Все доселе перечисленные нами свидетели исторического характера третьей и четвертой книг Царств встречались уже нам при обозрении и других исторических книг. Но книги Царств имеют кроме того, еще «облак свидетелей», с каждым годом, можно сказать, увеличивающийся в числе и ясности своих показаний. Это – внебиблейские памятники. Так, здесь упоминаются многие иноземные цари, в разное время входившие в разные воинственные столкновения или мирные сношения с иудейскими и израильскими царями. Таковы египетские фараоны: Сесак (слав. Сусаким 3Цар.14:25–27 ), Со (слав. Сигор – 4Цар.17:4 ), Тиргака ( 4Цар.19:9 ), Нехао ( 4Цар.23:34 ); моавитский царь Меса ( 4Цар.3:4–5 ); сирийские цари: Венадад, Азаил, Реуин ( 3Цар.20 ; 4Цар.8:15;16:3–6 ); ассирийские: Фул, Феглафелассар, Салманассар, Саргон, Сеннахирим, Асаргадон ( 4Цар.15:19,29;16:7–9;17:3–6;18:7–13:19,37 ); вавилонские: Меродах-Валадан, Навуходоносор и Евильмеродах ( 4Цар.20:12;24 –25гл.). Все эти цари упоминаются и в близком к библейской хронологии взаимном соотношении, в разных внебиблейских исторических памятниках. Так, фараоны – у греческих историков, в иероглифических египетских памятниках и в ассирийских памятниках. В некоторых египетских памятниках, например, в Карнакской надписи Сесака, упоминается и столкновение его с Иудеями: победа его над иудейским царем. Об упоминаемом в книгах Царств столкновении фараона Нехао с Навуходоносором – так называемой Кархемисской битве и ее печальных для Египта и радостных для Вавилона последствиях ( 4Цар.23:29–24:7 ), существует очень много ассирийских свидетельств, вполне согласных с библейскими. Меса, моавитский царь, очень подробно в своей надписи изложил отношение свое к Евреям и все его свидетельства географические и и исторические стоят в согласии с книгами Царств. Сирские цари Венадад, Азаил и Рецин упоминаются в ассирийских памятниках и в то же время и в тех же отношениях к Ассирии, как и в книгах Царств. Ассирийские памятники подтверждают современность израильских и иудейских царей ассирийским согласно библейским свидетельствам. Так как по Библии ( 4Цар.17:1–3 ), так и по ассирийским памятникам изр. царь Осия был современником Салманассара: Езекия – Саргона и Сеннахирима ( 4Цар.18:13 ). Особенно же много в ассирийских памятниках известий об ассирийских царях: Фегла-фелассаре, Саргоне, Сеннахериме и Салманассаре. Поход Сеннахерима в Иудею ( 4Цар.18:13–19:36 ) почти дословно сходно описывается в ассирийских памятниках, а о поражении Сеннахерима упоминается у Геродота (2:41). Вавилонские цари Меродах Валадан и особенно Навуходоносор сходно описываются в вавилонских памятниках. Во всех внебиблейских памятниках, сличая их свидетельства с книгами Царств, современная апологетическая наука находит себе очень много ценного материала для рассеяния предубежденно критического отношения к Библии и подтверждения полной историчности последней 110 .

