Корнев Павел Александрович (Гаррах Михаил Петрович, Быстров Виктор Владимирович; 1902 – не ранее 1942), заключенный анархист. Расстрелян 302, 327 Корнилова Александра Ивановна , заключенная сестра милосердия 122 Королев, заключенный уголовник 312 Коротков, инженер, погиб на Соловках 401 Красин Леонид Борисович (1870 24 ноября 1926), советский полпред в Великобритании и Франции 42 Краснушкин Евгений Константинович (1885 – 3 марта 1951), психиатр 103 Кривош-Неманнч [Ниманич] Владимир Иванович (186(?)–1942), профессор-лингвист, криптограф. Арестован в марте 1923 г., приговорен к высшей мере наказания, которая была заменена 10 годами лишения свободы, и отправлен на Соловки. После досрочного освобождения из лагеря в октябре 1928 г. вернулся в Москву и еще восемь лет работал в Наркомате иностранных дел. Умер в эвакуации в Уре 383–384 Кромуль, лагерный цензор 38 Крылова Нина, поручик «Женского батальона смерти», кавалер ордена Св. Георгия, персонаж романа Б.Л. Солоневича 354 Круглов, охранник 544–545 Крюков Петр Акимович (1891–?), социалист-революционер. Арестован в марте 1921 г., приговорен к двум годам лишения свободы и отправлен в Пертоминск, затем на Соловки. Досрочно освобожден из лагеря по состоянию здоровья в ноябре 1924 г. 38 Кубрин. сексот 520,528–529,531,536,538 Кудеяр, литературный персонаж 373, 492, 502–503, 523, 525–531, 588 Кузнецова, медсестра больницы им. Ф.П. Гааза 109 Курейши Саид Улам Ахмет (1887–?), автор воспоминаний о Соловках 10, 83–148, 332 Кутепов Александр Павлович (1882 – 26 января 1930), участник Белого движения 168, 351 Кучьма [Кучма], начальник лагерного от- деления на Секирной горе 126, 274, 278, 307–308, 328–329 л Лапнн Сергей Иванович, заключенный врач 116,123–124 Лапина, жена С.И. Лапина 124 Ленин (наст. фам. Ульянов) Владимир Ильич (1870 – 21 января 1924), организатор октябрьского переворота 66, 322, 513 Лефевр Матильда, официальный издатель журнала «Родина» 353 Лозина-Лоаинский Владимир Константинович (1885 – 26 декабря 1937), священно- мученик. Арестован в 1925 г., приговорен к трем годам лишения свободы и отправлен на Соловки. Расстрелян 152

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Амвросий Медиоланский, святитель Родился около 340 года в Галлии; в его роду были христианские мученики. По обычаю времени не был крещен в детстве. Получил образование в Риме, стал адвокатом и оратором. В 374 году, будучи на государственной службе, избран в Медиолане (Милане) епископом, хотя только еще готовился к крещению. Благодаря дипломатическому такту умел отстоять православные ценности, сосуществовуя с властью, часто находящейся под влиянием арианской ериси. Писал гимны. Ему была близка тема нравственных задач христиан и Церкви как «Царства Божиего на земле». Был пламенным борцом с язычеством. Его можно назвать и популязатором идеи христианской государственности. Среди его сочинений: «О таинствах», «Шестоднев», «О девстве». Ввел в западное богословие аллегорический метод толкования Писания. Скончался в 397 году. Антоний Великий, преподобный Годы жизни 251–356. Основатель первых монашеских общин. Происходил из знатного египетского рода. Говорил только на коптском языке, всю жизнь прожил в родной стране. После крещения удалился в пустыню и жил один в пустой гробнице. Один из друзей доставлял ему скудную еду. После двадцати лет строгой отшельнической жизни нарушил уединение, уступил настойчивым просьбам других отшельников и вышел из затвора преподать им наставление. Так в 305 году возникла первая община монахов-отшельников. Хотя проповедь и личный пример подвижничества сделали св. Антония Великого общепризнанным учителем монашеской жизни, устав монахов-отшельников св. преподобного Антония был написан лишь после его смерти св. Афанасием Александрийским в 362 году. Афанасий Александрийский, сявтитель Годы жизни около 295–373. Родился в семье египетских христиан; церковный деятель и богослов; епископ Александрии с 328. Не получил основательного образования, но его проникнутые верой вдохновенные писания вошли в золотой фонд святоотеческого наследия. Активный противник ереси арианства, в борьбе с которой разработал мистическое учение о единосущности Бога-Отца и Бога-Сына, принятое на 1-м (325) и 2-м (381) Вселенских Соборах. Проповедовал аскетизм. Автор «Жития Антония», «Устава монахов-отшельников преподобного Антония», «Толкования на псалмы» и многих других творений. Опираясь на монашество, отстаивал независимость Александрийской Церкви, за что в 335–365 императорами 5 раз низлагался и ссылался. Пользовался горячей любовью народа. В церковной традиции о нем говорят как об Афанасии Великом.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=524...

