Иер. 15 :5. Кто пожалеет о тебе, Иерусалим? и кто поскорбит 371 о тебе? и кто пойдет молиться о мире твоем 372 ? Иер. 15 :6. Ты оставил 373 Меня, говорит Господь, пошел назад, и Я простру руку Мою на тебя, убью тебя и более не пощажу их 374 . Иер. 15 :7. И совершенно разсею их в воротах народа Моего, они лишились детей, погубили народ Мой 375 злобою своею, и не обратились. Иер. 15 :8. Умножились вдовы их более, нежели песку в море; Я навел на мать юношей бедствие в полдень, навел на нее внезапно страх и трепет. Иер. 15 :9. Истощена родившая семерых 376 , ослабела душа ея, зашло для нея солнце среди полудня, постыжена и посрамлена, а остаток их предам мечу пред врагами их, говорит Господь. Иер. 15 :10. Горе мне, мать (моя) 377 ! Зачем ты родила меня, человека спорливого и враждующого со всею землею? Я не одолжался и у меня никто не занимал, а сила моя истощилась от проклинающих меня (сказал Господь) 378 . Иер. 15 :11. Будь (им), Владыко, при исправлении их 379 , во блого против врага 380 , хотя я не прибегал 381 к Тебе во время бедствий их и во время скорби их. Иер. 15 :12. Можно-ли познать железо? и одеяние медное сила-ли твоя? 382 Иер. 15 :13. И сокровища твои отдам на расхищение, в отплату за все грехи твои и во всех пределах твоих. Иер. 15 :14. И порабощу тебя окружающим врагам твоим, в земле, которой ты не знаешь, ибо огонь возгорелся в ярости Моей, будет гореть на вас. Иер. 15 :15. Ты (все) знаешь, Господи: вспомни меня, и посети меня, и защити 383 меня от гонителей моих, по долготерпению Твоему не губи 384 меня; знай, что за Тебя я потерпел поругание от отвергающих слова Твои. Иер. 15 :16. Исполни их 385 , и будет слово Твое мне в радость и в 386 веселие сердца моего, ибо наречено имя Твое на мне, Господи, Боже 387 сил. Иер. 15 :17. Не сидел я в веселом собрании их, но боялся руки Твоей, в уединении я сидел, ибо исполнен был скорби. Иер. 15 :18. Почему оскорбляющие меня преодолевают меня? рана моя упорна, откуда я получу исцеление? она (впрочем) стала для меня как бы обманчивой, неверной, водой 388 .

http://predanie.ru/book/217576-perevod-v...

Иов. 18 :21. Таковы дома неправедных и таково место незнающих Бога 372 ! Глава 19 Иов. 19 :1. И отвечалъ Иов, и сказал: Иов. 19 :2. Доколе будете утомлять душу мою и низлагать меня словами? Знайте только, что Господь поступил со мною так. Иов. 19 :3. Клевещете на меня и без стыда предо мною нападаете на меня. Иов. 19 :4. Пусть бы я погрешил действительно, и у меня явилась 373 погрешность говорить слова, которых не следовало (говорить), и слова мои греховны и не ко времени (сказаны) 374 . Иов. 19 :5. Если же надо мною величаетесь и нападаете на меня с позором, Иов. 19 :6. То знайте, что Господь ниспроверг меня и поднялъ надо мною ограду Свою 375 . Иов. 19 :7. Вот я посмеваюсь позору, не буду говорить 376 , буду вопить, ибо нигде (нет) суда. Иов. 19 :8. Кругом я огражден и не могу пройдти, пред лицемъ 377 моим Он тьму положил. Иов. 19 :9. Славу 378 совлек с меня и снялъ венец с головы моей. Иов. 19 :10. Кругомъ раззорилъ 379 меня, и я отхожу 380 . Он подсек, как дерево, надежду мою. Иов. 19 :11. Гневом Своим воспылалъ 381 на меня и сочел меня как бы врагом: Иов. 19 :12. Вместе собрались испытания Его на меня, а на путях моих окружили меня злоумышленники 382 . Иов. 19 :13. Братья мои отступили от меня, признали своими 383 чужих более, чем меня, и друзья мои стали немилостивы. Иов. 19 :14. Ближние мои не остались при мне и знающие имя мое забыли меня, Иов. 19 :15. Соседи дома и рабыни мои: я стал (как бы) 384 иноплеменником для них. Иов. 19 :16. Раба своего зову, и он не слушает, устами своими я умоляю (его) 385 . Иов. 19 :17. Прошу 386 жену мою, ласково зову детей рабынь 387 моих, Иов. 19 :18. Но они навсегда бросают меня; когда встану, они издеваются надо мною 388 . Иов. 19 :19. Гнушаются мною видящие меня, и любимые мною возстают на меня. Иов. 19 :20. Въ коже моей сгнила плоть моя и кожа 389 моя только в зубах осталась. Иов. 19 :21. Помилуйте меня, помилуйте меня, друзья! ибо рука Господня коснулась меня. Иов. 19 :22. Зачем вы преследуете меня, как и Господь? разве плотию моею не можете насытиться 390 ?

