89 . К типу историко-полемических сочинений можно отнести также, с некоторой натяжкой, трактат свят. Амвросия в пяти книгах «О вере», 90 написанный по просьбе императора Грациана, 91 и раскрывающий никейское учение о Пресвятой Троице. Первая и вторая книги были созданы, вероятно, в 378 г., третья, четвертая и пятая – в 380 г. 92 Целью создания данного сочинения было, очевидно, не просто изложение православной триадологии. Медиоланский епископ стремился использовать свой трактат в качестве орудия, чтобы повлиять на императора, возможно еще нетвердого в своей приверженности никейской вере, и показать ложность «арианских» учений, в первую очередь воззрений иллирийского омийского епископа Палладия Ратиарского. 93 Учение последнего характеризуется в трактате явно упрощенным образом и ставится в один ряд с доктринами Ария и Евномия. 94 Некоторые сведения по церковной истории Иллирика в эпоху арианской смуты – точнее, свидетельства о ереси Фотина и Боноса – содержатся в сочинениях кафолического латинского автора V в. Мария Меркатора (390–451) 95 , известного своей полемикой против Нестория и Пелагия. Доктрины указанных выше иллирийских ересиархов сопоставляются Марием Меркатором с христологическими ересями Павла Самосатского, Маркелла Анкирского, Нестория и т.п. 96 Противники никейцев, так называемые «ариане», также активно использовали полемические сочинения в доктринальной борьбе. До нашего времени дошел целый ряд латинских «арианских» полемических сочинений, созданных, судя по всему, в дунайских провинциях Римской империи на рубеже IV и V вв. Особое место в рамках «арианской» полемической литературы занимает Dissertatio Maximini contra Ambrosium(haзbahue Ф. Кауффманна) или «Арианские схолии на Аквилейский собор» (название Р. Гризона). 97 Это сочинение, составленное «арианским» епископом начала V в. Максимином, носит компилятивный характер и включает: 1) фрагменты протоколов Аквилейского собора с комментариями Максимина 98 ; 2) сочинение Авксентия Доросторского, включающее изложение учения Ульфилы, повествование о его пастырском служении и кончине, а также его предсмертное исповедание веры 99 ; 3) комментарии Максимина к тексту Авксентия и его возражения против возможности совершения благодатных Таинств у еретиков (т.е. у сторонников единосущия) 100 ; 4) «Апологию» Палладия, направленную против трактата De fide свят. Амвросия, а также против Аквилейского собора 381 г., некоего «сирмийского богохульства» и политики папы Дамаса; 101 5) «Примечание Максимина», повествующее о поездке Ульфилы, Палладия и Секундиана в Константинополь и включающее выдержки из императорских законов 386 и 388 гг., налагающих запрет на публичные дискуссии о вере. 102 Текст арианских схолий сохранился в маргиналиях к первым двум главам сочинения свт. Амвросия De fide и актам Аквилейского собора 381 г. 103

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/ill...

[Греч. Μακεδνιος] († 1-я треть. V в.), прп. Сирийский (пам. визант. 24 янв., 11 февр.; пам. 24 янв.). Сведения о М. содержатся в сочинении Феодорита, еп. Кирского, «История боголюбцев» (сер. V в.) ( Theodoret. Hist. rel. 13), где рассказывается, что М. прославился в Финикии, Сирии, Киликии и соседних областях. Происхождение М. установить невозможно: прп. Иоанн Дамаскин , цитируя ок. 730 г. отрывок из главы о М. из «Истории боголюбцев», называет его Азианитом (греч. Ασιαντης; Ioan. Damasc. De imag. III//PG. 94. Col. 1397), однако местность с таким названием неизвестна. Феодорит сообщает, что М. поселился в горах, но постоянно переходил из одного места в другое, избегая приходивших к нему людей. Так подвижник провел 45 лет, не имея шатра или хижины; он нашел убежище в глубоком рве, из-за чего получил прозвище Гувван, что в переводе с сирийского означает «яма» или «ров». Состарившись, М. построил небольшую хижину, а позднее по просьбе учеников 25 лет проживал в небольших домиках, не принадлежавших ему. Всего М. подвизался 70 лет. Мать Феодорита, будучи знакома с М., в течение долгого времени готовила ему пищу из толченого ячменя, смоченного водой, и поэтому М. прозвали Критофагом (греч.: Κριθοφγος: от κριθ - ячмень, φαγεν - есть). Через 40 лет М. ввиду болезни позволил себе есть немного хлеба. Вероятно, между 381 и 386 гг. свт. Флавиан I, еп. Антиохийский (381-404), призвал к себе М. и во время литургии рукоположил подвижника во пресвитера. Лишь со слов других М. понял, что произошло, и сильно опечалился, решив по простоте душевной, что священство помешает его отшельническому подвигу. В течение недели никто из близких не мог утешить М., так что в следующее воскресенье он отказался прийти к еп. Флавиану для совершения совместного богослужения. Лишь со временем, поддавшись уговорам друзей, он смирился с происшедшим. В февр. 387 г. в Антиохии начался мятеж из-за увеличения налогов, народ низверг статуи имп. Феодосия и его супруги. В марте 2 лучших военачальника были призваны, чтобы уничтожить восставших. Узнав об этом, М. спустился с гор и через воинов обратился к императору с просьбой простить мятежников. Более подробно эпизод с восстанием в Антиохии еп. Феодорит Кирский описывает в «Церковной истории» и, в частности, указывает имена военачальников: Элебих и Кесарий ( Theodoret. Hist. eccl. V 19//PG. 82. Col. 1239-1242). Свт. Иоанн Златоуст, рассказывая об этом событии, также упоминал о заступничестве отшельников, в числе которых подразумевается и М. ( Ioan. Chrysost. Ad popul. Antioch. 17//PG. 49. Col. 171-175).