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

Все доселе перечисленные нами свидетели исторического характера третьей и четвертой книг Царств встречались уже нам при обозрении и других исторических книг. Но книги Царств имеют кроме того еще «облак свидетелей», с каждым годом, можно сказать, увеличивающийся в числе и ясности своих показаний. Это – внебиблейские памятники. Так, здесь упоминаются многие иноземные цари, в разное время входившие в разные воинственные столкновения или мирные сношения с иудейскими и израильскими царями. Таковы египетские фараоны: Сесак (слав. Сусаким: 3Цар.14:25–27 ), Со (слав. Сигор: 4Цар.17:4 ), Тиргака ( 4Цар.19:9 ), Нехао ( 4Цар.23:34 ); моавитский царь Меса ( 4Цар.3:4–5 ); сирийские цари: Венадад, Азаил, Рецин ( 3Цар.20 ; 4Цар.8:15; 16:5–6 ); ассирийские: Фул, Феглафелассар, Салманассар, Саргон, Сеннахирим, Асаргадон ( 4Цар.15:19, 29; 16:7–9; 17:3–6; 18:7–13; 19:37 ); вавилонские: Меродах-Валадан, Навуходоносор и Евилмеродах ( 4Цар.20:12; 24–25 глл.). Все эти цари упоминаются, и в близком к библейской хронологии взаимном соотношении, в разных внебиблейских исторических памятниках. Так, фараоны – у греческих историков, в иероглифических египетских памятниках и в ассирийских памятниках. В некоторых египетских памятниках, например, в Карнакской надписи Сесака, упоминается и столкновение его с иудеями: победа его над иудейским царем. Об упоминаемом в книгах Царств столкновении фараона Нехао с Навуходоносором – так называемой Кархемисской битве и ее печальных для Египта и радостных для Вавилона последствиях ( 4Цар.23:29–24:7 ) – существует очень много ассирийских свидетельств, вполне согласных с библейскими. Меса, моавитский царь, очень подробно в своей надписи изложил отношение свое к евреям и все его свидетельства географические и исторические стоят в согласии с книгами Царств. Сирские цари Венадад, Азаил и Рецин упоминаются в ассирийских памятниках и в то же время и в тех же отношениях к Ассирии, как и в книгах Царств. Ассирийские памятники подтверждают современность израильских и иудейских царей ассирийским, согласно библейским свидетельствам. Так, как по Библии ( 4Цар.17:1–3 ), так и по ассирийским памятникам израильский царь Осия был современником Салманассара; Езекия – Саргона и Сеннахирима ( 4Цар.18:13 ). Особенно же много в ассирийских памятниках известий об ассирийских царях: Феглафелассаре, Саргоне, Сеннахириме и Салманассаре. Поход Сеннахирима в Иудею ( 4Цар.18:13–19:36 ) почти дословно сходно описывается в ассирийских памятниках, а о поражении Сеннахирима упоминается у Геродота (II, 41). Вавилонские цари Меродах Валадан и особенно Навуходоносор сходно описываются и в вавилонских памятниках. Во всех внебиблейских памятниках, сличая их свидетельства с книгами Царств, современная апологетическая наука находит себе очень много ценного материала для рассеяния предубежденно критического отношения к Библии и подтверждения полной историчности последней.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

Поскольку в эпоху плена не существовало ни культового центра, ни правящего царя, то темы единства культа и поведения царей отошли на задний план. Младшая девтерономическая редакция обращала внимание преимущественно на то, как ведет себя народ, в котором усиленно распространялись иные культы – например, почитание царицы небесной («богине неба»; Иер.44:15–19 ). В этой ситуации стали использоваться те предания о пророках, в которых уже прежде содержалось требование монолатрии. «Разве нет Бога в Израиле, что ты посылаешь вопрошать Веельзевула, божество Аккаронское?» ( 4Цар.1:6 ). Когда царь Охозия обращается к чужому богу Ваалу, пророк Илия расценивает это как смертный грех . Тот, кто чтит иных богов, утрачивает право жить в Израиле и должен умереть ( 3Цар.18:40 ; 4Цар.10:18–27 ). Илия ставит народ перед выбором, какому богу он желает служить ( 3Цар.18:21 ). Речь идет о понимании того, что есть лишь один «Бог в Израиле» ( 3Цар.18:36 ; 4Цар.5:15 ). Яхве напоминает пришедшему в отчаяние пророку, что все же есть семь тысяч мужей, не склонящих колен пред Ваалом ( 3Цар.19:18 ). Почитание единого Бога призвано не допустить противоречивых позиций, оно должно вести к ясному, однозначному поведению. 3.5 Пути к спасению Рассказчики историй о пророках не ограничиваются проклятьями в адрес культа Ваала и требованиями монолатрии. Они указывают на важность обратиться и покаяться, ибо это по меньшей мере отсрочить беду ( 3Цар.21:27–29 ; 4Цар.20:1–11; 22:15–20 ). Они указывают на то, что Бог Израиля может исполнить все те надежды, которые возлагались многими израильтянами на божеств плодородия. Через пророка, служащего Яхве, беднейшие из бедняков получают пищу ( 3Цар.17:8–16 ; 4Цар.4:38–41, 42–44, 6:24–7:20 ). Такую помощь получает и сам пророк ( 3Цар.17:2–7, 19:4–8 ). Поскольку в Израиле есть пророк и есть Бог, там может получить помощь даже предводитель враждебных сирийцев ( 4Цар.5:1 –19а). Даже мертвые могут быть воскрешены для новой жизни ( 3Цар.17:17–24 ; 4Цар.4:8–37 ). Если понимать Книги Царей как пророческие свидетельства (что мы видим в послебиблейском иудаизме), то они не только предсказывают политические катастрофы, но и указывают пути к спасению – и прежде всего через покорность Торе. VIII. Книги Паралипоменон (Летописи)

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/vveden...

