Царским повелением первоначально К. м. полагалось иметь 40 насельниц, но в 1594 г. в обители проживали уже 64 сестры (Повесть. 2006. С. 53). В 1654-1656 гг. Казань сильно пострадала от эпидемий чумы, в К. м. погибли почти все сестры. В кон. XVII в. в К. м. проживало ок. 100 насельниц, ок. 1741-1745 гг.- игумения, 4 соборные монахини и ок. 95 монахинь, а также стряпчий и водовоз. По указу 1809 г. штат мон-ря должен был состоять из игумении, казначеи, 50 монахинь и 50 послушниц. В нач. XIX в. в К. м. проживало ок. 20 монахинь (число послушниц неизв.), в 1827 г.- 32 монахини и 86 послушниц, в 1855 г.- 51 монахиня и 73 послушницы, в 1873 г.- 52 монахини, 61 рясофорная послушница, 186 белиц, в 1899 г.- игумения, казначея, благочинная, ризничая, 50 штатных, заштатная, 4 сверхштатные монахини, 175 рясофорных послушниц, 130 белиц, в 1910 г.- 61 монахиня, 234 рясофорные послушницы, 127 белиц. В XVII - 1-й пол. XIX в. причт К. м. составляли 3-4 священника, во 2-й пол. XIX - нач. XX в. в обители служили протоиерей, 3 священника, 2 диакона, 4-6 псаломщиков, к-рым полагалось ежегодное жалованье: протоиерею - 28 р. 56 к., священникам по 17 р. 15 к., диаконам - по 11 р. 47 к., псаломщикам - по 8 р. 97 к. Причт пользовался 26 дес. сенокосной земли и получал с «вечных вкладов» 758 р. в год ( Богословский. 1900. С. 518). В кон. 80-х гг. XIX в. К. м. выкупил для причта 2-этажный кирпичный дом (снесен в 2000) напротив мон-ря, на ул. Б. Казанская (ныне Б. Красная, 14). Во 2-й пол. XIX - нач. XX в. в монастыре служили заслуженные протоиереи с академическим образованием: в 1854-1869 гг.- Флегонт Талантов (профессор церковной истории Казанского ун-та), с 1886 (1887?) г.- прот. Василий Братолюбов (магистр СПбДА), в 1905-1912 гг.- прот. Александр Зеленецкий (бывш. ректор КазДС). В 1913-1916 гг. 2-м священником К. м. был сщмч. Феодор (Гидаспов) . В 1920-1928 гг. последним настоятелем монастырского собора был прот. А. В. Лебедев . Святыни Явленная Казанская икона Божией Матери в кон. XVI в. на средства царского казначея Дементия Ивановича Черемисинова (сына воеводы И. Черемисинова, принимавшего участие во взятии Казани) была украшена золотым окладом с драгоценными камнями и жемчугом («златом, камением драгим и жемчюгом великим»). К кон. XIX в. икону украшало неск. драгоценных риз, в т. ч. золотая праздничная (дар царя Феодора Иоанновича), на к-рую надевалась др. риза, украшенная крупным жемчугом с бриллиантами и драгоценными камнями. Будничная риза также была украшена жемчугом, имела золотые венцы и множество бриллиантовых украшений и драгоценных камней. В 1767 г. имп. Екатерина II приложила к иконе бриллиантовую корону.

