Наиболее сложная часть «Синопсиса» - раздел, посвященный эпохе Иисуса Христа (Vol. 1. P. 300. 22 - 346. 2). Здесь Г. К. использует принцип повтора наиболее активно, последовательно неск. раз рассказывает историю от начала правления Августа до смерти имп. Тиберия, пользуясь разными источниками и т. о. создавая объемную картину жизни ойкумены кон. I в. до Р. Х.- сер. I в. по Р. Х. Текст Г. К. состоит из более чем 10 разнородных отрывков; их можно объединить в 3 раздела, полностью хронологически завершенных (Vol. 1. P. 300. 22 - 315. 3; 315. 4 - 331. 8; 332. 16 - 344. 15). Каждый из разделов включает в историческое предисловие основные вехи земной жизни Христа (Рождество, Крещение и крестную драму), первые исторические последствия Воскресения Христова и начало апостольской проповеди. Среди источников, использованных Г. К. для этой эпохи,- хроники Псевдо-Симеона Логофета, Георгия Амартола, отрывок из «Иудейских древностей» Иосифа Флавия с сообщением о Христе, апокрифические сочинения о жизни Богородицы, в т. ч. «Первоевангелие Иакова», «История Эдесского образа»; о Распятии приведены эпитомы отрывков сочинений Флегонта из Тралл, Юлия Африкана и др. Г. К. подчеркнуто не использует канонические сочинения НЗ и тем самым оставляет личность Основателя христианства, содержание Его проповеди за рамками работы, создавая лишь некий развернутый исторический, хронологический и историософский комментарий к эпохе Христа, предназначенный для более адекватного понимания Свящ. Писания. В целом рассказ Г. К. об эпохе Христа уникален в визант. хронистике. По степени заинтересованности автора в этом предмете с «Синопсисом» может быть сопоставлена лишь «Всемирная хроника» Михаила Глики (XII в.). Изд.: Georgius Cedrenus. Compendium historiarum/Ed. I. Bekker. Bonn, 1838. 2 vol. (CSHB). Лит.: Praechter K. Quellenkritische Studien zu Kedrenos (cod. Paris. gr. 1712). Münch., 1897; Gerland E. Die Grundlagen der byzant. Geschichtsschreibung//Byz. 1933. T. 8. P. 93-105; Schweinberg K. Die ursprungliche Form der Kedrenchronik//BZ. 1929/1930. Bd. 30. S. 68-77; Moravcsik Gy. Byzantinoturcica. B., 19582. Bd. 1. S. 273-275; Hunger. Literatur. Bd. 1. S. 393; Karayannopoulos J. , Weiss G. Quellenkunde zur Geschichte von Byzanz. Wiesbaden, 1982. S. 434 (N 386); Maisano R. Note su Giorgio Cedreno e la tradizione storiografica bizantina//RSBS. 1983. T. 3. P. 227-248.

