Ambrose of Milan. (c. 333–397; fl. 374–397). Bishop of Milan and teacher of Augustine who defended the divinity of the Holy Spirit and the perpetual virginity of Mary. Ambrosiaster (fl. c. 366–384). Name given by Eramus to the author of a work once thought to have been composed by Ambrose. Ammonius (c. seventh century). Monk who collected commentary from earlier writers to form a catena on 1 5 1 various biblical books. Aphrahat (c. 270–350 fl. 337–345). “The Persian Sage” and first major Syriac writer whose work survives. He is also known by his Greek name Aphraates. Apollinarius of Laodicea (310-c. 392). Bishop of Laodicea who was attacked by Gregory of Nazianzus, Gregory of Nissa and Theodore for denying that Christ had a human mind. Apostolic Constitutions (c. 381–394). Thought to be the work of the Arian bishop Julian of Neapolis. The work is divided into eight books, and is primarily a collection of and expansion on previous works such as the Didache (c. 140) and Apostolic Traditions. Book 8 ends with eighty-five canons from various sources and is elseshere known as the Apostolic Canons. Arius (fl. c. 320). Heretic condemned at the Council of Nicaea (325) for refusing to accept that the Son was not a creature but was God by nature like the Father. Athanasius of Alexandria (c. 295–373; fl. 325–373). Bishop of Alexandria from 328, thought often in exile. He wrote his classical polemics against the Arians while most of the eastern bishops were against him. Athenagoras (fl. 176–180). Early Christian philosopher and apologist from Athens, whose only authenticated writing, A Plea Regarding Christians, is addressed to the emperors Marcus Aurelius and Commodius, and defends Christians from the common accusations of atheism, incest and cannibalism. Augustine of Hippo (354–430). Bishop of Hippo and a voluminous writer on philosophical, exegetical, theological and ecclesiological topics. He formulated the Western doctrines of predestination and original sin in his writings against the Pelagians.

http://azbyka.ru/otechnik/Endryu-Laut/ge...

Глава 9. СВЯТОЙ АФАНАСИЙ ВЕЛИКИЙ Св. Афанасий Великий родился в Александрии в 293 году в христианской семье. В отличие от многих других знаменитых богословов философии он не изучал, хотя и получил хорошее образование. Еще в молодых летах он предался строгому аскетизму. В 319 году он был посвящен в дьякона епископом александрийским Александром и участвовал в Никейском соборе (325 год). По смерти Александра (328 год) Афанасий был избран его преемником, после чего занимал епископскую кафедру в Александрии в течение сорока семи лет, из которых пятнадцать провел в изгнании. В 335 году стараниями своих противников – ариан Афанасий был низложен Тирским собором и осужден на изгнание в город Трир на далеком Западе. По смерти Константина I (337 год) он возвратился из ссылки, но вражда ариан была очень сильна, и они продолжали интриговать против него. Несколько лет спустя, пользуясь поддержкой императорских солдат, они насильно поставили архиепископом александрийским арианина Григория. Афанасий был вынужден бежать в Рим к архиепископу Юлию, благодаря которому учение Афанасия было объявлено согласным с православными догматами на римском соборе 341 года. В 343 году состоялась неудачная попытка примирения между арианами и никейцами на соборе в Сердике (нынешняя столица Болгарии София). В 346 году Афанасию было разрешено вернуться в Александрию в качестве архиепископа – единственного в тот период православного епископа на всем Востоке. Своим личным авторитетом и сочинениями он завоевал любовь и уважение своей паствы, и влияние его было очень велико. Выше уже говорилось, что в 350 году, когда арианин Констанций стал самодержавным монархом, арианство одержало победу как на Востоке, так и на Западе. В 356 году в результате преследований Афанасий вынужден был бежать в египетскую пустыню, где он скрывался по монастырям в течение шести лет. В этот период он написал «Житие св. Антония» и многие другие сочинения. В 361 году на престол взошел Юлиан Отступник – император, сделавший попытку восстановить язычество. Юлиан обращал мало внимания на внутрихристианские распри, и при нем всему православному духовенству было разрешено вернуться из изгнания. Арианский епископ Григорий был убит толпой во время народного восстания в Александрии, и Афанасии снова вернулся к духовной власти. Он ревностно принялся за восстановление православия и в 362 году созвал первый православный собор со времен Никеи. Его усилия по обращению язычников вызвали раздражение Юлиана, и в том же 362 году ему пришлось в четвертый раз удалиться в ссылку, на этот раз в Фиваидскую пустыню. После смерти Юлиана Афанасий опять вернулся в Александрию (363 год), но в царствование Валента, симпатизировавшего арианам, неугомонный епископ был вынужден снова покинуть свой город, но на этот раз всего на несколько месяцев. После этого его уже больше не беспокоили до самой смерти, последовавшей в глубокой старости в 373 году.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Mejendor...

