С твердыми христианами могли поступать лица начальственные по своему усмотрению — изгонять в ссылку, тиранствовать и издеваться над ними, казнить. Новый, пятый, указ Диоклетиана мог полагать предел произволу и устранить неопределенность четвертого указа относительно того, как поступать с твердыми исповедниками христианства. Итак, разбираемый указ, очень возможно, издан самим Диоклетианом в pendant к четвертому указу его. Правда, подобное мнение может вызывать немало недоумений и возражений, но мы и не выдаем его за положительное решение вопроса, нелегкого и запутанного. 375 De mort. pers., cap. 9, 21, 22. 376 Ibid., cap. 11. 377 Hunziker. Op. cit. S. 227. 378 Евсевий. О Палест. мучениках, гл. 2. Он, впрочем, не называет прямо по имени того государя, при котором произошел случай с Романом, но Пруденций (Hymn. X, vers. 31 et caet.) говорит, что это был Галерий. 379 Hunziker. Op. cit. S. 227—228 («отец железного века» (лат.) — Прим.Издат.). 380 Евсевий. Церк. ист. VIII, 11. 381 Lact. Institutiones divinae, lib. V, cap. 11. 382 Евсевий. Церк. ист. VIII, 14; IX, 4; ср.: Lact. De mort., cap. 36. 383 Hunziker. Op. cit. S. 232. 384 О Палест. мучениках, гл. 4. Впрочем, нужно думать, что на этот раз в 305 году повторение указа Диоклетианова со стороны Максимина было лишь простой формальностью. Это было время, когда во главе правления стоял Констанций. И Евсевий не говорит о том, что в Палестине в это время были мученики. 385 О Палест. мучениках, гл. 9. 386 Акты эти до нас не сохранились. Правда, и доныне существуют акты, известные под именем «Актов Пилата», но они имеют другое содержание. 387 Евсев. Церк. ист. IX, 5. 388 Ibid. IX, 6. 389 Всего в книге «О Палестинских мучениках» описано 88 мучеников. Но так как на время самого Диоклетиана падает 14 мученических смертей в Палестине, то, значит, в остальное время гонения в Палестине было 74 мученика (с 306 г.). 390 О Палест. мучениках, гл. 13. 391 Lact. De mort. pers., cap. 16. 392 Sub umbraculo licitae Iudaeorum religionis. См.: Termull. Apolog., cap. 21. 393 Spartian. Hadrianus, cap. 5. (В Historia Augusta). 394 Ibid., cap. 16. 395 Ibid., cap. 18. 396 Ibid., cap. 5. 397 Ibid., cap. 14. 398 Spartian. Hadrianus, cap. 2, 16. 399 Herzog. Encycl., Bd. V. S. 502 (Art. Hadrian), 1879. 400 Aube. Hist, des persecutions de l " eglise. P. 255. 401 Vopiscus. Firmus et Saturn., cap. 8. (В Historia Augusta). 402 Keim. Rom und. das Christenthum. S. 551. 403 Lamprid. Alexander Severus, cap. 43 (В Hist. Augusta). 404 Евсевий. Церк. ист. IV, 3. Апология Кодрата не дошла до нас, а полная апология Аристида в недавнее время (в 1891 г.) заново открыта в армянском переводе.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2643...