http://pravenc.ru/text/164371.html

— «Ундина» 16, 101, 106, 386 З агоскин Михаил Николаевич 13, 24, 40, 42–44, 256, 366, 369–371, 421 — «Недовольные» 371 Залесский Богдан 14, 88, 382, 383 Запорожье 15, 19, 21, 25 Зарг, лицо неустановленное 107, 388 Зедергольм Карл Альбертович 431 Зедергольм Надежда Карловна 280, 302, 304, 328, 337, 431, 438, 445 Золотарев Иван Федорович 15, 132, 133, 148, 151, 394, 397 И ванов Александр Андреевич 15, 19, 26, 27, 249, 251, 289, 338, 339, 344, 346, 348–350, 353, 354, 356, 359, 360, 418, 419, 434, 435, 448, 450–455 Иванов И. 373 — «Вид Невского проспекта» 47, 373 Изола Белла, остров 118, 390 Иноземцев Федор Иванович 242, 416 Иордан Федор Иванович 289, 339, 349, 435, 448, 459 Ипатьевская летопись 116 Исаев 211, 219 Искио, остров 167 Испания 62, 81, 89, 380 Италия 19, 24, 34, 42, 57, 59, 74, 75, 78, 80, 81, 86, 87, 93, 95–98, 104–107, 109–114, 117–119, 121–124, 127, 129, 135, 137, 139, 142, 146, 157, 159, 161, 164, 165, 167, 173, 176, 179, 183, 194, 199, 212, 225, 231, 234, 240, 246, 294, 296, 299, 305, 315, 324, 338, 350, 354, 360, 380, 390, 391, 394, 415, 434, 435, 448, 450, 452 К авказ 218 Казанович Е. П. 429, 453, 454 Казань 205 Кайсевич Иероним 391 Калам 173 Камчатка 315, 441 Каневский, художник 146, 396 Капнист Василий Васильевич 430 Капнист Иван Васильевич 278, 280, 430 Капри 164 Карамзин Александр Николаевич 37 («Карамзины»), 367 Карамзин Андрей Николаевич 112, 131, 367, 389, 393 Карамзин Николай Михайлович 16, 364, 367, 388, 393 Карамзина Екатерина Андреевна 37 («Карамзины»), 367 Карамзина Софья Николаевна 37 («Карамзины»), 367 Каратыгин Василий Андреевич 230, 412 Каратыгин П. А. 368 Карафа М.-А.-Ф. 200 («Фридрих»), 407 — «Эдинбургская темница» 200, 407 Карл Великий 53, 56, 225 («Карломанов») Карлсбад 165 Карлсруэ 15 Карташевская Надежда Тимофеевна, рожд. Аксакова 442 Карташевский Григорий Иванович 322 («узнала великую утрату»), 442 Кастелламаре 17, 167, 239, 415 Касти Джамбаттиста 143 («Autori burleschi italiani» — ), 173, 396, 403 Каченовский Михаил Трофимович 27

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=692...

Кирилл Иерусалимский (315–386). Он говорит о Боге скорее в терминах “отрицательных”: только Сын и Святой Дух обладают “чистым” видением ( e„likrinoj) природы Отца, которой Они совершенно причастны. Так, он заявляет, что только Сын видит Отца и что Святой Дух проницает глубины ( t¦ Божии (ср. 1 Кор 2:10 — Пер.). Именно со Святым Духом и через Святого Духа ( sЭn тщ pneЪmami, di¦ тоа pneЪmamoj тоа Сын являет Божество ангелам — в меру, присвоенную их чинам ( kat¦ тХ mБj o„ke…aj соответственно посильным возможностям ( sЪnamin) каждого чина. Хотя ангелы “малых сих” всегда созерцают Лик Отца (ср. Мф 18:10 — Пер.), они не видят Бога Таким, Каков Он есть, но — настолько, насколько способны понять и вместить ( оЩ kaquj ™stin Р qeTj, kaqTson ka€ аЩто€ cwroasin). Если так обстоит дело с ангелами, то и человек не должен быть смущен своим неведением. Мы можем знать о Боге только то, что различает ( кесигнкеп) в Нем человеческая природа: столько, сколько может вынести наша немощь ( Для тех, кто находится вблизи Бога, величайшее познание заключается в признании своего неведения ( ‘En to‹j g¦r per€ qeoa, gnosij тХ Pmologe‹n) 4 . Свт. Епифаний Кипрский (315–413) изложил проблему Боговидения в своем “Панарионе”, или “Ящике лекарств” (“Аптеке”) 5 против ересей. По святителю Епифанию, Священное Писание, полностью отказывая человеку в возможности видеть Самого Бога, утверждает другую сторону этого видения — что Бог, неведомый по природе, становится видим, показывая Себя через проявления Своей воли. Видят же Его не на уровне бесконечного ( но в той степени, в какой Он показывается нам, приспосабливая самый образ этого видения к нашей способности восприятия. Видеть небо сквозь щель в крыше — это, вопреки всему, видеть небо; но это — столь же и не видеть. Облекшийся плотью Сын становится познаваем для людей через Воплощение — но лишь в той степени, до которой Бог возвышает нашу способность понимания. Однако все то, что для нас возможно сказать о Нем, — истинно. Свт. Иоанн Златоуст (344–407) выступает против Евномия, составляя свои двенадцать гомилий (бесед) “О непостижимой природе Божией”.

http://pravmir.ru/siro-palestintsyi-i-sv...

