Агнец подходит к престолу и берет книгу из десницы Сидящего, и Ему воссылаются три гимна. Четыре животных и 24 старца поклоняются Агнцу и поют Ему «новую песнь»: «Достоин Ты взять книгу и снять с нее печати, ибо Ты был заклан и кровию Своею искупил нас Богу из всякого колена и языка, и народа, и племени и соделал нас царями и священниками Богу нашему, и мы будем царствовать на земле» (5:9–10). Второй гимн поет неисчислимое множество ангельских существ: «Достоин Агнец закланный принять силу и богатство, и премудрость, и крепость, и честь, и славу, и благословение», третий гимн обращен к Богу и Агнцу вместе, и теперь охватывает все творение (5:12–13). Основной темой раздела Откр. 4 – 5 можно назвать прославление Христа, последовавшее за Его жертвенной смертью и Воскресением 341 . Основной новозаветной параллелью Откр. 5 является христологический гимн из Послания к Филиппийцам ( Флп. 2:8–11 ; а также Евр. 2:9 ), а ближайшим ветхозаветным прототипом – 7-я глава Книги пророка Даниила, наделение «властью и царством» Сына Человеческого ( Дан. 7:13–15 ). Подобно указанным библейским текстам, в Откр. 5 изображается принятие Христом универсального владычества. Толкование В святоотеческой традиции широко распространено толкование запечатанной книги, как Писания Ветхого Завета. Начиная со сщмч. Ипполита Римского , многие толкователи понимают открытие книги Откр. 5:1 , как символ открытия смысла ветхозаветных Писаний, которые получают свое исполнение в Самом Христе (ср. 2Кор. 3:12–16 : «...покрывало доныне остается неснятым, при чтении Ветхого Завета, потому что оно снимается Христом»; Лк. 24:32 ). Приведем толкование Андрея Кесарийского : «Ни Ангелы, ни люди... не достигли полного ведения Божественных судеб, кроме Агнца Божия, разрешившего Своим пришествием сказания, ранее о Нем пророчествовавших» 342 . Как подытоживает П. Прижан 343 , «истинное содержание Ветхого Завета становится доступным людям лишь тогда, когда Мессия, исполнив все пророчества, делает возможным их истинное прочтение...» 344

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/sovreme...

Апостол Павел пишет коринфянам: Бог расположил члены, каждый в составе тела, как Ему было угодно ( 1Кор.12:18 ). Блаженный Феофилакт Болгарский и святитель Иоанн Златоуст подробно развивают эту мысль апостола: «Бог восхотел, и каждому в частности члену определил свойственное место (ибо это значит расположил). Ни нога, занимающая низшее место, не должна скорбеть, ибо так угодно было Богу, и для неё полезно именно то, чтобы помещаться внизу; ни голова, находящаяся наверху, не должна превозноситься; ибо это от Бога, а не её дело» 340 . «Каждый поставлен так по Его воле; и ноге полезно быть на таком именно месте, а не одной только голове; и если бы (какой-нибудь член) переменил положение, оставил своё место и перешёл на другое, то хотя по-видимому занял бы лучшее место, но погубил бы и расстроил всё; он потерял бы своё место и не достигнул бы чужого» 341 . Так и в Церкви Бог поставил одного низко, что для него и полезно, а другого поставил высоко; первый же должен быть доволен, последний не должен превозноситься. Иных Бог поставил в Церкви, во-первых, Апостолами, во-вторых, пророками, в-третьих, учителями; далее, иным дал силы чудодейственные, также дары исцелений, вспоможения, управления, разные языки ( 1Кор.12:28 ). А.П. Лопухин комментирует эти слова апостола Павла: «Перечисляя разные дарования и должности, существующие в Церкви вселенской, Апостол хочет этим показать, что все эти дарования и должности имеют своё высокое значение, потому что они явились в жизнь по воле Божией» 342 . Так «Бог поставил: как же ты противишься Богу? На первом месте ставит апостолов, потому что они раздаятели всех благ; на втором – пророков не ветхозаветных (ибо они пророчествовали о пришествии Христовом до Иоанна: Мф.11:13 ), но тех, которые по пришествии Христовом пророчествовали в Новом Завете, каковы были дочери Филиппа, Агав и множество других. Ибо сия благодать Духа была обильна в каждой Церкви. Силы и больных исцеляли, и противников наказывали, а дарования исцелений только врачевали: посему первые он поставляет выше последних. А прежде обоих сих по справедливости поставлен учитель, который учит делом и словом» 343 . Дары вспоможения, управления ( 1Кор.12:28 ), по мнению блаженного Феофилакта Болгарского , для апостола Павла «есть вспоможение слабым и управление или распоряжение братским имуществом. Хотя это зависит и от нашего старания, но он называет дарования Божиими, убеждая нас быть благодарными, и к Нему взирать, а не превозноситься. Дар языков поставил последним, дабы смирить тех, которые тщеславились им» 344 .