http://pravenc.ru/text/2561496.html

52. Иофор - священник Мадиамский, отец Сепфоры, жены святого пророка Моисея. «И послушал Моисей слов тестя своего и сделал всё, что он говорил» (Исх.18, 13-24). 53. Святитель Григорий I Богослов, или Назианзин (ок. 300- ок. 391), - выдающийся богослов, один из трёх вселенских учителей Церкви. Друг и сподвижник святителя Василия Великого (330-378); сын святого Григория (Старшего), епископа Назианза. Был епископом Сасима (Каппадокия), но, скорее всего, он никогда не литургисал в пределах своей епархии. После смерти отца унаследовал кафедру Назианза (Каппадокия), а затем был избран патриархом в арианствующий Царьград (379-381). Председательствовал на II Вселенском Соборе (381), способствовав утверждению христологии и православного понимания Святого Духа как третьего Лица Троицы. Автор многих богословских сочинений, среди которых особенно выделяются «Пять слов о богословии», за что Церковь и именует его Богословом. Автобиографические поэмы «О моей жизни», «О моей судьбе» и «О страданиях моей души» стоят в том же ряду, что и «Исповедь» блаженного Августина (354-430). 54. Имеются в виду Слово 2-е (в русском переводе 3-е) святого Григория (300-390), а также «Шесть слов о священстве», написанные святителем Иоанном (354-407) по следующему поводу: ему и святому Василию (330-378) стало известно, что собравшиеся в 374 г. в Антиохии епископы вознамерились поставить их обоих архипастырями. Святитель Иоанн, представляя высоту иерейского, а тем паче архиерейского служения и считая себя неприготовленным к надлежащему исполнению обязанностей пастыря, скрылся тайно ото всех и даже от своего собрата Василия, который и был возведён во епископа (вероятно, Рафаны Сирийской, близ Антиохии). Вскоре, увидевшись со святым Иоанном, святитель Василий высказал ему свои дружеские упрёки за уклонение от священного сана, блистательным ответом на которые и служат эти слова о священстве, написанные между 374 и 386 гг., когда святитель Иоанн уже был рукоположен во пресвитера. 55. Преподобный Максим Исповедник (ок.

http://ruskline.ru/analitika/2014/12/15/...

