Ambrose of Milan. (c. 333–397; fl. 374–397). Bishop of Milan and teacher of Augustine who defended the divinity of the Holy Spirit and the perpetual virginity of Mary. Ambrosiaster (fl. c. 366–384). Name given by Eramus to the author of a work once thought to have been composed by Ambrose. Ammonius (c. seventh century). Monk who collected commentary from earlier writers to form a catena on 1 5 1 various biblical books. Aphrahat (c. 270–350 fl. 337–345). “The Persian Sage” and first major Syriac writer whose work survives. He is also known by his Greek name Aphraates. Apollinarius of Laodicea (310-c. 392). Bishop of Laodicea who was attacked by Gregory of Nazianzus, Gregory of Nissa and Theodore for denying that Christ had a human mind. Apostolic Constitutions (c. 381–394). Thought to be the work of the Arian bishop Julian of Neapolis. The work is divided into eight books, and is primarily a collection of and expansion on previous works such as the Didache (c. 140) and Apostolic Traditions. Book 8 ends with eighty-five canons from various sources and is elseshere known as the Apostolic Canons. Arius (fl. c. 320). Heretic condemned at the Council of Nicaea (325) for refusing to accept that the Son was not a creature but was God by nature like the Father. Athanasius of Alexandria (c. 295–373; fl. 325–373). Bishop of Alexandria from 328, thought often in exile. He wrote his classical polemics against the Arians while most of the eastern bishops were against him. Athenagoras (fl. 176–180). Early Christian philosopher and apologist from Athens, whose only authenticated writing, A Plea Regarding Christians, is addressed to the emperors Marcus Aurelius and Commodius, and defends Christians from the common accusations of atheism, incest and cannibalism. Augustine of Hippo (354–430). Bishop of Hippo and a voluminous writer on philosophical, exegetical, theological and ecclesiological topics. He formulated the Western doctrines of predestination and original sin in his writings against the Pelagians. |
Глава 9. СВЯТОЙ АФАНАСИЙ ВЕЛИКИЙ Св. Афанасий Великий родился в Александрии в 293 году в христианской семье. В отличие от многих других знаменитых богословов философии он не изучал, хотя и получил хорошее образование. Еще в молодых летах он предался строгому аскетизму. В 319 году он был посвящен в дьякона епископом александрийским Александром и участвовал в Никейском соборе (325 год). По смерти Александра (328 год) Афанасий был избран его преемником, после чего занимал епископскую кафедру в Александрии в течение сорока семи лет, из которых пятнадцать провел в изгнании. В 335 году стараниями своих противников – ариан Афанасий был низложен Тирским собором и осужден на изгнание в город Трир на далеком Западе. По смерти Константина I (337 год) он возвратился из ссылки, но вражда ариан была очень сильна, и они продолжали интриговать против него. Несколько лет спустя, пользуясь поддержкой императорских солдат, они насильно поставили архиепископом александрийским арианина Григория. Афанасий был вынужден бежать в Рим к архиепископу Юлию, благодаря которому учение Афанасия было объявлено согласным с православными догматами на римском соборе 341 года. В 343 году состоялась неудачная попытка примирения между арианами и никейцами на соборе в Сердике (нынешняя столица Болгарии София). В 346 году Афанасию было разрешено вернуться в Александрию в качестве архиепископа – единственного в тот период православного епископа на всем Востоке. Своим личным авторитетом и сочинениями он завоевал любовь и уважение своей паствы, и влияние его было очень велико. Выше уже говорилось, что в 350 году, когда арианин Констанций