15 Ср: Оршанский И. Еще по поводу духовно-судебной реформы//Журн. гражд. и угол. права. 1875. Кн. 2. С. 70. 17 Об этих памятниках см. у нас: отдел I, гл. 3. Там же и критическое обозрение исагогических сведений К. А. Неволина об этих актах. 19 См.: Оршанский И. Еще по поводу… С. 70: «способность смотреть на все сквозь розовые очки» (которую Оршанский замечает в Неволине) он объясняет тем «патриотическим» пылом известного направления, который господствовал в то время и был возведен до некоторой степени в официально обязательную доктрину. 22 Напр., с. 347: богохульство и др.Многие из своих заключений К. А. Неволин сопровождает лишь голыми, мало говорящими ссылками на малоизвестные исторические факты (см., напр., с. 338: дела союза супружеского и др.); между тем те же положения, иллюстрированные, обладали бы большей наглядностью. 26 См.: Лашкарев П. Право церковное в его основах, видах и источниках. 2-е изд. Киев, 1889. С. 111 слл.; Павлов А. Курс церковного права. Свято-Троицкая Сергиева Лавра. 1902. С. 43 слл.; Никодим, еп. Далматинско-Истрийский. Правила Православной Церкви с толкованиями/Пер. с серб. СПб., 1911–1912. Т. 1–2.. С. 172 слл. и др. 30 О правилах, изданных на Вселенских Соборах (история их издания и анализ), см.: Hefele C.J. Conciliengeschichte. Frelburg im Breisgau, 1855–1869. Bd 1–7; Stanley A.P. Lectures of the history of the eastern church. London, 1869. P. 189 sqq.; Richard C.L. Analyse des conciles ge/ne/raux et particuliers. Paris, 1772. T. 1. P. 236 sqq.; Slotwin. ski F. Institutiones juris ecclesiastici. Cracoviae, 1839. T. 1. P. 59 sqq.; Guerin L.-F. Manuel de l,histoire des conciles. Paris, 1846. P. 158 sqq. и др. (Литературу на русском языке см. у нас на с. 25 и др.) 31 Об этих Соборах и правилах, изданных на них, см.: Richard C.L. Ор. cit. Р. 179 sqq., и другие источники, названные в предыдущем примечании. 33 См.: Νομοκ. Φωτ., Τ. 1, к. 2: " οι τοις κανοσιν ε, ναντιουμεοι πραγματικοι τοροι ακυποι ει, σιν» (, Ραλληκαι Ποτλν, 1, σ. 36). 36 Лучшее издание Codex Theodosianus принадлежит Якову Готофреду (у нас под руками имеется издание: Codex Theodosianus cum perpetuis commentariis Jacobi Gothofredi Ed.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Yarush...