Слияние этих элементов в один состав произошло в период от конца VIII в. до половины V-ro. Оно совершилось под знаменем иудейской религии и закончилось в половине V. в. до Р. Хр. тем что самаряне образовали особую религиозную общину, объединяющим центром которой был храм на Гаризиме. Источники сохранили нам немного фактов, относящихся к указанному периоду самарянской истории, и потому нет возможности представить его с достаточной ясностью. Особенно темной является в данном случае эпоха отпадения Самарии до возвращения иудеев из вавилонского плена (721–536). Наиболее подробные сведения об этой эпохе даются в повествовании 4Цар. 17:24–41 . Отрицательная критика не считает этих сведений ценными. Так, Торрей признает повествование 4Цар. 17:24–41 „не имеющим ни малейшей исторической ценности» и видит в нем полемический трактат против самарян, ставящий целью доказать их языческое происхождение 354 . По мнению новейших комментаторов 4 Цар. Киттеля, Бенцингера и Бернея, повествование 17:24–41 представляет мозаику, составленную из слияния нескольких источников: именно, ст. 24–28 взяты из анналов северного царства (Бенцингер), ст. 29–34а заимствованы из источника более позднего или прямо добавлены редактором (Киттель), ст. 34б-40 составляют самый поздний отдел, который, притом, находится не на своем месте и говорит об ином предмете. Основание для такого дробления рассматриваемого повествования названные авторы видят в том, что повествованию не достает выдержанности и последовательности: в ст. 32, 33, 41 утверждается, что переселенцы не боялись Господа, а в ст. 34, наоборот, сообщается, что они боялись Господа; в ст. 24–34а говорится об ассирийских переселенцах, а в ст. 34b-40 идет речь об израильтянах, которые обличаются в нарушении завета с Иеговою 355 . Изложенные основания для разделения на части отдела 4Цар. 17:24–41 не могут быть признаны твердыми. Выдвигаемые отрицательной критикой недоумения отпадают, если мы примем во внимание, что писатель 4Цар. 17:24–41 желает изложить историю не одного какого-либо момента, а продолжительного периода.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Rybin...

Только через три года после того начал Амасия царствовать единолично. Потом, с другой стороны, Захария, сын и преемник Иеровоама II, воцарился в израильском царстве, по 4Цар.15:8 , в 38-м году Азарии иудейского. Если так, то свидетельство 4Цар.15:1 , по которому Азария воцарился в 27-м году Иеровоама II, следует понимать в том смысле, что этот год царствования Иеровоама II был первым годом единоличного царствования Азарии. Если, далее, 41-й (последний) год Иеровоама II – 38-й год Азарии, то в этом последнем случае счисление ведется уже со времени вступления Азарии в «управление народом земли» при жизни его отца Амасии. Следовательно, только последние 14 или 15 лет царствования Иеровоама II соответствуют первым годам единоличного царствования Азарии, между тем как 24 или 23 года до того этот Азария царствовал совместно со своим отцом Амасией. Этот последний, таким образом, царствовал единолично не более двух или трех лет, так как первые три года он, как выше показано, должен был царствовать вместе с Иоасом отцом своим. Наконец, если Амасия последние 24–23 года царствовал вместе с своим сыном Азарией, то первые годы Иеровоама II, по 4Цар.14:23  воцарившегося в 15-й год Амасии, должны были совпадать не только с последними годами этого Амасии, но в то же время и с первыми годами Азарии. Именно 1-й год Иеровоама II=15-й год Амасии=9 или 10-й год Азарии. А так как сам этот Азария по 4Цар.15:1  воцарился в 27-й год Иеровоама II, то в последнем случае счисление ведется, очевидно, не с того времени, которое указано в 4Цар.14:23 , т. е. не с 15 года царствования Амасии.15-й год Амасии мог быть первым годом только единоличного царствования Иеровоама II, u he с этого пункта надо считать 41 год царствования Иеровоама II. Сколько времени прошло со времени вступления этого израильского царя в управление народом до начала его единоличного царствования, решить помогают следующие данные. Амасия по 4Цар.14:1  воцарился (еще при жизни Иоаса отца своего) во 2-й год Иоаса израильского, следовательно, последний, 16-й год этого Иоаса должен соответствовать 15-му году царствования Амасии, который по вышеизложенным данным и соображениям соответствовал 9 или 10-му году Азарии.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Yakimov/o...