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Блаженная Аргентея была родом из города Бобастро, из благородной семьи, от отца царя Самуила 342 и матери Колумбы. Воспитанная по-царски, выросшая в роскоши в царском доме, она стремилась не столько к земному царству отца, где ее лелеяли, сколько к грядущему, и к вышнему блаженству она намеревалась отправиться по внушению пророческого гласа: Слыши, дщерь, и смотри, и приклони ухо твое, и забудь народ твой и дом отца твоего. И возжелает Царь красоты твоей ( Пс.44:11–12 ). И, вдохновленная этими увещеваниями с неба и духовно призванная в объятия Царя Небесного, блаженная раба Божия предпочла предать себя не телом, а помыслами Христу, с Которым уже полагала себя соединенной обетом веры. Оставив мирские дела, она посвящала себя лишь Тому, Кому предала себя в послушание. Отказавшись от царственных почестей, презрев родительские ласки, отвергнув подчинение слуг и служанок, отбросив золотые и серебряные украшения, она последовала по узкой дороге священной религии, чтобы подойти к широкому порогу блаженной жизни, по слову Истины: Входите тесными вратами, потому что широки врата и пространен путь, ведущие в погибель ( Мф.7:13 ). Блаженная раба Божия долгое время старательно выполняла это предписание и снискала плоды добродетелей, и не мог скрыться от глаз людей свет, который уже был виден не под сосудом, а на подсвечнике. 343 Она была ограждена честностью, предана непорочности, охвачена стыдливостью, замечательна воздержанием, щедра на милостыню, благочестива к неимущим и полна всяческих добродетелей. Когда скончалась ее мать Колумба и была похоронена с торжественными почестями, отец 344 вознамерился возложить на нее часть управления дворцом, которой с пользой занималась мать, желая вернуть с помощью дочери то, что прискорбно утратил с супругой. Но раба Божья, стремясь больше слушаться Бога, чем отца, сказала ему так: «Нет, отец, вернейший из царей, мне нужно отказаться от этих обязанностей и уйти из-под твоего покровительства к Тому, с Кем я уже связана обетом и любовью, ибо сказал учитель народов: Никакой воин не связывает себя делами житейскими, чтобы угодить военачальнику ( 2Тим.2:4 ). А тебе следует приставить ко дворцу такого управителя, от управления которого ты добьешься пользы. Знай, что меня ни ангелы, ни правители этого мира никак не могут отлучить от любви к Иисусу Христу. 345 Молю тебя только построить мне среди укрытий этого дворца отдельное прибежище, чтобы я ушла туда от волнений мира и могла бы свободнее, взяв с собой служанок, исполнять данный мной обет». Когда ее желание было исполнено, она без промедления, как и намеревалась, посвятила себя служению Христу.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Больший из вас да будет вам слуга: ибо кто возвышает себя, тот унижен будет, а кто унижает себя, тот возвысится 341 . Апостолы считали себя слугами верующих людей и служили им своим словом. Так они сами говорили: Нехорошо нам оставлять служение слова 342 , то есть воспринимали свою проповедь как служение. Они действительно исполнили эту заповедь. А если человек желает, чтобы ему служили, хотя бы он избегал этих наименований – «учитель», «наставник», «отец», то он на самом деле стремится к тому, чтобы быть большим, чем другие, а не их слугой. Человек – существо лукавое, он может изобрести много красивых смиренных слов, но эти слова будут только прикрытием его гордости и тщеславия. Поэтому суть состоит не в словах, а в сердечном чувстве. Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что затворяете Царство Небесное человекам, ибо сами не входите и хотящих войти не допускаете. Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что поедаете домы вдов и лицемерно долго молитесь: за то примете тем большее осуждение 343 . Здесь Спаситель обличает книжников и фарисеев. Почему обличает? Потому что человек, который много знает, который изучает закон, но не исполняет его, достоин большего осуждения. Такие люди своим лицемерным поведением, своим желанием славы человеческой соблазняют других. И сами не входят в Царство Небесное, и других не допускают, препятствуют им приступить к покаянию. Что значит поедаете домы вдов? Может быть, здесь имеется в виду насильственное отъятие имущества у бедных людей. А может быть, подразумевается такое поведение фарисеев, которое заставляло нуждающихся людей жертвовать деньги на содержание этих лжемолитвенников, и то, что они прикрывали этот свой тихий, «приличный» грабеж долгой молитвой. Поэтому не всегда долгая молитва – признак благочестия. Конечно, нельзя сказать и то, что это обязательно признак лицемерия. Нужно смотреть и на другие дела человека. Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что обходите море и сушу, дабы обратить хотя одного; и когда это случится, делаете его сыном геенны, вдвое худшим вас 344 . Лицемер, хотя бы ему и удалось кого-то обратить к вере, своим соблазнительным поведением делает этого человека еще худшим, еще большим циником, чем сам этот проповедник, и тот погибает. Не всегда активная проповедь является признаком благочестия. Часто люди проповедуют ради выгоды, а еще чаще – ради славы.