2-е. том 7, стр. 274. 135 Курганов Федор Афанасьевич. «Отношения между церковною и гражданскою властию в Византийской империи» Казань. 1880 г., стр. 178–179. 136 «Деяния Вселенских Соборов, изданные в русском переводе при Казанской духовной академии», изд. 2-е. том 7, стр. 275. 141 «Epistola ad. Thomam Claudiopoleus». J.-P. Migne. Series Græca, t. 98, col. 181–182–А. «Деяния Вселенских Соборов, изданные в русском переводе при Казанской духовной академии», изд. 2-е. том 7, стр. 166–167. 143 «Epistola Grerorii papæ Romani ad Germanum». J.-P. Migne. Series Græca, t. 98, col. 155–156–A–B. «Деяния Вселенских Соборов, изданные в русском переводе при Казанской духовной академии», изд. 2-е. том 7, стр. 156. 144 «Деяния Вселенских Соборов, изданные в русском переводе при Казанской духовной академии», там же, стр. 169 – отзыв Тарасия. 147 Photius Constantinopolitanus Patriarcha. «Myriobiblon sive Bibliotheca», cod. 233, приведено в А. SS. Maj. t. 3, ad diem 12-am, p. 159, n. 30. 149 Мы пользуемся этим сочинением в перепечатке J.-P. Migne. Series Græca, t. 98 col. 39–88, где помещены и замечания о нем кардинала Анжело Мая, col. 87–88 153 J. A. Fabricius, A. G. Harless, A. Heumann. «Bibliotheca Græca». t. 12, p. 412–413. Обсуждение известия об убийстве Германа см. выше. 154 Что сочинение писано Германом из места заключения и что Анфим еще занимал свой пост, видно из слов самого Германа: сказав о гонениях на иконы и о бедствиях православных, Герман замечает, что распространяться по этому поводу впрочем не следует, ς ατε μιες τατα πλεον μν πιατμενοι. cap. 43 col. 81–82–A. 156 Ibid, τατα ς κ τς προτρας ναγνσεως, καϑς δυνϑημεν επιμνησϑναι, ν ληϑε τ μετρ σημναμεν τιμιτητι. 158 Andrea Gallandi. «Bibliotheca veterum patrum» t. 13, p. 230–233. William Cave. «Historia litteraria» t. 1, p. 621. Casimir Oudin. «Commentarius De Scriptoribus Ecclesiae Antiquis Illorumque Scriptis» t. I, p. 1674. 159 Rémy Ceillier. «Histoire générale des auteurs sacrés et ecclésiastiques» 23 vols., 1729–1763.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Andreev/s...

В Высочайше утвержденном мнении Государственного Совета, 28 июня 1833 года, отчасти изменившем судьбу вдовых священнослужителей, слагающих с себя сан, – ничего не сказано о том – могут ли они поступать в церковнослужительские должности. Св. Синод изъяснял сие умолчание в смысле сохранения существовавшего права на прежних основаниях и, в 1835 г., дозволив диакону, по снятии сана, вступить во 2-ой брак, он вместе с сим дозволил определить его в причетники по его желанию 175 . И в Высочайшем повелении 1839 года, составляющем основание действующих ныне законов, о возможности вступления в церковнослужительские должности не упоминается. Следуя вышеуказанному способу разрешения этого вопроса, св. Синод вдовым священнослужителям, по снятии сана, вступающим во второй брак, и ныне разрешает, по их желанию, оставаться в церковнослужительских должностях 176 . 5. Право службы в других должностях по духовному ведомству Петр 1-й предполагал открыть и другие дороги в духовном ведомстве для вдовых священнослужителей, вступающих во 2-й брак. Он, можно сказать, даже поощрял вдовых священников и диаконов к оставлению священного сана и к вступлению во второбрачие. Когда в 1724 году Петр повелел приискать таких учителей, которые могли бы Калмыцкого народа людей ко благочестию приводить 177 , то в тоже время Синодальные члены Феодосий и Феофан 30 апреля 1724 г. объявили в св. Синоде словесно именной указ, который Петр дал, будучи в Преображенском, чтобы вдовых попов и диаконов, которые учились в школах, а могут послужить к проповеди слова Божии, обнадежить, что ежели они вступят во второбрачие, то, по отрешения священнодействия, могут быть при архиереях в учителях и у дел в духовных советах и управлениях 178 . В последствии св. Синод и действовал на основании этого указа. В 1787 г. диакон, учитель одной семинарии, просивший о сложении сана и вступлении во 2-ой брак, и на то и на другое получил разрешение от св. Синода 179 . В 1808 г., по вопросу Курского преосвященного о дозволительности употреблять вдовых священников и диаконов, вступивших во 2-ой брак, в учительские должности в семинариях и училищах, св.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Lavrov...

