Вознесение, как факт небесной и земной истории, является конечной точкой искупления человека, которое завершилось после того, как Распятый и Воскресший Христос вознесся в небесное святилище. С момента Вознесения Господня человек получил возможность полного участия в Божественной жизни и вечном блаженстве, поскольку человеческая природа Христа не растворилась и не была поглощена Его Божественной природой, а стала равночестной и сопрестольной Божеству. Вознесение Господне открывает всем людям возможность быть вознесенными, подобно Господу, если они будут постоянно распинать в себе грех через покаяние и жить по Евангелию. Особенности богослужения праздника Вознесение Господне – подвижный Господский праздник Пасхального цикла. Поскольку само событие Вознесения Христа на Небо совершилось на сороковой день после Его Воскресения, праздник всегда выпадает на один и тот же день недели – четверг. Его празднование продолжается десять дней: один день предпразднства, совпадающий с отданием Пасхи, восемь дней попразднства и отдание – в пятницу седьмой седмицы по Пасхе. Особенности великой вечерни После малого входа читаются три паремии. 1) 2-я глава книги пророка Исаии, стихи 2-й и 3-й. В этой паремии содержится пророчество о воцарении Господа над всеми народами: «Гора дома Господня будет поставлена во главу гор и возвысится над холмами, и потекут к ней все народы». 2) 62-я глава книги пророка Исаии, стихи с 10-го по 12-й и 63-я глава книги пророка Исаии, стихи с 1-го по 3-й и с 7-го по 9-й. В этой паремии Господь устами пророка призывает Израиль: «Проходите, проходите в ворота, приготовляйте путь народу! Ровняйте, ровняйте дорогу, убирайте камни, поднимите знамя для народов!». Здесь же пророк говорит о гневе и милости Господней к неверному и колеблющемуся народу. 3) 14-я глава книги пророка Захарии, стихи 4-й и с 8-го по 11-й. В этой паремии говорится о том, что безопасность и благополучие Иерусалима и израильского народа в руках Господа. Вознесение Господне На литии поются стихиры празднику, а на стиховне стихиры самогласны 2-го гласа.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

Входное: «Господи, пошли свет Твой и истину Твою., да ведут они меня и приведут на Святую гору Твою». (Пс 42; 3). Прокимен на вечерне см. Крещение, стр. 127. ВХОД ГОСПОДЕНЬ В ИЕРУСАЛИМ (за шесть дней до Пасхи). Стихиры на «Господи воззвах», гл. 6: 1. «Сегодня собрала нас благодать Святого Духа; и мы все, взявши Крест Твой, Иисусе, воскликнем: благословен Грядущий во имя Господне. Осанна в вышних». 2. «Имеющнй престолом небо и подножием землю, Слово Бога Отца и Вечный с Ним Сын, Ты смиренно сегодня воссел на бессловесном молодом осле, пришедши в Вифанию. Поэтому еврейские дети, держа ветви в руках, восхваляли Тебя песнопением: «Осанна в вышних, благословен Грядущий Царь Израилев». 3. «Станем и мы, весь новый Израиль, Церковь, образовавшаяся из язычников, ныне взывать вместе с пророком Захариею: ликуй от радости, дочь Сиона; громко проповедуй, дочь Иерусалима, ибо вот Царь Твой, праведный и спасающий, восседший на молодом осле, сыне под " яремной, приходит к Тебе; празднуй и, подобно детям, возноси Ему хвалу, держа в руках ветви: «Осанна в вышних, благословен Грядущий Царь Израилев». 4. «За шесть дней до Пасхи пришел Иисус в Вифапию, и подошли к Нему ученики Его и сказали Ему: «Господи, где угодно Тебе, чтобы мы приготовили для Тебя Пасху?». Он же послал их: «Идите в селение, находящееся прямо пред вами, и встретите человека, несущего глиняный сосуд с водою; идите за ним и скажите хозяину дома: Учитель говорит–у тебя Я совершу Пасху с Моими учениками». Слава и ныне: «Сегодня. собрала нас…» Стихира на литии, гл. 3. «За шесть дней до Пасхи пришел Иисус в Вифанию, чтобы воззвать из гроба четвероднеьно –умершего Лазаря и возвестить о воскресении. Его встретили жены, Марфа и Мария, сестры Лазаря, взывая к Нему: «Господи, если бы Ты был здесь, не умер бы наш брат». Тогда сказал им: «Не говорил ли Я вам раньше: верующий в Меня, если и умрет, оживет; покажите Мне, где вы положили его». И воззвал к нему Творец всех: «Лазарь, иди вон». Стихиры на стиховне, гл. 8: 1. Радуйся и веселись город Сион, ликуй и торжествуй Церковь Божия, ибо Твой праведний Царь пришел, восседая на молодом, осле и приветствуемый детьми в песни; «Осанна в вышних, благословен Ты, имеющий множество милостей, помилуй нас. 2. «Носимый на Херувимах и воспеваемый Серафимами, Ты, Благий, воистину воссел на молодом осле, и, согласно пророчества Давида, Тебя боголепно воспевали дети, а взрослые иудеи беззаконно хулили. Сидение на диком осленке прообразовало дикость язычников, которые из неверующих превратились в верующих. Слава Тебе, Христе, Один Милостивый и Человеколюбец».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=781...

