Переселение вестготов в Италию Первый поход Г. Алариха в Италию состоялся в 401–402 гг. Ему предшествовали переговоры с администрацией Зап. Римской империи о предоставлении земель для поселения Г. в Зап. Иллирике. Вместе с женами и детьми Г. Алариха двинулись в путь через Паннонию. В нач. 402 г. они заняли пров. Венетия и стали продвигаться к Медиолану (совр. Милан), резиденции имп. Гонория (395–423). У Полленции (совр. Полленца) Алариха настигли войска Стилихона, произошло сражение, после к-рого Зап. Римская империя возобновила федератские соглашения с Аларихом. Нарушая их, Г. пытались ограбить Верону и уйти из Италии, но были остановлены Стилихоном. Алариху удалось уйти в Зап. Иллирик и поселиться в Далмации на Саве (Hieron. Adv. Rufin. III 21; Claudius Claudianus. Carmina: VI cons. Hon. 297; Orosius. Hist. adv. pag. VII 37. 2; Sozom. Hist. eccl. IX 4. 4; Iord. Get. 154–155). В 408 г. он предпринял новую попытку переселить вестготов в Италию. Перейдя Юлийские Альпы, Аларих направился к Риму. По пути следования Г. избегали крупных центров, грабили небольшие города и сельские местности. В окт. 408 и в кон. 409 г. Аларих стоял у стен Рима, выдвигая Гонорию ряд требований, среди к-рых было разрешение на расселение Г. в обеих Венетиях, Истрии, Далмации и Норике (Zosim. Hist. V 29–50). После очередного отказа Аларих в 3-й раз двинулся на Рим и вошел в него в авг. 410 г. ( Philost. Hist. eccl. XII 3; Orosius. Hist. adv. pag. VII 39–40; Aug. De civ. Dei. I 10–12, 16, 27; II 2; Zosim. Hist. IX 10). 3 дня Г. грабили Рим, а затем двинулись в Кампанию, намереваясь переправиться в Сицилию и дальше в Африку. Замысел экспедиции расстроила смерть Алариха близ г. Консенция (совр. Козенца, Италия). Образование Вестготского королевства Бронзовая пряжка из клада в Гуаррасаре близ Толедо, Испания. VI в. (Национальный археологический музей, Мадрид) Бронзовая пряжка из клада в Гуаррасаре близ Толедо, Испания. VI в. (Национальный археологический музей, Мадрид) Преемник Алариха Атаульф (410–415) повел вестготов в Тоскану ( Iord. Get. 159). В 412 г. Г. ушли из Италии и на правах федератов заняли юж. области Галлии.Здесь они расширили свои владения за счет ряда областей и крупных городов: Нарбоны, Толозы (совр. Тулуза), Бурдигалы (совр. Бордо). Каждый раз при задержке обещанного федератского довольствия Г. подвергали Галлию опустошениям ( Olympiod. 17, 19, 20, 21; Hydatius. Continuatio chronicorum. An. 413). м Выступление рим. войск заставило их в 414 г. уйти в Испанию. Среди гот. знати произошел очередной раскол: одни выступили за сближение с равеннским двором, другие — против. В ходе переселения в Испанию победила «партия войны», Атаульф и его преемник Сигерих были убиты. У власти оказался ярый противник равеннского двора — конунг Валлия (415–419), вновь выдвинувший план завоевания Африки, реализовать к-рый вестготам не удалось ( Orosius. Hist. adv. pag. VII 43, 8–12; Olympiod. 31; Iord. Get. 173).

