– Милосердие дает нам видеть в себе образ Божий (41:223). – Человек милостивый – врач души своей (41:223). – Что такое сердце милующее? (48:260) – Как может исполнять заповедь о милосердии безмолвник? (55:308–310) – Примеры милосердия и любви – святые Макарий и Агафон (55:310–311). – При творении милостыни должно иметь и другие добродетели, и особенно – отпускать ближнему согрешения, и кто истинно милостив (56, 343–344; 58:380). – Милостыня приближает сердце к Богу (56:353). – Подавай милостыню с ласковостью и утешением слова (56, 353; 89:509). – Побуждение к творению милостыни без различия достойных и недостойных (56:353–354). – Делая кому-либо добро, не жди от него воздаяния (56:354). – Оставление милостыни ради высшего подвига (56:354). – Посевай милостыню на смирении (57:361). – Бог не принимает милостыни от блудника (57:361). – Человек Божий – тот, кто из милосердия лишает себя удовлетворения необходимых потребностей (57:366). – Кто милует нищего, тот попечителем о себе имеет Бога (57:366). – Кто имеет возможность, тот должен подавать милостыню, а кто не имеет, чтобы дать другому, тому как утешать себя? (57:366) – Возлюби нищих, чтобы через них и тебе улучить милость (57:375). – Милостивый милует всех без различия (58:380). – В чем состоит истинное и совершенное милосердие? (58:380) – Милость Божия к людям (67, 426–427; 71, 444; 90:519–520). – Признак милосердия (сострадательности) – прощение всякого долга (85:488). – Чему уподобляются милосердие и правосудие, соединенные в одной душе? (89:506) – Отношение между милосердием и правосудием (89:506–507). – Милосердие есть печаль, возбуждаемая благодатью (89:506). – Что горсть песку, брошенная в великое море, то же грехопадение всякой плоти в сравнении с милостью Божией (89:507). – Милосердием Божиим превышается правосудие (89:507). Мир (душевный) . Мир души чем достигается? (5, 53:56–57) – Как мысль внезапно переходит от мира к смущению? (46:248) – Лишаясь любви, человек лишается мира (55:329). – Когда человек достигает мира помыслов? (65:420) – Когда и почему мы не можем пребывать в мире? (72:447–448) – Когда на пути своем находишь неизменный мир, тогда бойся, и почему (78:469).

http://azbyka.ru/otechnik/Isaak_Sirin/sl...

Лицо твое всегда должно быть печально, разве когда к тебе придут братья-странники: тогда прими вид радостный (прп. Антоний Великий , 89, 102). Источник. Как развалины вне города служат всем для смрадных нечистот, так душа того, кто лениво и вяло проходит уединенническую жизнь, бывает вместилищем всех страстей и нечистот греховных (прп. Антоний Великий , 89, 105). Источник. Не скучай из-за помыслов, которые нападают на тебя в келье, зная, что Господь никакого труда твоего (ради Его) не предаст забвению: это послужит тебе к преуспеянию и благодать Божия поможет тебе (прп. Антоний Великий , 89, 109). Источник. ...Монах, который несколько дней подвизается и потом послабляет себе, потом опять подвизается и опять нерадит, – такой монах все равно что ничего не делает, и никогда не достигнет он совершенства жизни, за недостатком постоянства ревности и терпения (прп. Антоний Великий , 89, 120). Источник. Оно столько нужно подвижнику, что коль скоро его нет, то и сам он никакой цены не имеет (при. Антоний Великий , 89, 133). ...