20 О Божием повелении первочеловеку возделывать райские насаждения св. Григорий Богослов говорит в Слове 38 («На Богоявление или на Рождество Спасителя») и в Слове 44 («На святую Пасху), хотя подобное различие между «деревьями» и «растениями» там не проводится. 21 Вариант перевода: «наслаждение». 22 Юлиан Отступник (331–363) – племянник Константина Великого, с 355 г. цезарь, с 361 г. – император Римский. Воспитанный в христианской вере, он, как только сделался императором, отрекся от христианства и перешел на сторону язычества – за это его и называют Отступником. Издал эдикт против христиан и дал привилегии язычникам, и вообще известен своими хитрыми, но тщетными попытками восстановить язычество. На 32м году жизни убит в войне с персами. 23 Император Константин Великий царствовал с 306 по 337 г., сын его Констанций – с 337 по 361 г. 24 Евдоксий – епископ Царьграда, арианин; занимал константинопольскую кафедру с 360 по 370 г.; родоначальник одной из отраслей арианской ереси, названной по имени его (евдоксиане). 25 Тирон – молодой воин. От лат. tiro — новобранец. 26 Максимиан Галерий, зять императора Диоклетиана, с 303 г. – соправитель его на Востоке, а после – его преемник (305–311). 27 Св. великомученик Феодор Тирон ( память 17 февраля ) пострадал при императорах Максимиане и Максимине 28 Лев III Исаврянин – Византийский император-иконоборец, царствовавший в 717–741 гг. 29 Анастасий занимал патриарший престол с 730 по 753 гг. 30 Константин V Копроним царствовал с 741 по 775 гг. Довел иконоборчество до ужасов жестокого гонения. Умер во время похода на болгар в жару и воспалении, пораженный чрезмерно сильной и жгучей огневицей, по его собственным словам, заживо преданный неугасимому огню. 31 Лев IV Хазар (775–780 гг.) – сын Константина Копронима, род. в 750 г. от первой жены Ирины-хазарки, дочери кагана. Осенью 780 г. скоропостижно умер от опухоли (карбункула), при этом голова его страшно почернела, и он был поражен сильнейшим воспалением. 32 Ирина – супруга Льва IV, родом из Афин, тайная почитательница икон.

http://azbyka.ru/cobranie-sinaksarej-pos...

Греч. 299), переписанный в 1022 г. мон. Иоанном из мон-ря Иоанна Богослова по распоряжению игум. Афанасия, и Стихирарь (РНБ. Собр. Рус. Археол. об-ва 1), созданный в 1106 г. иереем Анфием для ватопедского доместика Лаврентия. Древнейшая из созданных в ватопедском скриптории рукописей, оставшаяся в мон-ре,- Четвероевангелие 1263 г. (Cod. 896), написанное по заказу игум. Арсения. Ватопедский скрипторий достиг расцвета в XIV-XV вв. Каллиграфу мон. Каллисту принадлежат Творения свт. Ефрема Сирина (Cod. 186, 1322 г.), Слова свт. Василия Великого (Cod. 56, 1330 г.), а также неск. рукописей без точной даты написания (Cod. 117, 337 (fol. 264-352), 455, 486-487, 492-493). Ватопедские монахи Григорий и Филофей в 1417-1426 гг. переписали ряд панегириков, миней и др. литургических книг (Григорий - Cod. 631-637, 1008, 1186-1187, Филофей - Cod. 1101, 1116, 1137, 1138, 1153 и Laur. Θ. 44). Евангелие. 1340–1341 гг. (Vatop. 16. Ризница. Fol. 56v) Евангелие. 1340–1341 гг. (Vatop. 16. Ризница. Fol. 56v) В поствизант. период в скриптории активно работали иером. Никифор (кон. XV - нач. XVI в.), мон. Кирилл (сер. XV в.), Анфим Леовадитис (90-е гг. XVI в.), Григорий, митр. Лаодикийский (60-е гг. XVII в.), иером. Феоклит (80-е гг. XVII в.), Григорий (Георгий) Каллиергис (50-60-е гг. XVIII в.), Дамаскин Ватопедский (60-70-е гг. XVIII в.), Даниил Смирнский (80-е гг. XVIII в.) и др. Сохранилось ок. 50 книг, переписанных архим. Иаковом Ватопедским († 1885). Помимо книг, созданных в монастырском скриптории, значительное число кодексов было подарено мон-рю вкладчиками. Визант. имп. Иоанн VI Кантакузин передал в В. 26 книг (Cod. 5-6, 65, 105, 128, 132, 179, 180, 299, 306, 310, 320-322, 325-328, 335, 390-392, 661, 908 и Ризница. Cod. 16-17). Среди них - Творения свт. Афанасия Александрийского (Cod. 5, между 1325 и 1340 г.), Творения свт. Григория Нисского (Cod. 128, ок. 1340 г.), Евангелие (Ризница. Cod. 16, 1340/41 г.). В мон-рь делали вклады визант. имп. Андроник II, деспоты Мануил и Андроник Палеологи, серб.

