31 Это иллюстрируют две недавно вышедшие книги: Aksionov-Meerson М. The Trinity of Love in Modern Russian Theology. Quincy, IL, 1998; Tataryn M.I. Augustine and Russian Orthodoxy. Lanham, MD, 2000 33 См. предисловие А.М. Пентковского к англоязычному изданию «Откровенных рассказов» (Mahwah, NJ, 1999) и статьи в журнале «Символ» (Paris. 1992. на которых оно основано. 34 Об отношении Соловьева к Риму см.: Everitt М. Vladimir Solovjev: А Russian Newman?//Sobornost/ECR 1:1, 1979. Р.23–38. 40 Strémooukhof D. Vladimir Soloviev and His Messianic Work. Trans. Elizabeth Meyendorff. Belmont, МА, 1980. Р.49. В сноске Стремоухов предполагает, что это было кнорровское издание: Rosenroth К. Kabbala Denudata. Frankfurt, 1677–1684. «Хороший каббалистический источник для тех, кто не знает еврейского» (Strémooukhof D. Vladimir Soloviev. Р.343, n.14). 42 Kornblatt J.D. Divine Sophia: The Wisdom Writings ofVladimir Soloyov. Ithaca; London, 2009. Р.271. 43 Видение России, схожее с изречением старца Зосимы: «Но спасёт Бог людей своих, ибо велика Россия смирением своим» (Достоевский Ф.М. Братья Карамазовы. СПб., 2017. С.363). 44 ОзначенииэтогодляСоловьевасм.: Smith О. Vladimir Soloviev and the Spiritualization of Matter. Boston, МА, 2011. Р.147–162. 54 Более детальное рассмотрение источников, использованных Соловьевым для понимания премудрости, см.: Kornblatt J.D. Divine Sophia ... 58 Kornblatt J.D. Divine Sophia... Р.53; Федотов Г.П. Русская религиозность. Ч.1: Дохристианское язычество. М., 2001. С.24–25. 60 Выражение, вынесенное в подзаголовок замечательной биографии Аврил Пайман. См.: Pyman А. Pavel Florensky: А Quiet Genius: The Tragic and Extraordinary Life of Russiás Unknown da Vinci. London, 2010. 69 См.: Florensky Р. The Pillar and Ground of the Truth/Trans. B.Jakim. Princeton, NJ, 1997. P.XII. 70 Эти соображения об антиномии опираются на доклад, прочитанный мной на семинаре в честь доктора Аврил Пайман в Пушкинском Доме, где отмечалась публикация её книги о Флоренском и её восьмидесятый день рождения. – 12 мая 2010г.

http://azbyka.ru/otechnik/Endryu-Laut/so...

Епархиальное училище не оставалось в стороне от церковной жизни города, сочувственно отзываясь на все добрые начинания. С началом Первой Мировой войны преподаватели училища и сами епархиалки жертвовали немало средств в пользу больных и раненых воинов.Так, в сентябре — декабре 1914 года в пользу Красного Креста во Введенской домовой церкви было собрано 25 руб. 3 коп., а в Епархиальный Комитет помощи беженцам осенью 1915 года был перечислен 1% от жалованья всех должностных лиц училища: за сентябрь — 14 руб. 47 коп., за октябрь — 20 руб. 70 коп., за ноябрь — 17 руб. 83 коп. С 1 сентября 1914 года из жалованья всех преподавателей и должностных лиц Епархиального Училища удерживалось 2% жалованья на устройство лазаретов для больных и раненых воинов. До 1 августа 1915 года было собрано 343 рубля 40 коп., из которых половина была передана в комитет местного духовенства по устройству лазарета, а другая половина отправлена в Петроград для устройства лазарета Преподобного Серафима Саровского от учебных заведений Российской империи. 128 рублей было отослано в Петроград в Комитет Великой Княжны Татьяны Николаевны для оказания помощи пострадавшим от военных бедствий. Кроме того, за это же время было собрано добровольных пожертвований 499 рублей для местного вольского лазарета, устроенного учительской организацией города. Епархиалки, возглавляемые преподавательницами З. А. Афонской, Л. П. Ворониной, П. Э. Метцгер регулярно дежурили в учительском лазарете как сиделки. Воспитанницы участвовали в проведении благотворительной лотереи, устроенной Вольской Городской управой, продавали на благотворительных базарах свои рукоделия. В действующую армию вольские поповны отослали немало посылок с бельем, чаем, сахаром, табаком, мылом, карандашами и бумагой. В связи с началом Первой Мировой войны новое здание училища было отдано военным. Занятия в 1915-1917 годах проходили в две смены в здании церковно-приходской школы при Покровской церкви. В сентябре 1917 года пришлось отложить на неопределенное время занятия в младших классах. В декабре училищная казна оказалась полностью опустошенной. С начала 1918 года воспитанниц стали вызывать только на консультации и экзамены. 1918 год стал последним учебным годом не только для Саратовских епархиальных училищ. Перестали существовать все духовные школы России.