Выражение второго стиха, что Господь принял удовлетворение вдвое за грехи народа, толкуется разно, но мы останавливаемся на следующем: Когда Господь глаголет, что принимает понесенные страдания вдвое, то этим самым Он удостоверяет, что Его справедливость дарует человеку милость вдвое выше той меры, которую он мог бы ожидать от самого милосердного Судии. Милость эта есть возрождение к новой жизни; человек становится человеком новым, духовным 1312 . „Вечною милостию помилую тебя, говорит Искупитель твой, Господь“. ( Ис. 54:7–8 ). Продолжение речи пророка еще яснее указывает, что все это Мессианское пророчество. 3 . Глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте в степи стези Богу нашему; 4 . всякий дол да наполнится, и всякая гора и холм да понизятся, кривизны выпрямятся и неровные пути сделаются гладкими; 5 . и явится слава Господня, и узрит всякая плоть спасение Божие; ибо уста Господни изрекли это. Последний из пророчествовавших за 427 лет до пришествия Господа нашего Иисуса Христа пророков, Малахия ( Мал. 3:1 ) вещал именем Бога: „Вот Я посылаю Ангела Моего, и он приготовит путь предо Мною“ 1313 . После этого пророка наступает четыре века молчания пророчеств, и тогда является предтеча Господень Иоанн, который прямо заявляет, что он есть „глас вопиющего в пустыне: исправьте путь Господу, как сказал пророк Исаия“. ( Ин. 1:23 ). Итак нет, и не может быть сомнения в том, что боговдохновенные глаголы 3 и 4 стихов главы 40-й Исаии указывают на время, непосредственно предшествующее явлению на проповедь Господа нашего Иисуса Христа, и на лицо Иоанна Крестителя. Под именем пустыни, среди которой раздается голос глашатая, разумеется весь мир, ожидающий Избавителя от зол,– не только один Израиль 1314 . Мы видели выше, в гл. XXI значение слов: „пустыня приморская“; в гл. XXIV „земля бесплодная“; в гл. XXXV,-(komopyю мы связуем с наст. главой), что пустыней называется не только Вавилон и Ассур, но и весь мир, противополагаемый горе Божией Сиону, к которому ( Ис. 2:2–3 ); „потекут в последние дни народы“.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Гал.3:12 .  А закон не по вере; но кто исполняет его, тот жив будет им. Гал.3:13 .  Христос искупил нас от клятвы закона, сделав­шись за нас клятвою (ибо написано: про­клят всяк, висящий на древе), Гал.3:14 .  дабы благо­слове­ние Авраамово через Христа Иисуса распространилось на язычников, чтобы нам по­лучить обещан­ного Духа верою. Русский перевод 11-го стиха не может быть признан точным, потому что эллиптическое δλον (подразум. εστν) хотя иногда и относится к предыдущей мысли, но нигде не является позади частицы τι или ως, управляющей этим предыдущим предложением. Здесь это является тем невозможнее, что за δλον есть еще частица τι, которую уже необходимо ставить в зависимость от δλον. Затем, если принять, что вторая половина 11-го стиха представляет доказательство мысли, заключающейся в первой, то это принятие будет неосновательно, потому что во второй половине речь идет о «жизни», а не об «оправдании» – эти два момента не совпадают между собою. Естественнее будет, если мы вторую половину 11-го стиха и стих 12-й признаем вставочными предложениями и, по выделении их, составим такой период