Основные события кн. Исход нашли отражение и в других богослужебных чинопоследованиях: напр., чудо изведения воды из скалы упоминается в богородичном тропаре в чине отпевания мирян (Требник. Ч. 1. С. 193), а победа израильтян над египтянами - косвенно в молитве из чина обручения (Там же. С. 96). А. Е. Петров Проблема датировки события И. Различные теории поселения евреев в Ханаане (напр., возникновение этноса из местного семит. населения ( Dever. 2003), постепенное проникновение небольшими группами в Ханаан и проч. (обзор теорий см.: Pitkänen . 2004)) допускают широкие хронологические рамки для события И. ( Finegan. 1998. P. 224). За последние 150 лет в библейской науке предложено много вариантов датировки И. в широком диапазоне - от XVIII до XIII в. до Р. Х. (см.: Арсений (Соколов). 2005. С. 19-21). В библейском тексте ни фараон - угнетатель евреев, ни фараон, при к-ром произошел И., не названы по имени, кроме того, в нач. XX в. археологических данных было немного, поэтому библейские события исследователи относили к разным периодам егип. истории. С сер. XX в. до наст. времени наибольшее признание специалистов получили ранняя - XV в. до Р. Х. и поздняя - XIII в. до Р. Х. датировки И. ( Finegan. 1998. P. 225). Во-первых, в Библии есть 2 группы текстов, сообщающих о дате И., к-рые взаимно исключают друг друга: 3 Цар 6. 1; Исх 1; Суд 11. 26; Деян 13. 19-20 и Исх 1. 11 ( Hoffmeier. 2007. P. 235); во-вторых, ряд археологических артефактов можно интерпретировать как свидетельство в пользу каждой из датировок; в-третьих, известны археологические данные, к-рые получают объяснение только в случае верности одной из датировок. Поэтому в пользу каждой из них выдвигается не к.-л. отдельный факт, а группа аргументов. Данные библейского текста Существуют 2 группы библейских текстов, на первый взгляд противоречащие друг другу в датировке И. Ранняя датировка опирается на сообщение 3 Цар 6. 1 о том, что 4-й год царствования Соломона приходится на 480-й год после И. Поход фараона Сусакима (Шешонк I в егип. источниках) против Иерусалима упомянут в 3 Цар 14. 25 в 5-й год царствования Ровоама (сына Соломона). Шешонк I правил в Египте в 945-924 гг. до Р. Х., поход против Иерусалима датируется 925 г. до Р. Х.; следов., конец царствования Соломона определен 930 г. до Р. Х., а 4-й год его царствования был в 967/6 г. до Р. Х. Поэтому, согласно 3 Цар 6. 1, событие И. приходится на 1447/46 г. до Р. Х. ( Hoffmeier. 2007. P. 230; Finegan. 1998. P. 225). В тексте LXX в 3 Цар 6. 1 имеется разночтение: говорится о 440 г., а не о 480 г., тогда И. можно отнести примерно к 1417/16 г. до Р. Х.