http://pravenc.ru/text/1319812.html

" Избавляюще го от истления жизнь твою» ( Пс.102:4 ). Отведенных в Вавилон пленников Он освободил от рабства, но не избавил от тленной жизни; нам же Он даровал надежду воскресения, дал залог Духа и обла­чил нас в одежду нетления. «Ибо благодатью вы спасены через веру, – говорит божественный апостол, – и сие не от вас, Божий дар: не от дел, чтобы никто не хвалился» ( Еф.2:8–9 ); и опять: «Христос Иисус пришел в мир спасти грешников, из которых я первый. Но для того я и помилован, чтобы Иисус Христос во мне первом показал все долготерпение, в пример тем, которые будут веровать в Него к жизни вечной» ( 1Тим.1:15–16 ). Вот венец благо­дати и человеколюбия. Так и божественный Исаия от лица невесты взывает: «радостью буду радоваться о Господе, возвеселится душа моя о Боге моем; ибо Он облек меня в ризы спасения, одеждою правды одел меня, как на жениха возложил венец и, как невесту, украсил убранством» ( Ис.61:10 ). И немного спустя: «и будешь венцом славы в руке Господа и царскою диадемою на длани Бога твоего» ( Ис.62:3 ). Все это дары жениха, потому что невеста принесла одну только веру. " Исполняюще го благие желания твои, обновится, как у орла, юность твоя» ( Пс.102:5 ). Так как есть худые желания, которые и закон запрещает, то хорошо прибавил он: «благие», потому что испол­няет Господь благие наши желания. »Просите, – говорит Он, – и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам; ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят» ( Мф.7:7–8 ). «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам» ( Мф.6:33 ). " Обновится, как у орла, юность твоя». Опять и это обновление нам даровал Господь – во святом крещении, когда, очистив старость греха, сделал нас, уже соста­рившихся (грехом), юными. Согласно с этим говорит Бог чрез пророка Исаию: «надеющиеся на Господа обновятся в силе: поднимут крылья, как орлы» ( Ис.40:31 ). Так как при создании мы получили божественный и царственный образ, а потом испортили и омрачили его всякого рода грехами, то пророческое слово и обещает нам вос­становление в царском достоинстве. Орел – царственная птица и считается царем птиц. Этим указывает нам и образ божественной славы, что она обновляется в нас отложением ветхого человека и облечением в нового, обновляемого в познании Творца. Так, гово­рит, будет обновлена твоя юность, что она всегда и впредь будет обновляться в нетленной жизни. Так как орел из всех птиц самая царственная и достигает в своем полете наибольшей высоты, а с другой стороны – из всех животных единственное способное смотреть на сияние солнечного света и выдерживать его, не закрывая глаз, то вполне справедливо обновление души, полет ее от земли на небо, и будущую жизнь ее в высочайшем свете, пророк срав­нил с природой орла. " Господь – творящий милостыни и судь бу всем обижаемым» ( Пс.102:6 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Вот эти слова Христа: «Идите, научите все народы» (Мф. 28:19) исключают человеческую мудрость в различных философских и псевдорелигиозных умозаключениях и измышлениях. Человечество уже проверило их в своем горьком опыте, – и они не привели его никуда; они не привели жаждущую человеческую душу никуда, как только к бесплодным пескам бессмыслицы и уныния, ибо «Только в Боге успокаивается душа моя! Ибо на Него надежда моя. Только Он – твердыня моя и спасение мое…» (Пс. 61:2-3). Дорогие, братья и сестры! «Жажду воды Живой!» - как бы вопиет душа каждого из нас. И Слово Божие – ответ на этот вопль сердечный. Поэтому Евангелие следует благовествовать не как формальную и абстрактную теорию, но как живую силу, способную изменить жизнь человека. Ведь первые ученики являли Христа своей жизнью, и Бог трудился вместе с ними, подкрепляя «слова последующими знамениями» (Мр. 16:20). Удивительно красивыми словами повествует об этой благородной миссии пророк Исайя: «Как прекрасны ноги благовестника, возвещающего мир, благовествующего радость, проповедующего спасение, говорящего Сиону: «воцарился Бог твой!» Торжествуйте, пойте вместе развалины Иерусалима, ибо утешил Господь народ Свой, искупил Иерусалим. Обнажил святую мышцу Свою пред глазами всех народов; и все концы земли увидят спасение Бога нашего» (Ис. 52:7,8,9). Если человек не обретает смысл своей жизни в чем-то исключительно важном, как говорит святоотеческая мысль в «едином на потребу», - то стоит ли рождаться на свет вообще, стоит ли жить лишь для прожорливых челюстей смерти, если дальше лишь мрак, уныние и ужас? Но мы знаем, зачем живем на этой земле. Жизнь для нас, уже не «дар напрасный, дар случайный», а великий дар Творца человеку, данный для того, чтобы он мог достигнуть вечного высшего блаженства. Наша деятельность, наше служение ближним – не работа Данаид, наполняющих бездонную бочку, не пустые труды Сизифа без всякой надежды сделать человека действительно счастливым, а соучастие в работе Христовой, которая должна окончиться в царстве любви и славы Божьей. Самые страдания, которыми полна жизнь, уже не смущают нас, ибо мы начинаем понимать, что эти страдания готовят нас и ближних наших к блаженной жизни с Богом, что будущее не только заставит страдальцев забыть прошедшее, но и заставит их благословлять это прошедшее как путь к радости и счастью. Сама смерть – это лишь переход в другую жизнь, более светлую и более радостную, если, конечно, мы ее удостоимся.

