Скачать epub pdf Глава 3 Иоанн Креститель и его проповедь (1–20). Крещение Христово (21–22). Родословие Иисуса Христа (23–38). Лк.3:1–2 . «В пятнадцатый год правления Тиверия »: Тиверий был сын и преемник на римском императорском троне Октавиана Августа, в правление коего родился Господь Иисус. Август умер в 767 году от основания Рима, Тиверий за два года был объявлен соправителем ему, следовательно 15-й год его правления падает на 780 год, когда Иоанну Крестителю и Христу было за 30 лет или около 30 лет (ср. ст. Лк.3:23 ; обыкновенно же принято считать 30 лет, круглое число). – «Понтий Пилат» начальствовал над Иудеей: см. прим. к Мф.27:1 . – «Ирод» (Антипа) был и пр.: см. прим. к Мф.2:22 . – «В Итурее»: область по восточную сторону Иордана (древний Галаад); название свое получила от Иетура, одного из сыновей Измаила ( Быт.25:15 . 1Пар.1:31 ), потомки которого, обитавшие в этой местности, были покорены при завоевании Палестины при Навине коленами Рувиновым, Гадовым и половиной колена Манассиина, водворившимся тут (ср. 1Пар.5:19 ).– «Трахонитской области»: область эта лежала также на восток от Иордана, северо-восточнее Галаада. Филипп управлял этими странами до самой своей смерти в 786 году от основания Рима, или 40 году по Р. Хр. – «Четвертовластником» (Тетрах): слово это первоначально означало правителя четвертой части известной страны или области, но со временем стало прилагаться вообще к правителям. – «Лисаний в Авилинее»: Авилиния – Сирская область, примыкавшая с северо-востока к Галилее, с главным городом Авилой, от которого и получила название. Лет за 30 слишком до Р. Хр. в этой области был правителем Лисаний, которого умертвил один из бывших триумвиратов римских Антоний, из-за известной Клеопатры. Упоминаемый же здесь Лисаний был второй с этим именем правитель, о котором, впрочем, Иосиф Флавий и другие историки не упоминают. Что не в очень продолжительное время в одной и той же области было два правителя с одинаковыми именами, это не невероятно и во всяком случае возможно.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

Телегово (Монастырская Пашня). Троицкий Телегов монастырь. /// Объект утрачен Монастырь.  Утрачен.  ( все монастыри в каталоге → ) Год основания:1553. Год утраты:Не установлен. Адрес: Архангельская область, Красноборский район, село Телегово (Монастырская Пашня) Координаты: 61.51093, 46.143516 Изменить описание объекта Фотографий пока нет Карта и ближайшие объекты Tpouцkiй-Apxahreльckuй Телеговъ, мужской, ныне погостъ Телеговский или Монастырская Пашня, также Слобода, Вологодской губ., Устюжскаго у., Забелинской волости, въ 96 вер. къ сев.-сев.-зап. отъ Устюга, по Архангельскому тракту, при впадении рч. Телеговки въ Двину, съ левой ея стороны. Основанъ въ 1553 г. преп. Нифонтомъ, упраздненъ въ 1764 году. (Ист. Росс. Iep., VI, 363; Словарь ист. о свят., 217; Ратшинъ, 76; Строевъ, Спис. iep. и настоят., 780, Д. 55 (сказано, что основанъ Дiohucieмъ, быв. игуменомъ въ 1555 г.); Акты Археогр. Эксп., IV, Дё 1-16 (Ц. гр. 1663 г.; упомин., игум. Iocuфъ), Д. 304 (Д. гр. 1691 г. о сборе денегъ на конюш. расходы); Дополн. къ Акт. истор., X, Д. 34 (Челобитн. 1682 г. крестьянъ; 35 дворовъ); Makapii, Ист. Р. Д., V II, 51; Калачовъ. Акты юрид. быта древ. Росс., III, 175, Д. 317 (Роспись 1657 г. казен. доходамъ по Устюж. у-ез.; съ м-ря 11 руб.); Чтешя въ И. Общ. ист., 1860 г., III, Отд. 1, 146 (въ 1744 г. имелъ 330 душ. крест.): Ивановъ, Опис. госуд. архива стар, делъ, 349 (въ 1700 г. имелъ 38 двор, крест.); Опис. докум. и делъ архива св. Синода, I, 46 (дело 1720 г. о постр. въ Устюге собора и apxiep. дома); II, ч. 2, 119 (въ 1722 г. м-рь отдалъ серебр. посуду и ломъ для денежн. двора). Зверинский В.В. Материал для историко-топографического исследования о православных монастырях в Российской империи с библиографическим указателем : в 3 т. Т. 2. Монастыри по штатам 1764, 1786 и 1795 годов/В.В. Зверинский. – СПб.: Тип. Безобразова и Комп, 1892. – 461 с. Телегово — двинское село, расположенное на берегу Северной Двины, в котором раньше находился Телеговский мужской монастырь, о чем имеется следующая запись: «Сия святая обитель живоначалыюй Троицы и Покрова Пресвятой Богородицы с трапезною и колокольнею построена монастырской казной в 1743 и 1744 годах и в это время освящена». Монастырь был слабосильный, с малым числом монахов, притом престарелых, а поэтому в 1764 году упразднен в приходскую церковь. Учитывая, что история Телеговского монастыря мало кому известна, необходимо рассказать о нем более обстоятельно, используя интересную исследовательскую работу красноборского краеведа С.И. Тупицына.

