П.К. Доброцветов Скачать epub pdf Содержание 1. Властолюбивые устремления 2. Ответственность за принятие священного сана при неготовности и негодности к нему 3. Неумелое или недостойное попечение над душами пасомых 4. Значительно большая мера наказания для священников за одни и те же по сравнению с мирянами грехи 5. Священство подразумевает ответственность пред Богом не только за личные грехи священника, но и за грехи его пасомых 6. Ответственность за допуск ко Св. Причащению неготовых и нераскаянных людей     Как писал дореволюционный исследователь В. Гладкий, «в пастырских воззрениях св. Иоанна Златоуста нашел себе выражение взгляд лучших людей его времени, взгляд, основанный на глубоком знании Священного Писания , слова которого так часто повторяются в беседах св. Златоуста, и на глубоком понимании задач и целей служения пастыря. Поэтому-то пастырь Златоуста остался на все времена идеалом пастыря, и его отдельные характерные черты повторяются всеми писавшими о пастыре; и, кажется, ни одна книга по этому предмету не могла и не может обойтись без выписок и цитат из творений этого великого отца Церкви» 1 . Сразу оговорюсь, что найденные мной высказывания свт. Иоанна не исчерпывают всей полноты данной тематики в корпусе его сохранившихся произведений, и прошу прощения, если что-то окажется упущенным, однако я постарался обратить внимание на наиболее важные его сочинения, и конечно же в центре найденных у него мыслей на эту тему стоит его трактат «Шесть Слов о священстве», написанный по разным предположениям или в период диаконства (381 г.) или в период пресвитерства (386 – 387 гг.). Перед тем как перейти к теме ответственности священства, стоит сказать о высоте его Божественного предназначения. Свт. Иоанн Златоуст много говорит о величии священства как особого вида служения Богу и Церкви. Священники христианские выше ветхозаветных, ближе к пасомым, чем родители, т.к. рождают через Крещение для вечной жизни и питают Телом и Кровью Христовыми, им дана власть вязать и решить грехи, которая выше царской, они становятся посредниками между Богом и людьми и примирителями людей с Богом и т.д. 2 Что может сравниться с такою честью, – спрашивает св. Иоанн Златоуст . – Какая власть может быть более этой? «Священство столько выше (всякой) власти, сколько дух превосходнее плоти» 3 . Однако Златоуст говорит и об ответственности пред Богом всякого представителя церковной иерархии за свое служение и дарованные ему для этого дары. Эта ответственность подразумевает как награды, так и наказания.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Приложение I. Хронология жизни блаженного Иеронима Стридонского 347 г. Рождение Иеронима в г. Стридоне на границе Далмации и Паннонии. 358–368 гг. Обучение светским наукам в Аквилее и Риме. 369–371 гг. Неудачное начало светской карьеры в Трире и первые монашеские подвиги в Стридоне и Аквилее. 372–374 гг. Первая поездка на Восток. Иероним в Антиохии. 375–376 гг. Анахоретство в Халкидской пустыне. Переписка с друзьями и начало литературной деятельности. 377 г. Возвращение в Антиохию и рукоположение во пресвитеры. 380–381 гг. Иероним в Константинополе. Знакомство со свв. Григорием Богословом и Григорием Нисским , изучение трудов Оригена . 382–385 гг. Возвращение в Рим. Служба в канцелярии папы Дамаса и начало работы над библейскими переводами. Проповедь аскетизма и полемика с Гельвидием. 384 г., 11 декабря. Смерть папы Дамаса, покровителя Иеронима. 385 г. Конфликт Иеронима с римской знатью и клиром и спешный отъезд из Рима. Вторая поездка на Восток. Прибытие в Антиохию и затем в Иерусалим. 386 г. Путешествие по Палестине и Египту. Встреча с Дидимом Александрийским . 