http://pravenc.ru/text/1237705.html

240. Сперанский М. П., Из истории русско–славянских литературных связей. М., 1960. 241. Сырку П., К истории исправления книг в Болгарии в XIV веке. I. Время и жизнь патриарха Евфимия Тырновского. СПб., 1890; Вып. II, Тексты, СПб., 1890. 242. Тихомиров Н. Д. Галиикая митрополия. Церковноистори–ческое исследование. СПб., 1895. 243. Тихомиров М. П., Исторические связи России со славянскими странами и Византией. М., 1969. 244. Тихомиров М. Н., Пути из России в Византию в XIV–XV вв. Византийские очерки. М., 1961. 245. ТОДРЛ: СССР, Академия Наук, Отдел древнерусской литературы, Труды, Ленинград, 1934-. 246. Троицкая Летопись. Реконструкция текста. Изд. М. Д. Приселков, М. — Л., 1950. 247. Тверская Летопись. ПСРЛ, XV, 1863. 248. Вальденберг В., Древнерусские учения о пределах царской власти. Петроград, 1915. 249. Макарий, митрополит. Великие Четьи Минеи. М., 1868. 250. Воскресенская летопись. ПСРЛ, VII, СПб., 1856. 251. Византийский Временник, 1894-. 252. Вздорное Г. И., Роль славянских монастырских мастерских письма Константинополя и Афона в развитии книгописания и художественного оформления русских рукописей на рубеже XIV–XV вв., ТОДРЛ, XXIII, 1968. 253. Журнал Министерства Народного просвещения. СПб., 1834. notes Примечания 1 225, I, с. 75. 2 31, .V 438. 3 Помимо многочисленных упоминаний русов в византийских, латинских и арабских источниках IX–X1I веков, к числу наиболее важных текстов по истории византийско–русских связей относятся: а) Сочинения патриарха Фотия, см. 5, с. 5–57; английский перевод см. 98, с. 82–110; б) Трактат «Об управлении империей», написанный императором Константином VII Багрянородным (см. 4, с подробным комментарием Д. Оболенского); в) «Начальная летопись», см. 225. 4 Neilos Doxopatris, Notitia patriarchatum, P. G. CXXXII, кол. 1105. 5 См. 163: того же автора 164, с. 144–173. 6 136, с. 27. 7 Рождество Христово. Вечерня. Стихира на «Господи воззвах», «Слава и ныне». Авторство этого гимна традиционно приписывается императору Льву VI (886–912 гг.), но идеи его восходят к знаменитому «Жизнеописанию» Константина Великого, составленному Евсевием Кесарийским. См. 47, с. 254. 8

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=719...

28 Вместо 311 года, обычно принимаемой даты смерти Менсурия и начала донатистского раскола, О. Seeck, Urkundenfalschungen des 4. Jahrhunderts, в Zeitschrift fur Kirchengeschichte, B. XXX, 1909, S. 224–225 (ср. его же, Geschichte des Untergangs der antiken Welt. B. III. Berlin 1909, S. 318:505) устанавливает более раннюю дату – 307 год. (А. Б.) – 429. 29 D. J. Chapman, Donatus the Great and Donatus of Casae Nigrae, в Revue bene-dictine, 1909, p. 13–23, признает Доната Великого за одно и то же лицо с Донатом из Casae Nigrae. Ср. также О. Seek, Urkundenfalschungen des 4. Jahrhunderts, в Zeitschrift fur Kirchengeschichte, B.XXX, 1909, S. 225–227 (и его же Geschichte des Untergangs der antiken Welt. B. III. Berlin 1909, S. 509–510). (А. Б.) – 435. 30 Современные исследователи подчеркивают, что донатизм возник в результате сложного взаимодействия религиозных, социальных и политических факторов. Центром его стала Нумидия, где существовали мощные реликты языческих верований (культ Ваала – Хаммона в романизированной форме культа Сатурна), и еще в середине II в. после Р.Х. здесь существовали человеческие жертвоприношения. Сатурн был ревнивым и страшным божеством, требовавшим от своих почитателей фанатического исполнения всех обрядов и ритуалов. См.: W. Н. С. Frend, The Donatist Church. A Movement of Protest in Roman North Africa. Oxford 1952, p. 25–93. Определенную роль в возникновении донатизма сыграл также монтанизм, пустивший глубокие корни в североафриканской церкви. См.: Н. Кутепов, Раскол донатистов. Церковно-историческое исследование. Казань 1884, с. 1–5. (А. С.) – 436. 31 Ср. В. В. Болотов, Из истории церкви сиро-персидской. Πρεργον: Из эпохи споров о пасхе в конце II в. Христ. Чт. 1900, I, 439–454, особенно 450–454 (отд. отт. 111–126:122–126); ср. также экскурс Е: Церковный год сиро-халдеев. 1901,1, 937–938 (169–170) прим. 1 (о «косой пасхе» армян). – Журналы заседаний Комиссии по вопросу о реформе календаря при Русском Астрономическом Обществе в 1899 г. Приложение V, стр. 31–49 (доклад В.В.Болотова о пасхалии, читанный в 3-м заседании Комиссии 31 мая 1899 г.). – День и год мученической кончины св. евангелиста Марка. Христ. Чт. 1893, II, 143–174 (отд. отт. 281–312), 409 (317) прим. 71. – Настоящий отдел редактирован свящ. Д. А. Лебедевым , которому принадлежат и все дальнейшие примечания, отмеченные инициалами Д. Л. (А. Б.) – 460.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Boloto...