http://sobory.ru/article/?object=57073

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИСИХИЙ [греч. Ησχιος] († 788-797), прп., чудотворец (пам. 5 марта; пам. греч. 6 марта). Сохранилось только краткое синаксарное Житие этого святого. В Синаксаре К-польской ц. (кон. Х в.) оно помещено под 10 мая, в стишных Синаксарях - 6 марта. И. происходил из Андрапы (ныне Везиркёпрю, иль Самсун, Турция). Подвизался в Вифинии, на горе Меон, недалеко от г. Адрианы (Адрания, ныне Орханели, иль Бурса, Турция). Жившие на горе демоны решили прогнать святого, послав к нему 2 одержимых мужей Иоанна и Илариона. Наущаемые злым духом, они стали пугать И., говоря, что это место - «лоно смерти», где обитают кровожадные звери и свирепые разбойники, поэтому никто из пришедших сюда не прожил более дня. Однако святой изгнал из них беса и поселился на горе. Рядом с хижиной И. разбил небольшой сад. Птиц, склевавших плоды, постигла божественная кара - они упали замертво. Увидев птиц в др. раз, преподобный запретил им разорять сад, они улетели и больше не появлялись в этом месте. Впосл. И. переселился ниже, на склон горы, и построил ц. во имя ап. Андрея Первозванного. Когда к нему привели бесноватую девицу, он исцелил ее и предрек, что на этом месте после его смерти будет жен. монастырь. Автор Жития упоминает и о других чудесах святого, в т. ч. он подробно описал, как И. исцелил вола. И. достиг столь высокой степени добродетели, что сподобился беседовать с ангелами. За 30 дней ангел предсказал ему кончину. И. был похоронен в каменной раке в основанной им церкви. В правление имп. Константина VI (780-797) и его матери Ирины мощи И. были перенесены в Амасию епископом этого города Феофилактом. По мнению болландистов, И. скончался ок. 790 г., а перенесение мощей состоялось в 808 г., но в тексте греч. стишного Синаксаря указан 6300 г., т. е. 792/3 г. В визант. календарях память И. празднуется 4, 5, 6 марта, 7 и 10 мая. Ист.: BHG, N 2174k; ActaSS. Mart. T. 1. P. 455-456, 886-887; PG. 117. Col. 340; SynCP. Col. 505, 512, 515-517, 661, 673-674; ЖСв. Март. С. 129-131; Νικδημος. Συναξαριστς. Τ. 4. Σ. 38-41. Лит.: Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 64, 66, 138; Т. 3. С. 94-95; Ησχιος//ΘΗΕ. Τ. 6. Σ. 89-91; Janin R. Esichio il Taumaturgo//BiblSS. Vol. 5. Col. 90; Σωφρνιος (Εστρατιδης).Αγιολγιον. Σ. 169; Aubert R. Hésychius (9)//DHGE. T. 24. Col. 297. Э. П. А. Рубрики: Ключевые слова: АЛОНИЙ (IV-V вв.), египетский подвижник (пам. 4 июня и в Соборе всех преподобных отцов, в подвиге просиявших)