http://pravenc.ru/text/531505.html

Малахии (In Malachiam prophetam, с предисловием к монахам Минервию и Александру Тулузским//PL. 25. Col. 1541–1577; CCSL. 76А. P. 901–942; рус. пер.: Творения. 1900. Ч. 15. С. 196–252); Осии (In Osée prophetam, с предисловием к Паммахию, PL. 25. Col. 815–946; CCSL. 76. P. 1–158; рус. пер.: Творения. 1913. Ч. 12. С. 136–332); Иоиля (In Ioelem prophetam, с предисловием к нему же, PL. 25. Col. 947–988; CCSL. 76. P. 159–209; рус. пер.: Творения. 1913. Ч. 12. С. 333–395); Амоса (In Amos prophetam, с предисловием к нему же, PL. 25. Col. 989–1096; CCSL. 76. P. 211–348; рус. пер.: Творения. 1913. Ч. 13. С. 2–162). При работе над книгами пророков Захарии и Осии, для которых не имелось толкований Оригена , блаж. Иероним широко использовал толкования Дидима Александрийского , написанные по его просьбе 421 . Поэтому эти толкования не столь обстоятельны, как предыдущие; они выглядят достаточно туманно и обезображены излишним аллегоризмом (что отчасти относится и к толкованию на Иоиля), в то время как толкование на Амоса, напротив, отличается богатством весьма глубоких наблюдений и назидательных суждений 422 . Не менее оригинально и толкование на Малахию, где уже в предисловии встречается интересная гипотеза о тождестве этого пророка со священником Ездрой, развиваемая блаж. Иеронимом в противоположность гипотезе Оригена , согласно которой Малахия, по этимологии своего имени, был посланным с небес ангелом, принявшим человеческую плоть 423 . После окончания работы над книгами малых пророков Вифлеемский пресвитер приступил к толкованию книг четырех великих пророков, начав с книги пророка Даниила, комментарии на которую он закончил в 407 г. (Commentarii in Danielem, с предисловием к Паммахию и Марцелле, CPL. 588; PL. 25. Col. 491–584; CCSL. 75А (F. Glorie. 1964); рус. пер.: Творения. 1913. Ч. 12. С. 1–135). В предисловии он отстаивает исторический характер личности Даниила и пророческий характер его книги от нападок неоплатоника Порфирия 424 , а в самом толковании, где он собрал мнения предшествующих экзегетов – Климента Александрийского , Оригена , Юлия Африкана , Ипполита, Евсевия Кесарийского , – подражая методу Аполлинария, останавливается лишь на трудных для понимания местах (таких как пророчество о семидесяти седминах и т. п.), быстро пробегая по остальному тексту 425 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej-Fokin/...

Танта (франц. tante) — тетка. 387 …он претендует — что Гоголь в „Мертвых душах“ это про него сочинил. Помните, там есть помещик Максимов, которого высек Ноздрев. — Имеется в виду заключительный эпизод главы 4-й поэмы „Мертвые души“ (1842). 388 …„за нанесение помещику Максимову личной обиды, розгами в пьяном виде“… — Цитата из названной главы (см. Гоголь H. В. Полн. собр. соч. М., 1951, Т. 6. С. 87). 389 …Ноздрев-то ведь был не Ноздрев, а Носов, а Кувшинчиков — это уже совсем даже и не похоже — А Фенарди действительно был Фенарди…— Ноздрев, Кувшинников — персонажи „Мертвых душ“, Фенарди, известный в 1820-е годы фокусник, упоминается в той— же главе 4-й поэмы Гоголя (см.: Там же. С. 68). 390 „Ты ль это, Буало“…— Из стихотворения И. А. Крылова „Эпиграмма на перевод поэмы «L " art poétique““ (впервые напечатано в 1814 г.): „Ты ль это, Буало?.. Какой смешной наряд! Тебя узнать нельзя: совсем переменился!“ — Молчи! Нарочно я Графовым нарядился Сбираюсь в маскерад. 391 Ты Сафо, я Фаон, об этом я не спорю…— Эпиграмма К. Н. Батюшкова „Мадригал новой Сафе“ (1809), первый стих которой слегка изменен. В оригинале: „Ты — Сафо, я — Фаон, — об этом и не спорю, Но к моему ты горю Пути не знаешь к морю“. 392 Ci gît Piron qui ne fut rien/Pas même acadêmicen — „Моя эпитафия“ — двустишие французского поэта Алексиса Пирона. Написано вследствие несостоявшегося выбора поэта в академики. Эти стихи цитирует Карамзин в „Письмах русского путешественника“ (см.: Карамзин H. M. Избр. соч., В 2 т. М., Л., 1964, Т. 1. С. 423). „Письма русского путешественника“ вместе с другими произведениями Карамзина читались Достоевским на семейных чтениях (см.: Достоевский А. М. Воспоминания. С. 69). 393 …за Расеюшку, старую бабусеньку…— Намек на финальные строки романа И.А.Гончарова „Обрыв“ (1869) (см.: Гончаров И. А. Собр. соч.: В 8 т. М., 1954. Т. 6. С. 430). 394 —  За Россию в пределах до семьсот семьдесят второго года! — При первом разделе Польши между Россией, Пруссией и Австрией в 1772 г. к России отошли восточная часть Белоруссии и католическая часть нынешней Латвии (Латгалия), собственно польские земли отошли к Австрии и Пруссии, но не к России. 395

