Степанов И., авт. соч. 15, 02, 122, 265 Степанов, мирянин от Сталинградской епархии 434 Стефан (Проценко), архиепископ 692, 1017 Стефан Яворский (Семен Иванович, 1658–1722), церковный деятель и публицист, местоблюститель Патриаршего Престола в 1700–1721, в 1721 г. назначен президентом Синода 134, 178, 397 Стефан, митрополит Софийский 489 Стефанович Д. Ф., проф.-прот. 363,454 Стефановский Д., протоиерей, осуждённый по процессу астраханских церковников 255 Стратонов Иринарх Александрович, проф., канонист 3, 4, 10, 221, 225,226, 295, 318, 475, 476 Стукалов И. П.. псаломщик, затем, обн. диакон и священник 472, 522 Суворин Борис, авт. соч. 103, 115 Суворов Николай Семенович , проф. Московского университета 172, 522, 1003 Сувчинский П., авт. соч. 279 Сумароков Н., студент Московской обн. Богословской академии 482 Сыренский Николай, петроградский обн. протоиерей 209, 991 Талейран Шарль Морис, французский дипломат 527 Тарсевич Александр, обн. протоиерей 508 Татаринова Е. Ф. 140, 999 Теодорович Лев Михайлович, петроградский обн. протоиерей 305, 991 Терпигорев 161–163 Тертуллиан, христианский теолог и писатель 127 Тимашев Н. С., авт. соч. 72 Тимофей (Зайков), обн. архиепископ 420, 531, 961 Тимофей (Успенский), обн. епископ 961–962 Тимофеев Е., священник 847 Тистрова А., студентка Московской обн. Богословской академии 482 Титлинов Борис Васильевич, профессор 4, 68–71, 75, 84, 85, 97–103, 105, 108–110, 112–115, 118, 119, 121–123, 126, 147, 148, 176, 182, 193, 200–203, 206, 217–219, 227, 229, 268–270, 278, 279, 361, 362, 395–398, 402, 419, 423, 439, 441, 451, 454, 498, 523, 802, 991–992 Тихомиров Михаил, петроградский протоиерей 280 Тихомиров П. И., секретарь канцелярии Петроградского митрополита 236, 237 Тихомиров С. Ф., мч. 1007 Тихон (Белавин), патриарх Московский и всея России, свт. 6, 8, 10–12, 16, 31–39, 45, 58, 63, 68–71, 73, 75, 77–81, 83–93, 95, 96, 100, 113, 116, 118–121, 126, 132, 188, 192, 193, 195, 196, 198–208, 212–222, 224, 226–234, 239, 241, 242, 250, 255, 257, 266, 270, 287, 294, 300, 301, 311– 315, 320–324, 326–342, 346, 347, 349, 351–365, 367, 369–374, 377, 378, 381, 382, 385–389, 391, 393, 396, 398, 400, 401, 403–407, 409, 410, 424–428, 430, 435, 436, 438, 440, 443, 444, 448, 449, 451, 471, 479, 485, 503, 504, 510–513, 517, 519, 594, 601, 618, 622, 623, 630, 631, 646, 648, 649, 650, 668, 669, 677, 682, 688, 693, 696, 698, 701, 702, 710, 715, 717–719, 721, 730, 752, 755, 763, 769, 774, 786, 801, 802, 805–807, 809, 810, 820, 821, 831, 838, 850, 851, 857, 858, 894, 895, 902, 905, 906, 911, 912, 919, 921, 928, 930, 932, 936, 937, 950–952, 983, 992

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/obnovlen...

