662 Мансветов. Ук. соч. С. 78, 127, 294—296, 298 и след.; Одинцов Н. Порядок общественного и частного богослужения в Древней России до XVI в. (1881); Дмитриевский А. Богослужение в Русской Церкви в первые пять веков, в: Прав. соб. 1882—1883; он же. Богослужение в Русской Церкви в XVI в. (1884). Леонид, архим. О славянских переводах церковного богослужебного устава, в: Чтения. 1867. 2; Мансветов И. Митрополит Киприан в его литургической деятельности (1882); Лисицын М. Первоначальный славяно-русский Типикон (1911). Первый печатный Типикон Русской Церкви вышел в Москве в 1610 г. 663 Мансветов. Там же. С. 269, 275, 284, 304; Голубинский. 1. 1. С. 320—329, 330—377, 507; 2. 2. С. 406; Макарий. 2-е изд. 8. С. 77. 664 Голубинский. 2. 2. С. 428—433; Одинцов. Ук. соч. С. 40. Мансветов. Ук. соч. С. 271. 665 Макарий. 2-е изд. 8. С. 78. 666 Серебрянский. Ук. соч. С. 368—371; АИ. 1. 478. 667 Мансветов. Ук. соч. С. 301; Макарий. 2-е изд. 8. С. 77. 668 О диптихах см. Leclercq H. Manuel d’arch€eologie chr€etienne depuis les origines jusqu’au VIIIe suucle. 2 (1917). P. 333 и след. Обиходники: 1. Иосифова монастыря (1589 90), в: Леонид, архим. Монастырские столовые обиходники, в: Чтения. 1880. 3. С. 5—22; 2. Новоспасского монастыря в Москве (2-я половина XVII в.). Там же. С. 24; 3. Троице-Сергиева монастыря (1 — за годы 1445—1533, 2 — за годы 1533—1547), в: Горский. Истор. описание. 2 (1900). С. 16—44. Мансветов. Ук. соч. С. 301. 669 О постах в Восточной Церкви: Мансветов. О постах православной восточной Церкви, в: Прибавления. 1885. 36. С. 355—399; 37. С. 630—698; Holl K. Die Entstehung der vier groЯen Fastenzeiten in der griechischen Kirche. в: Gesammelte Aufsдmze. 2 (1928) (а также в: Abh. d. Berl. Ak. 1923; Phil-hist. Kl. 5); Вдитег. Op. cit. S. 63—67; Голубинский. 1. 2. S. 399—462; 2. 2. С. 607. 670 Лебедев. Ук. соч. С. 84—91. 671 Перец в XVI в. считался деликатесом. Митрополит Филипп в своем послании в Соловецкий монастырь особо упоминает о пожаловании братии обители 1 фунта перца; см. это послание в: Федотов Г. Святой Филипп, митрополит Московский (1928). С. 222.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3192...