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=687...

153 Благодаря Серене Стилихон, вандал по происхождению, оказался приближенным к императорскому дому, т. к. Серена была племянницей Феодосия I. 156 В вв. федератами называли варварские племена, служившие по договору (foedus) Империи. Они подчинялись своим вождям, имели свое оружие, получая жалование и охраняя границы Империи. 157 Родогайс или Радагайс – вождь («rex») значительной группы варварских, главным образом готских, племен, которые в конце 405 г. вторглись в Италию. Потерпел поражение у Фьезоле в августе 406 г. от Стилихона. 160 Король визиготов (410–415), выведший их из Италии в Южную Галлию. Женился на Галле Плацидии, дочери Феодосия I. 165 Гоар – аланский вождь в 410–412 гг., не ушедший вместе с вандалами и другими аланами в Галлию и Испанию, а оставшийся со своими единоплеменниками в Рейнской области. 167 Один из узурпаторов императорской власти при Гонории (395–423). Орозий (VII, 42) характеризует его как игрушку в руках Алариха, который был выдвинут готским вождем в противовес Гонорию. 168 Уже упоминавшийся выше начальник готского отряда, приглашенный Стилихоном в византийское войско, когда в Италию вторгся Радагайс (406 г.). Иордан называет его «королем» («rex») готов. Противник Алариха, неоднократно помогавший Гонорию. 169 Одно из самых ранних известий о гуннах в Центральной Европе. По изложению патриарха Фотия очевидно, что сам автор (в 412 г.) отправился во главе посольства к гуннам (из Равенны или Константинополя), которые находились тогда на левобережье Дуная (ближе к Тисе или к северо-западному Причерноморью). Посольство Олимпиодора видимо, ставило задачей склонить кого-нибудь из гуннского союза племен во главе с Харатоном на свою сторону и вмешаться во внутригуннскую политику. 172 Клавдий Постум Дардан – префект претория Галлии в 401–404 (или 406–407) гг. и в 412–413 гг. Собственноручно убил Иовина в Нарбонне в 413 г. 173 Провозглашен императором армией в Британии в конце правления императора Западной Римской Империи Грациана (375–383). Казнил в 383 г. после победоносной битвы при Лионе Грациана и изгнал из Медиолана (Милана) императора Валентиниада II (383–392) в 386 г. Но византийский василевс Феодосий I низложил узурпатора и восстановил Валентиниана II.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Ирмос 3-й 2 канона Прежде веков нетленно 389 родившемуся от Отца Сыну и в последния времена 390 безсеменно 391 воплотившемуся от Девы Христу Богу воскликнем 392 : возвысивший 393 рог 394 наш, свят Ты, Господи 395 . Тропари 3 песни 1 канона Причастный 396 лучшаго 397 дыхания 398 Адам бренный 399 и по обольщению 400 жены подвергшийся 401 тлению, видя 402 Христа от жены, восклицает: ставший для 403 меня подобным 404 мне, свят 405 Ты, Господи. Христе, ставший сообразным 406 бренному 407 умалению 408 чрез растворение 409 (в нем) и чрез соединение 410 с низшей 411 (Себя) плотию подавший 412 (нам) от Божественной природы 413 , ставший 414 земным 415 и оставшийся Богом, возвысивший род наш, свят 416 Ты, Господи. Веселись 417 , Вифлеем, будучи 418 царем 419 князей 420 Иудовых; ибо пасущий Израиля с плечей Херувимских 421 Христос 422 явно 423 из тебя произошел 424 и, возвысив рог наш, воцарился над всеми 425 . Песнь 3-я 2-го канона В ирмосе своем эта песнь делает молитвенное вступление к прославлению события, каковому прославлению лишь начало положено и в самых общих выражениях предыдущим ирмосом этого канона. В тропарях песни прославляется самое событие (после прославления главного действующего лица его – Бож. младенца в тропарях пред.песни), но, конечно, пока еще с самой общей и основной стороны, как воплощение, в 1-м троп, более по его отношению к окружающему миру – людей и ангелов, во 2-м со стороны самого Воплотившегося; в обоих мысль исходит от орудия воплощения – Богоматери, которая естественно выступает пока, как невеста. Ирмос 3-ий 2-го канона Обрати внимание 426 на песни 427 рабов 428 (Твоих), Благодетель 429 , смиряя надменную 430 гордость 431 врага 432 и 433 держа 434 выше 435 греха 436 , Всевидец 437 , певцов 438 (Твоих, непоколебимо 439 ) утвержденных, Благий 440 , на основе 441 веры. Тропари 3 песни 2 канона Хор свирельщиков 442 необычайным 443 образом волновался 444 , сподобившись сверх ума 445 увидеть пребогатое 446 рождество пречистой 447 Невесты и воинство 448 безплотных 449 , воспевающих 450 воплотившагося 451 безсеменно 452 Царя 453 Христа.

