13. Средневековая культура К Оглавлению На рубеже античного и средневекового мира складывается патристика — корпус христианского вероучения, оформленный отцами Церкви — Августином (354- 430), Иеронимом (342-420), Амвросием Медиоланским (339-397), Григорием I Великим (540-604). До Возрождения (нач. XIV в.) средневековая культура определялась церковно-религиозной идеологией. Церковь и церковная идеология служили высшей санкцией всех сторон жизни обитателей средневековой Западной Европы. Основой религиозного мировоззрения средневековья являлась схоластика. Средневековое вероучение оформлялось разработками и сочинениями богословов, среди которых особенно знаменитым был Ансельм Кентерберийский (1033-1109). Он родился в Пьемонте (Италия). Ученый монах, первый схоласт, он становится архиепископом Кентерберийским (главой английской христианской церкви). Ансельм рассматривал веру, как обязательную основу рационального знания («верую, чтобы понять»). Он разработал онтологическое доказательство бытия Бога. Ансельм учил, что от веры следует переходить к познанию. В своих сочинениях «Pros logium» («Прибавление к рассуждению») и «Monologium» он обосновал бытие Бога из случайности конечного, Троицу — на основании разума. Ансельм дал догматическое обоснование учения об определении и искуплении. Как архиепископ, он вел борьбу с английскими королями Вильгельмом I и Генрихом I за инвеституру и отстаивал в этой борьбе позиции папы Григория VII. В 1720 г. папа Климент XI причислил Ансельма Кентерберийского к католическим вероучителям. Крупным представителем схоластики являлся Пьер Абеляр (1079-1142). Он был профессором Парижского университета и одним из его основателей. Учение Абеляра пронизано рационализмом. Условием веры он рассматривал разум. По Абеляру церковное предание, догматика должны пройти испытание разумом. Он считал, что только Священное Писание и церковные таинства не нуждаются в проверке разумом. В сочинении «Да и нет» Абеляр сопоставлял цитаты из сочинений отцов Церкви, выявляя их противоречивость. Вся система учения Абеляра не была принята официальными теологами. Особенно яростными оппонентами Абеляра выступили Бернар Клервоский и папа Иннокентий III. Учение Абеляра было осуждено на соборах в Суассоне (1121) и Сансе (1140). Трагические перипетии свой судьбы Абеляр описал в сочинении «История моих бедствий». Последние двадцать лет жизни Абеляр провел в монастыре.

http://sedmitza.ru/lib/text/441061/

Комментарии Женевской Библии на 2-е послание Петра Введение Автор Автором данного послания назван Симон Петр (1,1). Автор говорит о предстоящей ему смерти в выражениях, схожих со словами Иисуса Петру (1,14; ср. Ин. 21,18.19 ); он также называет себя непосредственным свидетелем преображения Иисуса (1,16–18; ср. Мф. 17,1–8 ); в тексте можно усмотреть указания на связь между этим посланием и Первым посланием апостола Петра (3,1). Хотя в христианской литературе конца I начала II вв. встречаются цитаты из Второго послания апостола Петра, автор его не установлен столь достоверно, как в случае Первого послания Петра или других новозаветных книг. Ориген (ок. 185–253 гг. по Р.Х.) первый определенно приписал это послание Петру, но отметил, что были сомневавшиеся в его подлинности. Евсевий Кесарийский (ок. 260–340 гг. по Р.Х.) причислял послание к книгам, чье авторство подвергается сомнению, а Иероним Стридонский (ок. 342–420 гг. по Р.Х.), хотя и отмечал разногласия относительно его подлинности, но считал, что стилистическое отличие его от Первого послания Петра объяснимо: у апостола были разные помощники. Послание признавали подлинным и каноничным такие влиятельные отцы церкви IV в. по Р.Х., как Афанасий Александрийский , Кирилл Иерусалимский , Амвросий Медиоланский и Августин Иппонский, а также церковные соборы конца IV в. в Иппоне и Карфагене, что обеспечило ему место в новозаветном каноне. Вопреки утверждению, содержащемуся в самом послании, против авторства апостола Петра высказывались возражения. Наиболее существенные из них отсутствие древних его подтверждений и позднее признание церковью его подлинности, стилистические отличия от Первого послания апостола Петра и очевидное использование эллинистической религиозно-философской терминологии. Предполагалось, что Второе послание будто бы было написано более поздним автором, оставшимся неизвестным, который приписал свое сочинение хорошо известному лицу, чтобы придать ему авторитетность. Хотя некоторые из этих замечаний заслуживают серьезного внимания (особенно отсутствие древних свидетельств и вопрос стиля), не стоит преувеличивать их значения: ни одно из них не является неопровержимым аргументом против авторства апостола Петра.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