http://predanie.ru/book/217576-perevod-v...

(Мф. 25:41). «И пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную» (Мф. 25:46). «Лучше тебе с одним глазом войти в царствие Божие, нежели с двумя глазами быть ввержену в геенну огненную, где червь их не умирает, и огонь не угасает» (Мк. 9:47-48).   381. ХОЧЕТ ЛИ БОГ ГИБЕЛИ ГРЕШНИКОВ? Бог не хотел бы гибели грешников, но они сами погибают «за то, что… не приняли любви истины для своего спасения» (2 Фес 2:10).   382. ПОМОГАЮТ ЛИ ЧЕЛОВЕКУ ЗНАНИЯ О КОНЦЕ МИРА? Размышления о смерти, о воскресении, о последнем Суде, о вечном блаженстве и о вечном мучении помогают нам воздерживаться от грехов и освобождаться от пристрастия к земным вещам; утешают при лишении земных благ; побуждают соблюдать в чистоте душу и тело, жить для Бога и для вечности и таким образом достигать вечного спасения. Часть Вторая. О Надежде Понятие христианской надежды, её основание и средства 383. ЧТО ТАКОЕ ХРИСТИАНСКАЯ НАДЕЖДА? Христианская надежда есть успокоение сердца в Боге с уверенностью, что Он непрестанно заботится о нашем спасении и дарует нам обещанное блаженство. 384. НА ОСНОВЫВАЕТСЯ ХРИСТИАНСКАЯ НАДЕЖДА? Христианская надежда основывается на том, что Господь Иисус Христос есть упование наше, или основание надежды нашей (1 Тим. 1:1). «Совершенно уповайте на подаваемую вам благодать в явлении Иисуса Христа» (1 Пет 1:13).   385. КАК ПРИОБРЕСТИ ХРИСТИАНСКУЮ НАДЕЖДУ? Средствами приобретения спасительной надежды являются: молитва , истинное учение о блаженстве и действительное следование этому учению. О молитве 386. ЕСТЬ ЛИ В СВЯЩЕННОМ ПИСАНИИ УКАЗАНИЕ НА ТО, ЧТО МОЛИТВА ЯВЛЯЕТСЯ СРЕДСТВОМ ДЛЯ ПРИОБРЕТЕНИЯ НАДЕЖДЫ? Сам Господь Иисус Христос с молитвой соединяет надежду получить желаемое: «Если чего попросите у Отца во имя Мое, то сделаю, да прославится Отец в Сыне» (Ин. 14:13).   387. ЧТО ТАКОЕ МОЛИТВА? Молитва есть возношение ума и сердца к Богу, выраженное благоговейным словом человека к Богу. 388. ЧТО СЛЕДУЕТ ДЕЛАТЬ ВО ВРЕМЯ МОЛИТВЫ? Христианин, вознося ум и сердце к Богу, должен делать следующее: прославлять Его за Его Божественные совершенства; благодарить Его за Его благодеяния; просить Его о своих нуждах. Поэтому существуют три главных рода молитвословия: славословие , благодарение , прошение .