из 11-го и 13-го стихов: «а так как» ( τι δ – по-русски: «что») в границах закона никто не будет оправдан у Бога, то Христос выкупил нас от проклятия закона, сделавшись за нас проклятием». Вводные же предложения нужно будет начать частицею δλον имеющею здесь значение: «очевидно, самопонятно», следующую же частицу τι – следует перевести по-русски «что» (а не «потому что», как в русск. тексте). Апостол хочет сказать: «ведь вам теперь уже из того, что сказано выше ( Гал.2:16 и сл.), видно, что праведный жив будет вследствие веры своей, а не вследствие того, что он будет исполнять дела закона (Апостол говорит здесь словами прор. Аввакума Авв.2:4 , на которые он уже, вероятно, в беседах с Галатами неоднократно ссылался). Если же иудействующие настаивают на том, чтобы при вере, которую они, конечно, не могли отрицать как условие оправдания, соблюдался еще и закон, то Апостол идет против такого соединения столь разнородных элементов: «закон не по вере», т.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Глава 15 1–5. Значение истинного богопознания. 6–13. Неразумность идолопоклонства, очевидная из способа приготовления идолов, 14–17. из их свойств и 18–19. из почитания животных. Прем.15:1 . Но Ты, Бог наш, благ и истинен, долготерпелив и управляешь всем милостиво. 1–5 . Первые пять стихов XV гл. содержат противопоставление описанному в XIV гл. развращающему нравственному влиянию язычества внутренних, приводящих к праведности и бессмертию, отношений Бога к израильскому народу. 1 . «Но ты, Бог наш (т.е. израильтян), благ и истинен, долготерпив…» При перечислении этих свойств писателю предносилось, вероятно, место из Исх. 34:6 «Истинен», т.е. верен в своих обетованиях. Прем.15:2 . Если мы и согрешаем, мы – Твои, признающие власть Твою; но мы не будем грешить, зная, что мы признаны Твоими. 2 . Указанные в 1 ст. свойства Божии определяют отношения Бога к израильтянам. – «Если мы и согрешаем, мы – Твои, признающие, власть Твою…» Несмотря на то, что израильский народ согрешает перед Богом, он все же продолжает оставаться народом Божиим, Его достоянием, находящимся под Его покровительством и властью. Такая неизменность основывается со стороны Бога на Его указанных свойствах, со стороны израильского народа на его познании истинного Бога: «признающие власть Твою». Далее в 3-м стихе писатель говорит о значении истинного богопознания, но теперь, как бы чувствуя в своем утверждении, что и согрешающий Израиль продолжает оставаться народом Божиим, не отвечающий его взглядам религиозный партикуляризм, он спешит добавить: «но мы не будем грешить, зная, что мы признаны Твоими». Таким образом, писатель надеется, что высокое призвание народа еврейского, в качестве народа Божия, послужит для него побуждением «не грешить». Еврейский народ будет в таком случае достоин своего призвания. Прем.15:3 . Знать Тебя есть полная праведность, и признавать власть Твою – корень бессмертия. 3 . «Знать Тебя есть полная праведность». Под знанием Бога здесь разумеется не внешнее теоретическое признание бытия истинного Бога, но внутреннее усвоение себе Бога, проникновение мыслью о Боге всей жизни в деятельности человека, каковое богопознание действительно приводит к «полной праведности».