   Войвода, село 533    Воден, г. 165    Волисс, г. 219, 221    Вондица, г. 184, 494, 519    Ворзе, стратигида 369, 603    Вранья 253    Врбицкий проход, см. Сидира    Вуколеон 117, 118, 475, 531    Гавал, Зевел, г. 317, 370, 578, 586    Гадира, г. 345, 599    Гадос, 222    Гаита 405    Галата, р-н Константинополя 473, 518    Галис, р. 310, 572, 582, 616    Гебр, см. Марица, р.    Гебраика, см. Ираклия, г.    Геллеспонт, пролив 62, 380, 387, 446    Гем, см. Балканский хребет    Генуя, г. 320, 380    Георгия Кира городок (крепость) 196, 296, 297, 400—402    св. Георгия монастырь 124, 480    св. Георгия Сикеота поле 113    Георгия Великомученика храм (у Месампел) 295    св. Георгия церковь (в Кастории) 177, 514    Геракловы столбы см. Гибралтар    Гераний г. 340, 597    Геркинийские леса 395, 613    Германикия 369    Германия 581    Герме, Гермийские холмы, см. Карме    Гермон, р. 370    Гибралтар, Геракловы столбы пролив 195, 275, 524    Гидрунт, см. Отранто, г.    Гиролимна, см. Серебряное озеро    Главиница, г. 140, 156, 351, 352    Главиница придунайская, г. 181, 517    Гликис, Ахерон, р. 144, 145, 493, 495, 503, 519    Глосса, мыс 139, 338, 490    Гогенмользен, г. 460    Голландия 535    Голоя, крепость 204, 207, 212, 214, 268, 274, 531, 534    Голяма-Камчие, Вичина, р. 207, 532, 533    Гонат, башня 294—296    Граник, р. 610    Греция 520    Гурзуф, г. 545    Дакия, см. Венгрия    Далмация, см. Сербия    Дамалис, пролив см. Боспор    Дамалис, п-в 107, 108, 111, 119, 138, 197, 292, 383, 386, 390, 400, 416, 470    Дамаск, г. 380, 579    Данувий, см. Дунай, р.    Дафнутий 253, 549    Двух сестер башня (в Антиохии) 574    Девол, г.157, 348, 352, 357    Девол, р. 344, 499, 500, 600    Девра, г.339, 351    Декат, г.228, 538    Дельфина сады 166    Демирхисар, Валависта 328, 589    Джовинацо, г. 497    Диамболь, г. 204, 214, 268    Димилия, равнина 230    св. Димитрия церковь (в Константинополе) 331    св. Димитрия церковь (в Фессадонике) 107, 167, 471, 507    Дионисовы столбы 196, 524

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3432...

При кор. Карле V Мудром, после серии поражений франц. армии в Столетней войне, были приняты меры для прославления и сакрализации О. как знака избранности, суверенности и превосходства короны Франции (др. знаками, ниспосланными свыше, были способность истинного короля излечивать золотуху прикосновением руки (подробнее см.: Блок. 1998), наличие св. ампулы с елеем, к-рым совершалось помазание на царство франц. монархов (см. в ст. Ремигий ), герба с 3 геральдическими лилиями на синем поле (знак Пресв. Девы Марии) - Beaune. 1985. P. 288-294). По заказу короля и были написаны трактаты, в к-рых особое место отводилось чину освящения О., а также вопросам ее происхождения и предназначения: «Чин коронации Карла V» (1365), трактат «О коронации королей Франции» Жана Голена (1372-1374), пролог к переводу Рауля де Преля соч. «О Граде Божием» блж. Августина (1371-1375). Используя известные легенды о происхождении О., авторы дают им новые интерпретации. Голен, излагая легенду о видении «императора Константинопольского» (он называет его Мануилом), указывает, что Карл Великий направился в Сен-Дени и поднял знамя «по примеру своих предков, поступавших так в большой нужде и для защиты королевства, веры и Церкви». Одержав победу над сарацинами, он вернул О. в Сен-Дени, и именно это знамя или новое, сделанное по его образцу, после благословения берут короли Франции на войну. Голен подчеркивал статус О. как символа высокого и исключительного достоинства монархов Франции, ведь оба знамени франц. монархов имеют чудесное происхождение: одно, с золотыми лилиями, было даровано кор. Хлодвигу, принявшему крещение, св. отшельником из Жуаэнваля (а тот, по преданию, получил его от ангела), другое обретено благодаря ангелу в чудесном видении, «благородною победой утвержденному и доказанному». Более того, наличие О. ставит короля Франции на недосягаемую высоту среди других монархов: «...сие знамя, дарованное видением императора Константинопольского Карлу Великому», он «пожелал оставить во Франции в знак вечной империи, наследуемой по мужской линии, а не выборами, как в Римской или Германской империях» (т. о., в изложении Голена О. также освящала и т. н. Салический закон о престолонаследии) ( Golein. 1969. P. 320-323).

