И тем не менее в росписях храмов и по сей день стараются соблюдать определенный канонический порядок в размещении духовных сюжетов. Поэтому представляется целесообразным привести здесь в качестве примера один из возможных вариантов композиционного расположения росписей и икон в храме, начиная с алтаря, составленный на основании древних канонических представлений Церкви, нашедших свое отражение во многих дошедших до нас росписях древних храмов. При таком соотношении значений частей храма алтарь с самого начала непременно должен был отделяться от средней части, ибо Бог совершенно отличен и отделен от Своего творения, и с самых первых времен христианства такое отделение строго соблюдается. Более того, оно установлено Самим Спасителем, благоволившим совершить Тайную вечерю не в жилых комнатах дома, не вместе с хозяевами, но в особой, специально приготовленной горнице. В дальнейшем алтарь отделялся от храма особыми преградами и водружался на возвышении. Возвышение алтаря с древности сохраняется до наших дней. Алтарные же преграды претерпели значительное развитие. Смысл процесса постепенного превращения алтарной решетки в современный иконостас состоит в том, что примерно с V-VII веков алтарная преграда-решетка, являвшаяся символом-знамением отделенности Бога и Божественного от всего тварного, превращается постепенно в символ-образ Небесной Церкви во главе с ее Основателем – Господом Иисусом Христом. Это и есть иконостас в его современном виде. Он обращен своей лицевой стороной, иконами, к средней части храма, носящей у нас название церковь , собственно церковь. Совпадения понятий Церковь Христова вообще, весь храм в целом, его средняя часть очень знаменательны и с духовной точки зрения не случайны. Область небесного бытия, которую знаменует средняя часть храма, есть область обоженной твари, область вечности, Царства Небесного, куда стремится в своем духовном пути полнота верующих людей земной Церкви, находящих свое спасение в храме, в церкви. Здесь, в храме, земная Церковь , таким образом, должна соприкасаться, встречаться с Церковью Небесной. В соответствующих молитвах, прошениях, где поминаются все святые, возгласах и действиях богослужения давно было выражено общение людей, стоящих в храме, с теми, кто находится на небесах и молится вместе с ними. Присутствие лиц Небесной Церкви было издревле выражено и в иконах, и в старинной росписи храма. Не хватало до времени такого внешнего образа, который бы выказал, явил собою ясным, видимым способом невидимое, духовное предстательство Небесной Церкви за земную, ее посредничество в спасении живущих на земле. Таким видимым символом, точнее, стройной совокупностью символов-образов, стал иконостас.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

2 . Афон, Константинополь, средняя Россия (Московский край). 3 . Житие (Филофеево) Григория Паламы и его творения, творения Каллиста Патриарха и святого Алексия, жития указанных святых, творения Нила Кавасилы . 3-е поколение 1 . Преподобный Сергий Радонежский, патриарх Каллист и Игнатий Ксанфопулов святитель Стефан Пермский. 2 . Афон, Константинополь, средняя Россия. 3 . Житие преподобного Сергия и летописные сведения о нем; творения патриарха Каллиста и Игнатия Ксанфопулоса, святителя Стефана Пермского и учеников преподобного Сергия. XV век 1-е поколение 1 .Преподобный Кирилл Белоезерский, блаженный Симеон Солунский , преподобные Никон Радонежский, Афанасий Высоцкий, ученики и друзья преподобного Сергия Радонежского. 2 . Северная Россия, Московский край, Афон, Солунь, Константинополь. 3 . Житие преподобного Кирилла Белоезерского; летопись и другие сведения о преподобном Никоне и Афанасии Высоцком; творения блаженного Симеона Солунского . 2-е поколение 1 . Преподобный Пафнутий Боровский, блаженный Марк Ефесский , патриарх Геннадий Схоларий , святитель Иона Московский, преподобный Макарий Калязинский. 2 . Средняя Россия, Константинополь. (Афон.) 3 . Житие преподобного Пафнутия Боровского, творения Марка Ефесского и Геннадия Схолария , житие Макария Калязинского. 3-е поколение 1 . Преподобный Иосиф Волоколамский, преподобный Нил Сорский , святой Нифонт Цареградский. 2 . Северная Россия и Московский край, Афон. 3 . Житие преподобного Иосифа Волоколамского и его творения, творения преподобного Нила Сорского , житие святого Нифонта Цареградского. XVI век 1-е поколение 1 . Преподобный Корнилий Комельский, преподобный Александр Свирский , преподобный Даниил Переяславский, Иаков Новый. 2 . Вологодский край, северная Россия, Афон. 3 . Жития: преподобных Александра Свирского , Даниила Переяславского, Корнилия Комельского и его учеников (см. также Устав преподобного Корнилия Комельского). 2-е поколение 1 . Преподобный Максим Грек ; святые казанские: Гурий, Варсонофий и Герман; ученики Корнилия Комельского: преподобный Геннадий Костромской, Филипп Иранский и др.; святитель Филипп Московский.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Mansuro...