379.  Тогда же, похвала 121. 380.  Вторник ваий, вечерня, на стиховне, крестобогородичен, гл. 1. о том же см. и Пятница ваий, утро, по втором стихослов. седален Господина Иосифа, крестобогородичен, гл. 4. 381.  6 декабря, великая вечерня, на Господи, воззвах, и ныне, гл. 6. 382.  Вторник, 1 седмица, вечерня, на стих. крестобогородичен, гл. 8. 383.  Четверток, 2 седмица, вечерня, на стиховне крестобогородичен, гл. 5. 384.  Пяток, 2 седмица, вечерня, на стиховне крестобогородичен, гл. 8. 385.  Понедельник, 4 седмица, утро, трипеснец господина Иосифа, гл. 8, п. 1, богородичен. 386.  О том же безболезненном рождении говорится и в других песнях, так например: среда, 3 седмица, утро, на стих. крестобогородичен, гл. 2; пяток, 2 седмица, утро, по 3 стихословии, седален, гл. 5; пяток, 4 седмица, утро, канон, гл. 8, п. 1. Канон о Распятии, п. 3; Великая Суббота, похвала 76 и другие. 387.  Среда, 1 седмица, утро, по 2 стихословии, седален, гл. 2, крестобогородичен. 388.  Тогда же, на стиховне, крестобогородичен, гл. 8. 389.  Понедельник, 4 седмица, утро, трипеснец господина Иосифа, гл. 8, п. 8. 390.  Вторник, 4 седмица, утро, трипеснец господина Феодора, гл. 8, п. 9. 391.  Среда, 4 седмица, утро, Канон Кресту, господина Феофана, гл. 4, п. 1. 392.  Тогда же, там же, п. 5. 393.  Тогда же, там же, п. 9. 394.  Пяток, 4 седмица, утро, по 3 стихословии, седален, гл. 4, крестобогородичен. 395.  Среда ваий, утро, по 3 стихословии, седален, господина Феодора, гл. 3. 396.  Святая и Великая Суббота, похвала 89. 397.  Тогда же, похвала 147. 398.  Среда, 4 седмица, утро, ексапостиларий, крестобогородичен. 399.  Канон о Распятии, п. 7. 400.  Вторник, сырная седмица, вечерня на стиховне, крестобогородичен, гл. 1. 401.  Среда, сырная седмица, утро, по 2 стихословии, крестобогородичен, гл. 2. 402.  Среда, 3 седмица, утро, на стиховне, крестобогородичен, гл. 2. 403.  Неделя, 3 седмица, утро, стихира самогласна на поклонение Кресту, слава, гл. 8. творение Льва Деспота, так же поется в среду 4 седмицы на вечерни.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=709...

И. Копаевичу (просившему о 100 р.), что у Высшего начальства денег взаймы нигде не берут» 378 . Для правильной организации он завёл (в сентябре 1833 г.) попечительство о бедных духовного звания 379 , воспособлял его всеми средствами 380 и всячески радел о вдовах и сиротах 381 . Что до пороков и погрешностей, то Полоцкий владыка, конечно, не щадил жезла и обнаруживал твёрдую строгость, но лишь во имя и на почве справедливости. В этих интересах преследовались наивозможная достоверность 382 и фактическая обоснованность 383 всяких сведений, почему воспрещалось доносить о слухах, сплетнях и кляузах 384 , а бумаги анонимные вообще не принимались и только иногда рассматривались ввиду особой важности 385 ; ложные доносы вызывали прещения 386 , как и медлительность разных следствий 387 . По мнению Смарагда, «исправление погрешительного действования столько же имеет права на наше уважение, сколько и самое непогрешительное действие» 388 . В виду сего такое исправление всегда встречало снисхождение, и Полоцкий архипастырь охотно облегчал 389 и сокращал 390 епитимии. При этом личные обиды устранялись из счетов. Смарагд хорошо знал своё положение и ревниво оберегал свои прерогативы 391 , но о порицаниях себе писал: «всем хулящим недостоинство моё, по примеру Христа Спасителя, Который, был злословим, не злословил взаимно, я прощаю и их благословляю» 392 . Портрет с оригинала в архиерейском доме в г. Витебске, а автограф из репорта Св. Синоду от 22 Октября 1836 года в Синодальном архиве 1453, л. 3. Упорядочивая жизнь и быт