проф. Я. Пеликан 4 Тайна Троицы Вершиной в развитии вероучения в древней Церкви стал догмат о Троице. В этом догмате Церковь отстояла единобожие, бывшее предметом конфликтов с иудаизмом, и усвоила концепцию Логоса, по поводу чего спорила с язычеством. Связь между творением и искуплением – ее Церковь утверждала против Маркиона и других гностиков – нашла выражение в исповедании веры, касающемся отношения Отца к Сыну; составной частью вероисповедания стало и учение о Святом Духе, недостаточная разработанность которого обнаружилась в конфликте с монтанизмом. Учение, в которое верила, которому учила и которое исповедовала кафолическая Церковь II и III веков, также вело к Троице, так как посредством этого догмата христианство проводило границу, отделяющую его от языческого понимания сверхъестественного, и подтверждало свой характер как религии спасения. Однако утверждение о связи никейского догмата о Троице с вероучением предшествующих веков может создать поверхностное впечатление, будто процесс протекал более гладко, чем свидетельствуют факты: формулирование и переформулирование этого догмата было вызвано вероучительными спорами такой остроты, какой Церковь еще не знала. Главный вопрос кратко выражен так: «Тождественно ли божественное, явившееся на земле и воссоединившее человека с Богом, тому высшему божественному, что правит небом и землей, или же это полубог?» Спор по этому вопросу занял почти все IV столетие. Главенствующую роль в нем играл Афанасий; он стал епископом Александрии и поборником ортодоксии в 328 году, через три года после Никейского собора, и умер в 373 году, лишь за восемь лет до Константинопольского собора. Однако, вместо того чтобы прослеживать историю этого спора в строго хронологическом порядке, мы сосредоточим внимание на вероучительных вопросах, противостоящих друг другу позициях и вероисповедных решениях. Такой подход позволит также исключить какие-либо ссылки, кроме самых кратких, на небогословские факторы этих споров; ибо иначе может создаваться впечатление, будто многие из этих факторов определяли итог споров, который потом отменялся под воздействием других, подобных, сил. Вероучение нередко представляли как жертву – или продукт – церковной политики и конфликта отдельных личностей. Изучая процесс формирования учения о Троице в его собственных категориях, мы не отрицаем важности подобных факторов, но лишь относим их к другой области исторического исследования. Христос как божественный

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Разделы портала «Азбука веры» Основы катехизации и воцерковления Воскресные школы Московской епархии http://www.eorok.ru Воскресная школа при Храме Рождества Пресвятой Богородицы во Владыкине http://rpb-school.ru/ Воскресная школа при храме Успения Пресвятой Богородицы в Косино http://www.kosino-hram.ru Церковно-приходская школа «Косинская» http://www.cpshk.edusite.ru Воскресная школа Одинцовского благочиния Московской епархии http://www.odinblag.ru Воскресные школы г. Санкт-Петербурга Воскресная школа Свято-Троицкой Александро-Невской Лавры http://lavra.spb.ru Детская Воскресная школа “ЛОГОС” Собора Владимирской иконы Божией Матери http://vladimirsobor.spb.ru Воскресная школа при Спасо-Парголовском храме http://happy-school.ru Воскресная школа Санкт-Петербургского подворья монастыря Оптина пустынь http://www.rpc.ru Воскресная школа при храме Святителя Николая Чудотворца Адрес: Санкт-Петербург, Коломяжский просп., 13 Тел.: +7 (812) 980–39-27 Воскресная школа для взрослых Адрес: Санкт-Петербург, ул. Гастелло, 15 Тел.: +7 (812) 373–22-79 Воскресная школа при Спасо-Преображенском Соборе Адрес: Санкт-Петербург, ул. Рылеева, 3 Тел.: +7 (812) 272–36-62 Воскресная школа при Храме Андрея Критского Адрес: Санкт-Петербург, Володарский пос., просп. Ленина, 22 Тел.: +7 (812) 738–98-14 Воскресная школа при Храме Благовещения Пресвятой Богородицы Адрес: Санкт-Петербург, Володарский пос., просп. Ленина, 22 Воскресная школа при Храме Святой Великомученицы Екатерины Адрес: Санкт-Петербург, линия Кадетская, 27а Тел.: +7 (812) 328–25-72 Воскресная школа при Храме Спаса Нерукотворного Образа Адрес: Санкт-Петербург, пл. Конюшенная, 1 Тел.: +7 (812) 571–82-61 Воскресная школа при Храме святителя Николая Чудотворца Адрес: Санкт-Петербург, ул. Академика Лебедева, 37б Тел.: +7 (812) 292–33-72 Воскресная школа при Храме Тихвинской Иконы Божией Матери Адрес: Санкт-Петербург, Лиговский просп., 128 Тел.: +7 (812) 764–08-08 Воскресная школа при Храме святого Страстотерпца Царя Николая Адрес: Санкт-Петербург, Суворовский просп., 61