Боговселенье или жизнь в Боге и есть последняя цель всех подвижнических трудов и верх совершенства (прп. Антоний Великий , 89, 138). Источник. Если демоны будут склонять сердце твое к подвигу, превышающему силы твои, не слушай их... (прп. авва Исаия , 59, 25). Источник. Труды и подвиги сей кратковременной жизни не только хранят нас от согрешений, но и приготовляют душе венцы, еще прежде исхода ее из тела (прп. авва Исаия , 59, 210). Источник. ...Человек, если не удручит подвигами тела своего, то не узрит Божественного света (прп. авва Исаия , 59, 212). Где бы кто ни был, да подвизается везде: венец дается не по месту, а по деяниям (свт. Афанасий Великий , 2, 10). Источник. ...Кто выдержал тысячи подвигов ради добродетели, и для приобретения ее с избытком испытал себя в трудах, тот жив будет до конца... (ср.: Рим. 8, 13 ) (свт. Василий Великий , 5, 309). Источник. Если посвящаем себя чистоте жизни, Бог вспомоществует нам в очищении себя от страстей, усовершая нашу старательность и ревность о добре (свт. Василий Великий , 6, 31). Источник.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году». «... Святейший патриарх Никон, с соизволения государя назвав основанную им обитель Новым Иерусалимом, придал и окрестностям палестинские наименования. Эти наименования сохранились не только в монастыре, но усвоены и по настоящее время народом. Например, бывшее патриаршее село Чернево названо Назаретом; село Никулино, лежащее в версте от него, на севере от монастыря, - селом Скудельничьим; горы на северо-западе от монастыря – Фавором и Ермоном; березовая роща за рекой, на юге от монастыря, против Давидовой бащни, называется Урииным садом; ручей, обтекающий монастырь с трех сторон, - потоком Кедронским; роща на берегах его – садом Гефсиманским; старый развесистый дуб, одиноко стоящий на берегу ручья, - дубом Мамврийским; находящийся под горой колодезь – купелью Силоамской; другой колодезь, на северном скате горы – кладезем Самарянки; роща, находящаяся от монастыря в двух верстах - Рамской рощей; овраг с северо-западной стороны – Иосафатовой долиной; другой овраг с восточной стороны – юдолью плача; наконец, река Истра, обтекающая монастырь, названа Иорданом. ... По указу царей Иоанна и Петра Алексеевичей деревянная ограда вокруг монастыря заменена каменной (1690-1694). Вид ее представляет неправильный шестиугольник; на ней по углам и в середине восемь башен, которые называются именами врат Иерусалимской городской стены, а именно: 1) угловая юго-восточная зовется Гефсиманской; 2) средняя в южной стене – Сионская; 3) угловая юго-западная – Давидова, против которой, за рекой Истрой, наподалеку от берега, находится небольшая березовая рощица, именуемая Уриин сад; 4) средняя на западной стороне, над вратами, называется Елисаветинской, в честь императрицы Елисаветы Петровны (в Иерусалиме нет соответствующих этим врат, также нет и соответствующей башни); 5) угловая северо-западная называется иноплеменничьей; 6) средняя в северной стороне – Варуховой; 7) в той же стене круглая башня называется Ефремовой, под которой вместо тайника был колодезь, а ныне водосточная от Воскресенского собора труба и 8) угловая северо-восточная называется Дамасской. Все восемь башен построены в три этажа, имеют коническую форму, в нижних этажах находятся помещения для кладовых, а в верхних – удобные помещения для жилья. Вокруг всего монастыря, вдоль всей ограды устроена широкая галерея для Крестных ходов».