Нашествие германских племен кимвров и тевтонов на Рим 58–50 гг. до Р.Х. Войны Юлия Цезаря в Галлии 50 гг. до Р.Х «Записки о Галльской войне» Юлия Цезаря 9 г. н.э. Победа германцев над римлянами в Тевтобургском лесу 98 г. н.э. «О происхождении германцев и местоположении Германии» Тацита 165–180 Маркоманские войны III–VI вв. Великое переселение народов 284–305 Правление императора Диоклетиана 306–337 Правление императора Константина I Великого Медиоланский (Миланский) эдикт Константина и Лициния Первый Вселенский собор в Никее 325–375 Правление Германариха в Остготском королевстве Основание Константинополя 330–390 Архиепископ Константинопольский святитель Григорий Богослов Указ Константина о прикреплении колонов к земле 339–397 Архиепископ Медиоланский святитель Амвросий 342–420 Епископ Стридонский блаженный Иероним 350–407 Архиепископ Константинопольский святитель Иоанн Златоуст 354–430 Епископ Иппонский блаженный Августин Приход гуннов в Северное Причерноморье Победа вестготов над римлянами при Адрианополе 379–395 Правление императора Феодосия Великого Эдикт Феодосия Великого о кафолической вере Второй Вселенский собор в Константинополе Разделение Римской империи на Западную и Восточную 395–408 Правление Аркадия в Восточной Римской империи 395–423 Правление Гонория в Западной Римской империи 408–525 Философ Боэций Взятие Рима вестготами во главе с Аларихом 418–507 Вестготское королевство в Южной Галлии 425–455 Правление Валентиниана III в Западной Римской империи 435–453 Правление короля гуннов Атиллы 439–534 Вандальское королевство в Северной Африке 451 июнь 15 Разгром гуннов на Каталаунских полях («Битва народов») Разграбление Рима вандалами Традиционная дата падения Западной Римской империи 480–550 Аббат Бенедикт Нурсийский 481–511 Правление короля франков Хлодвига Создание франкского королевства (битва при Суассоне) 486–751 Династия Меровингов во Франкском королевстве 493–526 Правление короля остготов Теодориха Нач. VI в. Оформление «Салической правды» франков 527–565

http://sedmitza.ru/lib/text/441106/

1 Слово «соборный» в приложении к посланию встречается в первый раз у Аполлония, писателя II века (цитируемого церковным историком Евсевием), который сообщает известие, что один монтанист, по имени Фемистон написал, в подражание апостолу Иоанну, соборное послание. Не ясно, в каком смысле употребляется здесь слово «соборный», но несомненно видно, что еще тогда послание Иоанна (Первое) называлось Соборным. 2 Климент Александрийский (? — до 215) — христианский богослов. 3 Ориген (ок. 185 — 253 254) — христианский богослов, философ. — Ред. 4 Дионисий Александрийский (?-ок. 264) — глава христианской школы в Александрии. — Ред. 5 Евсевий Кесарийский (ок. 263—339) — римский церковный писатель, епископ Кесарии. — Ред. 6 Здесь и далее даются ссылки на текст данного толкования. — Ред. 7 Здесь автор приводит свидетельства раннехристианских писателей и богословов: Климент Римский (I в.) — апостол от 70-ти, христианский епископ в Риме (вероятно, третий после апостола Петра); Ерм (конец I в.) — апостол от 70-ти; Ириней Лионский (ок. 130 — ок. 200) — святитель, христианский богослов, епископ Лиона; Тертуллиан (ок. 160 — после 200) — христианский богослов и писатель; Дидим Александрийский (Слепец) (ок. 313—398) — христианский богослов; Иероним (ок. 342—420) — преподобный, христианский писатель и богослов; ему принадлежит латинский перевод Библии (Вульгата). — Ред. 8 Конец 17-го стиха по-церк.-слав.: «...у Негоже несть пременение, или преложения стен». — Ред. 9 Любопретися (церк.-слав.) — любить спорить. — Ред. 10 Папий Иерапольский (ок. 60—130)- епископ Иераполя. — Ред. 11 Евсевий. Церковная история. II, 15. 12 Как бы посредством теней, неясных очертаний. — Ред. 13 Теней. — Ред. 14 Когда-то (с церк.-слав.). — Ред. 15 Насильно, принужденно (церк.-слав.). — Ред. 16 Шерстью (церк.-слав.).— Ред. 17 Далее автор приводит свидетельства раннехристианских писателей и богословов: Варнава — апостол от 70-ти, епископ Медиоланский, Кипрский; священномученик; Игнатий Богоносец (ок. 35 — ок. 107) — христианский святой, мученик; епископ Антиохийский; Иустин Философ и Мученик (ок. 100 — ок. 166) — христианский писатель; мученик; Киприан Карфагенский (?—258) — христианский писатель и богослов; священномученик. — Ред.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3666...