Скончался от паралича 26 июля 1946 года. Погребён на Калитниковском кладбище г. Москвы, отпет Филаретом, митрополитом Свердловским. ТРУДЫ: 1 . Церковь и государство. Очерки взаимоотношений 1918–1922 гг. М. 1923. С. 252. 2 . Основные статьи об обновленчестве: 1) Крепите обновленческие ряды//Церковное обновленчество. 1922 г. 2. С. 1. 2) О пастырстве//Там же. 11. С. 86–87. 3) Современное положение православия//Там же. 14. С. 112–116. 4) Что же делать?//Там же. 1. С. 5) Идём к победе//Вестник Св. Синода Православной Российской Церкви. 1928. 10(33). С. 3–5. 6) Важные достижения обновленчества//Там же. 3–4. С. 9. 7) К празднованию 10-летия обновленчества//Там же. 1931. 5–6. С. 2–3. 8) О современном положении православия//Там же. 1928. 6. С. 9–10. 3. В разных обновленческих журналах кроме этого помещал ещё много статей и заметок, описал свои выступления более чем на 100 диспутах при своих поездках по югу, Волге и Сибири. ЛИТЕРАТУРА: В центральных областных, краевых и городских газетах помещались заметки об его диспутах на юге, по Волге и в Сибири, исследование которых нам недоступно. Литература о нём обширна, особенно в периодической советской печати. Библиографические изыскания в этой области очень затруднительны. Вестник Св. Синода Православной Российской Церкви. 1926. 12–13. С. 7, 24; 1928. 10(33). Протоколы. 1. С. 5; 3. С. 7. Церковное обновление. 1924. 15–16. С. 68. Во всех печатных официальных изданиях обновленческого Священного Синода имеются ссылки о его деятельности. ФАОС дело 4. Кат-АМ 9. Кат-ЯВ 5. С. 3. Кат-ЕС С. 1, п/п 3. [Кат-ГУБ. С. 958.] [Левитин. С. 12, 19–25, 29, 33–37, 46, 50, 51,54, 56, 62, 63, 65–72, 73–96, 99–102, 110, 128, 130, 133, 138, 139, 142, 144, 146–150, 153–156, 188, 189, 191, 194, 197, 198, 200, 212, 218, 222, 225–227, 230, 231, 233, 235, 236, 242–244, 255, 257–261, 264, 266–269, 271, 275–281, 283, 284, 286, 287, 289, 290, 294, 298, 301, 302, 305, 319, 326, 330, 339, 342, 344–347, 352, 358, 376–379, 389–391, 402, 409, 418, 420, 421, 424–428, 499, 509, 512–514, 516–519, 521–523, 531–533, 542, 551, 553, 579, 587–589, 620, 622, 626, 628, 632–658, 665–668.]

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/obnovlen...

