20 Начиная с 36-го стиха пророческое созерцание Даниила переносится от Антиоха ко временам антихриста, прообразом которого был Антиох. 21 Самаряне были потомки тех переселенцев из Вавилона, Сирии и Мессопотамии, которых Салманассар переселил в Самарию и окрестные города на место израильтян ( 4Цар.17:24–30 ). Так как эти иноплеменники предавались идолопоклоннству и в честь своих богов сожигали даже своих детей, то Господь послал на них львов, которые стали пожирать их. Это заставило царя послать к ним одного из переселенных жрецов, который поселился в Вефиле и стал учить их боятся Господа. Это учение жреца, хотя и не вполне совершенное, ввело между этими язычниками новый религиозный элемент, который был усилен присутствием среди их некоторой части израильтянин, оставшихся в стране своей ( 4Цар.17:32–41 ; 2Цар.30:6 ). Эти остатки Израильтян мало по малу смешались с прошлым языческим населением, которое постепенно отвлекалось от идолопоклонства и стало служить истинному Богу и почитать Закон Моисеев. Но слабые понятия их о Боге и познания об истинном богослужении смешались в умах их с суеверными понятиями язычества, и поэтому-то Зоровавель, Иисус и прочие начальники иудейские, желая сохранить во всей неприкосновенности чистоту своего богослужения отказались от них содействия. 22 Канонические книги следующие: 1) Бытие, 2) Исход, 3) Левит, 4) Чисел, 5) Второзаконие, 6) Книга Иисуса Навина, 7) Судей и как ее прибавление Руфь, 8) 1 и 2 книги царств, как две части одной книги, 9) 3 и 4 книги царств, 10) 1 и 2 книги Паралипоменон, 11) Книга Ездры и вторая его же, или Неемии, 12) Есфирь, 13) Иов, 14) Псалтирь, 15) Пртичи Соломона, 16) Екклисиаст, 17) Песнь песней, 18) Книга пр. Исаии, 19) Иеремии с прибавлениями, 20) Иезекииля, 21) Даниила, 22) двенадцати пророков. Неканонические же книги следуюшие: 1) Товит, 2) Иудиф, 3) Книга премудрости Соломоновой, 4) Книга премудрости Иисуса сына Сирахова, 5) Послание Иеремиино, 6) вторая книга Ездры, 7) третья книга Ездры, 8) первая, вторая и третья маккавейские книги. К этому отделу относятся также и неканонические прибавления, присоединенные к книгам каноническим, именно: 1) молитва Манассии, помещенная в конце 2-й книги Паралипоменон, 2) места в книге Эсоир, неозначенные в нашей Библии счетом стихов, 3) история о Сусанне и история о Виле и змие, в 13 и 14 главах книги Даниила.

http://azbyka.ru/otechnik/Irinej_Orda/ru...

4 возьми... железную доску. В данной ситуации железная доска, поставленная между пророком и городом, символизирует непримиримый разрыв между Богом и Иерусалимом. Молитвы жителей святого города не дойдут до Него, и Он не придет им на помощь. 4 положи... беззаконие. Двойственная природа пророческого служения быть голосом Божиим по отношению к народу и предстательствовать перед Богом за народ выражена во второй половине символического действия. Сейчас пророк представляет народ и несет на себе его грехи (ср. Исх. 32,30–32 ; Рим. 9,3 ). 4:5–6 триста девяносто дней... сорок дней. Каждый день символизирует год беззакония (4,6; ср. Чис. 14,34 ; Дан. 9,27 ). Вероятно, наиболее естественным объяснением срока в 390 дней является то, что он отражает осуждение грехов Израиля начиная с момента, когда Иерусалим был заселен израильтянами, или же со времени освящения храма вплоть до его разрушения. Некоторые интерпретаторы полагают, что период в 430 лет есть символическое повторение продолжительности рабства Израиля в Египте ( Исх. 12,40.41 ). 4:9–11 Иезекииль должен был существовать на скудном рационе во время своих предсказаний об осаде Иерусалима. См. Втор. 28,52–57 ; 4Цар. 6,25; 7,12 ; Иер. 15,2; 19,9 . 4 весом по двадцати сиклей в день. Такое количество хлеба из смешанных зерновых составляет по весу восемь унций (28,35 г). 4 по шестой части гина пей. Это количество воды соответствует примерно пинте с небольшим или 0,6 литра (см. ком. к 45,24). 4:12–15 Соблюдать все предписания ритуальной чистоты во время осады было невозможно, даже такому ревностному священнику, каким был Иезекииль. Пророк протестует против предписания Бога, приказавшего ему печь хлебы на человеческом кале, ведь он никогда не нарушал законов, которыми определяется, что Израилю разрешено в пищу и что нет (44,31; Исх. 22,31 ; Лев. 7,19–24; 11,8.39.40; 22,8 ; Втор. 14,3.8 ). Вследствие протеста Бог разрешил ему употреблять для выпечки хлебов коровий помет, который до сих пор используют как топливо на Ближнем Востоке (ср. 4Цар. 18,27 ). Глава 5