416 ( Gregorius Naz. In pentecosten (orat. 41) 36,436:9–11. Cp. pyc. пер.: Григорий Богосл. Слово 41:4//ПТСО 1 (2011), 489.) 417 ( Gregorius Naz. In sanctum pascha (orat. 45) 36, 653–656. Cp. pyc. пер.: Григорий Богосл. Слово 45:23//ПТСО 1 (2011), 571.) 419 ( Gregorius Naz. In novam Dominicam (orat. 44) 36, 612:42. См. pyc. пер.: Григорий Богосл. Слово 44:5//ПТСО 1 (2011), 555.) 420 ( «...ορτν οσαν διαβατριον» (Gregorius Naz. Epistulae 120, 1:5). Cp. pyc. пер.: Григорий Богосл. Письмо 120//ПТСО 2 (2011), 494.) 421 ( Gregorius Naz. In pentecosten (orat. 41) 36, 444:24. См. pyc. пер.: Григорий Богосл. Слово 41:11//ПТСО 1 (2011), 492.) 422 ( Gregorius Naz. Contra Julianum imperatorem 1 (orat. 4) 35, 648:3–5. См. pyc. пер.: Григорий Богосл. Слово 4:110//ПТСО 1 (2011), 100.) 423 ( Gregorius Naz. In Machabaeorum laudem (orat. 15) 35, 912:37 – 913:2. См. рус. пер.: Григорий Богосл. Слово 16:1//ПТСО 1 (2011), 208.) 424 ( Gregorius Naz. Carmina de se ipso 969:4 – 970:4. См. рус. пер.: Григорий Богосл. Стихотворения исторические 1//ПТСО 2 (2011), 179.) 425 ( Gregorius Naz. Carmina dogmatica 518:7–10; 521:5 – 522:3. См. pyc. пер.: Григорий Богосл. Стихотворения богословские 36; 39//ПТСО 2 (2011), 47–48.) 426 ( Gregorius Naz. De filio (orat. 30) 5:26–27. См. pyc. пер.: Григорий Богосл. Слово 30:5//ПТСО 1 (2011), 366.) 427 ( Gregorius Naz. In Machabaeorum laudem (orat. 15) 35, 912:38–39. См. рус. пер.: Григорий Богосл. Слово 16:1//ПТСО 1 (2011), 208.) 428 ( Gregorius Naz. Contra Julianum imperatorem 1 (orat. 4) 35, 589:3–6. См. рус. пер.: Григорий Богосл. Слово 4:67//ПТСО 1 (2011), 80.) 429 ( Gregorius Naz. De moderatione in disputando (orat. 32) 36, 200:47–50; 201:10–11. Cp. pyc. пер.: Григорий Богосл. Слово 32, 23//ПТСО 1 (2011), 402. См. также: Слово 33:9.) 430 ( Gregorius Naz. De pauperum amore (orat. 14) 27; De moderatione in disputando (orat. 32) 11, co ссылкой на 1Kop.12:28.) 432 ( Gregorius Naz. Epistulae theologicae 101, 51–52. См. pyc. пер.: Григории Богосл. Письмо 101//ПТСО 2 (2011), 483.)

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/tolkova...