http://pravenc.ru/text/149927.html

Константин. [Инфографика] : Значение имени : восходит к латинскому constans -  «постоянный, стойкий»; День памяти : 3 июня; Святой равноапостольный Константин Великий :Император  Константин Великий (272-337 гг.) - первый император-христианин (306-337 гг.). Назван равноапостольным, поскольку не только прекратил гонения на христиан, длившиеся с перерывами около 300 лет, но фактически сделал христианство основным вероисповеданием Римской империи. Житие святого. Подготовил Игорь Цуканов ;  Другие святые и известные люди с именем Константин : [ Преподобный Константин Синадский (VIII век). Будучи по рождению иудеем, юноша заинтересовался христианством. Втайне изучив Священное Писание, он сбежал из дома в монастырь, где принял Крещение. После того, как Константин приложился к кресту, изображение святыни отпечаталось у него на голове. Впоследствии  Константин стал странствующим проповедником. День памяти преподобного Константина - 8 января; Священномученик Константин (Верецкий) (1874-1918). Священником стал в 37 лет, служил в Ростове. Своими яркими проповедями привлекал многих людей в Церковь. Большевистский переворот называл наказанием для народа, обличал измену царю, новые порядки. Расстрелян большевиками после сдачи города «белыми» 23 февраля 1918 года. День памяти священномученика  Константина — 23 февраля; Константин Победоносцев (1827-1907). Один из главных идеологов  «консервативных реформ» Александра III. Профессор Московского университета, член Государственного совета. Был воспитателем будущих императоров Александра III и Николая II. C 1880 по 1905 гг. занимал пост обер-прокурора Святейшего Синода. Считал православие одной из главных опор государственного строя России; Великий князь Константин Романов (1858-1915). Внук Николая I. Поэт, публиковавшийся под псевдонимом «К.Р.». На его стихи написаны романсы П. И. Чайковского и С. В. Рахманинова. Участвовал в Русско-турецкой войне 1877-1878 гг. Глава Императорского Православного Палестинского общества, председатель Академии наук]; Интересные факты ;Ил.: Святой император Константин Великий приносит Константинополь в дар Пресвятой Богородице. Мозаика над входом в Собор Святой Софии, Х в.; Сон Константина и битва у Мульвийского моста. Миниатюра из Гомилий Григория Назианзина, XI в.; Голова колосса Константина, одного из нескольких прижизненных общественных изображений императора. Музеи Римского Капитолия; Во главе Первого Вселенского собора — Константин Великий. Фреска, Бухарестский монастырь, Румыния, XVIII век//Фома. - – июнь 2020. – С.28-29. - (раздел « Вера », рубрика « Школа “Фомы”. Именины »).