Литография. 1809 г. Легализация христианства при имп. Константине Великом, появление у Церкви офиц. привилегий и властных прерогатив привели к быстрому росту богатства Александрийской кафедры и ее влияния, к-рое распространилось теперь на весь Е. Александрийская Церковь получила возможность активно участвовать в экономической жизни Е. К VI в. Александрийский Патриарший престол был крупнейшим собственником в Е., соперничая с объемами гос. собственности. Епископы многочисленных егип. городов получали рукоположение исключительно в Александрии, в то время как в их избрании имел право участвовать лишь клир Александрии. На общеимперском уровне Александрийские патриархи стали ведущими участниками событий, касающихся вселенского православия. Сер. IV - сер. V в. можно оценить как время наивысшего влияния Александрийского престола на судьбы Вселенской Церкви. Подобно большинству авторитетных церковных деятелей империи, Александрийские патриархи превращаются в гос. деятелей, тесно связанных не только с церковными делами, но и напрямую с имп. престолом, с теми политическими программами, к-рые выдвигают правящие круги при имп. Константине и его преемниках. В 10-30-х гг. IV в. в Церкви Е. произошло одновременно 2 раскола (мелетианский и арианский), к-рые могли поставить под угрозу развитие христианства в стране. Тем не менее внутри Александрийской Церкви оба раскола были сравнительно быстро преодолены. Если церковные общины Востока не могли справиться с арианством более полувека (до II Вселенского Собора 381 г.), то внутри Церкви Е. ересь не получила существенного распространения. Единство правосл. паствы Е. (или по меньшей мере серьезное преобладание православных) позволило свт. Афанасию Великому (328-373) неск. десятилетий отстаивать принципиальную позицию Церкви - осуждение арианства, несмотря на периоды опалы со стороны светской власти. Проарианские ставленники на Александрийском престоле неизменно оказывались в общественной и моральной изоляции. После окончательной победы над арианством к кон.

http://pravenc.ru/text/187963.html

R. Staats. Gött., 1984. S. 86–181; Desprez V. Un fragment palimpseste (antérieur à 708) de la Grande Lettre du Ps.-Macaire// Макарий Египетский, прп. (Симеон Месопотамский). Духовные слова и посла¬ния. Афон; М., 2015. С. 769–782 [изд. фрагм. последней тетради палимпсеста ркп. Sin. syr. 30]; рус. пер.: Наставление монахам// Ефрем Сирин, прп. Творения. Серг. П., 1912. М., 1996р. Ч. 3. C. 318–355 [без 13¬й гл.]; Творения древ¬них отцов¬подвижников. М., 1997. C. 99–142 (переизд.: Макарий Египетский, прп. Творения. М., 2002. С. 97–139); Макарий Египетский, прп. Духовные слова и послания. М., 2002. С. 373–414 (переизд.: Макарий Египетский, прп. (Симеон Месопотамский). Духовные слова и послания. Афон; М., 2015. С. 227– 269 [с парал. греч. текстом]); Произведения под именем прп. Ефрема Сирина (CPG, N 3959, 3961, 3992, 3993, 4032, 4033, 4035, 4048): Schriften des Makarios/Symeon unter dem Namen des Ephraem/Hrsg. W. Strothmann. Wiesbaden, 1981; араб. собрание (CPG, N 2420): Strothmann W., Übers. Makarios/Sy¬meon: Das arabische Sondergut. Wiesbaden, 1975 [нем. пер. без араб. оригинала]; сир. собрание (CPG, N 2421): Idem. Die Syrische Über¬ lieferung der Schriften des Makarios. Wiesba¬den, 1981. Bd. 1: Syrischer Text; Bd. 2: Überset¬zung. Библиогр.: ИАБ, 4. 513-751; Макарий Египетский, прп. (Симеон Месопотамский). Духовные слова и послания. Афон; М., 2015. С. 222, 1052-1091. Лит.: [Аноним]. Обозрение догматико-аскетического учения прп. Макария//ВЧ. 1848. 36. С. 365-372; 1849. 40. 409-414; 41. С. 418-421; Палладий (Добронравов), архим. Новооткрытые сказания о прп. Макарии Великом: По копт. сб. Каз., 1898; Арсений (Жадановский), архим. Прп. Макарий Египетский. М., 1899, 19143 (То же//«Свете тихий»: Жизнеописание и труды еп. Серпуховского Арсения (Жадановского)/Сост.: С. В. Фомин. М., 2002. Т. 2. С. 94-328); Бронзов А. А. Прп. Макарий Египетский, его жизнь, творения и нравственное мировоззрение. СПб., 1899; он же. Несколько данных для характеристики нравственного мировоззрения прп.