Не смерть – зло, а худая смерть – зло (свт. Иоанн Златоуст , 48, 299). ...Не смерть причиняет скорбь, а нечистая совесть. Поэтому перестань грешить, и смерть будет для тебя вожделенною (свт. Иоанн Златоуст , 48, 342). ...Если умерший был грешник и много оскорбил Бога, в таком случае должно плакать или, лучше, – не плакать только, потому что отсюда для него нет никакой пользы, но и делать то, что может принести ему некоторое облегчение: милостыню и приношения. А впрочем, и в этом случае нужно радоваться, потому что у него отнята возможность грешить. Если же – праведник, то еще более должно радоваться, потому что он находится в безопасности и уже избавился от неизвестности будущего (свт. Иоанн Златоуст , 51, 419–420). Будем совершать постоянные за него молитвы, будем давать милостыню, и хотя бы он был недостоин, Бог умилосердится через нас (свт. Иоанн Златоуст , 55, 875). ... – час страшный и нестерпимый для одержимых грехами, для имеющих неочищенные покаянием падения, для живущих беспорядочно, бесчинствующих и своенравных, – но сладостный и многожеланный для боголюбивых, благочестивых и добродетельных, благопокорливых и смиренных (прп. Феодор Студит , 92, 453). ...Какая вам польза защищать мир от смерти и временного рабства, самим же повседневно быть рабами страстей и бесов через дела (свои) и наследниками огня неугасимого... (прп. Симеон Новый Богослов , 78, 227–228). С бранью и укорами, дерзко приступает враг к душе, исшедшей из тела, как горький и страшный обличитель падений ее (прп. Феогност, 91, 421). Умирающие вне веры и Церкви похожи на самоубийц... (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 81, 129). Смерть младенцев Залогом у Тебя, , да будут дети , да вкушают они блаженство горе на небесах, да предстоят там молитвенниками за всех нас, потому что детская молитва чиста. Благословен Дарующий детям блаженство в чертоге Своем! Восприял некогда Спаситель наш детей на руки Свои, благословляя их перед сонмами народа, а тем показал, что любит Он детство, потому что чисто оно и далеко от всякой скверны. Благословен Вселяющий детей в чертоге Своем! Праведный видит, что лукавство умножилось на земле, и над всеми владычествует грех; потому посылает Ангела Своего поять отселе сонм прекрасных детей и призывает их в чертог радостей. Источник.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Перевод Феодотиона сохранился в отрывках. Им пользовались многие библеисты древней Церкви. Перевод Симмаха считается одним из лучших литературных греческих переводов Танаха. Симмах перефразировал еврейские антропоморфизмы, а также сделал акцент на идее воскресения из мертвых. В Церкви перевод Симмаха считался вторым по достоинству после Септуагинты. Древнейшие списки греческого перевода Танаха представлены Синайским и Ватиканским кодексами (IV b.). Общепринятый Сирийский перевод называется Пешитта (простой). По-видимому, Пятикнижие было переведено в I в. по Р.Х., а остальные книги – во II и III вв. В целом Пешитта совпадает с массоретским текстом. Блаженный Иероним (342–420) сделал латинский перевод – Вульгату (Vulgata Editio, общепринятое издание). Живя в Палестине, блж. Иероним изучил еврейский язык и все существовавшие до него переводы. В результате пятнадцатилетней работы появился совершенно новый латинский перевод. Вульгата написана не на классической латыни, и тем не менее она отличается высокохудожественным стилем и точностью, лаконичной красотой латинской прозы. С VII в. Вульгата фактически стала единственным канонизированным Римской Церковью переводом. На церковнославянский язык Библию перевели создатели славянской азбуки свв. Кирилл и Мефодий (IX в.) и их преемники. Оригиналом для них служила Септуагинта в Лукиановой рецензии. На Русь, вероятно, еще при равноапостольном князе Владимире этот перевод проник из Византии. Первой печатной книгой в России было Евангелие (1553–1554). Затем появился «Апостол» диакона Федорова и ряд изданий в западнорусском крае: Заблудовские Евангелия и Псалтирь (1569–1570), Львовский «Апостол» (1574). В 1685 г. из Италии прибыли греческие монахи Иоанникий и Софроний Лихуды, основавшие Московскую Славяно-греко-латинскую академию (предшественницу МДА). Софроний Лихуд создал новый перевод. Эта Библия вышла в Москве в 1751 г. при царице Елизавете Петровне; 2е издание «елизаветинской» Библии вышло в 1754 г. с дополнительными примечаниями и гравюрами. Последующие издания церковнославянской Библии повторяли этот перевод. Вспомним, что этот перевод ближе к рецензии Исихия, то есть к Септуагинте, и, следовательно, к протосептуагинтному корпусу.

http://azbyka.ru/katehizacija/ispolnenie...

Солженицын Александр Исаевич (р. 1918), писатель 429, 467—468 Солнцева Наталья Михайловна, литературовед 516, 530 Соловьев Владимир Сергеевич (1863–1900), философ, поэт 77, 107, 120, 122 Сологуб (наст. фам. Тетерников) Федор Кузьмич (1863–1927), писатель 126, 134, 137, 165 Ставский (наст. фам. Кирпичников) Владимир Петрович (1900–1943), писатель, журналист 373–374, 377–379, 416, 420, 426, 434, 528 Сталин (наст. фам. Джугашвили) Иосиф Виссарионович (1879–1953) 56–57, 292–294, 297, 299, 304, 306, 314, 331, 335–337, 342, 348, 358, 360–361, 369, 363–366, 368, 375, 383, 393, 396, 440, 455, 460, 478, 483, 487, 490 Староверов Гаврила, знакомый В. Д. Пришвиной 425—427 Стахович Михаил Александрович (1861–1923), сосед Пришвиных по имению 39, 145 Степанида Максимовна, крестьянка Олонецкой губернии, профессиональная плакальщица 97 Страхов Николай Николаевич (1828–1896), литературный критик, философ, ученый 35 Струве Петр Бернгардович (1870–1944), экономист, философ, публицист 53, 124, 131, 356 Суворин Алексей Сергеевич (1834–1912), журналист, издатель 26, 63, 208 Сукач В. Г., литературовед 28 Сурков Алексей Александрович (1899–1993), поэт 360 Суркова Клавдия Борисовна, секретарь В. Д. Бонч-Бруевича 399–401, 429 Таня (Тася), сотрудница издательства 286–287, 429 Татьяна Николаевна, мать Тани (Таси) 286 Твардовский Александр Трифонович (1910–1971), поэт, общественный деятель 99, 254, 389, 442, 488—489 Тимрот Александр Дмитриевич, литературовед 244, 508, 530 Тирман, соученик М. М. Пришвина по гимназии 23—24 св. Тихон (в миру Белавин Василий Иванович) (1865–1925), патриарх всея России 220, 506 Тихонов Николай Семенович (1896–1979), поэт 235, 292, 451 Толстая (урожд. гр. Толстая) Мария Николаевна (в постриге м. Мария) (1830–1912) 145 Толстая (урожд. Берс) Софья Андреевна (1844–1919), жена Л. Н. Толстого 145 Толстой гр. Алексей Константинович (1817–1875), писатель 10, 215 Толстой Алексей Николаевич (1883–1946), писатель 39, 75, 101–102, 115, 197, 233, 235, 238, 261, 304, 324, 356, 360, 375, 456, 475, 478

