Напротив, сама собою возникает та мысль, что пень остается в земле при падении дерева, что он представляет собою нечто твердое, стойкое, почему пророк и употребляет не слово , а ). С мыслью об оставшемся от дуба корне, о не подвергаемом сожжению, согласнее и сочетание слов . Предлог , как и выше намекает именно на оставшееся на земле от дуба: в противном случае можно было бы просто употребить местоименный суффикс: «корень их», как ниже (потому что здесь пророк хочет обозначить просто принадлежность «корня» земле иудейской, а не указывать на место, как в образе «корня от дуба». – Таким образом, все приводит к тому, что слова: «святое семя будет корнем ее» действительно принадлежат пророку Исаии, тем более, что они суть краткое выражение существенного смысла всей проповеди Исаии (с ее положительной стороны). Откуда начинается здесь счет лет, и чем кончаются 65 лет, нельзя определить с точностью. Одни полагают, что 65 лет начинаются от года произнесения пророчества Амоса о падении Самарии и кончаются годом падения Самарии в 6-й год Езекии. Действительно, пророк Исаия обнаруживает в своей книге знакомство с пророчествами Амоса (см. ниже). По другому мнению, концом следует считать не отведение в плен 10 колен и взятие Самарии в 6-й год Езекии, а поселение в Самарии людей из Вавилона и других областей, «которые овладели Самариею и стали жить в городах ее» (4Пар.17:24). В ассирийских надписях упоминаются цари Самарии после взятия последней, напр. Менаим и Абибаал, плативший дань Асаргаддону вместе с Манассиею, царем иудейским (ср. Кнабенб. 115,116). В 22-м году Асаргаддона Манассия был отведен в плен, одновременно с этим, вероятно, было и поселение людей в Самарии, отсюда 14 лет Ахаза + 29 л. Езекии + 22 Манассии==65 лет; ср. Негельсб. 97 стр. и др. Но это мнение не может быть признано правильным, как будет видно ниже. – Может быть, счет 65 лет начинается с Иеровоама II, который царствовал 41 год или 40, если последний год неполный; 40 лет Иеровоама ІІ + 20 лет (или 19 полных) Факея (предполагая, что царствование Менаима и сына его Фании совпадало с царствованием Факея по времени, – о чем ниже) + 5, или 6 лет Осии, после которых пришел царь ассирийский и взял Осию под стражу, заключив его в дом темничный ( 4Цар.17:4 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Faddej_Uspensk...

И Тиряне обиташа в нем приносяще рыбы, и вся продаемая продающе в субботы сыновом Иудиным, и во Иерусалиме. И обличил сынов Иудиных свободных, и рекох им: что сия вещь злая, юже вы творите, и скверните день субботный. Не сия ли сотвориша отцы ваши, и наведе на них Бог наш и на нас вся злая сия, и на град сей, и вы прилагаете гнев на Израиля, скверняще субботу. Бысть же егда поставишася врата во Иерусалиме прежде субботы, и рекох, и запроша двери, и повелел, да не отверзают их даже по субботе, и от отрок моих поставил над враты, да ни един вносит бремя в день субботный. И сташа вси, и творяху куплю вне Иерусалима единощи и дващи: и засвидетельствовал о них, и рекох им: что вы пребываете пред стеною, аще вторицею сие сотворите, простру руку мою на вас: и от времене того не приидоша в субботу. И рекох левитом, иже бяху очищени, дабы приходили хранити врат, и святити день субботный, и сих ради помяни мя, Боже, и прости ми по множеству милости Твоея» ( Неем.13:15–22. 10:31 . Ам.8:5, 6 ). Путешествия ( Исх.16:29 . Мф.24:20 ), исключая те, коих целью было благочестие ( 4Цар.4:23 ). Впрочем, был путь собственно субботний ( Деян.1:12 ), который простирался не далее 2 400 48 шагов. Пространство этого пути определено не законом, который предписывает только пребывать дома в субботу ( Исх.16:29 ), но раввинами. Они, стараясь о строгом соблюдении заповеди о субботе, назначили определенный путь субботний на том основании, будто бы скиния в пустыне отстояла от кущей израильтян на такое пространство 49 . Все дела по службе гражданской, и даже защиту против нападавших неприятелей. Но при Маккавеях, когда враги, пользуясь покоем иудеев в субботу, убили у них беззащитных до 1000 человек, евреи умерили строгость закона о покое седьмого дня «и умыслиша в день он, глаголюще: всяк человек, иже аще приидет к нам на брань в день субботный, ополчимся противу его, и не умрем вси, якоже умроша братия наша в тайных» ( 1Мак.2:34–41 ). И все то, чем молитва , действие слова Божия и благоговение в душе, покоющейся для Бога, могли быть возмущены, как-то: занятия праздности и разсеяния: игры, пляски, забавы, увеселения и все чувственные удовольствия ( Ис.56:2. 58:13 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