http://pravenc.ru/text/Макарием Великим ...

335 Епископ Александрии. (326–373). Будучи диаконом и секретарем епископа Александра Александрийского , участвовал в I Вселенском соборе 325 г. в Никее. Был одним из ведущих защитников православия против арианства. Все сорокасемилетнее епископское служение св. Афанасия прошло в изгнаниях и ссылках, которым он подвергся от арианской партии. (См.: Флоровский Г. В. Восточные отцы IV века. С. 26–28.) 336 Евагрий Антиохийский (388–392) – епископ, возглавлявший в Антиохии партию раскола, главной причиной которого было арианство. В 328 г, из Антиохии был изгнан арианами православный епископ Евстафий. Однако партия православных продолжала признавать Евстафия своим законным епископом. В 361 г. в Антиохию призывается епископ Мелетий, которого ариане считали своим. Но, поскольку православие Мелетия вскоре становится очевидным для всех, он также изгоняется со своей кафедры, и вместо него назначается арианский епископ Евзой. Православные не вступили в οбщение с Евзоем, однако сами раскололись на две партии: одна признавала своим главой Мелетия, другая составила общину вокруг пресвитера Павлина. При императоре Юлиане Отступнике возвращается из ссылки Мелетий и, одновременно, рукополагается во епископа пресвитер Павлин. Таким образом, в Антиохии оказываются сразу три епископа: один арианский и два православных. После смерти арианского императора Валента каноническим главой Антиохийской Церкви становится Мелетий. Сторонникам Павлина было позволено остаться под его окормлением вплоть до его смерти. Однако после смерти Павлина (388) его последователи избрали себе нового епископа Евагрия. После епископа Мелетия его преемником избирается Флавиан. Таким образом снова в Антиохии оказываются два епископа, Флавиан и Евагрий. См. об этом подробно: Малышевский И. И. Указ. соч. С. 5. Весь Запад и ряд Восточных Церквей не признавали епископа Флавиана законным главой Антиохийской Церкви, поддерживая епископа Евагрия. В урегулировании этого конфликта принял участие, уже будучи епископом Константинопольским, св. Иоанн Златоуст . В Рим было отправлено посольство во главе с Акакием Верийским, которому удалось примирить епископа Флавиана с Римом и Александрией. Первое время евстафианская община, возглавляемая Евагрием, чуждалась Флавиана, но затем рознь сгладилась и окончательно прекратилась в 415 г. (См.: Созомен. Указ. соч. С. 571; Гидулянов П. В. Указ. соч. С. 543.)

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Sidoro...

