Филипп Бардан 711–715. Анастасий II 713–715. Феодосий III 715–716. Лев III Хазар 716–741. Константин V (VI) Копроним 741–775. Лев IV Хазар 775–780. Константин VI (VII) Порфирородный 780–797. Ирина 797–802. Никифорх I 802–811. Ставракий 2 мес. и 6 дней. Михаил I Рангав 811– 813. Лев V Армянин 813–820. Михаил II Косноязычный 820–829. Феофил 829–842. Св. Феодора 842–855. Михаил III Пьяный 855–867. Василий I Македонянин 867–886. Лев VI Мудрый 886–911. Александр 886–912. Константин VII (VIII) Порфирородный 912–959. Роман I Лакапен 919–944 (945). Роман II 957–963. Никифор II Фока 968–969. Иоанн Цимисхий 969–976. Василий II Порфирородный 976–1025. Константин VIII (IX) Порфирородный 979–1028. Роман III Аргир 1028–1034. Михаил IV Пафлагонянин 1034–1041. Михаил V Калафат 1041–1042. Константин IX (X) Мономах 1042–1054. Феодора 1054–1056. Михаил VI Стратиотик 1056–1057. Исаак I Комнен 1057–1059. Константин X (XI) Дука 1059–1067. Евдокия 1067–1068. Роман IV Диоген 1068–1071. Михаил VII Дука 1071–1078. Никифор III Ботаниат 1078–1081. Алексий I Комнен 1081–1118. Иоанн II (Кало-Иоанн) Комнен 1118–1143. Мануил Комнен 1143–1180. Алексий II Комнен 1180–1183. Андроник 1183–1185. Исаак II Ангел 1185–1195. Алексий III Ангел 1195–1203. Алексий IV и (вторично) его отец Исаак II 1203–1204 Алексий V Муцуфул 1204 Крестоносцы в Царьграде 1204–1261. В Никее Феодор I Ласкарь 1204–1222. Иоанн III Ватац 1222–1254. Феодор II Ласкарь 1254–1254. Иоанн IV Ласкарь 1258–1259. Михаил VIII Палеолог 1259–1261. В Царьграде с 1261 г. Михаил VIII Палеолог 1261–1282. Андроник II Палеолог 1282–1328. Андроник III Палеолог 1328–1341. Иоанн V Палеолог 1341–1376. Иоанн VI Кантакузен 1341–1355. Матвей Кантакузен 1355–1357. Андроник IV Палеолог 1376–1379. Иоанн V Палеолог (вторично) 1379–1391. Мануил II Палеолог 1391–1425. Иоанн VII Палеолог 1425–1448. Константин XI (XII) Палеолог 1448–1453. Б. Константинопольские патриархи Епископы: Св. Андрей ап. из 12 † ок. 37 г. Св. Стахий ап. из 70 † ок. 38–54. Онисим † 51–68. Поликарп † 70.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Файл : Троицкий монастырь Чeбokcapы.jpg Материал из Азбука паломники История файла Нажмите на дату/время, чтобы увидеть версию файла от того времени. Дата/время Миниатюра Размеры Участник Примечание текущий 527 × 780 (719 Кб) Вы не можете перезаписать этот файл. Использование файла Следующие 2 страницы используют этот файл: Метаданные Файл содержит дополнительные данные, обычно добавляемые цифровыми камерами или сканерами. Если файл после создания редактировался, то некоторые параметры могут не соответствовать текущему изображению. Производитель камеры PENTAX Corporation Модель камеры PENTAX K10D Время экспозиции 1/2 с (0,5) Число диафрагмы f/11 Светочувствительность ISO 100 Оригинальные дата и время 12:28, 13 мая 2010 Фокусное расстояние 29,38 мм Ориентация кадра Нормальная Горизонтальное разрешение 72 точек на дюйм Вертикальное разрешение 72 точек на дюйм Программное обеспечение Adobe Photoshop CS3 Windows Дата и время изменения файла 12:51, 27 июня 2018 Порядок размещения компонент Y и C CO-sited Программа экспозиции Ручной режим Версия Exif 2.21 Дата и время оцифровки 12:28, 13 мая 2010 Конфигурация цветовых компонентов Компенсация экспозиции Режим замера экспозиции Матричный Статус вспышки Вспышка не срабатывала, подавление заполняющей вспышки Поддерживаемая версия FlashPix 1 Цветовое пространство sRGB Тип сенсора Однокристальный матричный цветной сенсор Источник файла Цифровой фотоаппарат Тип сцены Изображение сфотографировано напрямую Дополнительная обработка Не производилась Режим выбора экспозиции Ручная установка экспозиции Баланс белого Ручная установка баланса белого Эквивалентное фокусное расстояние (для 35 мм плёнки) 43 мм Тип сцены при съёмке Стандартный Контрастность Нормальная Насыщенность Нормальная Резкость Нормальная Расстояние до объекта съёмки Съёмка с близкого расстояния Поддерживаемая версия FlashPix 1 Ширина изображения 527 пикс. Высота изображения 780 пикс. Дата последнего изменения метаданных 15:51, 27 июня 2018 Версия IIM 20 127 Навигация Персональные инструменты Пространства имён русский Просмотры Портал Навигация Инструменты

http://azbyka.ru/palomnik/Файл:Троицкий_...