Л. 277. Преложение XXVI и XXVII трезвенных глав святого Марка, о молитвенных восхищениях (13 апреля 1850 г.). Л. 280. Записка о внутренней молитве при посредстве Божией Матери, ангела хранителя и святых (24 октября 1850 г.). Л. 281. Чудеса, производимые внутреннею молитвою (июнь – ноябрь 1839 г.). Л. 311. О силе слова (эскиз) (1 мая 1848 г.). Л. 313. Перечень жизни одного пустынника, относительно искания сердца для внутренней жизни и молитвы (21 февраля 1851 г./26 июня 1854 г.). Л. 320. Перечень начала и хода занятий внутреннею молитвою (январь 1854 г., середина 1859 г.). Л. 328. Извлечение из полного трактата о молитве, составленного 1827 г. марта 8 в Симоновом. Л. 330. Расположение подробного трактата о молитве, разделенного на четыре части, из коих первая о молитве в общем смысле; вторая о молитве, рассматриваемой в смысле отрешенном внутренном; третья содержит историю внутренней молитвы, и четвертая – защищение ее от возражений (18 ноября 1835 г.). Л. 344. Трактат о влиянии призывания Имени Божия на жизнь, или О магической силе в Имени Иисуса Христа (октябрь 1841 г.) [список: Бар-164. Л. 59–66 об.]. Л. 360. О божественной и чистой молитве (20 марта 1836 г.). Л. 370. Мысли, почерпнутые из трактата о молитве, доставленного Дмитрием Ивановичем Поповым 1844 г. в июне. Л. 373–376. О внутренней молитве (11 апреля1840 г.). Л. 377. Примеры важности и действительности моления чрез Имя Господа Иисуса Христа (1843 г.). Л. 377 об. О погружении в себя (июль 1844 г.). Л. 378. О самововращении (28 октября 1840 г.). Л. 380. Исповедь внутреннего человека (ведущая ко смирению) (11 апреля 1855 г.). Л. 384. Наставление, как обращаться с Крестом Иисуса Христа (1844) [список: Мух-294. Л. 8–17 об.] Л. 386. Чтение Слова Божия (25 сентября – 13 октября, 16–27 октября 1849 г.). Л. 394. Часть четвертая. О спокойствии. Л. 394 об. Вступление (19 мая 1859 г.). Л. 395. О спокойствии, внутреннем мире, удовольствии человеческом в земной жизни и радости духовной (4 июля 1857 г.). Л. 395 об. Нечто о истинном удовольствии в земной жизни (9 июля 1857 г.).

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/is...