Церковь Благовещения (Назарет) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Церковь Благовещения над источником Пресвятой Богородицы в Назарете также известна также как греческая православная церковь Архангела Гавриила. Построена на Святом источнике, к которому приходила за водой Дева Мария, и у которого совершилось явление ангела, сказавшего: «Радуйся, благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами». Источник Пресвятой Богородицы находится в крипте храма в отдельном притворе с устроенным над ним престолом. Над престолом находится чудотворная икона " Благовещения у кладезя " . Относится к Назаретской митрополии Иерусалимской Православной Церкви. В Назарете существует два древних храма, посвященных Благовещению. Второй - католический. Содержание История [ править править код ] Первый храм на этом месте был основан в IV веке во время правления императора Константина. По свидетельству блаженного Иеронима (342—420) , в годы его жизни в Палестине (с 380 гг. до самой кончины) в Назарете существовало два храма, посвященных Благовещению: один на месте Благовещения Архангелом Гавриилом и другой, где жило Святое семейство. Эти свидетельства подтверждает в своем рассказе «о Святых местах» (около 670 г.) западный паломник Аркульф, сообщивший о церкви на месте дома, находящегося рядом с источником и в котором воспитался Господь Иисус Христос, и о церкви, построенной над домом, в котором произошло Благовещение. Также эти сведения сообщает в одноименном сочинении (около 720 г.) Беда Достопочтенный . Западный святой Виллибальд (около 723—726 гг.) свидетельствует о двух церквях, добавляя при этом, что со стороны сарацин были покушения разрушить церковь над источником. Однако впоследствии мусульмане разрушают храм, и в воспоминаниях западного паломника Зефульфа, посетившего Святую Землю в 1102—1103 гг., сам Назарет описывается опустошенный сарацинами, а источник окружен только колоннами и плитами. О «круглой церкви» на этом месте, украшенной колоннами и мрамором, свидетельствует игумен Даниил — русский паломник, посетивший Святую Землю в 1106 году, причем теперь он к источнику приурочивает первое Благовещение, не упоминая о доме Иисуса рядом с ним, а дому Пресвятой Богородицы — только место второго Благовещения.

http://azbyka.ru/palomnik/Церковь_Благов...