386–393 гг. Первые годы жизни Иеронима в Вифлееме. Работа в Кесарийской библиотеке, продолжение библейских и иных литературных занятий и начало нового перевода Ветхого Завета с древнееврейского оригинала. 393 г. Полемика Иеронима с Иовинианом. 393–397 гг. Первая стадия оригенистских споров: личный конфликт между еп. Епифанием Кипрским и еп. Иоанном Иерусалимским и участие в нем Иеронима. 394 г. Рукоположение брата Иеронима Павлиниана во пресвитеры. 395 г. Попытка еп. Иоанна Иерусалимскоо изгнать Иеронима и его монахов из Палестины. 397 г. Примирение Иеронима с еп. Иоанном Иерусалимским и Руфином. 397–398 гг. Тяжелая болезнь Иеронима и возвращение к работе над библейскими переводами и толкованиями. 397–402 гг. Вторая стадия оригенистских споров: личный конфликт между Иеронимом и Руфином и взаимный обмен обвинительными памфлетами. 399 г. Начало антиоригенистской кампании еп. Феофила Александрийского и помощь ему со стороны Иеронима.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej-Fokin/...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДОРОФЕЙ еп. Гераклеи (Ираклии) Фракийской (ок. 365-375/6), Антиохии (376 - ок. 380), К-поля (386/7-407), арианин. Сведения о нем содержатся у церковных историков IV-V вв.- Филосторгия, Сократа Схоластика и Созомена . Занимая Ираклийскую кафедру, Д. председательствовал на арианском Соборе 370 г., избравшем на К-польский престол Димофила , еп. Берои (Веррии) Фракийской, вместо умершего Евдоксия . Повествуя об этом, Филосторгий называет совершившего поставление епископа Феодором Ираклийским ( Philost. Hist. eccl. IX 10), однако это следует считать ошибкой или опиской, вызванной перестановкой корней в имени: еп. Феодор занимал Ираклийскую кафедру в 50-х гг. IV в. (подробнее см.: PG. 65. Col. 577-588, not. 27). В дальнейшем Д. выступал активным сторонником Димофила, в частности сопровождал его в Кизик для умирения паствы и поставления нового епископа после удаления оттуда Евномия , уклонившегося в крайнее арианство. После кончины Антиохийского епископа-арианина Евзоя (376) Д. был избран его преемником. Ок. 380 г. по указу рим. имп. Феодосия I Великого , убежденного сторонника Никейского Символа веры , Д. был изгнан с кафедры наряду с др. неправосл. епископами и, подобно Димофилу, вернулся в город, где епископствовал ранее. По др. сведениям, еще будучи еп. Антиохийским, Д. был призван в К-поль, но в 381 г. был вынужден покинуть город, поскольку имп. Феодосий повелел закрыть все церкви, где не исповедовался Никейский Символ веры. После смерти Димофила (386/7) его преемником от партии ариан первоначально был избран Марин, один из Фракийских епископов, однако вскоре, чтобы его сменить, в К-поль был вызван Д. Он вступил с Марином в богословский спор относительно того, мог ли Бог называться Отцом прежде существования Сына. Д. утверждал невозможность этого, а Марин пытался его опровергнуть, стараясь, возможно, т. о. сохранить за собой кафедру. В результате среди ариан произошел новый раскол, причем церковную собственность сохранили за собой дорофеане, а последователи Марина стали строить собственные здания для совершения богослужений. Эта партия получила наименование псафириан (Ψαθυριανο), поскольку ее мнение ревностно защищал некто Феоктист, продавец жертвенных лепешек (ψαθυροπλης; см.: Sozom. Hist. eccl. VII 17), и готов, поскольку это учение было принято епископом готов. Дорофеане продолжали существовать и после смерти Д., поскольку признание ими учения псафириан, к тому времени также разделившихся на 2 партии, произошло при вмешательстве консула Плинфы (Плинты, 419). По замечанию Сократа и Созомена, раскол был преодолен только в К-поле, а в др. местах продолжал существовать и в совр. историкам эпоху, т. е. спустя не менее 15 лет.

