28: 35, 43; 29: 30; 30: 20; 31: 10; 35: 19; 39: 1; 1Пар. 23: 13; 24: 3, 19; Сир. 45: 19). Это служение левитов в скинии и  Храме (Чис. 1: 50; 3: 6, 31; 4: 3, 12, 14, 23-24, 27-28, 30, 33, 35, 37, 39,41, 43; 7: 5, 7-9; 8: 22, 25, 26; 16: 6; 18: 2, 6, 7, 21, 23; 1Пар. 15: 2; 16: 4, 37; 23: 24, 26, 28; 2Пар. 29: 11; 31: 2, 16; 35: 3; Иез. 45: 5). Это служение священников (Втор. 17: 12; 18: 5, 7; 3Цар. 8: 11; 2Пар. 5: 14; 8: 14; 13: 10; 31: 2, 16; Сир. 7: 32; 50: 16; Ис. 61: 6; Иез. 40: 46; 43: 19; 44: 15-17, 19; Иоил. 1: 9, 13; 2: 17; 1Мак. 10: 42; 2Мак. 4: 14); служение юного Самуила при Храме (1Цар. 2: 11, 18; 3: 1); вообще служение в Храме или при Храме (4Цар. 25: 14; 1Пар. 23: 32; 1Пар. 26: 1, 12; 28: 13, 21; 2Пар. 35: 10, 15-16; Сир. 24: 11; Иер. 52: 18; Иез. 44: 11-12; Иез. 46: 24); жертвенное служение (2Мак. 3: 3); служебные одежды и сосуды (Исх. 31: 10; 1Пар. 9: 28; 2Пар. 24: 14); по сходству с храмовыми служителями ангелы – тоже литургии (leitourgoi) Божии (Пс. 102:21; 103: 4); leitourgia - служба на небе перед престолом Божиим (Дан. 7: 10); литургией названо служение Моисея – молитва и умилостивление кадильное (Прем. 18: 21). Термин latreia, latrevo также обозначает сакрально-культовое служение. В книге Исхода Бог повелевает Моисею совершить служение на горе (Исх. 3: 12) и далее постоянно говорится об этом служении, ради которого Моисей просит фараона выпустить народ Израильский в пустыню, как о латрейе (Исх. 4: 23; 7: 16; 8: 1; 8: 20; 9: 1; 9: 13 и т. д.). Это служение представляло собой обряд, но совершаемый не в храме, поскольку храма не было. Латрейей назван и установленный Моисеем обряд Пасхи (Исх. 13: 5), латрейа – запрещенное служение кумирам (Исх. 20: 4-5), латрейа также  – служение всесожжениями и жертвами вне Храма (Нав. 22: 27), латрейа – идолослужение (1Мак. 1:43), а также общее обозначение иудейского «богослужения отцов» (1Мак. 2: 19, 22). Создается впечатление, что словом latreia  выражали преимущественно общее понятие о служениии Богу или языческим богам, а также его относили к культовым действиям, которые происходили вне Храма.