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

Собственно говоря, название мытарь относилось только к непосредственным арендаторам правительственных пошлин; подчиненные же им агенты назывались portitores (собиратели пошлин). Таковы были Иудейские мытари всеми презираемые, заклейменные прозвищами грабителей, хищных зверей, уподоблявшиеся в народном мнении львам и медведям. К этой ненависти присоединялось еще и то, особенно глубоко вкоренившееся в умах Иудеев верование, что семя Авраамово никому не подвластно и что оно ни у кого не находится в рабстве, что, платя подати, они уже более не свободны, и вот постепенно назревал вопрос, позволительно ли давать подать Кесарю, или нет? ( Мф. 22:17 ). Таким образом мытари, как корыстолюбивые и наглые агенты языческой державы, считались Иудеями за предателей и изменников своей стране и Господу Богу. Сам Господь Иисус Христос ставил мытарей наравне с язычниками ( Мф. 18:17 ). Иудеи воспрещали брак с такими семействами, в числе членов которых находился хотя один мытарь, опасаясь через то оскверниться. К числу мытарей принадлежал обратившийся впоследствии к Господу евангельский мытарь Закхей ( Лк. 19:21 ). 13. Самаряне Самаряне по своему происхождению составляли смешанный языческий народ, происходивший от поселенцев, которых Ассирийский царь поселил в Самарии, по отведении в плен Израильтян ( 4Цар. 17:24 ). Означенные поселенцы были собраны из разных Восточных народов, и продолжали следовать здесь идолопоклонству в своих различных национальных формах, доколе разгневанный Господь не послал на них львов и других бедствий, вследствие которых они должны были обратиться с прошением к царю Ассирийскому дать им священника Божия, который напомнил бы им и научил бы их прежней истинной вере отеческой ( 4Цар. 17:26–41 ). Священник был прислан и поселился в Вефиле; но они чтили Господа, а вместе с тем и истуканам своим служили, соединяя таким образом наружное благоговение к Богу с отправлением древних языческих обрядов. По всей вероятности, между языческими поселенцами и остатком 10-ти колен Израилевых совершались смешанные браки, так что с течением времени Самаряне справедливо могли иметь притязание на свое происхождение от Израиля.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikifor/posobi...

Усильно обуздывай органы чувств твоих: зрения, слуха, обоняния, вкуса и осязания, и преуспеешь благодатию Христовою. Без мучений (никто) не бывает мучеником, как и Господь сказал: в терпении вашем стяжите души ваши ( Лук.21:19 ), и Апостол говорит: в терпении мнозе, в скорбех ( 2Кор.6:4 ) и проч. Смотри, не показывай Халдеям сокровищ дома твоего ( 4Цар.20:12-18 ), иначе возьмут они тебя в плен и уведут к Навуходоносору, Царю Вавилонскому ( 4Цар.24:13-16 ). Вразумляясь всегда ответом моим, попирай страсти, чтобы оне не попрали тебя и насильственно не сделали тебе зла. Убегай от них, как серна от тенет ( Прит.6:5 ), чтобы оне не закололи тебя, как ягненка. Не бойся их, оне не имеют силы: Господь наш Иисус Христос разслабил их и сделал безсильными. Не предавайся сну, хотя оне и полумертвы, но не спят; не будь нерадив, ибо оне не нерадят. Хотя немного простри и ты руку Отцам твоим, желающим извлечь тебя из зловонной тины. Вспоминай, что много может молитва праведнаго поспешествуема ( Иак.5:16 ). Не суди, не уничижай и не соблазняй никого. Не приписывай никому того, чего не знаешь о нем достоверно, ибо это погибель душевная. Себе внимай и ожидай приближающейся смерти. Говори себе слово блаженнаго Арсения: «Арсений, зачем ты вышел (из мира)? Научайся тому, чего пришел ты здесь искать. Теки к Иисусу, чтобы войти и тебе в добрую дружину Святых Старцев. Если хочешь преуспеть – трудись. Пожелай быть прославленным со Святыми в неизреченной славе, а не быть с постыдными демонами в неизреченном мучении. Возжелай быть в царствии небесном, а не в геенне огненной. Возжелай услышать: приидите, благословенныи Отца Моего ( Мф.25:34 ), и: добре, рабе благий и верный (ст.23) и проч., а не услышать: иди от Мене, прокляте (ст.41), рабе лукавый и ленивый (ст.26). Господу слава во веки, аминь. Вопрос 254, того же к тому же Великому Старцу: Имея много грехов, я хочу покаяться, но, по немощи телесной, не могу подвизаться подобно Отцам; прошу тебя, скажи мне: как мне положить начало? Назначь мне что-либо и объясни, что значит сказанное тобою в предыдущем ответе: «не показывай Вавилонянам сокровищ дома твоего, иначе они возьмут тебя в плен и уведут в Вавилон».