http://ruskline.ru/analitika/2021/06/27/...

В высшей степени сомнительным представляется различение лексем пришлец и пришелец (с. 283): последняя форма есть не что иное как Род. пад. мн. ч. от первого слова, единожды во всем Священном Писании по ошибке употребленная в качестве Им. пад. (Нав 8. 33); во всех остальных случаях греч. prosêlytos соответствует пришлец. О семантическом разведении этих слов смешно даже говорить. Впрочем, эта же ошибка, основанная на плохом знакомстве с древнерусскими сверхкраткими, уже имеет прецедент в словаре прот. Гр. Дьяченко (соотв. статья). К столь же сомнительным лексикологическим открытиям относится изобретение второго значения слова лепота, основанное на единственном примере: язык огнь, лепота неправды (Иак 3. 6), который автор предлагает понимать в западноевропейском изводе, отправляющемся в этом случае от Вульгаты: «язык — огонь, целый мир (вселенная) неправды» (с. 172, 402–403). Действительно, в Священном Писании слово kosmos употребляется равным образом и как мip — «вселенная», и как лепота — «украшение». Но логически неверно воспринимать эту семантическую вилку как равносторонний треугольник – никогда лепота не будет значить мip. При желании здесь можно говорить лишь об ошибке переводчика, но не о новом, доселе неведомом значении славянского корня. Некоторое пренебрежение Синодальным переводом и, следовательно, всей стоящей за ним традицией, продемонстрированное в последнем случае, к недоумению читателя распространяется и на другие места Священного Писания. Пророчество Давида: разделиша ризы моя себе и о одежди моей меташа жребий (Пс 21. 19), с удивительной точностью сбывшееся при Распятии Господа (Ин 19. 24), теряет свою актуальность в расплывчатом: «разделили между собой покровы мои, и делили по жребию одежды мои» (стиль, весьма напоминающий акад. С. С. Аверинцева), хотя уже от внимания Евангелиста не ушло то, что бросали жребий об одной одежде, а именно о нешвенном хитоне Христовом, в то время как прочие одежды были поделены начетверо без всякого жребия. Еще более выпадает из контекста перевод слов из Пролога Евангелия от Иоанна: и благодать воз благодать (Ин 1. 16) как «милость в ответ на милость (дар в ответ на дар)» (с. 61). Все без исключения переводы и толкования этих слов не сомневаются в том, что здесь выражено умножение благодати (в значении под номером 5 по Седаковой), даруемое в Боговоплощении.