Apart from Eusebius, Jerome’s Chronicle also provides information concerning the patriarchate of Alexandria. In chronological order, with the approximate dates of each tenure set in parentheses, these early leaders of the Alexandrian Church are as follows: Mark the apostle (?); Annianus (62–84/85); Avilius (84/85–98); Cerdon (98–110), who was a presbyter ordained by Saint Mark; Primus (110–22), also called Ephraim; Justus (122–30/32); Eumenes (132–43); Mark II (143–53); Celadion (153–67); Agrippinus (167–79); Julian (179–89/90). After Julian, Eusebius provides a little more detail concerning the Alexan­drian bishops; the successive list of bishops comprises Demetrius (189/190–233); Heraclas (233–47); Dionysius (247–64); Maximus (264–82). Following Maximus, the Alexandrian bishops, with verifiable dates of tenure, are Theonas (282–300); Peter the Martyr (300–11); Achillas (311–12); Alexander (312–28); Athanasius (328–73); Peter II (373–80); Timothy I (380–4); Theophilus (384–412); Cyril (412–44); Dioscorus (444–51); Proterius (451–7); Timothy II Aelurus (457–60), a Miaphysite; Timothy II Salofaciolos (460–75), a Chalcedonian; Timothy II Aelurus (475–7), his second time as bishop; Peter III Mongus (477), a Miaphysite; Timothy II Salofaciolos (477–82), his second time as bishop; John I Talaia (482), a Chalcedonian; Peter III Mongus (482–9), his second tenure; Athanasius II Keletes (489–96), a Miaphysite; John I (496–505), a Miaphysite; John II (505–16); Dioscorus II (516–17); and Timothy III (517–35), a Miaphysite. After the Council of Chalcedon in 451, a schism erupted between the Miaphysite and the Chalcedonian theologians. As a result of the schism, from 535 up through the Arab conquests of Alexandria, there existed two lines of Alexandrian patriarchs. The Melkite (Greek Byzantine) party supported Chalcedonian Christology; con­versely, the Coptic party supported proto- Cyrilline or Miaphysite Christology. The Melkite patriarchal line runs as follows: Paul of Tabenn (537–40); Zoile (540–1); Apollinarius (541–70); John II (570–80); Eulogius (580–608); Theodore the Scribe (608–9); John III the Almoner (609–19); George (620–30); Cyrus (630/631–43/44); Peter III (643/644–51); uncertain gap in the patriarchate; Theodore (655 Synod); Peter IV (680 Council); Theophylact (695 Council); Onophes (711); Eusebius (?); Cosmas I (742–68); andPolitian (768–813).

http://azbyka.ru/otechnik/world/the-ency...

   Феодора, императрица 7    Феодора Комнина, сестра Алексея I Комнина 266, 463, 553    Феодора Комнина, сестра Анны Комниной 629    Феодосий II, император 475    Феодот 64    Феодота 510    Феодул Синадин 464    Феофан 42, 618    Феофана продолжатель 450    Феофилакт Болгарский 6, 33, 483, 504, 513, 522, 536, 540, 544, 550, 553, 561, 593, 594, 600, 623, 626    Феофилакт Симокатта 18, 539, 598    Феста Н. 621    Фидий 119, 328, 476    Филарет Врахамий, Филарет 190, 522, 523    Филипп I, французский король 562, 586, 587    Филипп, легендарный основатель Филиппополя 394    Филипп II Македонский 394, 611    Филокал, см. Евмафий Филокал    Финк Г. 584    Фируз, см. Пирр    Фландрский граф, см. Роберт I    Фризский Фол 397—399    Форвин Катакалон, см. Константин Евфорвин Катакалон    Форс 461, 505    Фотий, патриарх 34, 588    Фрейденберг М. 606    Фукидид 18, 41, 598    Фульшер Орлеанский 561    Фульшер Шартрский 563, 569, 572, 574, 596, 606    Фуяно М. 490    Хагенмайер Г. 535, 572, 583, 584    Хали, см. Татуш    Хам, библ. 54    Харанис П. 477, 558    Харатик, см. Каратекин    Харон 130, 478, 483    Хасан, эмир Каппадокии 300, 374, 475, 573    Хасан Катух 414    Хассей Дж. 9, 40    Хиросфакт 135, 487    Хобар 276, 560    Хольцман В. 535    Хониат, см. Никита Хониат    Хонигман Е. 586, 604    Хрисоскул 441    Христос, см. Иисус Христос    Цахариэ фон-Лингенталь 482    Церпентирий (Вильгельм Карпентарий? Илья?) 279, 563    Цец, см. Иоанн Цец    Цецилия 587    Цимисхий, см. Иоанн I Цимисхий    Цинцилук, см. Андроник Цинцилук    Ципурел 388—390    Цита 296, 310, 311    Цурих 17    Чакан, Чаха 22, 217—221, 231, 232, 246, 247, 250, 251, 296, 302, 303, 373, 537, 538, 542, 546—548, 571    Чауш 191, 196, 523, 525, 526    Челгу 203, 204, 532, 542    Шаландон Ф. 28, 48, 457, 461, 464, 468, 486, 492, 503—506, 515—518, 520, 523, 524, 526, 531, 532, 535, 538, 541, 546, 556—558, 561, 572, 578, 579, 584, 601, 610, 630    Шамо аль-Давла 575    Шахиншах, см. Мелик-Шах II    Шварц К. 518

