Ср. ( 4Цар.12:5–16 ). В данном разделе есть несколько дополнительных сведений к тем фактам, которые приведены в главе ( 4Цар.12 ) об устройстве работ по исправлению и улучшению храма. Из сведений этих мы видим, как опустился нравственный уровень священников, в руках которых сосредоточивались приношения серебра в храм Господень и которые растрачивались ими. (Властов, «Священная летопись», т. IV, ч. III, с. 189). Деньги для реставрации храма, по словам царя Иоаса, должны были составиться от регулярного сбора «дани, установленной Моисеем для скинии собрания» (ст. 5–6, 9), т.е. выкупного полсикля, обязательно вносимого всяким мужчиной, достигшим двадцатилетнего возраста и поступающим в народное исчисление, так называемого «выкупа душ» по закону ( Исх.30:13–16 ) (см. «Толковую Библию», т. I, с. 380). При Моисее «каждый, заплативший этот налог, участвовал в постройке скинии, в том общем деле, которое создавало религиозное и политическое единство нации» (Властов, «Священная летопись», т. II, 1878, с. 211). И хотя в книге Исход не сказано, что это ежегодная дань, но очевидно, ее считали такой (ср. ( Неем.10:32–33 ; Мф.17:24 ); И. Флавий, «Иудейские Древности, III, 8,2; Властов, «Священная летопись», т. IV, с. 189, примеч. 15). К деньгам от подушного оклада могли присоединяться и выкупные деньги от лиц, посвятивших себя на служение храму, взамен действительной службы их при нем ( Лев.27:1–7 ), а равно и пожертвования на храм (ср. ( Исх.25:2 ; Исх.35:5,21 ); см. «Толковую Библию», т. I, c. 354,396, т. II, с. 516). При этом согласно ( 2Пар.24:5,9 ) священники и левиты должны были не только на месте, при храме, принимать все эти денежные поступления ( 4Цар.12:5 ), но и обходить для этой цели не Иерусалим только, но и всю Иудею. Кроме того, ввиду недостаточной энергии священников и левитов в этом деле ( 4Цар.12:6–7 ) устроена была особая кружка при воротах храма (при северных воротах внутреннего двора) для приема пожертвований (ст. 8), приток которых затем быстро начался (ст. 10). Это был «первый исторический кружечный сбор, получивший затем большое развитие во втором Иерусалимском храме» (проф. А. А. Олесницкий , «Ветхозаветный храм», с. 355).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Имя царя египетского, которому Осия послал дары в надежде на помощь его (ст. 4), по-еврейски Со или по другому чтенью Севе; последнее близко к Ζεβεχος Манефона; Vulgata: Sua; LXX: σιγωρ ; слав. -рус. : «Сигор». По наиболее общему предположению, это имя Сабакона, египетск. Шабака, первого фараона XXV египетской династии (по Манефону, царствовавшего 12 лет: 728–717 гг. ). Многие жители Израильского царства бежали в Египет, ища защиты ( Ис.11:11 ). Таким образом, как при самом отделении Израильского царства от Иудейского будущий царь израильский Иеровоам I искал и нашел убежище в Египте ( 3Цар.11:40 ), так при конце своем Израильское царство искало опоры в том же Египте; но на этот раз напрасно: Сабакон не решился на этот раз вступать в борьбу с всемирным завоевателем из-за царства Израильского (только после в 720 г., когда Сарган подавил в 720 г. восстание сирийских государств и стал близко угрожать египетским владениям, Сабакон сразился с ним при Газе и был разбит) 11 . Царство Израильское было предоставлено самому себе, и немедленно явившийся в пределы его Салманассар, по-видимому, первым делом наказал вероломного вассала своего царя Осию, заключил его в узы и, может быть, отправил его в Ассирию (в 4Цар.18:10 Осия представляется, однако, царствовавшим до самого падения Израильского царства и его столицы), а затем осадил Самарию. 