Латинские духовники обязаны во всяком случае и без всякого исключения хранить тайну или печать исповеди ненарушимо, 381 и ни в каком случае не открывать её без согласия кающегося, даже после смерти его. 382 У нас также ни в каком случае духовник не должен кому бы то ни было открывать исповеданных ему грехов, 383 но предать их вечному забвению. Если духовнику нужно бывает иногда просить совета у епископа то, по правилам латинской, 384 также как и нашей 385 Церкви повелевается описать один грех , не именуя самого лица. Верующие у латинян, 386 также как и у нас, 387 обязаны исповедоваться, по крайней мере, однажды в год (начиная у латинян 388 ab annis descretionis, т. e. с 7-го, 10-го или 14 года, у нас 389 с 7-ми летнего возраста) в продолжение своей жизни и потом при кончине (in articulo mortis). 390 Верующим позволяется у них, 391 также как и у нас, 392 исповедоваться и вне своего прихода, особенно больным, находящимся при смерти, 393 но в таком случае они обязаны представить настоятелю своего прихода свидетельство о своей исповеди. В западной Церкви миряне обязаны исполнить годичную исповедь на страстной или светлой седмице; 394 в нашей Церкви они могут исповедоваться во всякое время, особенно во дни св. постов. 395 У нас исповедуются во всякое время дня, в храме и в доме; у латинян – только в церкви, днем, а не ночью, и при народе, кроме случаев нужды, когда позволяется исповедовать в частном доме, в приличном и открытом месте. 396 Мужчины исповедуются в разных частях храма, преимущественно в ризнице, 397 женщины – пред решеткой исповедальни (confessionale), монахи непременно пред исповедальнями, и при том так, чтобы их не видел духовник, 398 и только в случае нужды в приемной комнате. 399 Во время исповеди у латинян духовник сидит, у нас, обыкновенно, стоит. Латиняне исповедуются преклонив колена (с XIII века); 400 православные – обыкновенно стоя. У нас все исповедуются пред духовником лицом к лицу, у латинян – одни мужчины, а женщины бывают отделены от духовника решеткой исповедальни. Исповедь как в восточной, 401 так и в западной 402 Церкви обыкновенно совершается устно или словесно (vocaliter, per verbum), и только немым и недужным, лишившимся голоса и языка у латинян, 403 также как и у нас, 404 дозволяется открытие тайн совести посредством знаков (или письменно). У нас верующие исповедуются почти единственно пред причащением; у латинян не только пред причащением, но весьма часто отдельно от него. Сверх сего, у латинян, также как и у нас, есть обычай исповедоваться пред отправлением в опасное плавание, пред сражением, пред родами, пред казнью, вообще в опасности смертной.

http://azbyka.ru/otechnik/Tarasij_Seredi...

Некоторые, однако же указывают на несообразность такой теории и предполагают, что Евсевий ошибся, что эти еретики в действительности были психопанихитами, то есть, что они учили об успении души (Redepenniiig. 2:105). 381 Там же 1:6–7; 2, 9:8; он говорит, что разумная душа (оёс) вследствие охлаждения удаляется от божественной теплоты, делается ψυχ, называясь так вследствие ее ψξις (охлаждения); и, по восстановлении, она опять сделается νοος (там же 2, 8:3). 397 De Princ. 1, 4:3. Он учил что хххх означает ограниченное время, и что следовательно хххххх, должно быть конечным. 399 Часто утверждали, что Ориген учил о возможности спасения для диавола, и это учение, по-видимому находится в согласии с его системой (Neandr. 1:472). Но все что он, по-видимому утверждал, в действительности заключается в том, что сатана мог обратиться и спастись, причем, в то же время он учил, что вследствие своей закоснелой злобы он не захочет обратиться (De Princ. 1, 4:3; In Rom. 1, 8:9 ). В своем письме к Александру (т.1, стр. 9) он объявляет приписываемое ему мнение таким, которое едва ли может поддерживать даже сумасшедший. 400 De Princ. 1, 2; 9:3; 12; 3, 6:4–6; C. Cels. 5:15 и след. Учение Оригена о духовном теле, основанное на пояснительном примере ап. Павла заимствованном от семени и растения ( 1Кор. 15 ), подвергалось непониманию и порицанию со стороны некоторых, как будто бы он отрицал воскресенье (См. Hieron., c. Johan. Hicrosol., 25 и след.) 403 Поместным собором 543 или 544 года, не пятым вселенским собором 553 г., как долго думали (Giesel. 1, 2:368, 372.; Neander 4:481–482; Hefele 2:768). 407 Dion. Alex. ap. Athan. De Decr. Syn. Nic. c. 25. Dion. Rom. ib. 26, Ath. De Sent. Dion. 13 и след. 409 Euseb. 39. Предполагают, однако же что Евсевий мог перетолковать слова, которые Папий употреблял в аллегорическом смысле. Мысль о тысячелетнем царстве, так же встречается в послании приписываемом Варнаве. С.15. 412 Giesel. 1, 1:334; 2:91,2. На западе он был распространен до времени Константина.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