http://foma.ru/bibliografija-foma-6-206-...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ОЛИМПИАН [Греч. Ολυμπιανς], еп. Византия (впосл. К-поля) (ок. 187-198). В «Краткой хронике» К-польского патриарха свт. Никифора I (1-я треть IX в.) указано, что О. был 16-м епископом Византия и занимал кафедру 11 лет. В списке К-польских епископов Никифора Каллиста Ксанфопула (XIV в.) О. упомянут только по имени, без к.-л. хронологических уточнений (PG. 147. Col. 452B). Эти сведения восходят к «Списку апостолов и учеников Господа» (BHG, N 151-152), автором к-рого в визант. традиции считался сщмч. Дорофей , еп. Тирский (III-IV вв.). Согласно Псевдо-Дорофею, О. был рукоположен в храме во имя св. Ирины. Однако в действительности закладка этой церкви относится к эпохе св. равноап. имп. Константина (306-337). Вероятно, автор перечня считал, что это была самая ранняя церковь в К-поле, и поэтому связывал первых епископов Византия именно с ней. В визант. традиции вся ранняя история К-польской Церкви носит легендарный характер и призвана доказать апостольское происхождение этой кафедры от ап. Андрея Первозванного через его ученика св. ап. Стахия и череду преемников до 1-го достоверно известного епископа свт. Митрофана I . Сочинение Псевдо-Дорофея создавалось в несколько этапов. В оригинальный текст в средневизант. период вносились дополнения, обусловленные необходимостью церковной полемики с Римом. Аутентичность разделов о ранней истории К-польской Церкви в сочинении патриарха Никифора также вызывает сомнения. В не учтенной издателем К. де Боором рукописи Lond. Brit. Lib. Add. 19390 (нач. X в.), восходящей к оригиналу, созданному при жизни Никифора, этот раздел опущен ( Mango. 1990. P. 3, 23-24; Idem. 2009. P. 166-167). Если признать, что епископские списки I-IV вв. имеют под собой историческое основание, то, отталкиваясь от обратной хронологии и зная, что епископат Митрофана I датируется приблизительно 306/7-313/4 гг., епископат О. следует отнести к 187-198 гг. Ист.: Boor C., de, ed. Nicephori archiepiscopi Constantinopolitani Opuscula historica. Lpz., 1880. P. 113; Schermann T., ed. Prophetarum vitae fabulosae. Lpz., 1907. P. 150. Лит.: Cuperus G. Ad historiam chronologicam patriarcharum Constantinopolitanorum dissertatio praevia de exordio cathedrae Constantinopolitanae seu potius Byzantinae//ActaSS. Aug. T. 3. P. Γεδεν. Πνακες. Σ. 95; Mango C., ed. Nikephoros, Patriarch of Constantinople: Short History. Wash., 1990. (CFHB; 13); idem. Constantinople " s Mount of Olives and Pseudo-Dorotheus of Tyre//Να Ρμη: Riv. di ricerche bizantinistiche. R., 2009. Vol. 6. P. 157-170. Д. В. Зайцев Рубрики: Ключевые слова: АЛЕКСАНДР (Семёнов-Тян-Шанский Александр Дмитриевич; 1890-1979), еп. Зилонский (К-польский Патриархат), дух. писатель

http://pravenc.ru/text/2578323.html

В Новом Завете имя Соломона неоднократно звучит в высказываниях Иисуса Христа; самое известное его напоминание о мудрости Соломона, проявившейся в беседах с царицей Савской, обращено к книжникам и фарисеям, требовавшим от Иисуса знамений ( Мф. 12:42 ). Константин I Великий (ок. 285 – 337), римский император (306337), который первым перешел к покровительству христианской церкви и перенес столицу в Константинополь (330 г.). Владимир Святославич (948 – 1015), великий князь Киевский (с 978 г.); его княжение отмечено важнейшим событием в жизни Руси – провозглашением христианства государственной религией и началом христианизации страны. При Владимире значительно возрос международный авторитет Древней Руси: с именем этого великого, мудрого и щедрого князя народная память всегда связывала время величия страны. ...и да приложит ти Господь Бог... Тако пою имени твоему во веки воздати ми день дне». – Ср.: Пс. 60:7 – 9 . ...со архимандритом Герасимом... – Архимандрит Герасим, один из ближайших сподвижников патриарха Никона ; он управлял Воскресенским монастырем в 1658 – 1665 гг.; избран на должность архимандрита после того, как 2 мая 1658 г. патриарх Никон рукоположил первого архимандрита Воскресенского монастыря Стефана в архиепископа Суздальского и Тарусского. Герасим пользовался полным доверием патриарха Никона и был уважаем царем Алексеем Михайловичем. В 1660 г. патриарх Никон в своей челобитной царю просил Алексея Михайловича принять архимандрита Воскресенского монастыря Герасима для словесных объяснений по прежним его, Никона, прошениям – РГАДА, ф, 27, on. 1, д. 531, л. 1. Есть мнение, что архимандрит Герасим записал рассказ о видении венца на голове патриарха Никона – Харлампович 1914, 276. Архимандрит Герасим изображен вместе с другими близкими патриарху Никону монахами и подвижниками Воскресенского монастыря на парсуне-портрете патриарха Никона с клиром, созданной неизвестным художником в начале 1660-х гг. – ИС 1854, 10; Леонид 1876, 22, 328, 329; Ровинский 2, 1168; Романов 1948, 206; Овчинникова 1955, 97; Михайлова 1994, 151; Зеленская 2002, 370 – 376; Зеленская 2002а, 11 – 12; Зеленская 2002б, 98; Зеленская 2003, 28 – 34. Г.М. Зеленская считает архимандрита Герасима заказчиком этого портрета. Скончался Герасим 5 декабря 1665 г. и погребен на монастырском кладбище – Леонид 1876, 126; Дн. записки, 27; Зеленская 2003, 32.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