С XV в. южнослав. списки полного корпуса Поучений Д. Г. практически отсутствуют, исключение – рукопись НБКМ. 1204 (нач. XVI в.). Отдельные Поучения содержатся во множестве монашеских и четьих сборников XIV-XVIII вв. (неполный список таких сборников, включая рус. списки, см.: Христова. 2001. С. 45–46. Примеч. 66). На Русь списки среднеболг. перевода сочинений Д. Г. приходят, вероятно, во 2-й пол. XIV в. через болг. посредство в эпоху «второго южнославянского влияния». XIV в. датируются по крайней мере 5 рус. списков: ГИМ. Чуд. 14; РГБ. Троиц. 163, 164; ГИМ. Увар. 373, 374. Начиная с XV в. корпус Поучений Д. Г. постоянно переписывался в виде отдельных сборников или вместе с «Лествицей», сочинениями преподобных  Симеона Нового Богослова ,  Исаака Сирина ,  Петра Дамаскина  и др. в таких книжных центрах, как Троице-Сергиева лавра (списки XV в.), Соловецкий мон-рь (списки XVI-XVII вв.), Кириллов Белозерский мон-рь (списки XV-XVII вв.), Чудов мон-рь (списки XV в.) и др. В XVI в. Поучения Д. Г. были включены митр. Макарием в состав ВМЧ под 5 июня (РНБ. Соф. 1322: Абрамович. Софийская б-ка. Вып. 2. С. 116–117; ГИМ. Син. 995: Иосиф, архим. Оглавление ВМЧ. С. 211–214 паг.]). И. Христова приводит перечень из 57 болгарских, сербских и русских списков полного корпуса Поучений Д. Г. (Христова. 2001. С. 38–44): 14 принадлежат XIV в., 18 – XV в., 12 – XVI в., 11 – XVII в. и 2 рукописи – соответственно XVIII и XIX вв. Этот перечень может быть значительно дополнен, напр., следующими списками: ГИМ. Увар. 373, 374 (серб. XIV в.), 61 (рус. XV в.), 375, 881, 760 (рус. XVI в.) (описание см.:  Леонид (Кавелин) , архим. Систематическое описание славяно-российских рукописей собр. гр. А. С. Уварова. М., 1893. Т. 1. С. 156–162); РНБ. F. п. I. 42 (рус. кон. XIV – нач. XV в.; Калайдович К., Строев П. Обстоятельное описание славяно-российских рукописей, хранящихся в б-ке графа Ф. А. Толстого. М., 1825. С. 65), РНБ. Q. I. 210 (рус. XVI в.; Там же. С. 424–425); РГАДА. Мазур. Ф. 196. 780 (рус. сер. XV в.; Каталог славяно-русских рукописных книг XV в., хранящихся в РГАДА/Сост.: И. Л. Жучкова, Л. В. Мошкова, А. А. Турилов. М., 2000. С. 177); рус. список Виленской публичной б-ки (ныне б-ка АН Литвы). 61 (XV в.); болг. список Нижегородской научной б-ки. 17531 (кон. XIV в.), включающий Поучения Д. Г. (Л. 1–176) и Житие прп. Василия Нового 2-й южнослав. редакции (рукопись попала на Русь в XV в., в XVII в. находилась на Украине, в частности, согласно одной из помет 1661 г., в киевском Пустынно-Николаевском мон-ре; см.: Кучкин. 1972); списки ВМЧ; рукописи Кирилло-Белозерского собрания (см.: Прохоров. 1999): 7 рус. списков полного корпуса Поучений XV в. (РНБ. Кир.-Бел. 38/163, 24/1101, 101/1178, 22/1099, 11/2088, 387/503 (2-я пол.)); 5 – кон. XV – нач. XVI в. (РНБ. Кир.-Бел. 23/1100, 45/170, 46/171, 89/214, 122/247); 1 – XVI в. (РНБ. Кир.-Бел. 121/246); 1 – кон. XVI – нач. XVII в. (РНБ. Кир.-Бел. 109/234); 1 – 1645 г. (РНБ. Кир.-Бел. 129/254).

