняв прошению, ночью, во мгновение ока предал смерти сто восемьдесят пять тысяч ассириян» (блаж. Феодорит, вопр. 52). Что за поражение массы войска заставили Сеннахирима поспешно удалиться в Ассирию? Геродот (История. II, 141) рассказывает, что на войско ассириян во время египетского похода напало несчетное число мышей, которые перегрызли тетивы у луков и ремни у щитов и через то лишили ассирийское войско возможности продолжать войну. И. Флавий (Иуд.Древн. 10:1, 5) почитает поражение чумой; это мнение и теперь преобладает в исторической, истолковательной и медицинской науке (см. у еп. Платона, с. 254, примечание 4; у И. Попова , «Библейские данные о различных болезнях», с. 114). Но, по библейскому представлению, сверхъестественность поражения – вне сомнения; оно произведено было Ангелом-губителем (евр. гамашхит), который некогда поражал первенцев Египта ( Исх.12:12,18,29 ), а также произвел массовое поражение Израиля после народной переписи Давида ( 2Цар.24:15 сл.). Сеннахирим возвратился в Ниневию (столица Ассирии на восточном берегу Тигра, теперь селения Куюнджик и неби Юнус, Onomast. 749), где, по сказанию книги Товита, излил свою злобу на пленных израильтян ( ( Тов.1:15,18 ), ср. у проф. И. М. Дроздова, цит. соч., с. 111). По ассирийским памятникам, Сеннахирим после Палестинского похода жил еще 20 лет. Умер насильственной смертью: при поклонении богу Нисроху (см. о Нисрохе у Пальмова, цит. соч., с. 472–476) в храме этого бога он был убит собственными сыновьями (имена их, видимо, тождественны с именами богов ассирийских; об Адрамелехе ср. ( 4Цар.17:31 ) ), бежавшими затем от народной ярости в землю Араратскую ( Ис.37:38 по LXX – в Армению (Onomast. 111, 129, ср. «Толковая Библия», т. I, с. 37–38).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Ис.43:12 . Я пред­рек и спас, и воз­вестил; а иного нет у вас, и вы – свидетели Мои, говорит Го­с­по­дь, что Я Бог; «Я предрек, и спас, и возвестил». В этих словах, кроме общей мысли об исполнении божественных пророчеств, находят и более частный намек на освобождение Иерусалима от нашествия Сеннахирима, возвещенное через пророка Исаию ( Ис.37:33–36 ; ср. 4Цар.19:20–35 ); событие, им заранее предсказанное, а впоследствии им же и воспетое. Ис.43:13 . от начала дней Я Тот же, и никто не спасет от руки Моей; Я сделаю, и кто отме­нит это? «От начала дней Я – тот же». Снося соответствующие параллели, из которых ближайшей оказывается 4 ст. 41-й гл. (см. толкования), мы получаем право утверждать, что здесь указывается на Вечность, Самобытность, Всемогущество и Неизменяемость Всевышнего, как на такие Его свойства, которые легко и непререкаемо для всех говорят об Его Божественном достоинстве. Ис.43:14–18 . Здесь излагается непосредственная, практическая цель речи – ободрение иудеев ввиду предстоящего им вавилонского плена. Творец вселенной и царь Израиля устами пророка возвещает, что враги израильского народа – вавилоняне или халдеи – будут сокрушены и таким образом пленные получат свободу (14–15). Непреложность такого пророчества подтверждается аналогичными историческими параллелями, главным образом, гибелью фараона со всем его воинством при переходе через Чермное море (16–17). Но для Израиля все уроки истории, по-видимому, пропадают бесследно (18 с.). Ис.43:14 . Так говорит Го­с­по­дь, Искупитель ваш, Святый Израилев: ради вас Я по­слал в Вавилон и сокрушил все запоры и Халдеев, величав­шихся кораблями. «Ради вас я послал в Вавилон и сокрушил все запоры и Халдеев, величавшихся кораблями». Ради избавления Израиля из плена Господь пошлет на вавилонян мидян и персов под предводительством Кира, который и обратит всех врагов Израиля в поспешное бегство. Под «халдеями» здесь разумеются вавилоняне вообще, ( Ис.47:1 ) и в, частности, быть может, жители южной Вавилонии, обитавшие по соседству с морем (почему упоминаются и корабли) и невдалеке от Ура Халдейского.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