http://pravenc.ru/text/674928.html

36) металлич коробка, в которой оказалось: a) 11 наполеондоров, b) сверток с надписью: «31 нап Быковой. 1893 г.», в коем и было найдено только 25 наполеонов, c) конверт с золотыми крестами, d) разные конверты и бумаги, между которыми оказались следующие денежные: e) долговые расписки г. Филимона от 15 февраля 1894 г. на 75 наполеонов, f) конверт с надписью: «24 ½ напол – жертва Марфы Афанасьевны на трапезу в Горней», каковая сумма действительно оказалась, g) конверт с надписью: «100 руб. кред бил сестры милосердия Богородской», в коем денег не оказалось, h) пакет с 3 рублями от Никольского, i) долговая расписка Николая Халеби 780 на 20 наполеонов, j) долговая расписка Елевферия Азиадиса (?) на 10 наполеонов, k) долговая расписка архимандрита Герасима на 100 рублей, l) долговая расписка Д. Вышемирского на 40 рублей, m) долговая расписка Ивана Степанова на 25 рублей, n) долговая расписка Иерусалимской Патриархии на 100 турецких лир на имя Безмогорычной, о) долговая расписка Вяхирева на 10 рублей, р) долговая расписка Чашникова на 15 наполеонов, q) долговая расписка Ел. Ваксмут на 250 рублей, г) пакет на имя Веры Безкопылиной, в коем оказалось 102 рубля (примеч. на полях: выдан) и s) 2 векселя банкира Валеро на 400 турецких лир (примеч.: израсх о. Арсений), 37) деревянный выдвижной ящик кассы, в коем оказалось: 40 старинных четвертаков, 59 двугривенных, 36 полуимпериалов, 3 трехрублевых золотых монеты, 2 золотых австрийских монеты в 12 франков каждая, 5 трехрублевых платиновых монет, 33 пятиалтынных, 1 польская старинная монета, 9 серебр монет в 75 коп. каждая, 5 монет в 30 коп. каждая, 4 старинные полтинника, 55 серебр пятаков, 38) кожаный комплект с запискою: «Жертва схимонаха Памвы 50 нап на постройку Елеонского купола», в коем действительно оказалось 50 наполеонов, 39) пакет с надписью: «Свечная сумма за февраль 1894 г. 250 руб.», в коем оказалось 250 руб., 40) кресты и звезды свв. Владимира и Анны, и серебр медаль Археологического Общества, 41) пакет на имя г-жи Кадышевой 781 , в коем найдены 2 долговые расписки,