http://patriarchia.ru/db/text/38681.html

29 . Соблюдать заповеди Божия: да будет сердце ваше вполне предано Господу Богу вашему, чтобы ходить по уставам Его и соблюдать заповеди Его (3 Дар. 8, 61). – Вложу внутрь вас дух Мой, и сделаю то, что вы будете ходить в заповедях Моих и уставы Мои будете соблюдать и выполнять ( Иез. 36, 27 ). 30 . Жить во свете и истине: прийдите, и будем ходить во свете Господнем ( Ис. 2, 5 ). – Вы были некогда тьма, а теперь – свет в Господе: поступайте как чада света ( Ефес. 5, 8 ). – Наставь меня, Господи, на путь Твой, и буду ходить в истине Твоей ( Пс. 85, 11 ). – Подражайте, братия, мне и смотрите на тех, которые поступают по образу, какой имеете в нас, т. е, в апостолах ( Филип. 3, 17 ). 3. О самолюбии (Из творений св. Тихона задонского ). а) Понятие о самолюбии. «Когда человек любовь, Богу единому должную, обращает к себе, сие называется самолюбие, которое не что иное есть, как самого себя неумеренное любление». б) Признаки самолюбия. " Знак самолюбия, когда кто, оставивши волю Божию, свою исполняет... Знамение самолюбия есть, когда кто уклоняется от зла, не ради воли Божией, зла не хотящей, но, или ради страха человеческого, или для похвалы или из корысти... Знамение самолюбия есть, когда кто, имея дарование какое-либо: богатство, например, разум, здравие, приписывает оные своему тщанию и трудам, а не Богу... Знамение самолюбия есть, когда кто, в беде какой и несчастии находясь, не терпит, но ропщет. Ибо таковый волю свою воле Божией предпочитает, без которой ничто приключиться не может. Знак самолюбия есть, когда кто, что ни делает, ради прославления имени своего делает... Как боголюбие есть корень и источник всех благ мира, покоя, согласия: так самолюбие есть начало всех зол и бед на свете, как выше сказано...» в) Плоды самолюбия. «От самолюбия всякое в мире бедствие. От самолюбия – брани, от самолюбия толико проливается человеческой крови; толико остается вдов, плачущих о мужах своих, толико матерей – по сынех своих, толико детей – по отцах своих сетующих, толико сражающихся запустевает государств и градов, толико иждивается казны, толико делается беспокойствия, смятения, страха в обоих государствах!..

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

1 . Во Христа крестившись и во Христа облекшись (см. Гал.3:27 ), вы Сыну Божию сообразными (см. Рим.8:29 ) учинились. Поскольку Бог , предопределивший (см. Еф.1:5 ) вас в усыновление, учинил сообразными телу славы Христовой (см. Флп.3:21 ). Соделавшись же причастниками Христу (см. Евр.3:14 ), вы достойно именуетесь христианами, то есть помазанными, и о вас Бог сказал: не прикасайтесь к помазанным Моим ( Пс.104:15 ). Помазанными же вы соделались, когда приняли тождеобразие Святого Духа: и все на вас образно, то есть в подобии, совершилось, потому что вы образ Христа. Он, омывшись в реке Иордане и преподав от пота Своего Божественного благоухание водам, восшел от них, и было на Него существенное наитие Святого Духа, когда на подобном подобное опочивало. Так и вам, когда вышли вы из купели священных вод, преподано помазание, сообразное тому, которым Христос помазался. Оное же есть Дух Святый, о Котором и блаженный Исаия в своем пророчестве говорил от лица Господня: Дух Господа Бога на Мне, ибо Господь помазал Меня благовествовать нищим ( Ис.61:1 ). 2 . Ибо елеем, или миром телесным, Христос от человек не был помазан, но Отец, предпоставив Его во Спасителя всему миру, помазал Духом Святым, как Петр говорит: как Бог Духом Святым и силою помазал Иисуса из Назарета ( Деян.10:38 ). И Давид-пророк вопиял, вещая: Престол Твой, Боже, вовек; жезл правоты – жезл царства Твоего. Ты возлюбил правду и возненавидел беззаконие, посему помазал Тебя, Боже, Бог Твой елеем радости более соучастников Твоих ( Пс.44:7–8 ). И каким образом Христос воистину был распят, погребен и воскрес, а вы через крещение в подобии и сраспяться, и спогребстись, и восстать с Ним удостоились, так и в Миропомазании. Он духовным елеем радости помазался, то есть Духом Святым, который елеем радости нарицается, потому что есть виновник духовной радости; вы же помазались миром, сделавшись общниками Христу и причастниками. 3 . Но смотри не почитай этого мира простым. Ибо как хлеб в Евхаристии, по призывании Святого Духа, не есть более простой хлеб, но Тело Христово, так и святое миро не есть более простое, ни обыкновенное по призывании, но дар Христа и Духа Святого, присутствием Божества Его бывающий действительным. Им знаменательно помазуются твое чело и другие орудия чувств. И когда видимым образом тело помазуется, тогда Святым и Животворящим Духом душа освящается.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Ierusal...