духовенства, Смарагд непосредственно 393 и со всей детальностью 394 старался 395 об устроении и умножении православных церквей повсюду 396 , а также о подведомых ему иноческих обителях 397 вблизи 398 и вдали 399 , при чём последним внушалось заботиться об увеличении экономической суммы 400 , – и в этом отношении Полоцкий владыка вникал сам во все подробности 401 , поощряя и ободряя усердных деятелей 402 . В интересах удовлетворения духовно-просветительных нужд Полоцкой епархии и для обеспечения её подготовленными к пастырству кандидатами необходимо было прочно поставить духовно-школьное дело.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

373 Кучкин В.А. Формирование государственной территории Северо-Восточной Руси в X-XIV вв. С. 256, примеч. 131. 376 Кучкин В.А. Формирование государственной территории Северо-Восточной Руси в X-XIV вв. С. 245–246. 379 ПСРЛ. Т. 15, вып. 1. Стб. 48; HIЛ. С. 346; Кучкин В.А. Формирование государственной территории Северо-Восточной Руси в X-XIV вв. С. 191. 380 ПСРЛ. Т. 15, вып. 1. Стб. 48; ср.: Насонов А.Н. О тверском летописном материале в рукописях XVII века. С. 39. 381 ПСРЛ. Т. 18. С. 92; Приселков М.Д. Троицкая летопись: Реконструкция текста. М.; Л., 1950. С. 362. 382 HIЛ. С. 348–349. Ср.: Борисов Н.С. Политика московских князей: конец XIII – начало XIV века. М., 1999. С. 307–310. 383 ПСРЛ. Т. 15, вып. 1. Стб. 48; Т. 18. С. 92. Перед этим отъездом и после возвращения Александра тверские «бояре мнози отъеха на Москву к великому князю Ивану» (Там же. Т. 15, вып. 1. Стб. 48). 393 Там же. С. 101–102; Клюг Э. Княжество тверское (1247–1485 гг.). Тверь, 1994. С. 122–123, 148–149. Мнение, согласно которому литовские связи тверских князей сыграли роль уже при вынесении приговоров Михаилу Ярославичу и Дмитрию Михайловичу Тверским, неубедительно (см. критический разбор: Клюг Э. Указ. соч. С. 123–128). 394 См.: Горский А.А. Брянское княжество в политической жизни Восточной Европы (конец XIII – начало XV в.)//Средневековая Русь. М., 1996. [Вып.]1. С. 81–87. 397 См.: Кучкин В.А. Сколько сохранилось грамот Калиты//ИОИ: 1989 год. М., 1989. Распространенное мнение, что вторая грамота была утверждена в Орде ханом Узбеком (Черепнин Л.В. Русские феодальные архивы XIV-XV вв. М., 1948. Ч. 1. С. 15; Каштанов С.М. К изучению формуляра великокняжеских духовных грамот конца XIV – начала XVI вв.//ВИД. Л., 1979. Вып. 11. С. 241–242) не имеет серьезных оснований (см.: Мазуров А.Б. Утверждались ли духовные грамоты Ивана Калиты в Орде?//ВИ. 1995. 399 Ср., например: Насонов А.Н. Монголы и Русь. С. 111; Юрганов А.Л. У истоков деспотизма//История Отечества: люди, идеи, решения. Очерки истории России IX – начала XX в. М., 1991. С. 47–49, 52–58 и Черепнин Л.В. Образование Русского централизованного государства в XIV-XV веках. М., 1960. С. 512–513; Борисов Н.С. Иван Калита. М., 1995.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

«Заполярный мед» 528 «Зеленая дверь» (ненапис.) 286 «Зеркало человека» 465 «Золотой рог» 355, 357, 362, 527 «Иван-Осляничек» 133 «Искусство как образ поведения» 528 «Календарь природы» 243, 388 «Картофель в полевой и огородной культуре» 103, 525 «Кащеева цепь» («Курымушка», «Детство», «Голубые бобры») 9, 12, 13–14, 16–17, 20–22, 26–34, 37–38, 46–50, 52, 55–61, 64–67, 78–79, 83, 96, 128, 134, 174, 178, 184, 204, 224, 234, 253–257, 264–265, 271, 274–279, 288, 302, 306, 314, 322, 334–335, 354, 391, 428, 456, 465, 479, 491, 527—528 «Кладовая солнца» 26, 129, 449–450, 452, 456, 464, 480, 528 «Корабельная чаща» («Слово правды») 6, 129, 459, 465, 472, 480–483, 487–489, 492, 528 «Круглый корабль» 125, 135—136 «Крутоярский зверь» 103, 526 «Ленин на охоте» 226 «Лесная капель» 434–435, 528 «Лисичкин хлеб» 528 «Любовь Ярика» 243 «Медведь» 311—312 «Мирская чаша» («Раб обезьяний») 181, 211–213, 224–226, 232, 248, 258, 466, 527 «Михаил Пришвин рапортует XVII съезду» 329, 335 «Мой очерк» 46, 101, 333, 527 «Мы с тобой» (Дневник любви) 290, 399–435, 438, 443–444, 495–496, 503, 518—519 «Начало века» (ненапис.) 