Кроме писаний пр. Нил поучал своих учеников и сподвижников устными наставлениями (смотр. посл. 3-е). А. Правдин Устав стр. 147–148. 90. 100 Посл. 3 с. 183. В «Сборнике» Соф. библ. 1519 находится «церковный устав Ниловой пустыни», т.е. устав о том, в какие дни и каким порядком отправлять богослужение (л. 19–121). Писатель говорит: «се убо мы иже от отца нашего пр. старца Нила Сорския пустыни навыкохом, тако и поведаем». Устав состоит из следующих частей: «правило о бдении всенощном скитском». Это общая часть: в какие дни недели и как совершать всенощное бдение; «о препразствиих владычних праздник»; устав, если они случатся в день воскресный; о отдании владычних праздник. – Всенощное бдение, по уставу, совершается в неделю не более двух раз: в Воскресенье и в Среду. Если на неделе случится праздник, то бдение в Среду оставляется и переносится на праздник. Если вблизи не окажется церкви, то братия сходятся в общую келию и после вечерни трапезуют, а потом, отдохнувши, начинают всенощное, которое продолжается до утра. После чтения, кто имеет надобность, спрашивает объяснение прочитанного; другие исповедуют (публично) свои согрешения и получают наставления. – «Предание уставом, иже внешней стране пребывающим иноком»; устав о том, как отправлять богослужение во все непреходящие праздники, располагается по порядку месяцев (от Сентября). Под 7 Мая приписка: «после вечерни пети панафида по начальнице старце Ниле Сорьскыя пустыни. Заутреня и обедня в свое время. После малая понахыда на гробе (л. 51–52)… Кто дерзнет разрушити и не поминает старца Нила леностию и нерадением " …. (не договорено). – Богослужение воскресное, по порядку недель в году, начиная с недели мытаря и фарисея; сюда входит и богослужение великопостное, страстной недели, пасхальное и дней пятидесятницы, оканчивая неделею всех святых. В неделю сыропустную говорится, между прочим: «чтем предание старца Нила и прочетши… (говорим) «Достойно» и прощение (л. 64). К концу присовокупляется и еще некоторыя общия правила о днях, в которые случаются общие праздники.

http://azbyka.ru/otechnik/Nil_Sorskij/pr...

С. 57). По-видимому, многие из этих произведений относились ко времени активизации почитания М. В. в Москве - посл. четв. XVI в., а мощевики из Образной палаты и Сольвычегодска были созданы для хранения частиц мощей и древа гроба, отделенных от останков М. В. вскоре после их перенесения из Чернигова (одна из частиц древа гроба, как и фрагменты гробов ряда др. рус. святых, оказалась у Строгановых), и, возможно, в общих чертах повторяли композицию раки. Популярность одиночных изображений князя находит определенную параллель в гимнографических текстах: если в тропаре и кондаке праздника Черниговских чудотворцев 20 сент. упоминаются имена обоих святых, то кондак праздника перенесения их мощей 14 февр., сочиненный Иоанном IV вместе с тропарем того же дня, обращен только к М. В. ( Рамазанова. 1988. С. 107-116; БЛДР. 2001. Т. 11. С. 296). Шитая пелена (ГЭ), возможно происходящая из кремлевского Черниговского собора, позволяет предполагать, что в этом храме кроме парных образов Черниговских святых существовали самостоятельные образы М. В. То же произведение вместе с композицией на сольвычегодском мощевике показывает, что в столичном искусстве посл. четв. XVI - нач. XVII в. преобладал вариант иконографии князя с шапкой на голове и сравнительно короткой бородой из неск. волнистых прядей, использованный в росписи собора Новодевичьего мон-ря 1598 г. и в др. памятниках, совпадающий с изображением на покрове 60-70-х гг. XVII в., близкий к одному из вариантов облика св. Михаила Тверского, но не находящий точных соответствий в текстах иконописных подлинников. Кроме Москвы одним из центров почитания М. В. и Феодора стал суздальский Ризоположенский мон-рь, место подвигов и погребения прп. Евфросинии Суздальской (в миру черниговской кнж. Феодулии), к-рая согласно Житию была дочерью М. В. В писцовой книге Суздаля 1628-1629 гг. упомянут «предел князя Михаила Черниговского и болярина его Феодора» при теплом деревянном Знаменском храме этой обители, к-рый, вероятно, был устроен еще до Смуты.