http://pravoslavie.ru/2867.html

Ст. 3. Вся тем Быша и без Него ничто же бысть, еже бысть. Показав, что такое есть Слово в отношении к Божеству, евангелист низводит взор конечного к конечному, показывает, чем было Слово в отношении к миру? Вся тем Быша. – Вся Быша, это заменяется далее словами: мир тем бысть ст. 10. Итак, вся то же, что мир, а не человек, спасаемый Словом, о чем особо говорится ст. 4. Быша – εγενετο означает то же, что создано, напр. тем кленем человеки, бывшия, по подобию Божию ( Иак.3:9 ; Быт.2:4 ; Пс.146:5, 30:6 ). Или у самого Иоанна: без Него ничтоже быть, еже быть. Тем, ближе к подлиннику чрез Того. – Это оттеняет мысль о личном участии в творении, какое принимало Слово вместе с Отцем и св. Духом: но отнюдь не исключает мысли о всемощном творчестве Слова. Выражение – чрез Него употребляется не только тогда, когда говорится о Сыне, что Им сотворен благодатный мир, или вообще мир ( 1Ин.3:17 ; Рим.1:5 ; Кол.1:16,20 ), но и когда то же говорится об Отце, напр. верен Бог , им же ( δìα) званы бысте ( 1Кор.1:9 ; Рим.11:35 ; Евр.2:10 ), и о Духе св. ( Рим.5:5 ; 1Кор.12:6 ). Мысль свою евангелист точнее выразил во втором полустишии. И без Него ничто же бысть, еже бысть. Здесь та же мысль, что в первом полустишии, но выраженная с отрицательной стороны, – по еврейскому образу выражения ( Иер.42:4 ; 4Цар.4:4 ), – включает в область созданного Словом все, кроме Бога. Тем получило бытие все, что только получило бытие; помимо Его не создавалось – ничто в круге созданий. Ап. Павел так говорит о том же: тем создана Быша всяческая, яже на небеси и яже на земли, видимая и невидимая, аще престоли, аще господствия, аще начала, аще власти: всяческая тем и о Нем (для Него) создашася ( Кол.1:16 ). Ст. 4. B том живот бе. Когда слышишь слова евангелиста о Слове: вся тем Быша: мысль невольно спрашивает: не много ли сказано о Слове? Ответом служат слова евангелиста: в том живот бе. «в Том – жизнь», – в Нем животворная сила для себя и для всего живущего. Вот почему Он мог создать все, и мир вещественный и мир духовный. «Жизнь» в Боге означает силу живоносную, по коей Бог не только сам живет, но и дает жизнь другому. Он Бог живый, не как идолы ( 1Цар.26:10 ; Пс.41:3 ; 1Фес.1:9 ; 1Тим.6:17 ), источник жизни ( Пс.36:10, 41:9 ). То же означает жизнь в Слове – Сыне Божием. Иоанн в послании называет Слово – Сына словом жизни, которая была у Отца и явилась нам ( 1Ин.1:1,2 ). Св. Павел учит о Нем: иже сый сияние славы и образ ипостаси Его, носяй же всяческая, глаголом силы своея ( Евр.1:3 ), всяческая о Нем состоятся ( Кол.1:17 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

