Константина; Явление св. Константину апостолов Петра и Павла; Крещение св. Константина и Е. папой Сильвестром; Крещение народа; Е. отправляется на Св. землю; Обретение места Распятия; Обретение 3 крестов и воскрешение умершей девицы Животворящим Крестом Господним; Крещение Иуды-Кириака; Поставление Кириака в епископы; Обретение гвоздей и дощечки с надписью; Перенесение честных древ Креста Господня в К-поль. Лит.: RBK. Bd. 2. S. 1084-1087; Alf ö ldi M. R. Helena nobilissima femina: Zur Deutung der Trierer Deckengemälde//Jb. f. Numismatik u. Geldgeschichte. Münch., 1959/1960. Bd. 10. S. 79-90; Lauer H.-H. Kaiserin Helena: Leben und Legenden. Münch., 1967; Никитенко Н. Н. Программа однофигурных фресок Софийского собора в Киеве и ее идейные истоки//ВВ. 1988. Вып. 49. С. 173-180; Stylianou A., Stylianou J. The Painmed Churches of Cyprus. Nicosia, 19972. P. 198, 200; Лифшиц Л. И., Сарабьянов В. Д., Царевская Т. Ю. Монументальная живопись Великого Новгорода: кон. XI - 1-я четв. XII в. СПб., 2004. С. 254; Lavin I. An Ancient Statue of the Empress Helen Re-identified//Art Bull. N. Y., 1967. Vol. 49. N 1. P. 58. Fig. 1; Konstantin der Grosse: Ausstellungskatalog/Hrsg. A. Demandt, I. Engemann. Trier, 2007. Il. 16. Н. В. Квливидзе Рубрики: Ключевые слова: КОНСТАНТИН [Флавий Валерий Аврелий Константин](27.02. ок. 272 - 22.05.337), св. равноап. (пам. 21 мая), рим. (византийский) император (с 25.07.306) МАРИЯ МАГДАЛИНА (I в.), равноап., ученица Господа Иисуса Христа, одна из жен-мироносиц (пам. 22 июля и в Жен-мироносиц Неделю; пам. визант. 22 июля и 4 авг.; пам. греч. 4 мая; пам. зап. 22 июля) ВЛАДИМИР (ВАСИЛИЙ) СВЯТОСЛАВИЧ (ок. 960 - 15.07.1015), кн. киевский (978-1015), креститель Руси, равноап. (пам. 15 июля и 10 окт.- в Соборе Волынских святых) МЕФОДИЙ (10-20-е гг. IX в. - 885), равноап. (пам. 6 апр., 11 мая), архиеп. Моравский, старший брат и соратник создателя славянской письменности равноап. Кирилла ОЛЬГА (Елена) (ок. 920 - 11.07.969), равноап. (пам. 11 июля, в Соборе Псковских святых, в Соборе Волынских святых) кнг. Киевская, правительница Древнерусского гос-ва (2-я пол. 40-х - нач. 60-х гг. X в.) АВГУСТИН (354 - 430), еп. Гиппонский [Иппонийский], блж., в зап. традиции свт. (пам. 15 июня, греч. 28 июня, зап. 28 авг.), виднейший латинский богослов, философ, один из великих зап. учителей Церкви АВРААМ ветхозаветный патриарх, родоначальник евреев и (через сыновей от Агари и Хеттуры) различных арабских племен (пам. 9 окт., в Неделю Праотец) АВРААМ ЗАТВОРНИК И МАРИЯ († ок. 360), прп. Кидунские (пам. 29, 25, 27 или 31 окт., 22 дек.; зап. 16 марта, 16 окт.; сиро-яков. 14 дек.; копт. 29 июля) АГАПИЯ, ХИОНИЯ И ИРИНА († 304), мученицы Солунские (Иллирийские) (пам. 16 апр.; сир. 2 апр.; греч. 22 дек., зап. 1 или 5 апр., 25 дек.)