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

Едва ли древнерусские книжники и читатели не замечали выявленных параллелей, слушая синаксарные чтения в храмах за утренним богослужением и зачитываясь ими при свете свечи или лучины в домах. Думается, что они могли бы увеличить перечень подобных параллелизмов, зная хорошо жития святых. Но подобные вещи нашим предкам говорили об ином. Святой подвижник, их современник, своими подвигами и святой жизнью достиг такого духовного совершенства, как и вышеназванные великие подвижники – всем известные преподобные Антоний, Варлаам, Сергий... Академик Д. С. Лихачев говорит об особенностях древнерусских произведений: «Было бы неправильно усматривать в литературном этикете русского средневековья только совокупность механически повторяющихся шаблонов и трафаретов... Все дело в том, что все эти словесные формулы, стилистические особенности, определенные повторяющиеся ситуации и т. д. применяются средневековыми писателями вовсе не механически, а именно там, где они требуются» (28, с. 90). «Перед нами творчество, а не механический подбор трафаретов – творчество, в котором писатель стремится выразить свои представления о должном и приличествующем, не столько изобретая новое, сколько комбинируя старое» (28, с. 91). Наибольшее количество сходных мест из жития преподобного Александра, выявленных И. Яхонтовым , приходится на житие преподобного Сергия, игумена Радонежского. Это позволяет нам думать о наибольшей духовной близости благодатного облика Свирского отшельника к подвижнику на горе Маковец. Преподобный Сергий, по выражению службы, «пустыню яко град соделав, в ней множество монахов собрал.., славити многопетую Троицу» (36, с. 629). Множеством учеников и почитанием Живоначальной Троицы прославился и преподобный Александр Свирский . Отмечается, что он имел также большое значение для развития северорусского монашества (39, 16, с. 545). Первый, кто обнаружил подвизавшегося в одинокой келье подвижника, был боярин Андрей Завалишин, ставший затем его первым учеником. «Рассказ пустынника о своих аскетических подвигах произвел глубокое впечатление на душу боярина. Он заставил Андрея задуматься над своей судьбой и позаботиться о высших интересах своей жизни» (7, с. 2). Как и преподобный Александр, он принял постриг в Валаамской обители, а позднее на берегу Ладожского озера устроил монастырь в честь святителя Николая (18, с. 621–622) 4 . После того, как А. Завалишин нашел место подвигов Преподобного, сюда стали приходить желавшие подвизаться в иноческих трудах. Среди них духовно выросло множество подвижников. Наиболее полно они перечислены в «Настольной книге священнослужителя» (38, т. 3, 780) и в статье В. Русака (55, с. 20, 21). О некоторых других сподвижниках Свирского угодника мы узнаем из различных книг и житий.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Svir...

Лит.: Биогр. словарь профессоров и преподавателей имп. С.-Петербургского ун-та за истекшую 3-ю четв. века его существования: 1869-1894. СПб., 1896. Т. 1. С. 371-380; Альманах современных рус. гос. деятелей. СПб., 1897. Т. 2. С. 963-964; В. В. Латышев: Кр. очерк 25-летней лит. деятельности его, 1878-1903. СПб., 1903; В. В. Латышев: К 30-летию его учено-лит. деятельности//Гермес. СПб., 1908. Т. 3. 17. С. 454-456; Список трудов В. В. Латышева, сост. по поводу 30-летия его учено-лит. деятельности, 1878-1908. СПб., 1908; Афанасьев Н. И. Современники: Альбом биографий. СПб., 1909. Т. 1. С. 154-156; Мат-лы для биогр. словаря действ. членов Имп. АН. Пг., 1915. Ч. 1. С. 413-428; Биогр. словарь лиц, окончивших курс Петроградского историко-филол. ин-та/Под ред. В. В. Латышева. Пг., 1917. Ч. 1. С. 91-107; Жебелев С. А. В. В. Латышев (29 июля 1855 - 2 мая 1921)//ВВ. 1926. Т. 24. С. 105-110; Успенский Ф. И. Памяти акад. В. В. Латышева//Изв. АН СССР. Сер. 6. 1926. Т. 20. 9. С. 577-584; Ельницкий Л. Памяти акад. В. В. Латышева//ВДИ. 1946. 4. С. 166-167; Мат-лы к списку трудов акад. В. В. Латышева//Там же. С. 167-169; Шкляев Н. П. Выдающийся рус. эпиграфист акад. В. В. Латышев//УЗ Казан. ун-та. 1952. Т. 112. Кн. 5: История. С. 117-151; Значение работ акад. В. В. Латышева для изучения античной истории//ВДИ. 1955. 4. С. 3-9; Тюменев А. И. В. В. Латышев и история Херсонеса//Сов. арх. 1958. Вып. 28. С. 15-32; Удальцова З. В. Византиноведение в СССР после Великой Октябрьской социалистической революции: 1917-1934//ВВ. 1964. Т. 25. С. 29-30; она же. Советское византиноведение за 50 лет. М., 1969. С. 9, 38-39, 127, 139; Курбатов Г. Л. История Византии: Историография. Л., 1975. С. 120, 141; Fonki B. L., Poljakov F. B. Schiksale der byzantinischen Philologie in Russland im 20. Jh.//La Filologia Medievale e Umanistica Graeca e Latina nel Sec. XX: Atti del Congresso Intern. R., 1993. Vol. 2. P. 780-781, 788, 795; Тункина И. В. В. В. Латышев: Жизнь и ученые труды (по мат-лам рукописного наследия)//Рукописное наследие рус. византинистов в архивах С.-Петербурга/Под ред. И. П. Медведева. СПб., 1999. С. 172-288.