1929. 19. Ноябрь. С. 3–22. Печатается по первому изданию. 239 Кавасила Николай (ум. 1371) — византийский церковный писатель–мистикисихат, архиепископ Фессалоникский; основные сочинения — «О жизни во Христе» и «Толкование божественной литургии». 240 Игнатий Антиохийский (ок. 35 — ок. 107) — христианский мученик, епископ Антиохийский; отец Церкви; казнен в Риме. Послания Игнатия Богоносца проникнуты мыслью о единстве Церкви, внешним выражением которого он считает епископат и церковную иерархию. 241 Кирилл Иерусалимский (ок. 315–386) — христианский церковный деятель и писатель, епископ с 315 г., отец Церкви; автор 24 огласительных поучений. 242 Кирилл Александрийский (ум. 444) — христианский церковный деятель и богослов, главный оппонент несторианства, отец Церкви. Племянник Феофила Александрийского и его преемник в качестве епископа г. Александрия (с 412 г.). В борьбе с ересью Нестория сформулировал принципы православной христологии (учение о боговоплощении как реальном соединении в личности Христа двух природ — божественной и человеческой). 243 Симеон Новый Богослов (949–1022) — византийский духовный писатель, поэт, философ–мистик. Развивал тему самоуглубления и просветления личности; приближал поэтический язык к живым речевым нормам. 244 Рим.8:15. 245 Против ересей, III, 10, 2. 246 Кол.3:3. 247 1Кор.15:45. 248 1Кор.15:20–22. 249 Еф.2:4–6. 250 Еф.1:23. 251 In Ephes. Нот. 3, 2//Migne. PG. XII. С. 26. 252 Разъяснение Послания к Ефесянам. М., 1893. Ч. 2. С. 93–94. Подобная точка зрения — см. труд покойного свящ. А. Робинсона «Послание ап. Павла к Ефесянам», с. 44–45,1,403; в кратком изд. с. 57–60 (по–английски). 253 Еф.2:16. 254 Кол.2:19. 255 Еф.4:3. 256 Ин.17:21–23. 257 «Мнения и утверждения Филарета, митрополита Московского относительно Православной Церкви на Востоке» (СПб., 1886), с. 53. 258 Игнатий Смирн , 8. 2. 259 Слово 18, 23//PG. XXXIII. С. 1044. 260 Ср.: Batiffol Pierre. Le Catholicisme de St. Augusti. Paris, 1920. P. 1; P. 212: «Напомним, что наименование кафолическая (соборная) употреблялось в отношении Великой Церкви в противоположность еретикам… Наименование это, вероятно, народного происхождения и появляется на Востоке во втором веке.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=714...