По прибытии в город Псков на железнодорожном вокзале или в аэропорту вас встретит монастырский автобус. Яндекс.Карты Яндекс.Карты Заселение в гостиницу производится в любое приемлемое для вас время. Паломники размещаются в современных, удобных номерах паломнического центра, находящегося в 20 минутах ходьбы от монастыря, либо в номерах монастырской гостиницы, расположенной совсем недалеко от обители. Монастырская гостиница на Октябрьской площади Монастырская гостиница (интерьер) Монастырская гостиница. Вид номера Питание предлагается в уютных монастырских трапезных, открытых ежедневно с 9:00 до 21:00. В них паломник найдет для себя подходящее меню. Это может быть трапезная паломнического центра (средняя стоимость обеда – 300 рублей), «Монастырский буфет» (средняя стоимость – 500 рублей), кафе «Несвятые святые» (средняя стоимость – 900 рублей). Кафе «Несвятые святые» Блюдо из кафе «Несвятые святые» Трапезная паломнического центра ПОЕЗДКИ ПО ПСКОВСКОЙ ЗЕМЛЕ У паломников, остающихся в обители на несколько дней, есть возможность поклониться святыням Псковской земли. Наши гости могут посетить Псковский Кремль, древний Троицкий собор, прогуляться по живописной набережной реки Великой, посетить старинные неповторимые и такие красивые псковские храмы Василия на Горке, Анастасии Узорешительницы, святого Александра Невского, Мирожский монастырь и другие. Псковский Кремль Кафедральный Троицкий собор Пскова (подсвечен) Храм свт. Василия великого на Горке, Псков (объект культурного наследия Юнеско) Мирожский монастырь Хождение по водам. Фреска псковского Мирожского монастыря Изборск, известный в истории с VIII века – город-крепость исторической Руси, сохранившаяся до наших дней. Здесь можно увидеть Никольскую церковь XIV века, грозные крепостные стены и башни, пройти к Словенским ключам, впадающим в незамерзающее Городищенское озеро, по которому и зимой, и летом плавают белые лебеди, подняться к старейшему в России Труворовому городищу и побывать на живописном месте съемок фильма А. Тарковского «Андрей Рублев».

http://pravoslavie.ru/144697.html

Сергей 22 февраля 2011, 11:01 Сергею Прежде чем обвинять других во лжи попробуйте напрячь мозг и уяснить что означает понятие " средняя продолжительность жизни " . На то она и средняя, что один прожил 10 лет, другой - 50 а в среднем оба прожили 30. В 8 годам умирало 90% детей. Сергей 22 февраля 2011, 10:59 Афанасию Что давали то и ели. Еще и за работу, хоть и небольшие деньги, но платили. Тем не менее в современной 140-миллионной России в лагерях сидит больше народу чем в Сталинском 160-миллионном СССР. Сергей 20 февраля 2011, 16:16 Спасибо за статью. Я читал, что вел. кн. был массоном. Теперь понятно откуда " ноги " растут у этой лжи. Мария 19 февраля 2011, 19:29 Спаси Господи за статью! Для меня Великий Князь Сергей Александрович - это великий пример мужества, долга и чести как истинного православного христианина. Я прошу у Бога прощения за дерзость, но в свой синодик я вписала имя Сергея Александровича, моя душа просит этих молитв за него перед Господом и я поминаю его. Фотиния 19 февраля 2011, 00:03 Спасибо редакции за статью. Недавно читала книгу " Подвижники Марфо-Мариинской обители милосердия " (под редакцией протоиерея Александра Шаргунова).Про брак великого князя Сергея Александровича и принцессы Гессенской Елизаветы в этой книге написано, что супруги обещали Богу хранить жизнь девственную.Когда принцессе Елизавете было 11 лет, на ее глазах умер ее младший трех-летний брат (заигравшись упал с балкона), и она первая его взяла на руки.В этот день Елизавета дала обет Богу не выходить замуж.Когда князь Сергей Александрович сделал ей предложение, она рассказала ему о своем обете. На что он ответил " Вот и хорошо. Я и сам решил уже не жениться " . Сергей 18 февраля 2011, 23:38 Сергею: " Какой России? Россия была разная - одна кушала французские булки и купалась в роскоши, а другая вкалывала по 10-13 часов в сутки и все равно вела полуголодный образ жизни в состоянии жуткой антисанитарии. По сведениям царских статистических органов средняя продолжительность жизни в " изобильном " 1913г. составляла 30 лет. Для сравнения в Европах, США и Японии - 50 лет. "

