25. 1337–1388 76А. 655–711 – 14. 236–316 Commentarius in Aggaeum prophetam Толкование на книгу пророка Аггея 25. 1387–1416 76А. 713–746 – 14. 316–360 Commentarius in Abacuc prophetam Толкование на книгу пророка Аввакума 25. 1273–1338 76А. 579–654 – 14. 13–235 393 De viris illustribus О знаменитых мужах 23. 601–719 Richardson. 1896. 1–56; Ceresa- Gastaldo. 1988 5. 258–314 393 Adversus Iovinianum Против Иовиниана 23. 211–338 Bickel. 1915. 382–420 4. 122–293 396–397 Commentarius in Ionam prophetam Толкование на книгу пророка Ионы 25. 1117–1152 76. 377–419 SC. 323. 159– 318 13. 244–307 Commentarius in Abdiam prophetam Толкование на книгу пророка Авдия 25. 1097–1118 76. 349–374 – 13. 163–192 Contra Ioannem Hierosolymitanum Против Иоанна Иерусалимского 23. 355–396 79А – 4. 311–365 397–402 Tractatus LIX in Psalmos 59 Бесед на Псалмы – 78. 3–352 Anecdota Maredsolana. III. 2 397–402 Tractatuum in psalmos series altera Другая серия Бесед на Псалмы – 78. 353–447 Anecdota Maredsolana. III. 3 Tractatus in Marci Evangelium Беседы на Евангелие от Марка – 78. 449–500 Anecdota Maredsolana. III. 2 398 Commentarium in Apocalypsin Толкование на Откровение 5. 317–344 – CSEL. 49. 17–153; SC. 423. 46–123 Commentarii in Evangelium Matthaei Толкования на Евангелие от Матфея 26. 15–218 77 SC. 242, 259 16. 1–316 401–402 Apologia adversus libros Rufini Апология против книг Руфина 23. 395–492 79. 1–116 SC. 303 5. 1–133 Contra Vigilantium Против Вигилянция 23. 339–352 79С – 79C 406 Commentarius in Zachariam prophetam Толкование на книгу пророка Захарии 25. 1417–1542 76А. 747–900 – 15. 1–195 Commentarius in Malachiam prophetam Толкование на книгу пророка Малахии 25. 1541–1577 76А. 901–942 – 15. 196–252 Commentarius in Osée prophetam Толкование на книгу пророка Осии 25. 815–946 76. 1–158 – 12. 136–332 406 Commentarius in Ioelem prophetam Толкование на книгу пророка Иоиля 25. 947–988 76. 159–209 – 12. 333–395 Commentarius in Amos prophetam Толкование на книгу пророка Амоса 25. 989–1096 76. 211–348 –

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej-Fokin/...

Крещение св. Зиновия. Фрагмент картины «Крещение св. Зиновия и поставление во епископы». После 1500 г. Худож. С. Боттичелли (Национальная галерея, Лондон) Согласно агиографической традиции, З. род. в сер. IV в. во Флоренции и, возможно, там же получил образование. В возрасте 20 лет он отказался от брака и принял крещение, что вызвало гнев родителей. Однако З. удалось не только успокоить их, но и привести ко Христу. Еп. Феодор назначил З. архидиаконом. Во время посещения Флоренции Амвросий Медиоланский познакомился с З. и взял его с собой в Рим, где представил папе Дамасу I , принявшему его в число клириков. В Риме З. исцелил сына префекта. В это время во Флоренции скончался еп. Феодор, выборы его преемника привели к конфликту между православными (кафоликами) и арианами. Дамас I направил к ним З., к-рый единогласно был избран епископом. Вероятно, эта история была сочинена на основе сходного эпизода из Жития свт. Амвросия; пребывание З. в Риме при папе Дамасе не подтверждается др. источниками. Не исключено, что Амвросий Медиоланский, находясь во Флоренции, рекомендовал З. в качестве преемника еп. Феодора. Во Флоренции З. основал при загородной ц. св. Лаврентия небольшую монашескую общину, в к-рую входили диак. св. Евгений и субдиак. Крискентий. При жизни святитель прославился как чудотворец: исцелял больных, изгонял демонов, воскрешал умерших. Однажды он на время воскресил диак. Евгения, чтобы тот мог встретить приехавшего в город свт. Амвросия. По инициативе З. во Флоренцию были доставлены мощи Римских мучеников Авдона и Сенена и Бононских (Болонских) мучеников Виталия и Агриколы (согласно местной традиции, святыни подарил городу Амвросий Медиоланский, однако скорее всего они были подарены свт. Евсевием , еп. Бононии). Антонин Флорентийский ошибочно указал, что З. скончался в 424 г., при Римском папе Иннокентии I († 12 марта 417). Власий датировал кончину святителя 415 г., в правление императоров Феодосия (Феодосий II Младший, 408-450) и Гонория (395-423). Однако ранее Лаврентий Амальфийский указывал, что З. скончался в правление Гонория и Аркадия (395-408). На основании этих поздних и противоречащих друг другу свидетельств точную дату кончины З. установить невозможно.