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Shlen...

В столице открылась 38-я Всероссийская православная выставка-ярмарка «Вербная неделя» 14 апреля 2008 г. 13:19 В понедельник в столичном Всероссийском выставочном центре (69-й павильон ВВЦ) открылась 38-я Всероссийская православная выставка-ярмарка «Вербная неделя». Открытие выставки началось молебном, который совершил епископ Дмитровский Александр , викарий Московской епархии . Обращаясь к собравшимся, владыка Александр подчеркнул необходимость и значимость проведения подобных мероприятий. На выставке представлены монастыри ( Данилов , Троице-Сергиева лавра , Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский и др.), мастерские церковных ремесел (иконописи, ткачества, литья, керамики, резьбы), производители церковной утвари и облачений, производители ювелирных изделий (ООО «Покров-ТМ», «Маковец», «Тверь-Ювелир» и др.). Православную литературу представляют Издательский Совет Русской Православной Церкви , издательства «Троицкий благовестник», «Отчий дом», «Ковчег» и другие. В наличии большой выбор литья, ладанов и церковных вин. Посетителям предложен богатейший выбор съестных товаров — различные сорта рыбы, медов, монастырских овощных заготовок, постной выпечки. На выставке можно приобрести и одежду из натуральных материалов. Участие в выставке принимают также крестьянские и пчеловодческие хозяйства, швейные и архитектурные мастерские. Ежегодно выставка «Вербная неделя» собирает около 500 представителей из России и зарубежья. В этом году одним из участников стала Рашко-Призренская и Косовско-Метохийская епархия Сербской Православной Церкви . Одним из нововведений выставки станет реализация программы помощи детям-сиротам «Окно в будущее». По словам организаторов, акция призвана способствовать привлечению общественности к участию в жизни и семейном устройстве воспитанников детских домов. Также в рамках «Вербной недели» пройдет благотворительный аукцион работ ребят из детского дома 37 Москвы. Здесь можно будет приобрести разделочные доски в стиле городецкой росписи, изделия из разноцветных лоскутков, бисера, деревянные поделки, вышивку и кукол, которых дети сделали своими руками. Кроме того, в рамках выставки будет представлен новый проект — Православный кадровый центр. По словам организаторов, создание кадрового центра стало логическим развитием рубрики «Работа и сотрудничество» православной справочно-информационной газеты «Возглас». Специалисты кадрового центра будут проводить для посетителей выставки консультации по составлению резюме, заполнению анкет, проведению собеседований, а также познакомят всех желающих с базой вакансий православных и светских организаций. Выставка продлится до 20 апреля. Организаторы выставки — ООО «Покровский центр», тел. 780-67-81. Патриархия.ru Календарь ← 11 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/391068.htm...