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

— «Мцыри» 24 Ливорно 18, 96, 101, 116, 170 Лижье Пьер 82, 381 Лион 18, 172, 173, 178 «Литературные прибавления к „Русскому Инвалиду“» 86, 382, 409 Логановский А. В. 123, 392 — «Парень, играющий в свайку» 392 Лозанна 14, 57, 58, 60–65, 67, 71, 80, 81, 378 Ломбардия 168 Ломоносов Михаил Васильевич 448 Лондон 57, 146, 210, 226 Лубны 235 Луврская картинная галлерея 79 Луиджи 249 Луи-Филипп, король 178, 403, 406 Лукашевич Платон Акимович 86, 102, 121, 210, 382, 386, 392, 409 Любек 50, 52 Любич-Романович Василий Игнатьевич 34 («Романович»), 365 Людовик XI 82 М айнц 13, 57 Макарий (Глухарев), архимандрит 276, 429 Максимов А. М. 368 Максимович Михаил Александрович 126, 271, 296, 365, 413, 427, 436 — «Украинские народные песни» 296 («Песни Максимовича»), 436 Малороссия 42, 80, 123, 124, 267 Мантейфель 198, 211, 219, 407 Мариенбад 19, 197, 210, 212, 219, 224–226, 229, 231, 239, 240, 241, 253, 295, 414–416, 419 Маринари, лицо неустановленное 170, 402 Марков Алексей Тарасович 339, 448 Марс, m-lle (Бутэ-Монвель Анна) 82, 381 Марсель 18, 19, 95, 168, 173, 178, 179, 403, 410, 415 Мартынов А. Е. 368 Марья Николаевна, вел. кн. герцогиня Лейхтенбергская 288, 434 Массоти 156, 399 Межаков 193, 219 Межаковы 191, 198, 211, 406, 407 Мейер, археолог 145 («господин… верхом на лошади»), 146, 396 Мейер Франсуа-Симон 111, 128, 130, 134, 393, 395 Мейербер 381 — «Гугеноты» — 83, 381 — «Роберт-Дьявол» 83 («Роберт»), 381 Мелентьева, классная дама 102, 159, 386, 387, 400 Мессинг Аграфена Петровна, рожд. Погодина 439 Мессинг, зять Погодина 24 Меццофанти Джузеппе 142, 396 Мизко Николай Дмитриевич 365, 430 — «Историко-статистические сведения о раздаче земель в Южной России» 278 («за выписку о раздаче земель»), 430 Микель Анджело 138, 384 Миклашевичева Варвара Семеновна 230, 412 — «Село Михайловское или помещики XVIII века» 270 («Я говорю о романе Миклашевичевой»), 412 Милан 16, 17, 116, 118, 391 Милорадович Г. А. 365 Минье К. 403 Миргород 185 Михаил Иванович, родственник Погодиных 308, 439 Мицкевич Адам 14, 133, 152, 173, 233, 383, 394, 402

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=692...