1:28,29 . Бог часто вселял бодрость в Своих слуг, говоря, что Он с ними (напр.: Иер. 1:8 ). При встрече люди обычно приветствовали друг друга (напр.: «радуйтесь»), но официальное и общественное положение требовало специальной формы приветствия. Будучи совсем юной (возможно, двенадцати-четырнадцати лет) и незамужней женщиной, Мария фактически не занимала никакого положения в обществе. Такие приветствия («благословенная»), а также обетования «Господь с тобою») не были приняты в обществе, даже по отношению к высокопоставленным особам. 1–30 . фраза «не бойся» (ср.: 1:13) характерна и для ветхозаветных откровений (напр.: Нав. 1:9 ; Суд. 6:23 ; Иер. 1:8 ; Дан. 10:12 ; ср.: Быт. 15:1 ). Мария здесь включается в число тех кто приобрел особое расположение Бога ( Быт. 6:8; 19:16,19 ; Исх. 33:13 ). 1:31. Этот стих следует образцу ветхозаветной вести о чудесном рождении, особенно пророчеству о рождении Еммануила в Ис. 7 (об этом см. в коммент. К Мф. 1:23 ). 1:32,33. Язык этих стихов восходит ко 2Цар. 7:12–16 , отождествляя будущего сына Марии с «Богом крепким», «Мессией из Ис. 9:6,7 («Бог крепкий», или «сильный», – несомненно, божественный титул; ср.: Ис. 10:21 ). О вечном Царстве ср. также: Дан. 2:44; 4:3; 6:26; 7:14 . 1:34,35. В иудаистской традиции «сень» – символ присутствия Бога среди Своего народа. 1:36,37. Смысл сказанного здесь в том, что Бог, Который совершил для Елисаветы то же, что и для Сарры, может совершить все что пожелает. Ср.: Быт. 18 (о рождении ребенка Саррой); Мария обладала болеесильной верой, чем ее древняя предшественница ( Быт. 18:12–15 ). 1:38. Покорность Марии воле Господа описана характерным для Ветхого Завета языком подчинения и молчаливого согласия(напр.: 1Цар. 1:18; 25:41 ; 2Цар. 9:6,11 ; 4Цар. 4:2 ; ср.: «Вил и Дракон», 9; см. особенно 2Цар. 7:25 ). 1Встреча двух матерей 1:39,40. Путь из Назарета в горную часть Иудеи мог занять от трех до пяти дней, в зависимости от того, как далеко находился Дом Елисаветы. Если учесть, сколь опасной была эта дорога, можно сказать, что юнойМарии нельзя отказать в смелости, хотя, возможно, она присоединилась по пути к какому-нибудь каравану; в противном случае, родители вряд ли отпустили бы ее. В приветствии обычно содержалось благословение или пожелание мира.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/kult...

II. Отношение Бога Промыслителя к духам злым § 47. Бытие злых духов Под именем злых духов в св. Писании разумеются личные, свободно разумные и бесплотные существа, по собственной воле отпавшие от Бога, сделавшиеся злыми и образовавшие особое, враждебное Богу и добру царство, однако зависимое от Него. Такими изображаются злые духи во многочисленных упоминаниях о них Писания ветхого и нового завета, касающихся их жизни и нравственного состояния, отношений к Богу и людям (приводятся ниже). Убеждение в бытии вообще злых духов – убеждение общечеловеческое; во всех естественных религиях древнего и нового времени есть учение о злых духах. Однако твердую опору это убеждение имеет только в богооткровенной религии, и в ней одной учение о злых духах раскрывается в истинном свете. Но в новейшее время, при усилившемся неверии в бытие мира духовного вообще, многие восстают и против учения о бытии злых духов. Отвергающее их бытие (т. н. адемонисты) в особенности стараются посредством превратных объяснений устранить значение свидетельств откровения о бытии царства злых духов. Так, есть мнение, будто во всех местах Писания, где говорится о злых духах, нужно разуметь не личных духов, но или олицетворенные представление страстей, пороков, болезней, грехов и нечистых наклонностей человеческих, или олицетворенные изображения гнева Божия. Но такое понимание свидетельств Писания о злых духах – явное извращение прямого смысла Писания. Различные наименования падших духов, встречавшиеся в Писании (человекоубийца, искуситель, сатана и др.), приписываемые им свойства и действия (вера и боязнь Бога, знание, лукавство, злоба, ненависть к истине, ложь и др.), обозначаемые в Писании наказания, определенные им, все это дает основание видеть в дьяволе и его ангелах именно личных, разумно-свободных существ. Что касается в частности мнение о злых духах, как олицетворенных изображениях гнева Божия, то против оного достаточно заметить, что гнев Божий может употреблять и действительно употреблял в качеств своих орудий и ангелов добрых (напр. ангел – губитель, совершитель десятой казни египетской – Исх.12:13, 23 ; ангел, поражавший язвою израильтян при Давиде – 2Цар.24:16 ; Ис.37:36 , или ангел, поразивший ассириян при Езекии – 4Цар.19:35 ; Ис.37:36 ). Ангелы, как орудия гнева Божия, изображаются в писании действующими в целях пресечения и наказания зла или греха, а злые духи, напротив, склоняющими и увлекающими ко злу.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Malino...

