Ин. 14:15-17, 26; Ин. 16:7). Книга Деяний апостолов, отрывок из которой мы сегодня слышали, повествует, что при наступлении дня Пятидесятницы апостолы были единодушно вместе, ожидая исполнения Божия обетования (см. Деян. 2:1). И вот, на пятидесятый день после Воскресения Христова, когда они были в Сионской горнице, внезапно сделался шум с неба, как бы от ветра, и на каждом из двенадцати апостолов почили " разделяющиеся языки, как бы огненные " (Деян. 2:3). Исполненные Святого Духа, они получили чрезвычайные дарования и стали говорить на языках тех народов, к которым Господь повелел им проповедовать Евангелие Царствия. Но часто бывает так: когда кто-то не понимает, в чем суть Церкви, в чем суть христианской веры, он судит по-своему. Так говорили и про апостолов: " они напились сладкого вина " (Деян. 2:13). Но это было исполнение обетования Господа нашего Иисуса Христа, Который сказал: " Я создам Церковь Мою и врата ада не одолеют ее " (Мф. 16:18). Сегодняшний день — день рождения Святой Церкви. Возлюбленные, прошли века, и Духом Святым Церковь Христова жива на земле, и в нашем Отечестве она продолжает свое спасительное служение, готовя своих верных чад к Царствию Божию, к вечной жизни. Я вновь хотел бы выразить радость о нашей совместной молитве. Мы все истосковались по молитвенному общению друг с другом в храмах. Но вы, я уверен, знали, что наше духовенство ежедневно, утром и вечером, совершало у престола Божия молитвы о всех вас. Мы молились и о болящих, и о новопреставленных, и о всех, кто был лишен возможности прийти в храм, но мысленно находился с нами. Мы пользовались возможностью транслировать богослужения, и я знаю, что многие, как это происходит и сейчас, соединялись с нами в молитвах. Вы знаете, что все эти дни шли непрерывные дожди, но Господь, по Своему милосердию, подарил нам вчера и сегодня прекрасную погоду, и нам не нужно было скрываться под зонтами, мы прославляли нашего Господа и Спасителя при солнечном свете. Сегодня, можно сказать, наша " летняя Пасха " , ибо в те дни, когда мы прославляли Воскресшего Господа, у нас не было возможности вместе молиться в храмах.

http://patriarchia.ru/db/text/5648833.ht...

Святой Лука оказался в числе тех семидесяти Апостолов, которых избрал Господь... и послал их по два пред лицем Своим во всякий город и место, куда Сам хотел идти, и сказал им: жатвы много, а делателей мало; итак, молите Господина жатвы, чтобы выслал делателей на жатву Свою. Идите! Я посылаю вас, как агнцев среди волков (Лк. 10, 1–3). Апостолы от семидесяти были наделены духовной мощью, позволявшей им совершать чудеса: исцелять болезни и изгонять бесов. Апостол Лука с трепетом ощущал в себе эту силу. Приуготовляя пути Господу, проходя по чужим, а порой и враждебным городам и селениям, святой Лука закалялся и мужал духом. Он достойно совершал дело благовествования, а втайне печалился, ибо лишен был сладчайшего лицезрения Спасителя. Но по возвращении этот смиренный ученик в числе своих собратий был осчастливлен обещанием Сына Божия: тому не радуйтесь, что духи вам повинуются; но радуйтесь тому, что имена ваши написаны на небесах (Лк. 10, 20). Но вот миновало для Апостолов Христовых светлое время ученичества, и настали дни великой скорби и испытаний. Сын Человеческий был предан одним из учеников, схвачен коварными фарисеями, распят надменными римлянами. Когда вершилась великая Жертва Голгофская, святой Лука среди немногих верных стоял вдали и смотрел на это (Лк. 23, 49). После смерти Спасителя мир казался Его ученикам пустыней, из которой навеки исчезла Истина и ушла Любовь. Но Милосердный Господь вскоре утешил их, а святого Луку – одним из первых, явившись ему в самый день Воскресения Своего – даже раньше, чем в собрании ближайших избранников. Таинственным Спутником предстал Спаситель святым Луке и Клеопе на темной вечерней дороге, утишил смуту их разума, изъяснил им сказанное о Нем во всем Писании (Лк. 24, 27), пробудил в них надежду на Свое Воскресение, а затем – даровал им счастливейший миг узнавания Себя, Воскресшего, – и открылись у них глаза (Лк. 24, 31). С этого благодатного мгновения святой Лука вершил уготованный ему земной подвиг с сердцем, исполненным немеркнущей радости и Божественного Света. Окрыленный преславным чудом Воскресения Христова, он стал свидетелем и новых Божественных свершений: Вознесения Господня и сошествия на Апостолов Святого Духа Утешителя. После Пятидесятницы святой Лука некоторое время оставался в Иерусалиме. Он общался с самовидцами Слова, одиннадцатью избранными Апостолами, и питал свое сердце бесценными подробностями земного жития Сына Божия. Он посещал домик святого апостола Иоанна, где жила Пречистая Матерь Божия, и слушал сладостные Ее рассказы о Рождестве Спасителя мира. Святой Лука стал очевидцем первых великих деяний Христовых благовестников, запоминал чудеса и речи первоверховного Апостола Петра, видел доблестную кончину первомученика Христова святого архидиакона Стефана. Так обогащалась сокровищница памяти смиренного апостола Луки, чтобы впоследствии излиться в мир страницами боговдохновенных священных книг.

