В греч. календарях память И. С. отмечается 21 февр. ( Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 50; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 51; Mateos. Typicon. Т. 1. Р. 236; Δπτυχα. 2009. Σ. 41). Кроме того, некий К-польский архиеп. Иоанн, упоминаемый под 30 или 31 авг. вместе с К-польскими архиепископами Александром I и Павлом III ( Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 110; SynCP. Col. 938; Mateos. Typicon. Т. 1. P. 386), является, по мнению И. Делеэ и митр. Софрония (Евстратиадиса), одним лицом с И. С., поскольку 31 авг. упомянут как день смерти этого святого (SynCP. Col. 1038; Σωφρνιος (Εστρατιδης). Αγιολγιον. Σ. 233). Однако существуют др. трактовки этой календарной записи: в комментариях к «Синаксаристу» прп. Никодима Святогорца И. С. отождествлен с Иоанном II Каппадокийцем ( Νικδημος. Συναξαριστς. Τ. 6. Σ. 292-294), а архиеп. Сергий (Спасский) считал, что речь идет об Иоанне IV Постнике ( Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 3. С. 345). Последняя т. зр. отражена в совр. календарях греч. Церквей (Δπτυχα. 2009. Σ. 212). Ист.: Eustathius. Vita Sancti Eutychii. 39-41//PG. 86b. Col. 2320-2321; Evagr. Schol. Hist. eccl. IV 38, V 13; Theoph. Chron. P. 240-241, 243, 248; Nicheph. Callist. Catalog.//PG. 147. Col. 455; Victor Tununensis. Chronicon//PL. 68. Col. 937; Niceph. Const. Chronogr. P. 118; SynCP. P. 749; Mich. Syr. Chron. IV 30, X 31// Idem. T. 2. P. 249, 292-294, 296-297; Ioan. Ephes. Hist. eccl. 1935. Vol. 2. P. 105-106. Изд.: Бенешевич. ДСК. 1906-1907. Т. 1; Bene š evi V., ed. Ioannis Scholastici Synagoga L titulorum ceteraque eiusdem opera iuridica. Münch., 1937. Vol. 1. Лит.: Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 51; Т. 3. С. 80; Haury J. Johannes Malalas identisch mit dem Patriarchen Johannes Scholastikos?//BZ. 1900. Bd. 9. S. 337-356; DTC. T. 8. Col. 829-831; Бенешевич В. Н. Синагога в 50 титулов и другие юрид. сборники Иоанна Схоластика: (К древнейшей истории источников права греко-вост. Церкви). СПб., 1914; Beck. Kirche und theol. Literatur. 1959. S. 144, 422-423; Stein E. Histoire du Bas-Empire. P., 1959. Vol. 2. P. 687-690; Va š ica J. Collectio 87(93) capitulorum dans les nomocanons slaves//Bsl. 1959. Vol. 20. P. 1-8; u ek I. Kormaja Kniga: Stud. on the Chief Code of Russ. Canon Law. R., 1964; Ven, P. van den. L " accesion de Jean le Scholastique aux siège patriarchal de Constantinople en 565//Byz. 1965. Vol. 35. P. 320-352; Allen P. Neo-Chalcedonism and the Patriarchs of the Late VIth Cent.//Byz. 1980. Vol. 50. P. 5-17; CPG, N 7550-7551; Wal, N. van der, Lokin J. H. A. Historiae iuris graeco-romani delineatio: Les sources du droit byzantin de 300 à 1453. Groningen, 1985; RegPatr, N 521-529; ODB. Vol. 2. Col. 1047; EEC. Vol. 1. P. 439; Maksimovi K. Aufbau und Quellen des altrussischen Ustjuger Nomokanons//FM. 1998. Bd. 10. S. 477-508; Белякова Е. В., Щапов Я. Н. Новеллы императора Юстиниана в рус. письменной традиции: К истории рецепции римского права в России. М., 2005. С. 15-39.