http://pravenc.ru/text/2581533.html

Автор 25 книг, нескольких десятков статей как научного, так и публицистического, миссионерского характера. С конца 1980-х гг. вместе с отцом, диаконом Георгием Малковым, активно занимается сбором исторических материалов и устных свидетельств о псково-печерских старцах ХХ столетия . Basilius Magnus. Ejusdem sermo asceticus//PG. 31. Col. 632CD. Рус. пер: Василий Великий, свт. Слово подвижническое и увещание об отречении от мира и о духовном совершенстве//Василий Великий, свт. Творения. Т. 2. СПб., 1911. С. 308-309. Ioannes Cassianus. Collatio II, 15//PL. 49. Col. 549. По данным «Послужного списка иеросхимонаха Симеона за 1953 год»; в дневнике игумена Павла (Горшкова) за 1927 год указывается иная дата пострига — 4-я неделя Великого поста, пришедшаяся в том году на 3 апреля по н. ст. Малков Георгий, диак., Малков П. «Истина всегда проста». Преподобный Симеон Псково-Печерский. М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2014. С. 29. Там же. С. 29-30. Галаева С. Добрая традиция//Ветеран. 1989. 48 (100). Тихон (Секретарев), архим. Врата небесные. Печоры, 2006. С. 115. Малков Ю.Г., диак., Малков П. Ю. «Мы всегда под крылом Божиим». Жизнь и поучения архимандрита Серафима (Розенберга). М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2015. С. 60-63. Малков Георгий, диак., Малков П. «Истина всегда проста». С. 206. Там же. С. 193-194. Там же. С. 331. Там же. С. 294. Там же. С. 311. Там же. С. 323. Там же. С. 337. Там же. С. 297. Там же. С. 339. Там же. С. 348. Там же. Там же. Там же. Там же. Там же. Там же. С. 344. См.: Там же. С. 350. Там же. С. 285. Там же. С. 320. Там же. С. 325. Там же. С. 284. Там же. С. 310. Там же. С. 330. Там же. С. 310. Там же. С. 314. Там же. С. 308. Там же. С. 315. Там же. С. 350. Там же. С. 332. Там же. С. 336-337. Малков Ю. Г., диак. Малков П. Ю. «Мы всегда под крылом Божиим». С. 183-185. Там же. С. 212. Малков Георгий, диак., Малков П. Ю. «Любовь покрывает всё...» Жизнь и поучения иеросхимонаха Михаила (Питкевича). М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2010. С. 281-282. Божий инок: К 100-летию со дня рождения архимандрита Иоанна (Крестьянкина), 1910–2010 гг./сост. Т.С. Смирнова. Псков: Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь, 2009. С. 190. Там же. С. 190–191. Ильюнина Л. Живое предание. Старец Иоанн (Крестьянкин). Красногорск: Успенский храм, 2011. С. 68.

http://radonezh.ru/2023/09/04/bozhie-bla...