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Глава 38 заметно распадается на две части, из которых в первой ( Иер. 38:1–13 ) речь о ввержении пророка Иеремии в грязную яму и об освобождении из нее, а во второй части ( Иер. 38:14–28 ) – о новой с царем Седекиею беседе пророка, который после того снова отведен был во двор стражи. Иер. 38:1–6 1. И слыша снъ Наань, и снъ Пасхровъ, и снъ и Фасхръ снъ словеса, же глагола ко всмъ людемъ, глагол: 1. И услышали Сафатия, сын Матфана, и Годолия, сын Пасхора, и Юхал, сын Селемии, и Пасхор, сын Малхии, слова, которыя Иеремия произнес ко всему народу, говоря: 2. Так реч Гдь: сдй во град семъ, умретъ мечемъ, и гладомъ, и моромъ: исходй же к Халдеемъ, живъ бдетъ, и бдетъ дша ег на и живъ бдетъ. 2. Так говорит Господь: кто останется в этом городе, умрет от меча, голода и моровой язвы; а кто выйдет к Халдеям, будет жив, и душа его будет ему вместо добычи, и он останется жив. 3. к так реч Гдь: предастс градъ сей в рц силы цар Вавлнска, и возметъ его. 3. Так говорит Господь: непременно предан будет город сей в руки войска царя Вавилонскаго, и он возьмет его. Ст. 1–6. Во «дворе стражи» (ср. Иер. 37:21 ) пророк, как видно из Иер. 32:1–16 , мог видеться с теми или другими лицами из народа, пользовавшимися свободою. Он стал им снова говорить здесь то же, что говорил и раньше, когда пользовался сам свободою. Стихи Иер. 38:2, 3 ср. Иер. 21:9, 10 . Из лиц, которые, услышав речи пророка к народу, стали обвинять Иеремию пред царем, Сафатия и Годолия в других местах В. З. не упоминаются, – о Пасхоре, сыне Мелхии, сказано под Иер. 20:1 , – Иоахал упомянут в Иер. 37:3 , в числе лиц, посланных царем Седекиею к пророку Иеремии с просьбою: «помолися за ны»... следовательно с словами дружественными. Вероятно, тогда Иоахал и относился к пророку дружественно, также как его товарищ по посольству Софония (ср. толк. на Иер. 29:24–32 ). Если теперь он находится в числе лиц, по собственному почину обвиняющих Иеремию: то, вероятно, враги пророка успели привлечь Иоахала на свою сторону, указав ему на мнимую попытку Иеремии передаться халдеям (ср. Иер. 37:13 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Yakimov/t...

Глава 8 1–17. Обетования Божии об изменении судьбы остатка избранного народа к лучшему. Несомненность и условия этого изменения. 18–23. При изложенных условиях посты могут обратиться для дома Иудина в торжественные празднества, и сами иудеи сделаются посредниками между Богом и неверующими Его язычниками. Первые семнадцать стихов главы восьмой, представляют необходимое соединительное звено между гл. VII и второю половиною гл. VIII, которая заключает прямой ответ на поставленные в Зах.7:3 вопрос о постах. В гл. VII пророк обращает внимание слушателей на времена минувшие и вразумляет их почерпаемыми из истории уроками; в гл. VIII он рисует картины будущего, выясняя, при каких условиях посты могут превратиться в торжественные празднества. Зах.8:1 .  И было слово Го­с­по­да Саваофа: Зах.8:2 .  так говорит Го­с­по­дь Саваоф: воз­ревновал Я о Сионе ревностью великою, и с великим гневом воз­ревновал Я о нем. Пророчество, заключающееся в рассматриваемом отделе, начинается теми же словами, которые мы встречаем почти в самом начале пророчества восьми ночных видений ( Зах.1:14–15 ). Господь говорит о любви к Сиону, т. е. к Своему народу; под ревностью здесь, конечно, разумеется ревность любви, а выражение гнева относится к язычникам, которые причинили столько зла избранному народу. Зах.8:3 .  Так говорит Го­с­по­дь: обращусь Я к Сиону и буду жить в Иерусалиме, и будет назы­ваться Иерусалим городом истины, и гора Го­с­по­да Саваофа – горою святыни. Но Господь определил по отношению к нему переменить Свой гнев на милость. Он возвратится на Сион и будет обитать в Иерусалиме, который оставлен Им при разрушении храма и города, в начале плена, как это созерцал пророк Иезекииль ( Иез.9:3 ; Иез.10:4, 18 ; Иез.11:22–23 ). Иерусалим и его окрестности снова будут вместилищем истины и святости, равно как мира и благополучия. Зах.8:7 .  