78, 112, 126, 134, 137 «Невидимый класс» («Радий») 183 «Незабудки» 26 «Неодетая весна» 387–390, 398, 404, 407, 528 «Нижнее чутье» 310–311, 527 «Никон Староколенный» 116, 210, 297, 526 «Осударева дорога» («Царь», «Царь природы», «Канал», «Новый свет») 6, 22, 26, 129, 175, 250, 344, 381, 390, 392, 442–443, 447, 452–453, 455–468, 479–481, 484, 487–488, 528 «Отец Спиридон» 44 «Отцы и дети» («Онего-Беломорский край») 335–343, 527 «Охота за счастьем» 91, 96, 105, 226, 232, 234, 245, 252, 257, 355, 389, 527 «Падун» («Аврал») 391, 397–398, 419 «Повесть нашего времени» («Мирская чаша») 142, 441–447, 452, 466, 528 «Полярный роман» 325 «Птичье кладбище» 103, 526 «Рассказы о ленинградских детях» («Рассказы о Прекрасной Маме») 448–449, 528 «Родники Берендея» 243–244, 252, 355, 436, 527 «Саморок» 105, 133 «Сашок» 525 «Семибратский курган» 133 «Серая Сова» 390, 528 «Славны бубны» 526 «Смертный пробег» 462

http://azbyka.ru/fiction/prishvin-alekse...

378 Булгаковский Д.Г. Поэтические произведения, вышедшие в Двенадцатом году и в позднейшее время. С подробной характеристикой. – СПб.: Тип. СПб. Одиночной тюрьмы, 1912. – 83 с 379 Булгаковский Д.Г. Отголоски старины об Отечественной войне. [Рассказы очевидцев. Воспоминания современников и старожилов. Письма. Дневники. Записки. Анекдоты]. – СПб.: Тип. СПб. одиночной тюрьмы, 1912. – 84 с., с ил. 380 Булгаковский Д.Г. Народные карикатуры-картинки, вышедшие в Отечественную войну. С их общей характеристикой. – СПб.: Типо-лит. СПб. одиночной тюрьмы, 1912. – 25 с., с ил. . 381 Булгаковский Д.Г. Наши ополченцы и партизаны в Отечественную войну. С 23 нар. картинками прошлого столетия. – СПб.: Типо-лит. СПб. одиночной тюрьмы, 1912. – 31 с., с ил. 382 Булгаковский Д.Г. Двадцать восемь портретов главнейших русских полководцев Отечественной войны. С общ. характеристикой и с кратким описанием их действий на театре войны. – СПб.: Типо-лит. СПб. одиночной тюрьмы, 1912. – 52 с., с портр. 383 Булгаковский Д.Г. С нами Бог. Религиозные чувства русского народа в Отечественную войну. – СПб.: Типо-лит. СПб. одиночной тюрьмы, 1912. – 8 с. 386 Определения особого отдела Учёного комитета Министерства народного просвещения//Журнал Министерства народного просвещения. – 1912. – Апрель. – С. 119, 125. 388 Булгаковский Д.Г. Незабвенная память о заслугах Православного духовенства в Отечественную войну. – СПб., 1812. 389 Булгаковский Д.Г. Трёхсотлетие царствования дома Романовых. [Объяснительный текст к световым картинам, относящимся к 300-летнему юбилею царствования дома Романовых]. – СПб.: Тип. «Двигатель», 1913. – 32 с. 391 Уложение о Наказаниях Уголовных и Исправительных [Электронный ресурс]. – – Дата доступа 14.11.2008. 396 Булгаковский Д.Г. Живём ли мы по-христиански. Апология христианства по поводу 1600-летнего торжества христианской веры. – СПб.: Тип. М. Пивоварский и А. Типограф, 1913. – 24 с. 397 Миланский эдикт издан в 313 г. императором Константином Великим , предоставлявший всем жителям Римской империи – христианам и нехристианам – неограниченную свободу принимать, исповедовать и пропагандировать любую веру. Издание этого эдикта положило конец эпохе официального преследования христиан в империи.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij-Bulgak...