287 δρον ; по другим ; с клятвою — δρκον . 288 По другим : константийский. 289 гелиопольский, — юлиопольский. 290 анасарфский. 291 На поле : не достает ответов клириков. 292 По другим : Даниил. 293 гераклийский. 294 Варан. 295 На полях : здесь, как и в других местах, не достает ответов. 296 Т. е. Домном, арх. антиох. 297 На полях: Ρωμας , νε’γνων , νε’γνωνμεν , νε’γνω : Latine, legi, legimus, legit. 298 По другим : Феодор. 299 На полях: Ρωμας , νε’γνων , νε’γνωνμεν , νε’γνω : Latine, legi, legimus, legit. 300 Иначе : парамонария. 301 В подлиннике греческом стоит: ναγνω’_ζας — чтецам, а в латинском — ignotos — незнаемым. Между тем в двух кодексах (ватиканском и Сфорцы) стоит: γνω’_ζυς — незнаемым, как синоним к слову ξε’νυς — чужим. Вальсамон, Зонара и Аристин читали также γνω’_ζυς . Но в древних латинских переводах: Приска, Дионисия малого и Исидора переведено — lectores — чтецам, значит в их манускриптах было — ναγνω’_ζας . В русск. изд. “книги правил» переведено: незнаемым. Ред. 302 В русском издании “книги правил» прибавлено: “бывшие на соборе во дни Феодосия, в царствующем граде». Ред. 303 Эти подписи имеются в подлиннике только на латинском языке. Издатель Лаббе делает следующее об них примечание: «из древнейшего кодекса Маффея, писанного за тысячу лет, списал некогда в Риме Иаков Сирмонд, списком которого мы пользовались. Ред. 304 По другим: Никита. 305 берийский. 306 Иоанн. 307 По другим: Иоанн. 308 силесарацинский. 309 гераспольский. 310 дуликский. 311 зефанийский. 312 инрельский. 313 руфунийский. 314 енодский. 315 пеллесийский. 316 По другим: зороанский. 317 еврийский. 318 брутикский. 319 ефимийский. 320 деметриадский. 321 гортинский. 322 халкидский. 323 юлиопольский. 324 аспонотанийский. 325 Мистерос. 326 Кекрифий. 327 По другим: адринийский. 328 Феосевий. 329 Евсевий. 330 етльский. 331 алосизский. 332 Юлиан гипепотский. 333 герагесанский. 334 елладский. 335 синисский. 336 По другим: галикарнасский. 337 Тиханий аполлонийский. 338 ликиадский. 339 агеирассидерский.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4151...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МУЧЕНИКИ СИНКЛИТИКИ [Греч. Ο γιοι μρτυρες, ο π τς συγκλτου βουλς] († между 320 и 324 ?) (пам. греч. 2 нояб.). Краткие сведения об этих святых содержатся в визант. стишных синаксарях (напр., в Paris. gr. 1582, XIV в.- SynCP. Col. 189-190 и в ГИМ. Син. греч. 369 (353), 1-я пол. XIV в.- Владимир (Филантропов). Описание. С. 524), где говорится, что они являлись членами синклита, т. е. сената, и за веру во Христа были усечены мечом. Традиционно считается, что М. с. пострадали вместе с мучениками Евдоксием, Аттиком, Агапием, Катерием (пам. визант. 2 нояб.) при имп. Лицинии (по др. версии - при имп. Деции ) в Севастии (архиеп. Сергий (Спасский), митр. Софроний (Евстратиадис)). Однако в кратких синаксарных сказаниях о Евдоксии и воинах, пострадавших с ним, М. с. не упоминаются. Лишь в нек-рых источниках говорится, что вместе с Евдоксием и его дружиной мн. другие верующие во Христа были преданы огню (Минологий Василия II: PG. 117. Col. 141; текст дополнен миниатюрой, где изображено большое число святых в огне). В «Синаксаристе» прп. Никодима Святогорца память М. с. содержится под 2 нояб. с указанием, что они были усечены мечом. Однако в сказании о святых сообщается, что они были брошены в огонь ( Νικδημος. Συναξαριστς. 20035. Τ. 2. Σ. 15). Вероятно, М. с. и мч. Евдоксий с дружиной пострадали в разное время, однако из-за того, что их память в визант. церковных календарях обозначена под одной датой, в нек-рых синаксарных заметках сведения об этих 2 группах мучеников были объединены. Текст сказания о Евдоксии с дружиной в славяно-рус. нестишном Прологе представляет собой перевод Синаксаря, аналогичного Vat. gr. 2046, Fol. 64b-d, XII-XIII вв.; в конце сказания говорится, что святые пострадали «с инеми многыми веровавшими в Христа» (Славяно-русский Пролог по древнейшим спискам: Синаксарь (житийная часть Пролога краткой редакции) за сент.-февр. М., 2010. Т. 1. С. 290-294). В ВМЧ под 2 нояб. внесены память и сказание о мч. Евдоксии и дружине из греч. нестишного Пролога (ВМЧ. Нояб. Дни 1-12. Стб. 47-48) вместо текста из стишного греч. Пролога, снова повторяется заметка из нестишного (Там же. Стб. 71) с незначительными разночтениями. В «Новом Синаксаре Православной Церкви» иером. Макарий Симонопетрит поместил память М. с., усеченных мечом, перед памятью Евдоксия с дружиной, сожженных заживо. Лит..: Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. C. 341-342; Σωφρνιος (Εστρατιδης). Αγιολγιον. Σ. 308; Μακρ. Σιμων. Νος Συναξ. 2004. Τ. 3. Σ. 23. О. В. Л. Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/2564488.html