Пармениск, пифагореец, который вместе с Орестадом выкупил, по преданию, Ксенофана Колофонского; о нем сообщается, будто бы, спустившись в пещеру Трофония у Лебадеи, он утратил способность смеяться IX 20 Парменон, отец Феофраста V 55 Пасикл, сын киника Кратета и Гиппархии VI 88 Пасикл, брат киника Кратета, ученик Евклида, скульптор VI 89 Пасифемид, врач, упомянут в завещании Ликона V 72 Пасифонт Эретринский, ученик Менедема Эретрийского II 61; VI 73; ср. Ук. ист. Пенфил, потомок Пенфила, сына Ореста, зять Питтака I 81 Пердикка III Македонский, царь Македонии в 365–359 гг., предшественник Филиппа II 61 Пердикка, регент державы Александра Великого в 323–321 гг., убит в ходе соперничества диадохов VI, 44; X 1 Периандр I 94–100; I 13, 30, 31, 41, 42, 63, 73, 74, 108; соим. I 98, ср. Ук. ист. Перикл (ок. 495–429), знаменитый политический деятель, глава афинской демократии периода расцвета II 12–15, 123; III 3; IX 82 Периктиона, мать Платона III 1, 2 Перилай, гостеприимец Ферекида Сиросского I 116 Перифой, отец Алкмеона Кротонского VIII 83 Персей Китийский, ученик стоика Зенона, в 276 г. поступил на службу к Антигону Гонату, в качестве стратега потерпел поражение и покончил с собой в 243 г. II 143; IV 47; VII 6, 9, 13, 162; ср. Ук. ист. Персей, последний царь Македонии в 179–168 гг., побежденный римлянами V 61 Пилад, брат академика Аркесилая IV 28, 38, 43 Пиндар (522/18–422), знаменитый поэт, классик хоровой лирики II 46; IV 31 Пирет, отец Парменида Элейского IX 21, 25 Пирр, царь Эпира в 306–272 гг., в войнах диадохов завоевал на короткое время Македонию, воевал с Римом («Пиррова победа») VII 35 Пирр, рыбак с Делоса, согласно легенде, прежнее воплощение Пифагора VIII 5 Пиррей, раб Аристотеля, подарен Герпиллиде V 13 Пиррон IX 61–108; I 16; IV 33; IX 109; X 8 Писианакт, лицо неустановленное VIII 67, 71 Писистрат (ок. 600–527), прославленный афинский тиранн I 13, 49, 50–54, 57, 60, 65–67, 93, 108, 113, 122; ср. Ук. ист. Писистрат Эфесский, лицо неустановленное. См. Ук. ист. Питтак I 74–81; I 13, 30, 41, 42, 116; II 46; соим. I 79; ср. Ук. ист.

http://azbyka.ru/otechnik/filosofija/o-z...

729 Schmemann A. For the Life of the World. Sacraments and Orthodoxy. Crestwood: SVSP, 1973. P. 122. 730 Lossky V. Tradition and Traditions//id, Ouspensky L. The Meaning of Icons. Crestwood: SVSP, 1982. P. 9–22. 731 John of Damascus On the Divine Images. Three Apologies Against Those Who Attack the Divine Images. Crestwood: SVSP, 1980. P. 23. 734 Ibid. 89 прим. 36; Dalmais I.-H. Theology of the Liturgical Celebration//Principles of the Liturgy–The Church at Prayer. Vol. I. Collegeville: LP, 1987. P. 262–266; Irwin K. W. Context and Text. P. 24–25, 49, 144, 178–179, 275–278, 298–299, 312, 315–317, 330–331, 345. 735 Morrill B. T. Anamnesis. P. 90, прим. 37. См. Schillebeeckx E. Christ the Sacrament of the Encounter with God. New York: Sheed & Ward, 1963. 742 White J. F. How Do We know it is Us?/Anderson E., and Morrill B. (eds.)//Liturgy and the Moral Self: Humanity at Full Stretch Before God. Collegeville: LP, 1998. P. 57–58, цитируется: Johnson M. Can We Avoid Relativism in Worship? P. 140. 746 Кроме обзора византийских источников в работе Томаса Мэтюза (Mathews. P. 125–30), большое собрание литургических памятников приводится у М. Арранца (Arranz M. Sacrements. I.1: OCP. 148. 1982:284335; I.2: 49. 1983:42–90; I.3: 49 (1983): 284–302; I.4: 50 (1984): 43–64; I.5: 50. 1984:372–97; I.6: 51. 1985:60–86; I.7: 52. 1986:145–178 и т. д. Кроме того, до сих пор не утратила актуальности известная работа старая работа: Алмазов А. И. История. 748 Литания об оглашаемых (т. н. ектения о оглашенных), молитва над ними и их отпуст до сего времени находятся в тексте византийской евхаристии: LEW. P. 374–75, 400. 749 Датировка по Шервуду: Sherwood P. An Annotated Date-list of the Works of Maximus the Confessor//SA. Rome, 1952. 30. P. 32, 61. 750 С тех пор как Себастиан Брок опубликовал недружелюбное сирийское Житие Максима, написанное современником последнего Георгием из Решайны: An Early Syriac Life of Maximus the Confessor//AB. Vol. 91. 1973. P. 299–346, воспроизведенное в сборнике Brock S. Syriac Perspectives on Late Antiquity//VCSS. Vol. 199. London, 1984. Chap. 12, возникли сомнения относительно господствовавшего ранее представления, что Максим толковал именно византийскую литургию: см. Patrich J. The Transfer of Gifts in the Early Christian Churches of Palestine: Archaeological Evidence for the Evolution of the «Great Entrance»//Pèlerinages et lieux saints dans l " Antiquité et le Moyen-Age. Mélanges offerts à Pierre Maraval/Caseau B., Cheynet J. C., Déroche V. Collège de France – CNRS, Centre de recherche de l " Histoire et Civilisation de Byzance. Monographies. Vol. 23. Paris, 2006. P. 341–393; автор статьи доказывает, что Максим комментировал палестинскую литургию. Я считаю это невозможным по причинам, изложение которых займет места больше, чем данная работа. О жизни и Житии Максима см. The Life of Maximus the Confessor/Neil B., Allen P. (eds.)//Early Christian Studies. Vol. 6. Strathfield (Australia), 2003.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/stat...