in ps. 37, 1 св. Амвросий пишет: De poenitentia duos jam dudum scripsi libellos, откуда следует, что De poenitentia написано прежде Ennar. in ps. 37, появившегося не раньше 394 года. С другой стороны, если слова II, 8, 73 этой книги: et ego laborem aliquem pro sancta ecclesia tua suscepi имеют в виду борьбу св. Амвросия с Юстиной, то terminus " ом, post quem, будет 386 – 387 годы. Отсюда, написание De poenitentia можно относить к периоду 386 – 390 годов. 261 De fide, De Spiritu Sancmo u De incarnationis dominicae sacramento написаны в период 378 – 381 годов. Император Грациан, отправляясь на Восток с целью помочь Валенту в его войне с готами, устно и письменно просил св. Амвросия написать ему трактат о вере. Св. Отец исполнил его просьбу, написав и отослав ему две книги о вере, которые Грациан получил, во всяком случае, до адрианопольской битвы (II, 16, 136 sqq.). В 379 году Грациан снова обращается к св. Амвросию с просьбой Rogo te ut mihi des ipsum traetatum, quem dederas, augendo illic de spiritu sancto fidelem disputationem. 262 На это св. Амвросий отвечает, что он исполнит желание Грациана, но просит отсрочки, 263 а пока посылает остальные три книги De fide, в которых подробно развивает то, что он сказал в первых двух книгах. Отсюда написание последних трёх книг De fide падает на время между 379 годом и появлением книги о Святом Духе, в которой находится указание на De fide 264  и которая была написана в 381 году, – значит, на 379 – 380 годы. 265 В книге De Spiritu Sancto мы находим упоминание (1, prol. 17) о смерти готского короля Атанариха, последовавшей, как известно, в январе 381 года. С другой стороны, из п. 18 того же prol. видно, что александрийский епископ Пётр, умерший в первой половине этого же 381 года, был ещё жив. Таким образом, написание книги De Spiritu Sancto падает на первую половину 381 года. 266 Книга De incarnatione dominicae sacramento является продолжением книг De fide, на которые в ней имеются несколько ссылок (De incarn. d. s. 7, 62; 8, 79, 81; 9, 100); наоборот, в ней нет ни одного упоминания о книге De Spir.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Medio...

Данилевский Иван Семенович 170, 189, 225, 235, 402, 412, 414 Данилов Сергей Сергеевич 369 Данте Алегьери 102, 247, 251, 417, 419, 450 — «Божественная комедия» 247 («Ты за Дантом») 417, 419 Данченко Николай Федорович 62, 86, 376, 382 Делавинь Казимир 82, 381 Дельвиг Антон Антонович 444, 445 Дементьев Александр Григорьевич 372, 444 Демидов Павел Николаевич 102, 224, 231, 386, 411, 413 Дерман А. Г. 367 Дерпт 149 Дженсапр, деревня 161 Дидро Дени 63 («Дидеро») Днепр 391 Доленга-Ходаковский Зориан 393 — Украинские народные песни 126 («две толстые рукописные книги») 393 Домо д’Осола (Domo d’Ossola), город 159, 400 Донизелли, актер 217, 219 Доттори К. 143 («Autori burleschi italiani» — ), 396 Дмитриев Иван Иванович 287 — Басни 287 Дмитриев М. А. 24 Дрезден 27, 109, 346, 347 Дризен Н. В. 368 Дурнов, художник 122, 151, 211, 397, 409 Дурова Надежда Александровна (Александров) 227, 412 — «Кавалерист-девица. Происшествие в России» 227 («Записки Александрова»), 412 Дурылин Сергей Николаевич 372, 374, 395, 444 Дюр Николай Осипович 12, 38, 368 Дюссельдорф 13, 26, 35, 343–345, 347, 449 Е вропа 50, 56, 57, 62, 95, 106, 108, 176, 191, 295, 333, 370 Егер 240 Екатерина II 63, 403 Елагин А. А. 431 Елагина Авдотья Петровна 279, 280, 284, 293, 299, 356, 431, 433, 435, 454 Елагины 374 Елизавета Фоминишка (Лизавета Фоминишна), родственница Погодиных 263, 308, 424, 439 Estelle 204 Ефимов Димитрий Егорович 222, 409, 411 Ефимовы 211 Ж анен, хозяин гостиницы 94, 385 Жанен Жюль 385 Желтухина, владелица дома 136, 163, 388 ( «Желтухов») Женева 14, 16, 58–60, 62, 63, 66, 67, 71–73, 94, 104, 109, 111, 113, 116, 117, 140, 148, 160, 173, 241, 249, 376, 385, 388, 391, 395 Женевское озеро 59, 62, 113, 132 Жиро Джованни 25, 437, 438 — «Дядька в затруднительном положении» 25, 301 («действие переведенной для него комедии»), 304 («Комедия готова»), 437, 438 Жозепе 121 Жорж m-lle (Маргарита Веммер) 83, 381 Жуков, табачный фабрикант 218 Жуковский Василий Андреевич 11–16, 18, 20, 23, 27, 35, 48, 73, 97, 100, 101, 106, 108, 110–112, 131, 159, 160, 190, 192, 195, 197, 199, 201, 204, 210, 251, 253, 255, 260, 268, 272, 273, 277, 281, 288, 317, 339, 343–345, 348, 363, 368, 371, 373, 379, 381, 385, 386, 388, 390, 393, 394, 397, 400, 403, 405–409, 418–420, 424, 426–432, 441, 443, 448–453, 455

