Нашествие германских племен кимвров и тевтонов на Рим 58–50 гг. до Р.Х. Войны Юлия Цезаря в Галлии 50 гг. до Р.Х «Записки о Галльской войне» Юлия Цезаря 9 г. н.э. Победа германцев над римлянами в Тевтобургском лесу 98 г. н.э. «О происхождении германцев и местоположении Германии» Тацита 165–180 Маркоманские войны III–VI вв. Великое переселение народов 284–305 Правление императора Диоклетиана 306–337 Правление императора Константина I Великого Медиоланский (Миланский) эдикт Константина и Лициния Первый Вселенский собор в Никее 325–375 Правление Германариха в Остготском королевстве Основание Константинополя 330–390 Архиепископ Константинопольский святитель Григорий Богослов Указ Константина о прикреплении колонов к земле 339–397 Архиепископ Медиоланский святитель Амвросий 342–420 Епископ Стридонский блаженный Иероним 350–407 Архиепископ Константинопольский святитель Иоанн Златоуст 354–430 Епископ Иппонский блаженный Августин Приход гуннов в Северное Причерноморье Победа вестготов над римлянами при Адрианополе 379–395 Правление императора Феодосия Великого Эдикт Феодосия Великого о кафолической вере Второй Вселенский собор в Константинополе Разделение Римской империи на Западную и Восточную 395–408 Правление Аркадия в Восточной Римской империи 395–423 Правление Гонория в Западной Римской империи 408–525 Философ Боэций Взятие Рима вестготами во главе с Аларихом 418–507 Вестготское королевство в Южной Галлии 425–455 Правление Валентиниана III в Западной Римской империи 435–453 Правление короля гуннов Атиллы 439–534 Вандальское королевство в Северной Африке 451 июнь 15 Разгром гуннов на Каталаунских полях («Битва народов») Разграбление Рима вандалами Традиционная дата падения Западной Римской империи 480–550 Аббат Бенедикт Нурсийский 481–511 Правление короля франков Хлодвига Создание франкского королевства (битва при Суассоне) 486–751 Династия Меровингов во Франкском королевстве 493–526 Правление короля остготов Теодориха Нач. VI в. Оформление «Салической правды» франков 527–565

http://sedmitza.ru/lib/text/441106/

Церковные дела и религиозная политика императоров Династия Феодосия VI. Святой Феодосий I Великий (379–395) Глава 1. Святой император Глава 2. Второй Вселенский Собор. Участие императора в делах Церкви VII. Аркадий (394–408) и св. Гонорий (395–423) Глава 1. Аркадий, император Востока Глава 2. Император западных провинций VIII. Святой Феодосий II Младший (408–450) и Валентиан III (423–455) Глава 1. Святая семья Глава 2. Последние Римские императоры Запада Глава 3. Третий Вселенский Собор 431 г. Глава 4. «Разбойный собор» 449 г. Приложение: «Административно-территориальное устройство Церкви и отношения между кафедрами в III – начале IV вв.» IX. Св. Маркиан (450–457) и св. Пульхерия (450–453) Глава 1. «Солдатский» царь, избранник Божий, и Четвертый Вселенский (Халкидонский) Собор Глава 2. 28 канон и последние годы великой династии Династия Льва X. Император святой Лев I Великий (457–474) Глава 1. Готский ставленник Глава 2. Война с вандалами Глава 3. Восстановление самодержавия, самовластное правление XI. Лев II Младший (473–474) и Зенон (474–475) XII. Василиск (475–476) Глава 1. Вождь национальной партии Глава 2. Монофизит на троне XIII. Зенон (476–491), повторное правление Глава 1. Исавр у власти. Война с остготами Глава 2. Заговоры и заговорщики, потеря Италии Глава 3. «Энотикон» императора Зенона и «Акакиева схизма» Приложение: «Положение императора в Церкви и государстве в IV – V вв.» XIV. Император Анастасий I (491–518) Глава 1. Избранник жены Глава 2. Дела на Западе и восстание Виталиана Глава 3. Состояние Восточной Церкви и сношения с Римом Глава 4. Результаты царствования Анастасия Предисловие То, что первое издание моей «Истории Византийских императоров» разошлось в довольно короткий срок, несмотря на его очевидные недостатки, стало для меня пусть и косвенной, но лестной оценкой читателями моих трудов. Это также показало, что подобного рода литература является сегодня чрезвычайно востребованной российской публикой. Вообще, нельзя не заметить, что ренессанс византинистики в последние годы – явное свидетельство духовного оздоровления нашего общества.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