стал самодержавным монархом, арианство одержало победу как на Востоке, так и на Западе. В 356 году в результате преследований Афанасий вынужден был бежать в египетскую пустыню, где он скрывался по монастырям в течение шести лет. В этот период он написал «Житие св. Антония» и многие другие сочинения. В 361 году на престол взошел Юлиан Отступник – император, сделавший попытку восстановить язычество. Юлиан обращал мало внимания на внутрихристианские распри, и при нем всему православному духовенству было разрешено вернуться из изгнания. Арианский епископ Григорий был убит толпой во время народного восстания в Александрии, и Афанасии снова вернулся к духовной власти. Он ревностно принялся за восстановление православия и в 362 году созвал первый православный собор со времен Никеи. Его усилия по обращению язычников вызвали раздражение Юлиана, и в том же 362 году ему пришлось в четвертый раз удалиться в ссылку, на этот раз в Фиваидскую пустыню. После смерти Юлиана Афанасий опять вернулся в Александрию (363 год), но в царствование Валента, симпатизировавшего арианам, неугомонный епископ был вынужден снова покинуть свой город, но на этот раз всего на несколько месяцев. После этого его уже больше не беспокоили до самой смерти, последовавшей в глубокой старости в 373 году. |
Литография. 1809 г. Легализация христианства при имп. Константине Великом, появление у Церкви офиц. привилегий и властных прерогатив привели к быстрому росту богатства Александрийской кафедры и ее влияния, к-рое распространилось теперь на весь Е. Александрийская Церковь получила возможность активно участвовать в экономической жизни Е. К VI в. Александрийский Патриарший престол был крупнейшим собственником в Е., соперничая с объемами гос. собственности. Епископы многочисленных егип. городов получали рукоположение исключительно в Александрии, в то время как в их избрании имел право участвовать лишь клир Александрии. На общеимперском уровне Александрийские патриархи стали ведущими участниками событий, касающихся вселенского православия. Сер. IV - сер. V в. можно оценить как время наивысшего влияния Александрийского престола на судьбы Вселенской Церкви. Подобно большинству авторитетных церковных деятелей империи, Александрийские патриархи превращаются в гос. деятелей, тесно связанных не только с церковными делами, но и напрямую с имп. престолом, с теми политическими программами, к-рые выдвигают правящие круги при имп. Константине и его преемниках. В 10-30-х гг. IV в. в Церкви Е. произошло одновременно 2 раскола (мелетианский и арианский), к-рые могли поставить под угрозу развитие христианства в стране. Тем не менее внутри Александрийской Церкви оба раскола были сравнительно быстро преодолены. Если церковные общины Востока не могли справиться с арианством более полувека (до II Вселенского Собора 381 г.), то внутри Церкви Е. ересь не получила существенного распространения. Единство правосл. паствы Е. (или по меньшей мере серьезное преобладание православных) позволило свт. Афанасию Великому (328-373) неск. десятилетий отстаивать принципиальную позицию Церкви - осуждение арианства, несмотря на периоды опалы со стороны светской власти. Проарианские ставленники на Александрийском престоле неизменно оказывались в общественной и моральной изоляции. После окончательной победы над арианством к кон. |