Разделы портала «Азбука веры» Основы катехизации и воцерковления Воскресные школы Московской епархии http://www.eorok.ru Воскресная школа при Храме Рождества Пресвятой Богородицы во Владыкине http://rpb-school.ru/ Воскресная школа при храме Успения Пресвятой Богородицы в Косино http://www.kosino-hram.ru Церковно-приходская школа «Косинская» http://www.cpshk.edusite.ru Воскресная школа Одинцовского благочиния Московской епархии http://www.odinblag.ru Воскресные школы г. Санкт-Петербурга Воскресная школа Свято-Троицкой Александро-Невской Лавры http://lavra.spb.ru Детская Воскресная школа “ЛОГОС” Собора Владимирской иконы Божией Матери http://vladimirsobor.spb.ru Воскресная школа при Спасо-Парголовском храме http://happy-school.ru Воскресная школа Санкт-Петербургского подворья монастыря Оптина пустынь http://www.rpc.ru Воскресная школа при храме Святителя Николая Чудотворца Адрес: Санкт-Петербург, Коломяжский просп., 13 Тел.: +7 (812) 980–39-27 Воскресная школа для взрослых Адрес: Санкт-Петербург, ул. Гастелло, 15 Тел.: +7 (812) 373–22-79 Воскресная школа при Спасо-Преображенском Соборе Адрес: Санкт-Петербург, ул. Рылеева, 3 Тел.: +7 (812) 272–36-62 Воскресная школа при Храме Андрея Критского Адрес: Санкт-Петербург, Володарский пос., просп. Ленина, 22 Тел.: +7 (812) 738–98-14 Воскресная школа при Храме Благовещения Пресвятой Богородицы Адрес: Санкт-Петербург, Володарский пос., просп. Ленина, 22 Воскресная школа при Храме Святой Великомученицы Екатерины Адрес: Санкт-Петербург, линия Кадетская, 27а Тел.: +7 (812) 328–25-72 Воскресная школа при Храме Спаса Нерукотворного Образа Адрес: Санкт-Петербург, пл. Конюшенная, 1 Тел.: +7 (812) 571–82-61 Воскресная школа при Храме святителя Николая Чудотворца Адрес: Санкт-Петербург, ул. Академика Лебедева, 37б Тел.: +7 (812) 292–33-72 Воскресная школа при Храме Тихвинской Иконы Божией Матери Адрес: Санкт-Петербург, Лиговский просп., 128 Тел.: +7 (812) 764–08-08 Воскресная школа при Храме святого Страстотерпца Царя Николая Адрес: Санкт-Петербург, Суворовский просп., 61

http://azbyka.ru/katehizacija/voskresnye...

В 328 году по смерти епископа Александра Афанасий, несмотря на его молодость, был избран епископом Александрии. Так как он был наиболее сильным противником и обличителем ариан, то на него обрушилась вся ярость этих еретиков. За свое долголетнее епископское служение Афанасий подвергался пятикратному изгнанию из Александрии. Посвященный в епископский сан в возрасте 28 лет, он мирно скончался в Александрии в 75 – летнем возрасте (2-го мая 373 года), пройдя тяжелый путь непрерывных преследований и страданий. Первое изгнание Св. Афанасия из Александрии приходится на 335 – 337 г.г. Когда после 1-го Вселенского Собора, на котором ересь Ария была осуждена, этот ересиарх был возвращен из ссылки, то ариане потребовали, чтобы Афанасий принял Ария в церковное общение. Афанасий ответил категорическим отказом. Тогда его противники прибегли к клевете и обвинили Александрийского епископа в безнравственных действиях и в том, что он убил Мелетианского епископа Арсения, отрубил ему руку и пользовался ею для волхования. Для разбора дела был собран в 335 г. собор в Трире, на котором Афанасий опроверг все возведенные на него обвинения, а епископ Арсений предстал перед собором живым и с обеими руками. Однако, арианские епископы сумели склонить на свою сторону императора Константина и убедить его в том, что Афанасий- является главным виновником церковных нестроений, поэтому распоряжением императора он был отправлен в Трир, где и пробыл до смерти Константина, последовавшей в 337 году. Так как Александрийская кафедра на время ссылки Афанасия оставалась незамещенной, то он получил разрешение вернуться к своей пастве. Второе изгнание Св. Афанасия последовало в 339 году. По возвращении в Александрию Св. Афанасий снова подвергся нападкам арианствующих клеветников, которые вооружили против него нового императора Констанция. По их проискам епископом в Александрию был назначен арианский пресвитер Пист, который и был посвящен арианином Секундом. Обличенный Св. Афанасием Пист всеми Александрийскими епископами был предан анафеме, а обвинения, воздвигнутые на Афанасия, были опровергнуты на большом Александрийском соборе, постановление которого было разослано всем епископам, в том числе и папе Юлию.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/pa...

