пер. Г.А. Тароняна 44. Палладий (ок. 364–431 гг. н. э.) епископ в Еленополе (в Вифинии, на северо-западе Малой Азии), затем в Аспуне (в Галатии, соседней области), автор сохранившегося произведения «Лавсаик» (или «Лавсова история»), собрания назидательных повествований о жизни монахов, посвященного Лавсу, придворному Феодосия II, в Константинополе, и других произведений. Палладию приписывается и сочинение «О народах Индии и братманах», которое сохранилось во многих рукописях, а также в виде позднейшей вставки в роман об Александре Македонском Псевдо-Каллисфена, изданный К. Мюллером в виде приложения к изданию Арриана: Anabasis et Indica/Ed. F. Dübner. Parisiis; Didot, 1846.=III, 7–16 (в романе) y Мюллера. В издании Псевдо-Каллисфена Кролля – Historiae Alexandri Magni recensio vetusta/Ed. W. Kroll. Berol., 1926, эта вставка исключена из текста, но нумерация глав сохранена, т. е. после 6-й главы идет 17-я глава. Сохранились и латинские переводы. Перевод сделан по изданию: Palladius. De gentibus Indiae et Bragmanibus/Hrsg. von W. Berghoff. Meisenheim am Gian. 1967. Этот текст разделен на две части: I, 1–15 и II, 1– 57 (=III, 7–16 у Мюллера). Часть I приписана Палладию, а Часть II приписана самим автором Арриану. Однако сейчас или сомневаются в их авторстве или отрицают его. Как считают, текст состоит из 4 или 5 самостоятельных частей: 1) I, 1–15: обращение автора (Палладия) к Лавсу (вероятно, начало не сохранилось) и сообщение египетского фиванского адвоката об Индии и о брахманах (в изданном тексте читается везде «брагманы»); 2) II, 1–2: отрывок речи Дандамия; 3) II, 3–12: стоико-кинического характера беседа брахманов с Александром Македонским; 4) II, 13, 39: встреча и беседа Александра с Дандамием; 5): II, 40–57: заключительная речь Дандамия. Четвертой части соответствует так называемый «Женевский папирус 271», сер. II в. н. э., сохранившийся в отрывках (см.: Martin V. Un recueil de diatribes cyniques: Pap. Genev. 271//Museum Helveticum. Vol. 16. 1959. P. 77–115. О народах Индии и брагманах

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БОГОРОДИЧЕН гимнографическое произведение, посвященное Пресв. Богородице и завершающее собой цикл таких песнопений, как стихиры , тропари , седальны , каждая из песен канона , эксапостиларии , светильны , тропари на блаженнах ; после нек-рых типов песнопений (напр., ипакои) Б. не используются. Исполнение Б. предваряется стихами «    » или «      » (при соединении неск. канонов «    » стихословится только перед Б. последнего), др. песнопениями они заменяются только в особых случаях: по праздникам, в периоды пред- и попразднств и проч. С Б. не следует смешивать самостоятельные песнопения, посвященные Божией Матери (напр., содержащиеся в службах богородичных праздников); в отличие от них Б. выполняют служебную функцию замыкающих текстов и часто не связаны содержательно с празднуемым событием. Разновидностью Б. являются крестобогородичны, употребляющиеся за будничным богослужением среды и пятницы; в них обращение к Божией Матери содержит воспоминание Креста Господня (как правило, в форме обращения Матери к Своему Распятому Сыну). Б. присутствуют во всех богослужебных книгах (кроме Апостола и Евангелия), в первую очередь в гимнографических: Октоихе, Минее, Триоди. Все Б. можно условно разделить по жанрам песнопений (стихиры, тропари, каноны и т. д.), к к-рым они припеваются. Все они, кроме Б. отпустительных тропарей и (часто) стихир, выписаны в книгах сразу после основных песнопений («наряду»); но для отпустительных тропарей и мн. стихир они выбираются по специальным правилам из корпуса общих Б., заимствованных по большей части из Октоиха. В рус. богослужебной практике корпус общих Б. организован в 4 приложения: 2 стихирных и 2 «отпустительных», т. е. тропарных. 1-е приложение (          ) содержит 16 Б. из циклов воскресных стихир на «Господи, воззвах» (эти Б. называются также догматиками ) и на стиховне; 2-е (                              ) - 60 Б. из циклов стихир на стиховне вечерни и утрени седмичных дней (кроме среды и пятницы, когда вместо Б. поются крестобогородичны) и суббот; 3-е (          ) - 8 Б. воскресных отпустительных тропарей; 4-е (     (      ),                                    ) - 62 Б., взятые из нек-рых циклов седальнов; только это приложение содержит «наряду» со взятыми из Октоиха и др. Б. Приложения печатаются в конце томов служебной Минеи (для удобства использования), т. к. в большинстве случаев именно ее тексты требуют употребления Б., а также в Ирмологии . Кроме того, 3-е (вместе с др. воскресными песнопениями: тропарями, ипакои) и 4-е приложения также входят в Часослов (С. 240-271) и Типикон (гл. 53, 57). Поскольку 1-е и 3-е приложения составлены из воскресных Б., они используются в воскресные дни, по праздникам, отчасти по субботам. В связи с этим Б. 1-го и 3-го приложений нередко именуются «    » (поскольку воскресная служба открывает собой новый глас по Октоиху), а 2-го и 4-го - «      ».