Епархии Польской Православной Церкви HTML-koд для вставки на сайт или в блог: Епархии Польской Православной Церкви Список епрархий ППЦ с указанием правящих архиереев Варшавско-Бельская митрополия Кафедра: Варшава Собор Св. Марии Магдалины Правящий архиерей: Митрополит Варшавский и всей Польши Савва Род. 15.04.1938. Тезоименитство 12 (25) января Хиротония 25.11.1979. На кафедре с 12.05.1998. Канцелярия митрополита: Al. Solidarnosci 52, 03-402 Warszawa тел./факс. (022) 619-08-86 Викарные епископы: Георгий, епископ Семятицкий Белостокско-Гданьская епархия Кафедра: Белосток Правящий архиерей: Иаков, епископ Белостоцкий и Гданьский Род. 22.10.1966. Тезоименитство 5 ноября Хиротония 11.05.1998. На кафедре с 30.03.1999. Канцелярия епископа: ul. Sw. Mikolaja 3, 15-420 Bialystok; тел./факс: (085) 742-40-88 Секретарь: прот. Миколай Подолец Викарные епископ: Григорий, епископ Супраский Род. 4.12.1964 Тезоименитство: 25 января (7 февраля) Хиротония 12.05.1998. Лодзинско-Познаньская епархия Кафедра: Лодзь Правящий архиерей: Симон, архиепископ Лодзинский и Познаньский Род. 12.08.1936. Тезоименитство 10 (23) мая Хиротония 26.11.1979. На кафедре 31.07.1981. Канцелярия архиепископа: ul. Narutowicza 46, 90-135 Lodz; тел.: (042) 633-41-69 Перемышльско-Новосондеткая епархия Кафедра: Санок Правящий архиерей: Адам, архиепископ Перемышльский и Новосондетский Род. 14.08.1926. Тезоименитство в Неделю Праотцев Хиротония 30.01.1983. На кафедре c 30.11.1983. Канцелярия архиепископа: Zamkowa 16, 38-500 Sanok; тел.:(013) 46-306-81 Секретарь: прот. Ян Антонович 38-500 Sanok; Kochanowskiego 19/5 тел.(013) 46-410-04 Вроцлавско-Щецинская епархия Кафедра: Вроцлав Правящий архиерей: Иеремия, архиепископ Вроцлавский и Щецинский Род. 3.10.1936. Тезоименитство 1 (14) мая Хиротония 13.03.1983. На кафедре с 21.09.1983. Канцелярия епископа: ul. Sw. Mikolaja 40, 50-128 Wroclaw; тел.: (071) 344-69-16; тел./факс.: (071) 344-13-12 Секретарь: Ян Прокопюк ul. Rynek 24, m.8, 50-101 Wroclaw; тел.: (071) 342-07-97 Люблинско-Холмская епархия

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/3...

Канон на плач Богородицы – творение Семиона Логофета (183 об.–195 об.); 21) Пречистей Богородяце Собору (195 об.–203 об.); 22) Сретению Господа Иисуса Христа. (203 об.–211 об.); 23) общий святым чудотворцем Казанским архиепискуму Гурию и епискуму Варсунофию (212–221 об.); 24) Всем Святым (222–236); 25) Святым Отцем иже в Никеи (236–246 об.); 26) мученице Екатерине (246 об.–259 об.); 27) святым апостолам (260–266 об.); 28) певаем по вся дни (266 об.–275 об.); 29) Нерукотворенному Образу (275 об.–286 об.); 30) последование Святыя Купины иже во святей горе Синайстей поется на всякый день, где молния страшная бывает и гром (286 об.–301 об.); 31) трем святителем киевским Петру и Алексею и Ионе (302–310 об.); 32) 12-ти апостолом, нося краегранесие сицево: Христовы почитая мудрыя апостолы (310 об.–320), отличный от находящагося на лл. 260–266 об.); 33) святому Иоанну, духовна поют Златоуста – творение Феофана (320 об.–333 об.); 24) святому Ильи (333 об.–341 об.); 35) трем святителям: Василию Великому , Григорию Богослову и Иоанну Златоусту (342–350 об.); 36) святыя великия Христовы мученицы Парасковеи (350 об.–358 об.); 37) по вся дни общий Всем Святым (358 об.–380), отличный от предыдушаго; в стихирах и тропарях перечисляются имена святых помесячно; на л.л. 377 об.–380 об. Блаженны с апостольским и евангельским чтениями по вся дни; 38) последование утрени в неделю Пасхи (382–395); 39) служба Господу нашему Иисусу Христу в бездождие (396–406); 40) последование второе певаемо Богородици о бездождии, творение Филофея патриарха Константина града (406–420); 41) служба Пресвятей Богородицы ведра деля. Начало по обычаю якоже и в первой службе о бездождии писана назади (420–430); 42) ин канон за бездождие (430–442); 43) канон молебен како подобает пети за творящих милостыню (442 об.–454); 44) канон молебен ко Господу Богу нашему за князя и за люди певаемый в брани против сопостат находящих на ны (455–476); 45) канон молебен Господу Богу Иисусу Христу и Пресвятой Богородицы Матери Господни при разлучении душе от теле вся правоверного (476–486); 46) канон како пети подобает за умершаго (486 об.–495); 47) канон исповедником: Гурию, Самону и Авиву (496–503 об.); 48) канон великомученице Варваре, без начала (504–512).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