http://pravenc.ru/text/199813.html

Смирнова (Россет) Александра Осиповна 14, 16, 106, 108, 109, 112, 363, 374, 386–389, 418, 443 Смоленск 20, 420 Снегирев Иван Михайлович 27, 116, 223, 390, 411 — «Русские простонародные праздники и суеверные обряды» 116 («описание праздников и обрядов»), 390 Соболевский Сергей Александрович 37, 367 «Современник» 11, 12, 14, 16, 35 («Журнал Пушкина»), 50 («его журнал»), 101, 108, 133, 134, 363, 366, 367, 371, 374, 382, 388, 393, 394 Соленик Карп Трофимович 34, 365 Соллогуб Владимир Александрович 404 Сологуб Л. А. 16 Сосницкий Иван Иванович 12, 38, 173, 368, 379, 402 Средиземное море 133 Станиславич, художник 344, 345, 450 Станкевич Н. П. 422 Стасов В. В. 451, 452 Страсбург 16 Строганов, владелец дома 260 Строев Сергей Михайлович (Скромненко) 219 («Строевы»), 262, 410 Сухарева, владелица дома 89 Сципион 128, 130 «Сын отечества» 409 Т альма Франсуа-Жозеф 82, 331 Тальони Мария 83, 123, 381, 392 Тамбурини Антонио 81, 381 Танеев В. И. 410 Тарвальдсен Бертель 408 Тассо Торквато 102, 197 Тассони А. 143 («Autori burleschi italiani» — ), 396 «Телескоп» 11 Теребенева, владелица дома 352 Террачин 167, 168 Тибр 143 Тиволи, горы 144, 147 Тимченко, соседи Гоголей по имению 137, 395 Тихонравов Николай Саввич 367, 372, 379, 381, 422, 427, 441 Тициан 138, 177 Толстое, имение 132, 154, 394 Толстой Дмитрий 198 Тортони, ресторатор 95 Точе, река 400 Травемунд 50 Треви 395 Триест 20, 253, 254, 315, 420 «Тройчатка», альманах 393 Трохимовский Николай Михайлович 209, 408, 409 Трощинская Ольга Дмитриевна 216, 249, 410 Трощинский Андрей Андреевич 171, 189, 216, 249, 393, 402, 405, 409, 410 Трушковский Михаил Павлович 80 («сестра благополучно разрешилась сыном»), 380 Трушковский Николай Павлович («Коля») 59, 88 («племянник»), 90, 104, 114, 165, 171, 329, 355, 382, 389, 402, 423, 439, 445, 447 Трушковский Павел Осипович 32, 36, 44, 59, 64 («человек был близок к нам»), 364, 366, 377, 392 Тургенев Александр Иванович 11, 12, 14, 108, 133, 174, 233, 277, 281, 288, 364, 388, 394, 403, 413, 430 Тургенев Иван Сергеевич 24

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=692...