http://pravenc.ru/text/180271.html

[Греч. Μακεδνιος] († 1-я треть. V в.), прп. Сирийский (пам. визант. 24 янв., 11 февр.; пам. 24 янв.). Сведения о М. содержатся в сочинении Феодорита, еп. Кирского, «История боголюбцев» (сер. V в.) ( Theodoret. Hist. rel. 13), где рассказывается, что М. прославился в Финикии, Сирии, Киликии и соседних областях. Происхождение М. установить невозможно: прп. Иоанн Дамаскин , цитируя ок. 730 г. отрывок из главы о М. из «Истории боголюбцев», называет его Азианитом (греч. Ασιαντης; Ioan. Damasc. De imag. III//PG. 94. Col. 1397), однако местность с таким названием неизвестна. Феодорит сообщает, что М. поселился в горах, но постоянно переходил из одного места в другое, избегая приходивших к нему людей. Так подвижник провел 45 лет, не имея шатра или хижины; он нашел убежище в глубоком рве, из-за чего получил прозвище Гувван, что в переводе с сирийского означает «яма» или «ров». Состарившись, М. построил небольшую хижину, а позднее по просьбе учеников 25 лет проживал в небольших домиках, не принадлежавших ему. Всего М. подвизался 70 лет. Мать Феодорита, будучи знакома с М., в течение долгого времени готовила ему пищу из толченого ячменя, смоченного водой, и поэтому М. прозвали Критофагом (греч.: Κριθοφγος: от κριθ - ячмень, φαγεν - есть). Через 40 лет М. ввиду болезни позволил себе есть немного хлеба. Вероятно, между 381 и 386 гг. свт. Флавиан I, еп. Антиохийский (381-404), призвал к себе М. и во время литургии рукоположил подвижника во пресвитера. Лишь со слов других М. понял, что произошло, и сильно опечалился, решив по простоте душевной, что священство помешает его отшельническому подвигу. В течение недели никто из близких не мог утешить М., так что в следующее воскресенье он отказался прийти к еп. Флавиану для совершения совместного богослужения. Лишь со временем, поддавшись уговорам друзей, он смирился с происшедшим. В февр. 387 г. в Антиохии начался мятеж из-за увеличения налогов, народ низверг статуи имп. Феодосия и его супруги. В марте 2 лучших военачальника были призваны, чтобы уничтожить восставших. Узнав об этом, М. спустился с гор и через воинов обратился к императору с просьбой простить мятежников. Более подробно эпизод с восстанием в Антиохии еп. Феодорит Кирский описывает в «Церковной истории» и, в частности, указывает имена военачальников: Элебих и Кесарий ( Theodoret. Hist. eccl. V 19//PG. 82. Col. 1239-1242). Свт. Иоанн Златоуст, рассказывая об этом событии, также упоминал о заступничестве отшельников, в числе которых подразумевается и М. ( Ioan. Chrysost. Ad popul. Antioch. 17//PG. 49. Col. 171-175).

http://pravenc.ru/text/2561496.html

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance 31 марта Церковь вспоминает святителя Кирилла Иерусалимского 1 мин., 31.03.2024 Память святителя Кирилла Иерусалимского (+ 386 г.), одного из отцов Церкви первых веков христианства, чтут православные 31 марта. Будущий святитель родился в 315 году в Иерусалиме и был воспитан в строгом христианском благочестии. Достигнув совершеннолетия, он принял монашество, а в 346 году стал и священником. Спустя четыре года, после смерти архиепископа Максима, святой Кирилл возглавил кафедру Иерусалима. Будучи уже Патриархом Иерусалимским, святитель боролся с двумя распространявшимися тогда ересями – Ария и Македония. За это епископы-еретики оболгали святого Кирилла, добились его низложения и изгнания из Иерусалима. Спустя некоторое время в Селевкии собрался Поместный Собор из 150 епископов, который защитил святителя Кирилла. Однако главный его противник – еретик Акакий оклеветал перед императором Констанцием II (337-361 гг.) и патриархом-арианином Евдоксием и Собор, и святителя Кирилла. После этого, по приказу императора, святого заточили в узы. После того, как на престол взошел император Юлиан Отступник (361-363 гг.), временно выразивший симпатию православным, святителю Кириллу Иерусалимскому удалось вернуться к своей пастве. Тем не менее, спустя время его снова изгнали из Иерусалима. После гибели Юлиана святитель Кирилл вернулся на кафедру, но в правление императора Валента (364-378 гг.) в третий раз был отправлен в ссылку. Лишь только при святом царе Феодосии Великом (379-395 гг.) он окончательно вернулся к своему служению. В 381 году святитель Кирилл участвовал во II Вселенском Соборе, осудившем ересь Македония и утвердившем православный Символ веры. Скончался святитель Кирилл в 386 году. До наших дней дошел целый ряд его духовных произведений, наиболее известными из которых являются «Поучения огласительные и тайноводственные», а также две беседы на Евангельские темы: «О расслабленном» и «О претворении воды в вино в Кане». Читайте также: Сохранить Поделиться: Поддержите журнал «Фома» Журнал «Фома» работает благодаря поддержке читателей. Даже небольшое пожертвование поможет нам дальше рассказывать о Христе, Евангелии и православии. Особенно мы будем благодарны за ежемесячное пожертвование. Отменить ежемесячное пожертвование вы можете в любой момент здесь © Журнал Фома. Все права защищены, 2000—2024 Наверх