R. Staats. Gött., 1984. S. 86–181; Desprez V. Un fragment palimpseste (antérieur à 708) de la Grande Lettre du Ps.-Macaire// Макарий Египетский, прп. (Симеон Месопотамский). Духовные слова и посла¬ния. Афон; М., 2015. С. 769–782 [изд. фрагм. последней тетради палимпсеста ркп. Sin. syr. 30]; рус. пер.: Наставление монахам// Ефрем Сирин, прп. Творения. Серг. П., 1912. М., 1996р. Ч. 3. C. 318–355 [без 13¬й гл.]; Творения древ¬них отцов¬подвижников. М., 1997. C. 99–142 (переизд.: Макарий Египетский, прп. Творения. М., 2002. С. 97–139); Макарий Египетский, прп. Духовные слова и послания. М., 2002. С. 373–414 (переизд.: Макарий Египетский, прп. (Симеон Месопотамский). Духовные слова и послания. Афон; М., 2015. С. 227– 269 [с парал. греч. текстом]); Произведения под именем прп. Ефрема Сирина (CPG, N 3959, 3961, 3992, 3993, 4032, 4033, 4035, 4048): Schriften des Makarios/Symeon unter dem Namen des Ephraem/Hrsg. W. Strothmann. Wiesbaden, 1981; араб. собрание (CPG, N 2420): Strothmann W., Übers. Makarios/Sy¬meon: Das arabische Sondergut. Wiesbaden, 1975 [нем. пер. без араб. оригинала]; сир. собрание (CPG, N 2421): Idem. Die Syrische Über¬ lieferung der Schriften des Makarios. Wiesba¬den, 1981. Bd. 1: Syrischer Text; Bd. 2: Überset¬zung. Библиогр.: ИАБ, 4. 513-751; Макарий Египетский, прп. (Симеон Месопотамский). Духовные слова и послания. Афон; М., 2015. С. 222, 1052-1091. Лит.: [Аноним]. Обозрение догматико-аскетического учения прп. Макария//ВЧ. 1848. 36. С. 365-372; 1849. 40. 409-414; 41. С. 418-421; Палладий (Добронравов), архим. Новооткрытые сказания о прп. Макарии Великом: По копт. сб. Каз., 1898; Арсений (Жадановский), архим. Прп. Макарий Египетский. М., 1899, 19143 (То же//«Свете тихий»: Жизнеописание и труды еп. Серпуховского Арсения (Жадановского)/Сост.: С. В. Фомин. М., 2002. Т. 2. С. 94-328); Бронзов А. А. Прп. Макарий Египетский, его жизнь, творения и нравственное мировоззрение. СПб., 1899; он же. Несколько данных для характеристики нравственного мировоззрения прп. |
335 Епископ Александрии. (326–373). Будучи диаконом и секретарем епископа Александра Александрийского , участвовал в I Вселенском соборе 325 г. в Никее. Был одним из ведущих защитников православия против арианства. Все сорокасемилетнее епископское служение св. Афанасия прошло в изгнаниях и ссылках, которым он подвергся от арианской партии. (См.: Флоровский Г. В. Восточные отцы IV века. С. 26–28.) 336 Евагрий Антиохийский (388–392) – епископ, возглавлявший в Антиохии партию раскола, главной причиной которого было арианство. В 328 г, из Антиохии был изгнан арианами православный епископ Евстафий. Однако партия православных продолжала признавать Евстафия своим законным епископом. В 361 г. в Антиохию призывается епископ Мелетий, которого ариане считали своим. Но, поскольку православие Мелетия вскоре становится очевидным для всех, он также изгоняется со своей кафедры, и вместо него назначается арианский епископ Евзой. Православные не вступили в οбщение с Евзоем, однако сами раскололись на две партии: одна признавала своим главой Мелетия, другая составила общину вокруг пресвитера Павлина. При императоре Юлиане Отступнике возвращается из ссылки Мелетий и, одновременно, рукополагается во епископа пресвитер Павлин. Таким образом, в Антиохии оказываются сразу три епископа: один арианский и два православных. После смерти арианского императора Валента каноническим главой Антиохийской Церкви становится Мелетий. Сторонникам Павлина было позволено остаться под его окормлением вплоть до его смерти. Однако после смерти Павлина (388) его последователи избрали себе нового епископа Евагрия. После епископа Мелетия его преемником избирается Флавиан. Таким образом снова в Антиохии оказываются два епископа, Флавиан и Евагрий. См. об этом подробно: Малышевский И. И. Указ. соч. С. 5. Весь Запад и ряд Восточных Церквей не признавали епископа Флавиана законным главой Антиохийской Церкви, поддерживая епископа Евагрия. В урегулировании этого конфликта принял участие, уже будучи епископом Константинопольским, св. Иоанн Златоуст . В Рим было отправлено посольство во главе с Акакием Верийским, которому удалось примирить епископа Флавиана с Римом и Александрией. Первое время евстафианская община, возглавляемая Евагрием, чуждалась Флавиана, но затем рознь сгладилась и окончательно прекратилась в 415 г. (См.: Созомен. Указ. соч. С. 571; Гидулянов П. В. Указ. соч. С. 543.) |