http://azbyka.ru/otechnik/Avraam_Rejdman...

в) ненавидит в тварях зло и любит одно добро: Мерзость пред Господом – коварные сердцем; но благоугодны Ему непорочные в пути ( Притч. 11:20 ); мерзость пред Господом – путь нечестивого, а идущего путем правды Он любит ( Притч. 15:9 ). ибо Ты Бог, не любящий беззакония; у Тебя не водворится злой; нечестивые не пребудут пред очами Твоими: Ты ненавидишь всех, делающих беззаконие ( Пс. 5:5,6 ). Беззакония ваши произвели разделение между вами и Богом вашим, и грехи ваши отвращают лице Его от вас, чтобы не слышать ( Ис. 59:2 ). Омойтесь, очиститесь; удалите злые деяния ваши от очей Моих; перестаньте делать зло ( Ис. 1:16 ; срав. Пс. 14:1–5; 23:3–6 ). У святых Отцов и учителей Церкви находим: а) точнейшее объяснение понятия о святости Божией. Бог свят не так, как святы сотворенные существа: Он свят по самой природе, свят от Себя, и чрез Себя, и служит источником святости для всех; а прочие существа могут соделываться святыми только при Его содействии, чрез освящение от Него. Следовательно, он только и есть истинно святой, единственно святой. 339 б) защиту святости Божией от еретиков, которые называли Бога виновником зла, существующего в мире. Злом надобно почитать один грех , который есть преступление воли Божией; все же прочее, что мы называем злом физическим, чем Бог наказывает нас за грехи, не есть зло: ибо заключает в себе силу добра, содействуя нашему исправлению и возбуждая к добру. 340 Но грехи все происходят от злоупотребления свободы разумных тварей, которую Бог создал доброй, и, даровав им однажды навсегда, нарушать уже не желает. 341 А сам Он даже не может согрешать, потому что неизменен во всем, 342 не может идти против самого Себя и своей воли, 343 и есть высочайшее благо, которое исключает всякое зло, как свет исключает тьму, бытие – небытие. 344 в) объяснение некоторых мест Писания, в которых Бог представляется, по видимому, творцом зла. “Когда слышишь: бывает ли в городе бедствие, которое не Господь попустил бы ( Амос. 3:6 ), то знай, что здесь под именем зла разумеются скорби, посылаемые на грешников для исправления их беззаконий”. 345 “Я образую свет и творю тьму, делаю мир и произвожу бедствия ( Ис. 45:7 ) – в тебе особенно творит мир, когда спасительным учением успокаивает дух твой, и укрощает страсти, воюющие на душу твою; производит бедствия, т.е. преобразует зло и обращает на лучшее, так что оно получает свойства добра.... Впрочем если миром назовем состояние, свободное от войны, а злом бедствия войны..: то мы скажем, что Бог, по праведному суду своему, посылает в войне наказание на тех, которые достойны наказания”. 346 Равным образом – “изречения: всех заключил Бог в непослушание ( Рим. 11:32 ); и еще: Бог дал им дух усыпления, глаза, которыми не видят, и уши, которыми не слышат ( Рим. 11:8 ), надобно понимать не так, как бы сам Бог производил все это, но так, что Он только попустил, потому что человеку дана свобода, и доброе дело должно быть не принужденно”. 347