21 Я не наведу бед в его дни. Господь не отменяет наказания Ахаву и его дому, о котором говорится в ст. 21–24, но лишь откладывает его исполнение. во дни сына его. Т.е. Иорама ( 4Цар. 9,25.26 ). Хотя Ахаву и не суждено было стать свидетелем гибели своего дома, его самого и Иезавель ожидала бесславная смерть (22,37.38; 4Цар.9,10.34–37 ). Глава 22 22 три года, и не было войны между Сириею и Израилем. Эти три года мира последовали за описанной в 20,1–34 двухлетней войной между Ахавом и Венададом. В этот период сирийским царем Венададом II, израильским царем Ахавом и десятью другими царями была создана коалиция, призванная объединенными силами остановить продвижение на запад ассирийцев под предводительством Салманасара III. В 853 г. до Р.Х. у города Каркар на реке Оронт разыгралось решающее сражение. Согласно ассирийским источникам, Ахав выставил на поле боя две тысячи колесниц и десять тысяч пеших воинов, т.е. гораздо больше, чем кто-либо другой из членов антиассирийской коалиции. Те же самые ассирийские источники утверждают, что победа в этом сражении досталась Салманасару. Утверждение это, однако, представляется в высшей степени сомнительным, поскольку, отступив от Каркара, ассирийцы в течение четырех лет не решались повторить экспансию. К исходу третьего года мира с Сирией Ахав изменяет союзу с Венададом, заключая договор с царем иудейским. 22 Иосафат, царь Иудейский. См. ст. 41–50; 4Цар. 3,7–27 . 22 Рамоф Галаадский. Город в сорока пяти километрах к востоку от Иордана, вблизи от реки Иармук. Рамоф Галаадский был захвачен израильтянами при завоевании ими Ханаана (4,13; Втор. 4,43 ; Нав. 20,8 ), и теперь Ахав решает, что настало время отбить его у овладевших им позднее сирийцев (ст. 4). 22 как ты, так и я. Используя выражения, характерные для дипломатического языка своего времени, Иосафат говорит о готовности совместно с Ахавом выступить против Сирии. При этом Иосафат оказывается как бы в подчинении у царя израильского, указывающего, что и как ему делать (ст. 30). Данный договор знаменовал собой решительный поворот во внешней политике не только Израиля, но и Иудеи, которая в правление Асы (15,7–23) стала союзницей Сирии в борьбе против северян. Свои дружественные отношения с Иудеей Ахав скрепил династическим браком отдав дочь Гофолию за сына царя иудейского ( 4Цар. 8,18.26 ). Но поскольку Гофолия была ревностной поклонницей Ваала, этот брак в значительной степени способствовал насаждению в Иудее культа этого божества ( 4Цар. 11,1–20 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