36–37 ст. В заключение настоящей речи пророк еще раз (ср. выше – 18 ст.) напоминает народу иудейскому, что надежда его на помощь и поддержку со стороны египтян напрасна: «так как (понеже, τι) ты презрел (презрела еси, ср. лукавновала еси – 33 ст., рекла еси – 35 ст.) все вразумления и предостережения пророков и продолжал повторять свои поступки (еже повторити пути твоя); то посрамишься и от египтян, подобно тому как посрамился (постыдена еси, ср. презрела еси) от ассириян (36 ст.), потому что (яко) и оттуда выйдешь с руками на голове, – и все это потому, что отверг (отрине) Господь того, на кого ты надеешься (надеяние твое) и поэтому не будет тебе никакого успеха в нем» (37 ст.). Иудеи, как уже замечено выше (см. прим. к 18 ст.), по мере того, как замечали упадок своего могущества, более и более обнаруживали склонность – искать иноземной помощи и поэтому вступали в союз то с ассириянами, то с египтянами. В бесполезности своих надежд на ассириян, иудеи убедились горьким опытом при Ахазе ( 4Цар. 16:7–9 ; 2Пар. 28:21 ) и Иосии ( 4Цар. 23:29 ). Но эти уроки истории не вразумляли их: после несбывшихся надежд на ассириян при Ахазе, преемник последнего Езекия стал искать помощи у египтян ( 4Цар. 18:21–24 ); точно также после бесплодной надежды на ассириян Иосии, преемник последнего Иоаким искал дружбы с египтянами и от них ждал помощи против усилившейся к этому времени на востоке монархии вавилонской. Предупреждая иудеев в бесплодности этой надежды, пророк говорит им, что они посрамятся в надеждах своих на египтян точно так же, как посрамились в надеждах на ассириян. Оттуду (т. е. из Египта) изыдеши и руце твои на главе твоей – этими словами пророк наглядно выражает ту мысль, что иудеи, отправившиеся в Египет за помощью, возвратятся оттуда опечаленные, следовательно не получат того, за чем пойдут, так как «идти с руками на голове» у евреев служило знаком глубокой печали и горя ( 2Цар. 13:19 ), подобно тому, как ходить с руками на пояснице было знаком самых тяжких страданий ( Иер. 30:6 ). – Яко отрине Господь надеяние твое – в этих словах указана причина того, почему надежда иудеев на Египет будет напрасною; причиною этого служит отвержение Богом египтян. Египтяне могли бы быть полезными союзниками для иудеев, если бы сами в свою очередь пользовались покровительством Божиим; но Бог отверг их, и вследствие этого они стали бессильными сделать что-нибудь (ср. Пс. 126:1 ; Ис. 10:15 ). Исполнение этих слов пророка иудеи увидели, когда фараон Неахо, на которого, как на союзника своего, возлагал надежды Иоаким ( 4Цар. 23:25 ), потерпел поражение от руки Навуходоносора, царя вавилонского при Кархемисе ( 4Цар. 24:1 ; Иер. 46:2 ). Победив египтян, Навуходоносор в том же году (4-й год Иоакима) напал на Иудею, самого Иоакима заковал в оковы ( 2Пар. 36:6 ) и многих из иудеев отвел в плен и в том числе пр. Даниила ( Дан. 1:1–4 ). 3. Обличение иудеев в отступлении от завета Господня. (Продолжение). Глава 9

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Spasskij/...