Так говорит Го­с­по­дь Саваоф: вот, Я спасу народ Мой из страны востока и из страны захожде­ния солнца; Зах.8:8 .  и при­веду их, и будут они жить в Иерусалиме, и будут Мо­им народом, и Я буду их Богом, в истине и правде.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Глава XVIII 1 . Горе земле, осеняющей крыльями по ту сторону рек Ефиопских, 2 . посылающей послов по морю, и в папировых суднах по водам! Идите, быстрые послы, к народу крепкому и бодрому, к народу страшному от начала и доныне, к народу рослому и (всё) попирающему, которого землю разрезывают реки. 3 . Все вы, населяющие вселенную и живущие на земле! смотрите, когда знамя поднимется на горах, и, когда загремит труба, слушайте! Последний 3-й стих несколько помогает нам понять это темное и трудное пророчество. Кто подымает знамя на горах по повелению Божию? В главе XIII, в пророчестве на Вавилон ясно предсказано разрушение месопотамских Царств Мидянами (под именем которых разумеются и Персы), и в лице которых Господь передает владычество над всей землей Ариям 805 . Вот почему в ст. 3 делается воззвание „Слушайте!... смотрите, все вы населяющие вселенную!“ Великий момент наступает; земля отдается Иафетидам. Переходя затем к стиху 1-му, мы заметим, что осенение крыльями означает могущество, напоминая орла, готового с высоты ринуться на намеченную жертву. Но кроме того эмблема или символический знак Ефиопии был диск с двумя распростертыми крыльями 806 . Мы выше говорили уже об этой части истории Египта,-прекрасно изложенной Бругшем, – как при Рамессидах возвысились жрецы и, захватив власть, выгнали Рамессидов; как вследствие родственных связей с изгнанниками, Ассирия вмешалась в дела Египта и в Бубастисе, в Дельте основала царство сильное, которое при Шишанке (Сусакиме) выгнало из Египта в Ефиопию жреческую династию; как после того, при ослаблении влияния Ассирии, вторая жреческая Ефиопская династия „осенила Египет своими крыльями“ и когда Сеннахерим шел, чтобы побороть ее, – армия его погибла на границах Египта. Поэтому мы думаем, что пророк видит в видении эти будущие события, и в виду гроз, надвигавшихся с востока не только от Ассирии, но и от Вавилона,-указывает Египту, осеняемому Ефиопией, – чтобы они посылали послов своих по морю и по рекам 807 не к нынешним властителям Азии, а к „народу крепкому и все попирающему“. Мы сознаемся, что „земля разрезанная реками“, упомянутая как родина или местопребывание сильных племен, имеющих овладеть землею, представляет большие трудности понимания. Означает ли это древний дом Ариев на Сыр-Дарье и Аму-Дарье, или указывает на них, как на овладевших уже Месопотамией, мы решить не можем. Мы думаем еще, что пророчество первых трех стихов этой главы не касается еще нашествия Персов на Египет при Камбизе: оно говорит только о появлении на горизонте Ариев. Слово же горе! обращенное к Ефиопии, должно указывать на разгром Фив (Но-Аммона) Есархадоном, на которое указывал пророк Наум, говоря уже, как о прошедшем событии. Заметим, что глава XVIII говорит об Ефиопии, т. е. о жреческой династии, и только XIX глава говорит об Египте времен новой XXVI династии.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