При этом все, живущие около молитвенного дома, сбежались посмотреть на царя, и одни стали перед домом и старались занять места подле идущей мимо дороги, чтобы лучше рассмотреть лицо царя и окружающих его телохранителей, а другие вошли вслед за ним, пока прочие с женами и детьми оставались вне дома. Тотчас после сего целое огромное здание, окружавшее молитвенный дом, обрушилось, и за этим следовали восклицания и удивление, — все взывали, что только молитва царя спасла от гибели такое множество народа. Это было точно так, как я сказал. Царь скончался, оставив восьмилетнего сына Феодосия, что случилось в консульство Васса и Филиппа, в первый день мая, во второй год 297-й Олимпиады. Царствовал он вместе с отцом своим Феодосием тридцать лет, а по смерти отца четырнадцать, вся же жизнь его продолжалась тридцать один год. Эта книга обнимает двенадцать лет и шесть месяцев времени.    Сократ намекает на события, связанные с низложением и ссылкой константинопольского епископа Иоанна Златоуста.    Аркадий стал первым восточно-римским императором 395—408, Гонорий — первый западно-римским 395—423. В момент смерти Феодосия Аркадию еще не было восемнадцати, Гонорию же было всего десять лет.    Ближайший сотрудник Феодосия Великого, преторианский префект Руфин стал после смерти императора фактическим правителем Восточно-римской империи. Единственным, кто мог бороться с его влиянием, оказался евнух Евтропий, императорский постельничий препозит священной опочивальни. Воспользовавшись временным отъездом Руфина в Антиохию, Евтропий свел Аркадия с молодой красавицей Элией Евдоксией, разрушив тем самым план префекта женить императора на своей дочери Марии. Руфин не смог помешать браку Аркадия с Евдоксией. При возвращении римской армии после похода против восставших готов во главе которых стоял Аларих префект был неожиданно казнен 27 ноября 395 г. Вероятно, заговор против Руфина организовали Евтропий и военачальник Гайна, гот по происхождению.    Нектарий умер 26 сентября 397 г. Ситуация в Константинополе была особо неустойчивой из-за длительного периода преобладания ариан в столице до 380 г., из-за слабого управления Нектария и из-за интриг александрийского епископа Феофила, желавшего ослабить своих константинопольских соперников и иметь на столичном престоле своего ставленника.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3952...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Имп. Олибрий. Тремисс. 472 г. Аверс. Реверс [Лат. Olybrius; Аникий Олибрий], имп. Зап. Римской империи (апр. 472 - 23 окт., по др. данным, 2 нояб. 472). О. принадлежал к римской сенаторской аристократии. Предположительно был внуком консула 395 г. Аникия Гермогениана Олибрия и Аникии Юлианы, к-рая, овдовев ок. 410 г., переехала с дочерью Деметриадой в Палестину, где стала покровительницей лат. монахов и состояла в переписке со мн. видными богословами: блж. Августином, прп. Иеронимом Стридонским и Пелагием. Однако из корреспонденции Аникии Юлианы следует, что Деметриада сохранила девство и не имела детей. Сведения о сыне Аникии также отсутствуют. Поэтому выдвигались предположения, что О. мог быть не внуком, а племянником Аникия Гермогениана, т. е. сыном одного из его братьев: Пробина, консула 395 г., или Петрония Проба ( Mommaerts, Kelley. 1992. P. 119-120). Последний был младше своих братьев. Он был консулом в 406 г., а в 412-414 гг. занимал пост комита священных щедрот (comes sacrarum largitionum) при дворе имп. Гонория (395-423) (CTh. VIII 4. 24; CJ. VIII 16. 8; XI 48. 15; 59. 13; 62. 11). Визант. историки VI в. Прокопий Кесарийский ( Procop. Bella. III 5) и Евагрий Схоластик ( Evagr. Schol. Hist. eccl. II 7) ограничиваются указанием на то, что О. был человеком знатного сенаторского происхождения. О. был женат на младшей дочери имп. Валентиниана III (425-455) - Плацидии. Однако неизвестно, был ли брак заключен в Риме до захвата вандалами (455), в Карфагене, куда Плацидию увезли вандалы, или уже после ее освобождения, в К-поле. Формулировки наиболее близких к описываемым событиям историков Идация и Приска неоднозначны. Из них следует только, что к 461/2 г. брак был уже заключен ( Priscus Panites. P. 103-104; Hydat. Chron. Vol. 1. P. 166). Иоанн Малала (VI в.) и прп. Феофан Исповедник (нач. IX в.) утверждают, что бракосочетание состоялось в Риме до 455 г. ( Ioan. Malal. Chron. P. 288-289; Theoph. Chron. Р. 109-110). Евагрий ( Evagr. Schol. Hist. eccl. II 7) и вслед за ним церковный историк XIV в. Никифор Каллист Ксанфопул ( Niceph. Callist. Hist. eccl. XV 11) писали, что брак был заключен в К-поле после того, как Плацидия и ее мать, Лициния Евдоксия, были освобождены кор. вандалов Гейзерихом по требованию имп. Вост. Римской империи Льва I (457-474) и им было разрешено выехать в К-поль (462).