5654 380. Марциан правил шесть лет./исправлено: 5656 380. Марциан правил семь лет. (450–457 гг.) 381. В начале его царствования состоялся Халцедонский собор, на котором осудили Евтихия и Александрийского епископа Диоскора. 382. На шестом году царствования этого императора король готов Теодорих вошел в Гиспанию во главе огромного войска. 5670 383. Лев Великий правил шестнадцать лет вместе со Львом Младшим./исправлено: 5673 Лев Великий правил семнадцать лет вместе со Львом Младшим. (457–474 гг.) 384. Александрия и Египет, больные злой ересью Диоскора и одержимые нечистым духом, взлаивают, аки бешеные псы./исправлено: Александрия и Египет, отвергнув Халцедонский собор и отдавшись во власть нечистого духа, взлаивают, аки бешеные псы. 385. В это же время возникает ересь ацефалов, отвергающих Халцедонский собор. А прозваны они ацефалами вот за что: никто не знает , кто был первым, т.е. главой этой ереси. Чумой этой ереси и до сих пор поражены многие восточные народы. 5687 386. Зенон правил шестнадцать лет./исправлено: 5690 (474–491 гг.) /добавлено: Он поддерживает ересь ацефалов, и те аннулируют каноны Халцедонского собора. 387. Вероятно потому, что Зенон намеревался умертвить своего сына Льва Августа, мать подложила вместо него другого схожего младенца, а настоящий Лев тайно стал священнослужителем. Будучи членом клира, он дожил до времен Юстиниана. 388. В это самое время найдены останки апостола Варнавы и, промыслом Господним, евангелие от Матфея, написанное его собственным стилом. 5714 389. Анастасий правил двадцать семь лет./исправлено: 5717 /добавлено: Отстаивая ересь ацефалов, он изгоняет приверженцев Халкедонского собора. /добавлено: Он поносит Евангелия, исправляет их так, как будто они были написаны неизвестными евангелистами. (491–518 гг.) 390. Тразамунд, король вандалов, закрывает католические церкви и отправляет в изгнание на Сардинию сто двадцать епископов./исправлено: В это время Тразамунд жестоко преследует католиков в Африке. 391. Тогда выделяется своею мудростью и преданностью вере Фульгенций./исправлено: Фульгенций блистает своей крепостью в вере и мудростью.

http://azbyka.ru/otechnik/Isidor_Sevilsk...

(«Житие св. Илариона», CPL. 618; PL. 23. Col. 29–54; Bastiaensen. 1975. P. 72–142; рус. пер.: Творения. 1903. Ч. 4. С. 12–44). В этом житии, написанном в 386 г., в самом начале вифлеемского периода жизни Иеронима 530 , или в 390–391 гг. 531 , рассказывается о прп. Иларионе (ок. 291/292–371 гг.) – ученике прп. Антония Великого и родоначальнике палестинского монашества, который после 22 лет отшельничества стал игуменом основанного им монастыря, располагавшегося недалеко от Газы, и прославился не только своими аскетическими подвигами, но и многочисленными чудесами, совершенными им среди простых людей. Прп. Иларион был духовным наставником свт. Епифания Кипрского , от которого автор мог получить необходимые сведения для составления жития 532 . На Vita S. Hilarionis во многом опирался Созомен в своей «Церковной истории» при описании деталей биографии прп. Илариона 533 . 5.3. Vita Malchi monachi captivi («Житие пленного монаха Малха», CPL. 619; PL. 23. Col. 53–60; Mierow. 1946. P. 31–60; рус. пер.: Творения. 1903. Ч. 4. С. 44–53). В этом кратком житии, написанном в 390–391 гг. 534 на основании сведений, полученных блаж. Иеронимом в бытность его в Антиохии в 373–381 гг., повествуется о судьбе одного благочестивого старца – Малха, сирийца по происхождению, жившего в духовном браке со своей женой в деревне Марония, близ Антиохии, в имении друга блаж. Иеронима – пресвитера Евагрия, впоследствии ставшего преемником еп. Павлина на Антиохийской кафедре. Малх рассказывает об обстоятельствах своего поступления в монастырь в Халкидской пустыне, о своем последующем выходе из монастыря, пленении бедуинами, насильственной женитьбе, бегстве из плена вместе с женой и возвращении в Сирию. Рассказ содержит много личных подробностей, подкупающих своей жизненной правдивостью, которые, несомненно, были почерпнуты автором из беседы с самим Малхом 535 . Главной целью повествования является побуждение к хранению целомудрия. Высказанная некоторыми исследователями гипотеза о том, что Vita Malchi представляет собой переработку греческого подлинника, оказалась несостоятельной; наоборот, греческая и сирийская редакции жития являются переводами труда блаж. Иеронима 536 . 5.4. Перевод «Пахомиевского корпуса» (Pachomiana Latina).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej-Fokin/...