солнце, его же л учесы в них родит. И жертва наша древния превзиде, тем вся престаша, внегда она вниде. 2 Златоустый учитель жертвы собирает, и десять видов онех 381 мудро сочитает. Первая 382 Сам Христос Бог жертва Отцу бяше, егда на жертвеннице креста пострадаше. Вторая 383 мученици святии бывают жертва, егда за Бога тело на смерть дают. Третяя 384 есть молитва жертва живу Богу со воздеянием рук честна попремногу. Четвертая 385 есть жертва хвалы, ту свершает, кто безпрестанно Богу хвалу возсылает. Пятая 386 жертва – правды, юже поминает, кто псалом пят десятый частократ читает. Шестая 387 – в скорбех сущы люди посещати и нескверна от мира себе соблюдати 388 . Седмая 389 жертва – Богу воскликновение, еже от любве Ему есть во хваление. Осмая 390 жертва Ему есть дух сокрушенный, яко же извещает Давид божественный. Девятая 391 есть сердце на всяк час смиренно, сего не презирает око божественно. Десятая 392 Господу жертва приносится, повнегда 393 слово Его ким благовестится. Всяк зде жертву обрящет, юже приносити возможет Господеви, тою Его чтити. К сим да приложу и аз, жертва есть святая тайна Евхаристии пребожественная И даяние 394 всяко, еже на нищыя, тако ж приношение во храмы Божия Жертва Богу угодна воправду зовется, и что-либо Господа ради подается 395 . 3 В Завете Ветхом агнца цела избираху и Господеви в жертву того приношаху. Иже паки на члене своем врежден бяше, того закон во 396 жертву нести возбраняше. Целый агнец человек той быти вменится, иже юн и здрав телом к Богу обратится Покаянием святым. Той – приятна жертва всемогущему Богу, жива бо, не мертва. Иже 397 убо к старости своей отлагают покаяние чисто, зри, что содевают: Не цела хотят агнца в жертву Богу дати, ибо 398 тогда в немощех нужда пребывати. Слух бо оскудевает, очеса мрачатся 399 и вси 400 члени 401 силы си за старость лишатся. Како убо приятна жертва могут быти? Изволь кождо разумом здравым разсудити. Не человек в то время грехи оставляет, паче грех человека стараго лишает. Не грешит бо. яко у 402 не может грешити,

http://azbyka.ru/otechnik/Simeon_Polocki...