http://pravenc.ru/text/БОГОРОДИЧЕН.html

сост. А.Попов II. Город Инсар и Инсарский уезд Уездный город Инсар лежит при рр. Инсаре и Иссе под 53° 52 сев. шир. и 62° 3 вост. долг., от г. Пензы в 96¼ в. и от соседних городов Пензенской губ.: Мокшана 56 в., Наровчата 56 в., Н.-Ломова 75 в., Краснослободска 89 в. и Саранска 75 в. Основан он в конце XVII стол., в 1708 г. присоединен был к Азовской губ., в 1725 г. с переименованием Азовской губернии в Воронежскую – к той же провинции Воронежской губ.; с 1780 г. по 1797 г. был уездным городом Пензенского наместничества, с 1797 по 1801 г. – Симбирского, а с 1801 г. снова сделан уездным городом Пензенской губернии. Город занимает пространство 199 д. 231 с. Жителей числится по статистическим данным м. п. 2031, ж. п. 2146, обоего пола 4177, в том числе: православных 4150, католиков 18 и магометан 9. Учебных заведений: городское четырехклассное училище, нач. мужское и женское училища. В г. Инсаре церквей: собор 1, приходских 2, приписных 1, кладбищенских 1, часовен и молитвенных домов 1. Церкви все каменные. Инсарский уезд, находящийся на северной части Пензенской губернии, лежит на границах Краснослободского, Наровчатского, Мокшанского и Саранского уездов Пензенской губернии и Лукояновского Нижегородской губернии. Пространство уезда равняется 3983,2 кв. в.=411917 д., в числе которых леса 55663 д., под посевами 150221 д., а остальные под лугами, поселением и т.п. Жителей в Инсарском уезде по последним статистическим данным числится м. п. 101,276, ж. п. 101,995, всего 203,271, в том числе: православных 186,834, католиков 21, евреев 5, магометан 16,411. В заштатном городе Шишкееве православных жителей м. п. 1853, ж. п. 2123, обоего пола 3976. В уезде церквей – приходских 83, приписных 3, домовых 1, кладбищенских 5, при женском монастыре 1, часовен и молитвенных домов 1. В числе церквей каменных 38, деревянных 55. Школ церковно-приходских 35, школ грамоты 22, училищ земских 30. Первый благочиннический округ 1) Города Инсара соборный храм в честь Казанской иконы Божией Матери с приделами Никольским и Предтеченским, каменный, построен в 1816–28 г., а перестроен в 1882–87 г., расстоянием от г. Пензы 96 в. При нем кладбищенская церковь в честь Владимирской иконы Б. Матери, каменная, построена в 1834 г. К соборной же церкви приписана Вознесенская церковь , каменная, построенная в 1774 г. Причта положено: протоиерей, священник, диакон и 4 псаломщика. Земли 33 д. В пользу причта капитал 1460 р. С капитала при Вознесенской церкви причт пользуется % в количестве 155 р. Прихожан м. п. 1981, ж. п. 2007; при Вознесенской церкви прихожан м. п. 24, ж. п. 26. Приход состоит из городских жителей и дер. Васиной Поляны (в 3 в.), Нижней Вязеры (в 6 в.) и Паевки (в 4 в.). В городе 4-хклассное городское училище, нач. мужское и женское училища. В дер. Н. Вязере школа грамоты.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/t...