http://sobory.ru/article/?object=00379

Ум Скудный ум приносит и плоды скудные... (сщмч. Киприан Карфагенский , 63, 89). Источник. ...Ум преобразуется и начертывается по виду воспринимаемого им предмета, когда же сподобится быть в Боге, превысшем образа и вида, тогда и сам бывает необразен и безвиден (сщмч. Петр Дамаскин , 74, 106). ...Как земля, если земледелец не обрабатывает ее, зарастает тернием, и особенно если она хорошего качества; так и ум, если не упражняется в молитве и чтении и не имеет этого своим (непрестанным) делом, – одебелевает и не замечает того. И как земля, хотя идет на нее дождь и светит солнце, не приносит пользы земледельцу, если он не засеивает ее и не охраняет, так и ум без нравственного делания не может иметь ведения, хотя, может быть, и от благодати получил его (сщмч. Петр Дамаскин , 75, 70–71). Боголюбивый и непеременчивый ум есть руководство и путь к Богу (прп. Антоний Великий . 89, 67). Источник. ...Боголюбивый ум есть свет, осиявающий душу, как солнце – тело (прп. Антоний Великий , 89, 68). Источник. Ум не есть душа, но дар Божий, спасающий душу. Богоугодный ум течет впереди души и советует ей презреть временное, вещественное и тленное, а возлюбить блага вечные, нетленные и невещественные, так чтобы человек, живя в теле, умом представлял и созерцал небесное и Божественное. Таким образом, ум боголюбивый есть благодетель и спаситель человеческой души (прп. Антоний Великий , 89, 81). Источник. Слово есть слуга ума. Что хочет ум, то и слово выражает. Ум все видит, даже то, что на небе, и ничто не помрачает его, кроме одного греха. Для чистого же ничего нет неудобопонятного, как для слова его, – неизглаголанного (прп. Антоний Великий , 89, 83). Источник. Орган зрения телесного – глаза, а орган зрения душевного – ум. Как тело, не имеющее очей, слепо: не видит солнца, освещающего всю землю и море, не может наслаждаться светом его, – так душа, не имеющая благого ума и доброй жизни, слепа: не ведает и не славит Бога, Творца и Благодетеля всех (тварей), и войти в наслаждение Его нетлением и вечными благами не может (прп. Антоний Великий , 89, 85). Источник.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Нерадение ...Нерадение наше о познании даров ... привело нас в леность, а леность предала забвению, от которого воцарилось в нас неразумие (сщмч. Петр Дамаскин , 74, 19). ...Нерадивый и беспечный, не имеющий ревности о богоугождении, если падет от искушений диавола, даже не замечает совершенного им греха, потому что сердце его жестко, как камень, и он подобен мулу, усмиренному и заузданному, на которого всякий садится без сопротивления с его стороны. В такого рода людях диавол совершает все свои похоти и свое всецелое растление, и куда хочет влечет каждого из них, пока исполнятся неправды его, и он умрет со стенаниями и плачем (прп. Антоний Великий , 89, 60). Нерадивый походит на дом, развалившийся и брошенный жильцами, – который никакой ни у кого не имеет цены, но отвратителен всем, будто проклятый, как жилище ехидн, скорпионов и зверей; никто о нем не печется, как о развалившемся и запустелом. Таково состояние нерадивого! Позаботьтесь хранить ревность и никогда не отлагайте ее, чтоб не подпасть под власть врага (прп. Антоний Великий , 89, 60). Постоянное и искреннее приноси покаяние, – и ни на одну минуту не предашься нерадению и лености (прп. Антоний Великий , 89, 106). Источник. Не дадим места в сердцах наших нерадению, дабы зависть (врагов) не отлучила нас от Бога... (прп. авва Исаия , 59, 53). Убегай нерадения, дабы не подвергнуться печали во время воскресения праведных (прп. авва Исаия , 59, 91). Пока нерадит человек о себе самом, дотоле думает в сердце своем, что он друг Божий (прп, авва Исаия , 89, 332). Любовь к Богу прогоняет нерадение, а бесстрашие возбуждает его (прп. авва Исаия , 89, 350). Горе нам, что, оставя божественные молитвы и чтения с размышлением, иждиваем дни наши в пустых мечтаниях и празднословиях! (прп. авва Исаия , 89, 437). Смотрите, никто да не будет нерадив, потому что пришествие Христово внезапно, как страшная молния (прп. Ефрем Сирин , 30, 55–56). Источник. Малое нерадение рождает грех, и малая трезвенность отвращает великий вред (прп. Ефрем Сирин , 30, 151). Источник.