Благополучно начатое восстановление храма было в скором же времени прервано по случаю вмешательства «врагов Иуды и Вениамина», под которыми писатель кн. Ездры, очевидно, разумеет поселенцев земли еврейской, позднее известных среди иудеев преимущественно, под именем самарян ( 4Цар. 17, 24–41 ). В 4 гл. кн. Ездры повествуется, что они, услышав о строении храма Господу Богу Израилеву возвратившимися из плена, пришли к Зоровавелю и к главам поколений и изъявили желание участвовать в воссоздании храма Тому Богу, к Которому, они, по их словам, прибегают и Которому приносят жертвы от дней Асардана, 40 царя Сирийского, который перевел их в эту землю. Это предложение услуг было решительно отклонено Зоровавелем и главами поколений, сославшимися на то, что Кир повелел строить храм одним освобожденным им пленникам вавилонским. Обиженные отказом, самаряне решили расстроить начатое иудеями дело восстановление храма, чего и достигли посредством подкупа царских советников: работы прекратились до второго года царствование Дария (стт. 1–5, 24). Исследователи разногласят при выяснении мотивов просьбы самарян. Некоторые полагают, что самаряне искренно стремились к религиозному единению с возвратившимися иудеями, как представителями истинной религии. Но кн. Ездры именует их врагами Иуды и Вениамина; отказ со стороны Зоровавеля и старейшин легко объяснить лишь при том предположении, что они имели достаточные основание заподозрить чистоту намерений самарян, предлагавших помощь, которая для пришельцев, во всяком случае, не могла быть излишней; очевидно, возможности полного религиозного общения с ними полуязычников-самарян представители иудейской общины не допускали и в их просьбе усматривали другие цели. После отказа самаряне не делают новых попыток к сближению, не стремятся убедить иудеев в искренности своих намерений, а начинают обнаруживать дотоле скрытую вражду по отношению к пришельцам и препятствуют им в деле строение храма, не останавливаясь даже пред подкупом персидских сановников. Если, кроме того, примем во внимание замечание (Ездр, 3, 3) о том, что враждебное отношение окружающего иудеев населения обнаружилось уже при построении ими жертвенника, то придем к заключению, что предложение услуг сделано самарянами не без задней мысли.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/kniga-...