Введение. Священная римская (византийская) империя Династия Константина I. Святой и равноапостольный Константин Великий (306–337) Глава 1. На пути к единоличной власти Глава 2. Первый Вселенский Собор Глава 3. Переезд в Константинополь, конец жизни II. Константин II (337–340), Констант I (337–350), Констанций (337–361) Глава 1. Соимператорство трёх братьев и единоличное правление Констанция Глава 2. Тринитарные соборы и церковная политика Констанция Глава 3. Личность Констанция III. Юлиан Отступник (361–363) Глава 1. На пути к царству Глава 2. Царствование и преследования христиан Глава 3. Персидский поход Внединастический император IV. Иовиан (363–364), краткое царствование христианского императора Приложение «Варвары и Империя» Династия Валентиниана V. Валентиниан I (364–375), Валент (364–378), Грациан (367383) и Валентиниан II (375–392) Глава 1. Эпоха четырёх императоров Глава 2. Гибель династии западных царей Глава 3. Церковные дела и религиозная политика императоров Династия Феодосия VI. Святой Феодосий I Великий (379–395) Глава 1. Святой император Глава 2. Второй Вселенский Собор. Участие императора в делах Церкви VII. Императоры Аркадий (394–408) и св. Гонорий (395–423) Глава 1. Аркадий, император Востока Глава 2. Император западных провинций VIII. Святой Феодосий II Младший (408–450) и Валентиниан III (425–455) Глава 1. Святая семья Глава 2. Последние Римские императоры Запада Глава 3. Третий Вселенский Собор 431 г. Глава 4. «Разбойный собор» 449 г. Приложение Административно-территориальное устройство Церкви и отношения между кафедрами в III–V bb. IX. Св. Маркиан (450–457) и св. Пульхерия (450–453) Глава 1. «Солдатский» царь, избранник Божий, и Четвёртый Вселенский (Халкидонский) Собор Глава 2. 28-й канон и последние годы великой династии Династия Льва X. Император святой Лев I Великий (457–474) Глава 1. Готский ставленник Глава 2. Война с вандалами Глава 3. Восстановление самодержавия, самовластное правление XI. Лев II Младший (473–474) и Зенон (474–475) XII. Василиск (475–476) Глава 1. Вождь национальной партии Глава 2. Монофизит на троне XIII. Зенон (476–491), повторное правление Глава 1. Исавр у власти. Война с остготами Глава 2. Заговоры и заговорщики, потеря Италии Глава 3. «Энотицон» императора Зенона и «Ацациева схизма» Приложение Положение императора в Церкви и государстве в IV–V bb. XIV. Император Анастасий I (491–518) Глава 1. Избранник жены Глава 2. Дела на Западе и восстание Виталиана Глава 3. Состояние Восточной Церкви и сношения с Римом Глава 4. Результаты царствования Анастасия  

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В 90-е годы Амвросий основал в Медиолане новый мужской монастырь. В это время ему пришлось перенести немалую скорбь, вызванную тем, что два монаха оставили обитель и удалились в мир, начав вести «худую жизнь». Не успела зажить эта рана, как Амвросий перенес новую утрату – на его руках умер император Феодосий Великий (395 г.),– тот самый, которого он не пустил в храм (за избиение фессалоникийских христиан) и тем самым вразумил на всю жизнь. Погребальная речь святителя над гробом почившего поражает своей взволнованностью и простотой: «Любил я этого мужа, который благоволил более к обличающим, нежели к прихлебателям..., который при последнем издыхании искал меня духом, который, расставаясь с телом, пекся больше о состоянии церквей, нежели помышлял об опасностях своих. Любил я, признаюсь, этого мужа и потому всей душой соболезную о нем, и для утешения продолжаю свою речь. Любил, и надеюсь, что Господь примет голос моления моего о благочестивой душе его. «Похоронив императора, святитель Амвросий до конца своих дней ощущал невосполнимость этой утраты. История сохранила немного сведений о последнем периоде его жизни. По всей вероятности, святитель уже не мог оказывать на государственные дела такого влияния, как раньше. Новый император Гонорий (395–423 гг.) находился под влиянием своего первого министра Стилихона, который недолюбливал Амвросия. Между ними даже произошло столкновение по вопросу о праве церковного убежища. Некий человек, по имени Крескентий, преследуемый Стилихоном, решил воспользоваться этим правом, и святитель Амвросий принял его под свою защиту. Но Стилихон направил солдат, которые ворвались в храм и, попирая право церковного убежища, взяли Крескентия силой. Богу было угодно в скором времени вразумить Стилихона: леопарды внезапно набросились на тех самых солдат в амфитеатре и умертвили их. Стилихон вопринял это как наказание свыше, раскаялся и позволил Крескентию возвратиться в храм. Его отношение к Амвросию разительно изменилось. Когда святитель заболел и известил приближенных о своем отшествии, Стилихон, узнав об этом, воскликнул: «Это смертельный удар для всей Италии!» Он поспешил направить к епископу духовно близких ему людей, чтобы те упросили его вымолить себе у Бога продления жизни. «Я не так жил между вами, – ответил Святитель, – чтобы мне стыдиться жить; но я не боюсь и умереть, так как у нас есть милосердый Господь».

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Medio...