Степанов И., авт. соч. 15, 02, 122, 265 Степанов, мирянин от Сталинградской епархии 434 Стефан (Проценко), архиепископ 692, 1017 Стефан Яворский (Семен Иванович, 1658–1722), церковный деятель и публицист, местоблюститель Патриаршего Престола в 1700–1721, в 1721 г. назначен президентом Синода 134, 178, 397 Стефан, митрополит Софийский 489 Стефанович Д. Ф., проф.-прот. 363,454 Стефановский Д., протоиерей, осуждённый по процессу астраханских церковников 255 Стратонов Иринарх Александрович, проф., канонист 3, 4, 10, 221, 225,226, 295, 318, 475, 476 Стукалов И. П.. псаломщик, затем, обн. диакон и священник 472, 522 Суворин Борис, авт. соч. 103, 115 Суворов Николай Семенович , проф. Московского университета 172, 522, 1003 Сувчинский П., авт. соч. 279 Сумароков Н., студент Московской обн. Богословской академии 482 Сыренский Николай, петроградский обн. протоиерей 209, 991 Талейран Шарль Морис, французский дипломат 527 Тарсевич Александр, обн. протоиерей 508 Татаринова Е. Ф. 140, 999 Теодорович Лев Михайлович, петроградский обн. протоиерей 305, 991 Терпигорев 161–163 Тертуллиан, христианский теолог и писатель 127 Тимашев Н. С., авт. соч. 72 Тимофей (Зайков), обн. архиепископ 420, 531, 961 Тимофей (Успенский), обн. епископ 961–962 Тимофеев Е., священник 847 Тистрова А., студентка Московской обн. Богословской академии 482 Титлинов Борис Васильевич, профессор 4, 68–71, 75, 84, 85, 97–103, 105, 108–110, 112–115, 118, 119, 121–123, 126, 147, 148, 176, 182, 193, 200–203, 206, 217–219, 227, 229, 268–270, 278, 279, 361, 362, 395–398, 402, 419, 423, 439, 441, 451, 454, 498, 523, 802, 991–992 Тихомиров Михаил, петроградский протоиерей 280 Тихомиров П. И., секретарь канцелярии Петроградского митрополита 236, 237 Тихомиров С. Ф., мч. 1007 Тихон (Белавин), патриарх Московский и всея России, свт. 6, 8, 10–12, 16, 31–39, 45, 58, 63, 68–71, 73, 75, 77–81, 83–93, 95, 96, 100, 113, 116, 118–121, 126, 132, 188, 192, 193, 195, 196, 198–208, 212–222, 224, 226–234, 239, 241, 242, 250, 255, 257, 266, 270, 287, 294, 300, 301, 311– 315, 320–324, 326–342, 346, 347, 349, 351–365, 367, 369–374, 377, 378, 381, 382, 385–389, 391, 393, 396, 398, 400, 401, 403–407, 409, 410, 424–428, 430, 435, 436, 438, 440, 443, 444, 448, 449, 451, 471, 479, 485, 503, 504, 510–513, 517, 519, 594, 601, 618, 622, 623, 630, 631, 646, 648, 649, 650, 668, 669, 677, 682, 688, 693, 696, 698, 701, 702, 710, 715, 717–719, 721, 730, 752, 755, 763, 769, 774, 786, 801, 802, 805–807, 809, 810, 820, 821, 831, 838, 850, 851, 857, 858, 894, 895, 902, 905, 906, 911, 912, 919, 921, 928, 930, 932, 936, 937, 950–952, 983, 992

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/obnovlen...