Закрыть Патриарх Кирилл: Кадровые изменения - ответ на потребности и вызовы Митрополит Варсонофий освобожден от должности управляющего делами Московской Патриархии; назначены новые наместники Свято-Троицкой Сергиевой лавры, Донского и Новоспасского ставропигиальных монастырей 26.02.2019 2166 Время на чтение 4 минуты 26 февраля 2019 года на заседании Священного Синода Русской Православной Церкви было заслушано прошение митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Варсонофия, сообщает Патриархия.ru. Иерарх обратился к Синоду с просьбой освободить его от должности управляющего делами Московской Патриархии в связи со значительно возросшим за последнее время объемом работы по архипастырскому окормлению Санкт-Петербургской митрополии (журнал 4). В прошении Его Высокопреосвященства, в частности, говорится: «Почтительнейше прошу Вас и Священный Синод освободить меня от должности управляющего делами Московской Патриархии, которую по милости Божией я занимаю почти уже десять лет. Это вызвано необходимостью более глубокого личного участия в жизни Санкт-Петербургской епархии, что отнимает много сил и времени в связи с возросшим за последнее время объемом деятельности правящего архиерея. Ведется строительство и восстановление храмов, открыты и открываются новые приходы, увеличивается штат духовенства, повышается уровень взаимодействия епархии и администрации северной столицы. Следует отметить и несение мною обязанностей главы Санкт-Петербургской митрополии. Если в 2014 году, к моему назначению в Санкт-Петербург, в епархии было 198 приходов и 661 клирик, то сегодня — 271 приход и 814 клириков. Сыновне хочу поблагодарить Вас, Ваше Святейшество, за высокое доверие, которое Вы мне оказали, предложив Священному Синоду в 2009 году мою кандидатуру в качестве руководителя Управления делами Московской Патриархии, и оказываете поныне, с любовью восполняя имевшиеся в моей работе недостатки своим мудрым Первосвятительским словом». Члены Синода постановили удовлетворить поданное прошение, выразив сердечную благодарность митрополиту Варсонофию за понесенные труды в Управлении делами Московской Патриархии.

http://ruskline.ru/news_rl/2019/02/26/pa...

сост. монахиня Елена (Хиловская), О.В. Меликова, О.В. Руколь Эпоха гонений: 1918–1941 гг. 836. Желнавакова М. С. Воспоминания о матери. Письма/Публ., примеч.: Н. С. Фудель //АиО. 1999. 4(22). С. 256–277; 2000. 1(23). С. 247–271. Дочь С. И. Фуделя и В. М. Сытиной вспоминает о детстве. 837. Жиромская В. Б. Религиозность народа в 1937 году: (По материалам Всесоюзной переписи населения)//ИВ. 2000. Вып. 1(5). С. 105–114. 838. Иоанн (Снычев), митр. Санкт-Петербургский и Ладожский. История Русской Православной Церкви периода 1917–1944 гг.//ВестнЛДА. 1990. 1. С. 5–17. Состояние РПЦ при свт. Тихоне (Белавине) , сщмч. Петре (Полянском) . 839. Иоанн (Снычев), митр. Санкт-Петербургский и Ладожский. Церковные деятели Русской Православной Церкви 20–30-х гг.: Лекция, прочит. в ЛДА 27 февр. 1989 г.//ВестнЛДА. 1990. 2. С. 9–35. 840. Иоанн (Снычев), митр. Санкт-Петербургский и Ладожский. Состояние Русской Православной Церкви при Сергии в период его заместительства, местоблюстительства и патриаршества//ХЧ. 1991. 3. С. 4–29. 841. Каледа Г. А., прот. О некоторых аспектах духовной жизни Русской Церкви в 30–60-е годы//ЕжБК ПСТБИ, 1992–1996. С. 29–33. Мученичество и исповедничество как факторы усиления религиозных настроений в среде городской интеллигенции. 842. Каледа Г. А., прот. Очерки жизни православного народа в годы гонений: (Воспоминания и размышления)//АиО. 1995. 3(6). С. 127–144. 843. Косик О. В. Из истории Владимирской епархии (1917–1923 гг.)//БСб. 2000. 6. С. 26–75. 844. Крашенинникова Е. Храмы и пастыри//АиО. 1999. 3(21). С. 258–279. Воспоминания о церк. жизни в Подмосковье и Москве в 1930-е гг. 845. Мороз А. Б . Устная история Русской Церкви в советский период: (Народные предания о разрушении церквей)//УЗ РПУ. 2000. 6. С. 177–185. 846. Осипова И. И. История «Истинно-Православной Церкви» по материалам следственного дела//ЕжБК ПСТБИ, 1992–1996. С. 374–380. 847. Поспеловский Д. В. От патриарха Тихона к митр. (патриарху) Сергию: преемственность или предательство?: [Докл. на конф. « Церковь и советская власть в 20–30-х гг.» Санкт-Петербург, май 1992 г.]//ЦиВр. 1992. 3. С. 43–60.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