http://predanie.ru/book/220333-rozhdestv...

Основоположником этой ереси был Пелагий , родом британец, мирянин, строгий аскет. Он был ученым мужем, хорошо изучившим творения восточных отцов Церкви, от которых заимствовал взгляды на отношение свободной человеческой воли к благодати аналогичные Августину. В 409 году, во время путешествия на Восток, Пелагий познакомился с учением Августина о благодати и свободе и выступил со своим учением, совершенно противоположным августиновскому. По учению Пелания, первозданный человек Адам в своем невинном состоянии обладал полной свободой делать добро и зло, грешить и не грешить. После грехопадения эта свобода не изменилась – человек может грешить и не грешить. Первородный грех только коснулся природы человечества, не помрачив ее духовные силы: разум, волю и чувство, и если первый человек умер, то не вследствие греха, а потому что он по своей природе был создан смертным. Все потомки первого человека Адама свободны от греха первородного. Первородный грех повредил только одному Адаму и не перешел на других людей. Поэтому люди и рождаются такими, каким был создан первый человек, ни добрыми, ни злыми, имея формальную нравственную свободу. В их воле грешить или не грешить, быть праведниками или грешниками. Но людям теперь трудно быть безгрешными ввиду многочисленного количества соблазнов, которые одолевают их. Благодать Божия, замечает Пелагий, является для человека только неким внешним облегчающим средством, указующим человеку путь ко спасению, не имеющим внутренней возрождающей и освящающей силы на человека. Более того, утверждает Пелагий, непосредственное действие благодати на силы человека было бы насилием над его свободной волей и все дело спасения зависит от самого человека, от его естественной природной силы . Таким образом, учение Пелагия свело к нулю искупление человечества Спасителем. И это не случайно. В этом есть определенная логика, так как Христа Пелагий рассматривал как Учителя нравственности, отрицал благодетельное значение Его Крестной смерти для тех, кто не имел греха. В 418 году на Карфагенском Соборе Пелагианская ересь была осуждена и утвержден догмат, что благодать помогает человеку в деле спасения, действуя не только внешним образом на его природу, но и внутренне, и возрождает его силы к деланию добра, не насилуя его свободной воли. По указанию императора Гонория (395–423 гг.) Пелагий и его последователи изгонялись из Рима.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Августина, была следствием грехопадения Адама и от него распространилась на весь человеческий род. М. М. знал и использовал в полемике с рим. пелагианами трактат блж. Августина «О воздаянии и отпущении грехов, а также о крещении младенцев» (De peccatorum meretis et remissione et de baptismo parvulorum; CPL, N 342); вероятно, М. М. были известны и др. сочинения блж. Августина, а также антипелагианские деяния и решения Карфагенских Соборов. Впосл. блж. Августин ввел заключительную часть богословского раздела письма к М. М., посвященную рассмотрению вопроса о том, умрут ли те праведники, которые будут восхищены на облаках в сретение Господу (ср.: 1 Фес 4. 17), в состав соч. «О восьми вопросах Дульциция» (De VIII Dulcitii quaestionibus; CPL, N 291; соответствующий отрывок: Aug. Ep. 193. 9-13= Idem. De oct. Dulc. quaest. 3. 2-6; рус. перевод: Августин Блаженный . Трактаты о различных вопросах/Ред.: А. Р. Фокин. М., 2005. С. 312-315). В этом сочинении блж. Августин упоминает о М. М. как о «хорошем знакомом» Дульциция (procul dubio notissimum vobis - Aug. De oct. Dulc. quaest. 3. 2); когда именно состоялось их знакомство - неизвестно. Свидетельства прямых контактов между блж. Августином и М. М. в 20-х гг. V в. отсутствуют. Из слов М. М. исследователи заключают, что в 418 г. он был свидетелем деятельности в Риме еп. Юлиана Экланского (см.: ACO. T. 1. Vol. 5. Pt. 1. P. 13), к-рый защищал пелагианские мнения в публичных проповедях, а впосл. также в письмах и сочинениях. Решения Карфагенского Собора, принятые в мае 418 г., летом того же года были поддержаны еп. Римским св. Зосимой (417-418), издавшим послание «Tractoria», осуждавшее пелагиан. Против пелагиан к этому времени выступила и светская власть: в датированном 30 апр. 418 г. рескрипте имп. Гонория (395-423) пелагианство осуждалось как опасное лжеучение, а его сторонникам предлагалось отречься от заблуждений; упорствующим император угрожал смещением с епископских кафедр и изгнанием. Т. о., деятельность Юлиана и его единомышленников стала последней крупной попыткой пелагиан переломить ситуацию в Италии в свою пользу.