http://pravenc.ru/text/2463189.html

http://www.kirzhach33.com/forum/38-1742-1 Находящаяся на восточной окраине Киржача, на кладбище, церковь построена в 1846 г., в стиле позднего классицизма. Здание церкви сложено из кирпича на известковом растворе. Строителем церкви, по праву, считается Калмыков - владелец кирпичного завода в деревне Корытово. Храм представляет двусветный четверик, увенчанный ротондой, с небольшой трапезной и трёхъярусной колокольней под шпилем. Храм привлекает простотой, намоленностью, в нем чувствуется дух старины, дух наших предков. Первое упоминание о церкви относится к 1562 г. «В погосте за болотом устроилось целое селение, где, при деревянной церкви св. Николая Чудотворца от монастыря были построены: двор попа Евтихея с сыном, двор пономаря, да 19 келий для нищих, питавшихся от церкви Божий, да в сем же погосте был двор слуги Ивана Шешкова, а во дворе жили его люди 3 человека...» - так звучит описание погоста в 1662 г. В 1735 г. священник Никольского погоста просил перенести церковь в подмонастырскую слободу Киржачского монастыря, объясняя просьбу тем, что «...за опасением от воровских людей жить просителям на погосте невозможно, что и напредь сего на том месте церковь Божию и колокола крали, и просителей разбивали, и дворы жгли не по одно время». Просьба была уважена, и в 1736 г. дан указ о переносе храма ближе к городу (ОПИ ГИМ Фонд 195 д. 724) . Но, вопреки указу, по до сих пор неизвестным причинам, церковь осталась на прежнем месте. Вместо деревянной церкви в 1846 г. был построен существующий ныне каменный храм. Престолов в нем три: в холодном (центральном) во имя Святителя Николая чудотворца, в приделах теплых во имя преподобного Сергия Радонежского (южный придел) и во имя святого великомученика Георгия (северный придел). После 1917 г. настоятелем Никольского храма был назначен рукоположенный во священники диакон Благовещенского собора г. Киржача Василий Евгеньевич Молчанов. 14 июня 1934 г. президиум Ивановского облисполкома утверждает постановление президиума Киржачского райисполкома от 19 апреля того же года о прекращении колокольного звона в кладбищенской церкви г. Киржача (ГАИО. Ф. Р-1510. Оп. 1. Д. 392. Л. 21, об.). 2 сентября 1937 г. священник Василий Молчанов был арестован по ложному обвинению в участии в контрреволюционной группе церковников и проведении антисовецкой агитации. После ареста настоятеля храм в Заболотье был закрыт (Фонд 556 опись 3 ед.хр. 780) .