http://sobory.ru/article/?object=38050

И, тем не менее, несмотря на эти, весьма красноречивые факты, раздаются голоса, пытающиеся возвести Власова в ранг национального героя. Американский политолог Ю. Лайен, в книге “Наши секретные союзники” писал: “Для многих его имя стало знаменем. Они уверены, что когда-нибудь ярлык предателя будет снят с его памяти, и он займет свое место среди великих героев свободного русского духа”. Однако, как говорят в народе, “черного кобеля не отмоешь добела” даже с помощью “секретных союзников”. Делать из Власова героя — это попытка с явно негодными средствами. Безусловно, не все американцы так думали, или думают. Были и есть порядочные люди, которые придерживаются иной точки зрения. Капитан американской армии, к которому в мае 1945 года попал Власов, сказал ему: “Велл, господин генерал, теперь для вас все кончено! К сожалению, вы напрасно меняли хозяев и поставили на темную лошадку!” В заключение приведем авторитетное мнение великого американского писателя, лауреата Нобелевской премии, Эрнеста Хемингуэя, который с оружием в руках сражался против фашизма: “Когда люди борются за освобождение своей родины от иностранных захватчиков,.. то, глядя на их жизнь, и борьбу, и смерть, начинаешь понимать, что есть вещи и хуже войны. Трусость хуже, предательство хуже, эгоизм хуже”. К. Воробьев. Это мы, Господи!.. М. Художественная литература. 1987 г . стр.80. Д. Лехович. Белые против красных. Москва “Воскресенье”. 1992 г . стр. 343. Н. Коняев. Власов. Два лица генерала. М. «Вече» 2003 г . с. 317, 318. И. А. Плиев. Кавалерия в боях за столицу. Сборник Провал гитлеровского наступления на Москву. М. Наука 1966 г . стр. 253,254. А.В. Горбатов. Годы и войны. Москва, Военное издательство 1980 г . Стр.191,192. А.А. Керсновский. Философия войны. Из книги Философия войны. Издательский центр «АНКИЛ — ВОИН» М. 1995 г . стр. 69,70. Прот. Глеб Каледа. Записки рядового. Альфа и Омега 2 Москва, 2002 г . стр. 318, 319. Н. Коняев. Власов. Два лица генерала. М. «Вече» 2003 г . с. 14. Из Положения о медали.

http://pravmir.ru/beznravstvennyj-oblik-...