http://pravenc.ru/text/2563732.html

73 Примеч. 1. Степенны антифоны гласа находятся в Октоихе наряду; но кроме того они печатаются в Ирмологионе (л. 117–122). Примеч. 2. В недельные дни всегда поются степенны гласа, даже тогда, когда случится великий богородичный праздник (см., напр., 15 августа); но если случится великий господский праздник, в который воскресная служба оставляется, то поется степенна 1 антифон 4 гласа (см., напр., 6 августа); в нед. Ваий, Антипасхи и Пятидесятницы также поется степенна 1 антифон 4 гласа; в нед. Пасхи никакие степенны не поются. 74 Поемые в этом месте воскресные прокимны находятся в Октоихе наряду, а также в Типнконе (гл. 53, л. 388), в Ирхологионе (л. 151 на об.) и в Служебнике (пред учител. изв.). 75 Это песнопение печатается в Октоихе наряду и в Ирмологионе. Оно составляете богослужебную принадлежность воскресных дней и только тогда не поется на утрени недельных дней, когда в сии дни случаются великие господские праздники: Рожд. Хр., Крещение Госп., Преображение, Вход Господень в Иерусалим и Сошествие св. Духа (нед. 50-цы); но если будет праздник Воздвижения, в какой бы день он ни случился, то поется. Кроме того, поется в Вознесение Господне, Лазареву субботу и в седмичные дни от Пасхи до Вознесения. 76 Целование Евангелия Типикон указывает не только в обыкновенный воскресный день, т. е. такой, когда не бывает величания, но и в такой, в который случится праздник с величанием: чит. в Типик, послед. на праздник Рождества Богородицы 8 сент., а также на неделю Ваий – господский двунадесятый праздник. 78 Эти песнопения печатаются в Октоихе, напр., см. нед. гл. 1, л. 25, и в Ирмологионе, л. 152. В воскресные дни поются они при воскресном евангелии (Тип. гл. 2, 3 и 50, посл. Антипасхи); но в те же дни при богородичном евангелии (это бывает в богород. двунадес. праздники) поется или: Слава, Молитвами Богородицы... И ныне, Молитвами Богородицы. Помилуй мя, Боже... (См. 8 сент. и 15 авг.) или же – особый праздничный припев (см. 21 ноябр.) и после него: Помилуй мя, Боже... Наконец, в те же дни при Евангелии святого (это бывает в храмовые праздники) поется: Слава, Молитвами N... И ныне, Молитвами Богородицы... Помилуй мя, Боже... (см. гл. 50 Тип., посл. нед. Всех святых). В господние праздники, когда бы они ни случились – или: Слава, Молитвами апостолов, И ныне Молитвами Богородицы… Помилуй мя, Боже.. (см. 14 сент.), или особый припев и Помилуй мя, Боже см. 25 дек.).

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Rozano...

Точнее источник пути спасения. Путь спасения – понятие Древней Церкви. Восходящее к трудам Мужей апостольских (напр.: Дидахе 1,1 и далее; Клим. Римск. 1-е посл. Коринф., 36; Посл. Варнавы, гл. 1). В греческом коряво и не совсем грамотно (σωτηριαν οδους πηγν). Я предпочел упростить, к тому же в последующих дочерних прошениях слово путь все равно выпускается. Все славянские переводчики это словосочетание – νοσημτων λεξητιριον – переводят как болезней пременение(старообр.)или недугов исцеление(новообрядч.). Правильный перевод – болезней ограждение (т.е. не лечение уже имеющейся болезни, а ограждение от приобретения болезни). Мы им и пользуемся. Мансветов пишет: Обряд освящения воды накануне Богоявления выродился из обычая крестить в ночь этого праздника оглашенных, а этот последний обычай, в свою очередь, стоит в связи с вигилиями (всенощными бдениями у первых христиан), справлявшимися накануне больших праздников. Самая молитва богоявленского водоосвящения взята из обряда крещения и есть не что иное, как позднейшая ее переработка. Поэтому древнейшие известия приурочивают обряд богоявленского водоосвящения к вечеру и ночи накануне этого праздника, а не к самому дню Богоявления. А в более раннее время этот обряд и вовсе не отделялся от крещения и, служа приготовительным к нему актом, совершался, как и большая часть таинств, в связи с литургиею во время канона Евхаристии. На это обстоятельство указывает, между прочим, одно темное известие об Иакове, епископе саругенском, у Ассемани (Bibl. orient. 1, p. 286). Здесь рассказывается, как Иаков, будучи трехлетним ребенком, в праздник Богоявления был принесен своею матерью в церковь. Дело было во время литургии, и вот во время молитвы освящения даров, ребенок вырвался из рук матери и устремился в алтарь. Здесь, поклонившись трижды пред святою трапезою, он протянул руку и зачерпнул три горсти воды. По всему видно, что речь идет о богоявленской воде, которая стояла в алтаре около престола и над которою епископ или уже совершил, или намеревался совершить invocato. В связи с этим известием весьма правдоподобно объясняется у Ассемани известие Феодора Чтеца о том, что Петр Фуллон первый ввел в обычай совершать водоосвящение богоявленское под вечер, и замечание о Петре Едесском (498 г.), что он установил совершать этот обряд в своей церкви in nocte praecedente festum epiphanioe. И в том, и в другом месте речь идет не о происхождении обряда, а о его выделении от литургии и прикреплении к вигилиям (Assem I. 286).