От того течение речи или быстро и стремительно, как поток ярости гнева Божия ( Наум. 1 , ср. 3цар. 19:11), или кротко и спокойно, как Божественное утешение (ср. 2Кор. 1:4 ). И как утешение Иудеев было посредственной целью книги, а главной – предсказание неизбежной погибели Ниневии, то и голос утешителя – веяние легкого и приятного ветра – слышится реже (1: 9,15), чем гром божественного бремени, или великий и крепкий вихрь, разрушающий горы и срывающий скалы ( Наум. 1:6 и др. 3 цар, 19:11,12). IV. Подробное обозрение книги Троекратное повторение имени мстительного Иеговы, Бога отмщения ( Пс. 94:1 ), по духу еврейской речи, заставляет читателя сосредоточить все свои мысли и чувствования на непостижимом величии Божием и как бы напоминает о троекратной, требующей полного отмщения, укоризне, нанесенной народу Божьему Ассириянами (Парал. 5:26,4цар. 15:29,17, 6, или 18, 9)... Пророк с силой, свойственной впрочем и другим св. писателям ( Иоил. 2:1 . Пс. 18:10 ), изображает суд Божий на них. Определив отмстить врагам, Иегова идет на них, как некий воинственный вождь 35 . Не видно у него ни стрел, ни копий. Вместо их он ведет за собой всесокрушающую бурю 36 и вихрь, страшно потрясающий землю; от устремления этих страшных воинственных полчищ сгущаются облака и собирается грозовая туча, – то пыль под ногами Его: силе и быстроте победоносного шествия Его ничто не может противиться. Как всемирный и всемощный Владыка (ср. Авв. 3:8 ), Он своим запрещением иссушает море (ср. Лук. 8:24 ), и все реки делает безводными, как пустыня ( Ис. 50:2 . ср. Ис. 24:31 . Исх. 14:21 . Пс. 105; 9 . Иис. 3:13); всякую славу и богатство страны, все, что есть лучшего и крепкого, красивого и плодоноснейшего 37 , Он силен уничтожить ( Ам. 4:1 . Мих. 7:14 ), – все увядает от бурного дыхания. А в вихрь, с каким он несется, и происходящем от того трусе (ср. 1, 3. Пс. 17:8 ), от страха пред божественным могуществом (яко прогневался на мя Господь), горы дрожат и холмы тают, как снег или воск от огня ( Пс. 96:5 , Иоил. 2:10 ), – в ужасе содрогается и воздымается 38 к небу земля со всеми живущими на ней. Самы скалы распадаются от него (ср. 3Цар. 19:11 ). Впрочем, сколь велик гнев Бога к злым врагам Его, столь же Он благ к благочестивым рабам своим. Прекрасен и величествен этот переход от изображения гнева и величия Иеговы к указанию Его благости; но в сущности это только другая сторона той же мысли, выдерживаемая и дальше (1:13,14, 2:1,2): пророчество потому бремя, что пророк – утешитель. Страшный врагам, Бог благ для Израиля ( Пс. 72:1 . Chald.), для терпящих Его – твердыня в день бедствия 39 , и не даст погибнуть прибегающим к Нему в уповании. Стремительным наводнением, подобно потоку, вырвавшемуся из берегов и не находящему препон в своем стремлении ( Ис. 8:8 ), всеразрушающему и опустошаемому, совершенно уничтожит 40 место ее 41 : тьма решительной и вечной погибели постигнет врагов Его 42 (ср. Иоил. 2:2 . Пс. 18:1, 32, 6 . Ис. 28:11 Иов. 23:17 . Пс. 3:2 . Соф. 1:18 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Moisej_Golubev...

В библейском тексте, в Книге Исход, говорится о том, что во время отсутствия Моисея, когда он получал на Синае «скрижали откровения» ( Исх.31:18 ), народ израильский впал в идолопоклонство и сделал себе «золотого тельца» ( Исх.32:1–35 ). В коранической версии этого события, при всех имеющихся отличиях в некоторых деталях, утверждается, что золотого тельца евреям сделал некий самарянин (К.20:83–95). В переводе Э. Кулиева читаем: «Он (Аллах – прим. авт.) сказал: “Мы подвергли твой народ искушению после того, как ты оставил их, и самаритянин ввел их в заблуждение”» (К.20:85). В кораническом тексте и толкованиях к нему говорится, что когда народ бросил в огонь украшения, кознями и старанием самарянина, который «был многобожником и поклонялся коровам», получился телец 20 . «Он (самарянин – прим. авт) изготовил для них изваяние тельца, который мычал, и сказал: “Вот ваш бог и бог Мусы (Моисея), но он забыл его”» (К.20:88). Завершается эта история диалогом коранического Мусы (Моисея) с самарянином, после которого тот изгоняется из общества, а телец уничтожается (К.20:95–97). В этом отрывке, в трех айятах Корана (К.20:85; 87; 95) встречается слово « » (ас-самириййу), которое переводчики арабского текста, такие как: Э. Кулиев, М.-Н. Османов, Т. Шумовский и русскоязычные переводы – тафсиры (толкования) – Ас-Саади, Абу Аделя, Аль-Мунтахаб передают как «самарянин» 21 . Единственным исключением здесь является перевод И. Крачковского, который дает это слово без перевода – «самирит». С англоязычными переводами примерно такая же ситуация. Например, Артур Арберри и Т.Б. Ирвинг переводят упомянутое слово как самарянин, другие переводчики, как например, Э. Палмер и Мухаммад Али, оставляют «ас-Самири» без перевода. Причина подобных отличий в переводе объясняется явным анахронизмом, присутствующем в тексте Корана. Дело в том, что самаряне, как народ появились лишь спустя примерно 700 лет после исхода евреев из Египта (см. 4Цар.17:6–41 ) 22 . Сам город Самария (с евр. «сторожевая крепость»), как столица израильского Северного царства, был основан около 880 г. до Р.Х. (см. 3Цар. 16:24 ). Предположительно можно говорить лишь о том, что на этом месте что на этом месте после захвата евреями земли обетованной могло существовать какое-либо селение (см. Суд. 10:1 ). Результаты археологических раскопок на холме, где находилась древняя Самария в 1908–1910 гг., в 1931–1935 гг., в 1965 г. и 1968 г. датируют найденные артефакты периодом 876–722 до н.э. 23