(1501 - 20.02.1570), прмч. (пам. 20 февр., в Неделю 3-ю по Пятидесятнице - в Соборе Псковских святых, в Неделю 4-ю по Пятидесятнице - в Соборе преподобных отцов Псково-Печерских и в Соборе святых Эстонской земли), игум. Псково-Печерского в честь Успения Пресв. Богородицы мон-ря , иконописец, писатель. Основными источниками сведений о жизни К. являются псковские летописи и разные редакции Повести о Псково-Печерском мон-ре, в т. ч. Повесть, составленная самим К. в 1531 г. (о редакциях Повести см.: Охотникова. 1989. С. 269-271). Вкладная книга Псково-Печерского мон-ря 1558 г. сохранила имена родителей К.: «Месяца февраля… в 20 день преставление Печерскаго игумена Корнилия, с ним же поминаем отца его Стефана да матерь его Марию» ( Апухтин. 1914. С. 14-15). В многочисленных биографических очерках о К. повествуется о его воспитании в стенах псковского Мирожского в честь Преображения Господня мужского монастыря , о влиянии на формирование личности К. псковского дьяка М. Г. Мунехина, однако письменных подтверждений этим сведениям нет. В Повести о Псково-Печерском мон-ре К. описывал как очевидец монастырскую жизнь при игуменах Дорофее (1520(?)-1526) и Герасиме (1526-1529), следов., он пришел в обитель в нач. 20-х гг. XVI в. Вместе со всеми переносил лишения и трудности монастырской жизни. «Многажды же и не обрташеся что ясти, и еже обрташеся, отколе что Богъ пошлет или от жита или овса, то своима руками измилаху и в том хлбы себ творяху, такых же хлбов и яз застах в том монастыр» ( Серебрянский. 1908. С. 548). В 1529 г., в возрасте 28 лет, он был поставлен игуменом и возглавлял обитель 41 год вплоть до своей мученической кончины. Назначение К. игуменом в столь молодом возрасте исследователи объясняют его происхождением (Н. Н. Масленникова), промосковскими взглядами (Н. Е. Андреев), поддержкой свт. Макария , архиеп. Новгородского и Псковского (впосл. митрополит Московский), заинтересованного в продвижении образованных и деятельных представителей духовенства ( Малков. 1993. С. 96).