http://pravenc.ru/text/2562028.html

382 Это утверждают, напр., Gesenius. Comm. üb. Jes. Bd. I, s. 258. Riehm. Alttestamentliche Theologie, s. 156 cp. Schultz, Alttestamentliche Theol. T, s. 333. 385 Kautzsch. Herzog’s R, Е. 2 А. XVII, s. 423. Baur in De-Wette s Psalmen (5 A. 1856) s. 171. Herder, Geist der hebr. Poësie II, s. 167 Cölln. Bibl. Theol. d. A. T. c. 104. Köster in Hengstenbergs, Psalmen. Bd. II, (1845), s. 88. Rielnn. Alttest. Theologie, s. 260. 388 Gesenius. Thesaurus t. III, s. 1146. Ewald. Lehre Bibel. v. Gott. Bd. II, s. 340. Havernick, Vorlesungen über Theologie d. A. T. (2 A.) s. 48. I. Buxtorf. De nominibus Dei hebraeis. Dissertatio philol.-theol. 1662. p. 280 cp. Hengstenberg, Psalmen Bd. II. (11843) s. 88–90. 390 Это утверждают Baudissin. Studien I, s. 120 ff. Delitzsch (Riehm’s, Handwörterbuch d. Bibl. Altertums, Bd. I, s. 387) Strauss, Glaubenslehre I, s. 661. Hirschfeld. Gesch. d. V. Isr. П, 277. Längin, D. Biblisch. Vorstellungen v. Teufel., s. 40. Только в ветхозаветных апокрифах (В. Henoch, ubers. v. Dillmann, cap. 18) звезды признаются одушевленными, и рассказывается о грехопадении некоторых из них. 391 Gesenius (Thesaur. t.III. 1146) говорит: quippe quas (stellas) ab angelis geniisque coelestibus habitatas esse existimabant. cp. Strauss s. 671. Keerl, die Engel u. d. Fixsterne. D. Beweis d. Glaubens 1896, s. 254 ff. Heinrich. Dogm. Theologie Bd. V. s. 335. 393 Это признают Riehm (Handwörterbuch d. В. A. Bd. II, s. 1790 ср. его же Alttestamentliche Theol. 259), Delitzsch (Comm, z. Psalm, s. 247), Hengstenberg (Psalmen. Bd. II, s. 89), Baudissin (Studien I, s. 121–123). 394 Халдейский таргум передает мысль ст. 23 так: et pudescent qui colunt lunam, atque erubescent qui adorant solem Rosenmüller. Scholia p. III, v. II, p. 239. 395 Так понимают zeba hammarom bammarom Таргум Онкелоса, Luther. Calvin, Hävemik u дp. Grotius. Annotationes t. II, p. 46 cnf. Migne. Curs. Complet. S. S. t. XVIII, p. 1115. Напротив, Clericus справедливо говорит (III, 123): certe exercitus hominum non itelligunur, cum distinguuntur ab exercitibus regum.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Glag...