При обозрении дальнейшей жизни св. Кирилла Kopallik подробно останавливается на борьбе его с новацианами (ss. 4 – 9) и евреями (ss. 9 – 12), на убиении Ипатии (12 – 43), на деле об Иоанне Златоусте (34 – 65), на борьбе с несторианством и его последствиями (65 – 225) и на столкновении с Ювеналием Иерусалимским (225 – 229). Остальные факты и стороны жизни и деятельности св. Кирилла (напр., его архипастырская деятельность до несторианских волнений, последние годы его жизни и мн. др.) Kopallik даже не упоминает. Что же касается характера и метода этого сочинения, то почти справедливо оно названо одним ученым „панегириком св. Кириллу” 2 : ради защиты чести св. Кирилла от нападок недоброжелательных к нему историков, Kopallik, как увидим, иногда не стесняется извращать даже первоисточники своего труда. Библиографический очерк об этом сочинении дал проф. А. Лебедев 3 . Из русской литературы мы можем указать тоже только два сочинения, специально трактующие о жизни и деятельности св. Кирилла. А именно: · 1, Неизвестного автора „Краткое сведение о св. Кирилле, архиепископе александрийском“ 4 – статья, написанная по Acta Sanctorium, Bollandi, и по славянской Минеичетьи; научной ценности она не имеет. О грубых погрешностях, допущенных автором, мы в свое время будем говорить. · 2, Архим. Порфирия (Попова), „Св. Кирилл, архиепископ александрийский“ 5 . Это едва-ли не первый специальный труд на русском языке о св. Кирилле, написанный с приемами научной работы. Он написан под сильным влиянием Tillemonm’a, но далеко не исчерпывает его, так что знакомому с последним нет нужды читать это сочинение. Правда, есть в нем попытка дать специальное обозрение литературной деятельности св. Кирилла, но эта попытка ограничивается почти только перечнем его сочинений и кратким указанием их содержания. Кроме этих сочинений, специально обозревающих почти всю жизнь св. Кирилла, нам пришлось при изучении отдельных моментов, явлений и сторон жизни и деятельности св. Кирилла и для уяснения современной ему эпохи проштудировать целый ряд иностранных и русских сочинений.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Aleksan...