384 А выйдут ли они когда-нибудь, позволительно сомневаться, имея в виду, чтобы не ходить далеко, не удавшиеся пока опыты самого о. Ф. с начинавшимся даже изданием курса лекций, по читаемому им в Академии предмету, переводом Sohm " a и т. д. Упоминать ли о безусловно невыгодном для о. Ф. данном обещании еще в 19071908 гг. обнародовать рукописные сочинения о. Серапиона (Машкина). 387 Здесь, главным образом, имеется в виду пользование о. Ф. рукописными работами архим. Серапиона (Машкина), более или менее подобному выяснению какового вопроса будет уделено место несколько ниже. 389 См., например, примеч. 168 (к с. 119), 268 (к с. 175), 476 (к с. 272 837 (к с. 486). К слову сказать, при одном случае (примеч. 161 здесь над о. Ф. сбылась русская пословица «Не всякому слуху верь, ибо дониконовская редакция «Доследования Святые Пентикостии», не знает той асимметрии, на которую указал ему И. В. Попов . 390 Например, примеч. 16 (к с. 17), 91 (к с. 76), 94 (к с. 77), 99100 ( с. 81), 119 (к с. 92), 191 (к с. 137), 648 (к с. 364), 781 (к с. 435), 8 (к с. 466), 944 (к с. 552), 1018 (к с. 583), 1024 (к с. 584), 1051 (к с. 598). 392 Например, примеч. 42 (к с. 41), 250 (к с. 168), 373 (к с. 216), 5121 с. 287), 685 (к с. 381), 750 (к с. 425). 395 Разумею «Амулет Паскаля» (с. 577581), появление которое страницах «Столпа» обусловлено» тем, что автору этого последнего «кажется» (с. 577), будто «мысли, развиваемые им (в тексте «мною») в этой книге, и теории возрастания типов дают ключ к пониманию этой многосодержательной (sic!) и многозначительной (sic!) бумажки» (т. е. так называемого Амулета Паскаля). 397 Имеем в виду лишь по недостатку места сокращенное, признается автор (с. 587), «разъяснение» под заглавием «Гомотипия в устройстве человеческого тела» (с. 587592), а в ней особенно «Таблицу 1: гомотипия органов» (с. 588), положительно возбуждающую неприятные чувства, и вопреки заверениям о. Ф., что «низ человека как бы зеркальное отражение (курсив наш) верха его» (с. 266), представляющую с медицинской точки зрения лишь свободные аналогии, вольные параллели.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Florensk...

370. О посылке бояр по городам. 371. Об измене дорогобужской и о бегстве вяземском. 372. О посылке из Дорогобужа к Москве Иваниса [Ододурова] с товарищами. 373. О посылке в Калугу. XVII 374. О посылке бояр и воевод по городам. 375. О приходе под Калугу литовских людей, и об острожке на Горках, и [об] отходе из Товаркова Опалинского. 376. О приходе королевича из Вязьмы. 377. Об отписке из Можайска к государю к Москве. 378. О побоище московских людей под Пафнутьевым монастырем. 379. О походе бояр из городов. 380. О походе князя Дмитрия Мамстрюковича Черкасского в Можайск. 381. О приходе из Калуги в Боровск и о посылках [ратных людей] на литовских людей. 382. О приходе королевича под Можайск. 383. О выводе бояр из Можайска. 384. О взятии Ливен и Ельца и о послах московских и крымских. 385. О приходе с шумом на бояр. 386. О приходе королевича под Москву и об [осадном] сидении можайском. 387. Об осаде Михайлова. 388. О походе из Серпухова на Коломну и о воровстве казачьем. 389. О приходе королевича под Москву и посылке бояр по городам. 390. О походе Саадашного под Москву. 391. О приступе московском. 392. О знамении небесном. 393. О храбрости и убиении князя Михаила Конаева. 394. О послании к Москве от послов литовских. 395. Об отходе казачьем и об уговоре казаков. 396. О приходе королевича из-под Москвы под Троицу и о взятии калужском. 397. О посылке из Ярославля на литовских людей и побитие литовских людей в Белозерском уезде. 398. О посланниках литовских. 399. О мирном постановлении с литовскими людьми. 400. О выходе королевича из Московского государства и о выводе литовских людей. XVIII 401. О размене из Литвы митрополита Филарета Никитича и бояр. 402. О приходе к Москве патриарха и о встречах боярских, [посланных] от государя. 403. О приходе патриарха к Москве и о встрече [его] государем. 404. О приходе патриарха ерусалимского. 405. Об умолении [Филарета Никитича] и поставлении на патриаршество. 406. О походе государевом по монастырям. 407. О преставлении царицы Александры.