http://pravoslavie.ru/49395.html

Надо было иметь мужество идти за Господом, когда Он спокойно шел среди ловушек иудейских правил и предписаний, приближая час Своего неизбежного столкновения с первосвященниками и книжниками, которые изображали Его в глазах народа как осквернителя Храма и разорителя Закона. Никто из людей не оставлял так, как они, все на свете ради этой безнадежной, по мнению мира, надежды. И никто не делал этого со столь ясным осознанием, чем такой выбор чреват. У этих двенадцати избранников могли быть какие угодно недостатки, но они любили Христа, и они не боялись сказать миру, что любят своего Господа. И они засвидетельствовали жизнью и смертью своей правдивость своих слов. Это и есть христианство, это то, что они должны были донести до других — силой и властью Святого Духа, Который Он пошлет им от Отца в день Пятидесятницы после Крестной смерти и Воскресения Господа. Это и есть Святая Соборная и апостольская Церковь. Они были побеждены Христовой любовью, чтобы победить мир для этой любви. Среда Мк, 13 зач., 3, 20—27 Тогда пришел Иисус в дом; и опять сходится народ, так что им невозможно было и хлеба есть. И, услышав, ближние Его пошли взять Его, ибо говорили, что Он вышел из себя. А книжники, пришедшие из Иерусалима, говорили, что Он имеет в Себе веельзевула и что изгоняет бесов силою бесовского князя. И, призвав их, говорил им притчами: как может сатана изгонять сатану? Если царство разделится само в себе, не может устоять царство то; и если дом разделится сам в себе, не может устоять дом тот; и если сатана восстал на самого себя и разделился, не может устоять, но пришел конец его. Никто, войдя в дом сильного, не может расхитить вещей его, если прежде не свяжет сильного, и тогда расхитит дом его. Христос уходит в дом с избранными Им учениками, чтобы побыть с ними наедине. «И опять сходится народ», теснясь вокруг дома, так что у них не было даже времени и поесть. Но Господь не закрывает двери для приходящих к Нему. Его служители должны научиться, что любые неудобства и любые трудности легко переносятся там, где сердца горят ревностью по делу Божию. Что может быть лучше встречи ревностной паствы и ревностных проповедников! Сеяние слова Божия обещает там самые обильные всходы.

http://moral.ru/седмица-13-я-по-пятидеся...

Однако в девять часов утра произошло удивительное: И внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святаго, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать (Деян 2 :2–4). В тот же день после проповеди апостола Петра несколько тысяч человек, которые собрались в Иерусалиме на Шавуот, уверовали во Христа и приняли Крещение (Деян 2 :41), образовав первую христианскую общину. Итак, Пятидесятница — это день, когда родилась Церковь. Почему? Потому что все семь церковных таинств, установленные Христом, совершаются Духом Святым — Его таинственным действием. Апостолам была дарована новая сила, и по характеру своего действия она не имела земных аналогов. Она была дана не для властвования и устрашения, но для исправления искаженности человеческой природы, размыкания зацикленности на самом себе, преображения не только духовного, но и физического начала в человеке. Доказательством действенности этой особой силы Святого Духа, Который вот уже более двух тысяч лет действует в Церкви, являются тысячи и тысячи христианских святых. Более того, внутри Церкви, образовавшейся на пятидесятый день после Воскресения Христова, снимаются границы, разделяющие человечество по национальной принадлежности. И говорящие на разных языках апостолы — символ того, что проповедь Евангелия касается каждого человека, где бы он ни жил и во что бы ни веровал. Отныне все искусственные стены, возведенные человеческими страхами, недоверием и ненавистью, оказались разрушены, как пишет об этом апостол Павел: А теперь вы отложите все: гнев, ярость, злобу, злоречие, сквернословие уст ваших; не говорите лжи друг другу, совлекшись ветхого человека с делами его и облекшись в нового, который обновляется в познании по образу Создавшего его, где нет ни Еллина, ни Иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, Скифа, раба, свободного, но все и во всем Христос (Кол 3 :8–11).

http://foma.ru/kto-pridumal-tserkov-kak-...