Чуд. 5. Требник. Первая половина XIV в. 4°. 96 л. Пергамен. Записи: л. 65 – перед чином исповеди «Господину князю Семену Володимеровичю» (полуустав XIV–XV вв.); л. 1 об.–5 – «Чудова монастыря казённая» (конец XVIII в.). Содержание: л. 1 молитва разрешительная инокам (почерк конца XIV в.); л. 65–83 – чин исповеди; л. 67–68 – поучение-наставление об исповеди; л. 68–70 об. – вопросник о «блудных» грехах; л. 71 об.–72 – вопросник женщинам (Ж-Чуд. 5); л. 72 об.–78 об. – Вопрошание исповеданию, л. 79–83 – молитвы разрешительные; л. 95–96 – молитва разрешительная. Описания: Описание пергаментных рукописей Государственного Исторического музея. Ч. 1. Русские рукописи/Сост. М.В. Щепкина, Т.Н. Протасьева, Л.М. Костюхина, В.С. Голышенко//Археографический ежегодник. 1964. М., 1965. С. 180; Описание рукописей Чудовского собрания ) Сост. Т.Н. Протасьева. Новосибирск, 1980. С. 7. Издание: Алмазов. Т. 3. С. 102–105, 159, 274–277; Приложения ко второму тому. С. 71,72 (чин исповеди, в том числе поучение-наставление об исповеди, вопросник о «блудных» грехах, Ж-Чуд. 5, Вопрошание исповеданию; молитвы разрешительные, л. 1, 95 96). Чуд. 54. Требник со служебником. Вторая четверть XVI в. 4°. 459 л. Записи: л. 1–36 «Декабря 17 день по приказу архимарита Кирила да келаря старца Иосифа Елизарова казначеи старец Гуреи отдал сию книгу в подмосковную монастырскую вотчину в село Рожественое к церкви Рожеству Христову при священнике тое церкви при Иване Лукине. А кто похочет сию книгу советом лукаваго врага от тое церкви зависти ради, малоумием, неразсудя нагло похитити, и того судит и обличит нелицемерный Судия Христос Бог наш и воздаст по делом его в день Страшнаго Суда, аминь». (XII в ); л. 63 об.–70 «Продал сию книгу Потребили поп черной Герасим с Волоколамсково...» (нрзб.); л. 414 об. – образец летописи освящения церкви в тексте, рукой писца. «В лето 6000-ное 72 индикта 4 священа бысть церков святаго отца имярек, при великом князи, имярек, при митрополите, имярек, месяца, имярек, в 1 или в кое число прилучится, на память святаго, его же прилучится день, в кое число». Содержание: л. 204 об.–231 – чин исповеди; л. 208 об.–209 – вопросник о вере (ВВ-Арханг. 72); л. 209–209 об. – краткий вопросник мирянам (Кр-Свир. 91); л. 209 об.–210 об. – поновление мужчинам; л. 211–211 об. – поновление мирянам; л. 215–216 об. – вопросник инокам (Основная редакция); л. 217–218 об. – вопросник священникам (Основная редакция); л. 218 об.–219 – поновление священникам- бельцам; л. 219 об.–221 об. – поновление священникам-бельцам; 221 об.–223 – поновление инокам; л. 223 об.–225 – поновление инокам; л. 225 об.–228 – молитва разрешительная; л. 231 об.–233 – чин причащения больного. Описание: Описание рукописей Чудовского собрания/Сост. Т.Н. Протасьева. Новосибирск, 1980. С. 37–38. Издание: Алмазов. Т. 3. С. 175–176, 182–183 (вопросник инокам и вопросник священникам в Основных редакциях). Рукописи Института рукописи Национальной библиотеки Украины им. В. И. Вернадского

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/isp...