http://azbyka.ru/svyatye_otcy_o_celomudr...

209 В виду соглашения библейских данных с ассирийскими памятниками многие ученые допускают соцарствования и в хронологии царства израильского. Так, напр. по ассирийским надписям Менаим в 738 г. платил дань Феглаффелласару (см. Keilinschr. 124). Между тем по Библии, не предполагая соцарствований, царствование Менаима следовало бы относить к 762–752 гг. (722 г. – падение Самарии – 9 год Осии; 731-й–20-й год Факея; 751–750==1-й год Факея; 752 г. – 1-й год Факии; 762-й – 1-й Менаима). В пользу предположения о соцарствовании Менаима и Факея можно находить подтверждение и в Библии. Так, в 4Цар.15:19 говорится: «дал Менаим Фулу – царю ассирийскому – 1000 талантов серебра, чтобы руки его были за него, и чтобы утвердить царство в руке своей», что город Типсах и округ его от Фирцы не хотел отворить ворот пред Менаимом; может быть, здесь указывается на то, что одна часть царства Израильского признавала царем Менаима, другая же Факея, как ранее случилось относительно Фамния и Амврия. ( 3Цар.16:21 ). 211 «В 17-й год Факея воцарился Ахаз»; так как в 3-ий год Осии воцарился уже Езекия, то для Ахаза оставалось бы лишь года 3–4 двадцатилетнего царствования Факея и года 2–3 Осии: следовательно, далеко не 16 лет: но если допустить соцарствование Ахаза с Иоафамом, то затруднения нет: остальные лет 9 Ахаз правил не единолично. – Есть и другие места, дающие основание допускать совместное царствование, особенно 4Цар.15:1 и 8; в 1-м стихе говорится, что Озия воцарился в 27-й год Иеровоама 2-го израильского, а по 8 стиху сын Иеровоама 2-го Захария воцарился в 38-й год Озии: от 27-го года Иеровоама, царствовавшего 41 год, до Захарии протекло лет 14 Озии: между тем по 8-му стиху тому же промежутку от 27 года Иеровоама до Захарии ставятся в параллель 38 лет Озии; несогласие устраняется, если допустить, что первые 24 года Озия правил совместно с Амасией, и что с 27 года Иеровоама 2-го началось только единоличное правление Озии. Для того, чтобы изъяснять указанные несогласия посредством предположения о междуцарствиях, Библия не дает повода; кроме того, чрез междуцарствия увеличился бы и без того значительный излишек в сумме лет Библии сравнительно с ассирийскими надписями.

http://azbyka.ru/otechnik/Faddej_Uspensk...