http://pravenc.ru/text/2578307.html

Георгий Сириец – логофет геникона 121 Герман – византийский полководец 76–78 Германарих – король остготов (I в.) 72 Геродот – греческий историк (V в. до н. э.) 9, 42, 68, 87, 88, 93, 208, 213, 257 Гиаци – архонт пачинакитов (печенегов) 170 Гильельм (Вильгельм) – король Сицилии (1154–1189) 263, 264 Гифард – военачальник, возглавивший скифский отряд 259 Гияс ад-Дин Кай-Хосров II – см. Ятатин Гоар – аланский вождь в 410–412 гг. 60 Гогенштауфены – см Штауфены Годила – византийский полководец 110 Голубовский П. В. 255 Гонорий – римский император (395–423) 58–61, 63, 109 Горда – царь крымских гуннов 110 Грациан – римский император (375–383) 61 Грациан – консул 39 Греку В. 148 Григорий – священник 146 Григорий Назианзин – святитель, отец и учитель Церкви, архиепископ Константинопольский (IV в.) 36,141 Григорий Просветитель – архиепископ Великой Армении 80 Грот К. Я. 270, 271 Гудуин – ипостратиг 105 Гундикарий (Гунтиарий) – король бургундов (436–423) 60 Гюзелев В. 152 Гюрята Семкович – киевский посол 266 Далмаций – трибун 110 Даниил – евнух 48 Данишмендийя – см. Шаме ад-Дин Тавташ Дардан – префект претория Галлии 61 Дексипп – византийский историк 19, 27 Деций – римский император (249–251) 19 Димитрий Солунский – святой, великомученик 304 Диоклетиан – римский император (284–305) 107 Дионис – древнегреческий бог 33 Дир – легендарный киевский князь (864–882) 159 Дитен Й., ван 267 Донат – предводитель одного из гуннских племен 61 Дувий – гот, приближенный Атаульфа 62 Евгений – узурпатор 61 Евдокия Макремволитисса – византийская императрица (1021–1096) 245 Евдоксия – византийская императрица, супруга императора Аркадия 26 Евнапий Сардский – византийский историк (ум. ок. 420) 26–28, 32, 36, 139 Евномий – еретик, приверженец радикального направления арианства (IV в.) 21 Евплутий – магистриан 63 Евпсихий Тианский – епископ, участник I Вселенского Собора 17 Еврипид – греческий трагик (480–406 до н. э.) 275, 282 Евсевий Кесарийский – первый историк Церкви (260-е–339) 13–16, 18, 20, 23, 36