б) За следующие, предусмотренные светскими уголовными законами („Улож. наказ.” и „Устав. наказ., нал. мир. судьями”), преступления и проступки: аа) кощунство („Улож. наказ.” ст. 182); бб) отступление и отвлечение от Православной веры („Улож. наказ.” ст. 185, 188, 190 и 192); вв) уклонение от исполнения постановлений Церкви („Улож. наказ.” ст. 207, 208 и 209); гг) нарушение благочиния во время богослужения в церкви и вне оной („Уст. наказ.” ст. 35 и 36); дд) соединенные с соблазном действия в публичном месте („Уст. наказ.” ст. 42 и 43); ее) оскорбления чести, наносимые духовным и светским лицам, угрозы и насилие („Уст. наказ.” ст. 130–141 включительно); жж) нарушение правил о погребении („Улож. наказ.” ст. 859); зз) нарушение правил о выдаче видов на жительство („Улож. наказ.” ст. 978 ч. 1); ии) отлучка без разрешения начальства („Улож. наказ.” ст. 956); неисправное ведение и хранение метрических и обыскных книг и исповедных росписей („Улож. наказ.” 1442); кк) нарушение постановлений о браке („Улож. наказ.” ст. 1552 ч. I. 1557 ч. I, 1569 ч. I, 1572 ч. I, и 1577); лл) построение церкви без дозволения надлежащего духовного начальства („Улож. наказ.” ст. 1066); мм) употребление в проповедях и духовных речах слов, оскорбительных для добрых нравов и противных благопристойности („Улож. нак.” ст. 1003). в) За преступления и проступки против должности духовной, судебной и административной, которые не влекут за собою наказаний, соединенных с лишением, или ограничением прав состояния („Улож. нак.” ст. 329 – 331, 333, 335 – 337, 341, 343, 344 ч. I, 347, 348 ч. I, 349 – 352, 354 ч. I и 2, 356, 357, 360, 364 ч. I, 369 – 372, 380, 381, 383 – 388, 389 ч. II, 390 – 394, 397 – 407, 409 – 423, 426, 427, 429 – 431, 432 ч.I, 433, 434, 470 – 475, 476 ч. I, 477, 478 ч. I, 479 ч. I, 480 ч. I, 483, 484, 486 – 491, 492 ч. I, 494, 496, 497 ч. I, 498, 499, 501 – 504 46 . Глава II. О наказаниях, налагаемых духовным судом. 3) Наказания, налагаемые духовным судом, суть следующие: а) замечания; б) выговор без внесения в послужной список; в) денежный штраф до 100 рублей; г) заключение в монастыре до трех месяцев; д) выговор со внесением в послужной список; е) перемещение с одного места на другое; ж) запрещение священнослужения на срок до трех месяцев; з) удаление от места; и) удаление от места с запрещением для священнослужителей священнослужения на время до трех месяцев; запрещение священнослужения с низведением в причетники на время до одного года; к) отрешение от места с воспрещением на всегда определяться вновь, но с сохранением священного сана; л) лишение священнослужителей сана, с оставлением в духовном ведомстве на низших должностях, и лишение священ- номонашествующих сана, с оставлением в монашестве на покаянии; м) лишение священнослужителей сана, а священномонашествующих сана и монашества с исключением из духовного ведомства; н) исключение причетников из духовного ведомства.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Lavrov...