«Послал их по два по подобию Своему ( Мф.10:5 ; ср. Лк.10:1 )», то есть, как Сам безвозмездно проповедовал, так пусть и они делают по слову Его: «даром получили, даром давайте ( Мф.10:8 )», чтобы оказаться Его подражателями. Далее, послал их (для того), чтобы они проповедовали истину, совершали чудеса и терпели бедствия, как и Сам Он делал, и таким образом знали бы, что Он отобразился в них, как бы (в Своем) отпечатке. «На путь к язычникам не ходите ( Мф.10:5 )», – тоже самое, что затем говорит: «к погибшим овцам дома Израилева ( Мф.10:11 )». Когда же последние не приняли их, Апостолы сказали им: «отселе мы обращаемся к язычникам ( Деян.13:46 )». «Итак, вот Я посылаю вас, как овец среди волков ( Мф.10:16 )», – сие сказал, дабы научить их, что пока Пастырь с ними, (до тех пор) ничто не может повредить им. И чтобы укрепить их, гово- —120— рит «кто вас примет, Меня примет (ср. Мф.10:14 )». «Не берите, – говорит, – золота ( Мф.10:9 )», – чтобы среди вас не оказалось Иуды и того, что лишило Ахара жизни ( Нав.7:1–26 ), покрыло Гиезия проказой ( 4Цар.5:1–27 ) и весь народ совратило в пустыне ( Исх.32:1–7 ). И серебро запретил им и удалил (от них), чтобы кто-нибудь не почел их за торговцев, а не за проповедников. И сказал: «посоха ( Мк.6:8 )», то есть, в знак власти и смирения. «Ни жезла ( Мф.10:10 )», потому что они пошли пасти не стадо необузданное, как некогда Моисей. Но заметь и то, что Моисей, когда стадо стало жестоковыйно поступать с пастырем своим, оставивши жезл, взялся за меч ( Исх.32:25–28 ); а так как это стадо 1505 жительствовало в мире, то вместо жезла взят посох. Далее, не сказал: «сапог ( Мф.10:10 )», каковые если бы они носили, то всеми были бы отвергнуты, а «сандалии ( Мк.6:9 )», чтобы таким образом они могли бы получать награду за свои наставления. Но хотя они были из простого народа, однако возвысил их и уподобил их Моисею, который носил с собой кости праведника, 1506 а они принимали и имели с собой тело, оправдывающее все тела. 1507 И если Моисей тремя именами дома Авраамова 1508 примирил Бога с потомками, нарушившими закон, то насколько более они тремя именами Божества очистят всех людей, составляющих семью Адама.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Стих 4 : Возвеличите Господа со мною, и вознесем имя Его вкупе . Стих 5: Взысках Господа и услыша мя и от всех скорбей моих избави мя . Стих 6: Приступите к Нему и просветитеся, и лица ваша не постыдятся (т.е. среди бедствий и скорбей вы не будете постыждены в уповании на Бога, и сами лица ваши, светлые и радостные, будут свидетельствовать о вашем непосрамленном уповании). Стих 7: Сей нищий (страдалец, каким был я, гонимый врагами) воззва, и Господь услыша и (его), и от всех скорбей его спасе и . Стих 8: Ополчится Ангел Господень окрест боящихся Его и избавит их ( Быт. 32, 2 ; 4Цар. 6, 17 ). Стих 9: Вкусите (испытайте) и видите, яко (как) благ Господь (каждый на самом себе может увидеть, как благ Господь, если вступит на путь общения с Господом и вне Его не будет искать для себя помощи и утешения). Блажен муж, иже уповает нань . Стих 10: Бойтеся Господа вси святии Его (служите Господу все почитатели Его, с неизменной верностью, как свойственно истинно благоговеющим перед Его величием), яко (ибо) несть лишения (скудости) боящимся Его . Стих 11: Богатии обнищаша и взалкаша, взы скающии же Господа не лишатся всякаго блага 89 . Стих 12: Приидите чада (люди, по-детски простые и прямодушные), послушайте мене (я преподам вам простое наставление касательно того, как достигнуть истинного благополучия); страху бо Господню (и обязанностям, из него проистекающим) научу вас . Стих 13: Кто есть человек хотяй живот (т.е. желающий благополучной жизни), любяй дни видети благи ? Вот какие средства для достижения этой цели внушает страх Божий: Стих 14: Удержи язык твой от зла и устне твои еже не глаголати льсти . Стих 15: Уклонися от зла и сотвори благо, взыщи мира и пожени и (гонись за ним). Стих 16: Очи Господни (благоволение Господа обращено) на праведных, и уши Его в молитву их. Стих 17: Лице же ( грозное) Господне на творящия злая, еже (чтобы) потребити от земли память их. Стих 18: Воззваша праведнии, и Господь услыша их, и от всех скорбей их избави их. Стих 19: Близ Господь сокрушенных сердцем и смиренные духом спасет.

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

На Вечерне, совершаемой накануне Богоявления, читаются 13 паремий – отрывков из ветхозаветных книг. Причина такого большого количества паремий (обычно под праздники читается только три паремии) объясняется тем, что в древней церкви в этот день крестилось большое количество оглашенных. Таинство крещения совершалось в притворе храма во время чтения паремий. После крещения новокрещенные, в белых одеждах, со светильниками в руках входили в храм. Христиане же встречали их пением: “Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся,” что до сих пор принято петь на литургиях праздников Крещения и Рождества Христова. На паремиях под праздник Богоявления читаются Библейские рассказы и пророчества, имеющие отношение к воде, например:1) Быт. 1:1–13 – об установлении земли на “водах;” 2) Исх. 14:15–18, 21–23, 27–29 – переход Израиля через Красное море; 3) Исх. 15:22–27. 16:1–4 – победная песнь Богу после потопления египтян; 4) Иис. Нав. 3:7–8, 15–17 – чудесный переход евреев через Иордан; 5) 4Цар. 2:6–14 – чудесный переход пророков Илии и Елисея через Иордан; 6) 4Цар. 5:9–14 – исцеление Неемана от проказы в реке Иордан; 7) Ис. 1:16–20 – призыв покаяться и омыться; 8) Быт. 32:1–10 – примирение Иакова с Исавом около Иордана; 9) Исх. 2:5–10 – египетская царевна находит младенца Моисея на берегу Нила; 10) Суд. 6:36–40 чудесное орошение шерсти для удостоверения Гедеона; 11) 3Цар. 18:30–39 – чудо низведения огня пророком Илией и последующий дождь; 12) 4Цар. 2:19–22 – чудесное превращение пророком Елисеем соленой воды в пресную; 13) Ис. 49:8–15 о духовном возрождении. На литургии накануне Богоявления читается Апостол: 1Кор. 9:19–27 и Евангелие: Лук. 3:1–18 . В стихирах Вечерни праздника Крещения делается художественный пересказ истории этого события: разговор Иисуса Христа с Иоанном Крестителем и его боязнь крестить Господа, отверстие небес, глас с неба и сошествие Св. Духа. Кроме того, в стихирах поясняется внутреннее значение праздника: а) Господь принял Крещение не для собственного очищения, в котором Он не нуждался, а ради спасения людей; б) Господь до конца желал исполнить все ветхозаветные законы и обряды; в) восхождение Его от воды знаменует возведение мира к небу, и, наконец, г) современное таинство крещения дает благодать Божию потому, что вода крещения освящена Господом. Тропарь