Швеция (см. также: Свеаланд), шведы (см. также: ёты, свей, свигии) 20, 55, 62, 123–124, 123–124, 129–130, 130, 132, 133, 139–140, 139, 143, 145–146, 145–146, 150–151, 268, 270, 283 Шлезвиг, г. и еп-во в Дании (см. также: Хедебю) 128, 128, 140, 271 Шлей, зал. на юге Ютландии 128, 140, 143 Шлухзе, населенный пункт в Швабии 189–190 Шомодьвар (Шомодь), г. в Венгрии 166 Шпре (Спрева), лев. приток Хафеля 30 Штаде, г. и гр-во на сев. Саксонии 33, 340, 341 Штаденская марка (ошибочно) 189, 190 Штайн, г. в Австрии (на Дунае, напротив Маутерна) 294, 294, 333, 335 Штайр, г. в Австрии 288 Штедедорф, имение в Сев. Саксонии 339 Штендаль, г. на вост. Саксонии 219 Штирия (Штирийская марка, Штирийское герц-во) 288, 288–290, 359 Шумава, см. Чешский лес Эгер, г. и еп-во в Венгрии, на Сред. Тисе 224, 365 Элк, р. в бассейне Нарева 317 Эльба (Лаба), р. 26, 28, 41–43, 42, 66, 74, 125, 126, 128–129, 219, 232, 235, 272, 298, 340–341 эльзасцы, насельники Эльзаса, обл. на левобережье Верх. Рейна 215 Эльсдорф, г. на сев. Саксонии 338–340, 339 Энинген, замок в Швабии 189, 189–190 Энс, г. в Австрии, при устье р. Энс 33, 288–290, 288–290, 293–294, 331, 331, 334, 334 Энс, прав, приток Дуная в Австрии 29, 29, 31–33, 290, 294, 333–334, 334 Эпир, историческая обл. на вост, побережье Адриатики 248 Эстергом, г. и архиеп-во в Венгрии 88, 290–291, 332, 332, 357, 363 Эстеръётланд (Вост. Гаутланд), обл. в Швеции 123 Эстония (Эстланд), эсты 143, 146, 146, 148, 343 эсты, как общее назв. нар. Вост. Прибалтики 143, 143 Этиль, тюркское назв. Волги (см.) 354 Эфиопия 148–149 Юж. Буг, р. 30 Юлин, см. Волин Юмна, см. Волин Юрьев, г. под Киевом, на р. Рось (ныне не существует) 59 Ютландский перешеек 128 Ютландия (Ютландский п-ов), юты 140, 141, 143, 143 Явдертим, обл. в земле печенегов 68 яковиты (как этононим) 222 Ярославское Поволжье 29 ятвяги, балтский племенной союз между Зап. Бугом и Неманом 52, 70, 85, 300, 312–313, 317–318 Alemura, обл. неустановленной локализации на польско-немецком пограничье 52 Attorozi, этноним неопределенной идентификаци 27

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

208 Ер. 37, 2/Thiel A., (ed.) Epistulae Romanorum Pontiftcum genuinae et quae ad eos scriptae sunt a S. Hilario usque ad Pelargium II. Vol. I: A S. Hilario usque ad S. Hormisdam ann. 461–523. Braunsberg, 1868; repr. Hilde- sheim/N.Y., 1974. P. 451–452. 213 Doens Ir. Bibliographie de la Sainte Montaine de l " Athos//Le millénaire du Mont Athos, 963–1063: Etudes et mélanges. Chevetogne, 1964. Vol. II. P. 337–483. 214 Ševenko I. Two Varieties of Historical Writing//Ideology, Letters and Culture in the Byzantine World. London, 1982. P. I. 215 О Никоне см.: Doens I. Nicon de la Montagne Noire//Byz. 1954. 24. P. 131–140; Nasrallah J. Un auteur antiochien du 11e siècle, Nicon de la Montagne Noire (vers 1025 – début du XIIe s.)//POC. 19. 1969. P. 150–161; Solignac A. Nicon de la Montagne-Noire//DSp 11, cols. 319–320 и дальнейшую библиографию, приложенную к этим трудам. 217 Mateos J. Typikon; id. La psalmodie variable dans le rite byzantin//Societas Academica Dacoromana, Acta philosophica et theologica. Vol. 2. Rome, 1964. P. 327–339; id. Quelques problèmes de l " orthros byzantin//POC. 1961. 11. P. 17–35, 201–220. 219 Упомяну только то, что относится к богослужениям суточного круга: Арранц М. Как молились; Arranz M. Heures; id. Le sacerdoce ministériel dans les prières secrètes des vêpres et des matines byzantines//Euntes docete. 24. 1971. P. 186–219; Id. Etapes; id. Les prières presbytérales de la Pannychis» de l " ancien Euchologe byzantin et la Panikhidá des défunts//OCP. 40. 1974. P. 314–343, 41. 1975. P. 119–139; id. Les prières presbytérales de la Tritoektî de l " ancien Euchologe byzantin//OCP. 1977. 43. P. 70–93, 335–54; id. Les prières prebytérales des matines byzantines//OCP. 1971. 37. P. 406–436 ; 38. 1972. P. 64–115; id. Les prières presbytérales des Petites Heures dans l " ancien Euchologe byzantin//OCP. 1973. 39. P. 29–82; id. Les prières sacerdotales des vêpres byzantines//OCP. 1971. 37. P. 85–124; id. L " office de l " Asmatikos Hesperinos (vêpres chantées) de l " ancien Euchologe byzantin//OCP. 1978. 44. P. 107–130, 391–412; id. L " office de l " Asmatikos Orthros ( " matines chantées») de l " ancien Euchologe byzantin//OCP. 1981. 47. P. 122–157; id. L " office de la veillée nocturne dans l " Eglise grecque et dans l " Eglise russe//OCP. 1976. 42. P. 117–55, 402–425; id. Uspensky. P. 83–113, 169–195 (перевод на английский предшествующего труда); id. Typicon. О песенном последовании см. также: Hannick C. Etude sur l " akolouthia asmatikê (avec quatre figures)//JÖB. 1970. 19. P. 243–260; Strunk O. Office. Полная библиография данной темы: Taft R .F. Bibliography.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/stat...