http://pravoslavie.ru/44778.html

    666. Преподаются ли в Православной Церкви Св. Таины также младенцам и малым невинным детям?    В Православной Церкви Св. Таины преподаются и младенцам, и малым невинным детям, если над ними были совершены Таинства Крещения и Миропомазания.     667. Как хранятся Святые Дары, предназначенные для больных?    Святые Дары, предназначенные для больных, хранятся в малом металлическом, обыкновенно серебряном, ковчежце, который помещается в дарохранительнице на св. престоле, в храме.     668. Кто и как носит Св. Дары больным?    Святые Дары носит больным священник, а именно в особой дароносице, которую он несет на груди.     669. Как называется хлеб, употребляемый для освящения и пресуществления в Тело Христово?    Хлеб, употребляемый для освящения и пресуществления в Тело Христово, называется «просфора», что значит по-гречески приношение или жертвенный дар.     670. Освящается ли и пресуществляется в Тело Христово целая просфора?    Целая просфора не освящается и не пресуществляется в Тело Христово, а только ее средняя четырехгранная часть, которая для этой цели вынимается из просфоры.     671. Чем бывает снабжена эта средняя часть, вынимаемая из просфоры?    Эта средняя часть, вынимаемая из просфоры, бывает снабжена печатью.     672. Как называется эта часть просфоры, когда она уже приготовлена для Святой Жертвы?    Эта часть просфоры, когда она уже приготовлена для Святой Жертвы, называется «Агнцем».     673. Почему эта часть просфоры называется «Агнцем»?    Эта часть просфоры называется «Агнцем» потому, что освящается и пресуществляется в Тело Господа Иисуса Христа, Который, как Агнец Божий, снимающий грехи мира, принес Себя в жертву для нашего спасения.     674. Какою печатью снабжен Агнец просфоры?    Агнец просфоры снабжен печатью с изображением креста и греческой надписью «ИИСУС ХРИСТОС НИКА» т. е. «Иисус Христос побеждает».     675. Когда делается оттиск этой печати на просфоре?    Оттиск этой печати делается на просфоре еще перед печением просфоры.     676. Почему в вино, при приготовлении Св. Даров, прибавляется немного воды?