http://pravenc.ru/text/469582.html

280b. Ср.: Сир 21 (греч., 21(слав.. 282. Ср.: 239. 285. Ср.: Сир 22 (греч., 22(слав.. 287. Ср.: Клим. Алекс. Стром. IV.139.2; VII.46–47; VII.70.5. 289. Ср. у святителя Григория Богослова в Первом Слове о богословии: «памятовать о Боге необходимее, чем дышать» (цит. по изд.: Святитель Григорий Богослов . Собрание творений. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1994. Т. 1. С. 387. Чедвик отмечает, что этот афоризм часто встречается в поздневизантийских сборниках. 290. Ср.: 125. 294. Ср.: 79. 295. Ср.: Притч 11:24 . 297а. По Чедвику, «297а is orthodox Stoicism». 297b. ­­ 11. 298. Ср.: 245. 300. Ср.: 263. 304. Ср.: 104; bebaio < можно переводить и как «укрепляет, упрочивает». 305. Ср.: 166. 307. Знакомит – sunist_. Возможен перевод: «сближает, представляет». 308. Ср.: 395. Гордится – m_gista frone. 315. Ср.: Плотин. I.4.14. 317. Ср.: 271. 319. Ср.: 244. 320–324. Ср.: Флп 1:20–24 и толкование этого фрагмента у Климента Александрийского (Стром. III.65.3. Чедвик связывает проблему отношения к смерти с вопросом об отношении христиан к гонениям и мученичеству, отмечая, что во II веке было много споров относительно смысла повеления Господа ( Мф 10:23 . Климент понимает его как призыв не к бегству, а к уклонению от провоцирования возможных гонителей. И Климент и Ориген предлагают идти царским путем между трусостью и «безумством храбрых» (Клим. Алекс. Стром. IV.13; IV.76; Ориген . Против Цельса. I.65; VIII.44. Ср.: святитель Иоанн Златоуст . Беседы на Uh. LXXXV.2 . 320. Ср.: Сенека. Письма. 24.22. 321. Ср.: Сенека. Письма. 70.14. 323. Ср.: Epict. Enchir. II.16.18. 324. Оружие.– s:dhroj. 328. Ср.: Сенека. Письма. 81. 331. sunmБrei можно перевести и как «сохраняй» и как «сберегай». Изречение, трудное для понимания; возможно, «соблюдай» следует понимать как «не наказывай» и тогда по смыслу этот афоризм сближается с притчей о пшенице и плевелах ( Мф 13:24–30,37–43 . Перевод Руфина: fratrem volentem a fide discedere persuade ne faciat, et si insanabilis est magis conserva.– брата, желающего отпасть от веры, убеждай не делать , а неисправимого более береги. И здесь остается та же трудность в понимании глагола conservare, как бы его ни переводить.

http://azbyka.ru/otechnik/6/izrechenija-...