4Цар.17:5 .  И пошел царь Ассирийский на всю землю, и приступил к Самарии, и держал ее в осаде три года. Неприступное естественное положение Самарии и прочное укрепление этого города (ср. замечание к 3Цар.16:24 ) дали возможность этой столице Израильского царства продержаться около 3-х лет (неполных, по 4Цар.18:9–10 , осада началась в 7-й год царствования Осии, окончилась в 9-м году); именно, по общему в библейской науке мнению, с 724 по 722 гг. 4Цар.17:6 .  В девятый год Осии взял царь Ассирийский Самарию, и переселил Израильтян в Ассирию, и поселил их в Халахе и в Хаворе, при реке Гозан, и в городах Мидийских. Салманассару не пришлось окончить осаду Самарии и завоевание Израильского царства: в 722 году он умер (быть может, насильственной смертью: преемник его начал новую династию), и дело его в том же 722 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Относя время написания книги Софонии к царствованию Иосии, мы легче поймем содержащуюся в ней проповедь. Иудея уже век как подчинена Ассирии, с 734 года – с тех пор, как Ахаз испросил помощи у Тиглатпаласара III против Дамаска и Самарии. Во время Езекии страна попыталась выйти из вассальной зависимости, но не смогла. Мало-помалу и все с большей интенсивностью народ все больше увлекался иностранными обычаями и языческими практиками. В долгое царствование Манассии (698-643) религиозное развращение распространилось чрезвычайно.  Этот царь, согласно 4Цар 21:3-9 реконструировал святилища на высотах, воздвиг алтари Ваалу, стал поклоняться и служить всему воинству небесному, сжег своего сына, практиковал ворожбу и магию и поставил в иерусалимском Храме истукан Астарты. К этим преступлениям против истинного культа прибавились еще и беззакония против собственного народа: «Еще же пролил Манассия и весьма много невинной крови, так что наполнил ею Иерусалим от края до края» (4Цар 21:16). К началу царствования Иосии (639) Иудея нуждается во всех каких только можно реформах: политических, социальных, религиозных. Этот царь и возглавит их . Однако, следует помнить, что, согласно мнению большинства комментаторов, вдохновителем этих изменений был пророк Софония. Уже потому лишь, что его проповедь направлена против религиозного синкретизма (1:4-5) и подвергает обвинению Ниневию, провозглашая наказание ей (3:13-15), кажется верным датировать ее первыми годами Иосии, приблизительно 639-630. C другой стороны, имеется одно важное событие. Когда религиозная реформа достигает своего апогея в 622 году и обнаруживаются Книги Закона, Иосия решает проконсультироваться у одного из пророков относительно ее содержания (ср. 4Цар 22). На основании того факта, что консультантом выступает не Софония, а пророчица Хульда , можно предположить, что к 622 году Софония уже умер.   2. Книга, ее содержание и проблемы Хоть в общем-то структура произведения довольно ясна, некоторые ее моменты дискутируемы. Поэтому некоторые авторы делят книгу на четыре части: 1:2-2:3/2:4-15/3:1-8/3:9-20 (Джордж), а другие – на три, но по-разному: 1:2-2:3/2:4-15/3:1-20 (Пфайффер); 1:2-2:3/2:4-3:8/3:9-20 (Зеллин – Форер); 1:2-2:15/3:1-8/3:9-20 (Рудольф). Деление, предложенное Зеллином и Форером, более убедительно.