http://bogoslov.ru/article/2365164

стенописи Троицкого собора и удаленных записей XVIII-XIX вв.//Реставрация стенописи Троицкого собора Троице-Сергиевой лавры в г. Загорске: Науч. отчет 1949-1952 гг. М., 1955. Маш.), напротив - преподобные Сергий Радонежский и Савва Сторожевский. В 70-х гг. XIX в. в зап. части храма Христа Спасителя появились монументальные композиции: «Построение Свято-Троицкой лавры», «Явление Божией Матери прп. Сергию Радонежскому» и поясной образ Н. в медальоне работы худож. Фартусова ( Мостовский М. С. Храм Христа Спасителя/[Сост. заключ. ч.: Б. Споров]. М., 1996п. С. 82-84). В связи с особым почитанием прп. Сергия Радонежского в Ростове и его окрестностях (на родине святого) образ Н. вводился в стенописи местных церквей (см., напр.: Алитова, Никитина. 2008. С. 415, 499). В XX в. была написана надвратная монументальная композиция с Радонежскими святыми при выходе из Троице-Сергиевой лавры (раскрыта и отреставрирована в 2014, надписи с именами святых реконструированы). В посл. трети XVII в. появились композиции «Собор Радонежских чудотворцев», где образ Н. располагался на центральном месте и соотносился с изображением прп. Сергия. Наиболее ранний известный образец этого времени - икона в окладе «Прп. Сергий Радонежский, с учениками» посл. трети XVII в. из ризницы Троице-Сергиева мон-ря (вклад кнг. Анны Шереметевой, СПГИАХМЗ). Фигура Н. в молении помещена в верхнем регистре 1-й справа, напротив основателя Троицкого монастыря. Святой в традиц. иконографии, надпись: «прп(д)ны(й) hiko(h) Чю(д)творе(ц)». На иконе «Радонежские чудотворцы» 1702 г. («Моление старца Антониа Болотникова», СПГИАХМЗ) Н.- в 1-м ряду крайний слева, за спиной прп. Сергия, повторяет черты внешности учителя, борода лишь немного короче Сергиевой. Очевидно, на основе гравюры И. Ф. Зубова нач. 20-х г. XVIII в. создана икона «Вид Троице-Сергиевой лавры, с Радонежскими святыми и 16 клеймами праздников» 3-й четв. XVIII в. (частное собрание; см.: Комашко Н. И. Русская икона XVIII в. М., 2006. С. 109, 323. Кат. 83) после того, как обитель получила статус лавры: в среднике над мон-рем в облаках написаны полуфигуры небесных покровителей обители.