http://azbyka.ru/fiction/prishvin-alekse...

Как уже было сказано выше, мы должны быть очень осторожны, когда интерпретируем «Апостольское предание». Что же мы можем сказать определенно об обрядах христианского посвящения и их истолковании в Римской Церкви в первые три века? К сожалению, сказать мы можем очень мало. Помимо нескольких бесспорных свидетельств (мч. Иустин), многое зависит от решения вопросов авторства, места и датировки «Апостольского предания». В то же время, имея в виду тесную связь между ранним римским и североафриканским христианством, можно говорить о сходстве их литургических практик. Крещение на христианском Западе в IV–V веках Рим 346 К сожалению, Римская церковь IV–V веков не оставила нам литургических текстов, связанных с христианским посвящением. Чтобы попытаться реконструировать соответствующую практику, приходится опираться на данные, содержащиеся в других текстах того времени. (1) Блж. Иероним (ок. 342–420) сообщает о том, что епископы возлагали руки и молились, призывая Святого Духа на тех неофитов, проживающих в сельской местности, которые были крещены пресвитерами и (или) диаконами в отсутствие епископа 347 . (2) В одном из фрагментов, где приводятся аргументы ариан против православия, цитируются литургические тексты, содержащие формулу послекрещального помазания (Mai Fragment). Лучшими свидетельствами о римском обряде рассматриваемого периода являются четыре важных письма, относящихся ко времени с конца IV века до конца V века и содержащих сведения об эволюции этого обряда. Однако ни один из этих документов не содержит полного, детального описания обряда в целом. Письмо папы Сириция Гимерию Террагонскому в Испанию (ок. 384/385) 348 сообщает об избрании накануне Великого поста готовящихся к Крещению и о ежедневных молитвах, посте и экзорцизмах, совершаемых в течение всего периода подготовки к пасхальному Крещению. По существу, в Риме экзорцизмы были частью подготовки к Крещению. В документе, имеющем название «Каноны к галлам» (Canones ad Gallos, ок. 400) 349 , также говорится о подготовке к Крещению и об экзорцизмах.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pra...