Светлана Васильевна Кекова , доктор филологических наук Руслан Равилович Измайлов , кандидат филологических наук Примечания Колкер Ю . Два Заболоцких// Крещатик . 2003. 3 (21). С. 285-309. 2 Там же. С. 302. 3 Заболоцкий Н. Собрание сочинений. В 3 т. М., 1983. Т. 1. С. 497. В дальнейшем все цитаты даются по этому изданию; в квадратных скобках указывается номер тома и страница. 5 Заболоцкий Н. Н. Жизнь Н. А. Заболоцкого. М., 1998. С. 54. 6 Там же. С. 533. 8 Преподобный Иустин (Попович). Страшный суд над Богом//Преподобный Иустин (Попович). Философские пропасти. М., 2004. С. 120-121. 9 Лосев А. Диалектика мифа.//Лосев А. Миф - Число - Сущность. М.: Мысль, 1994. С. 51-53. 10 Ожегов С . Толковый словарь русского языка. М., 1981. С. 473. 11 Там же. 12 Библейская энциклопедия. М., 1991. С. 157. 13 Семёнова С . Человек, природа, бессмертие в поэзии Николая Заболоцкого//Семёнова С. Преодоление трагедии. М., 1989. С. 315. 14 Флоренский П . Столп и утверждение Истины. М., 1990. С. 588. 15 Трубецкой Е. Смысл жизни. М., 1995. С.187. 16 Зеньковский В . Основы христианской философии. М., 1996. С. 191. 17 Монахиня Иулиания (М. Н. Соколова). Труд иконописца. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1995. С. 54. 18 Цит. по: Бицилли П. Элементы средневековой культуры. СПб., 1995. С.18. 19 Там же. С. 18-19. 20 Преподобный Иустин (Попович). Православная Церковь и экуменизм. М.: Паломник, 2006. С. 72 21 Федякин С . «Геометрия» художественного пространства Николая Заболоцкого//Труды и дни Николая Заболоцкого. Материалы литературных чтений. М., 1994. С. 294. 22 Лосев А. О музыкальном ощущении любви и природы//Лосев А. Форма. Стиль. Выражение. М., 1995. С. 604. 23 Там же. С. 606. 24 Лосев А. Строение художественного мироощущения//Лосев А. Форма. Стиль. Выражение. М., 1995. С. 316. 25 Там же. С. 319. 26 Там же. С. 320. 27 Там же. 28 Там же. С. 315. 29 Там же. С. 320. 30 См. анализ 9 Симфонии Бетховена в: Лосев А. О музыкальном ощущении любви и природы//Лосев А. Форма. Стиль. Выражение. М., 1995. 31 Заболоцкий Н. Жизнь Н. А. Заболоцкого. М., 1998. С. 532.

http://ruskline.ru/analitika/2019/03/20/...