http://bogoslov.ru/article/4616424

В этих памятниках тот Манаим, царь израильский, который по 4Цар.15:19  откупился от ассирийского царя Фула, упоминается под именем Ми-ни-хи-им-ми са-ми-ри-на-ай, т. е. Менагем самарийский, в числе данников Феглафелласара. В одной из своих надписей этот последний ассирийский царь относит к 8-му году 2 своего царствования получение дани, между прочим, и от Манаима. Затем через три года, по ассирийскому списку эпонимов, Феглафелласар снова предпринимал поход в страну Пилиста, о котором в летописных надписях самого Феглафелласара, правда, значительно поврежденных, рассказано подробнее, причем не только упомянута мат бит Ху-ум-ри-а, т. е. страна дома Амврия, т. е. страна, в которой столицею была Самария, построенная Амврием ( 3Цар.16:24 ), не только упомянуто о присоединении к Ассирии значительной части этой страны и об отведении ее жителей в Ассирию, но и назван «царь их Факей»=Па-ка-ха шарра-щу-ну. Это известие относится, очевидно, к тому же событию, о котором речь как в 4Цар.15:29 3 , так и в 1Цар.5: 26 . Далее, в летописях Феглафелласара есть указание на зависимость и Ахаза иудейского от этого ассирийского царя. Этот Ахаз именно упоминается в числе данников Феглафелласара рядом с царями аммонитским, моавитским, аскаломским, эдомским и газским. В этом месте, очевидно, речь идет о том же походе в страну Пилиста, во время которого – по другому памятнику, как сказано – имело место завоевание значительной части и царства израильского. Лишь после того, по ассирийскому списку эпонимов, Феглафелласар направил свои силы против Сирии, с которой и боролся два года, пока окончательно не уничтожил ее. Таким образом, ассирийские памятники раздельно представляют, те события, которые в 4Цар.16:5, 7–9 намечены весьма кратко. Ясно, во всяком случай, что тот же Феглафелласар, который как по священными историческим книгам, так и по ассирийским памятникам клинообразного письма овладел частью израильского царства, взял дань с Ахаза и умертвил Рецина сирийского, – он же по ассирийским памятникам принял выражение покорности и от Манаима, царя израильского.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Yakimov/o...

Время служения св. пр. Авдия можно бы определить по тому событию, которое он описывает, именно по тому разорению Иерусалима, которому радовались и помогали Идумеи. Но Иерусалим был разоряем несколько раз разными врагами. Полагают, что св. Авдий имеет в виду разорение Иерусалима Филистимлянами и Аравитянами при Иудейском царе Иораме, сыне Иосафатовом (ок. 905–892 г. до P. X.). См. 4Цар. 8:20–22 ; 2Пар. 21:16, 17 . Но толкователи относят, как видели, время служения к позднейшему времени, следовательно, должно разуметь другое разрушение. При том, в свящ. тексте не говорится, чтобы Филистимлянам и Арабам, при разорении ими Иерусалима, помогали Идумеи, которые пред сим сами были разбиты царем Иорамом ( 2Цар. 21:9, 10 ). Св. Авдий говорит о совершенном разорены Иерусалима, а при Иораме разграблен был царский дворец, самый Иерусалим продолжал существовать еще не малое время 8 . С большею вероятностью можно разуметь у св. Авдия разорение Иерусалима Халдеями, при Вавилонском царе Навуходоносоре (589 до P. X. 4Цар. 15:2, 3 ; Иер. 39:2; 52:5, 6 ). Тогда, действительно, сыны Эдома помогали Халдеям разрушать Иерусалим и с злорадством кричали им: «истощайте, истощайте до основания его» ( Пс. 136:7 ), и вторая книга Ездры говорит, что «Идумеи сожгли храм (Иерусалимский), когда Иудея опустошена была Халдеями» ( 2Ездр. 4:45 ). Св. Авдий говорит о разорении Иерусалима (ст. 11), как о событии прошедшем; а потому можно думать, что св. Авдий жил после сего события. Так и думают некоторые из толковников 9 . Содержание книги. Книга св. пр. Авдия разделяется на две части. Первая говорит о суде Божием над Идумеями 10 , которые происходили от одного корня с Евреями – от Исаака, Идумеи – от Исава, Евреи от Иакова – от двух родных братьев. Св. Авдий возвещает, что Господь Бог определил разорить Идумею и истребить ее жителей, а для совершения сего определения Он Сам возбуждает врагов к опустошительной войне против Эдома. Здесь же показана и причина такого грозного суда Божия. Причина эта – ненависть к Евреям и враждебные действия Идумеев против избранного народа Божия, действия и злодеяния тем более не извинительные, что допущены не чуждым, а родственным Евреям народом, как бы братом противу брата – (ст. 1–9). Так Господь, чрез св. Авдия, обвиняет Идумеев в том, что они соединялись с врагами Еврейского народа и вместе с ними опустошали Иудею и разрушали Иерусалим, радовались погибели своих братьев, грабили их имущество, насмехались над их бедствием, бегущих от врагов рубили, или выдавали неприятелю, вообще поступали с Идеями, во дни их величайшего несчастья, как злейшие их враги. А потому " близок, – гов. св. пророк, – день Господень» ( Авд. 1:15 ) – день возмездия Идумеям; с ними будет поступлено так, как и они поступали с Евреями, Идумея будет опустошена, а ее жители истреблены (ст. 10–16); с Идумеями испиют чашу гнева Божия все враги Еврейского народа, «и будут яко не бывшие» ( Авд. 1:16 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

Так как иудеи, по своем отступлении от Бога, раскаялись и обратились к Нему, то Он пророку Иезекиилю показал размер нового храма, «вид, расположение его» и сказал: «все, что увидишь, возвести дому Израилеву» ( Иез. 40:4–4; 41, 42, 43 ). Иезекиилю были показаны в храме и священные изображения ( Иез. 41:17–20, 25 ). Бог возбудил дух Кира, царя Персидского, объявившего: «Бог повелел мне построить Ему дом в Иерусалиме... Кто есть из вас, из всего народа Его... пусть он идет в Иерусалим... и строит дом Господа Бога Израилева» ( 1Ездр. 1:1–3 ). Через прор. Аггея Бог говорил «взойдите на гору и носите дерева и стройте храм; и Я буду благоволить к нему и прославлюсь... и придет Желаемый всеми народами, и наполню дом сей славою... Слава сего последнего храма будет больше, нежели прежнего» ( Агг. 1:8; 2:7,9 ). „Встал Заровавель, сын Салафииля, и Иисус, сын Иоседека, и начали строить дом Господа в Иерусалиме, в присутствии пророков Господних, помогавших им» ( 2Ездр. 6:2 ). Когда храм был окончен, священники освятили его ( 2Ездр. 7:3–7 ). В 70 году по Рожд. Христовом римляне разрушили этот храм, о чем Господь предсказал во дни Своей земной жизни (Мф. 24:2; Мк. 13:2 ). Из сказанного видно, что храм есть установление Божие; условием для обладания им должно быть исполнение заповедей Божиих, служение и поклонение Единому Богу ( 3Цар. 9:6–7 ). В наказание евреев за отступление от Бога, за идолопоклонство и нечестие Он наказывал их бедствиями (Иерем. 7:3–15; 4Цар. 17:16–18, 23; 24:1–3, 7–20 ) и храм отдавал в руки врагов (сн. Иерем. 51:51; 4Цар. 25:9 ). За отвержение и распятие Господа Иисуса Христа евреи лишились храма навсегда ( Лк. 19:43–44 ; Мф. 24:2). В храме приносились жертвы Богу „К месту, какое изберет Господь, Бог ваш... обращайтесь, и туда приходите, и туда приносите всесожжения ваши, и жертвы ваши, и десятины ваши, и возношения рук ваших, и обеты ваши, и добровольные приношения ваши.. Берегись приносить всесожжения твои на всяком месте, которое ты увидишь; но на том только месте, которое изберет Господь» ( Втор. 12:5–14; 16:5–6,16 ). Предписываемые законом жертвы евреи и приносили только в храме. В Новом Завете кровавые жертвы отменены и приносится в храмах православных христиан бескровная жертва – Тело и Кровь Господа Иисуса Христа ( 1Кор. 10:16–17; 11:22–29 ). «Мы имеем», говорит апостол, «жертвенник, от которого не имеют права питаться служащие скинии» ( Евр. 13:10 ). Жертвенник мог быть только в храме, свое же название он получил от жертвы евхаристической, на нем предлежащей.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Vlady...