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

В соответствии со свойственным Ветхому Завету образом мысли, подлинность пророка (пока он говорит от имени Господа 340 ) показывает, что его пророчества сбываются, или шире – его утверждения оказываются истинными. Так, во Второзаконии сказано следующее: «Если пророк скажет именем Господа, но слово то не сбудется и не исполнится, то не Господь говорил сие слово, но говорил сие пророк по дерзости своей, – не бойся его» 341 . Этот стих помещен в конце главы, в которой Моисей объявляет Израилю, что «пророка из среды тебя, из братьев твоих, как меня, воздвигнет тебе Господь Бог твой, – Его слушайте» 342 ; именно этот стих цитирует Петр применительно к Иисусу 343 ; и его же приводит в своей длинной речи Стефан 344 . Таким образом, Петр и Стефан полагают, что речь здесь идет о пророке, подлинность которого покажет исполнение его пророчеств, что и было осуществлено в Иисусе 345 . Воскресение подтверждает учение Иисуса в двух отношениях. Во-первых (и это наиболее очевидно), оно подтверждает ту часть его учения, согласно которой все мы будем воскрешены из мертвых, так как указывает, что воскресение реально и может произойти со всеми нами. Во-вторых, воскресение Иисуса было таким, что Иисус получил сверхъестественные способности (например, он был способен проходить сквозь закрытые двери и т.п.). Как было показано в главе 6, слова Иисуса на суде «Отныне узрите Сына Человеческого, сидящего одесную силы и грядущего на облаках небесных», процитированные в трех синоптических евангелиях и приведшие к осуждению Иисуса первосвященником за богохульство, нашли отклик и в других частях Нового Завета, что подтверждает их подлинность. Возвращая к жизни Иисуса, казненного за упомянутые слова, и наделяя его сверхъестественными способностями, Бог частично подтверждает эсхатологический статус Иисуса. Подтверждая истинность учения Иисуса в том, что воскресение есть, а сам Иисус – существо сверхъестественное, воскресение тем самым заставляет нас поверить и в остальные положения учения Иисуса. В русле ветхозаветной традиции можно было бы сказать, что воскресение доказывает – Иисус был истинным пророком и пророчества его – от Бога; Бог не дал тем, кто убил Иисуса за проповедуемое им учение, уничтожить источник этого учения. Напротив, если воскресение стало источником движения, озарившего светом Евангелия столь большую часть мира, то это доказывает истинность учения Иисуса.

http://azbyka.ru/otechnik/Richard-Suinbe...

Дан. 9 :16. Господи! по всей милости Твоей да отвратится ярость Твоя и гнев Твой от города Твоего Иерусалима, от 322 горы святой Твоей, ибо мы согрешили неправдами нашими и беззаконием 323 отцов наших, Иерусалим и народ Твой стали укоризною для всех, окружающих нас. Дан. 9 :17. И ныне, Господи Боже наш, услышь молитву раба Твоего и прошение его, и обрати 324 Лице Твое на опустевшее святилище Твое, ради Тебя 325 , Господи. Дан. 9 :18. Приклони, Господи 326 Боже мой, ухо Твое и услышь, открой очи Твои и воззри на опустошение наше и города Твоего, на котором наречено имя Твое, ибо не на нашу праведность (надеясь) 327 , повергаем моление наше пред Тобою, но на великия щедроты Твои, Господи! Дан. 9 :19. Услышь, Господи! очисть, Господи! внемли, Господи! соверши и не умедли ради Тебя, Боже мой, ибо имя Твое наречено на городе Твоем и на народе Твоемъ“. Дан. 9 :20. И когда еще я говорил, и молился, и исповедывал грехи мои и грехи народа моего, Израиля, и припадал с молением моим пред Господом Богом моим о горе святой Его 328 , Дан. 9 :21. И когда я еще говорил в молитве, и вот муж Гавриил, которого я видел в видении моем 329 прежде 330 , прилетев коснулся меня, около времени вечерней жертвы. Дан. 9 :22. И вразумил меня, и говорил мне, и сказал: „Даниил! ныне я пришел научить тебя знанию 331 . Дан. 9 :23. В начале молитвы твоей вышло слово, и я пришел возвестить тебе, ибо ты муж желаний 332 , вникни в слово и уразумей видение. Дан. 9 :24. Семьдесят седьмин определены 333 о народе твоем, и о городе твоем святом, чтобы обветшало 334 согрешение, и закончился грех, и запечатаны были грехи, и загладились неправды, и очистились беззакония, и приведена была правда вечная, и запечатаны были видение и пророк, и помазан был Святый святых 335 . Дан. 9 :25. И узнай и уразумей, от выхода слова 336 об определении 337 построения Иерусалима 338 до Христа-Старейшины семь седьмин и шестьдесят две седьмины: и возвратится 339 , и обстроятся улицы и стены и истекут 340 года. Дан. 9 :26. И после шестидесяти двух седьмин потреблено будет помазание 341 и суда не будет в нем 342 , а город и святилище разрушатся 343 с имеющим придти старейшиною 344 и погибнут, как 345 в потопе, и до конца войны, предназначенной определением 346 , в опустошениях (погибнут) 347 .