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

389. Мережковский Д.С. Л.Толстой и Достоевский. Т.1. СПб., 1903. С. 354. 390. Полн. собр. соч. Д.С. Мережковского. Т. XVIII. М., 1914. С. 10-11. 391. Гоголь Н.В. Собр. соч. Т.З. М., 1994. С. 120. 392. Там же. Т.1. С. 187. 393. Лихачёв Д.С. Литература— реальность— литература. Л., 1981. С. 37-52. 394. Сочинения епископа Игнатия Брянчанинова. Т.1. С-Пб., 1905. С. 301. 395. Белинский В.Г. Полн. собр. соч. Т.4. С. 109. 396. Флоровский Георгий, прот. Пути русского богословия. Париж, 1937. С. 298. 397. Солженицын Александр. Малое собр. соч. Т.6. М., 1991. С. 384. 398. Розанов В.В. О писательстве и писателях. М., 1995. С. 200. 399. Киреевский И.В. Избранные статьи. М., 1984. С. 233-234. 400. Флоровский Георгий, прот. Цит. соч. С. 297-298. 401. Лосский Н.О. Бог и мировое зло. М., 1994. С. 45. 402. Ф.М. Достоевский в воспоминаниях современников. Т.2. М., 1990. С. 195-196. 403. Там же. С. 67. 404. Ильин И.А. Собр. соч. Т.6, кн.З. М., 1997. С. 371. 405. См.: Сараскина Л. «Бесы»: роман-предупреждение. М., 1990. С. 253. 406. Русские эмигранты о Достоевском. С. 179. 407. Там же. С. 126-127. 408. Лосский Н.О. Цит. соч. С. 19. 409. «Православная беседа», 1997, С. З. 410. Русские эмигранты о Достоевском. С. 63, 68. 411. Там же. С. 182. 112. Там же. С. 20-21. 413. Бердяев Николай. Философия творчества, культуры и искусства. Т.2. М., 1994. С. 25. 414. Зеньковский В.В., прот. История русской философии. Т.1 .Paris, 1989. С. 422-423. 415. Богословские труды. 32. С. 278. 416. Флоровский Георгий, прот. Пути русского богословия. Париж, 1937. С. 298-299. 417. Иоанн (Маслов), схиархимандрит. Симфония по творениям святителя Тихона Задонского. М., 1996. С. 825. 418. Лосский Н.О. Цит. соч. С. 55-56. 419. Де Сад, маркиз. Жюльетта. Т.2. М., 1992. С. 136. 420. Русские эмигранты о Достоевском. С-Пб., 1994. С. 383. 421. Филон Александрийский. Толкование Ветхого Завета. М., 2000. С. 209. 422. Там же. С. 220. 423. Иоанн (Маслов), схиархимандрит. Симфония... С. 1050. 424. Давыдов Ю. Этика любви и метафизика своеволия. М., 1989. С. 101.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=525...

Гонорий (Флавий, 384–423), западноримский император в 395–423 гг. – 64, 144,148,153,360 Гопф Карл (Hopf, 1832–1873), немецкий византинист – 58, 59, 60, 248 Грановский Тимофей Николаевич (1813–1855), русский историк и общественный деятель – 79 Грациан (Флавий, 359–383), римский император в 375–383 гг. – 120, 134, 138,139 Грегоровиус Фердинанд A. (Gregorovius), немецкий византинист – 60, 61, 148 Грегуар Днри (Gregoire, 1881–1964), бельгийский филолог-классик и византинист, один из основоположников бельгийской школы византиноведения, один из основателей и редактор журнала «Byzantion»; после 1939 г. жил в США – 99, 100, 365, 486 Гренье Пьер (Grenier), французский византинист-дилетант – 72 Григорий I Великий (Gregorius Magnus, ок. 540–604), святой, папа Римский в 590–604 гг., известный в русской традиции под именем « Григория Двоеслова », политический деятель, религиозный мыслитель, духовный писатель и проповедник – 219, 242, 243, 343 Григорий II (669–731), святой, папа Римский в 715–731 гг., поборник иконопочитания, осудивший на Римском соборе 729 г. иконоборческий эдикт имп. Льва III Исавра – 346, 348, 349 Григорий VII (Гильдебрандт, между 1015 и 1020–1085), папа Римский в 1073–1085 гг., один из наиболее последовательных и энергичных выразителей идеи папства и теократической доктрины Римской церкви – 470, 471 Григорий Богослов или Назианзин (ок. 330 – ок. 390), святой, один из отцов Церкви и представителей греческой классической патристики, епископ городов Сасимы и Назианза в Малой Азии, обличитель имп. Юлиана Отступника, патриарх Константинопольский (Григорий 1) в 379–381 гг., председательствовал на Константинопольском II Вселенском соборе 381 г. – 137, 177, 178, 183, 185, 313 Григорий Нисский (ок. 335 – ок. 394), святой, младший брат Василия Великого , с 371 г. епископ города Ниссы в Каппадокии, богослов – 177, 178, 313 Гримме X. (Grimme), немецкий востоковед – 283 Грот Константин Яковлевич (1853–1934), филолог-славист, историк-славяновед, архивист – 418 Груссе Рене (Grousset, 1885–1952), французский востоковед и медиевист – 70