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

  XIV век 1–е поколение 1. Преподобный Максим Капсокаливский, преподобный Григорий Синаит и его ученики; святые сербские: Даниил, Стефан и др.; святой Петр, митрополит Киевский и Московский. 2. Афон, Сербия, Ростов (средняя и северная Россия). 3. Житие Григория Синаита и его творения, житие преподобного Максима Капсокаливского, житие святителя Петра Московского (написанное Прохором Ростовским). 2–е поколение 1. Святитель Григорий Палама, преподобный Сергий Радонежский, святители Филофей и Каллист, патриархи Константинопольские, святитель Алексий, митрополит Московский, преподобный Савва (Афон), Нил Кавасила. 2. Афон, Константинополь, средняя Россия (Московский край). 3. Житие (Филофеево) Григория Паламы и его творения, творения Каллиста Патриарха и святого Алексия, жития указанных святых, творения Нила Кавасилы. 3–е поколение 1. Преподобный Сергий Радонежский, патриарх Каллист и Игнатий Ксанфопулов святитель Стефан Пермский. 2. Афон, Константинополь, средняя Россия. 3. Житие преподобного Сергия и летописные сведения о нем; творения патриарха Каллиста и Игнатия Ксанфопулоса, святителя Стефана Пермского и учеников преподобного Сергия.   XV век 1–е поколение 1. Преподобный Кирилл Белоезерский, блаженный Симеон Солунский, преподобные Никон Радонежский, Афанасий Высоцкий, ученики и друзья преподобного Сергия Радонежского. 2. Северная Россия, Московский край, Афон, Со–лунь, Константинополь. 3. Житие преподобного Кирилла Белоезерского; летопись и другие сведения о преподобном Никоне и Афанасии Высоцком; творения блаженного Симеона Солунского. 2–е поколение 1. Преподобный Пафнутий Боровский, блаженный Марк Ефесский, патриарх Геннадий Схоларий, святитель Иона Московский, преподобный Макарий Калязинский. 2. Средняя Россия, Константинополь. (Афон.) 3. Житие преподобного Пафнутия Боровского, творения Марка Ефесского и Геннадия Схолария, житие Макария Калязинского. 3–е поколение 1. Преподобный Иосиф Волоколамский, преподобный Нил Сорский, святой Нифонт Цареградский. 2. Северная Россия и Московский край, Афон.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=742...

    2 поколение: 1. Святой Григорий Палама, Преподобный Сергий Радонежский, Святые Филофей и Каллист, Патриархи Константинопольские. Святой Алексий, Митрополит Московский, Преподобный Савва (Афон), Нил Кавасила. 2. Афон, Константинополь, средняя Россия (Московский край). 3. Житие (Филофеево) Григория Паламы и его творения. Творения Каллиста Патриарха и Святого Алексия, Жития указанных Святых, Творения Нила Кавасилы.     3 поколение: 1. Преподобный Сергий Радонежский, Патриарх Каллист и Игнатий Ксанфопулос. Святитель Стефан Пермский. 2. Афон, Константинополь, Средняя Россия. 3. Житие Преподобного Сергия и летописные сведения о нем; Творения Патриарха Каллиста и Игнатия Ксанфопулоса, Святителя Стефана Пермского и учеников Преподобного Сергия. XV ВЕК     1 поколение: 1. Преподобный Кирилл Белоезерский, Блаженный Симеон Солунский, Преподобный Никон Радонежский, Афанасий Высоцкий, ученики и друзья Преподобного Сергия Радонежского. 2. Северная Россия, Московский край, Афон, Солунь, Константинополь. 3. Житие Преподобного Кирилла Белоезерского. Летопись и другие сведения о Преподобном Никоне и Афанасии Высоцком, Творения Блаженного Симеона Солунского.     2 поколение: 1. Преподобный Пафнутий Боровский, Блаженный Марк Ефесский, Патриарх Геннадий Схоларий, Святитель Иона Московский, Преподобный Макарий Калязинский. 2. Средняя Россия, Константинополь, (Афон). 3. Житие Преподобного Пафнутия Боровского, Творения Марка Ефесского и Геннадия Схолария, Житие Макария Калязинского.     3 поколение: 1. Преподобный Иосиф Волоколамский, Преподобный Нил Сорский, Святой Нифонт Цареградский. 2. Северная Россия и Московский край, Афон. 3. Житие Преподобного Иосифа Волоколамского и его творения. Творения Преподобного Нила Сорского, Житие Святого Нифонта Цареградского. XVI ВЕК     1 поколение: 1. Преподобный Корнилий Комельский, Преподобный Александр Свирский, Преподобный Даниил Переяславский, Иаков Новый. 2. Вологодский край. Северная Россия, Афон. 3. Жития: Преподобных Александра Свирского, Даниила Переяславского, Корнилия Комельского и его учеников (см. также Устав Преподобного Корнилия Комельского).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