http://sedmitza.ru/lib/text/439308/

В дальнейшем возможна реконструкция мелоса этого песнопения (по крайней мере частичная) благодаря тому, что его аналоги сохранились в визант. Асматиконах. Кондакарная нотация обнаружена также на отдельных листах в новгородской июльской Минее XI-XII вв. РГАДА. Ф. 381. 121 (Л. 28 об.-31), в Октоихе изборном XIII в. РНБ. Соф. 122 (Л. 72 об.- 73 об.: кондаки в Лазареву субботу и на Пасху; см.: Keller. 1981), в певч. сборнике XIII в. РНБ. Соф. 397 (Л. 28-28 об.), а также в мелизматических вставках в мелос песнопений (как правило, стихир рус. святым), записанных знаменной нотацией (см.: Металлов. 1912. С. 202-203, 209, 216, 230-231). Катавасия Пасхи в Лаврском (Троицком) Кондакаре. Кон. XII–XIII в. Фрагмент (РГБ. Троиц. 23. Л. 100 об.) Катавасия Пасхи в Лаврском (Троицком) Кондакаре. Кон. XII–XIII в. Фрагмент (РГБ. Троиц. 23. Л. 100 об.) В Стихираре XII в. БАН. 34.7.6 (Л. 167-168) кондакарные ипостаси и текстовые вставки присутствуют в стихире святым Борису и Глебу «Плътскоую богатяща святии» 8-го гласа (опубл.: Никишов. 1975. С. 570-572). Б. Карастоянов детально исследовал это песнопение и привел ряд примеров из других источников с кондакарными вставками ( Карастоянов. 1987. P. 31-66). На первый взгляд, фундаментальное несоответствие в стилях нотации является непреодолимым препятствием для расшифровки этого песнопения. Однако приведенные Карастояновым примеры выявляют постепенное упрощение мелизматической структуры с сохранением по возможности той же силлабической основы и с заменой кондакарных ипостасей более простыми сочетаниями невм. В более поздней рукописной традиции мелизматическое «расцвечивание» остается только на каденционных участках и др. важных участках, т. н. стыках текста. Данное песнопение интересно прежде всего необычным использованием нотации и внетекстовыми вставками. Такие «вкрапления» К. п., выполняющие функции мелизматических «тропов», присутствуют также в Лаврском Кондакаре, где они помещены между строками песнопений, а также на полях и в нижней части страниц.

http://pravenc.ru/text/1841898.html

1). 377 Буквально: состоят из более крупных частиц - παχυμερστερος . 378 A­ επτομερστερος , т. е., состоят из более тонких частиц. 379 Και δμν прибавлено по смыслу; Con. — «vapores tamen et odores nequaquam sentiunt». 380 Скобки — для удобства в подлиннике Ant. 381 Буквально: " " чтобы ничто из того, что может быть познано, не избежало чувства». 382 акое определение, вопреки мнениям Платона (см. прим. 11) и Аристотеля (De anima, II, 5, § 1), Немесий усваивает у Галена буквально: см.: Galeni De Hippocrat. et Platon. decretis VII, 6 (цит. по соч. Domanski, S. 94). 383 Ощущение, таким образом, по Немесию есть факт не только физиологический, но и психологический. 384 A­ πο το γεμονικο — от «владычественного» (души); Con. поясняет: «т. е., от мозга» (scilicet corebro). 385 Это — определение стоиков (Plutarchus, Op. cit., IV, 8), у которых, по замечанию Оксфордского издателя, «phantasmata omnia animalium rationalium dicuntur logikai et ab γεμουικφ derivari» (Matth. pag. 388, annot. editoris Oxon.). 386 Con — «organum est membrum, per quod sentimus». 387 Определения Платона, стоиков и др. см.: Plutarchus De placit. pbilosoph., IV, 8; ср. учение Платона об ощущениях в «Теэтете», pag. 184 Ε и след. 388 В этой простейшей и кратчайшей из своих классификаций душевных способностей (см. ниже главы XV, XXVI и др.) Немесий близок к Аристотелю 1 389 Буквально: мыслительной силы, той διανοητικο . 390 В лат. Ant. — «душевные волнения» (perturbationes animae). 391 Общее заглавие: « Περ ψεως » — De visu; Con. начинает 2-ю главу 4-й книги: «De visu, quomodo fiat». 392 Ср. Plutarch, Op. cit. IV, 13. 393 Ср. учение Платона в «Тимее» pag. 46 В-С, по рус. пер. Карпова, стр. 417. 394 У пер.: зараз — ред. 395 Буквально с греческого: «наталкиваемся на нее взором». 396 Учение Аристотеля о зрительных ощущениях см. в De anima II, 7. 397 Ср. «Тимей» р. 45 B-D. У Плутарха (Op. cit. IV, 13) это определение Платона приводится с некоторым отличием. 398 Εν τψ βδμψ τς συμφωνας . Проф. Domanski (Die Psychologie des Nemesius, S.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3687...