evang. он цитует Апокалипсис Иоанна, как новозаветный авторитет 116 . Что касается последующего времени, то оно не дает ничего достопримечательного для истории вопроса о положении Апокалипсиса в новозаветном каноне. Пред отцами стояла дилемма: или последовать преданию церкви, или же своему личному вкусу, по большей части определяемому направлением школы. Поэтому далее и нельзя встретить каких-либо исследований о нашей книге, а просто приходится отмечать, какой церковный писатель признавал Апокалипсис, или просто цитовал его, и какой нет. Иногда об отношении к книге известного писателя нельзя высказаться определенно. Кирилл Иерусалимский Св. Кирилл Иерусалимский (315–386) 117 в четвертом огласительном слове пересчитывает все священные книги нашего канона, за исключением Апокалипсиса. Перечислив, он прибавляет: τ δ λοιπ πντα ξω κεσθω ν δευτρ. При изложении эсхатологии в 15-м слове св. Кирилл ссылается на книгу пророка Даниила: οκ ξ ποκρφων λγομεν, λλ’ κ το Δανιλ. Не относит ли он Апокалипсис прямо к πκρυφα? 118 . Епифаний Кипрский Наоборот, св. Епифаний Кипрский († 403 г.) принимает и Апокалипсис и подробно опровергает возражения против этой священной книги со стороны алогов. Отметим здесь еще, что Епифаний сообщает об изгнании Иоанна на Патмос и написании Апокалипсиса при императоре Клавдии 119 . Иоанн Златоуст Переходим к церквам собственно сирийским. Иоанн Златоуст († 407 г.), сначала пресвитер Антиохийский и впоследствии архиепископ Константинопольский, не цитует Апокалипсиса. Тем не менее, говорят, он знал его. Указывают даже места в его гомилиях на Евангелиста Матфея, в которых образы откровения Царства Божия и будущего блаженства стоят в связи с Апокалипсисом 120 . Однако Gregory считает незаслуживающим внимания известие Свиды о пользовании Златоуста Апокалипсисом 121 . Синопсис Златоуста также проходит эту священную книгу молчанием 122 . Феодор Мопсуестийский. Блаж. Феодорит. Мнение об Апокалипсисе Феодора Мопсуестийского († 428 г.) неизвестно. Но все же можно предполагать, что он относился к нему неблагосклонно, как и вообще к ντιλεγμενα 123 . Между прочим, он отвергал послание Иакова, не считаясь даже с обычаем сирийской церкви 124 . Точно так же и блаж. Феодорит (ок. † 458 г.) нигде не цитует Апокалипсиса 125 . Юнилий

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/apokal...

Может быть, под влиянием уроков Амфилохия Григория объяла, по его словам, пламенная любовь к наукам словесным. С целью обогатить себя языческой ученостью, чтобы употребить ее в пособие христианскому просвещению, Григорий посещает сначала Кесарию Каппадокийскую, которую называет своей «руководительницей и наставницей в слове» 767 , потом Кесарию Палестинскую, ради процветавшего там училища красноречия и ритора Феспесия 768 ; блаженный Иероним говорит об обучении его красноречию у знаменитого Полемона в Смирне. Неизвестно, сколько времени провел он затем в Александрии во время самой горячей борьбы, которую вел там Афанасий с арианством. Слушав здесь, может быть, знаменитого богослова Дидима Слепца , видев великого Антония и Павла Фивейского, он, вероятно, отсюда же вынес заметное в его сочинениях расположение к философии Платона, любовь к Оригену и тот горячий энтузиазм к Православию, образец которого являл собой для всего мира великий Афанасий. Будучи двадцати четырех лет, Григорий прибыл в «обитель наук» Афины, где вместе с Василием изучал грамматику, риторику, математику, историю и философию, имея своими главными учителями знаменитых риторов Гимерия (315–386) и Проэресия 769 . Самым основательным образом изучив классическую науку и литературу, он, однако, не увлекся теми похвалами, какими местные знаменитости науки и красноречия превозносили язычество, и самые усердные просьбы многочисленных друзей занять кафедру красноречия в том самом училище, где он был учеником, могли удержать его в Афинах лишь на самое короткое время, после чего он возвратился на родину. Прибыв в Назианз, Григорий колебался, какой образ жизни ему избрать – удалиться ли в уединение или остаться жить в мире девственником. В Александрии он, вероятно, близко узнал тот и другой образ жизни: первый, называемый по-гречески αςγων (несвязанный [с миром]), – в лице великого Антония, второй, называемый μιγδες (смешанный [с миром]), – в лице Афанасия. Необходимость не покидать престарелых родителей склонила его ко второму образу жизни, и он остался в Назианзе, сделав по желанию родителей несколько опытов публичного светского ораторства.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Bogos...