Дикарев Михаил Иванович (конец XIX – начало ХХ в.), иконописец из Мстеры, владелец иконописной мастерской в Москве, поставщик двора Его Императорского Высочества великого князя Сергея Александровича 169, 185, 186, 190, 191, 195, 243, 270, 408, 409, 467 Димитрий Солунский (ум. ок. 306), св. великомученик 50, 52, 96, 151, 234, 386, 435, 436 Димитрий, царевич (1581–1591), сын царя Ивана IV, св. мученик 51, 347, 349, 356 Димитрий (Даниил Саввич Туптало, 1651–1709). митрополит Ростовский и Ярославский. писатель, проповедник, святой 68, 93, 104, 217, 221, 369, 370, 373, 375. 379, 380, 468 Димитрий Федорович, князь Галицкий 68 Дионисий Глушицкий (1363–1437), святой 240 Дионисий Фурноаграфиот (XVIII греческий иконописец, автор руководства по христианской иконографии и технике иконописи 131, 467 Дмитриев Максим (1858–1948), известный фотограф, более десятилетия снимал быт поволжских городов 23 Дмитриев Ю.М. 97, 103, 462 Дмитриевский Алексей Афанасьевич (1856–1929), историк, литургист, профессор Киевской духовной академии 286, 331, 462 Добровольский Т. 293 Добронравов Василий Гаврилович (1861-?), владимирский краевед 463 Доксарос, греческий художник, автор трактата «О живописи» (1726) 131 Долгоруков В.А., князь 188 Долотов Ф.М. (середина XIX в.), иконописец из Палеха 387 Долотова мастерская, в Палехе 168 Домб-Калиновская Б. 97, 463 Доре Гюстав (1832–1883), французский график 261 Достоевский Федор Михайлович (1821–1881), писатель 21, 463 Дружинин Василий Григорьевич , коллекционер, исследователь поморского литья 132, 163, 219, 463 Дудочкин Б.Н. 458 Дуччо ди Буонинсенья (ок. 1255–1319), итальянский художник 313 Дыдыкин (рубеж XVIII-XIX вв.), иконописец из Палеха 168 Дыдыкины А.И. и В.Л. (упом. 897), иконописцы из Палеха 159 Дюрер Альбрехт (1471–1528), немецкий художник 296 Е Евангулова О.С. 22, 463 Евгений (Болховитинов , 1767–1837), митрополит Киевский 235 Евдокимов П. 7, 463 Евдокия, святая 169, 318, 328 Евлампиев Е., художник, преподаватель Мстерской учебно-иконописной мастерской Комитета попечительства о русской иконописи 289