Хронологическая дата, указанная Сократом, очень вероятная, однако не всеми принимается. Созомен склонен выводить происхождение покаянного пресвитера с самого начала церкви, но это гораздо сомнительнее 79 . Оба историка дают знать, что должность покаянного пресвитера введена была во всей восточной церкви. Но в этом можно усомниться. К. Голль доказывает, что покаянному пресвитеру не было места там, где действовала дисциплина покаянных степеней. Он мог существовать только в церквах, где действовала дисциплина Апостольских Постановлений. Но и то не везде: института покаянного пресвитера не было на Западе, в Александрии, в Иерусалиме 80 . Названный историк ограничивает существование этой должности одним Константинополем. Однако это нам представляется крайностью. Когда появилась должность покаянного пресвитера в церкви в полов. III, Византия (будущий Константинополь) не играла заметной церковной роли. Институт этот должен был поэтому явиться где-нибудь в другом месте и уже оттуда перейти в Константинополь. Далее. После уничтожения его в столице он продолжал существовать в некоторых еретических обществах до времени по крайней мере Сократа (40-ые годы V в.). Этот историк, так хорошо знавший случай уничтожения должности, свидетельствует: «в некоторых еретических обществах это правило (исповедовать грехи свои перед нарочито для этого поставленным пресвитером) соблюдается и до ныне» (οτος κανν κρατε μχρι νν ν τας λλαις αρσεσι). Из дальнейших слов Сократа, что «одни только исповедники единосущие и единомысленные с ними в вере новациане отвергли покаянного пресвитера», можно заключать, что институт сохранил свое существование в арианских и может быть полуарианских общинах. Отсюда также следует, что институт покаянного пресвитера имел некоторую распространенность на Востоке. По согласному свидетельству обоих историков уничтожена была эта должность константинопольским патриархом Нектарием (381–397 гг.) после следующего происшествия. Одна благородная женщина пришла к покаянному пресвитеру и подробно исповедовала перед ним грехи свои, сделанные после крещения.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Smirnov...

394 См.: Hauschild W.-D. Art. Nicano-Konstantinopolitanisches Glaubensbekenntnis//Theologische Realenzyklopadie. Bd. 24. Berlin; N. Y., 1994. S. 444–456; Staats R. Das Glaubensbekenntnis von Nizaa-Konstantinopel. Historische und theologische Grundlagen. Darmstadt, 1999. 395 См. подготовительный документ комиссии веры и церковного устройства Всемирного Совета Церквей: Gemeinsam den einen Glauben bekennen. Eine okumenische Auslegung des apostolischen Glaubens, wie er im Glaubensbekenntnis von Nizaa-Konstantinopel (381) bekannt wird/R. Sbeghen, hrsg. Frankfurt a. M., 1991; по поводу предыстории см.: Handbuch zum Apostolischen Glauben/H.-G. Link, hrsg. Neukirchen-Vluyn; Pader-born, 1987. 397 См. прежде всего: Oberdorfer В. Filioque. Geschichte und Theologie eines okumeni-schen Problems. Gottingen, 2001. А также: Gemeinhardt P. Die Filioque-Kontroverse zwischen Ost– und Westkirche im Friihmittelalter. Diss, theol. Marburg, 2001 (Berlin, 2002). 398 Hauschild W.-D. Lehrbuch der Kirchen– und Dogmengeschichte. Bd. 1. Alte Kirche und Mittelalter. Giitersloh, 1999. S. 1 f. 400 По поводу понятия канона, помимо специального изложения истории возникновения библейского канона, см. обширное исследование: Ohme Я. Kanon Ekklesiastikos. Die Bedeutung des altkirchlichen Kanonbegriffs. Arbeiten zur Kirchengeschichte 67. Berlin, 1998. 401 См.: Campenhausen Н. von. Die Entstehung der christlichen Bibel. Beitrage zur historischen Theologie 39. Tubingen, 1968. К важнейшим экуменическим свидетельствам Библии, которые связывают христианство не только с иудейством, но также и в самом себе, минуя конфессиональные границы, относятся псалмы. На это справедливо и убедительно указал проф. Базиль Штудер в дискуссии по докладу. 402 Нью-Дели, 1961 г. См.: Frieling R. Der Weg des okumenischen Gedankens. Eine Okumenekunde. Zugange zur Kirchengeschichte 10. Gottingen, 1992. S. 72–75. 403 Доклад 20 июня 1951 г. Напечатан: Kdsemann E. Exegetische Versuche und Besin-nungen I. Gottingen, 1960. S. 214–223, здесь: S. 221.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/nas...