Молитвою и воздеянием рук Моисей обратил в бегство Амалика. Поэтому если не помнишь зла на брата и молишься за ближнего, который оскорбляет и огорчает тебя, то явно, что руки твои воздеты на небо, и ты, конечно, получишь помощь, когда искушает и начинает побеждать тебя диавол. А если хранишь в себе гнев на ближнего, сам нападешь на него, порицаешь и клевещешь, то, без сомнения, руки твоего внутреннего человека опущены еще долу, хотя наружно, и руки воздеваешь, и очи возводишь к Богу; молитва твоя не будет услышана. И когда вы простираете руки ваши, – говорит Бог , – ваши руки полны крови братней ( Ис. 1:15 ). Ибо что убийственнее памятозлобия? Поэтому послушаем Того, Кто говорит: омойтесь покаянием, и очиститесь ( Ис. 1:16 ) при помощи чистой молитвы. 5. Ему же И оскорблением и бесчестием и злоумышлением против нас все время готовы демоны тревожить нас, но как говорит пророк Исайя, посрамлены и унижены будут восстающие на нас с гордостью и надменным сердцем ( Ис. 9:9 ). А нам уготовляется венец жизни, славы и нетления, сплетенный уповающим на Господа ( Пс. 36:9 ). 6. Схоластику Ифесту 3 Не давай свободы, человек, языку своему. Всемерно должен ты стыдиться того, что восхваляешь прелюбодеяние и деторастления богов своих 4 , и поклоняешься гибельным бесстыдным страстям, и вообще не можешь представить умом ничего такого, что выше тела. 7. Монаху Маркеллину В Самарии, когда в царствование Иорама, сына Ахавова, ополчился царь ассирийский, оскудело необходимое, и ослиная голова продавалась по восьмидесяти сиклей серебра, и четвертая часть каба голубиного помета, – по пяти сиклей серебра ( 4Цар. 6:25 ), поэтому все ожидали бедственной смерти. Но сверх чаяния настало такое изобилие, что мера муки лучшей по сиклю, и две меры ячменя по сиклю ( 4Цар. 7:16 ). Поэтому не будем впадать в малодушие, но будем и в скудости ожидать изобилия, и в скорби – утешения. 8. Сенатору Птоломею Веровать в сердце только во Христа Спасителя есть оправдание, исповедовать же Его устами – совершенное спасение, как сказано в Послании к Римлянам 5 . 9. Ему же

http://azbyka.ru/otechnik/Nil_Sinajskij/...

3Цар.18:7 .  Когда Авдий шел дорогою, вот, навстречу ему идет Илия. Он узнал его и пал на лице свое и сказал: ты ли это, господин мой Илия? 3Цар.18:8 .  Тот сказал ему: я; пойди, скажи господину твоему: «Илия здесь». 3Цар.18:9 .  Он сказал: чем я провинился, что ты предаешь раба твоего в руки Ахава, чтоб умертвить меня? 3Цар.18:10 .  Жив Господь Бог твой! нет ни одного народа и царства, куда бы не посылал государь мой искать тебя; и когда ему говорили, что тебя нет, он брал клятву с того царства и народа, что не могли отыскать тебя; 3Цар.18:11 .  а ты теперь говоришь: «пойди, скажи господину твоему: Илия здесь». 3Цар.18:12 .  Когда я пойду от тебя, тогда Дух Господень унесет тебя, не знаю, куда; и если я пойду уведомить Ахава, и он не найдет тебя, то он убьет меня; а раб твой богобоязнен от юности своей. 3Цар.18:13 .  Разве не сказано господину моему, что я сделал, когда Иезавель убивала пророков Господних, как я скрывал сто человек пророков Господних, по пятидесяти человек, в пещерах и питал их хлебом и водою? 3Цар.18:14 .  А ты теперь говоришь: «пойди, скажи господину твоему: Илия здесь»; он убьет меня. 3Цар.18:15 .  И сказал Илия: жив Господь Саваоф, пред Которым я стою! сегодня я покажусь ему. 3Цар.18:16 .  