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Mile...

Иаков, то спящий во множестве видит Ангелов, по лествице восходящих на небо и нисходящих на землю ( Быт.28:12 ), то бдящий встречается с полками Ангелов ( Быт.32:1 ); Ангел является Моисею в горящей купине ( Исх.3:2 ) для приготовления его к изведению Израильтян из Египта; Ангел в столпе огненном и облачном предшествует Израильтянам из Египта, заграждает их от преследующих Египтян ( Исх.14:19 ), сопровождает через Чермное море и сорок лет непрерывно странствует с ними по пустыне; под распоряжением Ангелов приемлют ( Деян.7:53 ) Израильтяне закон Моисеев; Архистратиг силы Господни является Иисусу Навину ( Нав.5:14 ) и распоряжает чудесное завоевание Иерихона; Ангел, вместо Пророка, проповедует Израильтянам, и плачущий от его проповеди народ ознаменовывает место сего явления именем плача ( Суд.2:1–6 ); Ангел призывает Гедеона к избавлению Израильтян от порабощения ( Суд.6:11 ); Ангел двукратно посещает родителей Самсона, предсказывает необыкновенное рождение и научает воздержанием матери охранять плод чрева ( Суд.13 ); Ангел поражает Иерусалимлян за тщеславие Давида ( 2Цар.24:16 ) и Ассириян за гордость Сеннахирима ( 4Цар.19:35 ); Пророк Илия неоднократно в действиях своих руководствуется Ангелом ( 3Цар.19:5 ; 4Цар.1:15 ); Елисей показывает отроку своему сонм Ангелов, подобный охранительному воинству ( 4Цар.6:17 ); Исаия видит Серафимов, окружающих престол Господень, и от одного из них приемлет огненное очищение ( Ис.6 ); Даниил зрит тысячи тысяч служащих Ветхому деньми и тмы тем предстоящих Ему ( Дан.7:10 ); иногда встречает он Ангела хранителя и, может быть, более нежели Ангела, в разжженной пещи ( Дан.3:92 ); иногда во рве львином ( Дан.6:22 ); иногда Гавриил парит над ним, и прикасается к нему и изъясняет ему видения ( Дан.9:21 )». В Новом Завете «мы видим Ангела, возвещающего неплодное зачатие Предтечи ( Лк.1:11 ) и бессеменное зачатие Спасителя ( Лк.1:26 ), целое воинство Ангелов, воспевающих славу рождества Спасителя ( Лк.2:13 ), Ангела, разрешающего недоумение Иосифа ( Мф.1:20 ) и устрояющего безопасность Младенца Иисуса от ищущих души Его ( Мф.2:13 ), Ангелов, служащих Иисусу по искушении Его в пустыне ( Мф.4:11 ), Ангелов, усвоенных каждому младенцу, выну видящих Отца небесного ( Мф.18:10 ), Ангела явившегося для укрепления Иисуса в Гефсиманском подвиге ( Лк.22:43 ), Ангелов, отверзающих гроб Его ( Мф.28:2 ), возвещающих Его воскресение ( Ин.20:12 ), Ангелов, сопровождающих Его вознесение и возвещающих Его паки пришествие ( Деян.1:10–11 ), Ангелов, разрешающих узы ( Деян.12:7 ) и отверзающих темницы для Апостолов ( Деян.5–19 ); наконец – Ангела, только еще возникающему от тьмы язычества Корнилию явившегося для того, чтобы указать ему вход в церковь Христианскую ( Деян.10:3–6 ) 265 .