Тогда они общими силами ударили на вал, многих карфагенян положили на месте, остальные вынуждены были постыдно бежать к стенам и воротам города. Наемники завладели всем обозом и орудиями осады, которые сверх всего прочего добыл из города Ганнон и теперь предоставил в руки неприятеля. И не в этом только обнаружилась явная неспособность Ганнона: несколько дней спустя, когда подле города, именуемого Горзою , неприятель расположился против него лагерем, ему представлялась возможность одержать победу дважды в правильном сражении и дважды в неожиданном нападении, ибо неприятельский стан был вблизи его. Но Ганнон упустил эти случаи, как кажется, по чрезмерному легкомыслию».     Карта Римской Африки. Бизацена ( Byzacium) справа сверху   Вообще-то, судя по карте, Гадрумет, а значит и Горзо находятся довольно далеко от Утики, и что там делали мятежники и сам Ганнон – не ясно. Однако на битву при Горзо указывают всегда, как на одну из битв Ливийской войны, в которой Ганнон вновь облапошился. «Карфагеняне поняли тогда всю неумелость Ганнона в ведении дела, и снова облекли Гамилькара по прозванию Барка, властью главнокомандующего».   Продолжение следует     Все даты в тексте, кроме особо оговоренных, даны до н.э. без дополнительных упоминаний. Диодор Сицилийский (около 90-30 гг. до н.э.) древнегреческий историк и мифограф [толкователь мифов] родом из сицилийской Агирии. Диодор посвятил 30 лет созданию своих исторических сборников (Bibliotheca Historia) и предпринял для этого ряд путешествий. Диодор Сицилийский. Bibliotheca Historia – Историческая Библиотека. Кн. 23. 22: 1; Кн. 24. 5: 1-2. Выделенные курсивом слова: « как мудрый царь…» цитата из Гомера: Илиада 3.179, где они относятся к Агамемнону. Полибий. Всеобщая история. Книга I. 65: 5-8. Общее изложение «домашней войны» дано им в главах 65-88. Всеобщая история» охватывает период между 220 и 146 гг. до н.э., что занимает книги с III no XL. Две первые книги представляют собой «введение» (προκατασκευ) ко всему сочинению и охватывают события с 264 по 220 г. до н.э. Таким образом, сочинение Полибия относится к разряду «новой и новейшей истории», поскольку сам историк был современником и даже свидетелем большей части изложенных им событий. Полностью сохранились только книги с первой по пятую, опубликованные не позднее 150 года до н.э. Остальные книги известны в более или менее подробных пересказах византийских энциклопедистов X века.

http://ruskline.ru/analitika/2022/04/08/...