386 Ср. с мнением Е. Уайт: «Весть, которую Бог дает Своим слугам провозглашать сегодня, могла и не быть настоящей истиной двадцать лет назад, но это Божья весть для нашего времени» (цит. по: Найт Дж. В поисках своего лица. Заокский, 2009. С. 16). 387 Зайцев Е. Без прошлого нет будущего. История организационного и доктринального становления Церкви адвентистов седьмого дня. Заокский, 2013. С. 327–328. 389 Вот адвентистское изложение этого вопроса: «Между 1880-ми гг. и серединой двадцатого века адвентизм пережил революцию в вопросе Троицы, а также Божественной и личностной природы Сына и Святого Духа… В 1931 году Церковь впервые заявила о своей позиции тринитаризма… В течение 1940-х гг. позиции антитринитаризма были еще сильны. Но к 1950-м гг. Церковь единогласно приняла учение о Троице». Цит. по: Взгляд на Троицу//Найт Дж. Чтобы нам не забыть. Заокский, 2011. С. 301 (12 октября). «Е. Уайт сыграла существенную роль в постепенном признании Троицы, хотя и начала высказываться на эту тему только в 70-е гг. XIX в. С 1931 г. тринитарианское понимание Бога, а также представление о полном равенстве Христа с Отцом и двухприродная христология стали важной частью вероучения адвентистов седьмого дня» (Настольная книга по теологии… С. 153). 390 Настольная книга по теологии… С. 379–381. Историю появления и утверждения в среде адвентистов доктрины о субботе см. в: Найт Дж. В поисках своего лица. Заокский, 2009. С. 61–67. 393 Иудео-христианское наследие адвентизма//URL: обращения: 28.02.2018). 395 В знаменитой книге «Вопросы доктрины» (Seventh-day Adventists Answer Questions on Doctrine. Washington, 1957) в свое время была предпринята попытка приблизиться к протестантизму. Все эсхатологические дискуссионные вопросы по возможности были выведены из области настоящего к будущему. Так, начертание зверя – это действительно соблюдение воскресного дня, но не сейчас, а в будущем, после вести третьего ангела и перед Вторым пришествием (Ibid. P. 183–185), остаток – не только адвентисты, но все искренне любящие Бога и потенциально готовые исполнить Его волю в гонение зверя (P. 196), святилище не подменяет искупление, совершенное Христом на кресте, но лишь подчеркивает некоторые истины (P. 356) и проч. Однако эта книга в действительности осталась лишь благим пожеланием. Так называемый евангельский адвентизм, отраженный в ней, остался маргинальным явлением и через некоторое время после публикации книги представители таких взглядов даже подвергались гонениям в адвентистской среде.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij-Veselo...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Вестник церковной истории. 2015. 1/2(37/38)  Открыть файл в формате PDF СОДЕРЖАНИЕ НОМЕРА: ПУБЛИКАЦИИ Устинова И. А. Делопроизводственные документы Патриарших приказов 1-й половины XVII в.: Приходная книга Патриаршего Казенного приказа 1640/41 г. Часть 3 (С. 5-86) Пигин А. В. “Древнейшая в севере состоящая” обитель: Т. В. Баландин и Палеостровский монастырь (конец XVIII - начало XIX в.) (С. 87-129) Черкасова М. С. Письма казанского архимандрита Екзакустодиана вологодскому краеведу Н. И. Суворову (1885-1896 гг.) (С. 130-164) Рожкова В. В. Биография священника Владимира Рожкова (С. 165-190) СТАТЬИ И СООБЩЕНИЯ Конявская Е. Л. Сочинения митрополита Киприана: хронологический аспект (С. 193-199) Голицын А. М. Заметки о “записной книжке” митрополита Феогноста 1-й половины XIV в. (С. 200-211) Протоиерей Алексий Ястребов. Братья Лихуды в Падуе и Венеции (С. 212-254) Мальцев М. Г., Марков Д. Л. Из истории военного духовенства России: реформа протопресвитера Александра Желобовского (С. 255-266) Шкаровский М. В. Петроградское (Ленинградское) Богословско-пастырское училище в 1918-1928 гг. (С. 267-286) ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ В ИСТОРИИ УКРАИНЫ Коваленко В. П. Благоверный Черниговский князь Давид Святославич (С. 289-301) Флоря Б. Н. Православная шляхта и православные иерархи на Правобережье во 2-й половине XVII в. (С. 302-309) Кочегаров К. А. Новые документы о выезде в Россию епископа Луцкого и Острожского Гедеона (Святополк-Четвертинского) в 1684 г. (С. 310-318) Блакитный М. М. К  вопросу о пенсионном обеспечении духовенства Черниговской епархии в 80-х гг. XIX в. - начале ХХ в. (по материалам журнала “Черниговские епархиальные известия”) (С. 319-328) КРИТИКА, БИБЛИОГРАФИЯ, НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ Щеголева Л. И. Греческие рукописи, хранящиеся в Российской государственной библиотеке: Фонд 181. Часть 3 (С. 331-380) Новые книги Ченцова В. Г. Новое исследование о “ Догматическом всеоружии” Евфимия Зигадена в свете евхаристических споров XVII - XVIII вв. (С. 381-386) Некрологи Памяти Александра Викторовича Маштафарова (С. 387-392) Наши авторы (С. 393-395) Последние публикации раздела Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла © Православная Энциклопедия, 2001–2024. Все права защищены © Сделано в Stack Group , 2008–2024