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Сообщения о войнах составляют важный мотив в пророчестве Иезекииля. И в начальном видении Бог предстает перед ним как воин, едущий на колеснице (1,15–18) в сопровождении небесного воинства (1,19–24). 1 бурный ветер. Т.е. один из видов теофании (богоявления). См. 4Цар. 2,1.11 ; Иов 38,1 ; Пс. 82,16; 148,8 ; Ис. 29,6; 66,15 ; Иер. 4,13; 23,19; 30,23 ; Наум 1,3 ; Зах. 9,14 . 1:5–9 Упоминаемые здесь животные это херувимы (10,1; 15,17.20). Ср. Ис. 6,2 , а также Откр. 4,6 . Крылья их «соприкасались одно к другому» (ст. 9), что напоминает серафимов, поставленных в Святом Святых Соломонова храма ( 3Цар. 6,27 ; 2Пар. 3,11.12 ). 1 Подобие лиц их. Упоминаемые четыре лица представляют высшие формы жизни среди разных категорий тварных созданий. Лицо человека выше других, и оно обращено наружу. Телец представляет домашних животных, лев диких, а орел птиц. Эти существа образовали четырехугольник. Под каким бы углом ни смотреть на каждое из них, одновременно были видны четыре различных лица. 1 крылья. См. Ис. 6,2 и ком. к Иез. 1,5–9 . 1:13–14 горящих углей... огонь... сияние... молния. Огонь это первичный вид богоявления ( Быт. 15,17 ; Исх. 3,2; 13,21.22 ; Чис. 11,1 ; Пс. 17,9 ). 1 сильный шум. Звуковой компонент это обычный элемент богоявления, если в них участвует небесное воинство ( 2Цар. 5,24 ; 4Цар. 7,6 ; Иоил. 2,5 . Ср. также Быт. 3,8 ; Исх. 19,19 ; Ис. 6,4 ). См. об этом особенно 3,12.13; 10,5. 1 вид огня внутри него вокруг. Свет, характерный для присутствия Божия, заполняет всего человека (ср. Дан. 7,9.10 ) ведь Божественный свет является неприступным ( 1Тим. 6,16 ). Никто никогда не видел Бога, и никто не может описать Его; поэтому и Иезекииль говорит только о «видении подобия славы Господней» (2,1), т.е. он трижды избегает реального описания Бога. 1 радуга. Радуга не только отражает великолепие облика Божия, но и напоминает о Его обетованиях ( Быт. 9,16.17 ). Глава 3 3 тебя... Меня. Ср. Лк. 10,16 ; Ин. 8,42.47; 13,20 . 3 сделал... крепким. Намек на имя Иезекииля, которое на иврите означает: «Бог делает крепким, укрепляет».