http://pravenc.ru/text/189737.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ПАФНУТИЙ Св. Пафнутий Египетский в числе участников I Вселенского Собора. Миниатюра из Лицевого летописного свода. 70-е гг. XVI в. (РНБ. F. IV. 151. Л. 137) Св. Пафнутий Египетский в числе участников I Вселенского Собора. Миниатюра из Лицевого летописного свода. 70-е гг. XVI в. (РНБ. F. IV. 151. Л. 137) [греч. Παφνοτιος] (IV в.), исповедник (пам. зап. 11 сент.), еп. Египетский. С ранних лет избрал аскетическую и девственную жизнь, исповедником стал во время гонений в Египте при имп. Максимине II Дайе (305-309), по указу к-рого христиан не убивали, а калечили: им выкалывали правый глаз, перерезали сухожилие левого колена и ссылали в палестинские или киликийские рудники ( Euseb. De mart. Palaest. 8. 1; Rufin. Hist. eccl. X 4). П. пользовался большим уважением со стороны св. равноап. имп. Константина (306-337): император приглашал его во дворец и, приветствуя, целовал в изувеченный за исповедание веры глаз ( Rufin. Hist. eccl. X 4). У свт. Епифания Кипрского есть рассказ о егип. отшельнике и исповеднике по имени Пафнутий, но тот был приверженцем еп. Мелетия в изгнании ( Epiph. Adv. haer. 68. 5), а следов., речь здесь идет о др. человеке, т. к. П. во время арианских споров выступал на стороне свт. Афанасия I Великого . На Соборе в Тире (335), на к-ром планировалось ложное обвинение Афанасия Великого в усечении руки у его бывш. чтеца по имени Арсений, присутствовал Максим III, еп. Иерусалимский, к-рый тоже был исповедником, во время гонений получил такие же, как и П., увечья, и потому они были близки между собой. П., понимая, что последний примкнул к гонителям свт. Афанасия по простодушию и незнанию о его невиновности, публично предупредил товарища об обмане и сделал его твердым последователем Александрийского предстоятеля, хотя предотвратить замышляемое судебное разбирательство ему не удалось ( Rufin. Hist. eccl. X 18). Известно также, что на Вселенском I Соборе (325) П. выступил против предложения о необходимости оставлять жен лицам, принимающим духовный сан. Участники спора, прислушавшись к доводам П. о честности законного брака, о трудности исполнения обета целомудрия и об опасности подобного решения для состояния не только новопоставляемых, но и их жен и приняв во внимание, что исходят они от человека, к-рый сам предпочел строго хранить девство, ограничились запретом жениться для вступивших в духовное звание безбрачными ( Sozom. Hist. eccl. I 23; Socr. Schol. Hist. eccl. I 11; Niceph. Callist. Hist. eccl. VIII 19).

http://pravenc.ru/text/2579816.html

Арх.: ГАЯО. Ростовский фил. Ф. 245. Оп. 1. Д. 334 [Летопись Борисоглебского мон-ря]; Д. 207, 306 [док-ты Борисоглебского мон-ря за 1870-1886 гг.]. Ист.: Служба Всем святым новым чудотворцам Российским/Сост.: инок Григорий. Гродно, 1786; Ундольский В. М. Библиографические разыскания//Москвитянин. 1846. Кн. 11/12. С. 62-68; Житие прп. Иринарха Борисоглебского// Муравьев. ЖСвРЦ. Вып. 5. С. 337-366; То же//РИБ. 1909. Т. 13. Ч. 1. Стб. 1349-1416; То же//ЖСв. Янв. Ч. 1. С. 397-405; Морев Ф., прот. Обозрение епархии преосв. Ионафаном, еп. Ярославским и Ростовским//Ярославские ЕВ. 1882. 39. Ч. неофиц. С. 311-315; 40. С. 317-318; Дубровский М., прот. Обозрение высокопреосв. Ионафаном, архиеп. Ярославским и Ростовским, церквей, школ и монастырей//Там же. 1886. 47. Ч. неофиц. С. 747-748; Служба прп. отцу нашему Иринарху затворнику, Ростовскому чудотворцу. М., 1910; То же//Минея (МП). Янв. Ч. 1. С. 544-558; Акафист прп. Иринарху затворнику, Ростовскому чудотворцу. М., 1916; То же//Акафисты рус. святым. СПб., 1995. Т. 2. С. 278-287; Жалованная грамота от 4 сент. 1615 г. царя Михаила Федоровича//Ярославские ЕВ. 1893. 37. Ч. неофиц. Стб. 581; Титов А. А. Вкладные и кормовые книги Борисоглебского монастыря. 1881; он же. Описание рукописей Ростовского музея церк. древностей. Ярославль, 1889. Ч. 2; Описание собр. рукописей Оптиной пустыни. М., 1958. Т. 2. С. 35-36; Стрельников В. С. Вкладные и кормовые книги ростовского Борисо-Глебского монастыря: Источниковедческие наблюдения//ИКРЗ, 1997. Ростов, 1998. С. 53-58; Доброцветов П. К. Некоторые новые архивные мат-лы к жизнеописанию прп. Иринарха Затворника Ростовского (1548-1616) и истории Борисоглебского на Устье муж. мон-ря//ХЧ. 2011. 3 (в печати). Лит.: Толстой М. В. Древние святыни Ростова Великого. М., 1860. С. 85-87; он же. Жизнеописания угодников Божиих, живших в пределах нынешней Ярославской епархии. Ярославль, 1905; СИСПРЦ. С. 123; Боголюбский А. Ростовский Борисоглебский мон-рь//Ярославские ЕВ. 1864. Ч. неофиц. 28. С. 274-277; 29.