Итак, после 11-го года и в начале следующего, который был первым годом царствования Иоахина (Иехонии; срав. 4Цар. 23:36; 24:8, 10, 14 ), Навуходоносор чрез 7 лет царствования своего над Ассирией ( 4Цар. 24:12 ), переселяет жителей Иерусалима в Вавилон. Этот плен постиг Иудеев во 2-м году царствования Вафре ( Иер. 44:30 ), царя египетского и в 1-м году 48-й Олимпиады, когда в Афинах был архонтом Фенипп. Плен сей продолжался 70 лет, так как окончился на 2-м году царствования Дария, сына Гистаспова, повелителя Персов, Ассириян и Египтян. В его время пророчествовали, как было уже сказано, Аггей, Захария и Малахия, один из 12 пророков. Первосвященником тогда был Иисус, сын Иоседека. Во 2-й год царствования Дария, который, по Геродоту (3:70), ниспроверг узурпаторскую власть магов, Зоровавель, сын Салафииля, был послан в Иерусалим для восстановления сего города и украшения храма. A вот хронология за время существования Персидской монархии. Кир царствовал 30 лет (Герод. 1:214), Камбиз 19 лет (Герод. 3:66), Дарий 46 лет, Ксеркс 26 лет, Артаксеркс 41 год, Дарий 8 лет, Артаксеркс 42 года, Охос или Арсес 3 года. В итоге царствование всех царей Персии составит 235 лет. По прошествии этого времени вступил на престол Персии Александр Македонский, лишив престола Дария (Кодомана). Вот хронология царей Македонских: Александр царствовал 18 лет, Птоломей Лаг 40 лет, Птоломей Филадельф 27 лет, Птоломей Евергет 25 лет, Птоломей Филопатор 17 лет, Птоломей Епифан 24 года. Этому наследовал Птоломей Филометор, царствовавший 35 лет; после него был царем Птоломей Фискон, царем бывший 29 лет; потом Птоломей Латур, царствовавший 36 лет; за тем Птоломей Дионис, царствовавший 29 лет; наконец Клеопатра, царствовавшая 22 года. После неё поднялось было царство Каппадокийское, но просуществовало лишь 18 дней. Вообще царствование всех царей Македонских продолжалось 312лет 18 дней. Доказано следовательно, что пророки Аггей, Захария и Малахия, один из 12 пророков, жившие на 2-м году царствования Дария Гистаспа и явившиеся на 1-м году 48-й Олимпиады, древнее Пифагора, время жизни которого, как говорят, относится к 62-й Олимпиаде. Гораздо древнее они и Фалеса, однако же древнейшего из эллинских мудрецов, родившегося лишь около 50-й Олимпиады. Так называемые мудрецы равно были современны Фалесу, как говорит о сем Андрон в своей «Триподе». Гераклит, живший после Пифагора, в своих сочинениях упоминает об этом философе. Таким образом становится неопровержимым, что Олимпиада 1-я, а она, как уже доказано было, падает на 407-й год после взятия Трои, древнее времени, в которое жили выше названные пророки, равно как и времени жизни философов, называемых мудрецами. Теперь легче видеть, что Соломон, царствование которого соответствует времени царствования Менелая, был современником осады Трои и жил на значительное количество лет раньше мудрецов древней Эллады.

http://azbyka.ru/otechnik/Kliment_Aleksa...

Садоводство во все времена было главным занятием Израильтян в Палестине. У каждого из св. писателей ветхого завета говорится о еврейских садах или новонасаждениях ( Быт.9:20 ; Чис.24:6 ; 4Цар.25;4 ). При Давиде было множество виноградников, маслин и черничий, находившихся под особенным присмотром ( 1Пар.27:27,28 ). Соломон сам говорит о себе, что он насадил виноградники, устроил вертограды и сады ( Еккл.2:4,5 ). Эти знаменитые сады Соломона находились при соединении трех горных ущелий при подошве Сиона. В Итаме или Этаме находился у Соломона еще сад заповедный, или, по священному выражению, вертоград заключенный 7 ( Песн.4:12–15 ; Песн.5:1 ; Песн.6:1,10 ). Особенно много садов было у Израильтян во времена пророка Амоса. Он, обличая первых лиц между Израильтянами за их жестокосердие, вопиет: «умножисте вертограды ваша, винограды ваша, и смоквы ваша, и масличия ваша» ( Ам.4:9 ). В правление Симона Маккавея (1Макк.14:12.) «возвеселися Израиль веселием велием и седе кийждо под виноградом своим и смоковницею своею». Во времена Христа Спасителя, страна Геннисаретская (богатые сады) отличалась красотою и изяществом садовых растений. Св. Кирилл Иерусалимский говорит о саде голгофском: «там сад был, где Спаситель распят. Хотя теперь место сие весьма украшено царскими дарами; но прежде оно было садом и признаки сего и остатки доселе находятся». Кроме сего в св. Писании упоминается еще о саде Гефсиманском 8 , где Спаситель наш перед спасительными страданиями своими молился до кровавого пота. Сады у Евреев большею частию располагались вокруг домов. Нечестивый Ахаав потому и желал приобрести себе виноградник Навуфеев, что он был близь дома его ( 3Цар.21:2 ). Для некоторых Израильтян сады служили местом погребения: Манассия царь Иудин погребен был «в вертограде дома своего, в вертограде Озы» – ( 4Цар.21:18,26 ); в вертограде распят и погребен был Спаситель наш – бе же на месте, идеже распятся, верт и в верте гроб нов, в немже николиже никтоже положен бе. ( Ин.19:41 ). Еврейские сады состояли вообще из тенистых деревьев, всякого рода цветов и пахучих растений.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Razum...