С XV в. южнослав. списки полного корпуса Поучений Д. Г. практически отсутствуют, исключение - рукопись НБКМ. 1204 (нач. XVI в.). Отдельные Поучения содержатся во множестве монашеских и четьих сборников XIV-XVIII вв. (неполный список таких сборников, включая рус. списки, см.: Христова. 2001. С. 45-46. Примеч. 66). На Русь списки среднеболг. перевода сочинений Д. Г. приходят, вероятно, во 2-й пол. XIV в. через болг. посредство в эпоху «второго южнославянского влияния». XIV в. датируются по крайней мере 5 рус. списков: ГИМ. Чуд. 14; РГБ. Троиц. 163, 164; ГИМ. Увар. 373, 374. Начиная с XV в. корпус Поучений Д. Г. постоянно переписывался в виде отдельных сборников или вместе с «Лествицей», сочинениями преподобных Симеона Нового Богослова , Исаака Сирина , Петра Дамаскина и др. в таких книжных центрах, как Троице-Сергиева лавра (списки XV в.), Соловецкий мон-рь (списки XVI-XVII вв.), Кириллов Белозерский мон-рь (списки XV-XVII вв.), Чудов мон-рь (списки XV в.) и др. В XVI в. Поучения Д. Г. были включены митр. Макарием в состав ВМЧ под 5 июня (РНБ. Соф. 1322: Абрамович. Софийская б-ка. Вып. 2. С. 116-117; ГИМ. Син. 995: Иосиф, архим. Оглавление ВМЧ. С. 211-214 паг.]). И. Христова приводит перечень из 57 болгарских, сербских и русских списков полного корпуса Поучений Д. Г. ( Христова. 2001. С. 38-44): 14 принадлежат XIV в., 18 - XV в., 12 - XVI в., 11 - XVII в. и 2 рукописи - соответственно XVIII и XIX вв. Этот перечень может быть значительно дополнен, напр., следующими списками: ГИМ. Увар. 373, 374 (серб. XIV в.), 61 (рус. XV в.), 375, 881, 760 (рус. XVI в.) (описание см.: Леонид (Кавелин), архим. Систематическое описание славяно-российских рукописей собр. гр. А. С. Уварова. М., 1893. Т. 1. С. 156-162); РНБ. F. п. I. 42 (рус. кон. XIV - нач. XV в.; Калайдович К., Строев П. Обстоятельное описание славяно-российских рукописей, хранящихся в б-ке графа Ф. А. Толстого. М., 1825. С. 65), РНБ. Q. I. 210 (рус. XVI в.; Там же. С. 424-425); РГАДА. Мазур. Ф. 196. 780 (рус. сер. XV в.; Каталог славяно-русских рукописных книг XV в., хранящихся в РГАДА/Сост.: И. Л. Жучкова, Л. В. Мошкова, А. А. Турилов. М., 2000. С. 177); рус. список Виленской публичной б-ки (ныне б-ка АН Литвы). 61 (XV в.); болг. список Нижегородской научной б-ки. 17531 (кон. XIV в.), включающий Поучения Д. Г. (Л. 1-176) и Житие прп. Василия Нового 2-й южнослав. редакции (рукопись попала на Русь в XV в., в XVII в. находилась на Украине, в частности, согласно одной из помет 1661 г., в киевском Пустынно-Николаевском мон-ре; см.: Кучкин. 1972); списки ВМЧ; рукописи Кирилло-Белозерского собрания (см.: Прохоров. 1999): 7 рус. списков полного корпуса Поучений XV в. (РНБ. Кир.-Бел. 38/163, 24/1101, 101/1178, 22/1099, 11/2088, 387/503 (2-я пол.)); 5 - кон. XV - нач. XVI в. (РНБ. Кир.-Бел. 23/1100, 45/170, 46/171, 89/214, 122/247); 1 - XVI в. (РНБ. Кир.-Бел. 121/246); 1 - кон. XVI - нач. XVII в. (РНБ. Кир.-Бел. 109/234); 1 - 1645 г. (РНБ. Кир.-Бел. 129/254).