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Исидор Пелусиот , 62, 48–49). Если хочешь неосужденно принимать похвалу от людей, сперва возлюби обличение о грехах своих (прп. Марк Подвижник , 69, 14). Источник. Есть обличение по злобе и мщению, и есть другое , по страху Божию и истине (прп. Марк Подвижник , 89, 524). Переставшего грешить и уже кающегося не обличай более. Если же по Богу, как говоришь, хочешь обличать его, то прежде открой перед ним свои грехи (прп. Марк Подвижник , 89, 524). Лучше с благоговением (благожелательно) молиться о ближнем, нежели обличать его во всяком согрешении (прп. Марк Подвижник , 89, 531). Источник. Мужа сильного не обличай в тщеславии, но лучше укажи ему на тяготу будущего бесчестия, ибо этим способом разумный удобнее восприемлет обличение (сам в себе)(прп. Марк Подвижник , 89, 533). Того, кто не состоит в подчинении тебе, не обличай в проступке в лицо, ибо это дело более власти, чем совета(прп. Марк Подвижник , 89, 556). Источник. Не берись обличениями врачевать того, кто хвалится добродетелями, ибо один и тот же не может быть и любителем показности, и любителем истины (прп. Марк Подвижник , 89, 560). Источник. Кто исправляет брата своего в клети своей, тот исцеляет собственный свой порок. А кто обвиняет кого-либо пред собранием, тот увеличивает болезненность собственных своих язв. Кто втайне врачует брата своего, тот явною делает силу любви своей. А кто стыдит брата перед глазами друзей его, тот показывает в себе силу зависти. Друг, обличающий тайно, – мудрый врач, а врачующий перед глазами многих в действительности есть ругатель (прп. Исаак Сирин , 58, 396–397). Источник. Обличение из зависти – ядоносная стрела (прп. Исаак Сирин , 58, 414). Источник. Никого не обличай, не поноси, даже и крайне худых пожизни своей (прп. Исаак Сирин , 58, 415). Источник. Если кто отвергает от себя праведное или неправедное обличение, тот отвергается своего спасения, а кто принимает оное со скорбию или без скорби, тот скоро получит прощение согрешений (прп. Иоанн Лествичник , 57, 40). Источник. ...Никто язв своих не видит так хорошо, как видит их ближний; и потому мы обязаны не себе приписывать исцеление наше, но ближнему, и Богу воздавать благодеяние о здравии (прп.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Зло Ходящие в невинности и простоте будут сильны против всякого зла и соблюдутся в Жизнь Вечную (св. Ерм , 94, 165). Если же кто не знает, какое желание или какое разумение должно оставить, то да испытывает всякое дело и всякое разумение удалением и воздержанием от него, и что приносит беспокойство и при исполнении своем наслаждение, а при возбранении огорчение, то худо. И его надобно презреть, прежде нежели оно в нас замедлит, ибо иначе придется потрудиться, чтобы победить его, когда уже почувствуется от него вред. Это говорю о всяком деле и о всяком разумении, без которых мы можем быть живы телом и благоугодить Богу (сщмч. Петр Дамаскин , 74, 24). Если человек решится исправиться и начнет избегать всякого зла, вооружившись против него подвигами – плачем, сокрушением, воздыханиями, постом, бдениями, бедностью и многими к Богу молитвами, – то Господь по Своей благодати поможет ему и от всех душевных страстей избавит его (прп. Антоний Великий , 89, 50). Как огонь сожигает большие леса, когда понебрежешь о нем, так злоба, если допустишь ее в сердце, погубит душу твою, и тело твое осквернит, и много принесет тебе неправых помышлений; возбудит брани, раздоры, молвы, зависть, ненависть и подобные злые страсти, отягчающие самое тело и причиняющие ему болезни (прп. Антоний Великий , 89, 56–57). Сживающиеся со злом никогда