33. Кои чрез веру побеждали царства, пророчеством, а не мечом (Дан.3:27), - и совершали правду, разумей, посредством наказаний, кои они наводили на нечестивых (3Цар.18:40 - 21:19 и др.), - и получили обетования, Илия, восхищенный на небо (4Цар.2:1 сл.), - и заграждали уста львов - Даниил (Дан.6:22). 34. Угашали силы огня - Анания и его сотоварищи (Дан.3:23 сл.), - избегали острия меча - те, коих Халдеи с мудрецами Вавилонскими старались истребить (Дан.3:1 сл.), также Урия (Иер.26:29), и Илия (3Цар.19:3) и пророки, - укреплялись от немощи - Езекия царь (4Цар.20:1 сл. Ис.38:1 сл.) и Елисей, - были крепки на войне - Авраам, Лот, Моисей, Иисус, - полки прогоняли чужих - Самсон, Варак, Давид и прочие, кои упомянуты выше. 35. Получали жены из воскресения мертвецов своих: Силомея и Сарептянка от Илии и его ученика (3Цар.17:17 сл. 4Цар.4:17 сл.). Другие же, предаваемые на смерть, презирали жизнь свою, как семь братьев Маккавеев вместе с матерью своею (2Мак.6:1 сл. 7:1 сл.): и хотя они и не совершили того, что совершали общники их по вере, но ожидали и желали смерти, веруя, что они удостоятся получить лучшее воскресение. 36. Другие же поруганиям и побоям подвергались, как Елисей (4Цар.2:23), - темницам и узам, как Иеремия и Михей (Иер.20:2; 33:1; др. 3Цар.22:26-27). 37. Были побиваемы камнями - Моисей, Навоф (Навуфей 3Цар.21:13, ср. 2Пар.24:20), - разсекаемы были, как Захария и Исаия, - искушаемы были разнообразно, как Иов (Иов.1:1 сл.), - убийством меча умирали - Михей, Урия, Иоанн (Иер.26:23 ср. 3Цар.19:10; Мф.14:10 и парал.), - скитались в милотях и козьих кожах, как Илия и Елисей (3Цар.10:13.19; 4Цар.2:8.13.14), - терпя недостатки, скорби, озлобления. 38. Коих недостоин был мир: пророки, коих скрыл (от преследования Иезавели) Авдий и кормил пищею, - в пустынях скитавшиеся, в горах и пещерах и ущелиях земли: когда то есть слава скрывавшихся дошла до слуха Иезавели, и она стала искать их, тогда Авдий заставил их удалиться и скрываться в других местах (3Цар.18:4.13; 19:4,8.9.13 и др.).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/897/...

Внешнее избавление от страшного врага не было достаточным для того, чтобы «оставшийся в Сионе остаток пустил корень внизу и дал плод вверху» (37:31): еще не совершилось нравственного преобразования народа, личного «обращения ко Господу» ( Ис.6:10 ; ср. 1:27; 59:20 и др.) каждого из сынов Сиона. Не ради правды народа спасен был Иерусалим, но Господь сохранил город «ради Себя и ради Давида, раба Своего» ( Ис.37:35–9 ; ср. Ис.42:21; 43:21, 25 ; особ. 48:11; 4Цар.19:34; 20:6 ). Поэтому-то нашествием Ассура «наказание» 26:16; 27:8; 28:22; 40:2; 42, кон.; 53:5...) народа не могло ограничиться; являлся вопрос о будущем (42:23; 45:11), о «днях грядущих» (39:6; 27:6; ср. 32:10, 15 и дал.); хотя Ассур поражен и его намерение вывести народ из земли его (36:17 – в плен) не состоялось, – однако плен был необходимым предположением совета Божия о спасении Сиона. В самом разорении страны ассириянами пророк уже видит исполнение того совета Господня, в котором издавна предопределен народу иудейскому плен ( Ис.37:26; 44:8 и др.), и потому пророк обыкновенно говорит о плене, как бы о наступившем; предсказывая о нашествии Ассура, он предсказывал вместе с тем о плене: по удалении же Ассура из страны пророк начинает предсказывать не о плене, а уже об избавлении от плена. Радость царя Езекии по поводу посольства царя вавилонского, в котором Езекия проявил недостаток «верности» или искреннего упования на Господа ( 2Пар.32:31 и 1 ст.), было новым поводом, по которому пророк получил от Господа повеление предвозвестить плен вавилонский (39:5–9; ср. 14:1–3). – Однако, не возвещение грозных судов упорным отступникам или устрашение тягостей плена было полезнее для переживших нашествие Сеннахерима; более требовалось поддержать веру, которая подверглась сильному испытанию, и утешить тех, которые «сделались маломощными», «робкими душой» (35:4; ср. 37:6; 41:13 и др.); «трепетали и оставались в стыде; они стали, как трава в поле» (37:27) и говорили: «путь мой сокрыт у Господа, и дело мое забыто у Бога моего» (40:27).

http://azbyka.ru/otechnik/Faddej_Uspensk...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010