И пошел Авдий навстречу Ахаву и донес ему. И пошел Ахав навстречу Илии. Авдий легко мог узнать (слав.: «потщася», LXX: σπεοσε) пророка Илию (ст. 7) по его своеобразной внешности: «человек тот весь в волосах и кожаным поясом подпоясан по чреслам своим» ( 4Цар.1:8 ), – по этим признакам узнавали пророка. В беседе Авдия с пророком характерно, кроме глубокого почтения его к пророку (ст. 7, 9, 13), еще воззрение, что Дух Иеговы во всякий момент может унести пророка неведомо куда (ст. 12; ср. ст. 46); ( Иез.3:12,8:3,11:1,43:5 ), как это и произошло при конце жизни пророка ( 4Цар.2:11 ). Из этой же беседы узнаем, какие напряженные усилия употреблял Ахав к отысканию Илии – «того, кто устами своими заключил облака, чтобы сделать одно из двух, или убедить пророка, чтобы отверз облака, или погубить его, если не убедится» (блаженный Феодорит, вопр. 55). Только клятвенное заверение пророка (ст. 15) в намерении своем предстать пред Ахава убеждает Авдия сообщить Ахаву о прибытии пророка (ст. 16). Имя Божие «Господь Саваоф» (евр. Иегова – Цебаот) или полнее «Господь Бог Саваоф» (Иегова – Елогей – Цебаот) употребляется почти исключительно у пророков (встречается особенно у Исаии, Амоса, Аггея, Захарии, Малахии, в псалмах и в книгах Царств и Паралипоменон) и означает Бога: 1) как небесного Вождя воинств Израилевых; 2) как Владыку светил небесных и преимущественно 3) как Господа ангельских воинств (см. у А. Глаголева , Ветхозаветное библейское учение об ангелах. с. 238–256).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

4 книга Царств, упомянув, согласно со 2 Паралипоменон, об осаде крепостей Сеннахиримом, далее говорит (ст. 14), что Езекия послал послов к Сеннахириму с выражением покорности, что Сеннахирим наложил на Езекию тяжкую дань, которую тот и уплатил ( 4Цар.18:14–16 ), но что Сеннахирим, тем не менее, отправил большое войско против Иерусалима, которое нашло город запертым и укрепленным. 2 Паралипоменон не упоминает о посольстве Езекии и дани его ассирийскому царю, но, восполняя рассказ 4 Царств, сообщает, что Езекия, очевидно, убедившись в бесполезности мирных сношений с Сеннахиримом, решил на случай вероятной атаки с его стороны Иерусалима возможно больше укрепить эту столицу царства Иудейского (ст. 5), а вместе сделать осаду Иерусалима затруднительной для ассириян посредством известного в древности стратегического приема уничтожения питьевой воды на территории расположения осаждающих неприятельских войск (в свою очередь обычно пытавшихся лишить осажденных воды, как сделал, например, Александр Великий при осаде Вавилона). С этой целью были засыпаны все источники вне Иерусалима (каких в древнем Иерусалиме было немало ( Пс.45:5 ); по письму Аристея, вода из них через подземные трубы поступала в храм), в том числе " поток, (евр. нахал) протекавший по стране» (ст. 4), поток Кедрон с близкими к нему источниками: Гионом (ст. 30), Силоамом и др. (О положении Гиона – Силоама см. комментарии к ( 3Цар.1:33 ), «Толковая Библия», т. II, с.365).> Об этой мере Езекии и вообще о работах его по искусственному орошению Иерусалима говорят, кроме ( 2Пар.32:3–4,30 ) и другие библейские свидетельства: ( 4Цар.20:20 ; Ис.22:9–11 ; Сир.48:19 ). С этими работами могло иметь связь также прорытие Силоамского туннеля, которое, на основании библейско-археологических данных, заключающихся в открытой в 1880 году Силоамской надписи, относят обыкновенно ко времени Езекии (см. «Толковую Библию», т. II, с. 558). Другим важным предприятием Езекии – в оборонительных же целях – было (стих 5) восстановление древней или, по