Apart from Eusebius, Jerome’s Chronicle also provides information concerning the patriarchate of Alexandria. In chronological order, with the approximate dates of each tenure set in parentheses, these early leaders of the Alexandrian Church are as follows: Mark the apostle (?); Annianus (62–84/85); Avilius (84/85–98); Cerdon (98–110), who was a presbyter ordained by Saint Mark; Primus (110–22), also called Ephraim; Justus (122–30/32); Eumenes (132–43); Mark II (143–53); Celadion (153–67); Agrippinus (167–79); Julian (179–89/90). After Julian, Eusebius provides a little more detail concerning the Alexandrian bishops; the successive list of bishops comprises Demetrius (189/190–233); Heraclas (233–47); Dionysius (247–64); Maximus (264–82). Following Maximus, the Alexandrian bishops, with verifiable dates of tenure, are Theonas (282–300); Peter the Martyr (300–11); Achillas (311–12); Alexander (312–28); Athanasius (328–73); Peter II (373–80); Timothy I (380–4); Theophilus (384–412); Cyril (412–44); Dioscorus (444–51); Proterius (451–7); Timothy II Aelurus (457–60), a Miaphysite; Timothy II Salofaciolos (460–75), a Chalcedonian; Timothy II Aelurus (475–7), his second time as bishop; Peter III Mongus (477), a Miaphysite; Timothy II Salofaciolos (477–82), his second time as bishop; John I Talaia (482), a Chalcedonian; Peter III Mongus (482–9), his second tenure; Athanasius II Keletes (489–96), a Miaphysite; John I (496–505), a Miaphysite; John II (505–16); Dioscorus II (516–17); and Timothy III (517–35), a Miaphysite. After the Council of Chalcedon in 451, a schism erupted between the Miaphysite and the Chalcedonian theologians. As a result of the schism, from 535 up through the Arab conquests of Alexandria, there existed two lines of Alexandrian patriarchs. The Melkite (Greek Byzantine) party supported Chalcedonian Christology; conversely, the Coptic party supported proto- Cyrilline or Miaphysite Christology. The Melkite patriarchal line runs as follows: Paul of Tabenn (537–40); Zoile (540–1); Apollinarius (541–70); John II (570–80); Eulogius (580–608); Theodore the Scribe (608–9); John III the Almoner (609–19); George (620–30); Cyrus (630/631–43/44); Peter III (643/644–51); uncertain gap in the patriarchate; Theodore (655 Synod); Peter IV (680 Council); Theophylact (695 Council); Onophes (711); Eusebius (?); Cosmas I (742–68); andPolitian (768–813). |
Феодора, императрица 7 Феодора Комнина, сестра Алексея I Комнина 266, 463, 553 Феодора Комнина, сестра Анны Комниной 629 Феодосий II, император 475 Феодот 64 Феодота 510 Феодул Синадин 464 Феофан 42, 618 Феофана продолжатель 450 Феофилакт Болгарский 6, 33, 483, 504, 513, 522, 536, 540, 544, 550, 553, 561, 593, 594, 600, 623, 626 Феофилакт Симокатта 18, 539, 598 Феста Н. 621 Фидий 119, 328, 476 Филарет Врахамий, Филарет 190, 522, 523 Филипп I, французский король 562, 586, 587 Филипп, легендарный основатель Филиппополя 394 Филипп II Македонский 394, 611 Филокал, см. Евмафий Филокал Финк Г. 584 Фируз, см. Пирр Фландрский граф, см. Роберт I Фризский Фол 397—399 Форвин Катакалон, см. Константин Евфорвин Катакалон Форс 461, 505 Фотий, патриарх 34, 588 Фрейденберг М. 606 Фукидид 18, 41, 598 Фульшер Орлеанский 561 Фульшер Шартрский 563, 569, 572, 574, 596, 606 Фуяно