     Священные таинства нашей Православной Церкви носят освящающий и преображающий характер в земной жизни человека. Так же и брак, будучи «тайной великой» (Эф. 5:32), является проявлением и осуществлением любви внутри Церкви. В Таинстве брака, через единение мужчины и женщины, «Церковь являет дар «вечной жизни» (1 Тим. 6:19). Отношения супругов становятся церковным событием, которое реализуется главным образом в Церкви. Можно сказать, что это опыт участия в общении Святых. Не случайно, сопоставление брачного союза с Церковью стало с самого начала общим учением в Священном предании нашей Церкви. По этой причине и сам брак, или семья, характеризуется как «домашняя церковь» (см. Рим. 16:5, 1 Кор. 16:19, Кол. 4:15). Св. Иоанн Златоуст говорит: «Не малая добродетель – созидать домашнюю церковь» (PG. 61:376). Принятие брака и осознание его святости относилось к духовенству с момента основания Церкви. Все мы знаем, что среди Св. Апостолов были и состоящие в браке (ср. Мф.8:14, Деян.21:9). Поэтому в нашей Православной Церкви не применяется принцип обязательного безбрачия для духовенства, который мы, к сожалению, наблюдаем у еретиков-папистов. Напротив, Первое правило Гангрского Собораанафематствует тех, кто гнушается брака (Свод правил, 3:100), а по Четвертому правилу этого же Собораанафеме подлежит тот, кто осуждает женатых священников и предпочитает безбрачных как более чистых (там же, 103. Также см. Гангр.10). Здесь необходимо подчеркнуть, что безбрачие в монашеской жизни – это особый дар, который дается от Бога по желанию стремящегося стать монахом. Сам Господь сказал нам: «Не все вмещают слово сие, но кому дано» (Мф.19:11). Апостол Павел четко проясняет вопрос о браке духовенства. Он пишет в послании к Тимофею: «Но епископ должен быть непорочен, одной жены муж, трезв, целомудрен, благочинен, честен, страннолюбив, учителен» (1 Тим.3:2). [Прим.: Когда епископов начали выбирать из числа монахов, для них было приостановлено действие предписания об однобрачии]. В продолжение Апостол говорит нам: «Диакон должен быть муж одной жены, хорошо управляющий детьми и домом своим» (1 Тим.3:12). Подобным образом он наставляет Тита: «(Чтобы ты) поставил по всем городам пресвитеров, как я тебе приказывал: если кто непорочен, муж одной жены, детей имеет верных, не укоряемых в распутстве или непокорности» (Тит.1:6).