http://predanie.ru/book/217576-perevod-v...

Еккл. 10 :14. (Хотя) безумный много говорит. Человек не знает, что было и что будет, (и) 339 кто возвестит ему, что будет после него 340 ? Еккл. 10 :15. Труд безумных 341 повредит 342 им 343 , потому что он 344 не знает пути в город 345 . Еккл. 10 :16. Горе тебе, город, в котором царь твой юн и князья твои рано едят 346 . Еккл. 10 :17. Счастлива ты, земля, в коей царь твой-сын свободных и князья твои во время едят, они сильны 347 и не постыдятся 348 . Еккл. 10 :18. От лености обвиснет потолок и при бездействии рук появится течь в доме 349 . Еккл. 10 :19. Со смехом едят 350 хлеб, вино и елей, чтобы увеселялись живущие, а серебру смиренно 351 послушно все 352 . Еккл. 10 :20. Однако и в мысли твоей не кляни царя и в спальной комнате твоей не кляни богатаго, ибо птица небесная перенесет голос твой и имеющий крылья 353 передаст речь твою 354 . Глава 11 Еккл. 11 :1. Посылай хлеб твой по поверхности воды, ибо спустя много дней найдешь его 355 . Еккл. 11 :2. Уделяй 356 семи и даже восьми (человекам), потому что не знаешь, какое бедствие 357 будет на земле. Еккл. 11 :3. Если облака наполнятся дождем, то изливают (его) на землю 358 ; если упадет дерево на юг, или на север, то на том месте, где упадет дерево, там оно и останется 359 . Еккл. 11 :4. Кто наблюдает за ветром, тот не посеет, и кто смотрит на облака, тот не будет жать. Еккл. 11 :5. При этом 360 (как) никто не знает пути ветра, равно как и (образования) 361 костей во чреве беременной женщины, так и ты не поймешь дел Божиих, всего, что Он совершает 362 . Еккл. 11 :6. По утру сей семя твое и вечером пусть не оставляет (сего) рука твоя, ибо не знаешь, какое (семя) выростет, то или это 363 , или оба равно хороши (будут) 364 . Еккл. 11 :7. И сладок свет, и приятно для глаз смотреть на солнце, Еккл. 11 :8. Так что если человек и много лет проживет, то всем сим будет увеселяться, (хотя) и вспоминать будет о днях темных, что их будет много: все грядущее-суета 365 . Еккл. 11 :9. Веселись, юноша, в юности твоей и радуйся сердцем своим во дни юности твоей, и ходи непорочно по влечению сердца твоего, а не 366 по взгляду очей твоих 367 , но знай, что за все это Бог приведет тебя на суд 368 ,

http://predanie.ru/book/217576-perevod-v...