с) О разрушении города и храма у Авдии совсем нет речи; говорится только о завоевании и разграблении города и об уведении большого количества пленных в различные земли. d) B Авд.1:20 нельзя видеть указания на плен вавилонский. Тут, по-видимому, пророк говорит об уведении большого плена на север к ханаанитянам и о таком же плене на запад (в Сефарад); но о пленниках, уведённых на восток (Ассур, Вавилон), так же мало идёт речь, как и о суде над вавилонянами. е) И, кажется, по Авд.1:18 , дом Иакова и дом Иосифа существуют ещё друг подле друга, хотя и ослабленные и во вражде между собой. Обетование представляет их снова объединёнными и, конечно, около Сиона, как средоточного пункта; но это же обетование ничего не говорит о новом построении храма. 90  Гильгенфельд справедливо упрекает Вюнше за искусственное толкование слова в смысле: «в земле их (сынов Иуды), т. е. в Иудее». См. Zeitschr. f. w. Theol. XVI s. 156. Впрочем, не все последователи Креднера, подобно Вюнше, заслуживают этого упрёка; многие из них переводят это слово правильно «в своей земле», разумея землю Эдома а Египта, и пролитие идумеями невинной крови иудеев, как мы видели, относят ко времени отложения их от Иудеи при Иораме; но касательно вины египтян всё-таки или недоумевают, или допускают неестественное толкование, подобно Креднеру. См., например, толкование на Иоил.3:19 в Commentar Кейля, стр. 166. 91  Креднер говорит (s. 41), что нападение сириян при Азаиле на Иерусалим ( 4Цар.12:18 сл. 2Пар.24:23 сл.) было событие такого рода, что Иоиль не прошёл бы его молчанием, если бы оно было ему известно; но он не считает нужным дать объяснение, почему он так полагает! Его последователи ссылаются на Амоса, который будто бы за это преступление Дамаска против Иерусалима предсказывает погибель сирийскому царству, а народу отведение в ассирийский плен; по их мнению, и пр. Иоиль поступил бы подобно Амосу, если бы ему был известен этот факт (ср. Keil. Einleitung. § 84. Слишком неосновательные соображения! Если Амос изрекает грозный суд Божий на дамасскую Сирию, то, кажется, вовсе не по поводу этого давно случившегося факта; по крайней мере, он ясно указывает совершенно другую причину – жестокость сириян по отношению к израильтянам, жителям Галаада ( Ам.1:3–5 ), Амос, пророк израильского царства, имел и в современном ему положении дел достаточно поводов к произнесению пророчества на Дамаск; пророчествуя при Иеровоаме II, он был свидетелем продолжения той долговременной и напряжённой борьбы, которая велась издавна между сирийскими и израильскими царями (ср. 4Цар.14:28 ), так что ему было естественно говорить о сириянах. Неизвестно, к какой войне относится факт жестокости сириян, указанный пророком в Ам.1:3 ; но весьма вероятно, что Амос разумеет здесь событие своего времени.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Nekr...