http://pravenc.ru/text/180299.html

1393 Прот. 1749 г. 386 лл. 225–226. Прот. 1751 г., 72 л. 218; 101 лл. 301–302. Проток. 1752 г., 7 (дополнит.), л. 881; Проток. 1753 г., 38 л. 123., сл. Журн. 1753 г., 107 л. 96. 1399 „Понеже потребна в ымеющююся в Санкт-Петербурге Троицкую Ново-Сергиевскую пустыню для исправления в новопостроенной большой церкви иконнаго и протчаго живописнаго украшения кунштовая Библия, с которой бы возможно было надлежащия к тому избирать рисунки; того ради Его Высокопреподобие приказал Учрежденному Собору, справясь в Троицкой Семинарской библиотеке или в книгохранительной полате, ежели таковых кунштовых Библей находится при лавре две, то из оных одну для вышеписанного исправления прислать в С.-Петербург со отправляющимися в дом Его Высокопреподобия, кем надлежит, служительми во всякой крайней скорости. А которого числа и с кем имяны оная Библия послана быть имеет, об оном в домовую кантору репортовать немедленно. А егда из реченных Библей при лавре имеется одна, то уже оной не присылать, понеже таковая Библия куплена будет в С.-Петербурге“. Указы 1759 г. 54 л. 156 (книга 779); сн. 499 л. 570, кн. 780. 1401 Означенный очерк может послужить некоторым вразумлением для слишком неумеренных порицателей современного нам духовенства. 1418 „Мы хотим победить диавола и собственные влечения“, надменно рассуждали эти аскеты (из одного арабского церковного правила). В объяснение этого явления могут сказать и говорят: „сильные религиозные движения заставляют забывать ограниченность человеческой природы и играть опасностями, перед которыми в других случаях обыкновенно отступают. Считали делом несомненным, что каждый христианин в состоянии победить мир и его страсти“.... Achelis. Virgines subintroductae. Ein Beitrag zu 1 Kor. VII Kapit. S. 57. 74. Leipzig, 1902. 1420 Наименование это имеет постыдный смысл; таковым хотели бичевать двусмысленность явления. Оно стало известно со времён Павла Самосатского и придумано антиохийцами, всегда отличавшимися ядовитостью языка. (Achelis. Virgines subintroductae, S. 11. 69).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Самое раннее для османской эпохи свидетельство о количестве иерусалимских монастырей принадлежит Василию Познякову (1560 г.), 779 который пишет о 17 монастырях, многие из которых, впрочем, «пусты стоят от поганых турок». 780 В источниках XVI–XVIII вв. набирается в общей сложности свыше 18 монастырей, но некоторые из них упоминаются только у одного-двух авторов, и их существование сомнительно. Достаточно часто в «Хождениях» и посольских документах фигурируют 15 монастырей Св. града. Главным из них был так называемый Патриарший во имя святых Константина и Елены, резиденция патриарха или его наместника. Монастырь вплотную примыкал к южной стене храма Гроба Господня, в том числе трем его православным приделам – церквям Воскресения, св. Иакова и 40 мучеников, в которой хоронили патриархов. 781 Из этих церквей в патриархию вела лестница в 38 ступеней. В патриаршей келье было окно, выходящее в церковь св. Иакова. «Когда патриарх не спускался в церковь, – читаем в одном из описаний, – то беседовал с народом оттуда». 782 В монастыре находились покои патриарха, трапезная, киновии (общежития) монахов и паломников в четыре этажа, цистерны для сбора дождевой воды. «Многочисленные келии нынешней патриархии расположены неправильно и разделены меж собою галереями и террасами, – писал в 1830 г. А.Н. Муравьев, – Приемная зала, синодик, трапеза и библиотека, еще сохранившая древние книги и рукописи, довольно обширны... Мрачная церковь Константина и Елены, украшенная старинною греческою живописью, примыкает к юго-западной части храма; из внутреннего окна ее виден Св. Гроб». 783 «Он (монастырь. – К.П.) весьма изрядный, кельи в нем благолепно зело украшены», – писал в середине XVIII века русский паломник инок Серапион, отмечавший также, что там живут все шесть архиереев Иерусалимской церкви, «что всякие дела правят» и проводят богослужение в отсутствие патриарха. 784 По словам келаря Иоанникия, «соборных старцев» при патриархе насчитывалось до 60 человек, 785 сто лет спустя Ипполит Вишенский дает схожую цифру – 70 чернцов, еще через сто лет паломник Мелетий говорит о примерно сотне монахов и послушников; «и братий в нем найбольше», – подтверждает Серапион. 786