http://pravenc.ru/text/673961.html

Обитель Саввы Освященного – знаменитая палестинская лавра, расположенная недалеко от Иерусалима. Была основана в конце V – начале VI в. монахом Саввой (ум. 532) и получила его имя. К л. 101 . Содомское море – Мертвое море, бессточное соленое озеро, находящееся на территории Иордании и Израиля. Мертвое море предельно насыщено солями, на дне и берегах его находятся асфальтовые вещества, которыми пользовались египтяне при бальзамировании мумий. По библейским преданиям, на месте Мертвого моря находилась плодородная долина Сиддим с городами Содом и Гоморра, жители которых были наказаны Богом за грехи: «И пролил Господь на Содом и Гоморру дождем серу и огонь от Господа с неба. И ниспроверг города сии, и всю окрестность сию, и всех жителей...» ( Быт. 19, 24–25 ). Иордан – река в Палестине, которая берет начало в хребте Хермон, впадает в Мертвое море; в Иордане крестился Иисус Христос. ...и увидели предел... – Придел – особый алтарь в православном храме, отделенный от главного; необходим для того, чтобы в один день можно было несколько раз (по числу приделов) совершать литургию. К л. 102. ... церковь царя Констянтина и матере его Елены... – Речь идет об одном из приделов церкви Воскресения Христова, который был сооружен по повелению царя Константина (с 306 г. – «август», в 324–337 гг. – римский император). Его мать – императрица Елена (ум. 327) являлась инициатором церковного строительства в Святой земле. Константин и Елена почитаются как святые, потому что способствовали утверждению христианства в качестве господствующей религии. ...когда явился Марии Могдалыни. – Мария из города Магдалы вела развратный образ жизни, но после исцеления Христом от «семи бесов» стала последовательницей христианского учения. Она присутствовала при распятии и погребении Иисуса Христа; ей первой явился воскресший Спаситель ( Иоан. 19, 25; 20, 11–17 ; Мф. 27, 56, 61; 28, 1–10 ). По преданию, проповедовала Евангелие в Риме; после кончины была погребена в Эфесе, откуда ее мощи в IX в. перенесли в Царьград.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Это правило утверждает законным порядком, по истечении определенного промежутка времени, сложившееся на деле положение. С III в. центр империи перемещается на Восток. Константин решил утвердить эту тенденцию, создав новую столицу. Сразу же после победы над Ликинием в Хрисополе (18 сентября 324 г.) он выбрал местом для нее Византии – древнее поселение Мегары на европейском берегу Босфора 605 . Сразу же, то есть уже осенью 324 г., начались строительные работы. Торжественная церемония состоялась 11 мая 330 г., а строительство города было закончено к 335–336 гг. 606 Неоднократно подчеркивалось, насколько разумным был выбор места для столицы со всех точек зрения – стратегической, экономической и культурной 607 . Будучи совершенно новым городом, Константинополь юридически никак не был связан с Византием. Дагрон отмечает по этому поводу, что между обоими городами существует «разрыв в исторической последовательности» 608 . Кроме того, этот город, будучи столицей империи, с самого момента основания был изъят из всякого подчинения Ираклии и в административном отношении, как считалось, не являлся частью провинции Европы 609 . Имеются все основания полагать, что это исключительное положение оказало свое влияние и на церковное устройство. О начатках христианства в Византии исторически достоверные данные отсутствуют. То обстоятельство, что именно из этого города в 150 г. прибыл в Рим еретик Феодот Кожевник, дает основания предполагать, что в Византии в середине II в. уже существовала христианская община. Однако утверждение, согласно которому община эта была создана апостолом Андреем, а во главе ее позднее стоял епископ Стахий, ученик апостола, представляет собой позднейшую легенду 610 . Не большее доверие вызывает и традиционный список епископов Византийских до Митрофания (306–314) 611 . Большие перемены – рождение новой столицы Константинополя – происходят при епископе Александре (314–337). С тех пор Александр именовался епископом нового Рима 612 . Ввиду того что Константинополь в административном отношении не являлся частью провинции Европы, к нему не применимо 4 правило Никейского Собора относительно избрания епископов в той или иной области.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_lyuile/pr...