http://azbyka.ru/katehizacija/voskresnye...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЕГИПЕТСКИЕ ИСПОВЕДНИКИ (пам. зап. 21 мая), епископы и пресвитеры из Египта и Ливии, претерпевшие гонения от ариан (см. ст. Арианство ) в правление имп. Констанция II после 356 г. Их имена и краткие сведения о них сохранились в сочинениях свт. Афанасия I Великого ( 373). В «Защитительном слове перед царем Констанцием» свт. Афанасий пишет, что, по дошедшим до него сведениям, в общей сложности было изгнано ок. 90 епископов, из них 16 были в заключении ( Athanas. Alex. Apol. ad Const. 27). Император приказал удалить епископов с кафедр, а отправка их в ссылку была инициативой ариан. Так, ливийских епископов изгнали в Большой оазис (ныне оазис Харга, В. Египет), фиваидских - в Аммониак в Ливии (ныне оазис Сива, Египет) (Ibid. 32). В «Истории ариан» свт. Афанасий сообщает обо всех гонениях ариан на защитников Никейского Символа веры . В частности, после 3-го изгнания свт. Афанасия с кафедры по приказу дукса Севастиана, назначенного в 356 г., несколько епископов были высланы в отдаленные области: Аммоний и, согласно одной из рукописей, Ерма, Анагамф и Марк - в оазис в В. Египте, а Муис, Псеносирис, Ниламмон, Плина (Плиний; Πλνης), др. Марк и Афинодор - в Аммониак. Ариане надеялись, что епископы умрут при переходе через пустыню, поскольку все они были преклонного возраста (рукоположены еще святителем Александром Александрийским ( 326 или 328)). В ближней ссылке оказались еп. Драконтий - в пустыне в районе г. Клисма (ныне Суэц), еп. Филон - в г. Вавилон (ныне Каир) в Августамнике, епископ Адельфий - в дер. Псинавла в Фиваиде, а пресвитеры Иеракс и Диоскор - в г. Сиена (Σονη, вероятно, вместо Συνη; ныне Асуан) на границе с Эфиопией. Без указания места в числе изгнанных названы епископы Аммоний, Агаф, Гаий, Агафодемон, Аполлоний, Евлогий, Аполлос, Пафнутий, Флавий, Диоскор, Аммоний, Ираклид и Псаис (Ψις). У большинства забрали имущество, некоторые из них были отправлены на работы в каменоломни ( Idem. Hist. arian. 72).

http://pravenc.ru/text/189511.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИПЕРЕХИЙ [Ипирихий; греч. Υπερχιος] (IV-V вв.), прп. (пам. в субботу сырную; пам. греч. 7 авг.). Под именем И. сохранилось соч. «Увещание к подвижникам» (Παρανεσις ασκητν; Adhortatio ad monachos), состоящее из 160 глав. Автор назван в заголовке «блаженный» (PG. 79. Col. 1471-1490; CPG, N 5618). Оно вошло также в греч. корпус творений прп. Ефрема Сирина (CPG, N 3963 (рус. пер.: Ефрем Сирин, прп. Слово 50. Советы подвижникам//Творения. М., 1993р. Т. 2. С. 373-382)). Сохранился также арм. перевод этого произведения под именем Нила Анкирского. Биографические сведения об И. не сохранились. Неск. изречений из этого сочинения вошло в сб. Apophthegmata Patrum : в алфавитное собрание включено 8 изречений И., в систематическое - 18. Исследователи рассматривали возможность отождествления И. с одноименными деятелями IV в.: с неким еп. Иперехием, упомянутым в послании Либерия, еп. Римского, епископам Македонским (366) ( Socr. Schol. Hist. eccl. IV 12); с александрийским грамматиком Иперехием, автором сочинений «Искусство грамматики», «Об именах», «О глаголе и орфографии», жившим во времена имп. Маркиана (450-457) и упомянутым в словаре «Суда» (PG. 117. Col. 1278); с адресатом свт. Василия Великого ( Basil. Magn. Ep. 328); с Иперехием, фигурирующим в одном из посланий свт. Григория Богослова ( Greg. Nazianz. Ep. 134). А. Ж. Фестюжьер не исключал возможности, что И. может быть одним лицом с учеником ритора Ливания (ок. 355) ( Festugi è re A. J. Antioche païenne et chrétienne. P., 1959. P. 142-153). Однако все перечисленные Иперехии вряд ли были пустынниками, как И. Болландисты отождествили И. с одноименным преподобным, память к-рого содержится под 7 авг. в греч. стишных Синаксарях (напр., в Paris. Coisl. 223, 1301 г.), где говорится, что он почил в мире, и приводится двустишие «Иперихий, даже и скрытый во гробе, равен стал чинам ангельским» (неточный южнослав. пер. XIV в.: «Иперхие аще и в гроб соскутан, вышьши бысть и от ангел» - Петков Г. Стишният Пролог в старата българска, сръбска и руска лит-ра: XIV-XV вв. Пловдив, 2000. С. 453). Имя И. включено в 6-ю песнь канона субботы сырной.