http://foma.ru/31-marta-cerkov-vspominae...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Вестник церковной истории. 2015. 1/2(37/38)  Открыть файл в формате PDF СОДЕРЖАНИЕ НОМЕРА: ПУБЛИКАЦИИ Устинова И. А. Делопроизводственные документы Патриарших приказов 1-й половины XVII в.: Приходная книга Патриаршего Казенного приказа 1640/41 г. Часть 3 (С. 5-86) Пигин А. В. “Древнейшая в севере состоящая” обитель: Т. В. Баландин и Палеостровский монастырь (конец XVIII - начало XIX в.) (С. 87-129) Черкасова М. С. Письма казанского архимандрита Екзакустодиана вологодскому краеведу Н. И. Суворову (1885-1896 гг.) (С. 130-164) Рожкова В. В. Биография священника Владимира Рожкова (С. 165-190) СТАТЬИ И СООБЩЕНИЯ Конявская Е. Л. Сочинения митрополита Киприана: хронологический аспект (С. 193-199) Голицын А. М. Заметки о “записной книжке” митрополита Феогноста 1-й половины XIV в. (С. 200-211) Протоиерей Алексий Ястребов. Братья Лихуды в Падуе и Венеции (С. 212-254) Мальцев М. Г., Марков Д. Л. Из истории военного духовенства России: реформа протопресвитера Александра Желобовского (С. 255-266) Шкаровский М. В. Петроградское (Ленинградское) Богословско-пастырское училище в 1918-1928 гг. (С. 267-286) ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ В ИСТОРИИ УКРАИНЫ Коваленко В. П. Благоверный Черниговский князь Давид Святославич (С. 289-301) Флоря Б. Н. Православная шляхта и православные иерархи на Правобережье во 2-й половине XVII в. (С. 302-309) Кочегаров К. А. Новые документы о выезде в Россию епископа Луцкого и Острожского Гедеона (Святополк-Четвертинского) в 1684 г. (С. 310-318) Блакитный М. М. К  вопросу о пенсионном обеспечении духовенства Черниговской епархии в 80-х гг. XIX в. - начале ХХ в. (по материалам журнала “Черниговские епархиальные известия”) (С. 319-328) КРИТИКА, БИБЛИОГРАФИЯ, НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ Щеголева Л. И. Греческие рукописи, хранящиеся в Российской государственной библиотеке: Фонд 181. Часть 3 (С. 331-380) Новые книги Ченцова В. Г. Новое исследование о “ Догматическом всеоружии” Евфимия Зигадена в свете евхаристических споров XVII - XVIII вв. (С. 381-386) Некрологи Памяти Александра Викторовича Маштафарова (С. 387-392) Наши авторы (С. 393-395) Последние публикации раздела Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла © Православная Энциклопедия, 2001–2024. Все права защищены © Сделано в Stack Group , 2008–2024