http://sobory.ru/article/?object=04708

Лк.3:25 .  Маттафиев, Амосов, Наумов, Еслимов, Наггеев, Лк.3:26 .  Маафов, Маттафиев, Семеиев, Иосифов, Иудин, Лк.3:27 .  Иоаннанов, Рисаев, Зоровавелев, Салафиилев, Нириев, Лк.3:28 .  Мелхиев, Аддиев, Косамов, Елмодамов, Иров, Лк.3:29 .  Иосиев, Елиезеров, Иоримов, Матфатов, Левиин, Лк.3:30 .  Симеонов, Иудин, Иосифов, Ионанов, Елиакимов, Лк.3:31 .  Мелеаев, Маинанов, Маттафаев, Нафанов, Давидов, Лк.3:32 .  Иессеев, Овидов, Воозов, Салмонов, Наассонов, Лк.3:33 .  Аминадавов, Арамов, Есромов, Фаресов, Иудин, Лк.3:34 .  Иаковлев, Исааков, Авраамов, Фаррин, Нахоров, Лк.3:35 .  Серухов, Рагавов, Фалеков, Еверов, Салин, Лк.3:36 .  Каинанов, Арфаксадов, Симов, Ноев, Ламехов, Лк.3:37 .  Мафусалов, Енохов, Иаредов, Малелеилов, Каинанов, Лк.3:38 .  Еносов, Сифов, Адамов, Божий. Здесь указывается год выступления Христа на общественное служение. «Иисус, начиная Свое служение...» – правильнее: «а Он Сам – о Ком был глас Божий (стих 22) – именно – Иисус, был, при начатии Своей деятельности ( ρχμενος), в возрасте около тридцати лет». Началом служения Христа евангелист Лука очевидно полагает «помазание» Христа Духом Святым во время крещения. Отсюда можно приблизительно указать и год общего летосчисления, в который совершилось это выступление. Как мы уже приняли (см. стих 1), пятнадцатый год правления Тиверия есть 779 от основания Рима. Но Иисус Христос крестился, вероятно, на следующий год по выступлении Иоанна Крестителя, имевшем место в этом 779 году, следовательно, примерно в 780. Отсюда же можно вывести, – опять, конечно, приблизительно, – и год рождения Христа. Отсчитывая от 780-го года лет 30 лет, мы получаем 750 год для рождества Христова. Между тем, наш счет годов от Рождества Христова, основание которому положил монах Дионисий, предполагает, что Христос родился в 752 году – двумя или тремя годами позже против установленного срока. «Лет тридцати». Обыкновенно в этом возрасте, как возрасте полной зрелости, левиты вступали в отправление своей должности ( Числ.4:3, 23 ). «И был, как думали, Сын Иосифов, Илиев».

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

материал книги В. использовался при обсуждении различных вопросов христ. учения об Откровении, Воплощении, эсхатологии, христ. гнозисе, святости брака и др. Книга пророка Варуха часто не отделяется отцами Церкви от Книги пророка Иеремии. Блж. Феодорит , еп. Кирский (V в. по Р. Х.), в своем комментарии на Книгу пророка Иеремии приводит также толкования на текст Книги пророка Варуха (PG. 81. Col. 760-780). В VI в. отдельный комментарий на Книгу пророка Варуха составил Олимпиодор Александрийский (PG. 93. Col. 761-773). Уже во II в. сщмч. Ириней , еп. Лионский, толкует обращение к Иерусалиму в Вар 4. 36-37 и 5. 1-9 как предвосхищение пророчества Иеремии о восстановлении эсхатологического Иерусалима (Adv. haer. V 35. 1-2). В словах Вар 3. 38 о явлении Бога на земле и общении с людьми Ириней видит пророчество о воплощении Логоса (Adv. haer. IV 20. 4, 8). Тертуллиан ссылается на это же место, говоря об откровении Сына Божия в Свящ. истории (Adv. Prax. 16. 3). Согласно Клименту Александрийскому , слова Вар 3. 13 «если бы ты ходил путем Божиим, то жил бы в мире вовеки» учат о благе, к-рое дается знанием (Paed. I 10). На святость христ. брака и необходимость хранить его от осквернения указывают, по Клименту, слова Вар 3. 10 об осквернении Израиля в чужой стране. В IV в. Вар 3. 38 понимается как предсказание о Воплощении Сына Божия и Его жизни среди людей ( Ambros. Mediol. De fide V. 18). Нек-рые места книги используются в полемике с арианством при формулировании правосл. тринитарного вероучения. Свт. Афанасий Великий основывает свою аргументацию, в частности, на словах Иер 2. 13; 17. 12 и Вар 3. 12: если Отец есть «источник премудрости», то говорить, что было время, когда Сына не было, значит утверждать, что «было, когда Источник был сух, без жизни и без премудрости» ( Athanas. Alex. Or. contr. arian. I 19). Более того, Вар 4. 20, 22, где сказано о вечности Бога, свт. Афанасий использует в доказательстве о вечности Сына: Тот, Кто открывает вечного Отца (ср.: Мф 11. 27; Ин 14. 8-9; Евр 1. 3), и Сам должен быть вечным ( Athanas. Alex. Or. contr. arian. I 12). Иларий , еп. Пиктавийский, цитирует Вар 3. 36-38, чтобы показать Божественность Сына и различие между Лицами Св. Троицы, против ариан, к-рые также использовали этот текст как ветхозаветное свидетельство о существовании Бога в одном Лице. Иларий подчеркивает, что слово «Бог» в Вар 3. 36-38 прилагается к Сыну, но не к Отцу, т. к. об Отце не может быть сказано, что Он жил на земле и общался с людьми (De Trinit. IV 42) (см.: Антонин (Грановский) . 1902. С. 72-77). В богослужении