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Vasi...

Строительство большой базилики было начато в 383 г. при префекте Саллюстии и папе Сириции и продолжалось при трех императорах: Валентиниане II (375–392), Феодосии I (379–395) и Аркадии (383–408). Алтарь базилики находится над могилой апостола. Некоторые пристройки и элементы декора церковь получила в 402–403 гг. Примерно в это время ее видел и описал в известном гимне Peristephanon испанский поэт Пруденций. Описывая богатство декора, он упоминает деревянные балки, покрытые золотыми пластинами. Окончательно церковь была завершена при Гонории (395–423), о чем говорит мозаичная надпись. Дополнительные работы были проведены при Льве I (440–461), их финансировала Галла Плацидия, дочь Феодосия II. В это время центральный неф базилики украсили мозаиками, которые воплощали идею «конкордии» апостолов Петра и Павла, которую развивала Римская церковь . Пруденций сообщает, что уже тогда было установлено празднование общей памяти апостолов Петра и Павла 29 июня. Раскопки мемории были проведены в середине и в конце XIX в., однако их результаты не позволяют сделать достоверную реконструкцию этого сооружения. Самая важная находка – мраморная плита размером 2,12 х 1,27 м с посвятительной надписью PAOLO APOSTOLO MART(YRI), которая, скорее всего, была первоначальной вывеской (titulus) мемории. При строительстве базилики ее использовали как плиту Престола (mensa), утвержденного над захоронением апостола. Чтобы дать верующим доступ к захоронению с использованием полос ткани (brandea), в плите были проделаны отверстия. Эта важная находка подтверждает существование апостольской мемории. Большая базилика св. Павла «за стенами» (San Paolo fuori le Mura) размерами 89,87 х 24,2 м была развернута атриумом и фасадом к Тибру. Ее план близок к плану базилики Сан Пьетро: пять нефов, полукруглая апсида с трансептом перед ней, на противоположной стороне – просторный атриум с колоннадой. Центральный неф базилики и трансепт перед апсидой давали верующим свободный доступ к апостольской могиле. Как и в Сан Пьетро, рядом с трансептом находился баптистерий.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Св. Афанасий Александрийский (ок. 295–373) – епископ, богослов. Боролся с арианством. Констанций II (317–361) – римский император, поддерживал ариан. Ливерий (Либерии) – в 352–366 гг. был римским епископом. Сторонник св. Афанасия Александрийского в борьбе с арианством. Валент Флавий (ок. 328–378) – император восточной части Римской империи. Погиб в сражении с вестготами. Феодосий I Великий (ок. 346–395) – византийский император с 379 г. Преследовал ариан и язычников. Имеется в виду Второй Вселенский Константинопольский собор 381 г., созванный для решения вопроса об учении ариан об Иисусе Христе. Гонорий (384–423) – император Западной Римской империи с 395 года. Боролся с язычниками и еретиками. Пелагий – еретик, основатель пелагианства, возникшего в V в. Отрицал реальность благодати Божией, не православно учил о первородном грехе. Целестин (Целестий) – римский патриций, увлеченный учением Пелагия и открыто проповедовавший это учение. Л. А. Тихомиров имеет в виду Феодосия I Великого, но это был другой византийский император – Феодосии II Малый (408–450), женатый на Евдокии, Дочери афинского философа Афинаида. Монофизиты (монофиситы) – еретическое учение, возникшее в V в. Утверждало, что во Христе человеческое начало поглощено Божественным. «Разбойничий собор» происходил в 449 г. в Ефесе под председательством Александрийского патриарха Диоскора. Причинил много зла православным, в особенности константинопольскому патриарху Флавиану. Маркиан – византийский император в 450–457 гг. Василиск – отнял престол у законного преемника Зенона, правил в 475–476 гг. Зенон (Зинон) – византийский император в 474–491 гг. Анастасий 1 Дикор (ок. 430–518) – византийский император с 491 г. Юстин 1 – византийский император в 518–527 гг. Вигилий – папа римский с 540 по 555 г. Ираклий (575–641) – византийский император с 610 г. Сверг императора Фоку и занял престол. Монофелитство – еретическое учение, возникшее в VII в. Утверждали, что Господь Иисус Христос обладает двумя природами, но одной волей.