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Poloh...

В последующее время, при царях, сношения евреев с другими народами еще боле умножилось. По разным случаям, – при путешествиях, мореплаваниях, во время войн, в торговых сношениях евреи приходили в соприкосновение почти со всеми народами древнего мира, как то: финикиянами, сирийцами, египтянами, халдеями, мидянами, персами, греками, римлянами. История богоизбранного народа представляет несколько примеров того, как чрез него свет откровения проникал к другими народам. Молитва Соломона при освящении храма ( 3Цар.8:41, 42 ) показывает, что вовремя Соломона были поклонники истинного Бога вне пределов избранного народа «Все (цари) на земле искали видеть Соломона, чтобы послушать мудрости его, которую вложил Бог в сердце его» (10:24–25). Царица Савская прибыла с богатыми дарами из далекой страны в Иерусалим для поучительных бесед с мудрейшим царем народа Божия (10:1–10). Нееман, вельможа ассирийского царя, получив исцеление, прославил Бога Израилева ( 4Цар.5:15 ). Пр. Иона был послан с проповедью в Ниневию, столицу Ассирии. Способствовало постоянным сношениям избранного народа с другими народами и географическое положение Палестины в средоточии древнего мира, между тремя частями света. Но в особенности распространению иудейских верований и чаяний среди языческого мира много способствовали переселение иудеев в языческие земли и рассеянье их среди языческих народов. По разрушение царства израильского большая часть народа была отведена в плен ассирийский. Пленники не возвратились в отечество и навсегда остались в стране пленения. Не все иудеи возвратились и из плена вавилонского. Большинство их осталось в этой восточной столице, а также рассеялись и по другим странам. Пред временем Р. X. евреев можно было встретить почти во всех странах древнего мира, в особенности же их много было в Египте (в г. Илиополе за 150 л. до Р. X. даже устроен был ими храм, подобный Иерусалимскому, и учреждено было служение по закону Моисееву), в М. Азии, городах Греции, в Риме и даже на островах (Эвбее, Кипре и Крите).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Malino...