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/ikona-i-...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГРИГОРИЙ Свт. Григорий Богослов и его отец проповедуют христианам Назианза. Миниатюра из Гомилий свт. Григория Богослова. XII в. (Parisin. gr. 550. Fol. 279) Свт. Григорий Богослов и его отец проповедуют христианам Назианза. Миниатюра из Гомилий свт. Григория Богослова. XII в. (Parisin. gr. 550. Fol. 279) (275/80 - ок. 374), свт. (пам. греч. 1 янв.), еп. Назианза (старший), отец свт. Григория Богослова . Основными источниками сведений о жизни Г. служат сочинения свт. Григория Богослова ( Greg. Nazianz. Or. 18. 6, 7, 8, 15; 43. 37; idem. De vita sua. 41-56, 345, 494-517; idem. Epitaphia in Patrem//PG. 38. Col. 38-43). Григорий Богослов называет отца святым ( Greg. Naz. Or. 18. 28) и дает его словесный портрет: «Он кроток, не гневлив, спокоен по наружности, горяч духом, богат видимыми дарами, еще более - дарами сокровенными» ( Idem. Or. 7. 3). Состоятельный горожанин из г. Назианз (Каппадокия), Г. до перехода в христианство был членом секты ипсистариан (ψιστριοι - почитатели Зевса Высшего (Ζες ψιστος), по имени к-рого и получили свое название ( Idem. Or. 18. 5)). К этой секте он, видимо, принадлежал с рождения, т. к. известно, что мать Г. хотела лишить его наследства, узнав о переходе сына в христианство, но впосл. передумала (Ibidem). Г., отличавшийся высокой нравственностью, был обращен в христианство своей женой св. Нонной , принадлежавшей к Церкви от рождения (ее родным братом был свт. Амфилохий, с 373 еп. Иконийский); Г. принял св. Крещение в возрасте ок. 45 лет от Леонтия, еп. Кесарии Каппадокийской, перед тем как тот отправился на I Вселенский Собор в Никею. Свт. Григорий Богослов сообщает о чудесном свете, к-рый осиял новопросвещенного. Вскоре Г. принял сан священника. В 328 или 329 г. Г. занял епископскую кафедру Назианза, долгое время пустовавшую. Хотя в богословских познаниях он уступал нек-рым клирикам, но в благочестии превзошел мн. современников. Г. и Нонна имели 3 детей: старшую дочь св. Горгонию , свт. Григория Богослова и Кесария.

http://pravenc.ru/text/166527.html

Вот их понятие о Боге. Но при таком понятии о Боге, где же личность, как существеннейший признак такого понятия? Слова Спасителя: глаголы, яже Аз глаголах, дух суть и живот суть, они понимают по-своему и слова: дух и живот пишут с прописной буквы. 2) Посему всем именам, словесам и действиям Божиим они придают особый мистический смысл, в силу коего они все сие и почитают Богом. 3) Во всем этом усматривают некий сокровенный смысл, может быть, и им непостижимый, но в который они слепо веруют, и сию веру пытаются оправдать учением, что им открываются тайны, непостижимые ученым богословам, которые-де неопытны в духовной жизни и не в состоянии судить о ее сокровенных явлениях, как слепой не может судить о цветах. К таким ученым о. Булатович относит и великого подвижника последнего времени святителя Феофана Затворника , о котором он говорит, что ему «по богатству ума не давалось сокровище простоты сердечной, а ею-де только и познается Бог по имени Иисус». Вопрошаю: можно ли со строгой церковной точки зрения допустить такое как бы обособленное от общего учения Церкви учение?... IV В предшествующих «Троицкого Слова», в своем дневнике, я поместил доклад мой С. Синоду по поводу нового лжеучения, появившегося на Афоне. В дополнение к сему докладу помещаю те листки, которые составлены и изданы мною уже на Афоне, с целью дать простым людям средство разобраться в ереси, вдумываясь в учение Церкви и св. Отцов. Как учит Св. Церковь об именах Божиих (Выписки из св. отцов и церковных вероопределений) Имя и предмет, им обозначаемый, не одно и то же.. Иное – предмет, по своей природе подлежащий названию, и иное – название, обозначающее предмет. Бытие – не одно и то же с именованием. (Св. Григорий Нисский . Опровержение Евномия, кн. 12, ч. 6, стр. 373, 328) Всякое имя есть некоторый признак или знак какой-либо сущности (стр. 325). Наименования не из самого естества проистекают, но прилагаются к предметам нашею мыслию (стр. 315, 323). Употребление слов и имен придумано после сотворения людей (стр. 329).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rozhdest...