Глава 10. Обращение Константина Великого и новое положение Церкви в Римской Империи. Юлиан Отступник Поворотный пункт в истории Церкви. Изучая историю, замечаешь, что великие изменения в жизни человеческого общества подготавливаются заранее, порой, казалось бы, не такими уж заметными событиями. Так, когда историческая обстановка созревает для великих перемен, появляется выдающийся человек или происходит особое событие, резко изменяющее жизнь общества. Такая необычайная перемена в истории Церкви произошла с участием римского императора святого Константина Великого (царствовал в 306–337 гг.). Перемена эта была подготовлена долгими годами христианской проповеди, исповедничества и мученичества множества людей, постепенным ростом Церкви Христовой и развитием христианской мысли. И тогда в относительно короткое время произошла удивительная перемена – вместо рухнувшего язычества христианство заступило на место официальной религии Римского государства. Ранние годы Константина. Константин был сыном Констанция Хлора, назначенного императором Диоклетианом Цезарем для управления Британией и Галлией. Мать Константина, Елена , по происхождению своему была британка, и семья, в которой рос Константин, хотя и была языческой, но отличалась благочестием. Он рос в обстановке веротерпимости. Констанций Хлор, да и сам Константин были поклонниками Апполона – бога солнца, но современное им язычество их не удовлетворяло, и они стремились к более возвышенной вере. Елена сочувствовала христианской вере и впоследствии сама приняла христианство. Константин родился около 274 г. в Наиссе (современный Ниш), в Мизии, там, где теперь находится Сербия. Здесь он провел с матерью детство и раннюю юность. Еще юношей Константин был вызван ко двору императора Диоклетиана , до известной степени в качестве заложника, так как последний опасался соперничества со стороны его отца Констанция Хлора. В Никомидии Константин провел более 10 лет и был свидетелем самого страшного гонения на христиан, в том числе на тех, кто занимал высокие посты.

http://azbyka.ru/otechnik/Sofya_Kulomzin...

Юноша Нестор, из христиан, навестил Димитрия в темнице, и Димитрий благословил его на единоборство с Лием. Укрепляемый Богом, Нестор одолел гордого гладиатора и бросил его на копья воинов. Нестора, должны были наградить, как победителя, но вместо этого казнили, как христианина. По приказу императора, темничная стража пронзила Димитрия копьями в 306-ом году. Тело великомученика Димитрия выбросили на съедение зверям, но солуняне тайно предали его земле. Слуга Димитрия, Лупп, взял кровавую ризу и перстень мученика и начал ими исцелять недужных. Его тоже казнили. В правление императора Константина Великого (324–337 гг.) над могилой великомученика Димитрия воздвигли храм, а через сто лет были обретены его нетленные мощи. При гробе великомученика Димитрия совершались чудеса и исцеления. В правление императора Маврикия (582–602 г.) авары, жившие на Дону, осадили город Солунь. Святой Димитрий явился на городской стене, и 100-тысячное войско осаждавших обратилось в бегство. В другой раз святой спас город от голода. Житие святого Димитрия повествует, что он освобождал пленных от ига неверных и помогал им достигнуть Солуни. С 7-го века при раке святого Димитрия начало истекать благовонное и чудотворное миро, о чем писали современники. В 14-ом веке Димитрий Хризолог писал о нем: миро “по свойству своему не вода, но гуще ее и не похоже ни на одно из известных нам веществ… Оно удивительнее всех благовоний не только искусственных, но и по естеству созданных Богом”. По этой причине великомученика Димитрия наименовали Мироточивым. Тропарь: Велика обрете в бедах тя поборника вселенная страстотерпче, языки побеждающая: яко же убо Лиеву низложил еси гордыню, и на подвиг дерзновенна сотворив Нестора, тако, святе Димитрие, Христу Богу молися даровати нам велию милость. Великомученица Параскева 10 нояб. (28 окт. по церк.кал.) Великомученица Параскева родилась в городе Иконии в Малой Азии. Родители ее особо чтили пятницу, когда на кресте пострадал Господь Иисус Христос. В честь этого дня они и дочь свою назвали Пятницей (по-гречески Параскева). Она рано осиротела. Достигнув совершеннолетнего возраста, Параскева приняла обет девства и заботилась о распространении веры Христовой среди язычников.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Mile...