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=692...

S. Отсюда, как основательно доказывает Schermann, 267 появление её правильнее относить ко времени между написанием книг De fide – 380 год и De Spir. S. – 381 год, 268 а не к более позднему времени, как это делают другие учёные. 269 Sermo contra Auxentium de basilicis tradendis сказана св. Амвросием во время великого сидения в церкви, окружённой вооружённым отрядом императорских войск. Так как в речи (16. 22. 24) упоминается кровавый эдикт 23 января 386 года, то, очевидно, эта речь была произнесена не в 385, а в 386 году. 270 Речь De excessu fratris sui Satyri, как теперь можно считать доказанным, появилась в 375 году. Основанием для такого заключения служат слова I, 32, из которых видно, что Сатир, желавший возвратиться из Африки в Италию, был удерживаем своим начальником или вообще покровителем – знаменитым Симмахом. Последний же, как известно, был проконсулом Африки в 373 – 374 годах; во всяком случае, он покинул Африку не позже 7 сентября 375 года. 271 Если же возвращение Сатира в Италию, как то видно из речи (I, 50), случилось зимой, то, очевидно, здесь нужно разуметь зиму 374 – 375 годов. По возвращении в Италию, Сатир заболел ещё прежде, чем достиг Милана (n. 16), где вскоре после того и умер (n. 17) 17 сентября. Если в n. 30 – 32 св. Амвросий говорит об опасности, которая ко времени путешествия Сатира угрожала Италии со стороны варваров, то под последними можно разуметь сарматов и квадов, в 375 году готовившихся вторгнуться в Италию. 272 De obitu Valentiniani consolatio была произнесена в Милане при похоронах Валентиниана, убитого 15 мая 392 года. Так как тело Валентиниана целых два месяца оставалось в Милане непохороненным, 273 то, очевидно, погребение состоялось в августе 392 года; отсюда и произнесение надгробной речи св. Амвросия нужно относить к августу 392 года. De obitu Theodosii oratio была сказана в 40-й день (n. 3) по кончине императора Феодосия, умершего 17 января 395 года. 274 На основании вышеизложенного хронология творений св. Амвросия может быть представлена приблизительно в таком виде: De excessu fratris sui Satyri [О смерти брата Сатира] – в 375 году; De virginibus [О девстве и браке] – в 377 году; De viduis [О вдовстве] – в 377 году; De virginitate [О девстве] – в 378 году; De Paradiso [О рае] – 376 – 378; De Cain et Abel [О Каине и Авеле] – 376 – 378; De Noe et arca [О Ное и горнем мире]- 378; De fide [О вере]- 348 – 380; De incarnationis Dominicae sacramento [О таинстве воплощения Господа нашего]- 380; De Spiritu Sancto [О Святом Духе]- 381; De Abraham [Об Аврааме] – 381 – 384; Apologia prophetae David [Апология пророка Давида]- 384 – 385; Sermo contra Auxentium de basilicis traedendis [Слово против Авксентия] – 386; Expositio evangelii secundum Lucan [Толкование Евангелия от Луки] – 385 – 387; De poenitentia [О покаянии]- 386 – 390; Expositio in ps.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Medio...