Q. I .851. Требник. Конец XVI в. 4°. 272 л. Филиграни: 1) Герб, вид: Лихачёв. 1870 (около 1567 г.): 2) Герб с рожком, вид: Лихачёв, 1947 (1600 г.); 3) Кувшин с двумя ручками, цветком и литерами JD, тип: Брике, 12877 (1591 г); 4) Кувшин с двумя ручками, цветком и рисунком, тип: Дианова Кувшин, 547 (1615 г.) Запись: л. 272 – «Смотрил грешной чернец Козма» (XVII –начало XVIII в). Содержание: л. 142–164 об. – чин исповеди; л. 148 об.–153 – поновление мирянам; л. 153–153 об. – поновление вельможам: л. 153 об.–157 об. – вопросник мужчинам (М-Арханг. 38); л. 157 об.–158 – вопросник вельможам (В-Калик. 1); л. 158–164 – поновление; л. 165–181 – чин исповеди иноков и священников: л. 165–169 – поновление инокам и священникам; л. 173–175 – вопросник священникам (Основная редакция); л. 175–180 – поновление священникам; л. 181–188 об. – чин исповеди; л. 182 об.–185 – поновление мирянам; л. 185 об.–188 об. – вопросник женщинам (Ж-Арханг. 38). Издание: Алмазов. Т. 3. С. 171, 200–201 (В-Калик. Г. поновление, л. 158–164). Q. I Служебник. XV в. 4°. 225 л. Сербский. Содержание: л. 219 об.–225 – чин исповеди; л. 222 об.–223 об. – Наставление- вопросник; л. 223 об.–224 – поновление мирянам. Описание: ПС XV, 1535. Q . I . 1297. Требник. Начало XV в. 4°. 197 л. Сербский. Содержа ние: л. 165–170 об. – чин исповеди; л. 166–166 об. – Наставление-вопросник; л. 166 об.–167 – разрешительная молитва с перечислением грехов. Q. п . I . 6 1. Требник. XIV в 4°. 135л. Пергамен. Запись: л. 1 «Из собрания архим. Антонина». Содержание: л. 102–108 – чин исповеди; л. 103 об.–104 – перечень грехов; л. 106–108 – поучение о епитимьях. Описание: Гранстрем Е.Э. Описание русских и славянских пергаменных рукописей. С. 107. О. I .35. Требник. XVI в. 8°. 340 л. Содержание: л. 18 об.–23 об. предысповедные поучения; л. 30–35 об. – поновление; л. 35 об.–47 об. – чин исповеди мирян; л. 47 об.–54 – поновление дьяконам; л. 59–61 об. – вопросник инокам (Основная редакция); л 61 об.–63 – вопросник священникам (Основная редакция); л. 73–77 – поучения о епитимьях; л. 124–158 – чин исповеди; л. 125 об.–131 об. – поновление; л. 131 об.–135 – поновление инокам. Издание: Алмазов. Т. 3. С. 141–142, 222–223, 235–237 (поновление дьяконам: чин исповеди, л. 124–158, в том числе поновление инокам).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/isp...