не будут в числе бессмертных (т. е. блаженным бессмертием) (прп. Антоний Великий , 89, 65). Источник. Причина... всех зол есть заблуждение, прелесть и неведение Бога (прп. Антоний Великий , 89, 67). Бог не есть виновник зла. Он даровал человеку разум, способность различать добро, и зло, и самовластие; злые же страсти рождаются уже от нерадения и беспечности людей. Отнюдь невиновен в них Бог. По свободному выбору воли демоны сделались злыми, равно как и большая часть людей (прп. Антоний Великий , 89, 79–80). Источник. Зло приражается к естеству, как ржавчина к меди и грязнота к телу. Но как не медник произвел ржавчину и не родители грязноту, так не Бог произвел зло. Он даровал человеку совесть и разум, чтоб избегал зла, зная, что оно вредно для него и готовит ему муку. Смотри же внимательно, увидев какого счастливца в силе и богатстве, ни под каким видом не ублажай его, прельщен будучи демоном. Но тотчас смерть да будет у тебя пред глазами, и никогда не возжелаешь ты ничего худого, или житейского (прп. Антоний Великий , 89, 80). Источник.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Вместе с церковью или рядом с ней строится колокольня. На ней вешаются колокола. Посредством звона верующие созываются в храм на молитву и дается знать, что совершается в храме. В великие праздники (в Пасху) и в царские дни, в знак духовной радости, звон бывает в течение целого дня. Примечание. Дети должны знать о своем приходском храме. Внутреннее расположение храма Внутри храм, как и скиния Моисеева, разделяется на три части: Храм 1) притвор Скиния 1) двор 2) средняя часть 2) святилище 3) алтарь 3) святое святых Притвор Притвор – первая часть храма. В древнее время в притворе стояли оглашенные. Это те люди, которые не приняли еще св. крещения, a только готовились к этому таинству, учились вере Христовой не по книге, а с голоса (по-славянски с гласа), почему и называются оглашенными. В притворе же стояли тяжкие грешники, которым на некоторое время запрещалось входит в самый храм. Средняя часть храма Средняя часть храма – для молящихся – устраивается просторнее притвора и алтаря. От алтаря она отдляется иконостасом. В. Что называется иконостасом? О. Каменная или деревянная стена, в которой помещаются святые иконы. В иконостасе трое дверей: по средине – царские врата, с правой стороны – южные, а с левой – северные. Царские врата называются так потому, что чрез них таинственно во Святых Дарах проходит Сам Царь славы Господь. На царских вратах изображаются – Благовщение Божией Матери и четыре евангелиста: Матфей, Марк, Лука, Иоанн. В иконостасе с правой стороны царских вратъ ставится икона Спасителя, a по левую – Божией Матери. Рядом с иконой Спасителя помещается икона святого, в честь которого сооружен храм; над царскими вратами – икона Тайной вечери. Входит чрез царские двери могут только лица получившие благодать священства, – епископы, священники и диаконы. На сверных и южных дверях по большей части изображаются св. диаконы, напр., архидиакон Стефан, Лаврентий, или архангелы Гавриил, Михаил и др. Иконостасы устраиваются в нсколько ярусов или рядов, в которых поставляются иконы Спасителя, Божией Матери, двунадесятых праздников, пророков, апостолов и различных святых. По средине на самом верху иконостаса, по большей части поставляется Распятие Господа Иисуса Христа с предстоящими Богоматерью и св. Иоанном Богословом.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