   Византийцы, ромеи, греки — passim    Влахи 22, 26, 232, 267, 268, 503, 506, 507, 530, 540, 541, 554    Генуэзцы 316, 585    Германцы, см. также немцы 319, 338, 472, 503, 561    Геты (торки) 131, 484    Гипербореи 524    Гунны (торки) 214    Даки (венгры), см. также угры 131, 384, 396    Далматы (сербы), см. также сербы 187, 220, 240, 241, 263, 328, 463, 548    Евреи, см. также иудеи 307    Египтяне 607    Исмаилиты (турки, арабы) 274, 276, 369, 391, 393, 525, 557    Испанцы 596    Италийцы 63, 171, 172, 336    Иудеи 565    Карфагеняне 599    Кельтиберы (испанцы) 338    Кельты (выходцы из стран Западной Европы), см. также латиняне, франки 57, 64, 147, 150—154, 159, 162—166, 168, 169, 176, 178, 192, 193, 202, 203, 219, 232, 236, 275—278, 285, 287, 289, 291—302, 304, 305, 307, 310, 312, 316, 317, 320, 322, 327, 334, 337, 351—358, 361, 373, 381, 384—386, 388, 406, 442, 446, 504, 561    Киликийцы 55    Критяне 246    Куманы (половцы), см. также скифы 208, 213—215, 233—240, 266—274, 384, 394, 396, 397, 528, 542, 543, 555, 556    Лакедемоняне, см. также лаконцы, спартанцы 195    Лаконцы, см. также лакедемоняне, спартанцы 216    Латиняне (выходцы из стран Западной Европы), см. также кельты, франки, норманны 21, 26, 44, 82, 134, 141, 147, 151, 153, 159, 162—164, 167—170, 172, 176, 177, 185, 188, 193, 196, 202, 203, 209, 210, 214, 217, 219, 222, 278—282, 284—286, 288, 289, 291—296, 299—302, 306, 308— 311, 317—319, 337, 350, 359, 362, 376, 377, 442, 527, 561, 563, 578, 601, 608, 609    Лидийцы 55    Ломбардцы 581    Лонгиварды 319, 356    Македонцы 63, 145, 396, 473    Мариандины 274, 557    Мизийцы (печенеги) 131    Митиленцы 247, 248    Немцы, см. также германцы 109, 110, 472    Неренчане, см. также ветоны 596    Норманны, см. также латиняне 7, 20, 26, 277, 278, 310, 311, 439, 446, 447, 452, 454, 489, 492, 497, 499, 500, 508, 511, 520, 538, 561, 568, 584, 586, 596, 600—602    Памфилийцы 55    Персы (древние) 195, 556    Персы (сельджуки) 57, 179, 196, 217    Печенеги, см. также скифы 8, 13, 22—24, 208, 212, 213, 216, 217, 233, 235, 439, 448, 466, 484, 500, 517, 527—529, 533, 536, 540, 542, 543, 548

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3432...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010