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Церкви принадлежит каменная сторожка, крытая железом, построенная в 1879 году. При церкви земли: усадебной одна десятина 1,780 кв. саж., сенокосной и пахотной 33 десятины. Документы на землю имеются и хранятся в церкви. Причта по штату положено: священник и псаломщик. – На содержание причт получает: процентов с церковного капитала 91 рубль 15 коп., от земли 175 руб., за требоисправления до 600 р., а всего в год 866 р. Дома причт имеет собственные, построенные на церковной земле. Приход состоит из одного села Мельничного, в котором числится 38 дворов, душ мужеского пола 80 и женского пола 104 души. Юрчаково 11 Село Юрчаково расположено на реке Тезе и находится от уездного города в одной версте, а от губернского города во 118 верстах. Существующая в селе церковь построена в 1757 году тщанием помещика Н. П. Кашинцева; зданием каменная, с таковою же колокольнею и оградою; при ней имеется каменная сторожка. Престолов в церкви три: в холодной – в честь Преображения Господня и придельный – в честь Рождества Пресвятые богородицы, в теплом приделе – во имя Св. Андрея Первозванного. Из св. икон, имеющихся в церкви, особенным почитанием прихожан пользуется старинная икона Рождества Пресвятые Богородицы. В церковной библиотеке сохраняется старинная Минея, с надписью: «1747 года 25 марта, Шуйского уезду, Стольник, Иван меньшой Григорьевич Кашинцев, да сын ево Капитан Перфилей Иванов, приложили сию книгу Минею месячную и прочих к ней 11 миней по месяцу ко храму Пресвятыя Богородицы, Преславнаго Ея Рождества, в село Юрчаково, по родителех своих». В церкви хранятся документы: копии метрических книг с 1803 года, исповедных росписей с 1829 года и опись церковного имущества, составленная в 1896 году. При сей церкви имеется земли: усадебной 1,200 квадр. саж., сенокосной и пахотной 35 десятин 500 квадр. саж. План на землю имеется и хранится в церкви. Причт: священник, диакон и псаломщик. – На содержание причт получает: процентов с церковного капитала 57 р. 16 к., от сбора хлебом 25 р., от земли 675 р. и за требоисправления 380 р., а всего в год 1,137 р. Дома причт имеет собственные, построенные на церковной земле.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/istori...

Адрес: Канада, провинция Альберта, Рэд Вотер (Redwater) Проезд: от перекрестка Hwy 38 и Hwy 28 необходимо проехать 1 милю на запад до RgRoad 222, а затем 1 милю на север. Подробнее... Храм великомученика Димитрия Солунского (Середиаки) [ править править код ] Местность Середиаки получила свое название по фамилии одного из эмигрантов с Западной Украины. Первая церковь в этой местности была построена и зарегистрирована согласно Уставу Северо-Западных Территорий Канады в 1904-05 годах. По сохранившимся свидетельствам, между 1919 и 1920 годами в здание церкви ударила молния и спалила до основания. В 1922 году, силами прихожан новая церковь была возведена на том же самом месте. Богослужения совершались вплоть до 1966 года, когда огонь неопределенного происхождения вновь полностью спалил храм. Это событие стало серьезным испытанием веры прихожан, которые, однако, решили строить церковь в третий раз. К 1968 году, строительство третьего, ныне существующего храма было успешно завершено, за исключением установки купола, который был сооружен значительно позже — летом 1980 года. 30 июля 2005 года приход великомученика Димитрия отпраздновал своё 100-летие. Адрес : Канада, провинция Альберта, п. Середиаки Проезд: необходимо проехать 8 миль на север от Мундаре по шоссе 855, повернуть направо (на восток) на 550 и проехать 1 милю. Церковь будет справа. Подробнее... Храм Вознесения Господня (Васель) [ править править код ] Храм Вознесения Господня в Васеле входит в Канадскую архиепископию Православной Церкви в Америке. Приход был основан в 1901 году. Адрес: Wasel, Alberta Проезд: 2 мили к востоку от шоссе 857 по шоссе 652, затем — 1 милю к северу (NW1-58-14-W4) Почтовый адрес: c/o W Katarenchuk, RR 1, Willingdon, AB T0B 4R0 Телефон: +1 780-656-3828 Электронная почта : vrevpower@hotmail.com Подробнее... Храм Вознесения Господня (Кальмар) [ править править код ] Храм Вознесения Господня расположен в 45 километрах к юго-западу от Эдмонтона. Приход был основан в 1927 году. Входит в состав Патриарших приходов Русской Православной Церкви в Канаде.