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3432...

   Комнин, см. Адриан Комнин, брат Алексея I Комнина    Комнин, см. Адриан Комнин, племянник Алек-сея I Комнина    Комнин, см. Алексей I Комнин    Комнин, см. Алексей Комнин, племянник Алек-сея I Комнина    Комнин, см. Андроник Комнин    Комнин, см. Иоанн Комнин, отец Алексея I Комнина    Комнин, см. Иоанн Комнин, племянник Алек-сея I Комнина    Комнин, см. Иоанн II Комнин    Комнин, см. Исаак I Комнин, брат Алексея I Комнина    Комнин, см. Исаак Комнин, сын Алексея I Ком-нина    Комнин, см. Константин Комнин    Комнин, см. Мануил Комнин    Комнин, см. Никифор Комнин    Комнина, см. Анна Комнина    Комнина, см. Евдокия Комнина    Комнина, см, Мария Комнина, дочь Алексея I Комнина    Комнина, см. Мария Комнина, сестра Алексея I Комнина    Комнины passim    Конрад, коннетабль 578    Конрад, крестоносец 582    Конрад, сын Роберта Гвискара 460    Константин, великий друнгарий 451    Константин, нотариус 378    Константин, катепан титулов, протопроедр 135 Константин, сокольничий 222    Константин, стольник 342    Константин V, император 613    Константин Алоп 538    Константин Ангел 629    Константин VII Багрянородный, император 31, 464, 470, 588    Константин Бодин, Бодин 23, 90, 138, 148, 152, 187, 220, 221, 240, 463, 538    Константин I Великий, император 194, 200, 328, 396, 458, 473, 589    Константин Гавра 355, 380, 382, 388, 409, 601    Константин Далассин, Далассин 191, 218, 219, 221, 236, 246, 248, 250, 523, 538, 547    Константин Диоген 549, 553    Константин Х Дука, император 7, 120, 152, 441, 451, 455, 476— 478, 489, 496, 511, 549, 550    Константин Дука, жених Анны 11, 14, 40, 75; 78—80, 86, 92, 94. 116, 123, 124, 189, 220, 254, 257, 259, 439, 452, 453, 478, 489, 522, 549, 551    Константин Дука, предок рода Дук 121, 478    Константин Дука, сын Константина Х Дуки 148, 152, 498    Константин Дука Эксазин 330, 331, 337, 341, 592    Константин Евфорвин Катакалон,    Катакалон, Форвин Катакалон 268—270, 272, 278, 312, 359—362, 373, 448, 546, 555    Константин Комнин, сын Исаака Комнина 544, 589

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3432...