У святых, имеющих полиелей, как мы знаем из предыдущего, канон Богородицы иногда находится в Минее на ряду, напр., 30 ноября; но иногда на ряду его нет. напр., 6 окт. В таком случае, как выше мы сказали, обыкновенно он заимствуется из дополнительной части Октоиха (Колесницегонителя Фараона), л. 388 на об., или же из Часослова и Следованной Псалтири (Воду прошед); но на основании указаний 11 гл. Типикона, л. 20, касающихся субботних дней, можно петь «канон Богородицы прешедшия недели утренний». См. в конце. 314 Стихира храма, как мы видели, назначается на средние праздники святых, имущих бдение (чит. выше гл. 16), но в дни великих святых отмеченных знаком , , она не указана (чит. выше гл. 17). 315 Для литийных стихир на субботние дни не назначается воскресный богородичен, поэтому над. петь тот, который указывается в Минее. 316 В последованиях святых, имущих бдение, на И ныне, как знаем из предыдущего, начальными словами большею частию указываются воскресные богородичны (см., напр., 13 ноября), напечатанные в Ирмологионе (л. 107 и д.) и в дополнительной части Минеи. Иногда же на И ныне печатается особое праздничное песнопение, напр., 24 июня: Виждь Елисавет... Все эти богородичны и все эти песнопения имеют глас Славы святого. Их и надобно петь. 317 Если бы вечерню пришлось петь отдельно, а не на всенощном бдении, то иначе, а именно: Тропарь святого; Слава, и ныне, богородичен воскресный настоящего гласа (Типик., гл. 52, л. 386); а в предпразднство или попразднство тропарь святого; Слава, и ныне –праздника (Типик., гл. 52). 318 Об этих песнопениях в 15 гл. Типик. умалчивается, но в 48 гл. иногда они указываются, напр., 26 сент. 319 Эта глава не занумерована потому, что, в видах большей полноты настоящего изследования, она составлена после того, как значительная часть книги была уже напечатана. 320 Во 2 хр. гл.: «аще храм св. Симеона, кроме недели, в кой день», следовательно, между прочим, и в субботу, «случится», в стихирах на Господи, воззвах на И ныне также назначено песнопение Индикта, тогда как накануне воскресения богородичен 1-й гласа (чит. 1 хр. гл.).

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Rozano...

312 В 361 году, когда преторов было пять, двое из них вносили деньги на общественные сооружения: Константинов претор – 1000 фунтов серебра, а Флавиев – 500, причем эти лица обязывались выстроить через своего прокуратора данное сооружение с правом надписать свое имя. 313 В указе 381 года четыре претора платят по 500 фунтов серебра, а из четырех вновь назначенных два – 450 фунтов и другие два, также вместе, – 250. 314 В 396 году, когда преторов было пять, одному из них, который платил 100 фунтов серебра, было повелено принять на себя устройство празднества в день рождения Гонория, брата императора Аркадия. 315 Впоследствии лежавшее на преторах бремя было с них снято указом имп. Маркиана (450 г.), по которому претур полагалось только три, по выбору сената из живущих в Константинополе знатных лиц, и обязательные прежде взносы были превращены в добровольные. 316 Старый языческий календарь, обязывавший магистратов так часто увеселять население старого Рима, не был и не мог быть перенесен в новую столицу империи. В связи с культом императора повсеместно в империи утвердились в качестве дней всенародных увеселений день рождения императора и его вступления во власть. 317 День вступления в сан нового консула, т. е. января, и «рождения города» – 11 мая – заняли также прочное место в календаре увеселений населения столицы. Предание не сохранило точных сведений и ясных указаний о числе дней всенародных увеселений. По-видимому, они были очень часты. Воздействие христианства на общественные отношения сказалось в том, что имп. Феодосий Старший в указе от 386 года запрещал давать игры в воскресные дни и вменял в обязанность начальникам провинций заканчивать свое участие в увеселениях в полдень и не являться на возобновление их в течение дня. В правление его благочестивого внука, Феодосия Младшего, игры были воспрещены, помимо воскресений, в праздники – Рождества Христова и Богоявления, во все дни четыредесятницы и в праздник Пасхи. 318 Но этот запретительный указ, по-видимому, не воздействовал на общественные нравы, и много лет спустя император Лев вновь воспретил все три вида народных увеселений в воскресные дни.

http://azbyka.ru/otechnik/Yulian_Kulakov...