М. 490 Хагенмайер Г. 535, 572, 583, 584 Хали, см. Татуш Хам, библ. 54 Харанис П. 477, 558 Харатик, см. Каратекин Харон 130, 478, 483 Хасан, эмир Каппадокии 300, 374, 475, 573 Хасан Катух 414 Хассей Дж. 9, 40 Хиросфакт 135, 487 Хобар 276, 560 Хольцман В. 535 Хониат, см. Никита Хониат Хонигман Е. 586, 604 Хрисоскул 441 Христос, см. Иисус Христос Цахариэ фон-Лингенталь 482 Церпентирий (Вильгельм Карпентарий? Илья?) 279, 563 Цец, см. Иоанн Цец Цецилия 587 Цимисхий, см. Иоанн I Цимисхий Цинцилук, см. Андроник Цинцилук Ципурел 388—390 Цита 296, 310, 311 Цурих 17 Чакан, Чаха 22, 217—221, 231, 232, 246, 247, 250, 251, 296, 302, 303, 373, 537, 538, 542, 546—548, 571 Чауш 191, 196, 523, 525, 526 Челгу 203, 204, 532, 542 Шаландон Ф. 28, 48, 457, 461, 464, 468, 486, 492, 503—506, 515—518, 520, 523, 524, 526, 531, 532, 535, 538, 541, 546, 556—558, 561, 572, 578, 579, 584, 601, 610, 630 Шамо аль-Давла 575 Шахиншах, см. Мелик-Шах II Шварц К. 518 |
Комнин, см. Адриан Комнин, брат Алексея I Комнина Комнин, см. Адриан Комнин, племянник Алек-сея I Комнина Комнин, см. Алексей I Комнин Комнин, см. Алексей Комнин, племянник Алек-сея I Комнина Комнин, см. Андроник Комнин Комнин, см. Иоанн Комнин, отец Алексея I Комнина Комнин, см. Иоанн Комнин, племянник Алек-сея I Комнина Комнин, см. Иоанн II Комнин Комнин, см. Исаак I Комнин, брат Алексея I Комнина Комнин, см. Исаак Комнин, сын Алексея I Ком-нина Комнин, см. Константин Комнин Комнин, см. Мануил Комнин Комнин, см. Никифор Комнин Комнина, см. Анна Комнина Комнина, см. Евдокия Комнина Комнина, см, Мария Комнина, дочь Алексея I Комнина Комнина, см. Мария Комнина, сестра Алексея I Комнина Комнины passim Конрад, коннетабль 578 Конрад, крестоносец 582 Конрад, сын Роберта Гвискара 460 Константин, великий друнгарий 451 Константин, нотариус 378 Константин, катепан титулов, протопроедр 135 Константин, сокольничий 222 Константин, стольник 342 Константин V, император 613 Константин Алоп 538 Константин Ангел 629 Константин VII Багрянородный, император 31, 464, 470, 588 Константин Бодин, Бодин 23, 90, 138, 148, 152, 187, 220, 221, 240, 463, 538 Константин I Великий, император 194, 200, 328, 396, 458, 473, 589 Константин Гавра 355, 380, 382, 388, 409, 601 Константин Далассин, Далассин 191, 218, 219, 221, 236, 246, 248, 250, 523, 538, 547 Константин Диоген 549, 553 Константин Х Дука, император 7, 120, 152, 441, 451, 455, 476— 478, 489, 496, 511, 549, 550 Константин Дука, жених Анны 11, 14, 40, 75; 78—80, 86, 92, 94. 116, 123, 124, 189, 220, 254, 257, 259, 439, 452, 453, 478, 489, 522, 549, 551 Константин Дука, предок рода Дук 121, 478 Константин Дука, сын Константина Х Дуки 148, 152, 498 Константин Дука Эксазин 330, 331, 337, 341, 592 Константин Евфорвин Катакалон, Катакалон, Форвин Катакалон 268—270, 272, 278, 312, 359—362, 373, 448, 546, 555 Константин Комнин, сын Исаака Комнина 544, 589 |
Далее в Житии сщмч. Панкратия описан конфликт между 2 Сицилийскими кафедрами. Спустя 2 года к сщмч. Панкратию явились священники, просившие его освятить новопостроенные церкви, что он и сделал. Голос свыше велел сщмч. Панкратию поставить пресвитером диак. Епафродита и послать его в Торакинейскую обл. (Τορακινας - Stallman. 