[Румын. Constana; греч. Τμοι, Τμις; тур. Küstence, Кюстендже], город в вост. части Румынии, в Добрудже, на побережье Чёрного м.; важный культурный и церковно-адм. центр Византийской империи, Первого и Второго Болгарских царств. К. основан предположительно в 657 г. до Р. Х. ионийскими греками из Милета (совр. Турция) для торговли с гетами. Упоминается с III в. до Р. Х. в связи с военным конфликтом Византии и Истрии. В 29 г. до Р. Х. завоеван римлянами, к-рые сохранили греч. название Томы (Томис). В 8-17 гг. по Р. Х. в К. находился в ссылке и умер рим. поэт Овидий, к-рый написал здесь 4 книги посланий (Epistulae ex Ponto, ок. 11-12 гг.). С 46 г. город вошел в состав пров. Н. Мёзия. В III в. сильно пострадал от готов. При имп. Диоклетиане - столица рим. пров. М. Скифия. С кон. III в. центр Скифской епархии К-польской Православной Церкви (с ок. 380 - Томисской архиепархии; в VI и X-XI вв.- митрополии Томиса; в XIII-XIV вв.- архиепархии Вичина). Период расцвета пришелся на правление имп. Константина I Великого (306-337). При имп. Констанции II (337-361) был отстроен новый квартал, названный в честь него Константиниана (по другой версии, в честь Флавии Юлии Констанции, сестры имп. Константина I); по названию этого квартала впосл. стали именовать весь город (упом. с 950). С 395 г. вместе с обл. Добруджа К. перешла под власть Византии. Захвачена и разрушена аварами (597-598). После разгрома визант. имп. Константина IV ханом Аспарухом (681) вошла в состав Первого Болгарского царства. В 977 г. отвоевана византийским имп. Иоанном I Цимисхием (969-976). Ок. 1186 г. К. находилась под властью Второго Болгарского царства. В XIII в. в городе основана генуэзская торговая колония. В XIV в. К. принадлежала Добруджанскому княжеству; в кон. XIV - нач. XV в.- княжеству Валахия (при господаре Мирче I Старом, 1386-1418). Ок. 1418 г. К. находилась под властью Османской империи. В кон. XVIII в. сюда переселились многие крымские татары, греки, болгары, которые составили большую часть населения К. По результатам Берлинского конгресса в 1878 г. К. передана Румынии вместе с Сев. Добруджей.

http://pravenc.ru/text/2057128.html

Плиний Младший – римский политический деятель и писатель (61– 113 гг. н.э.). В риторской школе в Риме учился красноречию под руководством Квинтилиана. При Домициане прошёл весь курс государственных магистратур от жреца культа императора до префекта воинской казны. Император Траян включил Плиния в круг своих приближённых. В 110 году Плиний был назначен императорским легатом в провинцию Вифиния с ответственным заданием по искоренению коррупции, однако там скоропостижно скончался в 113 году. Как писатель Плиний известен своими письмами, которые являются незаменимым источником информации о жизни и устройстве Римской империи времён Домициана, Нервы и Траяна; в письмах Траяну содержится одно из наиболее ранних упоминаний о христианах в римской литературе. Константин I Великий – римский император (306–337 гг. н.э.). После смерти отца, в 306 году, был провозглашен войском августом, после победы над Максенцием в 312 году в битве у Мульвийского моста (Pons Mulvius) и над Лицинием в 323 стал единственным полновластным правителем римского государства. В 313 году был издан Миланский эдикт, в соответствии с которым христианство признавалось законной религией и уравнивалось в правах с другими исповеданиями империи. Эдикт предусматривал возвращение христианам и христианским общинам всей собственности, которая была у них отнята во время гонений. В 330 году Константин основал на месте города Византий будущую столицу империи – Константинополь, преобразовал государство и дал новый импульс к развитию Анатолии. Юлиан Отступник – римский император (361–363 гг. н.э.), сын Юлия Констанция, брата Константина Великого . После смерти отца воспитывался Евсевием, арианским епископом Никомедии. С 350 г. изучал греческую философию и литературу в Пергаме и Ефесе, где познакомился с некоторыми философами – неоплатониками, оказавшими на Юлиана серьёзное влияние, что привело впоследствии к его разрыву с христианством. В 355 г. учился в Афинах вместе с Григорием Богословом и Василием Кесарийским. В 355 г. стал соправителем римской империи, в 361 г. галльские легионы объявили Юлиана императором. По принятии власти издал эдикт о веротерпимости, который отменил все постановления Констанция против язычников, провозгласил религиозную терпимость и не преследовал христиан, но боролся против христианства и стремился создать сильную языческую церковь по образцу Церкви христианской. В 362 г. издал эдикт, который лишал права учителей-христиан возможности преподавания. В 363 г. во время похода против персов Юлиан умер от ран, полученных в битве под Маренгой.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/sem-tse...