католикосов-патриархов на потерянные владения, в т. ч. и М. (Царские грамоты от 1392, 1393, 1447, 1504-1511; 1504-1516, 1527-1532, 1559 - Жордания. Хроники. 1897. Т. 2. С. 320, 323-324, 369-370; ПГП. 1970. Т. 3. С. 177, 191, 264; Корпус груз. ист. док-тов. 2013. Т. 2. С. 60-63). Католикосы-патриархи заботились об устройстве монастырского хозяйства. Напр., католикос-патриарх Вост. Грузии (Мцхетский) Авраам II Абалаки (1492-1497) обновил принадлежащую М. древнюю мельницу и выстроил для мон-ря 2 новые, провел оросительный канал, купил у частного лица виноградник и подарил его Метехской Богородице; в поминовение Авраама II в церкви горели 2 лампады «и днем и ночью». Его дарственная грамота мон-рю (1492) была подтверждена царем Картли Константином II (1484-1505) ( Какабадзе. 1913. Т. 2. С. 19-20; Т. 3. С. 41-42; Корпус груз. ист. док-тов. 2014. Т. 3. С. 294-295, 314-316). Землями «в Метехи» (из источника не совсем ясно, имеется в виду село или мон-рь М.) владели вассальные католикосу-патриарху феодалы, однако мирянам воспрещалось иметь усыпальницы в М. без согласия предстоятеля ГПЦ ( Жордания. Хроники. 1897. Т. 2. С. 388-389). По преданию в храме покоился великий моурави Георгий Саакадзе (1-я пол. XVII в.). Его тело было перевезено из г. Токат (Османская империя, ныне на территории Турции) и тайно предано здесь земле. Местные жители как на место погребения Саакадзе указывали на могилу около правого столба церкви ( Садзагелов-Ивериели. 1891. С. 50). В нач. XIX в. в М. были похоронены сановники католикоса-патриарха Вост. Грузии (Мцхетского) Антония II Багратиони (1788-1811) и члены их семей: сахлтухуцеси (управитель) палат Амилбар Магалашвили († 1806), Марфа Диасамидзе († 1804), супруга мдиванбега (секретаря-письмоводителя) Давида Магалашвили, и моларе (эконом) Петр Габинашвили († 1804) (Там же. С. 47-49). В 1810 г. Анна, вдова Габинашвили, пожертвовала храму серебряную утварь: потир, дискос, звездицу, лжицу и копие, а также воздухи (Там же. С. 42-43). В кон. XIX - нач. XX в.