http://pravoslavie.ru/117942.html

сост. А.Ф. Грушина Библиография Храм Святителя Николая в Клённиках 1. Торжество в Николаевской, что в Клённиках, церкви//Московские епархиальные ведомости. 1870. 11. С. 6–7. 2. Холмогоров Г., свящ. Юбилейные церкви//Московские церковные ведомости. 1901. 20. С. 259–261. 3. История храма//Московские церковные ведомости. 1901. 20. С. 260–261. 4. Романовский Н., свящ . Заметка к статье «Юбилейные церкви» // Московские церковные ведомости. 1901. 27. С. 326–328. –Уточнения и дополнения к истории храма. 5. Холмогоров Г., свящ . К 200-летнему юбилею Николаевской, что в Клённиках, церкви//Московские церковные ведомости. 1901. 35. С. 403–404. 6. Романовский Н, свящ. Вынужденное слово//Московские церковные ведомости. 1901. 43. С. 514–515. – Дополнения к истории храма. 7. Денисов Л. И. Первое заседание Церковно-археологического отдела при Обществе любителей духовного просвещения//Московские церковные ведомости. 1902. 6. С. 78–79. – Описание архитектуры храма. 8. Червяков А. Д. Московский архив//Московский журнал. 1991. 5. С. 52–54. 9. Дар московскому приходу//Московский журнал. 1992. 6. С. 61. – О передаче М. А. и Н. А. Струве двух икон письма Т. В. Ельчаниновой в храм Свт. Николая Чудотворца в Клённиках. 10. Бобринский Б., прот. Живая Россия//Русская мысль. 1993. 3971.19–25 марта. С. 16. – О восстановлении храма Святителя Николая в Клённиках в 1990-х гг. 11. Храм Николая Чудотворца в Клённиках (Блинниках)//Указатель материалов о московских храмах, напечатанных в журнале «Московские епархиальные ведомости – Московские церковные ведомости» (1869–1918)/сост. Н. В. Власова, С. П. Прохоров, В. К. Степанов. М., 1993. С. 45. 12. Указатель московских церквей/сост. М. Александровский (1915). Репр. изд. М., 1996. С. 10. 13. На службе Богу//Православная беседа. 1999. 4. С. 22–26. – Рассказ о св. прав. Алексии и сщмч. Сергии. 14. Фрезинская Н. Р. По Покровке-Маросейке...//Московский журнал. 2000. 6. С. 46–53. 14. Паламарчук П. Сорок сороков: Краткая иллюстрированная история всех московских храмов: в 4 т. 3-е изд. М., 2007. Т. 2. С. 182.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Mechev/...

Смирение истинное – осознать свою немощь. САМОУКОРЕНИЕ есть признак смирения. Смирение есть алфавит ДУХОВНОЙ ЖИЗНИ. Смирение в том, чтобы все дела Богу приписывать. Признак смирения – непрестанное стремление к благодати и оправданию Божию. Смирение за все благодарит Бога. Смирение считает себя достойным всех наказаний. Признак смирения – все ТЕРПЕТЬ без ропота. Признак смирения – считать себя недостойным Божией милости. Смирение убегает славы. Смирение всем проявляет ПОСЛУШАНИЕ, а своим положением никогда не превозносится. Если в сердце нет смирения, то и вообще никакого смирения нет. Смирение должно быть не только внешнее, но более внутреннее. Смерть и участь тела после кончины приводит к смирению. Смирение есть плод действия БЛАГОДАТИ. Пришествие к человеку Самого Царя Небесного приводит к смирению. Смирение не боится падения, так как считает себя ниже всех. Смирение приходит от САМОПОЗНАНИЯ. Смирение от познания своей нищеты и немощи. Смирение – познание бедности духовной. Наша жизнь зависит от Бога. По рождению, воспитанию и жизни ЧЕЛОВЕК – немощное существо, и нечем ему ГОРДИТЬСЯ. Смирение рождается от страха наказания. Смирение есть следствие СТРАХА БОЖИЯ. Смирение от рассуждения о благости Божией. Смирение рождается от познания величества Божия. Смирением подражать Христу в служении ближним. Должно ПОДРАЖАТЬ Христу в смирении. Смирению научиться от Христа, родившегося в убожестве. Смирению ХРИСТОС научает нас Своим примером (8, с.941–950). Смирение никогда не падает (32). Смирение нам необходимо и нужно в земной жизни, как воздух или вода для тела. Без смирения мы не сможем правильно шествовать по спаситель­ному Христову пути. Пусть в нашем сердце постоянно звучат слова Христа Спасителя: «Научитесь от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем, и обря­щете покой душам вашим». Если мы приобретем эту добродетель, то с ней и умирать будет не страшно (3, с.61). Что необходимо делать, чтобы приобрести смирение Смирение есть благодатный дар Божий и поэтому должен испрашиваться молитвой, смирение рождается от познания своих недостатков и самоукорения (6, с.102).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/d...