http://pravenc.ru/text/2458689.html

Глинская пустынь перед первым закрытием (1912–1922) Глава IX После увольнения схиархимандрита Иоанникия (Гомолко) временно управляющим Глинской пустынью в марте 1912 года был назначен наместник Рыльского Николаевского монастыря игумен Евтихий 1360 . Выборы нового настоятеля проводились в Глинской пустыни 4 ноября 1912 года. Большинством голосов (85 из 140) был избран иеромонах Нектарий (в миру Николай Нуждин), временно исполнявший должность настоятеля Глинской пустыни в 1910 году, во время следствия по делу схиархимандрита Иоанникия 1361 . Отец Нектарий родился в городе Рыбинске Ярославской губернии в семье мещан 1362 . Шестнадцатилетним юношей поступил он в Глинскую пустынь. Вначале молодой послушник проходил различные общие послушания, которые назначаются новоначальным (на мойке, кухне, в хлебопекарне), затем был записчиком в храме 1363 , канонархом на клиросе и одновременно проходил послушание в живописной мастерской 1364 . В 1887 году Николай был пострижен в рясофор 1365 . Своим трудолюбием, внимательностью, кротостью и благонравием он скоро привлек к себе внимание настоятеля и был назначен келейником игумена Исаии (Гомолко; впоследствии схиархимандрита Иоанникия) 1366 . Под руководством такого опытного наставника Николай прошел строгую школу духовного делания. В 1894 году, потрудившись в обители почти пятнадцать лет, он был пострижен игуменом Исаией в монашество с именем Нектарий 1367 , в 1898 году рукоположен во иеродиакона, а в 1901 – во иеромонаха. Затем проходил чредное священнослужение и трудился в живописной мастерской. В мае 1904 года о. Нектарий был командирован для исполнения священнических обязанностей в 271-й Льговский полк, где в 1906 году был награжден набедренником, в августе того же года возвратился в обитель 1368 . 8 декабря 1912 года о. Нектарий указом Св. Синода был утвержден настоятелем Глинской пустыни с возведением в сан игумена 1369 . Период его настоятельства совпал с одним из самых сложных периодов истории России. Это и первая мировая война, и революция, и последовавшая за ней гражданская война. В те годы Глинская пустынь принимала самое деятельное участие в помощи бедствующему народу, и в этом велика заслуга ее настоятеля. Он руководил всей многотрудной и многоплановой деятельностью монастыря вплоть до его закрытия и проявил себя рассудительным, предприимчивым и благочестивым настоятелем.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/g...

Закрыть itemscope itemtype="" > «Олимпийские» переживания не должны мешать молитвенному настрою человека Православные священнослужители об Олимпийских играх в Ванкувере и Великом посте 12.02.2010 271 Время на чтение 4 минуты Сегодня, 12 февраля, в Ванкувере открывается XXI Зимняя Олимпиада. Трансляции соревнований будут идти каждый день. На ближайшие 17 дней для многих Игры станут самой обсуждаемой темой. Но как быть, если любимая команда выступает на первой седмице Великого поста, и со всех сторон слышны советы вообще не включать телевизор? - задается вопросом газета «Татьянин день». Как сообщает издание, накануне отъезда в Канаду олимпийской сборной России в Храме Христа Спасителя состоялась встреча спортсменов со Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом. Предстоятель Русской Православной Церкви отслужил молебен и благословил спортсменов на Олимпиаду. В Ванкувер отправится и духовник Олимпийской сборной, настоятель храма святителя Николая в Толмачах при Государственной Третьяковской галерее протоиерей Николай Соколов. В Канаде он будет служить молебны и духовно поддерживать российских спортсменов. Но 14 из 17 дней Олимпийских игр приходится на Великий пост - особое для христиан время. В связи с этим корреспондент газеты обратился к православным священнослужителям с вопросами: Как быть православным любителям спорта? Можно ли смотреть соревнования и болеть за родную команду? Как сочетать спортивный азарт и великопостное настроение? И так ли ценны чувства единения и гордости, которые возникают среди болельщиков, когда наши спортсмены завоевывают первые места? Действительно ли они способны объединить нацию? Клирик храма Казанской иконы Божией Матери на Красной площади священник иерей Игорь Фомин считает, что главное - чтобы «олимпийские» переживания не мешали молитвенному настрою человека и чувству единения с Церковью, которое особенно ощущается на первой неделе поста во время чтения канона Андрея Критского. «А если во время просмотра возникает азарт, который вредит душе, лучше все-таки не включать телевизор, а следить за ходом Олимпиады по результатам соревнований», - советует пастырь.

http://ruskline.ru/news_rl/2010/02/12/ol...