http://pravenc.ru/text/2563072.html

Л. 277. Преложение XXVI и XXVII трезвенных глав святого Марка, о молитвенных восхищениях (13 апреля 1850 г.). Л. 280. Записка о внутренней молитве при посредстве Божией Матери, ангела хранителя и святых (24 октября 1850 г.). Л. 281. Чудеса, производимые внутреннею молитвою (июнь – ноябрь 1839 г.). Л. 311. О силе слова (эскиз) (1 мая 1848 г.). Л. 313. Перечень жизни одного пустынника, относительно искания сердца для внутренней жизни и молитвы (21 февраля 1851 г./26 июня 1854 г.). Л. 320. Перечень начала и хода занятий внутреннею молитвою (январь 1854 г., середина 1859 г.). Л. 328. Извлечение из полного трактата о молитве, составленного 1827 г. марта 8 в Симоновом. Л. 330. Расположение подробного трактата о молитве, разделенного на четыре части, из коих первая о молитве в общем смысле; вторая о молитве, рассматриваемой в смысле отрешенном внутренном; третья содержит историю внутренней молитвы, и четвертая – защищение ее от возражений (18 ноября 1835 г.). Л. 344. Трактат о влиянии призывания Имени Божия на жизнь, или О магической силе в Имени Иисуса Христа (октябрь 1841 г.) [список: Бар-164. Л. 59–66 об.]. Л. 360. О божественной и чистой молитве (20 марта 1836 г.). Л. 370. Мысли, почерпнутые из трактата о молитве, доставленного Дмитрием Ивановичем Поповым 1844 г. в июне. Л. 373–376. О внутренней молитве (11 апреля1840 г.). Л. 377. Примеры важности и действительности моления чрез Имя Господа Иисуса Христа (1843 г.). Л. 377 об. О погружении в себя (июль 1844 г.). Л. 378. О самововращении (28 октября 1840 г.). Л. 380. Исповедь внутреннего человека (ведущая ко смирению) (11 апреля 1855 г.). Л. 384. Наставление, как обращаться с Крестом Иисуса Христа (1844) [список: Мух-294. Л. 8–17 об.] Л. 386. Чтение Слова Божия (25 сентября – 13 октября, 16–27 октября 1849 г.). Л. 394. Часть четвертая. О спокойствии. Л. 394 об. Вступление (19 мая 1859 г.). Л. 395. О спокойствии, внутреннем мире, удовольствии человеческом в земной жизни и радости духовной (4 июля 1857 г.). Л. 395 об. Нечто о истинном удовольствии в земной жизни (9 июля 1857 г.).

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/is...

В Зеленых минеях служба читается под 30 августа (ЗМ_август III: 294–320). Тропарь и кондак читаются также под 30 апреля (ЗМ_апрель II: 43–44). При подготовке текста службы составители ЗМ пользовались печатными изданиями «Служба с акафистом преподобному и богоносному Александру, игумену Свирскому, чудотворцу». Изд.2. Киево-Печерская лавра, 1882 (машинописная копия этого издания имеется в архиве ЗМ) и изданием «Житие, чудеса и служба преподобнаго и богоноснаго отца нашего Александра Свирского ». М., 1888 (ссылка на это издание имеется в печатном тексте). Молитва Александру Свирскому заимствована из сборника «Молитвы Господу Богу, Пресвятой Богородице, святым угодником Божиим, чтомыя на молебных и иных последованиях», Петроград, 1915. Л. 219 об.– 220. Кроме того, добавлены две молитвы: «Молитва преподобнаго Александра Свирскаго Господу Богу и Пресвятей Богородице» и «Таже молитва по вся дни». Сомнительно, что автором этих молитв действительно является св. Александр Свирский . В тексте жития прп. Александра имеются небольшие молитвословия, однако они отличаются от тех, которые помещены в ЗМ. Установить источники этого текста еще предстоит. По крайней мере, вторая из них встречается в сербском фрагменте из Синайского собрания (Sinait. Slav 28/N). Иеромонах Далмат (Юдин), исследовавший текст этой молитвы в составе молитв перед сном, осторожно предполагает, что св.Александр мог использовать эту молитву, однако признает, что «в доступных нам списках его жития нам не удалось найти ни текста молитвы, ни какого-либо косвенного свидетельства об этом». 29 Молитва имеется и в списке XVII в. РГБ, Ф. 304.1. 804. Л. 268–269. Публикация ЗМ способствовала распространению этих молитв. В последующие годы эти молитвы перепечатывались в некоторых книгах, посвященных св. Александру Свирскому . 30 Спасский Ф. Г. Русское литургическое творчество. М., 2008. С. 201–202; Лозинский Р Р., прот. Русская литургическая письменность. Пути исторического развития и анализ богословского содержания. Тула, 2018. С. 159, 194, 476, 508; Попов A. В. Православные русские акафисты. М., 2013. С. 246–247. Служба преподобному Афанасию, Затворнику Печерскому 31

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Krav...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010