С западной стороны находилась у собора большая паперть, построенная одновременно с ним самим, «которая после сделана была трапезою» (Кратк. описание), то есть которая из сеней к церкви чрез поставление в ней икон обращена была потом в заднюю часть самой церкви. По причине, должно думать, ветхости она была разобрана в 1780–1781 годах. В Кратком летописце Троицкого монастыря под 1621 годом читается: «того же лета у великия церкви Успения Пречистыя Богородицы верхи (куполы, или главы) устроены белым железом и киоты верхние над олтарем (арки, или полукруглые некоторые углубления снаружи) подписаны». В описи монастыря 1641 года читается: «церковь Успения Пречистыя Богородицы камена, о пяти верхах, главы обиты немецким железом, и на середней главе крест золочен, а четыре креста обиты немецким железом». Между 1754 и 1758 годами средняя глава была позолочена червонным листовым золотом. Тогда же вместо первоначальной фронтонной была устроена четырехскатная кровля. В 1806 году глава эта вся покрыта медью и вызолочена так же, как кровля на Троицком соборе, а в 1807 году меньшие четыре главы покрыты были голубою краскою и украшены медными разной величины вызолоченными звездами. В середине XIX века четыре боковые главы выкрашены в белый цвет и покрыты разной величины медными золочеными звездами, средняя же глава по-прежнему была золоченая. В XX веке, уже по возвращении Успенского собора Церкви, он был отреставрирован и приобрел практически первоначальный вид – на кровле восстановлены полукруглые фронтоны, средняя глава вызолочена, а боковые покрашены синей краской и украшены медными золочеными звездами. В 1781 году, после того как разобрана была паперть собора, сделано было вместо нее нынешнее западное крыльцо с надписью на фронтоне: «Ведомому Богу». В 1836 году собор был обложен понизу диким камнем. Особую торжественность внутреннему убранству собора придает огромный пятиярусный резной иконостас начала XVIII b. с иконами XVII b. и два прекрасных бронзовых паникадила работы Оружейной палаты (XVII b.).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

В настоящее время храм является действующим. СТРУКТУРА ХРАМА Церковь Цроми – крестово-купольное здание с четырьмя свободно стоящими устоями и хорами в западной части. Купол расположен в центре и определяет развитие и размер всех частей здания. От купола расходятся четыре рукава креста под двускатными крышами, определяя таким образом основную форму здания. Двум вытянутым за пределы среднего квадрата рукавам креста (восточному и западному) приданы с юга и севера небольшие выступы под самостоятельными односкатными крышами. Фундамент двусложный: верхний уровень, до глубины 65 см от уровня земли, возведен из рваного камня и булыжника на известковом растворе, а нижний – до глубины 1 м 25 см – на растворе глины. Здание имеет цоколь: по восточному фасаду цоколь состоит из трех ступеней, по западному ясно открыта одна ступень. Церковь выстроена из правильных квадров чисто тесаного песчаника. Швы кладки идут непрерывными параллельными линиями по всему зданию, еще более подчеркиваясь фасками. На некоторых квадрах камня видны знаки каменотесов – это или буквы древнегрузинского заглавного письма асомтаврули, или особые знаки (пятиконечная звезда, крест, шестиконечная снежинка, дуги, солярный символ, андреевский крест, заключенный в квадрат, другие графические знаки). Реже знаки высечены на камнях, украшенных орнаментом. Сопоставление знаков выявляет их схожесть с аналогичными в Джвари и Атени Сиони, кроме того, имеются совсем новые. Восточный фасад делится на три части: две боковые, низкие и гладкие, заканчивающиеся наклоном односкатных кровель, в каждой прорезано удлиненное окно в середине; и высокая средняя часть, заканчивающаяся фронтоном, соответствующая алтарю церкви. Средняя плоскость, в свою очередь, поделена аркатурой на три части, где каждая рака охватывает нишу – глубокие боковые и среднюю плоскую. В глубине боковых треугольных ниш имеется по паре колонок с гладкими капителями и маленькими базами. Узкая соединительная полоса между колонками покрыта узором «елочка». В конхах ниш сохранились остатки лучеобразной разрисовки. Плоская средняя ниша охватывает большое окно алтаря: боковые ее стороны покрыты до начала арки ленточным плетением в три полосы, охваченным маленьким валиком.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/4...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010