http://azbyka.ru/palomnik/Провинция_Альб...

Положительная интерпретация миссии М. нашла наиболее яркое выражение в диспуте католикоса-патриарха Церкви Востока Тимофея I (780-823) с халифом аль-Махди (известен в сирийской и арабской редакциях): по словам католикоса Тимофея, М. «шествовал путем пророков», поскольку, подобно Аврааму и Моисею, обратил свой народ к единобожию и свидетельствовал о «Боге, Его Слове и Духе» (ср.: Коран. II 87 и IV 171); в награду за это Бог подчинил ему земли персов и ромеев, к-рые (с т. зр. несторианского автора) уклонились от истинной веры (Богословские собеседования. 2005. С. 28-29). Вместе с тем Тимофей прямо отрицает пророческий статус М., прежде всего на том основании, что Библия не содержит пророчеств о нем (единственным пророком, к-рый по обетованию должен прийти после Христа, будет Илия - Мал 4. 5-6). В связи с этим католикос Тимофей опровергает отсылки мусульман к ветхозаветным текстам, в к-рых они видели пророчества о М.: словам прор. Моисея, обращенным к Израилю: «Пророка из среды тебя, из братьев твоих, как меня, воздвигнет тебе Господь» (Втор 18. 15; арабы связывали себя общим происхождением с евреями - см. в ст. Измаильтяне ), и указанию прор. Исаии на всадника на верблюде, едущего в паре с всадником на осле (Ис 21. 7; под 1-м мусульмане понимали М., под 2-м - Ису (Иисуса); см.: Богословские собеседования. 2005. С. 24-27, 38-40). Опровержение христианами и иудеями пророческого статуса М. способствовало развитию в ислам. традиции апологетического жанра «доказательства пророчества» (    ). Он получил широкую популярность в IX в., однако большинство произведений известно лишь по позднейшим упоминаниям. Из ранних сохранившихся памятников можно отметить Послание Ибн аль-Лайса от лица халифа Харуна ар-Рашида к визант. имп. Константину VI (между 790 и 797) и «Книгу доказательства во утверждение пророчества» аль-Джахиза (до 847; во фрагментах), а также «Доказательство» Абу-ль-Хасана Али ибн Яхьи аль-Мунаджжима (ум. в 888; либо его сына Абу Исы Ахмада аль-Мунаджжима), адресованное христ. интеллектуалам Кусте ибн Луке и Хунайну ибн Исхаку , к-рые составили на него ответы-опровержения. В «Книге религии и империи» перешедшего в ислам христианина Али ибн Раббана ат-Табари (ок. 855) подробно разбираются библейские «пророчества» о М. Мутазилитский автор Абд аль-Джаббар (кон. X в.) приводит ряд доказательств пророческого достоинства М., в к-рых явно ориентируется на образ Иисуса Христа и парадигму распространения христианства, подчеркивая происхождение М. из бедной семьи, его кротость, проповедь его учения на всех языках и др. (о развитии жанра в контексте взаимовлияния христианской, мусульманской и иудейской традиций см.: Stroumsa S. The Signs of Prophecy: The Emergence and Early Development of a Theme in Arabic Theological Literature//HarvTR. 1985. Vol. 78. N 1/2. P. 101-114).

http://pravenc.ru/text/2564414.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010