«Этика Фихте», стр. XVII. Ibid., стр. 77. Ibid., стр. 74. Его несколько позже развивал и И. Ильин (см. о нем дальше) в ряде статей в «Вопросах фил. и психол.». См. особенно статью «Философия Фихте, как религия совести» (Вопр. фил. и псих. 122). «Этика Фихте», стр. 137, 143. Ibid., стр. XVIII. Ibid., стр. 186. Ibid., стр. 183. К сожалению, 2-й том книги «Этика преображенного эроса» не появился в печати. «Этика преображенного эроса», стр. 234. Ibid., стр. 236. Ibid., стр. 242. Ibid., стр. 231. Бытие «первого измерения»— мир временно-пространственный, бытие «второго измерения» – мир идей или сверхпространственный и сверхвременный, – Абсолютное есть «бытие третьего измерения» (Ibid., стр. 224—225). «Этика преображенного эроса», стр. 229. Ibid., стр. 108. Ibid., стр. V. Юнг Карл Густав (1875—1961), швейцарский психолог и психиатр, основатель «аналитической психологии». Ibid., стр. VI. Ibid., стр. 109. См. § 4 в главе IV в книге «Этика преобр. эроса». См. особенно Ibid., стр. 106. 34 «Этика преображенного эроса». Ibid., стр. 104. Ibid., стр. 119. Ibid., стр. 134. Гартман Николай (1882—1950), немецкий философ, основоположник «критической (новой) онтологии». Ibid., стр. 157. Ibid., стр. 174. Превосходное раскрытие этой идеи в гл. VIII (Ibid., стр. 200). Ibid., стр. 216. Замечательны слова Вышеславцева: «независимость, суверенность, вершинность нашего «я» усматривается легче, нежели зависимость от Абсолюта. Интуиция самого себя легче, нежели интуиция Абсолютного» (Ibid., стр. 216), но именно в этом пункте у Вышеславцева появляются нотки метафизического плюрализма – устранить каковые ему так и не удалось. Ibid., стр. 229. См. Ibid., стр. 225. Ibid., стр. 231. Ibid., стр. 273. Вышеславцев очень любит освещать философские проблемы параллелями из современного научного мышления (Ibid., гл. IX), – это было уже в книге «Этика Фихте». См. мой этюд «О роли воображения в духовной жизни» (по поводу книги Вышеславцева) («Путь»). См. кроме «Этики преображенного эроса» два этюда— «Образ Божий в грехопадении» и «Образ Божий в существе человека», первоначально в немецкой книге Kirche, Staat und Mensch – Russ. Orthodoxes Symposion Genf. 1937 (позже в «Пути»).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Из помещенных в Русском Обозрении статей «об ученом монашестве» две я прочитал, а последняя еще не читана. Относительно первых двух статей почти с Вами согласен, тем не менее, должно сказать, что в них немало есть и действительных фактов, отчасти г. (Продолжение следует). Журналы собраний Совета Московской Духовной Академии за 1910 год//Богословский вестник 1910. Т. 3. 12. С. 225–256 (4-я пагин.) —225— жертвенный культ при патриархах еврейского народа, 5) Главу IV, где утверждает положение о центризме ветхозаветного культа в Моисеевы времена и при последующем его развитии и описывает жертвенник, 6) Главу V, где дает классификацию жертв в терминологии Моисеева Пятокнижия и общую концепцию жертвенного обряда, 7) Главу VI, где описывает частные виды ветхозаветных жертв – оля, хаттат, ашам, шеламим и наконец 8) Главу VII, где занимается символикою и типикою ветхозаветных жертв, приводя патристические христологические толкования частностей жертвенного обряда. Как видно по рубрикам, автор исследует предмет своей работы во всей его полноте, но он и тут не избежал дефекта: внося малосущественные детали, он опустил отдел о праздничных жертвах (поэтому жертвоприношение в типе мусафа, хотя бы т. н. мерубба кущей, и даже такая выдающаяся жертва, как агнец пасхальный, у него не описываются). По мнению автора идея греха – основа культа: в природе человека заметны две противоборствующие силы: грех и его влечения, святость и её требования; происходит борьба подобия животного с подобием Божиим, и жертва является средством создать противовес животности, она – мост, связывающий душу с Небом. От этой идеологии следовало перейти к жертвенной казуистике, но автор предпочитает говорить по поводу жертвенных обрядов, мало описывая их в их полноте. Отсюда он поверхностно определяет место культовых актов, относя, например, Библейские бамот к естественным возвышениям (стр. 83), приписывает жертвеннику всесожжения ящикообразный вид и ставит его у входа в скинию, безосновательно высказывается за синхронизм молитв и жертв уже в домоисеевы времена (стр. 89), не исследует вопроса о функциях первородных, как священников, в патриархальные времена, ограничиваясь простым фактом выкупа первородных в Моисеевы времена, тогда как предположение о закреплении за первородными функций священства (кегуна) встречает не мало отрицательных инстанций в еврейской древности. Автор не видит нужды в установлении различия в жертвенной терминологии патриархальных времен сравнительно с обозначением видов жертв

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Второе : – опытность должна сводить проповедника со многими случаями в жизни, содействующими познанию людей, должна водить его из дома в дом, от одного человека к другому для верных наблюдений над всем; должна часто поставлять его в критические обстоятельства, дабы познание было живее, опыт ощутительнее. XXXIII. 2. Убеждение воли §§ 225–230. Основание Христианского убеждения воли. Психический или духовный способ убеждения. Христианское начало сего способа. Средства: Библейское. Церковное. Опытные средства. § 225. Наука много указывает средств для убеждения воли. Все эти средства (их излагают Риторики и Логики), конечно, доставляют в известных случаях знатную пользу умеющим пользоваться ими. Не смотря на то, надобно согласиться, что свойство и сила истинно Христианского убеждения не слишком много зависят от искусства и науки. Оно не состоит ни в возбуждении страстей, ни в изобретении доводов хитрых и ослепляющих своим блеском и нечаянностью, ни в диалектических тонкостях и ловкости различных приёмов эстетических, ни в знатной Риторической фигуре и т. д. И слово моё, говорит Апостол о методе своего преподавания, и проповедь моя не в препретельных (παϑητικις страстных, убедительных) человеческия премудрости словесех (доводах человеческого искусства и науки): но в явлении духа и силы ( 1Кор.2:4 ). В чём же состоит это духовное и сильное убеждение воли, так хорошо известное Апостолу? На волю действует только воля; духовная сила воли, которою обладает действующий, преодолевает и влечёт к своей цели волю тех, на кого устремлено действие. Отсюда и характер истинно Христианского убеждения воли есть ни больше, ни меньше, как подлинный характер истинно Христианской воли в самом проповеднике. Убеждает тот, кто сам убеждён; убеждаете сильно, духовно, Христиански, если сила и дух Божий пересоздали, укрепили, двигнули на святую деятельность Христианскую волю его. Христианская воля, укрепляемая верою, сильнее всякой другой воли ( Мф.17:20 ); и потому убеждает только тот, кто обладает ею, – говорит ли он много или мало, или даже совсем не говорит. Знаем из опыта, что у человека сильного духом, одно слово: так, не так , мгновенно убеждает; знаем также, что одно мановение руки повелевает, один взгляд или известное положение чела запрещает, умоляет, предсказывает .