493 Лукиан, пресвитер церкви в Кафар Гамала, рядом с Иерусалимом. Откровение на него снизошло ок. 415 г. 494 Авит из Браги (ум. в V в.), священник, изгнанный варварскими нашествиями из Галлии, Испании в Иерусалим, где он защищал антиоригенистические усилия Орозия (415 г.). Мощи св. Стефана, которые Авит послал своему епископу с помощью Орозия, обрели покой на Минорке. 497 В 388 г. Феодосий I устранил узурпатора Магна Максима в Италии и передал власть над Италией Валентиниану II. После убийства последнего Арбогастом Феодосий в 394 г. предпринял второй поход в Италию и разбил войска узурпатора Евгения. Епископом Паулин стал в 409 г., так что имеются в виду оба этих похода. 498 Паулин Ноланский был двоюродным братом св. Мелании. Мелания Старшая (342–409 гг.), римлянка из патрицианского рода Антониев. После того как в 22 года овдовела, встретила Иеронима и посвятила свою жизнь аскетизму на востоке (с 372 г.). С помощью своего духовного наставника Руфина Аквилейского Мелания построила женский монастырь в Иерусалиме (ок. 387 г.). Во время посещения Запада (400–403 гг.) она встречалась со своим двоюродным братом Паулином Ноланским. Она приехала не только для этой встречи, но и прежде всего, чтобы поддержать свою внучку, Меланию Младшую, в ее желании посвятить жизнь Христу. 499 Евтропий вел, по всей видимости, аскетический образ жизни. Ему приписывают 4 сохранившихся духовных труда (395–415 гг.). 501 Вигилий написал Regula orientalis, вероятно, в Галлии в 420 г. Этот монастырский устав, который включает в себя 47 глав (в отличие от провозглашаемых Пахомием 33 глав), весьма близок к длинной версии Устава Пахомия, который переводил Иероним. 502 Аттик (ум. в 425 г.), епископ Константинопольский (406–425 гг.). Он выступил против Иоанна Хризостома на соборе «при Дубе» в 403 г. и позднее преследовал его последователей. Схизма, возникшая вследствие его политики, была прекращена, когда он восстановил имя Хризостома в диптихах в 421 г. Попытки Аттика уравнять юрисдикцию епископа Константинополя на востоке с юрисдикцией епископа Рима на западе завершилась некоторым успехом, когда Феодосий II утвердил закон, требующий согласия епископа Константинополя для посвящения в епископы на Геллеспонте, Вифинии и Малой Азии. Но император отменил закон, дающий Аттику юрисдикцию над апелляциями из Иллирика, когда папа Бонифаций I стал возражать (421 г.). Соборы в Эфесе (431 г.) и Халкидоне (451 г.) поддержали Аттика в борьбе против пелагианства и новацианства. Его сохранившиеся труды включают письма к Кириллу Александрийскому и Каллипу из Никеи, а также части трактатов против Нестория и проповеди.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Однако не все невероятное невозможно. Хотя и не часто, но меняют свои убеждения и старики. А затем позволительно спросить: что, собственно, мы знаем об убеждениях Евфраты в 342–344 г.г.? Заблуждение Евфраты, судя по всему, не было ни «арианством», ни чистым евионитством. По всей вероятности, его учение было сродно с учением Маркелла анкирского и его ученика Фотина сирмийского, которого позднейшие полемисты представляют тоже почти евионитом 417 . Это видел уже Тилльмон 418 . Фридрих вслед за —186— Binius’oм и Gelpcke видит в заблуждении Евфраты «элементы учения Маркелла анкирского» 419 . Но система Фотина, если и отличалась от системы его учителя Маркелла, то «не так много, как обыкновенно полагают» 420 . Из слов Валериана оксеррского можно заключать, что Евфрата отрицал домирное бытие Сына Божия вместе с Богом Отцом. Но в каком смысле? Не отрицал ли он подобно Павлу Самосатскому и Маркеллу только существование Сына Божия до Его воплощения как личности, или даже только как Сына Божия, но признавал существование Его в Отце как безличного (?) Слова от вечности? В таком случае его заблуждение могло быть замечено не сразу, и он долгое время мог считаться вполне православным. Ведь даже и Павла Самосатского с его близкими к евионитским христологическими воззрениями долгое время не удавалось уличить в ереси. Первый созванный по его делу собор кончился ничем. Но и на последнем соборе (около 268 года) потребовалось все искусство такого диалектика, как пресвитер Малхион, чтобы заставить Павла ясно высказать свои взгляды 421 . И это не удивительно. Павел признавал Христа, в сущности, только обожествленным человеком, человеком, в котором только обитало Слово Божие. Однако он называл его «Богом из Девы», «Богом из Назарета» 422 . И этого было для него достаточно, чтобы казаться православным в глазах большинства епископов. И это на востоке, где богословское просвещение в III веке стояло несравненно выше, чем в IV веке в варварской Галлии! И Маркелл анкирский, осужденный уже раньше констан-