http://pravenc.ru/text/673761.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание АФАНАСИЙ I ВЕЛИКИЙ [Греч. Αθανσιος Μγας] (ок. 295, Александрия? - 2.05.373, там же), свт. (пам. 18 янв., 2 мая), еп. Александрийский (с 8 июня 328), великий отец и учитель Церкви. Свт. Афанасий Великий. Фреска собора мон-ря прп. Антония Великого в Египте. XIII в. Свт. Афанасий Великий. Фреска собора мон-ря прп. Антония Великого в Египте. XIII в. Жизнь Документы и письменные источники, повествующие о жизни и неустанной деятельности А. В., многочисленны и разнообразны. В первую очередь к ним относятся собственные сочинения святителя, содержащие автобиографические сведения: 3 «Защитительных слова» («Апологии»), «История ариан» и послание об Аримино-Селевкийском Соборе , составлявшиеся в 50-х гг. IV в. Эти сочинения важны не только как свидетельства А. В. о собственных взглядах и деятельности, но и как памятники, содержащие в своем составе немало подлинных документов (посланий императоров и епископов, актов Соборов). Многочисленные послания А. В. (в особенности 1-е и 2-е «Послания к Серапиону Тмуисскому», «К епископам Африки») расширяют представление о его пастырской, общецерковной и политической деятельности. Роль А. В. в становлении монашества и его постепенной организации в рамках церковной иерархии отражена в «Посланиях к монахам» и в «Житии св. Антония». Свидетельствами о жизни и деятельности А. В. являются также сборники офиц. документов, составленные, очевидно, в апологетических целях при жизни святителя и не без его участия, среди них собрание (кон. 367 или нач. 368) Феодосия Диакона, дошедшее в лат. переводе. Хронологию событий жизни и деятельности А. В. помогают прояснить 2 совр. ему сочинения, созданные на основе архивных материалов Александрийской Церкви: входящая в собрание Феодосия Диакона т. н. «Безглавая история» (Historia acephala, от греч. κφαλος - безглавый, поскольку утрачено ее начало) и сир. версия «Индекса» с надписаниями Пасхальных посланий А. В. за период 329-373 гг., к-рый дает для всего времени архиерейского служения А. В. имена правивших консулов, даты празднования Пасхи, упоминает о наиболее значительных событиях каждого года.

http://pravenc.ru/text/Афанасию ...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГРИГОРИЙ Свт. Григорий Богослов и его отец проповедуют христианам Назианза. Миниатюра из Гомилий свт. Григория Богослова. XII в. (Parisin. gr. 550. Fol. 279) Свт. Григорий Богослов и его отец проповедуют христианам Назианза. Миниатюра из Гомилий свт. Григория Богослова. XII в. (Parisin. gr. 550. Fol. 279) (275/80 - ок. 374), свт. (пам. греч. 1 янв.), еп. Назианза (старший), отец свт. Григория Богослова . Основными источниками сведений о жизни Г. служат сочинения свт. Григория Богослова ( Greg. Nazianz. Or. 18. 6, 7, 8, 15; 43. 37; idem. De vita sua. 41-56, 345, 494-517; idem. Epitaphia in Patrem//PG. 38. Col. 38-43). Григорий Богослов называет отца святым ( Greg. Naz. Or. 18. 28) и дает его словесный портрет: «Он кроток, не гневлив, спокоен по наружности, горяч духом, богат видимыми дарами, еще более - дарами сокровенными» ( Idem. Or. 7. 3). Состоятельный горожанин из г. Назианз (Каппадокия), Г. до перехода в христианство был членом секты ипсистариан (ψιστριοι - почитатели Зевса Высшего (Ζες ψιστος), по имени к-рого и получили свое название ( Idem. Or. 18. 5)). К этой секте он, видимо, принадлежал с рождения, т. к. известно, что мать Г. хотела лишить его наследства, узнав о переходе сына в христианство, но впосл. передумала (Ibidem). Г., отличавшийся высокой нравственностью, был обращен в христианство своей женой св. Нонной , принадлежавшей к Церкви от рождения (ее родным братом был свт. Амфилохий, с 373 еп. Иконийский); Г. принял св. Крещение в возрасте ок. 45 лет от Леонтия, еп. Кесарии Каппадокийской, перед тем как тот отправился на I Вселенский Собор в Никею. Свт. Григорий Богослов сообщает о чудесном свете, к-рый осиял новопросвещенного. Вскоре Г. принял сан священника. В 328 или 329 г. Г. занял епископскую кафедру Назианза, долгое время пустовавшую. Хотя в богословских познаниях он уступал нек-рым клирикам, но в благочестии превзошел мн. современников. Г. и Нонна имели 3 детей: старшую дочь св. Горгонию , свт. Григория Богослова и Кесария.