http://pravenc.ru/text/2566240.html

16-22. Б. Н. Флоря, Г. Шлевис Иконография Наиболее раннее изображение мучеников сохранилось на т. н. большом саккосе 1414-1417 гг. (ГММК), принадлежавшем Фотию , митр. Московскому, где А., И. и Е. представлены в нижней части передней стороны, по пояс, в шитых золотом княжеских одеждах, с крестом в правой руке и раскрытой к молящемуся ладонью левой рукой, с непокрытой головой, И.- юным, безбородым, Е.- седым, с небольшой бородой, А.- средовеком с короткой русой бородой; в надписи на греч. языке (ο ρσοι) названы русскими. На минейной иконе на апрель кон. XIX в. (ЦАК МДА), выполненной на основе строгановского образца кон. XVI в., святые надписаны как «новоявленные», облачены в шубы и шапки, имеют аналогичный облик, что соответствует описанию в иконописных подлинниках, где они уподобляются святым князьям-страстотерпцам Борису и Глебу , равноап. вел. кн. Владимиру . В Большаковском подлиннике XVIII в. сказано: «Антоний аки князь Борис в шубе, киноварь голубой, Иван князь аки Глеб, риза вохра, бакан в шубе, Евстафий аки князь Владимир, лазорь празелень, в шубе, в руках держут кресты, а в левых мечи в ножнах, на главах шапки, заломы черны» ( Большаков. С. 88). Ростовые изображения святых имеются в Строгановском лицевом подлиннике посл. трети XVIII в. ( Маркелов. Т. 2. С. 291). Данная иконографическая традиция прослеживается в гравированных святцах 1722 г., на иконе «Минея годовая с праздниками и иконами Божией Матери» посл. трети XVIII в. (ЦМиАР), на минейной иконе на апрель нач. XIX в. (КГКМ), на прориси с иконы «Русские святые» 1814 г. ( Маркелов. Т. 1. С. 463), вплоть до нач. XX в., напр., в поясном изображении И. в медальоне зап. свода в мозаиках храма Воскресения Христова (Спас на крови) в С.-Петербурге, 1894-1907 гг. Лит.: Средневековое лицевое шитье: Византия, Балканы, Русь: Каталог выставки/XVIII Междунар. конгресс византинистов. Москва, 8-15 авг. 1991 г. М., 1991. С. 44-51. Кат. 10 (23); Большаков. Подлинник иконописный. С. 88; Маркелов. Святые Древней Руси. Т. 1. С. 462-463; Т. 2. С. 53, 290-291; Христианские реликвии в Московском Кремле/ГММК, Центр восточнохристианской культуры; ред.-сост. А. М. Лидов. М., 2000. С. 55-56. Я. Э. Зеленина Рубрики: Ключевые слова: ГАВРИИЛ млад. [Белостокский, Заблудовский] (1684-1690), мч. (пам. 20 апр. и в Соборе Белорусских святых, 9 сент. в Польской Автокефальной Православной Церкви - обретение и перенесение мощей из Гродно в Белосток)) АГАПИЙ, ПУПЛИЙ, ТИМОЛАЙ, РОМИЛ, ДВА АЛЕКСАНДРА И ДВА ДИОНИСИЯ († 304 или 305), мученики Палестинские (пам. 15 марта, возможно, также 19, 21, 23 или 24 марта, 20, 21 или 24 апр., 17 мая) АГАПИЯ, ХИОНИЯ И ИРИНА († 304), мученицы Солунские (Иллирийские) (пам. 16 апр.; сир. 2 апр.; греч. 22 дек., зап. 1 или 5 апр., 25 дек.)

http://pravenc.ru/text/116066.html

Бобруйский женский монастырь Святых Жен Мироносиц Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Дата основания: 2008 год. Статус: действующий В 2008 году Синод Белорусской Православной Церкви постановил создать в Бобруйске женский монастырь в честь Святых Жен Мироносиц - первую в истории монашескую обитель в этом городе. При обители имеется гостиница для паломников. Духовная крепость возникла на месте, где находилось прославленное военное укрепление, пережившее славу и ужасы нескольких войн (с Наполеоном и Гитлером) и последующие долгие годы запустения. Содержание История [ править править код ] На территории Бобруйской крепости в приходе Николо-Софийского храма 30 марта 2008 г. был открыт женский монастырь Святых Жен Мироносиц. Поклонный крест Под монастырь отдали шесть построек на территории военной крепости: штаб, госпиталь, присутственные места, складские помещения, училище и тюрьму. По стечению обстоятельств, здания расположены в форме креста. В здании госпиталя уже расположился домовой храм. Бывшая тюрьма - в центре, там решено создать монастырский храм Марии Магдалины. В планах монастыря - воссоздать храм Александра Невского, взорванный богоборцами в 1934 году... Современное состояние [ править править код ] В домовом храме по воскресным дням и праздникам совершаются Божественные Литургии. Когда домовая церковь не может вместить всех верующих, Литургия совершается у Поклонного креста. Монастырь нуждается в помощи и насельницах. Игуменья Раиса (настоятельница монастыря) просит о любой помощи, в том числе и молитвенной. Сегодня в обители живут всего восемь сестёр, помолитесь, кто может о здравии и укреплении душевных и телесных сил иг.Раисы, мон.Иоанны, мон.Марии, ин.Екатерины, ин.Инны, ин.Натальи, посл.Светланы и посл.Натальи. Р.Б. Ирина, июнь 2016 г.,по материалам сайта: http://mironosets.by Святыни [ править править код ] Фото [ править править код ] Контакты [ править править код ] Адрес: 213800 Республика Беларусь, Могилёвская обл., г. Бобруйск, ул. Карбышева, 28, корпус 1.