Одни ищут ее в Пелопонессе, в Лаконии, где есть мыс Малея, другие разумеют здесь гору Малеон, находившуюся на восточной стороне горы Афона; наконец, некоторые ищут эту гору на острове Лесбосе, где также есть мыс Малея. Гора Кармил лежала в пределах колен Асирова и Манассиина; верхним или северным концом своим она вдавалась в Средиземное море, а южным упиралась в горы самарийские. Эта гора служила местопребыванием пророков Илии и Елисея (3 Цар., 18 гл.; 4 Цар.2:25; 4:25). Время жизни преподобного Фомы Малеина неизвестно с точностью. Полагают, что он жил не позднее X века. Страдание святых мучеников Перегрина, Лукиана, Помпея, Исихия, Папия, Саторнина и Германа Траян царствовал в римской империи с 98 до 117 года. В 99 году он возобновил закон, запрещавший тайные общества. А так как у язычников составилось уже мнение о христианах, как о людях принадлежащих к тайному обществу, и так как богослужебные собрания христиан происходили по ночам и тайно, то он воздвиг на них гонение, как на нарушителей упомянутого закона. Город Диррахий, иначе Эпидамн, ныне Дураццо, находился в нынешней Албании на берегу Адриатического моря. Память святого священномученика Астия празднуется 4 июня. Анфипатами в римской империи назывались начальники областей. Время кончины сих святых мучеников в точности неизвестно. Житие и страдание святых преподобномучеников Епиктета пресвитера и Астиона монаха Император Диоклитиан управлял восточною половиною римской империи с 284 г. по 305 г. Комитами у древних римлян назывались первоначально спутники высшей чиновной особы в провинции, а позднее спутники императоров, составлявшие их приближеннейшую свиту. Со времени Константина Великого (306–337 гг.) Это наименование стало титулом всех придворных и государственных чинов, хотя бы они и не принадлежали к императорской свите. Мф.7:7. Мф.9:20–22. Фригия — малоазийская область. Откр.3:18. Ныне Рамзин, на южном рукаве Дуная. Ахитофел — первоначально близкий друг и советник Давида; но во время восстания Авессалома перешел на его сторону и советовал ему тотчас преследовать Давида, чтобы умертвить его; но так как последствием этого совета была гибель Авессалома, то Ахитофел, оставив войско, возвратился в свой отечественных город и здесь удавился (2 Цар.17:1–20).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/5...