О царствовании Иоакима 2 Паралипоменон здесь рассказывает значительно короче, чем рассказывается в параллельном месте ( 4Цар.23:34–37,24:1–6 ); см. «Толковую Библию», т. II, с. 574–576. В знак полной вассальной зависимости иудейского царя от египетского фараона, последний переменяет (ср. Быт.41:45 ; Дан.1:7 ) имя Елиакима на Иоаким. Наложенная фараоном на Иудею дань (стих 3) взыскивалась с жесткостью и вымогательствами, без разбора богатого от бедного (поставленные в русском синодальном переводе в скобках слова стиха 4 находятся лишь в тексте LXX и, вероятно, перенесены сюда из ( 4Цар.23:34 ); равно и в ст. 5 имеется вставка из ( 4Цар.24:1–3 )), в чем агентам египетского царя, может быть, деятельно помогал Иоаким, который свое бедственное и жалкое царствование заявил особенно насилиями и притеснениями народа ( Иер.22:13–19,36:23–24,30–32 ). Во второй половине своего царствования, вероятно, в 8-м году его (ср. И. Флавий, «Иудейские Древности, кн. X, 6, 1; см. «Толковую Библию», т. II, с. 575). Иоакиму пришлось египетское данничество переменить на вавилонское: он подчинился основателю ново-халдейского царства Навуходоносору (ок. 600 г. до Р. X.). Попытка Иоакима, под влиянием египетской партии, освободиться от дани вавилонскому царю, была роковой для Иоакима: «против него вышел Навуходоносор... и оковал его оковами, чтобы отвести в Вавилон» (ст. 6). Это известие 2 Паралипоменон, в виду иного рода свидетельств (4 книги Царств и книги пророка Иеремии) о смерти и погребении Иоакима, именно свидетельства ( 4Цар.24:6 ) (Иоаким почил с отцами своими, т.е. в Иерусалиме, а по ( Иер.22:19,36:30 ) труп Иоакима был брошен вне стен Иерусалима и долгое время валялся здесь наподобие падали) – понимается толкователями или так, что Навуходоносор, отведя Иоакима в плен в Вавилон, скоро возвратил его обратно в Иерусалим, где он и умер; или же так, что Навуходоносор лишь отдал приказание доставить Иоакима пленным в Вавилон, но затем отменил это распоряжение и повелел убить Иоакима в Иерусалиме, причем труп его был выброшен за город.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

602 В летописи Тиглатпаласара III на этот счет сохранилось интересное свидетельство: «Факея, царя их, я умертвил; Аузи (Осию) я поставил над ними. 10 талантов золота... талантов серебра я получил в дар». Очевидно, здесь имел место заговор проассирийской партии в придворных кругах. Осия был в свите ассирийского царя во время похода против Дамаска. 603 Сын и наследник Тиглатпаласара III, Салманасар V (726—722 гг. до н.э.), в вавилонских летописях — Улулай. 604 Сой, Сох, по Библии (4Цар 17.4), Сигор, т.е. Шабака (греч. Сабакон) — кушитский царь, завоевал Египет и явился основателем XXV (кушитской) династии; правил в Египте в 726—718 гг. до н.э. 605 Действительно, Салманасар V в течение трех последних лет своего правления осаждал Самарию, но до конца жизни не успел ее взять. Это сделал, как следует из летописи его сына и наследника Саргона Ассирийского (722—705 гг. до н.э.), именно последний: «В начале моего царствования я осаждал и взял, с помощью бога Шамаша, даровавшего мне победу над моими врагами, город Самарию. 27 280 жителей я увел. Я взял 50 колесниц... Я взял и увел [пленных] в Ассирию. На их места поселил людей, моею дланью побежденных. Я поставил над ними моих чиновников и наместников и обложил их такой же данью, какая была при прежних [ассирийских] царях». 606 См. выше; это совершено уже в правление Саргона, хотя Мидия попала в сферу влияния ассирийцев еще в середине VIII в. до н.э. 607 Кроме мидян в их числе были представители кутийско-касситского населения. Еще арабские географы упоминали о реке Куга, ныне пересохшей, русло которой расположено к югу от Каспийского моря. (Перев.) 608 Из Четвертой книги Царств (4Цар 17.25) видно, что кара, постигшая их, была не чума, а что они стали добычей львов. (Перев.) 609 В основу рассказанного в этой главе положена Четвертая книга Царств (4Цар 18.9—12; 4Цар 17.24—41). 610 После падения Самарии и включения территории десяти израильских племен в ассирийские владения под властью Езекии остались земли племен Иуды и Вениамина с городом Иерусалимом.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3445...