http://azbyka.ru/palomnik/Бобруйский_жен...

3–48 и 3 на праздники (Т. 3); в) Бесед. на Бытие 67 и 9 слов, 5 бес. об Анне, 3 о Давиде (Т. 4); г) на псалмы 60 бесед (Т. 5); д) 7 бес. на Исаию, 15 бес. разных; толкование Даниила (Т. 6); е) 31 бес. на Матфея, 88 бес. на Иоанна, 55 на Деяния, 33 на посл. Рим. (Т. 7, 9); ж) 44 бес. на 1 посл. Коринф.; 30 бес. на 2 Коринф., толк. посл. к Галатам (Т. 10); з) 24 бес. на посл. к Эфес., 15 на посл. к Филип. 12 бес. на посл. к Колос., 16 на 2 Солун., 28 на 2 пос. к Тимофею; 9 бес. на посл. к Титу и Филимону; 34 на посл. к Евр. (Т. 11–12). Всего 804 беседы. Нет сомнения что не призванные труженики, старавшиеся дать вид своего целого не пересмотренным, или и обработанным, но не по их вкусу, – словам Златоустого много уничтожили для нас из трудов Златоустого. Не имеем при сем в виду тех бесед, которые носят теперь только одно имя Златоустого, не скрывающее бедности сочинителей их. Между беседами с именем Златоустого находят ныне такие, где встречаются места вполне достойные имени Златоустого, тогда как все прочее ни в чем не походит на труд Златоустого (Т. 1. р. 825. al 1015). Т. 2. р. 790. Т. 3. р. 810. Т. 5. р. 550. Т. 8. р. 287; в иных читаются места, которые читались древними в беседах Златоустого, тогда как остальное вовсе не то, чтò говорил Златоустый. Т. 8. р. 149. Сл. Т. 12. р. 370 (2, ed Paris). Т. 12. р. 225. Photius Bibl. cod. 277. ex. ed. Beckeri p. 522. T. 11. p. 846 (сл. T. 12. p. 370. 2 ed Paris). 1131 Издания сочинений: Дуцеево (graec, et lat. T. 1–12. 1609–1633. Lutet. Paris. 1698. Francofur. ad Maenum), Савилиево очень исправное (grae in 8 tom. 1612. Etonae). Самое полное Монфоконово. S. Johannis Chrisostomi opera omnia, graec. et lat cura Bern. Montfaucon. T. 1–13. Paris. 1718. Venet. 734. 1–13; editio Parisina secunda, emendata et aucta graec. et lat. Paris. 1834–840. 1–13. in 8. В последнем новом издании Монфокона текст в многих местах исправлен по изданию Савилия и по ркп. по местам присовокуплены примечания филологов. В Монфоконовом издании с критикой помещены и не подлинные сочинения; впрочем, не везде можно соглашаться с критикой Монфокона.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Тако всмъ чающимъ того дне, наста и праздника стхъ, и въ соборнй церкви начас всенощное въ единъ часъ посл солнца. Нощь б безл нна и свщашеса токмо слабымъ свтомъ звздъ, въ природ же б тишина Въ шесть съ половиною часовъ 506 , ровно въ пол нощи, егда въ церкви посл 507 на трени, читашес н стхъ 508 , внезапно произыде въ церкви ш мъ, и посл сего огневидный столпъ вис надъ и своимъ свтомъ освти обитель, и окрестъ е мста, толь свтомъ, ко легко познаватиса вещемъ, не въ ней с щим ъ, но и не далеко отстощимъ. Дивный сей столпъ постовши над три или четыре мин ты, прейде къ памтник и остановис надъ нимъ на нколико мин тъ , таже нача возноситис вверхъ и, напослдокъ, превратис въ кр гъ, аки бы внча собою памтникъ и мсто на немъ же Прпбномчницы совершиша м свой подвигъ. И тако совершис дивное продлившеес до птнадести мин т ъ, ем же очевидцы мнози изъ обители и пришедшихъ на праздникъ, и скитнъ. Иже видвше, и прославиша Бга, прославлющаго сты Сво. Ем же и насъ б ди честь и слава, во вки вковъ: Аминь » 509 . На восточной стороне просто на мраморе написано: « На семъ мст, в бывшемъ пирз, Прпбномчницы ради доблго православны вры, латинъ сожжени быша при Благочест. Болгарстмъ цр Константин Тис Асен, отстпниц же православны Восточны Цркви Греческомъ Цар Михаил Палеолоз и латиномдрствющемъ Векк въ лето Хрста 1276. Мца Окт. 10 дн » 510 . На южной стороне вверху маленькая виньетка: «ко жертвы Гдви огнесожжен- ныя въ лепоте вишася Имена стыхъ Прпбном чениковъ зд пострадавшихъ сть игменъ Фома, Косма, Мина, Павелъ, [Савва, и ] 512 . Прочихъ же четырехъ имена неизвестны» 513 . На северной стороне: « Зд же, в пепл обртена икона Престы Бцы, неповрежденная всеподающимъ огнемъ и предизвстившая латинъ на обитель Сей памятникъ сооржен в лето 1873 г. Мца 12 дня » 514 . Осмотревши все достопримечательности, мы направились в архондарик, куда нас уже звали на обед. По пути мы встретились с о.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