Это наш наиболее полный источник (цитировать который здесь не представляется возможным). Вся 2 книга «Постановлений» целиком посвящена описанию ночных молитв и псалмопений. Судя по этим описаниям, службы часов в пахомиевых монастырях конца 4 века уже не совершались. Зато на вечерне и на утрени совершалось чтение Писания, но ни тропарей, ни стихир не употреблялось. Пахомиевское правило 12-ти псалмов привилось по всему Египту (хотя «у иных положено петь по 20–30 псалмов...» а иные стремились пропевать чуть ли не всю Псалтирь. При этом псалмы пелись «ровным монотонным распевом без перерыва, стих за стихом» (См. кн. 2, 6–7, 9–10). Т.о. 4 век стал временем создания специального монашеского богослужения. Эту Египетскую практику попытался пересадить в Палестину – Прп. Иларион Великий († 371) – родом из-под Газы, он ок. 305 г. пристал к прп. Антонию Великому . Жил с ним на Колизме, а затем вернулся в Газу и после 22 лет затвора (т.е. ок. 328 г.) основал под городом колонию анахоретов по типу Антониевой. Келии растянулись по всему пространству прибрежной пустыни подобно шатрам кочевых племен. Бежав от растущей славы на Кипр, Иларион оставил ок. 2000 иноков и умер на руках у своего ученика Епифания Кипрского . По смерти его иноки разбрелись и стало ясно, что анахоретский опыт в Палестине не привьется. Палестина была предназначена для другого типа монашества. 4. Сиро-Месопотамское Монашество Основателями его считаются прп. Иаков Низибийский († 340-е гг.; память 13 янв.) и прп. Авраамий Затворник († ок. 360 г.; память 29 окт.) – учителя прп. Ефрема Сирина († 373). Известно, что Сиро-месопотамское монашество было наиболее строгим и вычурным. Здесь практиковались экзотические виды подвижничества: столпничество, затворничество, воскизм (житие под открытым небом). Воскитом был прп. Иаков Низибийский , прп. Марон (14 фев); его ученик прп. Иаков Великий († 437; память 26 нояб.) и даже женщины – Марина и Кира. Аскет Фалалей заключил себя в ящик. Аскет Варадат подвесил себя в колесе. И т. п.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Александрийский епископ Александр приблизил к себе благочестивого юношу, посвятил в диаконы и сделал своим секретарём. В этом звании св. Афанасий сопровождал своего епископа на I Вселенский собор. В 328 году, по смерти епископа Александра, св. Афанасий, несмотря на свою молодость, был избран епископом Александрии. Как произошло его избрание, трудно ясно представить ввиду разногласия в сообщениях древних авторов. Противники св. Афанасия утверждали, что он был избран меньшинством: будто по кончине епископа Александра только некоторые (немногие) напомнили о св. Афанасии, и он был рукоположен шестью или семью епископами тайно, в сокровенном месте. Но по свидетельству собравшихся на соборе 359-ти египетских епископов, содержащемуся в окружном послании (приведено в апологии против ариан), при избрании св. Афанасия было проявлено полное единодушие как епископов, так и всей церковной провинции: «Ничего не было сказано против Афанасия... говорили же о нём всё прекрасное, называя его рачительным, благоговейным христианином, одним из подвижников и поистине епископом» (I:295). Очевидно, указание на неправильность при избрании св. Афанасия было одним из приёмов борьбы с ним его противников, ариан. Избрание его было правильным. Но само собой понятно, что он не получил голосов сторонников ариан, мелетиан и других раскольников. С этого времени судьба Вселенского Православия почти отождествляется с судьбой св. Афанасия, явившегося его несокрушимым оплотом в самый критический для него период арианских смут, когда арианство грозило подавить Православие силой и выставляло себя представителем всего Востока. Так как св. Афанасий был наиболее сильным противником и обличителем ариан, на него обрушилась вся ярость еретиков. За своё долголетнее епископское служение он подвергался пятикратному изгнанию из Александрии: первое (335–337 гг., находился в Трире) он пережил при св. Константине Великом , второе (339–346 гг., в Риме) и третье (356–362 гг., в Фиваидской пустыне среди иноков) – при Констанции, четвёртое (362–364 гг., в Фиваиде) – при Юлиане и пятое (365–366 гг., вблизи Александрии) – при Валенте. Скончался он мирно в Александрии 2 мая 373 года, пройдя тяжёлый путь непрерывных преследований и страданий. Незадолго до своей кончины рукоположил преемником себе епископа Петра.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010