http://sedmitza.ru/lib/text/6018245/

Примечания Б. Н. Флоря. Исследования по истории Церкви. Abraham W. Organizacja w Polsce do wieku XII. Poznac, 1962. S. 239 ff. (1-е изд. вышло в 1890 г.); idem. O powstaniu dziesikciny swobodnej//Biblioteka warszawska. 1891. N 4. S. 154 i n. H. Polski. Warszawa, 1985. T. 6. Cz. 1. S. 310–315, 345–348, 361–364, 374–377. Pommersches Urkundenbuch. Kцln; Wien, 1970. Bd. 1: 786–1253 гг. N 30. См.: J. Pierwotne biskupstwa kamiecskiego//Studia i do dziejyw Wielkopolski i Pomorza. Warszawa; Poznac, 1979. T. 13. Z. 1. S. 179. Pommersches Urkundenbuch. Bd. 1. N 43. Ibid. N 48. Codex diplomaticus Poloniae. Varsaviae, 1848. T. 2. Pt. 1. N 1 (далее: CDP). Pommersches Urkundenbuch. Bd. 1. N 66, 288. Buczek K. Problem organizacji terytorialnej Pomorza Gdacskiego w XII i XIII wieku//Zapiski Historyczne. 1970. Z. 3/4. S. 142–144. Kodeks dyplomatyczny Wielkopolski. Poznac, 1877. T. 1. N. 7 (далее: KDW). Ibid. N 3. H. Polski. T. 6. Cz. 1. S. 306–320. Сводку соответствующих данных см.: Buczek K. Z badac nad gospodarki wczesnofeudalnej//Kwartalnik Historii Kultury Materialnej. 1969. N 1. S. 210. Abraham W. Organizacja... S. 241. Подробнее об этом см.: Fiala Z. K omбzce funkce listin do коссе 12 smolemh//Sbornik praci filosofickй fakulty brnenskй University. 1960. И. 6. Codex diplomaticus et epistolaris regni Bohemiae. Pragae, 1904. T. 1. Fasc. 1. N 375. Р. 348–349 (далее: CDB). Ibid. N 375. P. 348. Ibid. N 382. P. 361. Ibid. N 387. P. 386. Ibid. N 111. P. 113. Ibid. N 287. P. 252. Ibid. N 381. Ibid. N 382. P. 361. Ibid. N 393. Ibid. N 387, 393. Ibid. N 375. P. 349. Ibidem. Ibid. N 375. P. 349; N 387. P. 386; N 393. Ibid. N 393. Ibid. N 375. P. 348. Нгивэ F. Chrkevnh zшizenh v Иеснбсн a na Moravм od X do коссе XIII smolemh a jeho ротмг ke smбmu//Ueskэ uasopis hismorickэ. 1916. S. 271. CDB. T. 1. Fasc. 1. N 387. P. 386. Ibidem. Ibid. N 382. P. 361. «Господская» в данном случае — княжеская. Как отмечено исследователями «Чешской хроники» Козьмы Пражского, термином «dominus» — господин хронист обозначает только князя.

http://sedmitza.ru/lib/text/442904/

В связи с Константинопольским собором, одной из тем которого была дискуссия вокруг пневматомахов, Григорий написал трактат О Духе Святом против македониан 141 . Очевидно, по поручению этого собора Григорий предпринял путешествие в римскую провинцию Аравию с остановкой в Иерусалиме 142 . Участие Григория в следующем Константинопольском соборе 382 г. остается наполовину гипотезой, однако известно, что он принял участие в соборе 383 г., где произнес речь О божестве Сына и Духа Святого 143 . Вероятно, в этом же году Григорий изложил и свои аргументы против тезисов Евномия, предоставленные этому собору; написание его третьей книги Опровержения Евномия, очевидно, также относится к 381–383 гг. Факт дальнейших посещений Григорием столицы подтверждается торжественными речами на погребение августы Пульхерии и императрицы Флациллы в августе и сентябре 385 г. 144 , а также трактатом Против судьбы, составленным в виде диалога, который в Константинополе вел Григорий с неким философом-язычником 145 . Большое огласительное слово, в котором Григорий упоминает свои предыдущие полемические и вероучительные произведения 146 , в 381 г. еще не было написано, однако его датировка не точна. Полемический трактат Против Аполлинария, посвященный Феофилу Александрийскому, вероятно возник в 386 или 387 гг. 147 События последних лет жизни Григория малоизвестны. Согласно Жану Даниэлу, с 381 г. святитель был весьма приближен к императору Феодосию, вплоть до отъезда последнего на Запад (в 386 или 387 гг.), где место Григория занял Амвросий Медиоланский . После этого Григорий оставил общественную жизнь, чтобы заняться устроением василианского монашества. Склонить его к тому могла и смерть жены, относящаяся к этому же периоду 148 . Такое представление Жана Даниэлу о позднем периоде жизни Григория лишено твердых оснований, в частности потому, что Даниэлу опирался на сочинение Hypotyposis (De instituto Christiano), приписанное Григорию Вернером Йегером 149 . Между тем была высказана вполне убедительная гипотеза 150 , что Hypotyposis является редакцией т.н. Великого послания Макария (примерно 385 г.), предположительно созданного мессалианином Симеоном Месопотамским 151 , а не наоборот, как предполагал Йегер. Тем не менее, некоторые исследователи считают Hypotyposis произведением Григория и предполагают, что Григорий написал его с целью удержать мессалианское движение на почве Церкви и в согласии с ее учением 152 . Григорий действительно был знаком с мессалианским движением уже смолоду (его ранняя критика странствующих монахов 153 весьма вероятно обращена именно против мессалиан), и именно потому, возможно, он пытался воспринимать их духовный опыт серьезно. Однако более подробный и содержательный разбор Hypomyposis‘a авторство Григория не подтверждает 154 .

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Nissk...