J.Boulad Ayoub. L’image du centre et la notion de l’Un dans les Ennéades. – Philosophiques, 1984, XI, p. 41 – 70. R.Cels. Beauté intérieure et théophanie. Méditation plotinienne. – Hommage à D.Coppieters de Gibson. Bruxelles, 1984, p. 103 – 123. E.K.Emilsson. Plotinus on sense perception. A philosophical and historical study. Princeton, 1984. Diss. G.Gurtler. Sympathy in Plotinus. – International philosophical Quarterly, 1984, 24, p. 395 – 406. F.Hager. La société comme intermédiaire entre l’homme individuel et l’absolute chez Plotin. – Diotima, 1984, 12, p. 131 – 138. M.Issandri Parente. Introduzione a Plotino. Roma – Bari, 1984. J.Lounibos. Plotinus. Pagan, Mystic, Philosopher. Pagan and Christian anxiety. A responce to E.R.Dodds. Lanham, 1984, p. 131 – 166. D.P.Taormina. Filosofia e magia in Plotino. – Momenti e problemi di storia del platonismo. Catania Un., 1984, p. 53 – 83. P.Aubenque. Plotin et Dexippe, exégètes des Catégories d’Aristote. – Mélanges offerts à M.de Corte. Bruxelles – Liège, 1985, p. 7 – 40. U.Bonanate. Orme ed enigmi nella filosofia di Plotino. Milano, 1985. J.C.Fraisse. L’intériorité sans retrait. Lectures de Plotin. Paris, 1985. C.L.Hancock. Energia in the Enneads of Plotinus. A reaction to Plato and Aristotle. Loyola Un. of Chicago, 1985. Diss. A.Saget. The limit of the self in Plotinus. – Antichton, 1985, XIX, p. 96 – 101. ПОРФИРИЙ A.Meredith. Allegory in Porphyry and Gregory of Nyssa. – Studia Patristica, 16. Oxford, 1975, p. 423 – –427. L.Brisson, M.O.Goulet-Gase, R.Goulet, D.O’Brien. Porphyre, La vie de Plotin. I.Travaux préliminaires et index grec complet. Paris, 1982. A.Preus. Biological theory in Porphyry’s De abstinentia. – Ancient Philosophy, 1983, 3, p. 149 – 159. Porphyry. On the Cave of the Nymphs. Transl. with an introd. essay by R.Lamberton. New York, 1984. B.Croke. The era of Porphyry’s anti-Christian polemic. – Journal of Religious History, 1984, 13, p. 1 – 14. A.Smith. Did Porphyry reject the transmigration of human souls into animals? – Rheinisches Museum, 1984, 127, p. 276 – 284.