praefectus praetorio per Orientem был Domitius Modestus; но для принятого автором 393 г. опасна, след., справка в codex Theodosianus: Пост praefectus praetorio per Orientem при Феодосии I занимали след. лица: Neoterius январь – июнь [янв., 2 февр., 17 марта, 17? июня] 380 года; Eutropius, июнь 380 – июль 381 г. [крайние даты: 17 июня 380 – 21 июля 381 г.]; Florus, авг. 381 по 382 г. [июля 381 – 5 марта 383]; Postumianus в 383 г. [апр. – 7 ноября 383]; (Maternus) Cynegius с 384 до самой смерти (погребен 19 марта 388 г.), [крайние даты; 18 янв. 384 – весна 388 г.]; Tatianus, назначенный императором, лишь только до него в Италию дошла весть о смерти Матерна Кинигия, его коллеги по консульству 388 г. [первая дата: 16 июня 388, последняя: 30 июня 392 г.]; а непосредственным преемником Татиана был Rufinus [первая дата: 26 августа 392 г.] до самой смерти (убит 27 ноября 395 г.). Из этого списка, с точки зрения г. Глубоковского, должны следовать два вывода: ααα) Феодорит родился, во всяком случае, не позже 391 года. Кинигий уже потому не мог называться Пергамием, что был Maternus Cynegius; притом бесспорно, что три последние PP. Р. О. на востоке известны были именно как Κονγιος, Τατιανς, " Ροοφνος. А, так как вообще рискованно предполагать, что государственные люди известны были в Антиохии под другими именами, чем в Константинополе, то нужно допустить, что βββ) Феодорит родился не позже 386 г. 4 Это – вывод Гарнье. Его логика действует как аркан. Кто берет у Гарнье посылку, тому не отделаться и от следствия. С автором это случилось потому, что он нарушил другое методическое правило: бб) Когда Гарнье расходится с Тилльмоном, ученый, если он не желает расследовать вопроса ab ovo, должен идти за Тилльмоном – уже потому, что тот знал решение Гарнье и – не согласился с ним, тогда как Гарнье, писавший ранее Тилльмона, может быть не стал бы и чернила тратить на некоторые из своих dissertationes, если бы прочитал Mémoires, tt. XIV. XV. Притом же Тилльмон не только богослов (как Гарнье), но и высокоученый автор Histoire des empereurs, в вопросах византийской политической истории веский авторитет.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Boloto...

«Таким образом церкви, как пишет Созомен, хоть и не скоро, освободились наконец от этого раздора и пришли в общение между собою. Впрочем, антиохийское общество, так называемых евстафиан, несколько времени еще существовало и делало особые собрания без епископа» (кн. 8, гл. 3). Значит, и после смерти Евагрия, с 384 г. часть православных, чуждаясь Флавиана, была без епископа «и делала свои частные собрания» (Сократ 410–411 стр.). Св. Златоуст был в Антиохии сначала в сане диакона, а потом и пресвитера с 381 г. по 398 г. – В 381 г. он был рукоположен св. Мелетием в сан диакона (Фаррара «Св. И. Златоусты», – по изд. Суворина 1891 г. стр. 25: Робертсона «Ист. Хр. Церкви», т. 1, 352 стр.; Филарета «Историч. уч. об отцах Церкви» т. 2, 193 стр.); а в 386 г. рукоположен Флавианом в сан пресвитера (Бароний, л. 386, ч. 8-е; Робертсона «Ист. хр. Ц.» т. 1, 352 стр.; Филарета «Историч. уч.» т. 2, 194 стр.). В сане пресвитера он написал толкование на послание ап. Павла к Ефесянам (Фаррара по изд. Суворина 43 стр.), после известного бунта в Антиохии, т. е. после 387 г. «Честнее, – толкование написано в 393 году (Историч. учение об отцах Церкви» Филарета, т. 2, 207–208 стр.); т. е. после смерти Евагрия, – когда, следовательно, у евстафиан не было епископа. Это то общество, не имевшее епископа с 384 г., и обличал св. Златоуст, когда писал 11 нравоучение на послание к Ефесянам, в котором, обращаясь как бы к возражавшим ему, что де они православны, говорил: «скажи мне: ужели вы считаете достаточным то, что их называют православными, тогда как у них оскудела и погибла благодать хиротонии? Что же пользы во всем прочем, если у них не соблюдена последняя? Надобно одинаково стоять как за веру, так и за благодать священства» (см. по рус. переводу). Здесь так ясно, что и толковать нечего. Златоуст говорил, что отделившихся от общения с Флавианом и делавших свои собрания без епископов, как то мы выше доказали, несмотря на то, что они содержат прав. веру, всетаки нужно считать схизматиками, ибо у них оскудела и погибла благодать хиротонии. Как оскудела и погибла? Нет епископов, отсюда нет и хиротонии, как таинства. Между прочим, – как за веру, так и за благодать священства одинаково надо стоять, т. е. вполне православными надо считать только тех, кои и правую веру держат и имеют священство, благодать хиротонии.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim-Aleksa...