http://pravenc.ru/text/166527.html

Michael Prokurat, Alexander Golitzin, Michael D. Peterson Скачать epub pdf ATHANASIUS OF ALEXANDRIA ATHANASIUS OF ALEXANDRIA, Archbishop of Alexandria, St. (c. 296–373). Educated in the Alexandrian catechetical school, he attended the First Ecumenical Council (q.v.) in Nicaea as a deacon. This hierarch (328–373) of Alexandria won a lifelong theological battle against Arianism (q.v.), the struggle for the Orthodox doctrine of the Trinity and for a Christology (qq.v.) which emphasized as its central thesis the statement: “God became man that we may be made divine” (On the Incarnation, 54). Orthodoxy holds that he was saying nothing fundamentally new, but rather defending the essential meaning of Christ’s death and resurrection. Clinging to this truth and seeing it through to its triumph, however, required all the force and endurance of an exceptionally powerful personality. Exiled by emperors hostile to his theology no less than five times (in 335, 339, 356, 362, and 365), often for years at a time, Athanasius found allies in the monks of the Egyptian desert (e.g., Pachomius [q.v.], Serapion, and Antony [q.v.]) and in the courts of the popes of Rome. Ultimately he would recognize in the great Cappadocian Church Father, Basil of Caesarea (qq.v.), an ally and like-minded theologian, and it would be Basil (also posthumously) and the other Cappadocians’ task to crown his triumph at the Second Ecumenical Council (381). In spite of many difficult circumstances Athanasius produced an impressive body of written works, in particular his theological treatises On the Incarnation and Against the Arians (in three books), his pastoral letters-especially a paschal encyclical that is the first historical document to list our present canon of the New Testament-and, traditionally, the enormously influential Life of Antony. If the latter was not by him, as some argue today, it in any case reflects his own deepest concerns in its picture of a deified human being, i.e., one in whom the grace (q.v.) and power of Christ are fully present. Читать далее Источник: The A to Z of the Orthodox Church/Michael Prokurat, Alexander Golitzin, Michael D. Peterson - Scarecrow Press, 2010. - 462 p. ISBN 1461664039 Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/world/the-a-to...

178. Как учит Святая Церковь об именах Божиих (Выписки из св. отцов и церковных вероопределений) Имя и предмет, им обозначаемый, не одно и то же Иное – предмет, по своей природе подлежащий названию, и иное – название, обозначающее предмет. Бытие – не одно и то же с именованием (Св. Григорий Нисский . Опровержение Евномия, кн. 12, ч. VI, стр. 373, 328). Всякое имя есть некоторый признак или знак какой-либо сущности (стр. 495). Слова суть как бы тени предметов, (стр. 325). Наименования не из самого естества проистекают, но прилагаются к предметам нашею мыслию, (стр. 315, 323). Употребление слов и имен придумано после сотворения людей, (стр. 329). Бог есть Создатель вещей, а не имен, не имеющих существенности и составленных из звуков голоса и языка (стр. 373). Имена означают только сущности, а сами не суть сущности (Св. Василий Великий . Опровержение на защитительную речь нечест. Евномия. М. 1857, ч. 3, стр. 153). У Бога нет ни голоса, ни вида, но Он выше образов и звуков (Св. Иоанн Златоуст . Толкование, на Евангелие от Иоанна, т. VIII, стр. 268). Выражение: рече (Бог) нисколько не указывает на голос и речь Божию, но на волю Божию (Св. Григорий Нисский , ч. VI, стр 356). “Глаголы, яже глаголю вам, дух суть”... сказал: дух, вместо того, чтобы сказать – духовные (Св. Иоанн Златоуст . VIII, 310). Слова Христовы, телесно произнесенные, не суть сущность Духа Святого (Св. Григорий Палама . 2-е слово против латинян. У Игумена Модеста, стр. 42). Имена Божия явились после создания человека, нужны только нам, а не Богу, и сами по себе не Бог Не ради Бога, а ради нас измышлены имена для усвоения понятия о Сущем, т. е. о Боге (Св. Григорий Нисский , VI, стр. 331). Усвояемые Богу имена недавни сравнительно с Самим Богом, ибо Бог не есть речение и не в голосе и звуке имеет бытие (стр. 324). Всякий ум и слово бесконечно далеки от Бога, чтобы быть Ему подобными (Св. Дионисий Ареопагит . О небесной иерархии, стр. 9). А если имя Его страшно, то не гораздо ли более самое существо Его? (Св. Иоанн Златоуст . Толкование на 110 псалом).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rozhdest...