терминологии Иосифа Флавия, «первой» стены (ср. 3Цар.3:1,9:15 ) и начало постройки «второй» внешней стены Иерусалима, законченной уже Манассией ( 2Пар.33:14 ), эта «вторая» стена, по И. Флавию (Иуд. Война V, 4, 2), начиналась у ворот Гиннаф, принадлежавших еще первой Сионской стене, обнимала северную часть Иерусалима, так называемую Акру, и доходила на севере до Рыбных ворот и на северо-востоке до башен Анамеила и Меа и Овечьих ворот ( Неем.3:1,12:39 ; Зах.14:10 ; Иер.31:37 ); см. «Богословская Энциклопедия», Спб, 1906, т. VI, с. 450 и д.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Здесь имеется то различие от ( 4Цар.16:5–6 ), что, тогда согласно 4 книги Царств, равно как по ( Ис.7:1 ), союзники: Рецин Сирийский и Факей Израильский обложили войсками Иерусалим, которого взять они не могли, после чего сирийский царь двинулся в Идумею и захватил Елаф, согласно 2 Паралипоменон Ахаз встретил союзников не в Иерусалиме, а где-то вне его, еще до осады Иерусалима: там он потерпел поражение от каждого из союзников, там произошло пленение израильтянами 200 000 иудейских женщин и детей, после отпущенных по настоянию пророка Одеда. Но понятно само собой, что 2 Паралипоменон здесь нимало не противоречит 4 Царств, а лишь восполняет рассказ 4 Царств ( Ис.7:1 ) внесением предшествовавшего осаде Иерусалима момента: вполне естественно, что Ахаз, не дожидаясь прибытия союзников к Иерусалиму, попытался дать отпор сирийскому войску и израильскому где-нибудь на границе Иудеи, но, потерпев поражение от каждого войска, отступил затем в Иерусалим и заперся в нем. Громадные цифры убитых (120 000) и пленных (200 000) иудеев (ст. 6 и 8), без сомнения, могут вызывать недоумение и наводить на мысль о порче переписчиками цифровых показаний библейского текста. Еврейский масоретский текст, правда, не имеет вариантов в ст. 6 и 8, но греческий LXX имеет их несколько, так, в стихе 6, коддексах 74, 106, 120, 134, 236, 19, 60 у Гольмеса имеют: κοσι χιλιδες – только 20 000, что предъявляется более естественным, чем указанная в принятом тексте цифра. Что касается передаваемого только 2 Паралипоменон факта великодушной пощады пленных иудейских женщин и детей со стороны израильтян по побуждению и увещаниям пророка Одеда (ст. 9–15), то факт этот не представляет ничего невероятного: борьба между двумя еврейскими царствами, начавшаяся вскоре после распадения единого прежде Еврейского царства, имела гораздо большие династические или правительственные мотивы: стремление царей иудейских (напр., Авии, Амасии ( 4Цар.14:8–13 ; 2Пар.13:3–19,25:17–22 ), ср. «Толковая Библия», т. II, с. 522) подчинить себе отпавшее северное еврейское царство, чем племенную неприязнь двух царств; последняя мало вероятна в силу природного родства колен Израильского и Иудейского царства; посему братские чувства, особенно под действием пророческих увещаний, легко могли пробудиться в сердцах победителей-израильтян к пленникам иудейским. И уже то, что священный писатель кн. Паралипоменон, обычно опускающий все, касающееся Израильского царства, здесь нарочито приводит факт, имевший место в пределах последнего, говорит за историческую достоверность факта. Пленных израильтяне с величайшей заботливостью и предупредительностью доставили даже в отдаленные пункты их родины, например в Иерихон (ст. 15, О положении Иерихона см. комментарий к ( 3Цар.16:34 ); «Толковая Библия», т. II, с. 446–447 и примечание 1).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010