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

Сей же бысть начало и глава угла, то есть Церкви, из двух народов совокупившейся: Он же и сооружил ее. «От Господа бысть Сей» ( Пс.117:23 ), сказал Псалмопевец. «И на сем камени, сказал Богочеловек, созижду церковь Мою» ( Мф.16:18 ). Чудно же, поистине, есть создание: чудно по бесчисленным во оном чудесам, чудно по высочайшим в нем объясняемым догматам и преестественным таинствам, чудно по соединению в оном толиких народов и племен и колен и языков, чудно торжествованиям оного над врагами: «ниже бо врата адова одолеют» ( Мф.16:18 ) когда-либо созданней Христом церкви, яже живую и непорочную хранит Им преподанную православную веру. Беседа о долготерпении Божием Довольно научила нас ныне чтенная Евангельская притча, что за убиение Христа отвратился Бог от возлюбленного Своего Еврейского рода, вместо же оного ввел в царствие Свое языки, составив един народ, состоящий из разных язык и из Иудеев, уверовавших в Него. И сей Христианский род, есть «род избран, царское священие, язык свят, люди обновления» ( 1Пет.2:9 ), поелику же в связи приточного изъяснения видим мы очевиднейшие дела Божественного долготерпения; то не токмо нужно, но и душеполезно и спасительно побеседовать о Божии долготерпении. Долготерпение Божие есть совершенство пресущественного Божества, из самого существа Божия якоже вода из источника проистекающее, якоже и любовь, и благоутробие, и правосудие, и промысл и все прочие Божии совершенства. Когда человек грешит, тогда подобится тому, который пред лицем царским дерзостно попирает законы его; или, лучше сказать, равняется с тем, который дерзает поднять руку на своего царя. Если бы убо долготерпение оскудевало, абие же воздвизалось на грешника правосудие Божие, то в тот бы самый час, в который он простирает руку для умерщвления брата своего, напал бы на него страх и трепет, якоже на Каина ( Быт.4:15 ), был бы и он ознаменован, подобно как и Каин, так, чтобы все знали, что он есть нарушитель и презритель заповедей Божиих. В тот бы самый час, в который осудил брата своего, сделался бы абие прокажен, якоже Мариам, сестра Моисеева ( Чис.12:10 ); если бы дерзостно поступал против Божественных вещей, прокажен бы был, якоже Озия царь ( 4Цар.15:5 ); если бы лгал, заразился бы проказою, как Гиезий ( 4Цар.5:27 ); если бы презирал священных особ, то разверзлась бы земля и поглотила его, якоже Дафана и Авирона ( Чис.16:32 ); если бы похищал церковные вещи, пал бы тот же час мертв, якоже Анания и Сапфира ( Деян.5:5 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikifor_Feotok...

Сего гонения начальником и самым жестоким исполнителем был Павел. Бегал он с великим стремлением по всем домам, и коих находил где верных, мужей и жен, влача их насильно бросал в темницу. « Савл же », говорит Божественный Лука, « озлобляше церковь в домы входя, и влача мужи и жены, предаяше в темницу » ( Деян.8:3 ). А что сие гонение было великое и чрезвычайное, о том свидетельствует и сам Павел, пиша: « слышасте бо мое житие иногда в жидовстве, яко по премногу гоних Церковь Божию, и разрушах ю » ( Гал.1:13 ). Церковь Божия была тогда яко виноград новонасажденный и нежный, имеющий великую нужду в земледельческом о себе попечении. Павел же яко вепрь дивий повреждал оную, и всяким образом искоренить оную старался. Разверзается земля, и поглощает Дафана и Авирона « и вся люди сущыя с Кореом » ( Чис.16:32 ). Исходит также огнь от Господа, и поядает двести пятьдесят мужей ( Чис.16:35 ), потому что они дерзнули возмутить Законную Церковь , восхотевши священствовать, как и великий Священник Аарон. Павел гонит, терзает, влачит, заключает в темницы, и расторгает члены Евангельской Церкви, но Бог долготерпит, и нимало его не наказует. Чем же более Бог долготерпит о грехах Павловых, тем более Павел воспламеняется яростию на учеников Иисуса Христа. Преследовав и рассеяв Святых во Иерусалиме, стремится побить и всех сущих в Дамаске Христиан. Получает письменное позволение от Архиерея Иудейского, чтобы пришедши в Дамаск, привести оттуда во Иерусалиме связанными всех, коих найдет там верных мужей и жен. « Савл же еще дыхая прещением и убийством на ученики Господни, приступль ко Архиерею, испроси от него послания в Дамаск к соборищем, да аще некия обрящет того пути сущыя, мужи же и жены, связаны приведет во Иерусалим » ( Деян.9:1–2 ). Слышите ли, какое он намерение имеет? Истребить хочет совершенно Церковь Христову. Что же творит Бог против его? Мещет ли с небеси каменный град, чтобы побить его, как побил пять царей Иевусейских и все воинство их, когда они устремились воевать на Иисуса Навина и на народ в ним Израильский? ( Нав.10:11 ) Приходит ли Ангел Господень побить его, как побил « сто осмьдесят пять тысящь Ассириан » ( Ис.37:36 ), когда дерзнули они осадить Святый град Иерусалим? Сходит ли огонь с небеси пожечь его, как пожег двух пятдесятников с их пятидесятьми мужами, когда пришли они с коварным покушением на жизнь Пророка Илии? ( 4Цар.1:9–10 ) Для Павла нет ни каменного града, ни меча Ангелова, ни огня с небеси: но вместо града свет небесный осиявает его, вместо смертоносного меча слышит глас сладостный, взывающий к нему: « Савле, Савле, что мя гониши? » ( Деян.9:4 ) Слышишь откровение показывающее истинное Боговедение: « Аз есмь Иисус, егоже ты гониши » ( Деян.9:5 ); а вместо пожигающего огня, видит воду крещения оживотворяющую его.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikifor_Feotok...