Киев, 1905. С. 235–239; Его же. Слово о целомудрии//Творения. Киев, 1905. С. 304–305; Его же. Слово о том, как человек приходит в чувство, и познает полезное//Творения. Киев, 1905. С. 323–342), свт. Григория Паламы (Григорий Палама, свт. Антирретики против Акиндина. Краснодар: «Текст», 2010), свт. Симеона Блаженного, архиеп. Фессалоникийского (Симеон Блаженный, архиеп. Фессалоникийский, свт. Сочинения. СПб., 1856) и некоторых других Святых Отцов, упомянутых в Древнем патерике (Древний патерик. М., 1899), Достопамятных сказаниях (Достопамятные сказания), «Лавсаике» (Палладий, еп. Еленопольский. Лавсаик или повествование о жизни святых и блаженных отцов. СПб., 1873), Добротолюбии (Добротолюбие. В 5 тт. СТСЛ, 1993) и Огечнике свт. Игнатия (Брянчанинова) (Игнатий (Брянчанинов), свт. Огечник//Полное собрание творений. Т. 6. М.: «Паломник», 2004. С. 5–494); см.: Основы. Т. 1. С. 14–348; Т. 2. 7–314; Т. 3. С. 7–357; Т. 4. С. 7–277. 126 См.: Основы. Т. 1. С. 95, 305, 355, 375, 380, 387, 396–399, 403, 405–408, 421, 423; Т. 2. С. 318, 328–330, 342, 348–350, 372, 393, 395, 397, 400, 404, 405, 408; Т. 3. С. 167, 168, 297, 307, 348, 356, 357, 369, 390, 391, 395–399, 401, 404, 406, 411–413, 416, 417,423, 427, 441, 448, 456, 459, 461, 464–466, 468, 470–472; Т. 4. С. 285, 287, 288, 297–299, 305, 307, 308, 312, 315, 320, 321, 335, 336, 338, 345, 347, 349, 350, 367. 128 Димитрий Ростовский , свт. Богодухновенное наставление христианское//Творения. , «Второе приуготовление», «Исповедание грехов генеральное», «Зерцало православного исповедания», «Слово в субботу четвертой недели Великого Поста», «Слово о страхе Божии, какой той имети всякому человеку», «Поучение ко иереем», «Розыск о раскольнической брынской вере»//Творения. В 2 частях. СПб., 1910. 129 См.: Основы. Т. 1. С. 21–28, 84, 86, 209, 211, 302, 323; Т. 2. С. 105, 109, 173, 194, 228, 243, 245, 275, 313; Т. 3. С. 45, 102, 136, 168, 170, 171, 186, 191, 207, 209, 210, 224, 231, 343, 344, 354; Т. 4. С. 106, 120, 164, 167, 174, 204, 205, 212, 214, 215.

http://azbyka.ru/otechnik/Varnava_Belyae...

Иоанн Л Комнен (1087–1143) – византийский император с 1118 года. Вел удачные войны с врагами Византийской империи. Епанагога (Эпанагога) – руководство для судий в Византии, составленное после 879 г. Халкидонский собор – IV Вселенский Собор 451 года, установивший 30 правил канонических. Заозерский Николай Александрович (1851–1919) – профессор канонического права Московской Духовной академии. Автор книги «О церковной власти». Сергиев Посад, 1894 (докторская диссертация). Лебо Шарль (1705–1788) – французский византинист. Автор книги «История поздней Империи». Т. 1–26. Второе издание исправлено и дополнено армено-ведом Сен-Мартеном и грузиноведом Броссе (21 том. Париж, 1824–1836). Св. Кирилл Александрийский – архиепископ (конец 70-х гг. IV в. – ок. 445), прославился борьбой с несторианством. Знаменитый богослов. Никейские соборы – церковные соборы, бывшие в г. Никее, в Вифании. Наиболее значительны из них два: Первый Никейский Вселенский собор (325 г). собрался по поводу ереси Ария. На соборе была наречена анафема на ариан. Был составлен Символ веры , предваренный великим спором о слове «единосущный». Второй Никейский Вселенский собор (787 г.) рассматривал вопрос о почитании икон. Св. Афанасий Александрийский (ок. 295–373) – епископ, богослов. Боролся с арианством. Констанций II (317–361) – римский император, поддерживал ариан. Ливерий (Либерии) – в 352–366 гг. был римским епископом. Сторонник св. Афанасия Александрийского в борьбе с арианством. Валент Флавий (ок. 328–378) – император восточной части Римской империи. Погиб в сражении с вестготами. Феодосий I Великий (ок. 346–395) – византийский император с 379 г. Преследовал ариан и язычников. Имеется в виду Второй Вселенский Константинопольский собор 381 г., созванный для решения вопроса об учении ариан об Иисусе Христе. Гонорий (384–423) – император Западной Римской империи с 395 года. Боролся с язычниками и еретиками. Пелагий – еретик, основатель пелагианства, возникшего в V в. Отрицал реальность благодати Божией, не православно учил о первородном грехе. Целестин (Целестий) – римский патриций, увлеченный учением Пелагия и открыто проповедовавший это учение.