27 Or. ad Pulch. 27:11, 27:19, 27:21–22, 28:18, 36:25, 40:18, 40:26, 43:11, 43:33–34, 45:5–6, 45:10, 47:24, 47:35, 49:1, 52:4–5, 54:1, 55:15, 56:31, 57:6–7, 57:22, 57:29, 58:2–3, 59:3, 59:24–26, 60:30. 28 Or. ad Pulch. 32:5, 32:27, 32:33, 36:35–36, 37:9, 38:37, 43:7, 43:10, 50:6–7, 54:36, 54:13–14, 56:38–57:1. 30 Or. ad Pulch. 27:10, 28:23, 29:11, 29:12, 32:36, 33:27, 33:30, 33:33, 37:16, 38:23, 39:25, 41:2, 41:10, 42:14, 42:22, 42:24, 46:1, 46:32, 47:5, 49:21, 50:9, 56:11, 56:37, 57:1, 57:9, 58:2, 58:7, 61:11. Также, следуя за Евр. 2, 14 , «плоть и кровь» (Or. ad Pulch. 30:23, 30:32–33, 32:26, 33:9, 35:2–3, 41:8). Само вочеловечение Слова и Его искупительные деяния именуется «домостроительством с плотью» (Or. ad Pulch. 33:20, 33:24, 33:30, 34:16, 40:3, 42:1–2, 43:12, 44:25, 45:10, 47:23–24, 49:18–19). Для свт. Кирилла, который опирается в этом на книгу пророка Иоиля ( Иоил. 2, 28 ), «плоть» означает не что иное, как всего че- ловека: Лоуо? усу ove σρζ, τοντστιν νθpornos κατ ye το εκχε ττο τον πνευμα, τς μον Ιπι πσαν σρκα (Or. ad Pulch. 27:32–33; cp.: Or. ad Pulch. 33:33–34, 38:32, 56:4). Впрочем, можно отметить, как некоторую непоследовательность его богословского языка, что в рассуждении против аполлинариетов «плотью» названа только часть человека, отличная от души (Or. ad Pulch. 58:36, 59:1–2). 31 Or. ad Pulch. 27:12, 29:34, 36:33, 37:16, 38:11, 39:1–2, 40:27, 57:8, 58:33. При этом уточняется, что воспринятое тело имеет разумную душу (Or. ad Pulch. 27– 12, 37:16,58:33). 32 O r. ad Pulch. 27:27, 27:32, 28:18, 29:10, 30:4, 30:33, 33:25, 33:34, 37:11, 38:11, 39:23, 39:34,40:12, 41:7,45:32, 46:3, 47:1,47:36, 53:1, 53:23, 54:37, 56:3, 58:33. Однако подчеркивается, что Христос – не обыкновенный ( απλς, φιλς, κοινς ) человек (Or. ad Pulch. 32:24–25, 33:9, 38:17–18, 38:31, 41:28, 43:1, 43:23–24, 43:31, 49:30, 49:32, 59:16). 33 Or. ad Pulch. 37– 10, 38:32, 39:23, 40:25, 55:5. Также «условия человечества», то της νθρωτττητος μτρος (Or. ad Pulch. 28:27, 29:33, 30:7, 31:35, 39:36–37).

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Aleksan...