О Памво  61 (10.1) Этой горе принадлежал и блаженный Памво, наставник братьев: Диоскора епископа, и Аммония, Евсевия, и Оригена , племянника Драконта, мужа дивного. Сей Памво имел многие добродетели и совершенства, среди коих и следующая. Такое имел презрение к золоту и серебру, какого требует слово «Господне». (10.2) Ибо рассказывала мне блаженная Мелания: «Вскоре после прихода в Александрию из Рима, услышав о добродетели его (блаженный Исидор рассказал мне и сопровождал меня к нему в пустыню), принесла ему триста литр серебра, прося его принять часть от моих трудов. Он же, сидя и плетя ветви, благословил меня только голосом и сказал: «Да воздаст тебе Бог». (10.3) И говорит своему эконому Оригену «Возьми и употреби все на братию в Ливии и на островах. Эти монастыри весьма нуждаются». И приказал ему не давать никому в Египте, поскольку изобилует страна. Я же, – говорит, – стояла и ожидала, что он меня почтит и восхвалит за мой дар, но ничего от него не услышав, сказала ему: «Чтобы ты знал, господин, сколько там – триста литр». (10.4) Он же, даже не кивнув, отвечал мне: «Тому, кому принесла это, чадо, нет нужды в весе. Ибо измеряющий горы 62  тем более знает количество серебра. Если дала его мне, хорошо сказала. Если же Богу, не презревшему и двух оболов 63 , – молчи». Так устроил, – говорила она, – Господь, когда вошла я в гору. (10.5) Спустя немного времени почил человек Божий, без жара и без болезни, но плетя корзину, будучи лет семидесяти. Он послал за мной, и когда шило завершало последний прокол и он должен был отходить, говорит он мне: «Возьми эту корзину из моих рук, чтобы помнить меня. Ибо другого тебе не имею что оставить». Приготовив к погребению и обвив пеленами, положила я его тело. И так я оставила пустыню, и до смерти эту корзину сохраню у себя». Сей Памво, умирая, и в самый тот час кончины предстоятелю Оригену , пресвитеру и эконому, и Аммонию, мужам прославленным, и остальной братии так говорил: «С того времени, как я пришел в это место пустыни, и построил свою келью, и поселился в ней, не помню, чтобы ел хлеб туне 64 , не от трудов своих рук. Не раскаивался в слове сказанном до настоящего часа. И так отхожу к Богу, будто и не начав пути (10.7) Ориген же и Аммоний, рассказывая нам, добавили свидетельство о нем: «Никогда на вопрос из Писания или какой-либо практический вопрос не отвечал сразу, но говорил: «Еще не нашел». Часто же проходило и три месяца, а ответа не давал, говоря, что не схватил. Так они получали его ответы всесторонне взвешенными по Богу, как от самого Бога». Ибо такую добродетель, говорили, имел он , и выше всех – добродетель основательности (10.8) И рассказывают такое дело о Памво, что Пиор подвижник 65 , придя к нему, принес свой хлеб и на упрек его: «Зачем это сделал?» – отвечал: «Чтобы тебя не отяготить». Его наставил красноречивым молчанием. По прошествии времени, придя к нему, приносит размоченный хлеб и на вопрос отвечает: «Чтобы тебя не отяготить и

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010