http://azbyka.ru/otechnik/Lev_Tihomirov/...

Его беседы – Св. Иоанн Златоуст , как архиепископ Константинополя – Попытка Златоуста на преобразование и враги его – Падения Евтропия – Златоуст в Малой Азии – Интриги против Златоуста – Феофил Александрийский – Златоуст и длинные братья – Епифаний в Константинополе – Собор Придубский – Осуждение Златоуста – Изгнание и возвращение Златоуста – Новое обвинение и враждебные действия против Златоуста – Его второе изгнание – Златоуст в изгнании – Его кончина – Иоанниты и их воссоединение с церковью 1. Феодосий оставил двух сыновей: Аркадия 18 лет, и Гонория, которому было только 11 лет; к старшему перешло по наследству владычество на Востоке, а младшему – на Западе. После этого разделения Римская империя в своем полном составе уже никогда опять не объединялась. (Гонорий 395–423 гг.; Аркадий 395–408 гг.). Царствование этих недалеких государей было полно всяких бедствий. Сами, не будучи способны к управлению, каждый из них подчинялся последовательному ряду министров и военачальников. Из них только Стилихон, полководец Гонория, обладал качествами, требовавшимися для поддержания империи. В 403 году он разбил Алариха Готского в Полленции, в Лигурии; но пять лет спустя, в то самое время, когда особенно нужны были его способности для отражения нового готского нашествия, он пал жертвой интриг своего соперника, Олимпия. Рим был трижды осажден готами. Первая осада была снята вследствие уплаты большого выкупа; вторая имела своим следствием поставление со стороны Алариха императором некоего Аттала, которого он впоследствии низложил в неудовольствии за его неспособность, и в третьей осаде город был взят и разграблен. В течение этого периода (404–410 гг.) мы постоянно слышим о мятежах в различных провинциях, о восстании варваров, допущенных в пределы римских владений, и о нашествиях новых орд из заграничных стран. Эти нашествия более всего выпадали па западную половину империи. В 404 году, Гонорий, находя себя в опасности от готов в Милане, переселился в Равенну, которая в течение трех следующих столетий, несмотря на все перемены в правительстве, продолжала считаться столицей Италии 1614 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

С особенной силой борьба сторонников новой и старой религий разгорелась в Александрии, где активно действовали архиепископ Феофил (385–412), прозванный «идолобойцей», и его преемник Кирилл I (412–444). Огромный мегаполис, каким была в то время столица Египта, был печально известен своим неспокойным населением, часто поднимавшим волнения и стихийные бунты. Жертвами толпы становились и римские наместники и даже архиепископы (так в 361 г. был жестоко убит арианин Георгий). Наиболее известной жертвой разгоревшейся в Александрии борьбы христиан с остававшимися язычниками стала ученая Ипатия, дочь математика Теона, последнего хранителя Александрийской библиотеки. Как и отец, она была известна как философ, математик и астроном и не испытывала симпатий к христианству. Обвиняя ее в кознях против архиепископа Кирилла, толпа фанатиков во главе с неким чтецом по имени Петр жестоко растерзала ее в 415 г. Едва ли есть веские основания винить в этом преступлении самого Кирилла Александрийского , но ему пришлось пережить немало беспокойства в связи с этими событиями. Феодосий I был последним императором, объединявшим под своим скипетром Запад и Восток Империи. После его кончины государство было разделено между его сыновьями: младшему, Гонорию (395–423) достался Запад, а старшему, Аркадию (395–408) – Восток. В это время Империя вступила в затяжную полосу непрерывных внешних угроз и военных катастроф, вызванных нахлынувшей на ее границы волной Великого переселения народов, в результате которых западная половина Римского государства распалась, a восточная едва пережила кризис. Первым знаковым событием, предвещавшим закат великой Империи, стало взятие Рима готскими полчищами Алариха в 410 г. Падение Вечного города, ставшее результатом неуступчивости жившего в Равенне императора Гонория, было воспринято современниками как вселенская катастрофа. Живший в то время в Палестине блж. Иероним писал: «Голос застревает в горле, и пока я диктую, рыдания прерывают мою речь. Город, который захватил весь мир, сам оказался захвачен». По древнему преданию, разделявшемуся и многими христианскими богословами, судьба Рима была связана с судьбами всего человечества. Римская держава считалась последним мировым царством из видений библейского пророка Даниила, а также тем «удерживающим», который, согласно апостолу Павлу ( 2Фес. 2:7 ), препятствовал явлению антихриста (на этих представлениях основана, между прочим, позднейшая теория о Втором и Третьем Риме). В начале IV в. христианский писатель Лактанций , наставник Константина Великого , писал о конце света: «Упадок и разрушение вещей довольно близко; но пока невредим город Рим, ничего такого, как видно, не следует опасаться. А вот когда падет сия глава мира и превратится в закоулок, как предрекают Сивиллы, кто тогда усомнится, что уже наступил конец дел человеческих и вселенной?»