1836 Iren. Contra haer. 11 24: Apertissime consternationem, sive confusionem, et instabilitatem scientiae eorum, et extoutum demonstrant. Migne, PG., t.7. col. 788. Сочинения, с. 178. 1837 Contra haer. 11.24, 2 : manifista est impudenter extoria supputata. Migne, PG., t.7. col. 79 IB. Сочинения, с. 179–180. 11.24, 3 : в Писании каждое число повторяется несколько раз, так что каждый, кому угодно, может заимствовать из Писания не только осмерицу, десятерицу или дванадесятицу, но и всякое другое число, и выдать его за образ измышленного им заблуждения (PG., t.7, col. 793B. Сочинения, с. 181), таково, например, число пять. См. вообще 11.24, 1–6 . 1838 Contra haer. 11.23, 1–2 . Migne, PG., t.7, col. 786–787. Сочинения, с. 176–178. Si enim quae a Domino facta sunt, typos esse dicunt corum, quae sunt in Pleromate; typus in omnibus debet servari... Insulsum autem et inconveniens est omnino dicere in quibusdam quidem servasse typum Salvatorem, in quibusdam autem non servasse. 1840 Tertull. De resurr. carnis, cap. 30: Nam etsi figmentum veritatis in imagine est imago ipsa in veritate est sui; necesse est esse prius sibi quo alii configuretur: de vacuo similitudo non competit, de nullo parabola non convenit. Migne, PL., t, 2, coll. 884B–C. Cfr. cap. 20. col. 867C. 1842 De pudic. cap. 17: pauca multis, dubia certis, obscura manifestis adumbrantur. Migne, PL., t. 2, coll. 1068B. Cfr. Adv. Prax. cap. 20: oporteat secundum plura intilligi pauclora. PL., t. 2. col.203A. De resurr. carnis, cap. 21: incerta de certic et obscura de manifestis praejudicari. PL., t. 2. col. 869В. Об экзегетических принципах Тертуллиана см. Adhemar d " Ales. La theologie de Tertullien. Paris. 1905. p. 245 et suiv. 1845 В таком случае сколько будет толкователей притчи (qui absolvent parabolas), столько окажется истин, взаимно себе противоречащих и подтверждающих противоположные друг другу учения (contraria sibimet dogmata statuentes). Contra haer. 11.27, 1 . Migne, PG., t.7. coll. 802C–803A. Сочинения, с. 188. Cfr. 11. 10,1: вопрос не может получить решения посредством такого другого, который сам еще требует решения, и у людей, имеющих смысл, двусмыслица (ambiguitas) не будет объясняема посредством другой или загадка посредством другой труднейшей загадки. Migne, PG., t.7, col. 735A–B. Сочинения, с. 132.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