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Комментарии Женевской Библии на 2-е послание Петра Введение Автор Автором данного послания назван Симон Петр (1,1). Автор говорит о предстоящей ему смерти в выражениях, схожих со словами Иисуса Петру (1,14; ср. Ин. 21,18.19 ); он также называет себя непосредственным свидетелем преображения Иисуса (1,16–18; ср. Мф. 17,1–8 ); в тексте можно усмотреть указания на связь между этим посланием и Первым посланием апостола Петра (3,1). Хотя в христианской литературе конца I начала II вв. встречаются цитаты из Второго послания апостола Петра, автор его не установлен столь достоверно, как в случае Первого послания Петра или других новозаветных книг. Ориген (ок. 185–253 гг. по Р.Х.) первый определенно приписал это послание Петру, но отметил, что были сомневавшиеся в его подлинности. Евсевий Кесарийский (ок. 260–340 гг. по Р.Х.) причислял послание к книгам, чье авторство подвергается сомнению, а Иероним Стридонский (ок. 342–420 гг. по Р.Х.), хотя и отмечал разногласия относительно его подлинности, но считал, что стилистическое отличие его от Первого послания Петра объяснимо: у апостола были разные помощники. Послание признавали подлинным и каноничным такие влиятельные отцы церкви IV в. по Р.Х., как Афанасий Александрийский , Кирилл Иерусалимский , Амвросий Медиоланский и Августин Иппонский, а также церковные соборы конца IV в. в Иппоне и Карфагене, что обеспечило ему место в новозаветном каноне. Вопреки утверждению, содержащемуся в самом послании, против авторства апостола Петра высказывались возражения. Наиболее существенные из них отсутствие древних его подтверждений и позднее признание церковью его подлинности, стилистические отличия от Первого послания апостола Петра и очевидное использование эллинистической религиозно-философской терминологии. Предполагалось, что Второе послание будто бы было написано более поздним автором, оставшимся неизвестным, который приписал свое сочинение хорошо известному лицу, чтобы придать ему авторитетность. Хотя некоторые из этих замечаний заслуживают серьезного внимания (особенно отсутствие древних свидетельств и вопрос стиля), не стоит преувеличивать их значения: ни одно из них не является неопровержимым аргументом против авторства апостола Петра.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

232 Иероним Евсевий Софроний (ок. 342–420) – видный представитель латинской патристики и один из учителей Церкви. Родился в Далмации. Изучал в Риме риторику и философию. Ок. 374 г. уехал на Восток, где в Сирии и Палестине изучал богословие, еврейский язык и участвовал в спорах с еретиками. В 382–385 гг. пребывал в Риме, где начал по поручению Дамасия исправление латинского перевода Нового Завета. В 385 г. возвратился в Палестину и в 389 г. основал монастырь в Вифлееме. В 405 г. завершил перевод на латинский язык большинства библейских книг, включая канонические книги Ветхого Завета (с еврейского оригинала) и Евангелий, что составило основу Вульгаты. Огромное значение имели его полемические сочинения, комментарии к библейским книгам и письма. К XIII в. сложилась легенда, согласно которой Дамасий сделал Иеронима кардиналом, отсюда традиция изображать его в красной шляпе. Часто Иероним изображается в келье со львом у ног. 233 Тот же Иероним пишет, однако, в письме к папе (epist XV, edit Heilberg; 376 или 377 г.): «Beatitudini tuae, id eat cathedrae Petri, communione consocior. Super illam petram aedificatam Ecclesiam scio. Quicumque extra hanc domum agnum comederit prof anus eat». «Я нахожусь в общении с твоим блаженством, т. е. с кафедрой Петра. Я знаю, что Церковь основана на этом камне. Всякий, кто будет вкушать агнца вне дома сего, отвержен». (Дамасий, Дамазий) (ок. 304–384) – папа римский с 366. Родился в Испании. Возвышение Даматия относится к понтификату Либерия. Избрание Даматия привело к столкновениям с арианами, сторонниками папы Урсина. Борьба с арианством, в которой Даматия поддержал Василий Кесарийский , завершилась на Соборе 381 г. в Константинополе. В 382 г. Собор в Риме утвердил библейский канон, и Даматия поручил Иерониму сверить латинский перевод Библии. При Даматии построены церковь Сан Лоренцо ин Дамасо, здание папского архива и надгробия мучеников, украшенные стихами. 234 Новациан (Новатиан), новатиане (по имени священников III в. – римского Новатиана и карфагенского Новата) – раннехристианская секта (ересь), отпавшая от Церкви в Ш в. при императоре Деции и просуществовавшая в Риме, Галлии и Испании до VIII в. Новациане считали, что Церковь не может дать прощения христианам, которые под угрозой наказания со стороны римских властей принесли жертвы языческим богам и тем самым предали свою веру.

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Nikit...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010