Этим перстнем и ризой, освященными кровью великомученика, святой Лупп совершил немало исцелений болящих и немощных и сотворил много чудес. Императорской властью он был казнен позднее, а тело святого Димитрия было выброшено на съедение диким зверям. Но звери не тронули благовонное тело, и солунские христиане тайно предали его земле. О месте гибели великомученника Димитрия и сроках возведения первого храма существует несколько версий. По одной из них, это произошло в Фессалониках, и на месте гибели была возведена базилика. По другой, это произошло в имперском центре державы Галерия, в городе Сирмии на Балканах (теперь сербский г. Сремска-Митровица). Мощи святого позднее были перенесены в Салоники, возможно, после захвата города Атиллой в 441 г. Древнейшие мартирологи (например, сирийский мартиролог 411 г.) также связывали мученическую кончину Димитрия именно с Сирмием. По одной версии, строительство первой базилики произошло при святом равноапостольном императоре Константине (306–337), возведенной над могилой святого или на месте его казни. А спустя столетие, в 412–413 гг., иллирийский вельможа Леонтий, в память об избавлении его от паралича, возводит новую величественную базилику, в проходе между руинами античных городских бань и стадионом. При строительстве этой базилики неожиданно были обретены нетленные мощи святого мученика, согласно его жития, тайно погребенные там в 306 г. фессалоникийскими христианами. Подругой версии, первая базилика, посвященная святому Димитрию, была возведена в Салониках только в V в., после перенесения туда мощей святого из Сирмии. Рака с мощами святого Димитрия Солунского Для драгоценных мошей возводится серебряный киворий, установленный в середине центрального нефа базилики с шестиугольным основанием и глухими стенами, куда помещается серебряная рака, с изображением лика святого. Здесь верующие поклонялись нетленным мощам и возжигали свечи. Подробное описание кивория было дано фессалоникийским архиепископом Иоанном в середине VII в., а также его изображение имелось на мозаиках северной колоннады базилики.

http://azbyka.ru/fiction/sto-velikix-svy...

   Исаак Комнин, сын Алексея 116, 628    Исаак Контостефан, Контостефан 335—337, 341, 355, 356, 592, 595    Исангел, см. Раймунд Тулузский Исмаил 305, 306, 545    Исмаил, сын Агари 557    Исмаил, сын Бэрк-Ярука 305, 306    Исократ 392, 552    Итал, см. Иоанн Итал    Италик, см. Михаил Италик    Иуда Маккавей 613    Йорга Н. 529, 556    Кавасила, см. Александр Кавасила    Кавасила Синадин 464    Кавасилы 538    Каждан А. 49, 484, 537, 565, 619    Калликл, см. Николай Калликл    Каллиника 395, 515    Каллиопа 226, 392, 539    Каллипарий 250    Каматир, см. Григории Каматир Каматиры 12, 550    Камир, военачальник 166, 506    Камир 272    Камир, слуга 166, 506    Камица, см. Евстафий Камица Камицы 12    Кантакузин, см. Иоанн Кантакузин    Кантакузин 268, 313, 316, 317, 321, 352—355, 585, 600    Кантакузины 12    Канц 221    Кара 351    Карай 582    Каратекин, Харатик 190, 191, 196, 523    Караца, см. Аргир Караца    Карик 24, 248, 547    Карл Великий, король французский 560    Карпов 47    Каспак 303, 304    Кастамонит, см. Никита Кастамонит    Катакалон 64, 66, 448    Катакалон, см. Александр Евфорвин Катакалон    Катакалон, см. Кекавмен Катакалон    Катакалон, см. Константин Евфорвин Катака-лон    Катакалон, см. Никифор Катакалон    Катакалон, см. Тарханиот Катакалон    Катананк 187, 521    Катародон 388    Катичич Р. 48    Катран 221    Кафаро 580, 585    Каэн К. 526, 579, 584, 586    Кедрин, см. Георгий Кедрин    Кекавмен 451, 507, 554    Кекавмен Катакалон 260, 262, 550    Кекавмен Катакалон, сподвижник Исаака I Комнина 550    Кекавмен. см. Михаил Кекавмен    Кербога 300—302, 305, 307, 574—576    Кефала, см. Лев Кефала    Килич-Арслан I (султан 1092— 1107 гг.) 199, 250, 251, 300, 527, 561, 562, 570, 571, 573, 582, 609, 615    Килич-Арслан, см. Мелик-Шах II    Кир 271, 588    Кирил Филист 487    Кица 272    Клемент III, см. Виберт    Клеопатра 19    Козьма, пресвитер 623    Колер 558    Коломан Арпадович, Коломан, король венгер-ский 560, 605    Комискорт 156, 499    Комнено Ласкарис 521