СПб., 1906–1909; Д. И. Введенский . Патриарх Иосиф и Египет (опыт согласования данных Библии и египтологии). Серг. Пос., 1914; см.: Основы. Т. 2. С. 48, 115, 186, 249, 328, 349, 383, 405; Т. 3. С. 26–28, 102, 148, 389, 390, 471; Т. 4. С. 189–190, 331, 335, 343, 346. 197 См.: Основы. Т. 1. С. 241, 320–323, 327–329; Основы. Т. 2. С. 159, 160, 401–402; Т. 3. С. 428. 200 См.: Основы. Т. I. С. 213–214, 272–279, 381; Т. 2. С. 178–179, 195, 238, 334, 336, 367, 385, 398; Т. 4. С. 30–31, 82, 264­265. 202 И. А. Сикорский, проф. Всеобщая психология с физиогномикой в иллюстрированном изложении. Киев, 1912; см.: Основы. Т. 1. С. 239, 260–261, 272–274, 278–279, 368, 420, 421, 425; Т. 2. С. 150, 380; Т. 3. С. 170, 180. 204 Ч. Ломброзо. Гениальность и помешательство. СПб., 1892; С. С. Корсаков, проф. Курс психиатрии. В 2 тт. М., 1901; Ж. Ж. Дежерин, Е. Гоклер. Функциональные проявления психоневрозов, их лечение психотерапией. М.: «Космос», 1912; напр., см.: Основы. Т. 2. С. 93, 296, 346, 372. 208 М. Плотен, проф. Новый способ лечения. Лечение целебными силами природы. СПб.: «Просвещение», 1903; см.: Основы. Т. 2. С. 10–37, 126–128, 130. 209 См.: И. Виль, проф. Диетическая поваренная книга для здоровых и больных преимущественно страдающих желудком. СПб., 1881; см.: Основы. Т. 2. С. 23, 28, 31–32, 125. 213 J. Joergensen. Saint Francois d " Assise. Sa vie et son oeuvre. P., 1911. P. 27 (электронный вариант книги – URL: Дата обращения: 21.10.13); см.: Основы. Т. 2. С. 3 Ю-311,402. 215 У. Джеймс, проф. Многообразие религиозного опыта. М., 1910. С. 333; см.: Основы. Т. 2. С. 160. 223 Напр., на историка нравов Э. Фукса (1870–1940) (Фукс Э. Иллюстрированная история нравов. М.: «Современные проблемы», 1914). 226 См.: Спиридон (Кисляков), архим. Из виденного и пережитого. URL: http://www.omolenko.com/publicistic/spiridon.htm. дата обращения: 03.07.12; Основы. Т. 2. С. 226. 228 См.: Основы. Т. 1–4. Ссылки на цитируемые им для доказательства своих утверждений места из светской и Церковной литературы будут приводиться в примечаниях.

http://azbyka.ru/otechnik/Varnava_Belyae...

Писания. Помимо соответствия учения Писанию, решениям шести Вселенских Соборов и мнениям отцов Церкви, для утверждения соответствия текста церковной традиции вводится новый принцип исследования (scrutinium) и довода (ratio). О важности «аналитического» подхода к тексту свидетельствует неоднократное цитирование Теодульфом 1 Фес 5. 21 («Все испытывайте, хорошего держитесь» - Opus Caroli regis. IV 8, 10-11) и 1 Ин 4. 1 («Испытывайте духов, от Бога ли они» - Ibid. II 17, III 26, IV 11), а также фразы Теодульфа, в к-рых он настаивает на проверке и анализе истинности любого утверждения вместо его безусловного приятия на основе кажущейся древности ( Noble. 2009. P. 179). Трактат преследовал и более широкие идеологические цели - показать превосходство над византийцами франк. богословов, способных выстроить четкую структуру и логику текста. В первоначальный замысел авторов «Труда...» входило создание трактата из 4 книг, каждая из которых состояла из 30 глав и краткого предисловия. Сохранились общее предисловие к трактату, 1-я книга (30 глав без предисловия), 2-я книга (31 глава с кратким предисловием), 3-я книга (31 глава без предисловия; начинается исповеданием веры) и 4-я книга (предисловие и 28 глав). Т. о., в целом сохранились 120 глав, общее предисловие и 2 предисловия к отдельным книгам. В критическом издании трактата, подготовленном Фриман, использовано предположение Хампе ( Hampe. 1896) о едином замысле «Труда...» по логической организации полемики вокруг Деяний VII Вселенского Собора и попытке создания целостного текста. Пониманию структуры трактата, задуманной Теодульфом, мешают неполная сохранность рабочей рукописи, вероятное охлаждение интереса к тщательному редактированию трактата после 13-й гл. 3-й книги (ухудшение качества рабочей рукописи), получение в 793 г. ответа Алкуина, возможно, повлиявшего на последующие части трактата, а также существенное редактирование и переработка текста неизвестными лицами (она заметна в предшествующих частях трактата, особенно во 2-й книге, подвергшейся сокращению; в 3-й гл.

http://pravenc.ru/text/2463659.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010