1986. Р. 295). Однако в этой области проповедовал Христа М., который, услышав о деятельности пресв. Епафродита, посланного сщмч. Панкратием, был удивлен нарушением границ своей епархии (Ibid. P. 326). М. написал сщмч. Панкратию жалобу (Ibid. P. 327-328), но тот ответил, что ему было повеление свыше послать в эту область пресв. Епафродита (Ibid. P. 330), и отправил к М. с этим письмом своего ученика Евагрия. В это время М. находился к западу от города, у моря, недалеко от мест собрания монтанов и иудеев (Ibid. P. 334). Еще до прихода Евагрия с письмом М. было откровение об особой миссии пресв. Епафродита, поэтому М. сказал Евагрию, что сожалеет о своем письме Панкратию и что уже оказал пресв. Епафродиту поддержку (Ibid. P. 336). М. пожаловался Евагрию на досаждавших ему монтанов и иудеев (Ibid. P. 337). Вместе с Евагрием М. посетил пресв. Епафродита (с этого момента началась их духовная дружба - Ibid. P. 357-358), а потом отплыл в Тавромений к сщмч. Панкратию (Ibid. P. 360). Тот обрадовался прибытию собрата, и они вместе сослужили воскресную литургию (Ibid. P. 362). Тавроменийский епископ в ответ проводил М. на корабле обратно до Сиракуз (Ibid. P. 366). Там сщмч. Панкратию было чудесным образом открыто о намерении калабрийского правителя Аквилина Анфона разрушить Тавромений (Ibid. P. 369). Перепоручив паству пресв. Епафродита М. (Ibid. P. 370-371), сщмч. Панкратий поспешил домой, чтобы сообщить о надвигающейся опасности игемону Вонифатию (Ibid. P. 372-373). После победы над калабрийцами сщмч. Панкратий послал в Калабрию неск. пресвитеров для проповеди, затем прибывший в Италию ап. Петр рукоположил в Регии Калабрийского еп. Стефана (Ibid. P. 405-406). Сщмч. Панкратий поручил Евагрию отплыть в Сиракузы и сообщить обо всем случившемся М. (Ibid. P. 407). Узнав о распространении христ. веры в Калабрии, М. возблагодарил Господа (Ibid. P. 407-408) и сообщил Евагрию, что он тоже рукоположил 12 пресвитеров и 12 диаконов, подчинил их пресв. Епафродиту и освятил ц. св. Ирины (Ibid. P. 408). На этом дополнительные сведения о М. в Житии сщмч. Панкратия Тавроменийского исчерпываются. |
О. Варданян), между 415 и 420 гг. заложил основу буд. «К. к.». Он занимался переводом, редактированием и сочинением богословских трудов, в числе которых было много произведений, относящихся к церковному праву (каноны, канонические решения, письма о них). Ему приписывают первые составленные на арм. языке церковные каноны, редактирование Константинопольских канонов, а также послания К-польскому архиеп. свт. Проклу (434-446), написанные совместно с Месропом Маштоцем . В результате активной переводческой деятельности еще в V в. были переведены с греческого на арм. язык «Апостольские правила (Климента)», правила первых 3 Вселенских Соборов (Никейский (325), К-польский (381) и Эфесский (431)), 6 вост. Поместных Соборов (Анкирский (314), Неокесарийский (между 314 и 325), Гангрский (ок. 340), Антиохийский (341), Лаодикийский (365), Сардикийский (ок. 343)). В арм. сборнике указывается еще и 7-я группа канонов под т. н. Кесарийским Собором, который также упомянут в сир. и лат. версиях, однако, как это убедительно доказано рядом экспертов ( Schwartz. 1936. S. 16-17; Kaufhold. 1976. S. 11-15), в этот период в Кесарии не проходили Соборы, и ошибка возникла из-за контаминации греч. оригинала. Кроме того, на арм. язык были переведены правила архиеп. Тимофея Александрийского (380-385), приписанные его учителю архиеп. свт. Афанасию Александрийскому (328-373), с добавлением обширного ряда оригинальных канонов, и правила свт. Василия Великого в сокращенном виде (51 арм. канон фактически составляют письма святителя, написанные с целью исправления канонического порядка). 3 Вселенских Собора, участие в них арм. духовенства и принятые на них канонические решения широко освещены арм. историками Агафангелом (IV в.), Фавстом Бузандом (V в.), Мовсесом Хоренаци (V в.), Корюном (V в.) и др. Согласно арм. источникам, в работе I Вселенского Собора участвовал сын и преемник свт. Григория Просветителя еп. Аристакес (320/5 - ок. 333); он привез канонические решения Собора, которые затем были дополнены свт. |
| |