бл. Иероним Стридонский (около 342–420), О знаменитых мужах, 18 1300 Фрагмент 11 Да будет же известно, как думали Отцы, что по устроении чувственного мира за гордость и зависть он [диавол] так низвержен, что, говорит апостол, ему вверено было прежнее начальство воздушное ( Еф.6:12 ). И Папий так [говорит] дословно: «Некоторым из них, то есть из прежних Божественных Ангелов, [Бог] дал управлять устроением земли и поручил начальствовать хорошо». И далее говорит: «Вышло так, что назначение их не привело к нужной цели. И извержен был на землю великий дракон, древний змий, называемый диаволом и сатаной, прельщающий вселенную, и ангелы его». св. Андрей Кесарийский , Толкование на Откровение, слово 12, гл. 34 (цит. рус. пер., с. 95, с уточнениями). 1307 Фрагмент 13 Итак, древнейшие из церковных экзегетов – имею в виду философа и современника апостолов Филона, известного (πολς) Папия Иерапольского , ученика евангелиста Иоанна, Иринея Лионского , мученика и философа Иустина, Пантена Александрийского и Климента [автора] Стромат, и их последователей – духовно рассматривали [слова] о рае, относя 1314 [их] к церкви Христовой. В их числе и двое каппадокийцев, во всем премудрые Григории. Все они по таковым причинам говорили, что есть и некий духовный рай. Пс.- Анастасий Синаит , Толкования на шестоднев, 7 1315 Фрагмент 14 Итак, вышеприведенное благословение бесспорно относится ко временам Царства, когда будут царствовать праведные, восстав из мертвых, когда и тварь, обновленная и освобожденная, будет плодоносить множество всяческой пищи от росы небесной и от тука земного. Так и пресвитеры, видевшие Иоанна, ученика Господня, сказывали, что они слышали от него, как Господь учил о тех временах и говорил: «Придут дни, когда будут расти виноградные деревья, и на каждом будет по десяти тысяч 1316 лоз, и на каждой лозе по десять тысяч веток, и на каждой ветке по десять тысяч прутьев, и на каждом пруте по десять тысяч кистей, и на каждой кисти по десять тысяч ягодин, и каждая выжатая ягодина даст по двадцати пяти мер вина. 1317 И когда кто-либо из святых возьмется за кисть, то другая [кисть] возопиет: «Я лучшая кисть, возьми меня; чрез меня благослови Господа». Подобным образом и зерно пшеничное родит десять тысяч колосьев и каждый колос будет иметь по десять тысяч зерен и каждое зерно даст по десять фунтов чистой муки; и прочие плодовые деревья, и семена, и травы будут производить в соответственной сему мере, и все животные, пользуясь пищею, получаемой от земли, будут мирны и согласны между собою и в совершенной покорности людям».

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Preobrazh...