31. Ср. Hefele, Conciliengeschichte, I,499 и сл., 552,607 и сл., 611 и сл., 502; IV,405,407. 32. Beveregii, , sive Pandectae, II, Annot. in. h. can. p.92. - Fidei symbolum (concilii Constantinopolitani) nihil fere aliud est, quam symbolum Nicaenum paucis additis explicatum... et adversus Marcelli Ancyrani dogma hac clausula cujus regni non erit finis. Cave, упом. соч., p.232, - Cp. Annot. in Socrat. Hist. eccl. II,19 [Migne, s.g., t.67, col.223-233]. 33. Sozomen., IV,6 [Migne, s.g., t.67, col.1120-1124]. - Epiphan. Haer.LXXI (al.LI) [Migne, s.g., t.42, col.373-381]. - Annotat. in Socrat. Hist. eccl. II,19 [Migne, s.g., t.67, col.223-233]. - Cp. Beveregii, . sive Pandectae, II, Annot. in h. can., p.92; Cave, упом. соч., р.131. Развалины Срема (Сирмия), отечества римского императора Проба, видны и теперь в Митровице. Ср. Hefele, Conciliengeschichte, I,634. 34. Epiphan., Haeres.LXXI (al.LI) [Migne, s.g., t.42, col.373]. - Sozomen. Hist. eccl. IV,6 [Migne, s.g., t.67, col.1120-1124]. - Theodor., Haer. II,11 [Migne, s.g., t.83, col.397]. - Socrat., Hist. eccl. II,19 [Migne, s.g., t.67, col.224-233]. - Cp. Beveregii, . sive Pandectae, II, Annot. in hunc canonem, p.92. 35. Hilar. Fragm. II,19 [Migne, s.1., t.10, col.645-646]. Cp. Hefele, Conciliengeschichte, I,637. 36. Hilar. ib. Cp. Hefele, упом.место. 37. Socrat., Hist. eccl. II,46, III,16 [Migne, s.g., t.67, col.361-364; col.417-424]. - Sozom., VI,25 [Migne, s.g., t.67, col.1357-1361]. - Valesii Annotat. in cap. cit. Sozomeni. Cp. Cave, упом. соч., pag.168-159. Beveregii, . sive Pandectae, II, Annot. in. h. can., p.92-93. 38. Socrat., Hist. eccl. II,46 (Migne, s.g., t.67, col.361-365]. - Sozom., VI,27 [Migne, s.g., t.67, col.1368-1369]. - Толкования Зонары и Вальсамона на это правило (Аф. Синт., II,167.169). - Theodoret., Haer. fab. compend. lib.IV, с.8 [Migne, s.g., t.83, col.425-428]. - Cp. Hefele, Conciliengeschichte, II,142. 39. Cp. Theodoret., Haeret. fab. compend., lib.V, c.11 [Migne, s.g., t.83, col.488-496]. - August., Haer.LV [Migne, s.l., t.42, col.40].

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1313...