Обзор постановлений о браке в православной церкви (3,19,217 и 325). О крещальнях в древней христианской Церкви (46). Различные пути обращения из язычества к Христианству в первые века (270 и 386). « Просветитель» преподобного Иосифа волоцкого (153). Сведения о древних переводах творений св. отцев на славяно-русский язык (235 и 352). Суждение одного иноверца о русском расколе сравнительно с преобразовательными сектами Запада (80). Добрый самарянин. Евангельская притча (180). ______________________ Памятники древле-русской духовной письменности: 1) черноризца Зиновия слово на память преподобного Савватия соловецкого (96 и 197). 2) слово похвальное на освещение церкви и на перенесение мощей преподобных Зосимы и Савватия соловецких (302). 3) два поучения о постах (444). Об учреждении в С. Петербурге общества для сбора пожертвований на вспоможение беднейшим церквам и монастырям в России (315). 11. Православный собеседник. 1860 год часть первая оглавление первой частиправославного собеседника на 1860 год Об основных началах русского церковного права (3 и 121). Действие греческого Номоканона в древней России по церковно-судным делам (253 и 359). Деятельность пастырей Церкви IV века по отношению к общественной жизни (34 и 145). Об источниках сведений по разным наукам, в древние времена России (181). Обзор русских летописей в содержании и характере их, преимущественно церковно-историческом (385). Несколько слов, из старинных книг., к безпоповцам (73). Взгляд русских раскольников на римскую Церковь (ответ Гагарину) (297). Несправедливый приставник. Евангельская притча (323). Аллегорические изображения времен года (выписка из старинных рукописей) (441). ______________________      Памятники древле-русской духовной письменности: 1) житие преподобного Елеазара анзерского (101 и 237). 2) правило о покаянии (346). 3) послание константинопольского патриарха к русскому иноку, об иноческой жизни (448). 12. Православный собеседник. 1860 год часть вторая оглавление второй частиправославного собеседника на 1860 год

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Парем. См. 2, 3 и 1-ю 10 янв. Утр. Ев. (Мф.11:27–30; 43 зач.; Ап. Гал.5:22–26: 6:1–2; 213 зач.; Ев. Лк.6:17–23; 24 зач.). Совершается собор его во обители его. Муч. после многоразличных мук за Христа усекнутого мечом. 18 . З. Иже во святых отца нашего архиепископа Иерусалимского. Св. Кирилл родился в Палестина от благочестивых родителей, в 315 г. Как человек хорошо образованный и благочестивый, сиявший «светлостми духовныя премудрости», он рано был принят в клир Иерусалимской церкви и в 340 г. был возведен в сан пресвитера, получив должность катехета и проповедника. Поставленный в 350 г. во Иерусалимского епископа, он явился ревностным защитником православия, и неутомимо боролся с ересями: Ария, Македония, манихейства и др. Еретики мстили ему за это, и, по их проискам, он не раз лишался своей кафедры, но каждый раз был возвращаем снова благочестивыми императорами. Св. Церковь прославляет его, как «учителей наставника, иереев благолепие, божественного поборника Христовы церкви», «верных заступника». Св. Кирилл участвовал на II Вселен. Соборе, и скончался в 386 году, оставив после себя 18 огласительных поучений к готовящимся ко св. крещению и 5 тайноводственных поучений к просвещенным св. крещением. Кондак, гл. 1. Языком твоим мудре, Божественными вдохновеньми, просветили еси твоя люди, Едину чести Троицу естеством нераздельную разделяему же Лицы: темже радующеся, всесвятую твою память призднуем, иже к Богу молитвенника тя предлагающии. Пр. монаха. См. 13 марта. Мучч. и Они были воинами и ревностными сыщиками христиан; но потом сами уверовали во Христа и были сожжены за это в Никомидии около 300 года. 19 . Свв. мученик Хрсана и по М.В.С. и Х.М., – и с ними свв. мучеников: тривуна и жены его, и двух сынов, и Мара. Они пострадали в Риме (в 283 или в 256 г.). Св. Хрисанф был сын знатного и богатого сенатора и получил блестящее языческое образование. Любя чтение книг, он прочитал однажды Евангелие и Апостол. Это чтение пленило его душу, но многое из прочитанного он не понимал.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010