Небеса достойно да веселятся,/земля же да радуется,/да празднует и весь мир,/как видимый, так и невидимый:/ибо Христос восстал, веселье вечное. Небеса по достоинству пусть возвеселятся, а земля возрадуется, пусть же празднует мир, и видимый весь, и невидимый, ибо Христос восстал, веселье вечное. Небеса достойно да веселятся, земля – да радуется, и да празднует весь мир, видимый и невидимый; ибо восстал Христос – веселие вечное. Небеса убо достойно да возвеселятся, земля же да радуется – заимствовано из Слова свт. Григория на Рождество Христово, где он говорит следующее: « И чтобы сказать вместе: да возвеселятся небеса и да возрадуется земля ради Небесного, потом Земного » (то есть Христа), а Богослов, в свою очередь, заимствует это из Пс 95:11: « Да веселятся небеса и да торжествует земля; да шумит море и что наполняет его ». Да празднует же мир, видимый же весь и невидимый – заимствовано из Слова свт. Григория на Пасху, где показан явившийся святому ангел, который говорит: « Ныне спасение миру, видимому и невидимому » . Христос бо воста – заимствовано из того же Слова: « Христос из мертвых (то есть восстал) – Совосстаньте с Ним и вы ». Эта мысль свт. Григория – аллюзия на слова ап. Павла « Но Христос воскрес из мертвых, первенец из умерших » (1 Кор 15:20), « Ибо если мы соединены с Ним подобием смерти Его, то должны быть соединены и подобием воскресения » (Рим 6:5), « Если же Дух Того, Кто воскресил из мертвых Иисуса, живет в вас, то Воскресивший Христа из мертвых оживит и ваши смертные тела Духом Своим, живущим в вас » (Рим 8:11), « Бог воскресил Господа, воскресит и нас силою Своею » (1 Кор 6:14) и « Верно слово: если мы с Ним умерли, то с Ним и оживем » (2 Тим 2:11). Веселие вечное – заимствовано из Слова свт. Григория на Пятидесятницу, где Христос называется праздником и радованием: « В Самом Слове и Боге и Господе нашем Иисусе Христе, истинном празднике спасаемых и радовании ». Песнь 3, ирмос Церковнославянский Перевод иеромонаха Амвросия (Тимрота) Подстрочник Перевод Е.

http://blog.predanie.ru/article/obyasnen...

Оставив город Филиппы, Апостол Павел пошел с Евангельской проповедью по Греции; основал Церкви в Фессалониках, или Солуни, Верии и, наконец, прибыл в Афины. При виде сего города, полного идолов, Апостол Павел скорбел духом и всякий день беседовал о Боге со встречавшимися ему на площади. Некоторые из философов, услышав от него новое для них учение, представили его в Ареопаг. Здесь, на вопрос о проповедуемом учении, Апостол возвестил им неведомого Бога. «Афиняне! – так говорил Апостол Павел в Ареопаге. – По всему вижу, что вы очень набожны. Обходя и обозревая ваш город, я нашел жертвенник, на котором написано: неведомому Богу. Сего-то Бога, Которого вы, не зная, почитаете, я и проповедую вам. Бог , сотворивший мир и все, что в нем, будучи Господом неба и земли, не в рукотворенных храмах живет и не требует служения рук человеческих, как бы имеющий какую-либо нужду, Сам давая всему жизнь, и дыхание, и все. От одной крови Он произвел весь род человеческий для обитания по всему лицу земли, назначив их обитанию предопределенные времена и пределы, дабы они искали Бога, не постигнут ли и не найдут ли Его, хотя Он и недалеко от каждого из нас: ибо мы Им живем, и движемся, и существуем... Попустив быть временам неведения, Бог ныне повелевает человекам всем повсюду покаяться. Ибо Он назначил день, в который будет праведно судить вселенную посредством предопределенного Им Мужа, подав удостоверение всем, воскресив Его из мертвых». Афиняне, услышав от Апостола о воскресении Иисуса Христа, одни стали смеяться и перестали его слушать, а другие подробно исследовали его учение и уверовали. В числе уверовавших был знаменитый член Ареопага – Дионисий. Из Афин Апостол Павел пошел в Коринф и, прожив в нем 1,5 года, отплыл в Сирию 3 . Около 54-го года Апостол Павел с Лукой, Титом и Тимофеем предпринял третье Апостольское путешествие. Главным поприщем его деятельности был в это время Ефес; в нем он провел три года 4 . Здесь своими знамениями и чудесами он привлек весьма много к вере Христовой и нанес сильный удар язычеству во всей Асии. Поставив епископом Ефесской Церкви сотрудника своего Тимофея, Апостол Павел прошел по Македонии 5 и Греции 6 и отсюда отправился на праздник Пятидесятницы в Иерусалим. На пути к Иерусалиму он остановился в Милете, призвал к себе пастырей Ефесской Церкви и трогательно простился с ними.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Ruda...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010