а) для явления через них славы Божьей: Я буду открываться тебе и говорить с тобою над крышкою посреди двух херувимов ( Исх. 25:22 ). И слава Бога Израилева сошла с херувма, на котором была, к порогу дома ( Иез. 9:3 ); б) для молитвы перед ними: и молился Езекия пред лицеем Господним и говорил: Господи, Боже Израилев, сидящий на херувимах! Ты один Бог всех царств земли. Ты сотворил небо и землю. Приклони, Господи, ухо Твое и услышь меня… ( 4Цар.19:14-15 ). А я в правде буду взирать на лице Твое; пробудившись буду насыщаться образом Твоим ( Пс.16:15 ). Это значит, что благочестивые цари Езекия и Давид молились перед образами херувимов, данных от Бога. 5. До времени искупления все люди были под грехом и клятвою ( Гал.3:10,22 ), были в отдалении от Бога ( Ефес.2:13 ), как чужие для Него ( Ефес.2:19 , Кол.1:21 ), поэтому они недостойны были взирать на лицо Божие. Хотя Господь являл Себя в образах ангелов, мужей ( Быт.22:11-12 , Быт.32:28 , Суд.6:12-14 ) избранным ветхозаветным праведникам, но эти откровения не могли служить поводом для изображения Бога по той причине, что только эти праведники были введены в таинственное непосредственное общение с Богом, а весь народ израильский лишён был такого общения. Народу было сказано: Твердо держите в душах ваших, что вы не видели никакого образа в тот день, когда говорил к вам Господь на горе Хориве  из среды огня ( Втор.4:15 ). Поэтому вместо изображения лица Божия в ветхом завете дано было изображение Его  имени: И сделай полированную дощечку из чистого золота, и вырежь на ней, как вырезывают на печати: «Святыня Господня», и прикрепи её шнуром голубого цвета к кидару, так чтобы она была на передней стороне кидара; и будет она на челе Аароновом ( Исх.28:36-38 ). В евангельские времена произошло то, что Христос выразил словами: Истинно говорю вам, что многие пророки и праведники желали видеть, что вы видите, и не видели, и слышать, что вы слышите, и не слышали ( Мф.13:17 ). Произошла великая благочестия тайна: Бог явился во плоти ( 1Тим.3:16 ), Слово стало плотию и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу как единородного от Отца ( Ин.1:14 ). И множество людей, праведных и грешных, иудеев и язычников, увидели Его, призывающего: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное ( Мф.4:17 ). Приблизилось потому, что приблизился к людям Бог, проповедуя Евангелие Царства Божия ( Мк.1:14 ) слышимым голосом  и видимым образом. Приблизилось потому, что Христос был Свет истинный ( Ин.1:9 ), сшедший с небес Сын Человеческий, сущий на небесах ( Ин.3:13 ). Он искупил нас от клятвы закона, сделавшись за нас клятвою ( Гал.3:13 ), упразднив вражду Плотию Своею ( Ефес.2:15 ), показав Воскресением Своим образ небесного ( 1Кор.15:49 ), удостоил людей видеть Бога.

http://azbyka.ru/bibliya-o-svyashhennyh-...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010