Монастыри : Благовещенский 315. Боголюбов домовый 315. Богоявленский 73. Борисоглебский, домовый 313. Воздвиженский 156, 261. Воскресенский, Ростовск. у., домовый 315. Воскресенский, в Караше 330. Зачатиевский, в Москве 311. Зилантов (Жилантов) 283. Козмин, домовый 248, 314. Моисеевский девичий 303, 333. Николаевский, домовый, в Веневе 75, 154, 281, 284, 294, 313, 318, 320, 325, 329, 333, 334. Николаевский Большие Главы 75, 294. Николаевский, на Перерве 27, 72, 130, 175, 269, 309. Новинский, домовый, в Москве 307, 308. Песочный 314. Покровский, на усть Нерли реки 313, 314. Песношский (Пестуский) 240. Рождественский, во Владимире 53, 83. Сновицкий 315. Троицкий-Сергиев 304, 327. Троицкий Яблоновой пустыни 314. Успнский девичий, в Александровск, слободе 321. Успеянский, во Владимире 52. Успенский, в Воронеже 308. Успенский, в Казани 135. Царе-Константиновский 314. Чудов, в Москве 296. Федоровский, домовый 2, 85, 163, 295. Москва , гор. 311, 313, 314, 329, 330, 333; в ней: Белый 39, 225, Земляной, Китай города 39; Кремль 39; ворота: Мясницкия 313, 330, Никитския 302, Тайницкия 318; пруды: Неглинный 302, Пресненские 173, 302–305, 307, 328. Москва , р. 334. Московский уезд 296, 298. Мухин , Павел, дьяк прик. холопья суда 324. Н. О. Назарьевы . Алексей, подьячий 2. Андрей 135. Василий, подьячий поместн. прик. 331. Иван 313. Михаил, старый подьячий преображ. прик. 313; молодой подьячий 317. Нанзин , Григорий, дьяк 73. Нарышкин , Лев Кириллович, бояр. 60, 209, 319, 334. Нарядчики земские 208, 268. Наталья Алексеевна ,-царевна, дочь ц. Алексея Михаиловича 288. Наумова , Агриппина, вдова дворян. 301. Наумовы : Василий, молодой подьячий судн. дворцов. прик. 318. Иван, двор. патриарш. 300. Стефан, двор. патриарш. 300, 308. Невежин , Онисим, дьяк. Поместн. прик. 308, 316. Нелидов , Иван Федорович, стольн. 312. Нелюбов , Тимофей, подьячий патриарш. разр. 333. Непогодин , Прокофий, подьячий патриарш. дворцов, прик. 306. Нерля , река 314. Нестеров , Василий, старый подьячий прик. большого дворца 317, 318. Нектарий , игумен Сновицк. м-ря 315. Нижний Новгород , гор. 315. Никитины (Микитины): Даниил, дьяк казен. дворца 323. Игнатий, елчанин 314. Иван, подьячий поместн, прик. 331. Иван Евфимьевич, клюшник 247, 251, 261, 283, 291, 299, 332. Федор Евфимевич, двор. патриарш. 300. Николай чудотворец, святой 73. Никонов , Яков, дьяк 310, 317, 326. Никон , игумен Покровск. м-ря 314.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Альм, см. Аллузий. Альпы 124. Амальрик, иерусалимский король 205; женится на дочери протосеваста Комнина 263; приходит к Мануилу 311; нападает на Нураддина 323. Амасия 220, 327, 329, 330. Аназарб, город в Киликии, осаждается Иоанном и овладевается им 16; осаждается и овладевается Мануилом 198. Ангел (Иоанн) римский военачальник в Италии 163, 177, 264. Ангел (Николай), римский военачальник 50, 55, 56. Ангел (Константин) римский военачальник 111, отправляется с флотом в Италию 130; сражается с флотом Вильгельма и попадается в плен 132, 133. Андрей, князь Руписканины 186. Андроник Оп отправляется послом к алеманам 77. Андроник Фервин, см. Фервин. Андроник Комнин, двоюродный брат Мануила, отважен в сражении 64; отправляется в Киликию и Исаврию 133; испытывает поражение под Мопсуестиею 136; пользуется вниманием Мануила 136; задумывает тиранию 138, 139; заносит меч на Иоанна 141 ; посягает на жизнь царя 142; содержится под стражею 143; убегает в Тавроскифию 257–269; участвует в осаде Зевгмина 273; отправляется в Киликию 277; сводит постыдную связь с дочерью Исаака, уходит с нею к персам и подвергается анафеме 278. Андроник Комнин, севастократор 119. Анкира 220, 320, 325. Анкона, город в Италии 185; осаждается алеманами и венетами 320; защищается женщиною 321. Антиохия, митрополия Киликии, возмущается против Иоанна и вступает в союз с Левунием 15; присылает к Мануилу послов 30, 31; старается отвратить намерение Мануила вступить в город 206; предается иерусалимскому королю 263. Антр, город в Италии 163. Анхиал – город 101. Апамея – город 294. Аранд – город 210. Армения 201, 320. Архижупан 110, 111, 219, 319. Асикрит, значение этой должности 324. Аспиет (Константин) участвует в сражении против гуннов 300, 301. Аттала, город в Памфилии 5. Афанасий, патриарх антиохийский 233. Афирас река 79. Б ака – крепость в Киликии 17, 20. Балдуин, правитель Моравсии, идет с войском в Палестину 17. Балдуин, иерусалимский король, просит свидания с царем 202; ходатайствует об антиохийцах 203, о Терозе 206; повреждает руку на охоте 230; убит Нураддином 238.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