http://predanie.ru/book/219667-iae-viii-...

В 1885 г. К. был в числе кандидатов на пост директора Синодального училища церковного пения в связи с планировавшимся его преобразованием по образцу реформы Придворной певческой капеллы в 1883 г.; по поручению управляющего Московской Синодальной типографией А. Н. Шишкова составил учебные программы по муз. предметам, для чего советовался с Римским-Корсаковым (в то время помощником Балакирева, управляющего Придворной капеллой). Однако назначение К. не состоялось, и его учебные программы не были востребованы. В 1894-1898 гг. по приглашению С. В. Смоленского К. преподавал в Синодальном училище гармонию, в 1898-1910 гг. был членом Наблюдательного совета при уч-ще, в 1901 г. поддержал смещенного с поста директора Смоленского в его конфликте с прокурором Московской синодальной конторы кн. А. А. Ширинским-Шихматовым . В 1907 г. был назначен директором уч-ща вопреки мнению членов Наблюдательного совета, выдвинувших на это место А. Д. Кастальского , что спровоцировало конфликт в уч-ще и вокруг него, продолжавшийся до конца жизни К. Тем не менее в период его директорства продолжали приниматься меры по преобразованию Синодального училища в высшее учебное заведение, получившие развитие уже после смерти К., при Кастальском. Соч.: О русских духовных сочинениях [Римского-Корсакова, Чайковского и др.]//Совр. известия. 1884. 207. 29 сент.; Концерт детского оркестра г-на Эрарского//Артист. 1893. Кн. 4. 29. С. 163-164; Духовный концерт в Синодальном уч-ще//Там же. 1894. Кн. 1. 33. С. 176-177; Духовный концерт Синодального хора//Там же. 1894. Кн. 6. 38. С. 146-147; Духовный концерт в память А. Ф. Львова//Новости дня. 1895. 4506. 24 дек.; После трех духовных концертов//Семья. 1897. 14. 6 апр. С. 4-5 (переизд.: Синодальный хор и уч-ще церк. пения: Концерты, периодика, программы. М., 2004. С. 850-852, 971-975, 975-976, 984-986, 989-991. (РДМДМ; Т. 2. Кн. 2)); Письмо А. А. Ширинскому-Шихматову [от 14.01. 1901]//Синодальный хор и уч-ще церк. пения: Воспоминания, дневники, письма. М., 1998. С. 144-146. (РДМДМ; Т. 1); Из переписки Н. А. Римского-Корсакова и С. Н. Кругликова//Там же. С. 213-216; [Отзывы 1899-1904 гг. о духовно-муз. сочинениях Г. Я. Ломакина, М. М. Ипполитова-Иванова, А. А. Архангельского, А. Д. Кастальского, прот. М. А. Лисицына, А. Т. Гречанинова, В. И. Ребикова, С. В. Панченко, А. А. Ильинского, В. С. Калинникова, П. Г. Чеснокова, Э. Ф. Направника]//Синодальный хор и уч-ще церк. пения: Исслед., док-ты, периодика. С. 387, 393-395, 399, 407, 416-417, 418, 423. М., 2002. (РДМДМ; Т. 2. Кн. 1).

http://pravenc.ru/text/2462053.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010