Введение в изучение св. Григория Паламы Введение Учителя св. Григория Паламы Молодые годы Варлаам и Соборы 1341 г. Григорий Палама, архиепископ Фессалоникийский Последние годы Учение святого Григория Паламы Борьба со светским эллинизмом: человек, лишенный благодати Богословское обобщение исихазма: жизнь во Христе Христос и обоженное человечество: Спасение, обожение и екклисиология Богословие истории: символы и реальность Богословие бытия: сущность и энергия Две особые проблемы: исхождение Святого Духа и мариология Заключение ПОСЛЕСЛОВИЕ notes 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 219 220 221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237 238 239 240 241 242 243 244 245 246 247 248 249 250 251 252 253 254 255 256 257 258 259 260 261 262 263 264 265 266 267 268 269 270 271 272 273 274 275 276 277 278 279 280 281 282 283 284 285 286 287 288 289 290 291 292 293 294 295 296 297 298 299 300 301 302 303 304 305 306 307 308 309 310 311 312 313 314 315 316 317 318 319 320 321 322 323 324 325 326 327 328 329 330 331 332 333 334 335 336 337 338 339 340 341 342 343 344 345 346 347 348 349 350 351 352 353 354 355 356 357 358 359 360 361 362 363 364 365 366 367 368 369 370 371 372 373 374 375 376 377 378 379 380 381 382 383 384 385 386 387 388 389 390 391

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2446...

172-177 177-184 184-185 185-202 НИДЕРЛАНДСКАЯ ШКОЛА [франко-фламандская школа], направление в зап. церковной музыке; ряд поколений композиторов, работавших во 2-й трети XV - кон. XVI в. 203-204 НИДЕРЛАНДЫ [Королевство Нидерландов; неофиц. название - Голландия], гос-во, состоящее из 4 самоуправляющихся гос. образований (landen): Н.- в Зап. Европе и в Карибском м. (муниципалитеты Бонайре, Синт-Эстатиус, Саба); Арубы, Кюрасао, Синт-Мартена - в Карибском м. 204-251 251-276 НИЖЕГОРОДСКАЯ МИТРОПОЛИЯ РПЦ, образована по решению Синода от 15 марта 2012 г. в адм. границах Нижегородской области 276-278 279-311 311-314 314-328 328-355 335-348 349-351 351-356 357-359 357-359 359-363 363-364 364-365 365-366 366-367 НИЗ одна из партий рус. безлинейного многоголосия (строчного пения (троестрочия) или демественного пения 367-369 369-372 НИКА Ника, мц. Никомидийская (пам. греч. 24 и 25 апр.) - см. в ст. Евсевий, Неон, Леонтий, Лонгин и др. мученики Никомидийские НИКА часть словосочетания, представляющего устойчивую словесную формулу, к-рая утверждает истинную победу Христа над смертью, сопровождает изображение креста 372-373 НИКАНДР (XVI в.), Городноезерский, основатель Никандровой пуст., прп. (пам. 4 нояб. и в Неделю 3-ю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых) 373-376 НИКАНДР (Никон; 1507 (?) - 1581), пустынник Псковский, прп. (пам. 24 сент., в Неделю 3-ю по Пятидесятнице - в Соборе Псковских и Новгородских святых) 376-388 НИКАНДР Семенович Гривский (1880-1940), свящ., сщмч. (пам. 24 сент., в Соборе святых Архангельской митрополии и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) 388-389 НИКАНДР Никандрович Чернелевский (1880-1937), свящ., сщмч. (пам. 21 окт., в Соборе Кемеровских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) НИКАНДР (Прусак Никифор Дмитриевич; 1865 - 1918), иером., прмч. (пам. 30 июня, в Соборе Ростово-Ярославских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) 389-390 390-393 393-395 395-397 395-397 397-400 400-401 401-402

http://pravenc.ru/vol/XLIX.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010