http://pravenc.ru/text/154383.html

Col. 373). В добавлениях к Мартирологу Адона Вьеннского память Е. отмечена под 18 авг., под 8 февр. указано «погребение св. царицы Елены» (Appendix ad S. Adonis Martyrologium//PL. 123. Col. 421, 429). В XVI в. память святой была внесена кард. Цезарем Баронием в Римский Мартиролог (MartRom. Comment. P. 345-346). В Византии почитание Е. получило значительное распространение в правление имп. Константина VI и имп. Ирины (780-797). В отличие от Запада в Византии, на Руси и у юж. славян культ Е. был неразрывно связан с почитанием равноап. Константина. Древнерус. книжники проводили параллели между Е. и кнг. равноап. Ольгой , получившей в крещении имя этой святой. Разд. «Гимнография» см. в ст. равноап. Константин I Великий . Лит.: ActaSS. Aug. T. 3. P. 548-654; Holthausen F. Zur Quelle von Cynewulfs Elene//Zschr. f. deutsche Philologie. Halle, 1905. Bd. 37. S. 1-19; Baring-Gould S., Fisher J. The Lives of the British Saints. L., 1911. T. 3. P. 255-260; Couzard R. Sainte Hélène d " après l " histoire et la tradition. P., 1911; Maurice J. Sainte Hélène. P., 1930; Deichmann F. W., Tschira A. Das Mausoleum der Kaiserin Helena und die Basilika der Hl. Marcellinus und Petrus an der Via Labicana//Jb. d. Deutschen Archäol. Inst. B., 1957. Bd. 72. S. 44-110; Lauer H. H. Kaiserin Helena: Leben und Legenden. Münch., 1967. S. 38-44; Vogt J. Helena Augusta, the Cross and the Jews: Some Enquiries about the Mother of Constantine the Great//Classical Folia. Worcester (Mass.), 1977. T. 31. P. 135-151; Bosch P., van den. S. Helena, nobilissima femina//Clairlieu. 1980. Vol. 38. P. 71-88; Sigal P. Les miracles de Ste. Hélène à l " abbaye d " Hautvillers au Moyen Age et à l " époque moderne//Assistance et assistés jusqu " à 1610: Actes du 97e Congr. nat. des sociétés savantes. P., 1979. P. 499-513; Wankenne A. Constantin et Hélène à Trèves//Les Études classiques. Namur, 1984. T. 52. N 4. P. 313-316; Drijvers J. W. Helena Augusta: The Mother of Constantine the Great and the Legend of her Finding of the True Cross.

http://pravenc.ru/text/189737.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010