50), но и содержится обширная лакуна, восполняемая др. кодексом того же собрания (Vat. Barber. gr. 592), представляющим собой конволют, 1-я часть которого сохранила недостающие в Vat. Barber. gr. 420 листы. На кодекс Vat. Barber. gr. 592 как на часть автографической рукописи К. А., дополняющей давно известный Vat. Barber. gr. 420, указал Риго (описание этих рукописей см.: Виноградов. 2012). Описание «Глав», данное архим. Симеоном (Куцасом) в исследовании, посвященном К. А. (см.: Koutsas. 1998. P. 79-81), в целом корректно, однако автор, занятый в основном проблемами текстологии «Исихастского утешения», не счел возможным подробно рассматривать различные собрания «Глав», в т. ч. основное, дошедшее до нас в составе Vat. Barber. gr. 420; кроме того, архим. Симеону ничего не известно о рукописи Vat. Barber. gr. 592. (Текстология, взаимное соотношение 3 собраний «Глав» К. А. и основные богословские и аскетические темы, в них затрагиваемые, подробно рассмотрены в статье: Rodionov. 2012.) На базе основного собрания «Глав», с достаточной долей условности именуемого «219 глав» (согласно нумерации, содержащейся в рукописях Vat. Barber. gr. 420 и 592; однако первые 9 «Глав», вероятно, до нас не дошли) и не имевшего четкой композиции, впосл., вероятно самим К. А., была сделана подборка из 115 глав. «115 глав», составляющих 2-е собрание, сохранились в афонской рукописи Ath. Iver. 506 (4626. Fol. 342-388), кон. 60-х - 70-е гг. XIV в. (см. краткое описание кодекса в: Виноградов. 2012). В греч. рукописи произведение озаглавлено просто: «115 глав», однако в слав. традиции XVIII-XIX вв. за этим собранием закрепилось название «Главы о Рае», или просто «Рай». Слав. название объясняется тем, что в качестве 1-й главы в собрании «115 глав» использовано 29-е Слово «Исихастского утешения» - Οτι κα ερημνος παρδεισος εκν το σω νθρπου (О том, что и упомянутый рай - образ внутреннего человека). На л. 342 иверской рукописи внизу находится киноварная надпись: «Ιστον τι τ παρν κεφλαιον, γουν τ α, ξ τρου λγου κρατεται, δι τοτο κα οτως ρχεται» (Пусть будет известно, что эта глава, то есть первая, взята из др.

http://pravenc.ru/text/1320107.html

Даже с латинской Вульгатой, составленной Бл. Иеронимом (342–419 или 420) по поручению римского папы Дамасия I (300–384) в IV в. по Р.Х., дело обстоит несколько сложнее: (29:25) qui timet hominem cito corruet ; qui sperat in Domino, sublevabitur – «кто боится человека, быстро рушится (=терпит крах – ФШК), кто уповает на Господа, укрепится». Здесь первая часть стиха идёт, в целом, в фарватере греческого, хотя Иероним вводит наречие cito «быстро», которого там нет, а вторая – еврейского прототипов. Наконец, классический немецкий (1534 года) перевод  Лютера (1483–1546) весьма своеобразно интерпретирует имеющийся материал – (29:25) Menschenfurcht bringt zu Fall ; wer sich aber auf den HERRN verläßt , wird beschützt : «страх людей ведёт к падению, кто же полагается на Господа, будет защищён» – если сперва переводчик повторяет скорее Вульгату, то во второй части он, по большому счёту, творит сам. Ни на что не похожа византийская традиция: (29:25) σβεια νδρ δδωσιν σφλμα ς δ πποιθεν πι­ τ δεσπτ σωθ­σε­ται – «нечестивость даёт человеку заблуждение (букв.: претыкание), кто же вверился Господу, спасется», и её русская калька, выполненная при Патриархе Никоне (в т.ч. и в издании, увидевшем свет в XVIII в. при Императрице Елизавете Петровне) – (29:25) Heчécmie мýжу даéтъ coблaжhéhie: уповáяй же на Владыку спасéт­ся. Максимально близок (имеющиеся различия носят сугубо стилистический характер) Танаху – (29:25) Timor homi­nis inducit laqueum; qui spe­rat in Domino, sublevabitur: «страх человека ведёт в западню; кто уповает на Господа, укрепится» – т.н. «старо-латинский» (иное название – «древнеиталийский)» извод, сделанный во II в. по Р.Х. в Северной Африке, близкий ко времени окончательного формирования еврейского канона, и который, собственно, и призван был исправить Бл. Иероним. Это – второй факт, заслуживающий пристального внимания. Возможно, в ходе дальнейших исследований выяснится, что «старо-латинский» вариант, считавшийся во времена отцов Церкви, благодаря авторитету Септуагинты, испорченным, на самом деле и в иных случаях точнее передаёт танахический архетип.

http://bogoslov.ru/article/4890191

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010