http://sedmitza.ru/lib/text/6018245/

1570 Сатир был в это время только оглашенным, но получил хлеб от верующего. Ambros. De Excess. Frat. Satyri. 1:43. 1573 Conc. Laod. 372 г. (?); c. 28. Suicer под словом, αγπη col. 27. Бл. Августин упоминает, что его мать, будучи в Милане, желала исполнить свой африканский обычай и отнести хлеб и вино на гробницы мучеников. Ho ей сказано было, что св. Амвросий запретил этот обычай (Confess, 2:2). Сам бл. Августин деятельно старался о подавлении обычая есть и пить в церквях, как в своем собственном диоцезе, так и побуждением других епископов принимать участие в этом деле Ерр. 22, 29; De Мог. Ecel. Cath. 1:34 и след. 1579 См. напр. Conc. Antioch. c. 1; Conc. Laud. c. 7. Некоторые из восточных новациан, хотя в общем и православные, придерживались его. Socr. 5:21. 1583 Св. Златоуст в Беседе на праздник Рождества, произнесенной в Антиохии в 386 г., говорит, что праздник этот был введен там не более десяти лет перед тем (2:355). 1589 Val. 1, 367–8 гг. in Cod. Theodos. 9, 38:3,4. Val. 2, 381–4 гг. там же, 6–8. Законов Феодосия нет в этом кодексе. 1598 De iis, qui adeunt Hierosolyma. Opera 2, 1084–7. Подлинность этого места, впрочем, подвергается сомнениям. 1602 Aug. De Haeres. 72. Бл. Иероним называет его «Эпикурон христиан», обвиняет его в том, что он сменил монашескую строгость на жизнь роскоши, и начертывает смешную картину его лоснистой, нарядной и веселой внешности. Он спрашивает, его: «если ты считаешь брак, одинаково хорошим с безбрачием, то почему ты не женишься?» (Adversus Jovin. 1, 1:10). Даже бл. Августин вместо того, чтобы восхвалять в Иовианине безбрачие, считавшееся столь почетным у других, говорит, что он оставался холостым с целью избежать тягостей брачной жизни. De Haeres. 72. 1610 Павлин родился в 353 или 354 году, удалился в Нолу в 394 году, сделался епископом того места в 409 году, и умер в 421 или 424 году. Читать далее Источник: История христианской церкви от апостольскаго века до наших дней : В 2 т./Соч. Джемса С. Робертсона, каноника Кэнтерберийскаго, покойнаго проф. церковной истории в Королевской коллегии в Лондоне ; Пер. с 6 англ. изд. А.П. Лопухина. - Санкт-Петербург : Изд. книгопродавца И.Л. Тузова, 1890-1891./Т. 1: От апостольскаго века до разделения церквей. - 1890. - XXXV, 1083, с.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

С целью ободрить молящихся он ввел антифонное, — то есть на два лика, пение и песни во славу Трипостастного Бога. Пение это употреблялось на Востоке еще со времен Игнатия Богоносца, а на Западе только теперь в первый раз. Когда имп. Юстина, мать имп. Валентиниана II, арианка, опасаясь народного возмущения и вторжения из Галлии, прекратила гонения на православных, св. Амвросий, по этому случаю составил благодарственный гимн-молитву " Тебе Бога хвалим " (386 г.). Скончался он в 397 г. Из Медиолана пение быстро распространилось, и в течение 5 и 6 вв. Амвросиево пение господствовало по всему западу. Блаженный Иероним был одним из ученейших писателей Западной Церкви. Родился он вернее всего между 340 и 342 гг. (указываются также 331 и 346 гг). в Стридоне, городке, находящемся на границе Далмации и Паннонии. Родители его были благородного происхождения и благочестивыми христианами. Школьное образование получил он в Риме, богословским же образованием обязан Востоку. Нравственные устои, заложенные в семье, взяли верх над низменными порывами и увлечениями молодости. С момента крещения, он определенно вышел на аскетический путь. С этих пор он любил посещать катакомбы и пещеры подвижников. Он отправился в Палестину для поклонения св. местам. Затем он поселился в Халкидской пустыне, сосредоточии сирийского подвижничества, где он провел 5 лет в тяжелых условиях отшельнической жизни и научных занятий. Там он начал изучение еврейского языка. Прибыв в Антиохию, он поставлен был пресвитером православным епископом Павлином. Продолжал научные занятия. Побывав в Константинополе, он слушал проповеди св. Григория Богослова и вел ученые беседы с св. Григорием Нисским. К этому времени относится его увлечение Оригеном. Папа Дамас вызвал его в 381 г. в Рим, как знатока Антиохийской Церкви, дела которой обсуждались на происходящем там соборе. По поручению папы, он начал тогда пересмотр и исправление латинского перевода Библии. В это время он написал много нравственно-назидательных писем. У него появилось много врагов, укором для которых была его подвижническая жизнь и неприятна была та резкость, с которой он обличал нравы тогдашнего Римского общества.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2187...