Далее в Житии сщмч. Панкратия описан конфликт между 2 Сицилийскими кафедрами. Спустя 2 года к сщмч. Панкратию явились священники, просившие его освятить новопостроенные церкви, что он и сделал. Голос свыше велел сщмч. Панкратию поставить пресвитером диак. Епафродита и послать его в Торакинейскую обл. (Τορακινας - Stallman. 1986. Р. 295). Однако в этой области проповедовал Христа М., который, услышав о деятельности пресв. Епафродита, посланного сщмч. Панкратием, был удивлен нарушением границ своей епархии (Ibid. P. 326). М. написал сщмч. Панкратию жалобу (Ibid. P. 327-328), но тот ответил, что ему было повеление свыше послать в эту область пресв. Епафродита (Ibid. P. 330), и отправил к М. с этим письмом своего ученика Евагрия. В это время М. находился к западу от города, у моря, недалеко от мест собрания монтанов и иудеев (Ibid. P. 334). Еще до прихода Евагрия с письмом М. было откровение об особой миссии пресв. Епафродита, поэтому М. сказал Евагрию, что сожалеет о своем письме Панкратию и что уже оказал пресв. Епафродиту поддержку (Ibid. P. 336). М. пожаловался Евагрию на досаждавших ему монтанов и иудеев (Ibid. P. 337). Вместе с Евагрием М. посетил пресв. Епафродита (с этого момента началась их духовная дружба - Ibid. P. 357-358), а потом отплыл в Тавромений к сщмч. Панкратию (Ibid. P. 360). Тот обрадовался прибытию собрата, и они вместе сослужили воскресную литургию (Ibid. P. 362). Тавроменийский епископ в ответ проводил М. на корабле обратно до Сиракуз (Ibid. P. 366). Там сщмч. Панкратию было чудесным образом открыто о намерении калабрийского правителя Аквилина Анфона разрушить Тавромений (Ibid. P. 369). Перепоручив паству пресв. Епафродита М. (Ibid. P. 370-371), сщмч. Панкратий поспешил домой, чтобы сообщить о надвигающейся опасности игемону Вонифатию (Ibid. P. 372-373). После победы над калабрийцами сщмч. Панкратий послал в Калабрию неск. пресвитеров для проповеди, затем прибывший в Италию ап. Петр рукоположил в Регии Калабрийского еп. Стефана (Ibid. P. 405-406). Сщмч. Панкратий поручил Евагрию отплыть в Сиракузы и сообщить обо всем случившемся М. (Ibid. P. 407). Узнав о распространении христ. веры в Калабрии, М. возблагодарил Господа (Ibid. P. 407-408) и сообщил Евагрию, что он тоже рукоположил 12 пресвитеров и 12 диаконов, подчинил их пресв. Епафродиту и освятил ц. св. Ирины (Ibid. P. 408). На этом дополнительные сведения о М. в Житии сщмч. Панкратия Тавроменийского исчерпываются.

http://pravenc.ru/text/2562342.html

О. Варданян), между 415 и 420 гг. заложил основу буд. «К. к.». Он занимался переводом, редактированием и сочинением богословских трудов, в числе которых было много произведений, относящихся к церковному праву (каноны, канонические решения, письма о них). Ему приписывают первые составленные на арм. языке церковные каноны, редактирование Константинопольских канонов, а также послания К-польскому архиеп. свт. Проклу (434-446), написанные совместно с Месропом Маштоцем . В результате активной переводческой деятельности еще в V в. были переведены с греческого на арм. язык «Апостольские правила (Климента)», правила первых 3 Вселенских Соборов (Никейский (325), К-польский (381) и Эфесский (431)), 6 вост. Поместных Соборов (Анкирский (314), Неокесарийский (между 314 и 325), Гангрский (ок. 340), Антиохийский (341), Лаодикийский (365), Сардикийский (ок. 343)). В арм. сборнике указывается еще и 7-я группа канонов под т. н. Кесарийским Собором, который также упомянут в сир. и лат. версиях, однако, как это убедительно доказано рядом экспертов ( Schwartz. 1936. S. 16-17; Kaufhold. 1976. S. 11-15), в этот период в Кесарии не проходили Соборы, и ошибка возникла из-за контаминации греч. оригинала. Кроме того, на арм. язык были переведены правила архиеп. Тимофея Александрийского (380-385), приписанные его учителю архиеп. свт. Афанасию Александрийскому (328-373), с добавлением обширного ряда оригинальных канонов, и правила свт. Василия Великого в сокращенном виде (51 арм. канон фактически составляют письма святителя, написанные с целью исправления канонического порядка). 3 Вселенских Собора, участие в них арм. духовенства и принятые на них канонические решения широко освещены арм. историками Агафангелом (IV в.), Фавстом Бузандом (V в.), Мовсесом Хоренаци (V в.), Корюном (V в.) и др. Согласно арм. источникам, в работе I Вселенского Собора участвовал сын и преемник свт. Григория Просветителя еп. Аристакес (320/5 - ок. 333); он привез канонические решения Собора, которые затем были дополнены свт.

http://pravenc.ru/text/1841548.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010