Если она может забыть его, То Я не забуду тебя. (16) Да, на ладонях Я начертал тебя, Две стены твои предо Мною постоянно 341 . – (17) Спешат сыны твои 342 .. Разрушители твои и опустошители твои От тебя удаляются.. (18) Обведи кругом глаза твои, и посмотри: Все они собираются, идут к тебе; Жив Я, – говорит Иегова, – Что всеми ими, как украшением, ты покроешься, И обрядишься ими, как невеста 343 . (19) Да, развалины у тебя, И запустение у тебя, И земля разорена твоя; А теперь у тебя будет тесно от жителей, Когда удалятся пожиравшие тебя. (20) Тогда будут говорить вслух тебе Дети вдовства твоего: «Тесно для меня это место, Подвинься, чтобы я мог поселиться». (21) А ты скажешь в сердце своём: «Кто родил мне их? Я вдова 344 и бесплодная, Изгнанная и отверженная, А их кто воспитал? Вот я осталась одинокою.. Они... где же они»?... (22) Так говорит Господь Иегова: Вот Я простру к племенам руку Мою, И к народам подыму знамя Мое, И они представят сынов твоих на лоне, И дочерей твоих на плечах принесут. (23) И будут цари воспитателями у тебя И княгини – жены их кормилицами у тебя; Лицом до земли будут кланяться тебе, И прах ног твоих будут лизать 345 , – Тогда узнаешь, что Я – Иегова, Что не постыдятся Надеющиеся на Меня». (24) «Неужели отымется у сильного добыча, И взятое в плен победителем будет освобождено»? (25) Да, так говорит Иегова: «И взятое в плен сильным возвращено будет, И добыча притеснителя отнимется, И с противником твоим Я буду препираться, И сынов твоих Я спасу. (26) И Я заставлю притеснителей твоих есть плоть свою, И, как вина нового, крови своей они напьются 346 ; И узнает всякая плоть, Что Я – Иегова, Спаситель твой И искупитель твой, Сильный Иакова». XL 334 Трудно согласиться с толкователями, что эта речь идёт от лица всего народа, или же, что она высказана от лица самого пророка. Как прежде спасителем народа еврейского представлялась отдельная личность Кира, так и теперь общее спасение народов ясно усваивается отдельной личности. Если эта личность называет себя общим именем то отсюда видно, что этою личностию не может считаться и сам Исаия. Название неделимаго общим именем указывает особенное его достоинство ( Матф. 16, 18 ); в частности, имя народа могло приписаться только царю (10, 5). А когда это лицо говорит, что его имя известно от чресел матери его, то это, не соответствующее древнему обычаю, указание на матерь, предпочтительно перед отцем, делает ясным предположение, что лицо, говорящее здесь, есть то же лице, которое названо γενóμενος κ γυναικóς, о котором Исаия говорил в .7 гл. 14 ст.

http://azbyka.ru/otechnik/Akim_Olesnicki...

Иаков пошел путем своим (т. е. по разлучении с Лаваном), и встретили его Ангелы Божии. Иаков сказал: это ополчение Божие (Ст. 1. 2). Господь укрепляет Иакова видением ангелов своих в то время, когда сие подкрепление всего более было ему нужно; ибо Иаков узнал, что брат его Исав идет, к нему навстречу с 400 человек. Так, по слову Писания, ополчаются Ангелы Господни окрест боящихся его! 341 Подобным видением укреплен к ободрен был впоследствии времени пророк Елисей 342 . Но и ныне Господь невидимо посылает ангелов своих истинным к верным рабам своим 343 . И сказал Иаков,... Боже отца моего Авраама, и Боже отца моего Исаака.... избавь меня от руки брата моего! (Ст. 9–12). Так истинные рабы Божии прежде всего ищут защиты и оружия в Господе, в своем просвещении, спасителе и защитителе живота их! Гл. XXXII, 24–32. Пятое богоявление Иакову, под образом таинственного борца. И остался Иаков один (Ст. 24), переправив на ту сторону потока Иакова свое имущество. Сие сделал Иаков конечно с молитвенным намерением; ибо уединение сосредоточивает дух. Состояние же духа Иаковлева было в высшей степени смущенное и тревожное. «Может быть, всего более тревожила Иакова мысль, что Исав, убив его и детей его, истребит ту благословенную отрасль избранного рода, от которой должен придти Избавитель, и таким образом навлечет на людей вечное наказание» 344 . И боролся некто с ним, до появления зари. Цель таинственной борьбы Иакова с Богом имела, во-первых, ближайшее отношение к Иакову, „Бог, – говорит Блаж. Феодорит, – влагает сей борьбой смелость в Иакова, который боялся брата. Посему то и победу уступает ему, едва не говоря: Меня одолел, и боишься человека?» 345 . Бог неоднократно употреблял в ветхом завете символические действия дли вразумления и увещания людей 346 Кром сего богоборство Иаковлево имело таинственное, Приобразовательное значение. „Таинственная борьба поучающимся в делах домостроительства Божия могла внушать, что правосудие Вечного не преодолеет бесконечной любви, что имеющий воплотиться в потомстве Иакова Сын Божий отвратить небесный гнев (хотя и с уязвлением своей плоти) от падшего рода человеческого» 347 .

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010