http://azbyka.ru/otechnik/Lev_Tihomirov/...

А. Орлов Россейкин Ф. Μ. Первое правление Фотия, патриарха Константинопольскою//Богословский вестник 1909. Т. 2. 7/8. С. 395–423 (3-я пагин.). (Продолжение.) —395— II Торжество православия над иконоборчеством при Феодоре не было концом церковных смут. При Мефодии возникли столкновения внутри самой православной партии, между патриархом и монахами. В этих столкновениях повторилась старая, начавшаяся при Тарасии (784–806) и продолжавшаяся при Никифоре (806–815) борьба двух направлений византийской церковной жизни. 1242 Основным вопросом, разделившим партии, был вопрос об отношении церкви к государству и канонических норм к церковно-административной практике. При тесном союзе государства и церкви, исключавшем всякую возможность их независимого развития и делавшем взаимное давление между ними неизбежным, церковь , как наиболее слабая сторона, обычно становилась в подчиненное положение. 1243 Пользуясь превосходством силы, светское правительство нередко требовало от церковной власти, если не в вопросах веры, то в делах управления, таких решений, которые не мирились с точным смыслом церковных канонов. Под давлением угроз и избегая худших осложнений, церков- —396— ная власть шла на уступки. Но и в делах чисто церковных создавались иногда положения, когда точное выполнение канона могло не только не устранить старых, но вызвать новые волнения и затруднения. В том и другом случае были неизбежны отклонения от канонической нормы. Так как к этим отклонениям церковно-правовое сознание могло относиться лишь отрицательно, то для примирения канонов с противоречившей им практикой и был выработан своеобразный византийский принцип, известный под именем οκονομα. Этот принцип разрешал в известных случаях, для блага церкви и общества и всегда с особого повеления верховной власти, отступать от точного смысла закона. Старая норма при этом не отменялась; она лишь временно бездействовала, уступая место новой временной норме. С помощью такого принципа удавалось найти выход как при конфликтах церкви и государства, так и при упорядочении запутанных церковных дел. Если он легко мог вести к злоупотреблениям, то всё же управление церковью фактически было возможно лишь путем его применения. Поэтому партия, державшая в руках церковную власть и обычно группировавшаяся около патриарха, должна была принимать принцип οκονομα и пользовалась им, лишь стараясь не допускать возможных злоупотреблений. Эта церковно-правительственная партия признавала верховные права государства и мирилась с государственным вмешательством в дела церкви, оставляя впрочем и за собой право вмешиваться в дела государства. Она обычно поддерживала программу светского правительства, во внутреннем церковном управлении предпочитала действовать мягкими мерами и сочувственно относилась к просветительному движению, возникшему в византийском обществе в конце иконоборческого периода. Так как она опиралась прежде всего на силу своего национального правительства, то с известным правом может быть названа националистичной.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010