Вот где истоки искреннейших чувств русских поэтов к монарху. Гоголь пишет о Державине, что он “носил, как святыню, эту любовь” (6; 40) к царице россов. Цитирует и Пушкина: “Закон — дерево; в законе слышит человек что-то жесткое и небратское; для этого-то и нужна высшая милость, умягчающая закон, которая может явиться людям только в одной полномощной власти” (6; 40). Как это совпадает с апостольскими словами : …от дел закона не оправдится всяка плоть пред Ним… ( Рим. 3:20 ). Прямо полемизирует Гоголь и с идеей демократии, апофеозом которой он считает Соединенные Штаты. “А что такое Соединенные Штаты? Мертвечина; человек в них выветрился до того, что и выеденного яйца не стоит. Государство без полномощного монарха то же, что оркестр без капельмейстера…” (6; 40). После таких рассуждений не кажется странной гневная отповедь Гоголю со стороны западников, в первую очередь “неистового Виссариона” Белинского. Необходимо повиноваться властителю, “верховодцу верховного согласия”, в любви и понимании его великого значения — вот как вполне по-библейски мыслит Гоголь вслед за другими русскими поэтами. Весьма показательно в этом отношении стихотворение Пушкина “К (6; 41), приводимое Гоголем, где государь уподобляется двум великим ветхозаветным пророкам. С одной стороны, пророку Елисею: “Ты проклял нас, бессмысленных детей” ( Когда он  (прор. Елисей — В Т .) шел дорогою, малые дети насмехались над ним Он оглянулся и увидел их и проклял их именем Господним; 4Цар. 2:23-24 ). С другой стороны, пророку Илие: “Ты любишь гром небес” ( Когда они шли и дорогою разговаривали, вдруг явилась колесница огненная и кони огненные, и разлучили их обоих, и понесся Илия в вихре на небо ; 4Цар. 2:11 ). Более того, государь (император Hukoлaй I) сравнивается даже с древним боговидцем Моисеем: “И вынес нам свои скрижали”. Это заставило Гоголя задаться вопросом: а вправе ли Пушкин делать такие сравнения? И его ответ был следующим: “Тот из людей, на рамена которого обрушилась судьба миллионов его собратий кто среди самих развлечений слышит вечный, неумолкаемо раздающийся в ушах клик Божий, — тот может быть уподоблен древнему Боговидцу…” (6; 42). Пушкин, по словам Гоголя, “сам же упал во прах перед величием возникнувшего в его душе ответа” (6; 42).

http://azbyka.ru/fiction/vybrannye-mesta...

Наряду с явлением коллективного пророческого служения израильские исторические документы выводят также длинный ряд пророческих фигур, которые они описывают выступающими в личном порядке и вне зависимости от коллективного профетизма. Таковым может быть уже упомянутый Самуил. Таковы Нафан и Гад, жившие при Давиде ( 2Цар.7:12, 24, 11:18 , 3Цар.1 ). Таковы, затем, Ахия из Силома, выступавший в момент разделения царств ( 3Цар.11:29:14 ) или же анонимный человек Божий при Иеровоаме ( 3Цар.13 ), Иуй при Ваасе ( 3Цар.16:1 ) и Алдама (Хульда) при Иосии ( 4Цар.22:14–17 ), которая была вопрошаема при обретении Книги Закона. Этих пророков мы часто видим при царских дворах и в царском окружении. Возможно тоже, что они были также связаны с местами поклонения, где они изрекали свои пророчества в рамках совершаемого там богослужения. Но, это – лишь предположение, так как прямых указаний о культовом служении пророков Ветхий Завет не содержит. Эти носители личной пророческой харизмы выступали часто по собственному почину, никем не побуждаемые, никем не вопрошаемые, только для того, чтобы возвестить волю Божию народу или царям ( 2Цар.12:1–15, 24:11–14, 18 и сл., 3Цар.29–39, 13:1–3, 16:1–14, 17:1, 18:1 и сл., 44–45, 20 и сл.). Надлежит особо подчеркнуть связь пророков с придворными кругами. Это есть обычное явление на древнем Востоке. И библейские источники, и сама Библия ( Быт.41:8 , Ис.19:3, 11 и сл., Дан.1:26, 2:2 ) отмечают присутствие волхвов и гадателей при дворах восточных царей. Двор Давида тоже имел своих небиим в лице Нафана ( 2Цар.7:1–17, 12:1–15 , 3Цар.1:6, 10 и сл., 22:32) и Гада( 2Цар.24:11–18 ). То же самое, по-видимому, можно сказать о дворах Саула ( 1Цар.28:6 ) и Иосафата ( 4Цар.3:11–20 ). Израильские придворные пророки передавали царям повеления Божии, но тоже обличали царей, когда последние нарушали божественную волю или божественную правду. В этом, конечно, они отличались от внеизраильских пророков. Присутствие пророков в царском окружении было для израильской теократии вещью настолько нормальной, что даже в послепленную эпоху, когда в Израиле уже не было монархии, встречается мнение о необходимости для царских дворов иметь своих пророков ( Неем.6:7 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij-Knyaze...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010