587 М.А.М.Ю. дела С.Э.П. связка 251 дела 571/15; 576/20; 581/25; 587/31; 588/32; 593/37; 608/52; связка 261 д. 1454/53; связка 262 д. 1559/55; кн. протоколов л. 149–151, 16 декабря 1737 г. и др. 589 Между прочим, см. М.А.М.Ю. дела С.Э.П. связка 245 д. 223/98; связка 247 д. 403/22; 405/24; связка 255 д. 940/108; связка 280 д. 3055; связка 293 д. 4586; связка 300 д. 5454, 5535; связка 305 д. 6153; связка 306 д. 3; связка 307 д. 6318; связка 320 д. 7723 и др. О.А.Св.С. X, 11/60. 590 В 1730 г. по жалобе крестьян приписного к Троице-Сергиеву монастырю – Николо-Песношского монастыря на чинимые властями, управителями и слугами Троице-Сергиева монастыря тягости и разорения, Николо-Песношский монастырь восстановлен был в своей самостоятельности. П.С.З. 26 мая 1730 г. 591 Когда крестьяне Боровенского монастыря Масальского уезда просили у Св. Синода защиты от игумена, очевидно не надеясь на внимательность к их делу Московской Духовной Дикастерии и Московской Конторы Св. Синода, последний не принял их жалобы к рассмотрению, а отослал к этим низшим инстанциям, пригрозив наказанием за обращение непосредственно к нему (П.С.П. т. I, 318, 7 марта 1743 г.). Другой раз, когда вследствие голода в вотчинах Пафнутьева-Боровского монастыря образовалась недоимка в 580 руб., Сенат 7 сентября 1789 г. «с крепким подтверждением велел ту доимку взыскивать без малейшего упущения и времени продолжения, не принимая в том никаких напрасных отговорок» – якобы за недоказанностью бывшего в вотчине голода (М.А.М.Ю. дела С.Э.П. связка 255 д. 864/32). 600 Там же, и еще в М.А.М.Ю. дела С.Э.П. связка 294 д. 4715. Для Конторы была отведена одна палата при Комерц-Коллегии в верхнем апартаменте и от Коллегии Экономии командирован был в нее Иван Топильский, который энергично принялся за порученное ему дело. 601 П.С.З. X, 7967, 12 декабря 1739 г. кн. Штатов, т. 44; М.А.М.Ю. дела С.Э.П. связка 285 д. 3635. 604 Архив Св. Синода кн. И.В. указов 1740 г., л. 68–73. Доклад напечатан у Барсова, Син. Учр. преж. врем. стр. 197–199. В документе М.А.М.Ю. (дела С.Э.П. связка 290 д. 4201) резолюция Анны читается так:

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Verhovsk...

264 Золотарев М. И. Отчет о раскопках в северо-восточном районе Херсонеса в 1978 г.//Архив НЗХТ. – Д. 2051. – Л. 6, рис. 7–11. 265 К этому времени близки находки в подземелье монеты Констанция I и трех монет Льва I (Отчет ООИД... – С. 20). 266 Жития свв. Ефрема, Василея, Евгения, Агафодора, Елпидия, Еферия и Капитона//Лавров П. Жития херсонесских святых в греко-славянской письменности/Памятники христианского херсонеса. – М., 1911. – Вып. 2. – С. 156, sec. 8; Страдание святых священномучеников и епископов Херсонских Василея, Капитона и иных с ними: Пер. с греч. В. Латышев//ИАК. – 1907. – Вып.23. – С. 110, гл.8; Сорочан С. Б., Зубарь В. М., Марченко Л. В. Жизнь и гибель Херсонеса. – С. 568. 267 Подр. см.: Сорочан С. Б., Зубарь В. М., Марченко Л. В. Жизнь и гибель Херсонеса. – С. 294–295, 298–299; Сорочан С. Б., Зубарь В. М., Марченко Л. В. Херсонес... – С. 97–100; Протоиерей Александр Пелин. Топография христианского Херсонеса IV–XIV века: Дисс. ... канд. богословия/Московская Духовная Академия. – Сергиев Посад, 2001 (рукопись). – С. 84–93. 268 Отчет ООИД... – С. 20. Вероятно, именно это обстоятельство подтолкнуло Ю. М. Могаричева заявить, что «убедительных доказательств в пользу раннесредневекового происхождения храма нет», а все материалы и монеты появились в нем «в результате засыпки или попадания натечного слоя после прекращения функционирования церкви» (Могаричев Ю. М. Пещерные церкви... – С. 95). 269 Первое прочтение печати было сделано с ошибками (Юргевич В. Исторический очекр пятидесятилетия императорского ООИД 1839–1889. Одесса, 1889. – С. 65). Имя Георгия Цулы, императорского спафария, а затем протоспафария и стратига Херсона, императорского протоспафария Боспора, ныне хорошо известно из сфрагистических и нарративных источников XI в. (см.: Сорочан С. Б., Зубарь В. М., Марченко Л. В. Жизнь и гибель... – С. 319–320). 272 Ср.: Якобсон А. Л. Средневековый Херсонес. – С. 74; Якобсон А. Л. Крым в средние века. – С. 20; Могаричев Ю. М. Пещерные церкви... – С. 96; Могаричев Ю. М. К вопросу о «пещерном храме» на Главной улице Херсонеса. – С. 229–238.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