Кирнор Адам Гоноры, 1818–1886, белорусский исследователь памятников старины, литератор и издатель, писал статьи по истории, этнографии, археологии Беларуси и Литвы, автор первого путеводителя по Вильно. Являлся действительным членом Виленской археологической комиссии, владел издательством и типографией, где печатал главным образом научную и просветительскую литературу 127,183 Кларк Дж., английский архитектор XIX в., работавший в стиле классицизма, по его проекту в Гомеле возведен в 1809–1819 гг. собор Святых Петра и Павла 124 Клисфен, вторая половина VI в. до н. э., выдающийся афинский законодатель. Принадлежал к роду Алкмеонидов, изгнанному из Афин. Приобрел значительный авторитет в Греции, руководя постройкой храма Аполлона в общегреческом святилище в Дельфах. Ему удалось получить поддержку Спарты, и с ее помощью в 510 г. до н. э. свергнуть тиранию Гиппия в Афинах. С 509 г. до н. э. по предложениям Клисфена в Афинах были осуществлены важные государственные реформы, которые окончательно оформили демократическое устройство афинского полиса. Для борьбы с возможными попытками установления тирании был принят закон об остракизме 24 Колосовская Ю. К., российский антиковед, доктор исторических наук (тема диссертации – «Паннония в I–III веках»), автор монографии «Рим и мир племен на Дунае, I–IV вв.» (М.: Наука, 2000), специалист в изучении Римской империи, одна из немногих советских историков, изучавших пассионы христианских мучеников как важный вид исторических источников 57 Конрад Монферратский, ок. 1145 – 1192, маркграф, один из лидеров Третьего крестового похода. В апреле 1192 г. бароны Иерусалимского королевства избрали его своим королем. Однако Конрад не успел короноваться в Акре (сам Иерусалим находился в руках мусульман), ибо вскоре был зарезан в г. Тире двумя исмаилитами 116 Константин I Великий, ок. 272 – 337 н. э., святой равноапостольный царь, римский император с 306 г. С 324 г. установил свое единовластие над всей Римской империей, окончательно оформил систему домината в империи. Он резко изменил религиозную политику, положив конец репрессиям против христиан. Эдиктами Константина христианское духовенство получило привилегии, которыми уже обладали языческие жрецы, христианские храмы обрели право убежища, в каждом городе часть податей отдавалась местной церкви, епископы получили право суда по гражданским искам. Запретил казнь на кресте. Раздоры среди христиан (особенно в связи с арианской ересью) угрожали единству Церкви, и Константин санкционировал созыв первого Вселенского Собора в Никее в 325 г. Собор осудил арианство и принял Символ веры , ставший основой христианского правоверия 53, 98,106

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание Храм Кумурдо. 964 г. [груз. ], кафедральный собор исторической Кумурдойской епархии Грузинской Православной Церкви (ГПЦ), памятник груз. средневек. зодчества, выделяющийся как по сложности художественного замысла, так и по качеству исполнения. Расположен в одноименном селе, в 12 км к западу от г. Ахалкалаки. История Первая церковь К. была воздвигнута посланниками визант. имп. Константина I Великого (306-337) к царю Картли св. Мириану в 1-й пол. IV в. С кон. V в. здесь восседал епископ Кумурдойский (кумурдоели). Совр. церковь была выстроена во 2-й пол. Х в. Строительная надпись, высеченная над юж. входом, сообщает, что еп. Кумурдойский Иоанн «положил основание этой церкви рукою» зодчего Сакоцари в царствование абх. (западногруз.) царя Леона III в короникон 184 (964 г.), «в месяце мае, в день субботний первой луны, в эриставство Звиада». Еп. Иоанн как заказчик строительства храма также упомянут в надписи в верхней части вост. фасада, на др. фасадах имеются многочисленные поминальные и пояснительные надписи, исполненные асомтаврули . Зодчий Сакоцари из др. источников неизвестен. Архитектура К. позволяет предположить, что это был один из лучших груз. мастеров Х в. В постройке церкви деятельное участие также принимал «убогий Георгий» - вероятно, один из главных мастеров: его имя упомянуто в надписи, высеченной с правой стороны тимпана юж. входа. Местные феодалы оказывали значительную помощь К., за их пожертвования церковь устанавливала агапы (поминания), соответствующие надписи наносились на фасаде церкви (напр., агапа Ваче эристави, 60-е гг. X в.; агапы Голиафа и Мирдата, кон. X - нач. XI в., и др.). К. принадлежали сел. Арешти, пожертвованное представителями кларджетской ветви рода Багратиони в кон. IX в., сел. Бертакана (груз.- Поле монахов; ныне здесь находится высеченный в скале 3-ярусный мон-рь), где на церкви сохранилась надпись еп. Кумурдойского Зосимы (XI в.), а также земли в окрестностях Цунды ( Бердзенишвили. 1985. С. 120-121; Корпус эпигр. памятников Джавахети. 2012. С. 29, 36-37).

http://pravenc.ru/text/2462247.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010