Письмо А. И. Жадовской 28 : «Не нужно Вам изъяснять, сколь много приятно мне письмо Ваше, из котораго узнал о вожделенном здравии Государыни Императрицы и чрез которое, как чрез светлое окно, посмотрел в светоносный круг возлюбленнаго Царскаго семейства» (ДЧ. 1868. Ч. 1. 4. С. 292). 23 июня. Письмо наместнику Лавры архимандриту Антонию (Медведеву): «За угощение странных благодарю Вас, Отец Наместник, только за то не благодарю, что Вы скупитесь за меня и подвергаете ...искушению жаловаться на мою скупость. Булкам надлежало быть крупнее. Тогда в случае нужды и пополам разделить было бы не так скудно» (Письма преподобному Антонию. С. 196. 233). 24 июня. Служение литургии и молебна, произнесено Слово в Успенском соборе в день рождения императора и великой княжны Александры Николаевны (МВ. 1839. 51. с. 343). Письмо матери: «Желаю Вам, Милостивая Государыня Матушка, добраго пути. Братцу желаю облегчения, также и невестке. А всех Вас прошу благодушествовать в уповании на милосердие Божие» (Письма. 1882. С. 34–35. 397). 25 июня. Произнесение Слова в неделю 6-ю по Пятидесятнице: «Верующаго поучать вере не значит ли учить ученаго и не излишний ли это труд? Так может показаться при поверхностном сличении слов, но не так при основательном разсмотрении дела. И ученому нужно возобновлять приобретенныя познания, и приобретать новыя, одним словом, учиться: ибо иначе надлежит опасаться, что и познанное потемнено будет забвением и, остановясь, он отстанет от науки, которая непрестанно идет вперед. Подобным образом, или еще и более, нужно верующему непрестанно поучаться вере, и умозрительно, и деятельно: ибо иначе надлежит опасаться, чтобы и засветившийся в сердце свет веры, без благоразумнаго наблюдения и поддержания, не погас, подобно светильникам известных в притче дев юродивых» (Сочинения. Т. 4. С. 101). 26 июня. Присутствие на годовых экзаменах по Закону Божию в Московском коммерческом училище: задавал вопросы учащимся и преподал им наставление (MB. 1839. 85. С. 622). Письмо A. Н. Муравьеву: «Позвольте доложить, что мы с Святославским худы несколько меньше, нежели Вы думаете. И я не столько плох, чтобы ему позволить распечатывать что-нибудь поступающее ко мне, и он не столько дерзок и безчестен, чтобы распечатывать чужия письма, и перечищать числа. Вот в чем дело: мы, по старому веку, не привыкли на челе письма, над почтительными или дружелюбными воззваниями, ставить число, как будто клеймо на лбу преступника; а всегда ищем числа там, где в старину писывали, и где можно написать наверное: дано или писано, т. е. на конце письма. Тут не нашел я числа, и сказал Вашему родителю, что его нет, а потом когда еще раз стал читать письмо, чтобы отвечать, тогда уже увидел, что число на письме есть. Теперь простите. Надобно покончить дела на дорогу, а у меня кружится голова от того, что сегодня по утру служил в Симонове, а после обеда был на другом конце Москвы на экзамене в Коммерческом училище» (Письма. 1869. С. 70–71. 51).

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Hondzins...