После взятия Самарии Салманасаром (726–722 гг. до Р.Х.) его преемник Саргон II (721–705 гг. до Р.Х.) завершил переселение, депортировав большую часть оставшегося населения Северного царства в те же вышеназв. области и в Мидию ( 4Цар. 17:6 ; 4Цар. 18:11 ). Как Тиглатпаласар, так и Саргон упомянули об этих переселениях в своих анналах, причем Саргон указал и число угнанных жителей Самарии: 27 290 человек. Покинутые израильтянами самарийские города были заселены жителями Вавилона, Куты, Аввы, Емафа и Сепарваима ( 4Цар. 17:24 ). При Ашшурбанапале (ок. 640 г. до Р.Х.) в страну хлынул новый поток переселенцев из Элама, Персии и Вавилонии ( 1Езд. 4:9 ). Из 2Пар. 30:1.10 становится очевидным, что на тер. Северного царства оставалась часть израильтян. В результате их смешения с новыми колонистами образовался народ, называемый ⇒ самарянами ( 4Цар. 17:24–41 ). Какова была судьба угнанных израильтян, неизвестно. Лишь немногие из них сохранили связь со своим народом; об их потомках упоминается в НЗ ( Лк. 2:36 ; Деян. 2:9 ); 3) евреи, населявшие Южное царство, были угнаны Навуходоносором II (604–562 гг. до Р.Х.) в вавил. П. Это событие оказалось столь важным в истории евр. народа, что принято различать допленный и послепленный периоды. Этому П. предшествовало еще одно ассир. переселение, когда Синаххериб (библ. Сеннахирим) во время похода против Езекии в 701 г. до Р.Х. увел из больших и малых городов Иудеи, по его собств. утверждению, 200 150 (?) человек. кроме того, довольно большое число евреев после убийства Годолии бежало в Египет. Среди беженцев были пророки Иеремия и Варух ( Иер. 41 – Иер. 44:30 ). Переселение в Вавилон проходило в несколько этапов. Некоторые знатные евреи, среди них и пр. Даниил, были уведены в П. еще в 605 г. до Р.Х., после победы вавилонян при Каркемише ( Дан. 1:1–4 ). Затем Навуходоносор пленил в Иерусалиме царя ⇒ Иехонию , его мать, жен, слуг и придворных, а также 10 тыс. воинов и всех ремесленников. Захватив город, он вывез оттуда все сокровища храма и цар.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/b...

Масоретский текст (МТ) 3 и 4 книги Царств сохранился лучше, чем текст 1 и 2 книги Царств, хотя древнейших копий осталось не много. Свитки Мертвого моря прибавили не многочисленные фрагменты текста, 443 но эти отрывки в основном схожи с имеющимся МТ. 444 Трудности возникают при сравнении еврейского текста с переводом Септуагинты. Вопросы сохранности текста те же, что и в случае с рукописями 1 и 2 книги Царств. 445 Вопрос авторства 3 и 4 книги Царств остается невыясненным. Иудейская традиция приписывает эти книги пророку Иеремии: «Иеремия написал свою собственную книгу, книгу Царств и Плач», 446 но это заключение нигде не подтверждается напрямую. Ясно, что книга, в том виде, в котором мы ее имеем на сегодня, была завершена после пленения 587/586 гг. до н.э., и даже после 561 г. до н.э., когда Иоаким был выпущен из темницы, чтобы жить под домашним арестом у вавилонского царя Евилмеродаха ( 4Цар.25:2730 ). Теоретически Иеремия мог участвовать в составлении книги, поскольку он был еще жив во времена пленения и мог записать сведения об освобождении Иоакима ( Иер.52:3134 ). Однако 3 и 4 книги Царств явно отсылает читателя к нескольким внебиблейским источникам. Первая ссылка находится в 3Цар.11:41 , где упоминается «Книга дел Соломоновых» (ивр., сефер duepeu шломох). После разделения царства, часто появляются ссылки на «Летопись царей иудейских» ( 3Цар.14:29, 15:7,23 ; 4Цар.8:23, 12:19, 14:18, 24:5 ; бук. ивр., сефер duepeuxaямuм, «книга дел во дни...») и «Летопись царей израильских» ( 3Цар.14:19, 15:31, 16:20 ; 4Цар.1:18, 10:34, 13:8:12 ). Эти книги не сохранились, но представляли собой дневники событий из жизни царей. Нам не известны цели этих дневников, но они, очевидно, служили источниками информации для пояснительного повествования Библии. Коган предполагает, что «они, вероятно, были основаны на информации из первых рук: на записях о военных действиях, налоговых ведомостях, царских планах и прочих материалах». 447 Китчен указывает, что подобные дневники использовались в Египте, Месопотамии и, наконец, во всех остальных частях древнего мира, и в других культурах эти первоисточники также не сохранились. 448 Возможно, что некоторые отрывки из 3 и 4 Царств, особенно те, что слово в слово повторяются в пророках, произошли из общих источников, или, по-другому, одна книга полагалась на другую (ср. Ис.3639 и Цар.18:1320; Иер.52 и 4Цар.24:1825:21 ).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/vved...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010