1030 А.Е. Крымский жил в Шувейре летом 1897 г., И.Ю. Крачковский – в 1908 г. (См.: Долинина А.А. Невольник долга. СПб. 1994. С. 74–75). 1032 Сказание о Сирийской унии. С. 495; Шарун К., Шейхо Л. Ускуфия-т ар-рум аль-кафулик фи Байрут. С. 197. 1037 «Тамо и ныне от христиан Трипольских погребаются, кто хощет», – писал Григорович-Барский. (Григорович-Барский В. 1800. С. 294). 1063 Рукоп. Хаматура. 1, 25, 32, 38, 39; Рукоп. Мар Юханна Дума. 13, 15. Хури Муса был довольно активен в книгописании и благотворительности, он фигурирует в колофонах рукописей из нескольких сирийских монастырей (Nasrallah J. Chronologue. 1500–1634. P. 4–5). 1072 Джак Т. Дейр миляд ас-Сейида фи Рас Баальбек. С. 533–535. Автор воспринял четыре вертикальные черты, нацарапанные на монастырской стене, как дату основания обители, 1111 г., забывая, что летоисчисление «от Рождества Христова» стало проникать к христианам Сирии только в XVII века 1083 Сюжеты о даровании привилегий Мухаммадом или праведными халифами тем или иным христианским обителям и общинам достаточно распространены в литературе ближневосточных христиан. Тексты этих жалованных грамот, как правило, апокрифичны. В случае с монастырем св. Георгия сообщается, что грамота Омара была написана на толстой серой бумаге, и это позволяет отбросить последние сомнения, поскольку бумагу на Ближнем Востоке научились делать только после 800 г. 1100 Из тех представителей монашества, чье происхождение указано в источниках, можно назвать патриарха Евфимия II Карму (1633–1634 гг.), который был сыном священника из Хамы (Михаил Брейк. С. 437). Патриарх Афанасий III Даббас, монах из палестинской лавры св. Саввы, сумел добиться в 1686 г. султанского берата на патриаршество при помощи своего дяди, возглавлявшего, похоже, одну из дамасских ремесленных корпораций (Там же. С. 444). Но все это, повторим, отрывочные, разрозненные данные, не дающие общей картины. 1103 См. сноску 320. К этому можно добавить и примеры из XVIII века – иерусалимские патриархи Софроний (1770–1774 гг.) и Анфим (1788–1808 гг.) были арабами сирийского происхождения, в молодости принявшими монашество в греческих монастырях Палестины.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