Познание правды Божией рождает страх будущего суда «Познание правды Божией», которая всякому воздаст по делом и требует, чтоб грех без наказания не оставлен был, приводит в страх суда Божия, в истинное покаяние и сокрушение за грехи, яко со Пророком убеждаемся смиренно молитися Богу: «не вниди в суд с рабом Твоим, яко не оправдится пред Тобою всяк живый» ( Пс. 142, 2 ). Отводит от греха, яко правда Божия, за грех казнь наводит на грешника; и приводит в познание грехов, яко когда наказуемся, долженствуем правду признавать и прославлять: «Праведен еси, Господи, и прави суди Твои!» ( Пс. 118, 136 ) (3:74–75). Размышление о суде возбуждает в человеке страх (5:72, см. СУД БОЖИЙ, 1020). Страх суда рождается через истинное покаяние (5:97, см. СОВЕСТЬ , 960). Страху Божию БЛАГОДАТЬ научает Не имеет человек от себе страха Божия, Божия благодать научает его страху Господню, представляя ему пред сердечныя очи Божие величество, всемогущество, вездесущие, и всеведение, и тако увещавает его опасно и со страхом жительствовать, в словах, делах и мыслях всякаго греха берещися, яко тем Бог прогневляется, и человек согрешающий милости Божия лишается, и везде и всегда обращаться так пред вездесущим и всевидящим Богом, как дети обращаются пред отцем своим, и раби пред господином своим, и подданные пред царем своим, и ничего непристойнаго не смеют делать. Откуда таковая богобоящаяся душа везде и всегда, тайно и явно, пред людьми и без людей, вне и внутрь, опасно поступает и всякаго бережется зла. Страхом бо Божиим окружаема и содержима, неподвижима бывает ни на какое зло (4:343). Страх Божий рождается от веры (3:29, см. ВЕРА , 146). В том, который во Христа сердечно верует и толикую милость Божию в сердце своем чувствует, последует неотменно: страх Божий (2:72, см. ВЕРА, 135). Страх Божий в душе рождается через слово Божие (4:70, см. СЛОВО БОЖИЕ , 908). Страх от испытания сердца рождается (5:160, см. ИСПЫТАНИЕ , 421). Страх суда Божия-самое большое испытание для веры (3:21, см. ВЕРА, 149).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/s...

Если обращение Филиппа и принадлежность его к христианству сомнительны, то спрашивается: каким образом могло возникнуть и сложиться предание об известном случае в Антиохии? Неандер и за ним проф. Чельцов указывают некоторые нити, руководясь которыми можно дойти до разъяснения вопроса, но все же этого недостаточно. Нельзя ли предположить, что, интересуясь христианством и ценя его высокое достоинство, государь, будучи в Антиохии, хотел действительно посетить редкостное зрелище — празднование христианами Пасхи, и в самом деле пришел в храм, но, узнав от епископа, что язычникам не позволяется быть в христианском храме, безмолвно оставил богослужебное место христиан? А отсюда, конечно, могли возникнуть слухи о том, что император желал молиться вместе с христианами, но должен был отказаться от этого намерения как человек, недостойный по своим преступлениям участвовать вместе с лицами высоких нравственных требований — христианами.    Евсев. VI, 36. Письма Оригена к Филиппу до нас не сохранились, но их еще читали в V веке, как свидетельствует об этом Викентий Лиринский, который замечает, что они написаны были «достойно христианского учителя» (Christian! magisterii auctoritate. См.: Vinzentii Commonitorium. P. 343. Edit. Valusii).    Aube. Les Chretiens. P. 238.    Contra Celsum. Lib. VI, cap. 28. Фирмилиан около 256 года говорит о longa pax (длительном мире). — Inter epp. Cypriani, 75. Edit. Marani. Ср.: Евсев. V, 16 ad fin.    Ibid. Lib. VIII, cap. 70.    Harnack A. Gallienus: Herzog. Encykl., Bd. IV. S. 736.    Грамота в Египет послана в 261 году, а сам закон о христианах появился в 260 году.    Gorres. Die Toleranzedicte des Kaisers Gallienus    Он имел в своих руках Иллирик и соседнюю Фракию и, вероятно, Египет, но имел ли в своем распоряжении Сирию с Палестиной, не видно. См.: Trebeltius Pollio. In XXX tyrannis, cap. 12 (В Hist. Augusta).    Harnack. Gallienus: Herzog. Encykl. Bd. IV. S. 736—738.    Herzog. Encykl. Bd. IV. S. 737.    Евсевий свидетельствует (IX, 2), что христиане любили пользоваться усыпальницами как местами для церковных собраний.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Представляется, что, несмотря на скептицизм некоторых исследователей, сообщения христианских авторов о гонении Домициана не могут не иметь под собой реальной почвы. Однако остаётся открытым вопрос о его причинах, характере, масштабах и результатах. Проще всего ответить на вопрос о причинах. В самом общем виде они в науке давно сформулированы так: асоциальный (разумеется, с точки зрения власти и большей части общества) образ жизни христиан; кроме того, их обвиняли в атеизме, детоубийствах и практиковании ими чёрной магии. У Домициана к этому присоединялись дополнительные соображения: стремление императора укрепить традиционную римскую религию, в особенности её сравнительно молодую часть – императорский культ, которому он придавал особое значение 340 . Кроме того, в первое время существования христианства оно обычно рассматривалось властями как течение внутри иудаизма, «религии дозволенной» (religio licita), что имело для новой религии и положительную, и отрицательную сторону. В данном случае отрицательная заключалась в том, что после взятия в 70 году по Р.Х. римскими войсками Иерусалима и разрушения храма Яхве иудеи были обязаны выплачивать взнос (дидрахму, что примерно равно двум денариям), который они раньше ежегодно платили в пользу храма, в виде налога на них в специально образованную государственную казну – fiscus Iudaicus. Налог взимался очень жёсткими мерами, вплоть до того, что «уклонисты» подвергались медицинскому осмотру с целью установить, действительно ли они не обрезаны и, следовательно, иудеями не являются 341 . Если христиане, среди которых в I веке было немало евреев, отказывались платить налог на том основании, что они не являются адептами иудаизма, власть вполне могла обратить на них своё неблагосклонное внимание 342 . Определение масштаба антихристианских репрессий Домициана является одним из наиболее трудных вопросов, и в науке он до сих пор решается по-разному. Так, ещё в середине позапрошлого века немецкий автор курса лекций по истории Церкви утверждал: «Гонения на христиан, как такового, мы при нём не находим, однако он приказал казнить нескольких христиан» 343 .