http://azbyka.ru/propovedi/chtenija-o-ce...

Свентослава, см. Святава (Свентослава) Свердлов М. Б. 18–19, 25, 44, 57–58, 64–65, 72, 78, 84, 97, 105, 107, 109, 115, 117, 120, 123, 135, 154–155, 158, 160, 188, 191, 197–198, 200, 208, 218, 225, 230, 238, 252, 254, 273–274, 276, 282–283, 285–286 Святава (Свентослава), ж. чешского кор. Братислава II, д. польского кн. Казимира I (ум. в 1126 г.) IV VI, 173 Святоплук, кн. чешский (1107–1109) VI, 303 Святополк (Святоплук) II, кн. великоморавский (870–894) 225 Святополк Владимирович, кн. киевский (1015–1016, 1018–1019) IV, IXa, 39, 61, 67–68, 71–74, 76–77, 80, 80–83, 82, 132, 135, 170–171, 228–229, 229, 298, 344 Святополк Изяславич, кн. киевский (1093–1113) IV, V, IXa, 175, 177–178, 198–199, 202, 207, 214, 255, 265, 360–361, 363 Святополк Мстиславич, кн. новгородский (1142–1148), владимиро-волынский (1150– 1154) VI, IXb, 263 Святослав Всеволодович, кн. киевский (1176–1194, с перерывом) IXa Святослав Игоревич, кн. киевский (ок. 960–972) IXa, 23, 45, 49, 65–66, 117, 164 Святослав Игоревич, кн. перемышльский (уб. в 1211 г.) IXa Святослав Мстиславич, кн. владимиро-волынский (ум. в 1182/4 г.) IXb, 310–312, 318 Святослав Ольгович, кн. черниговский (1157–1164) IXa Святослав Ярославич, кн. черниговский (1054–1073), киевский (1073–1076) II, III, IXa, 112, 119–121, 155, 157, 250, 339–341, 352, 357–358 Се(мо)мысл, кн. поморский (1040-е гг.) 351 Серватий, св., еп. тонгернский и маастрихтский (ум. ок. 384 г.) 84 Сердик, легендарный основатель династии кор. западных англо-саксов (кон. V в.) 195 Сигеберт из Жамблу, лотарингский историограф (ум. в 1112 г.) 156–158 Сигрид (Свентослава?) Гордая, ж. шведского кор. Эрика Победоносного, затем – датского кор. Свена I Вилобородого, д. польского кн. Мешка I (?) (ум. после 1014 г.) IV, VII, 130 Сигурд I Крестоносец, кор. норвежский (1103–1130, с 1122 г. единолично) VII, IXb Сигурд Свинья, из рода норвежского кор. Харальда Прекрасноволосого (нач. XI в.) VII Сильвестр II, п. римский (999–1003) 55, 69, 278 Сим, с. библ. праотца Ноя 215 Симеон (Трирский), св. (ум. в 1035 г.) 120

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010