Отдавая дань традиции, в Великобритании принято отмечать викторианское Рождество с английским печеньем, в Германии 6 декабря, в день святого Николая, детям дарят подарки, во Франции 6 января празднуют день волхвов. В этих условиях всем, кому дороги судьбы наших детей, их физическое и духовно-нравственное развитие, не следует пренебрегать такой формой религиозного и культурного воспитания подрастающего поколения, как летний детский или молодежный православный лагерь. Все сотрудники «Матрешки» надеются на то, что наш опыт может быть полезен для организации детского отдыха не только в Швейцарии или во Франции, но и в других странах мира. Приезжайте к нам следующим летом на Матрешкины каникулы! Разочарованными не уедете! С Ольгой Владимировной Александрэ беседовала Ирина Ахундова Фото предоставлены РДЦ «Матрешка» 31 июля 2009 г. Рейтинг: 8.6 Голосов: 12 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты Комментарии Ирина Ахундова 4 декабря 2015, 03:37 Дорогая редакция, с праздником Введения во храм Пресвятой Богородицы! Поздравляю вас и ваших читателей с новым " лицом " ( " обложкой " ) портала. Содержание всегда было прекрасным и интересным, злободневным и вечным одновременно. Радует и то, что теперь видны не только " лайки " , но и количество просмотров для каждого материала, чего раньше не было. Ради любопытства открыла свои самые первые статьи и обнаружила комментарии за 2012-2013 годы, и так обидно, что не смогла тогда ответить авторам комментариев, ведь были контакты и идеи, куда им обратиться. А так получается, что люди пишут в пустоту. Хорошо бы, чтобы была обратная связь автора с читателями. Это, наверное, хлопотно, но если вопрос можно адресовать автору, то в редакции есть контакты для связи - телефон, почта, страницы в ФБ, ВК и т.д. Буду рада, если смогу в будущем отвечать на вопросы, подобные тем, что тут задали Ирина и Елена. Спасибо за сотрудничеств! С праздником! ирина 7 сентября 2013, 02:48 Много раз в прошлом году пыталась связаться по летнему лагерю с Ольгой Александрэ, но ничего не получалось. Мой вопрос касался работы младшей дочери в таком лагере. Теперь она уже отлично отработала в Болгарии и работает на нашем телевидении. Но в этом году заканчивает университет средняя дочь. Есть ли возможность поработать в этом или подобном лагере ей? Вот где узнать? Мария, это средняя дочь, из многодетной семьи сельского священника ( и один из братьев- священник, а вообще восемь братьев и сестер)заканчивает факультет дефектологии и логопедии ,в первом образовании- медсестра широкого профиля и сестра милосердия с хорошим опытом работы, детский массажист- тоже почти десятилетний опыт. Помимо этого- православный флорист. Хорошо вышивает, в том числе и иконы. г.Сергиев Посад. Или опять пишу в пустоту? матушка Ирина.

http://pravoslavie.ru/31389.html

2. 9. Выводы 4. 3. Представления о материи в сочинениях свт. Григория Богослова 4. 3. 1. Обзор литературы 4. 3. 2. Учение о воскресении и об обожении плоти 4. 3. 3. Онтологический статус материи, телесности и плоти 4. 3. 4. Грехопадение Адама как нарушение меры и порядка созерцания 4. 3. 5. Терминология обновления творения 4. 3. 6. Евхаристический реализм 4. 3. 7. Выводы 4. 4. Представления о материи в сочинениях свт. Григория Нисского 4. 4. 1. Обзор литературы 4. 4. 2. Свт. Григорий и его философское знание 4. 4. 3. Творец и творение – различие природ 4. 4. 4. Разнообразие и гармония материального мира 4. 4. 5. Апофатика в богословии материального мира 4. 4. 6. Отрицательные характеристики вещества 4. 4. 7. Антропология свт. Григория 4. 4. 8. Происхождение зла и его действие в природе человека 4. 4. 9. Древо познания и кожаные ризы 4. 4. 10. Восстановление первичной гармонии 4. 4. 11. Изменения природных стихий в природе 4. 4. 12. Анализ контекстов употребления глаголов «μεταποιω» и «λλοιω» и их производных 4. 4. 13. Анализ употребления глагола «μεταστοιχειω» и его производных 4. 4. 14. Анализ терминологии, использованной для описания воскресших тел 4. 4. 15. Выводы 4. 5. Представления о материи в сочинениях свт. Кирилла Александрийского 4. 5. 1. Обзор литературы 4. 5. 2. Творец и творение 4. 5. 3. Учение о космосе и его частях 4. 5. 4. Анализ употребления термина «λη» 4. 5. 5. Учение о материальной природе человека до и после грехопадения 4. 5. 6. Учение свт. Кирилла о животворящем Теле Христа 4. 5. 7. Евхаристический реализм свт. Кирилла 4. 5. 8. Терминология обновления свт. Кирилла 4. 5. 9. Выводы Глава 5. Представления о материи в ареопагитском корпусе и у преп. Максима Исповедника 5. 1. Сакраментально-антропологический аспект учения о материи в Ареопагитиках 5. 1. 1. Краткий обзор литературы 5. 1. 2. Общие определения и свойства материи, согласно Ареопагитикам 5. 1. 3. Негативные свойства материи 5. 1. 4. Антропологические (нравственно-аскетические) аспекты 5.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_I_Mefod...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010