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3432...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИУЛИАН [итал. Giuliano] (V-VI вв.), св. (пам. зап. 23 нояб.), еп. г. Лаус-Помпея (ныне Лоди-Веккьо, Италия). Основной источник сведений об И.- хроника мон-ря св. Петра в Лоди-Веккьо, составленная вскоре после 1222 г. мон. Ансельмо да Вайрано, в которой сообщается о погребенных в монастыре древних епископах Лаус-Помпеи. Согласно хронике, И. был «3-м епископом в Лаусской Церкви до блаженного Бассиана, управлял... немного менее 19 лет, как значится в его эпитафии, что находится над его алтарем». Далее в хронике приведен сильно искаженный текст эпитафии, известный также по копии антиквария Оттавиано Виньяти (XVI в.). Согласно реконструкциям Ф. Савио и А. Каретты, в эпитафии содержится призыв от лица покойного не скорбеть о его кончине, а также хронологические указания (И. пребывал на кафедре 18 лет, 6 месяцев и 10 дней, скончался в возрасте 82 лет, похоронен 25 сент., индикта 13). Исследователи признают достоверными сведения о епископе Лаус-Помпеи по имени Иулиан, однако время его жизни трудно определить. Указание Ансельмо да Вайрано на то, что И. был 3-м епископом в Лаус-Помпее до Бассиана (fuit tercius episcopus in ecclesia Laudensi ante beatum Bassianum), допускает различную интерпретацию: И. был либо 3-м по счету предшественником св. Бассиана (кон. IV - нач. V в.), либо 3-м епископом Лаус-Помпеи. До кон. XIX в. исследователи полагали, что И. жил при св. имп. Константине I Великом (306-337). Так, согласно А. Чизери, И. был 4-м епископом Лаус-Помпеи и занимал кафедру между 305 и 324 гг. Он «уничтожил идолов, воздвиг священные храмы, рукоположил священников, распределил приходы, утвердил благие уставы для управления Церковью». От свт. Сильвестра I , папы Римского (314-335) и имп. равноап. Елены († после 327/28, ранее 337) И. получил богатые дары для базилики св. Петра в Лаус-Помпее. Попытку критического анализа предания об И. предпринял в XVIII в. болландист Корнель де Би (ActaSS. Oct. T. 6. P. 59-64), однако первоисточники сведений были ему неизвестны. В кон. XIX - нач. XX в. Ф. Савио, А. Манцини и др. исследователи доказали недостоверность средневек. традиции, согласно к-рой 1-м епископом Лаус-Помпеи был Иаков, иногда отождествлявшийся с ап. Иаковом. По их мнению, 1-м известным епископом Лаус-Помпеи был св. Бассиан, сподвижник свт. Амвросия Медиоланского, тогда как деятельность И. следовало отнести к более позднему периоду. Савио датировал эпитафию И. V-VI вв., предположив, что святой скорее всего жил в это же время (Archivio Storico Lombardo. Ser. 4. 1906. Vol. 5. P. 366-369). Ф. Ланцони согласился с предложенной Савио датировкой эпитафии, но воздержался от попыток уточнить время деятельности И. С т. зр. А. Каретты, в эпитафии содержатся указания на варварские вторжения и др. бедствия, что позволяет отнести возведение И. на кафедру к 427 г., а кончину святого - к 12 окт. 445 г.

http://pravenc.ru/text/1237821.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010