Постановлением Президиума Верховного Суда РСФСР от 31 окт. 1990 г. приговор Петроградского ревтрибунала от 5 июля 1922 г. и определение кассационной коллегии Верховного трибунала ВЦИК от 26 июля 1922 г. были отменены и уголовное дело производством прекращено за отсутствием в действии обвиняемых состава преступления. В. был канонизирован на Архиерейском Соборе РПЦ 31 марта - 5 апр.1992 г. На Никольском кладбище в Александро-Невской лавре священномученику установлен кенотаф. Лит. наследие В. невелико. Опубликовано неск. его проповедей и слов. В петербургский период его деятельности в газетах не раз отмечалась популярность его проповедей среди народа, иногда они печатались в кратком изложении. Интерес представляют сохранившиеся в архивах резолюции В. на журналах заседания Петроградского епархиального совета и др. материалах. Арх.: РГИА. Ф. 796. Оп. 439. Д. 216 [Послужной список 1910 г.]. Соч.: Преосв. Аркадий, еп. Олонецкий: Канд. дис.//Олонецкие ЕВ. 1899-1900 (отд. изд.: Петрозаводск, 1900); Беседа, произнесенная в день закладки церкви: Закладка нового семинарского храма//Самарские ЕВ. 1902. 10. Ист.: Журналы заседаний Совета СПбДА за 1896/97 учеб. г. СПб., 1897. C. 338-339; Евлогий (Георгиевский), митр. Путь моей жизни. П., 1947. С. 101, 386-387; По Северной России: Дневник воспитанников Самарской ДС за время летней поездки 1903 г.//Самарские ЕВ 1903. 21. С. 998-1009; 23. С. 1101-1125; 24. С.1159-1183; 1904. 1. С. 11-33; 3. С. 221-236; 4. С. 258-281; 5. С. 315-338; 6. С. 367-384; 7. С. 405-431; 8. С. 462-478; Наречение и посвящение ректора СПбДС архим. Вениамина во епископа//Изв. СПб епархии. 1910. 3. С. 17-19; Постановление Президиума Верховного суда РСФСР от 31 окт. 1990 г.//НиР. 1991. 5. С. 5-9; Рязанов Д. Б. Выступление на заседании Президиума ВЦИК 3 авг. 1922 г.: Вступ. ст. Я. Г. Рокитнянского//Вестн. РАН. 1992. 4. С. 103-121; Шкаровский М. В. Два эпизода борьбы с Церковью в Петрограде//Звенья: Ист. альманах. М.; СПб., 1992. Вып. 2. С. 556-579 [с. 565-566 - письмо Зиновьеву]; Чельцов М. П. , прот. В чем причина церк. разрухи в 1920-1930-х гг./Публ. В. Антонова//Минувшее. 1994. [Вып.] 17. С. 411-473; он же. Воспоминания смертника о пережитом. М., 1995; он же. Когда отменили расстрел…: Письма к жене из заключения/Публ. В. В. Антонова//Минувшее. СПб., 1998. [Вып.] 24. С. 381, 382, 391, 395, 405, 406, 410, 427, 434; Политбюро и Церковь. Кн. 1-2; Бовкало А. А. После ареста св. митр. Вениамина: Несколько док-тов 1922 г.//История СПб епархии: Храмостроительство и приходская жизнь: Мат-лы конф. 22-23 окт. 1997 г. СПб., 1999. С. 120-129; Следственное дело Патр. Тихона. М., 2000; Петров С. Г. Документы делопроизводства Политбюро ЦК РКП(б) как источник по истории Русской Церкви (1921-1925 гг.). М., 2004.

http://pravenc.ru/text/150263.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010