28:14. Одежда пророка. Поскольку в Древнем мире одежда была знаком социального статуса (см.: Быт. 37, 39–41 ), можно предположить, что одежда пророков имела какие-то отличительные свойства. Саул узнал Самуила по описанию одежды (см. милоть Илии в З Цар. 19и 4Цар. 2:8,13,14 ). 28:8–20. Представления о загробном существовании. Считалось, что духи мертвых пребывают в подземном мире, известном под названием Sheol. Несколько неопределенное представление о вечном посмертном существовании не связывалось, однако, с идеей вознаграждения за праведность и наказания за грехи. 28:24. Трапеза, приготовленная для Саула. В угощении, предложенном Саулу женщиной из Аэндора, проявляются элементы обычая гостеприимства. Подобно Аврааму, она закалывает для гостей теленка и печет хлеб (см.: Быт. 18:6,7 ). Ее усердие свидетельствует об искреннем почтении к Саулу, так как у нее едва ли были другие животные, кроме этого теленка. Возможно, отказ Саула объясняется подозрительным отношением к ее занятиям или к ее связи с чужими богами. Кроме того, он был подавлен зловещим предзнаменованием Самуила. Принятое в конечном счете предложение говорит о нерешительном характере и противоречивом поведении, столь часто проявлявшихся на протяжении царствования Саула. 29:1–11 Отказ филистимлян от помощи Давида 29:1. Афек/источник в Изрееле. Пункты под названием «Афек» имеются в различных частях Ханаана. Местонахождение этого пункта определяется близостью к источнику в Изрееле. По всей вероятности, этот Афек находился в южной части равнины Сарон, а именно в Ras el- " Ain, у истока реки Яркон. Отсюда следует, что сначала филистимляне собрали свои войска в Афеке (как они делали перед сражением при Авен-Езере; см.: 4:1), а затем продвинулись на 35–40 миль в глубь Изреельской долины навстречу Саулу. Иосиф Флавий связывает этот Афек с Антипатридой (см.: Деян. 23:31 ), в 26 милях к югу от Кесарии Приморской. 29:3. Евреи. Филистимляне неоднократно называют израильтян евреями (см. коммент. к Быт. 14:13 ). Вероятно, это общее определение, подобное понятию «хабиру» в аккадских и египетских текстах. Служба Давида наемником вполне соответствует смыслу понятия «хабиру» в амарнских текстах.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

4) сделать сопоставление с данным местом мест по содержанию родственных или противоположных (см. Евр.1:3–14 ); 5) необходима бывает историческая справка (см. Деян.2:24–35, 13:34–37 ); 6) исторические сказания обязательно понимать в буквальном значении (см. Мк.2:25–26 ); 7) притчи понимать непременно в смысле переносном (см. Мф.13:18–23, 36–43 ). Иногда необходимо бывает все эти приемы применить к рассматриваемому месту, а иногда только некоторые. Для примера отыщем истинный смысл в посл. Рим.1:21–25 , которые применяются штундистами к христианскому иконопочитанию. Ясно видно, что ап. Павел высказывает здесь не причту, а исторически говорит о действительных событиях (прием 6). Из ст. 20 (ср. Прем.13:1–10 ) узнаем, что слова эти сказаны были тем людям, которым пришлось знать о Боге не из сверхъестественного Откровения, но из рассматривания видимой природы, т. е. язычникам (пр. 2). Из отдельных слов остановим внимание на словах – «образ», «нетленный» и «тленный», чтобы понять их настоящий смысл (пр. 1). Слово «образ» (ср. 1Кор.15:49 ; Кол.3:10 ), как видно и из других мест, означает не черты только внешнего вида, но и внутренние черты души; так же из сопоставления узнаем, что слова «тленный» и «нетленный» (ср. 1Пет.1:23 ; 2Пет.2:19 ) означают чистоту или порчу не телесную только, но и духовно-нравственную (пр. 3 и 4). Сделаем историческую справку о том, как язычники совершеннейшего Бога уподобляли тленному, т. е. развращенному человеку и животным (пр. 5): они чествовали идолов обжоры и пьяницы Вила ( Дан.14:3, 6 ), развратницы Астарты (5Цар.23:7. Посл. Иерем. 42–44. Деян.19:35 ), глупого тельца ( Исх.32:4 . Деян.7:41 ), нелепого дракона ( Дан.14:23, 27 . Прем.15:18 ). Поскольку весь мир принадлежит Богу истинному, а упомянутых богов на самом деле не было и не могло быть, то чествованием таких богов истина Божия именно заменена была вымышленною человеком ложью (ср. Прем.14:12–13 ); при чествовании их люди действительно страшно сквернили тела свои ( 4Цар.23:7 . Пс.105:37–39 .

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Olshe...