15-го числа Св. Апостола Онисима, единого от 70 Имея великое во Христе дерзновение приказывать тебе что должно, по любви лучше прошу, не иной кто, как я, Павел старец, а теперь и узник Иисуса Христа; прошу тебя о сыне моем Онисиме, которого родил я в узах моих. Он был некогда негоден для тебя, а теперь годен тебе и мне; я возвращаю его. Ты же прими его, как мое сердце. Я хотел при себе удержать его, дабы он вместо тебя послужил мне в узах за благовествование; но без твоего согласия ничего не хотел сделать, чтобы доброе твое дело было не вынужденно, а добровольно. Ибо, может быть, он для того на время отлучился, чтобы тебе принять его навсегда, не как уже раба, но выше раба, брата возлюбленного, особенно мне, а тем больше тебе, и по плоти, и в Господе. «Итак, если ты имеешь общение со мною, то прими его, как меня. Если же он чем обидел тебя, или должен, считай сие на мне. Я, Павел, написал моею рукою: я заплачу; не говорю тебе о том, что ты и самим собою мне должен. «Так, брат, дай мне воспользоваться от тебя в Господе; успокой мое сердце в Господе. Надеясь на послушание твое, я написал к тебе, зная, что ты сделаешь и более, нежели говорю». (Посл. к Фuлuм. I, 8–21 .) Так писал св. Апостол Павел Филимону, богатому и знатному человеку, уверовавшему в учение Христово во время проповеди Павла во Фригии, в Малой Азии. Писал он это ему о рабе его Онисиме, который, провинившись перед господином своим и убоясь наказания, бежал от него в Рим, где проповедовал тогда Апостол Павел. Множество людей, слыша Апостола, просвещались верою. Раб Онисим также пленился учением св. Павла и не отступал от него, ненасытно вслушиваясь в слова жизни и истинной свободы. Он открыл Павлу душу свою, выразил раскаяние в грехе своем и, приняв от Павла св. крещение, желал служить ему. Но не желая пользоваться служением чужого раба, св. Павел послал с ним к Филимону письмо с выше-приведенным содержанием. Филимон, бывший уже христианином, отозвался не только прощением, но и отпущением на свободу раба своего, так что Онисим мог возвратиться в Рим к Павлу и служил ему, ревностно исполняя поручения его. Сам он, со временем, сделался одним из 70-ти Апостолов, и по смерти Павла проповедовал слово Божие во многих странах Греции и Малой Азии.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010