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

56 См. напр. о проявлениях всемогущества Божия у Гекатея (Müller. I, 31), у Ксанфа (ibid. р. 37), у Гелланика (ibid. р. 47) и др. 57 О правосудии Божием, наказующем не только людей, но и второстепенных богов (напр. Ермия , Эскулапа) см. напр. у Гелланика (Müller. I, 63), у Ферекида (71. 81. 85. 91. 95. ibid.), у Ксанфа (ibid. I, 38), у Ферекида (ibid. 72. 90 и др.). 58 См. напр. весьма яркими красками начертанную картину сего в более подробном, нежели Геродотов, рассказе Ксанфа Лидийского о спасении богами Креза, за его благочестие и по молитве его, от сожжения на костре в плену у Кира. Müller. I, 40–42. Сн. Герод. I, 87. 60 Срав. напр. еще случаи, описываемые в I, 159; VII, 178 и др. его истории. В этом смысле Зевс называется хранителем (ρειος) в VI, 68 (срав. у Ферекида то же наименование в Müller. I, 75) и т. п. 65 VII, 46, причем по-гречески это место читается так: ϑες γλυν γεσας τν ανα, т. е. «Бог, дав вкусить сладкого века» (а в общем залоге γεω значит и «вкусить испробовать»). 67 Проф. Мищенко, Рационализм Фукидида в истории Пелопоннесской войны, ч. I, стр. 343–344. Киев, 1881. 70 Так напр. Гекатей объясняет миф о цербере (собаке, стерегущей вход в преисподнюю), предполагая в последнем змея, ядом своим умерщвляющего людей (fragm. 346), – миф о посылке Иракла на остров Эрифию в Океан относит к ближайшим в Греции местностям, (fragm. 349) и т. д. (Müller. I, 27). Подобное же можно видеть и у Гелланика (Müller, I, 45, 399). 71 Подробный текст этой истории мы будем цитовать по изданию Didot. Parisiis, 1869; русский же перевод будем иметь в виду проф. Мищенко в двух томах. Москва, 1887–1888. 72 По более точным исследованиям, Анаксагор изгнан был из Афин в 465 году, следовательно тогда, когда Фукидид был еще в младенческом возрасте. 73 Срав. также и о том же чумном времени во II, 47: «сколько люди ни молились в храмах, сколько ни обращались к оракулам и подобным средствам, все было бесполезно: наконец, под тяжестью бедствия, люди оставили это». 75 Подразумевается вода священного источника при святилище Делийском, которой беотяне пользовались только при священнодействиях, но которую афиняне употребляли как обыкновенное питье.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010