д.), виновного – наказанию смертью ( Лев.24:14 ; Дан. 13:34 ). Возложение рук на левитов (однократное, более не повторяющееся), посредством которого совершается их поставление на должность (Чис.8:5–22), означает принесение в жертву (поэтому в ст. 11:13 говорится, что левиты «потрясаются» пред Господом, т. е. что их торжественно движут из стороны в сторону, как это обыкновенно и делается с жертвенным предметом, – я обязан этим объяснением темного места любезности моего прежнею коллеги графа Wolf Baudissin " а): вместо первенцев народ приносит на этот раз в «дар» Богу левитов, передает в собственность Богу (ср.: Чис.3:12 сл., 41, 45; 8:14. 16. 18). Ветхозаветное возложение рук всегда означает механическое, самим возложением рук как таковым, совершенное действие. Это остается в силе даже относительно благословения через возложение рук, – единственный случай, стоящий близко к новозаветному возложению рук. Только так объясняется механически различное действие, производимое благословением правой и левой рукой ( Быт.48:14. 18 ). Согласно ветхозаветному представлению, благословение не столько испрашивается молитвой, сколько дается (передается), правой рукой – сильнейшее, левой – слабейшее благословение; это воззрение, совершенно невозможное на почве Нового Завета. Возложение рук в целях исцеления больных неизвестно Ветхому Завету: Елисей возлагает все свое тело на умершего мальчика ( 4Цар.4:34 ). Недостает также в Ветхом Завете и возложения рук с целью сообщения Духа. В том месте Второзакония (34:9: оно приводится Löning " ом. S. 73), где говорится об исполнении «духом премудрости» вследствие возложения рук, все же имеется в виду, как основное и ближайшее действие возложения рук, – передача должности (ср.: Чис.27:18, 20) и лишь как последующее – исполнение духом. Ср.: Schiirer. II. S. 153. Anm. 480: «Возложение рук, естественно, имеет значение не сообщения какой-либо особенной харизмы, но только (подобно тому как в Ветхом Завете относительно жертвенного животного) указания на то, что на данное лицо нечто переносится, передается должность или полномочие со стороны совершающего этот акт».

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/tser...

Разделы портала «Азбука веры» с 2005 года Херувимы — 1) ангельский чин (степень ангельской иерархии), принадлежащий к триаде высших ангельских чинов (в святоотеческой литературе нередко перечисляется после чина серафимов, но иногда, в перечне ангельских степеней, ставится не на второй, а на первой позиции); 2) ангелы, представители этого чина. Согласно толкованию « Дионисия Ареопагита », название «херувимы» «означает их силу – знать и созерцать Бога, способность принимать высший свет и созерцать Божественное благолепие при самом первом его проявлении, мудрое их искусство – преподавать и сообщать обильно другим дарованную им самим мудрость» 1 . Между тем известны и другие толкования этого именования. Есть предположение, что еврейское слово «керубим» в форме множественного числа может быть связано с аккадским глаголом в значении «благословлять, хвалить, молиться». Херувимы в Ветхом Завете В Библии херувимы неоднократно предстают в виде ангелов, на которых восседает Бог ( 1Цар.4:4 ; 2Цар.6:2 ; 4Цар.19:15 ; 1Пар.13:6 ; 2Цар.22:11 и  Пс.17:11 ). С одной стороны, когда речь идет о ковчеге Завета, это указывает на ковчег, как на место особого Божьего присутствия, с другой, в более широком контексте, на особую духовно-благодатную близость херувимов к Богу. В сюжете о грехопадении Адама и Евы говорится о том, что после изгнания первых людей из рая херувиму было поручено охранять путь к дереву жизни в райском саду: « И изгнал Адама, и поставил на востоке у сада Едемского Херувима и пламенный меч обращающийся, чтобы охранять путь к дереву жизни » ( Быт.3:24 ). В библейских текстах херувимы часто бывают представлены в виде различных символических образов: известны образы херувимов, вырезанные из масличного дерева и позолоченные или в виде рельефной резьбы, а также литые из золота и вышитые в тканевой атрибутике скинии и Святая Святых ( 3Цар.6:23–29 ; 2Пар.3:7 ; 2Пар.3:10-13 ). Библейская символика представляет их крылатыми, что, с одной стороны, указывает на их принадлежность к небу, а с другой – на их способность к быстрому перемещению. Описания их лиц весьма различаются: у херувимов ковчега Завета есть только одно лицо; херувимы в храме Иезекииля двулики ( Иез.41:18 ), а те, что описаны в его видении, обладают четырьмя лицами ( Иез.1:4–28 ). Их крылья были распростертыми и поддерживали свод, над которым в великолепии восседал Бог. Когда они двигались, их крылья издавали шум.

http://azbyka.ru/heruvimy

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010