Конспект лекций по пастырскому богословию, читанных в 1910/11 учебном году 271 Введение 1-й билет. Задача пастырского богословия (два чтения), метод (идеальность, практичность, цельность), определение науки. 2-й билет. Возражения против науки пастырского богословия. А) Первое возражение против самостоятельности института пастырства. Оправдание пастырства: a) практическо-дисциплинарное доказательство; b) историко-психологическое доказательство (сознание нужды в ходатае в язычестве, Ветхом и Новом Завете). 3-й билет, с) Нравственно-мистическое доказательство (святость, выделение специального класса, идея «икономии». 4-й билет, d) Догматико-экзегетическое доказательство: разбор Евангелия от Иоанна 20:19–22 ; 1Петр. 5:9 и др. 5-й билет. В) Второе возражение: против особенности пастырского самосознания. Оправдание его: пастырское посредничество, душепопечение, пастырская педагогика, исключительность нравственных требований от пастыря. 6-й билет. С) Третье возражение: о излишности пастырского богословия при существовании других Божественных наук. Отношение пастырского богословия к другим наукам. D) Четвертое возражение. Вопрос о бесполезности (регулятивно-конструктивное значение) и трудности (общность пастырской психологии, аскетическая литература) пастырского богословия, как науки. I. Часть принципиальная. Благодатная сущность пастырского служения 7-й билет. Определение сущности пастырского служения. Обычное определение. Определение проф. Певницкого и Архиепископа Антония. Важность вопроса. Сущность спасения. Вывод. Свидетельство св. Василия Великого , св. Симеона Нового Богослова и о. Иоанна Кронштадтского . 8-й билет. Виды пастырского служения, как благодатного посредничества; сравнительное значение их. Важность вопроса. Благодать, как исходный пункт в оценке трех видов служения: тайноводственного, молитвенного и руководственного. Взгляд архим. Антония и других на сущность пастырского служения. Свидетельство св. Григория Богослова , Слова еп. Феофана Затворника и св. Иоанна Златоуста . Возражение со стороны «первенства» обязанности учительства (в порядке: 1Кор.1:14, 17 ; личный подвиг).

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла НАБЕДРЕННИК В РПЦ наградной элемент богослужебного облачения священников, представляет собой матерчатый плат прямоугольной формы, украшенный изображением креста, крепится за 2 угла к длинной ленте, накинутой через плечо, и носится на правом бедре (если же надета палица , то на левом). Символизирует «меч духовный, который есть Слово Божие» (Еф 6. 17). В отличие от палицы Н. используется только в правосл. Церквах, зависящих от рус. традиции (прежде всего получивших автокефалию от РПЦ), в греч. же Церквах Н. никогда не было (иногда Н. встречаются у священников Грузинской Православной Церкви, но все они получены в качестве награды от патриарха или епископов РПЦ). Существует неск. гипотез появления Н. По мнению нек-рых исследователей, он является производным от палицы (греч. πιγοντιον, букв.- «наколенник»; такой перевод дан и в принятом ныне «Чиновнике архиерейского служения»; в древнерус. источниках чаще называется «полица», т. е. небольшой кусок ткани или то, что находится возле полы платья; созвучие с палицей, т. е. «дубинкой», вероятно, появилось под влиянием символического образа «меча»). Палица изначально была частью архиерейского облачения ( Theod. Balsam. Responsa. 37 (1193 г.)//PG. 138. Col. 988-989), но вскоре стала даваться ставрофорам (архонтам Великой ц.), некоторым протоиереям и архимандритам ( Sym. Thessal. De Sacra Liturgia. 83//PG. 155. Col. 261, 264). К кон. XIV в. все греч. архимандриты имели эту привилегию ( Miklosich, Müller. Vol. 2. P. 22 (1381 г.), 568 (1397 г.)). На Руси палица впервые упоминается в «Сказании о черноризском чине» свт. Кирилла II, еп. Туровского (ТОДРЛ. Т. 12. С. 360; этот текст в последующей традиции входил в состав Кормчих книг). В XVI в. палицу носили архимандриты крупнейших монастырей (сначала - Киево-Печерской лавры, с 1561 - Троице-Сергиевой лавры, а позже и нек-рых других). В южнорус. традиции в кон. XVI в. вручение палицы вошло в состав чина на поставление архимандрита. Однако в Архиерейском служебнике 1665 г. (архиеп. Лазаря (Барановича)) вместо палицы говорится о вручении Н. (ГИМ. Син. 370 (271). Л. 239; см.: Горский , Невоструев. Описание. Отд. 3. Ч. 1. С. 126). Возможно, целью введения в обиход Н. было стремление оставить палицу только как элемент архиерейского облачения и знак высокого отличия, а для более массового употребления среди священников использовать иную форму - Н. При этом молитва, к-рая читается при надевании Н., осталась та же, что и при надевании палицы (Пс 44. 4-5).

http://pravenc.ru/text/2564568.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010