Незадолго до торжества иконопочитания остров Сицилия был завоеван (827–832) сарацинами, за исключением двух городов – Сиракуз и Тавромены (после были завоеваны и эти города: Сиракузы – в 876, а Тавромена – в 902 г.). Мусульманское завоевание сопровождалось невероятными испытаниями и невзгодами для всего населения Сицилии, и для монахов в частности. Многие сицилийские монастыри – св. Никандра ( Pirrus. Sicilia sacra. T. II. Panormi, 1644. P. 1002), Циркумьенский (Rodota. Dell’ origine, progresso, e stato presente del rito greco in Italia. T. II. Roma, 1761. P. 107), Богоматери в Гала (Pirrus. T. II P. 1042), св. Панкратия (Ibid. P. 1059), Филиппа Агирского (Ibid. P. 1001) – были опустошены и разрушены, а монахи рассеяны и убиты (Pirrus. T. II. Р. 1008, 1039; Rodota. T. II. Р. 81). Иноки, спасшиеся заблаговременно от неприятельского меча, бежали в Италию и другие страны. Жизнь православного греко-итальянского монашества отлила преимущественно в глубь южноитальянских греческих владений, здесь сосредоточивалась и развивалась. Но и тут монашество не надолго осталось безопасным от мусульманских нашествий. В первое же десятилетие после завоевания Сицилии сарацины начали свои опустошительные нападения на всю южную и среднюю Италию. Таким образом, эра возрождения монашества на Востоке совпала с началом бедствий для южноитальянского греческого иночества. См.: Ζαμπλιος. ταλοελληνικ τοι κριτικ πραγματεα περ τν ν τας ρχεοις Νεαπλεως νεκδτων λληνικν περγαμηνν. ν θναις. 1864. Σ. 23, 24, 196, 201; Lenormant. La Grande- Grèce. Paysages et histoire. T. IJ. Paris, 1881. P. 387, 397. 357 Житие преп. и богоносного отца нашего Евфимия Нового Фессалоникийского//Афонский Патерик. Ч. II. Изд. 6. М., 1890. С. 271. 381 Житие преп. Евфимия Нового Фессалоникийского//Афонский Патерик. Ч. II. Изд. 6. М., 1890. С. 271. 382 В житии преп. Евфимия Нового Фессалоникийского рассказывается об игумене монастыря Писсадинон – на Олимпе – Николае, который, уклоняясь от соблазнов, воздвигнутых борьбой двух партий, отказался от игуменства и удалился из монастыря//Афонский Патерик.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Sokolov/s...

Знание Богом Самого Себя, как знание Божие, есть полное, а как полное, оно равно своему объекту, а как равное своему объекту, оно есть Бог (потому что объект этого знания есть Бог (цит. соч. Бог . Вестн. 1904 г. Мес. Июль – Август, стр. 397). Поэтому предвечное (довременное и домирное) и абсолютное по существу своему знание Богом Себя Самого, как знание существа самосознательного, то есть личного, само получает предикат Личности: иначе говоря, становится Лицом (таким же, как Первый, Личным Богом или Вторым Божественным Лицом). Итак, каждое из двух полных Божеских Знаний (знание Себя и знание Своего Знания) есть Лицо. Знание Первым Лицом Первого (то есть Самого Себя) есть Второе Лицо, а Знание Первым Лицом Второго (то есть Своего Самосознания) есть Третье Лицо. Первое Лицо – Отец, Второе – Сын, Третье – Дух Святой. 2-ое=1-ому; 3-е=2-ому, ergo, 3-е=1-ому. Все равны между собою, и каждое есть Бог. Результаты данной конструкции автор сумел использовать далее и в полемических целях (в защиту православного учения об образе исхождения Третьей Божественной Ипостаси (цит. соч., Бог . Вестн. 1904 г. Мес., Сент., стр. 23). Как и у Августина, у автора реферируемой работы, для лучшего уяснения и обоснования его понятий и положений, часто производятся им филологические экскурсы, не лишенные остроумия и обнаруживающие в авторе их тонкость филологического наблюдения и силу остроты его лингвистического чутья (цит. соч., Бог . Вестн. 1904 г. Мес. Июль – Авг. стр. 381, 385 и др.). Наконец, наш автор, как и блаж. Августин, заканчивает свое глубокомысленнейшее исследование о Троице-Единице вдохновенным молитвенным прославлением Ее, как Живого Истинного Бога, – обстоятельство, свидетельствующее о глубине религиозного чувства у обоих и живости его переживания. М. И. Владиславлев. Философия Плотина, основателя неоплатонической школы. С.-Петербург. 1868 г. Сочинение это, несмотря на свое раннее происхождение (1868 г.), и до сих пор не утратило своего значения, так как новых сочинений по предмету его до сих пор не появлялось на русском языке, не считая более или менее кратких и случайных попутных замечаний о тех или других пунктах философии Плотина, помещающихся в курсах по истории философии и отдельно в богословских и философских сочинениях.

http://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgust...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010