л. 299 об. Глава 163. Слово о исповедании грехов ко отцем. Нач. Отцу стеру живущу близ старца Зинона, сегоже некто вопроси о помыслех. л. 301. Глава 164. Слово св. отца Кирила о небесных Силах. Нач. От небытия в бытие благий человеколюбец Бог сотвори мира сего. Заимствовано из слова Кирилла туровского 144 л. 144. л. 302 об. Глава 165. Мес. августа в 6 день, Слово Иоанна Златоустаг о на Преображение Господа нашего Ис. Христа. Нач. Бог перваго человека сотворив Адама и введе его в рай. На поле тою же рукою показана глава 165, но Слово это относится, кажется, к прибавлениям. Конечная статья в Измарагдах 203 и 91 вместо сей другая, именно: Слово Геннадиа, патр. Коньстантинаграда, о чтущих многыа книгы. Нач. О человече, что требуеши многих ища книг. Прибавления: л. 308. Мес. августа в 27 день, сретение пресв. Владичицы нашея Богородицы и Приснодевы Марии иконы Владимирския повесть о Темир-аксаке. Нач. В лета 6083 бысть во дни княжения благовернаго и христолюбиваго Вел. Князя Василия Димитриевича, Самодержьца русския земли. л. 317. Мес. ноября в 27 день, Слово о Знамении пресв. Владычицы нашея Богородицы, бывшее чюдо бывшее в Великом Новеграде. Нач. Лета 6867 сотворися знамение велико и преславно от иконы пресв. Богородицы в Новеграде. Срав. 142 л. 184. л. 320. Мес. августа в 15 день, Слово св. апостола Иоанна Богослова на Успение пресв. Владычицы нашея Богородицы и Приснодевы Марии. См. 13 л. 223. На первых листах внизу тою же рукою: Лета 7150 (1641) сентября в 17 день дал сию книгу, глаголемую Измарагд, вязниковец Филипп Федоров Сын Полстовалов Троицкого монастыря Георгиевы пустыни в церковь его страстотерпца Георгия (далее другим почерком) и Сергию чюдотворцу, за себя и по своих родителех. 203. (1574). Измарагд, полууст. нач. XVI века, в лист, 268 листов, заглавная заставка фигурная. Заглавие: Книгы Измарагд рекомыя. Глав 164, надписи и порядок те же, какие в предыд. 202, небольшие изменения показаны там же. Впереди оглавление, первый лист коего утрачен. 204. (1626). Измарагд, полууст., XVI века, в лист, 294 листа.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/opisan...

Все же этим анализам и сопоставлениям следовало дать более широкое место. Извинить автора в этом отношении может лишь то обстоятельство, что, потратив треть академического года на последовательное чтение текста, обилием собранного материала он был вынужден работать более над ассоциацией литургических выражений, чем над анализом их. Работа ее видна, например, из такой последовательности цитат по одному и тому же вопросу: т. III, т. II, т. X, (стр. 196); или тт. IX, IV, X, VIII; II, VII, III, XII, IX (стр. 294); или в пределах одного тома: стр. 320, 322, 334, 326, 331, 350, 347 (см. стр. соч. 479). Синтезируя добытое означенным методом, автор предлагает вниманию читателя в систематичном изложении описание христианского богослужения времени св. Иоанна Златоуста , причем картина богослужения отличается возможной в условиях ограниченного времени полнотой, так как под пером автора элементы археологического характера переплетаются с элементами характера идеологического и психологического, чтобы осветить богослужение не только как обряд, но и как движение живой мысли и живого чувства. Мысли сочинения – ясные, выражение их – определенное, а изложение литературное. Чувствуется неослабевающий интерес автора, который невольно сообщается и читателю. И здесь, как во всякой работе, можно, конечно, усматривать недостатки: идеологические (напр. стр. 16), логические (напр. 42–62; 66 ср. 67; 104 ср. 105), стилистические (напр. стр. 25, 195) и грамматико-синтаксические (напр. стр. VIII, 492, 504, 510, 511), а также недостатки внешности изложения: страница примечаний разрывает текст (стр. 41, 53, 81, 87). Автор не имел времени использовать весь тщательно собранный материал (стр. 188, 517). Он остается при жажде работы и при серьезных заданиях, которые предносятся его уму (стр. 200, 237, 315–316, 447, 517), что нравственно обязывает его поработать над устранением указанных недостатков и над выполнением новых заданий, чтобы сделать свою работу общим достоянием чрез печатное слово. Автор безусловно достоин степени кандидата богословия».

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010