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Согласно Житию, спустя короткое время в К. м. была выстроена ц. во имя Пресв. Богородицы. После завершения монастырского комплекса св. Петр Ивер «собрал множество братьев, всех, кто принимал участие в строительстве, и ознакомил их с правилами и порядком, и определил им настоятеля богопослушного и святого, и назвал монастырь грузинским» ( Кубанеишвили. Хрестоматия. 1946. Т. 1. C. 261). Еп. Петр скончался 1 дек. 491 г. Намереваясь перенести его мощи из Маюмы в «старый монастырь святого», ученики расширили небольшую обитель и обустроили место захоронения: «Когда закончились строительные работы и украсили часовню, под алтарем вырыли почетное место (могилу) и в следующем году, на годовщину за день до смерти, похоронили здесь тело святого» ( Цагарели. 1888. С. 36; Житие Петра Ивера. 1896. С. 200-202; Bagatti. 1968. Р. 44-45). Сведения источников о монастырском строительстве грузин в V в. на Св. земле подтверждают археологические исследования. В 1934 г. во время строительных работ близ стены Старого города в Иерусалиме были обнаружены могилы V-VII вв. Брит. археолог Дж. Айлифф изучил их и на одном из надгробий выявил надпись на греч. языке: «Могила Самуила, епископа иверов и монастыря, ими приобретенного у башни Давида» ( Illife. 1935. Р. 70-80; Давид. 1976. С. 246). В 1952-1953 гг. итальянец В. Корбо нашел восстановленный в 444 г., во времена Петра Ивера, мон-рь св. Феодора в Бир-эль-Кутт под Вифлеемом (в источниках - Лазский), и груз. надписи ( Кубанеишвили. Хрестоматия. 1946. С. 27-29; Георгика . 1965. Т. 2. C. 223; Чачанидзе. 1977. C. 37-58). В 1996 г. в 4,5 км к юго-западу от Яффских ворот Иерусалима, поблизости Умм-Лайсуна, был обнаружен груз. монастырь VI-VII вв. (не идентифицирован) с захоронениями мн. монахов ( Seligman. 2004. C. 238-252). Возможность захоронения Петра Ивера в К. м. могут подтвердить 2 могилы, найденные в алтаре кафоликона К. м. В 1-й (1,99×0,57 м) захоронен мужчина ростом 1,7 м, здесь также была найдена бронзовая монета, датированная периодом правления визант. имп. Аркадия (377/8-408) и имп. Зап. Рим. империи Гонория (395-423), т. е. 395-408 гг. По мнению археолога А. Экономопулоса, «здесь похоронен настоятель, который построил монастырь, или некое знатное, значительное лицо». Вторая могила была повреждена на 2-м этапе строительства церкви и засыпана землей, сохранилась тесаная каменная плита (1,59×0,74 м). В могиле были найдены человеческие кости и череп. Считается, что это может быть погребение сподвижника Петра - Иоанна Лаза, о к-ром в Житии св. Петра сказано: «И похоронили его с большими почестями в грузинском мон-ре, к-рый построили они, святые» ( Кубанеишвили. Хрестоматия 1946. T. 1. 256-272).

http://pravenc.ru/text/2459035.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010