Согласно историческим свидетельствам одним из первых догматических трудов Миланского святителя, направленных против арианства в защиту Никейского Собора и учения о единосущии, был трактат «О вере» (в 378-381 гг., в пяти книгах), написанный по просьбе императора Грациана. Следом святитель опубликовал еще два догматических трактата «О Святом Духе» (381) и «О Тайне Господнего Воплощения» (382), содержащие полемику как с арианством, так и с аполлинарианством. В сентябре 381 года, вскоре после окончания Второго Вселенского Собора в Константинополе, под председательством святителя Амвросия прошел важный церковный собор в Аквилее, направленный на ограничение влияния арианства и «полуарианства» («омийства») на Западе. На этом соборе также предлагалось организовать государственное преследование еретиков. В 382 году император Грациан приказал убрать алтарь языческой богини победы Виктории (Ники) из римского сената и удалил из законодательства некоторые преимущества языческих жрецов. В этом, очевидно, была немалая заслуга Миланского святителя. После смерти императора Грациана, в 383-388 гг. фактическим правителем западной Римской империи стала мать его малолетнего брата, Валентиниана II — властная императрица Юстина. При ее дворе было немало арианских священников и дворян, которым она оказывала покровительство. Поэтому неудивительно, что вскоре между святителем Амвросием и императрицей возник открытый конфликт. Перед Пасхой 385 года Юстина приказала отдать арианам базилику за городским стенами Милана (Basilica Portiana). В январе 386 года под давлением императрицы Юстины вышел эдикт, согласно которому полагались юридические основания разрешать «омийское» богослужение в западной части империи. На основании этого эдикта Юстина уже к Пасхе 386 года стала требовать для ариан более подходящую базилику, внутри городских стен Милана. Однако святитель Амвросий наотрез отказался отдавать храмы города под арианское богослужение, аргументируя свою позицию евангельским образом монеты (Мф. 22:21): если Богу надо отдавать Божие, а кесарю — кесарево, значит, «императору принадлежат дворцы, а священнослужителю — церкви» (Ad imperatorem palatia pertinent, ad sacerdotem Ecclesiae).

http://patriarchia.ru/db/text/5848986.ht...

Между тем Троицкая и Симеоновская летописи говорят только об одной поездке, датируемой как раз 6846 г.: «князь Александр Михаилович Тферьскыи поиде в Орду, а не укончав съ князем с великим с Ываном с Даниловичем. На ту же зиму выиде из Орды в Тферь князь Александр, пожалован животом от царя, а с ним прииде посол, именем Киндык, а другыи Авдуля» 381 . Поскольку «пожалование живота» в Рогожском летописце упоминается в известии о поездке 6845 г., следует предположить, что под 6845 и 6846 г. в этом источнике перед нами два сообщения об одном и том же визите. В пользу этого можно истолковать и известия HIЛ: под 6845 г. там говорится об отъезде Александра в Орду из Пскова, а под 6846 г. – о его возвращении из Орды в Тверь с «пожалованием» 382 . Явно в связи с возвращением Александра из Орды, зимой 1338–1339 гг., туда отправляется Иван Калита с двумя старшими сыновьями Семеном и Иваном; третьего сына, Андрея, он направил в Новгород 383 . В том же году «приде из Орды князь великии Иван, а в свою отчину, пожалованъ Богом и царемъ» 384 . Можно полагать, что «пожалование» заключалось в подтверждении более высокого статуса Ивана по отношению к Александру. После визита Ивана последовало резкое изменение отношения Узбека к тверскому князю: он был вызван в Орду, одновременно туда по требованию хана отправились князья Василий Давыдович Ярославский и Роман Михайлович Белозерский (оба, кстати, женатые на дочерях Калиты). Первый из них, видимо, был союзником Александра Михайловича – Калита попытался (безуспешно) «переимать» его по дороге в Орду 385 . Вслед за ними Иван Данилович послал в Орду всех трех своих сыновей 386 , очевидно, чтобы еще раз подчеркнуть в критической ситуации свою лояльность хану. Согласно сохранившемуся в тверском летописании пространному рассказу о гибели тверских князей, судьба Александра Михайловича во время пребывания в Орде долгое время была неясна: одни татары говорили, что «княжение ти великое дает царь», а другие, что «оубиту ти бытии» 387 . Вероятно, здесь отразилась реальная закулисная борьба группировок ордынской знати, поддерживавших тверского и московского князей.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010