PG 37, 1102–1105=2.372–373. 175 Сл. 26, 3, 29–33; SC 284, 232=1.374. 176 Сл. 26, 7, 17–9,20; SC 284, 242–246=1.377–378. 177 Пс. 37:12. 178 Мр. 14:27. 179 Ср. Мф. 26:31–35. Намек на Петра Александрийского, который изменил свое отношение к Григорию под влиянием Максима–циника. 180 Пс. 26:3. 181 Сл. 26, 17, 15–19, 7; SC 284, 268–270=2.383–384. 182 Сл. 33, 6, 8; SC 318, 168=1.484. 183 Сл. 33, 8, 1–9, 1; SC 318, 172–174=1.485–486. 184 Сл. 33, 11, 1 и 33, 13, 1–2; SC 318, 180–184=1.487–488. 185 Т. е. быть, а не казаться. 186 Дан. 13:42. 187 Сл. 36, 3, 13–23; 6, 3–7; 7, 1–20. Ср. 1 Цар. 16:7. 188 Слово 23 рус. пер. 189 Слово 22 рус. пер. 190 Сл. 22, 13, 1–2; SC 270, 246=1.343. 191 Об этом сочинении см. Barbel. Gregor. 192 После Константинопольского Собора 360 г. под маской омийства выступало арианство. 193 Имеются в виду, вероятно, ариане (омии). 194 В византийских храмах для знатных женщин строились отдельные галереи. 195 PG 37, 1120–1123=2.378–379. 196 PG 37, 1129–1131=2.380–381. 197 Сократ. Церк. ист. 5, 7; Созомен. Церк. ист. 7, 5–6. 198 Mansi. Collectio III, 560. 199 По имени Македония, омиусианского архиепископа Константинопольского, низложенного в 360 г. арианами. См. Kelly. Doctrines, 259. 200 Сократ. Церк. ист. 5, 8. 201 Mansi. Collectio III, 560. 202 PG 37, 1140–1146=2.384–386. 203 PG 37, 1146–1150=2.386–387. 204 Т. е. Григорий, которого, вероятно, обвиняли за исповедание Божества Святого Духа. 205 PG 37, 1151–1154=2.387–388. 206 Спасский. История, 581. 207 PG 37, 1155–1156=2.388–389. 208 PG 37, 1157–1159=2.389–390. 209 Будущее показало, что Нектарий прекрасно справился с возложенным на него архиерейским служением. Очевидно, после Собора 381 г. на константинопольской кафедре нужен был человек не столько богословствующий, сколько обладающий железной волей, верный императору и стоящий на твердых никейских позициях. Именно это и предопределило выбор, сделанный отцами Собора. 210 PG 37, 1027–1028=2.402. 211 См. Ritter. Konzil, 253–270. Ср. Haykin. Spirit, 181; Bobrinskoy. Communion, 213–214. 212

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=724...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010