– Даст ти Господь по сердцу твоему, и весь совет твой исполнит – Даст ти Господь по сердцу твоему, и весь совет твой исполнит. – Небеса поведают славу Божию, творение же руку Его возвещает твердь. – Небеса проповедуют славу Божию, и о делах рук Его вещает твердь. – День дни отрыгает глагол, и нощь нощи возвещает разум. – День дню передает речь, и ночь ночи открывает знание. – Во всю землю изыде вещание их, и в концы вселенныя глаголы их. – По всей земле проходит звук их, и до пределов вселенной слова их ( Пс. 18:2–3, 5 ). Антифон второй. Гл. 2. Услышит тя Господь в день печали. – Да услышит тебя Господь в день печали. Припев. Спаси ны, Утешителю Благий, поющыя Ти: аллилуйя. – Утешитель благий! Спаси нас, воспевающих Тебе: аллилуйя! – Услышит тя Господь в день печали, защитит тя имя Бога Иаковля. – Да услышит тебя Господь в день печали, да защитить тебя имя Бога Иаковлева. – Послет ти помощь от Святаго, и от Сиона заступит тя. – Да пошлет тебе помощь из святилища и с Сиона да подкрепит Тебя. – Даст Господь по сердцу Твоему, и весь совет твой исполнит. – Да даст тебе Господь по сердцу твоему и все намерения твои да исполнит ( Пс. 19:2–3, 5 ). Прокимен, гл. 8. Во всю землю изыде вещание их, и в концы вселенныя глаголы их. – По всей земле проходит звук их, и до пределов вселенной слова их ( Пс. 18:5 ). Ап. чт. Деян. 2:1–11 . Ев. Ин. 7:37–52, 8:12 . Вм. Достойно есть... – Ирмос 9 п. Радуйся Царице (см. л. 184). Причастен. Дух Твой, Благий, наставит мя на землю праву. – Дух Твой благий да ведет меня в землю правды (праведности) ( Пс. 142:10 ). По окончании Литургии совершается вечерня. На вечерне . Возглас: Благословен Бог наш. Обычное начало. Пс. 103 . Великая ектенья. Господи воззвах со стихирами. Вход. На Господи воззвах – стихира: Дух Св. бе убо присно (л. 184). Слава, и ныне: Царю небесный (л. 180). Стихира на стиховне. Гл. 3. Ныне в знамение всем яве языцы быша; иудеи бо от них же по плоти Христос, неверием недуговавше, Божия благодати отпадоша; и Божественнаго света сущии от языков сподобихомся, утвердившеся словесы учеников, вещающих славу Благодетеля всех Бога, с ними же сердца с коленами приклонше, верою поклонимся Святому Духу, утвердившеся Спасителем душ наших.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Диакон: Главы наши пред Господом преклоним. Хор: Тебе, Господи. Лик: Тебе, Господи. И молитва главопреклонения. Таже осмогласника стихиры, аще несть Владычний праздник. Стихиры на стиховне Стихира 1 Стих первый: Исполнихомся заутра милости Твоея Господи, и возрадовахомся, и возвеселихомся: во вся дни наша возвеселихомся, за дни в няже смирил ны еси, лета в няже видехом злая. И призри на рабы Твоя, и на дела Твоя,/и настави сыны их. Стих: Насытились мы рано утром милостью Твоею, Господи, и возрадовались и возвеселились. Во все дни наши возвеселились: за дни, в которые Ты смирил нас, за годы, в которые мы видели злое. И воззри на рабов Твоих и на дела Твои,/и укажи путь сынам их. Пс 89:14–16 Стихира 2 Стих вторый: И буди светлость Господа Бога нашего на нас, и дела рук наших исправи на нас,/и дело рук наших исправи. Стих: И да будет сияние Господа Бога нашего на нас, и дела рук наших исправь у нас,/и дело рук наших исправь. Пс 89:17 Стихира 3 Слава, самогласен, аще имать: И ныне, Богородичен. Слава, и ныне: Богородичен. Таже: Благо есть исповедатися Господеви, и пети Имени Твоему, Вышний: возвещати заутра милость Твою, и истину Твою на всяку нощь. Благо есть славить Господа и петь имени Твоему, Всевышний, возвещать ранним утром милость Твою и истину Твою во всякую ночь. Пс 91:2–3 Посем: Трисвятое. По Отче наш: Иерей: Яко Твое есть Царство: Мы же: Аминь. Трисвятое. Слава, и ныне: Пресвятая Троица: Господи, помилуй. (3) Слава, и ныне: Отче наш: Священник: Ибо Твое есть Царство: Чтец: Аминь. Тропарь дне. Слава, и ныне, Богородичен. Тропарь праздника. Слава, и ныне: Богородичен того же гласа. Священник ектению: Помилуй нас, Боже: И прочая. И по возгласе: Премудрость. И мы: Благослови. Иерей: Сый благословен Христос Бог наш, всегда, ныне и присно, и во веки веков. Ектения: Помилуй нас, Боже: и молитва. Диакон: Премудрость. Хор: Благослови. Священник: Сущий благословен – Христос, Бог наш, всегда: ныне и присно и во веки веков. Лик: Аминь. Утверди, Боже, святую православную веру, православных христиан во век века.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/utrenya/

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010