Неделя 6-я Великого поста. Вербное воскресенье. Вход Господень в Иерусалим, Христос, жизнь наша Татьяна Зайцева Бывший редактор библейского раздела портала «Предание». Последовательный и искренний фанат Священного Пис? Послание к Колоссянам, глава 3 На церковнославянском языке 4 егда же Христос явится, живот ваш, тогда и вы с ним явитеся в славе. 5 Умертвите убо уды вашя, яже на земли: блуд, нечистоту, страсть, похоть злую и лихоимание, еже есть идолослужение, 6 ихже ради грядет гнев Божий на сыны противления. 7 в нихже и вы иногда ходисте, егда живясте в них. 8 Ныне же отложите и вы та вся: гнев, ярость, злобу, хуление, срамословие от уст ваших: 9 не лжите друг на друга, совлекшеся ветхаго человека с деяньми его 10 и облекшеся в новаго, обновляемаго в разум по образу Создавшаго его, 11 идеже несть Еллин, ни Иудей, обрезание и необрезание, варвар и Скиф, раб и свободь, но всяческая и во всех Христос. (Кол 3:4–11) На русском языке Когда же явится Христос, жизнь ваша, тогда и вы явитесь с Ним во славе. Итак, умертвите земные члены ваши: блуд, нечистоту, страсть, злую похоть и любостяжание, которое есть идолослужение, за которые гнев Божий грядет на сынов противления, в которых и вы некогда обращались, когда жили между ними. А теперь вы отложите все: гнев, ярость, злобу, злоречие, сквернословие уст ваших; не говорите лжи друг другу, совлекшись ветхого человека с делами его и облекшись в нового, который обновляется в познании по образу Создавшего его, где нет ни Еллина, ни Иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, Скифа, раба, свободного, но все и во всем Христос. Ответить на вопросы, поделиться своими размышлениями можно в комментариях Прочтите толкования: Схиархимандрит Авраам (Рейдман)   Блаженный Феодорит Кирский Святитель Феофан Затворник Схиархимандрит Авраам (Рейдман) Поучение в Неделю 28-ю по Пятидесятнице Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Сегодня мы слышали апостольское чтение из Послания апостола Павла к Колоссянам. Святой апостол пишет им: «Когда же явится Христос, жизнь ваша, тогда и вы явитесь с Ним во славе» (ст. 4). Конечно, речь идет о явлении Христа в будущей жизни. Почему? Потому что в нынешней жизни и для нас, верующих, Он — невидим, скрыт от наших телесных чувств, хотя своим духовным чувством мы Его осязаем и, если ревностно подвизаемся, ощущаем Его внутри самих себя. В зависимости от нашего преуспеяния, от того, как мы углубились в созерцание Его вездеприсутствия, мы ощущаем Его действия в Таинствах, а иногда даже и вне себя, вокруг себя. В то же время Он и для духовных чувств не вполне открыт и не вполне явен, но только отчасти показывает нам Свою славу, ради того чтобы поддержать нас в бранях, утешить в скорбях.

http://bible.predanie.ru/nedelya-6-aya-v...

Вопрос: Поминовение усопших – родительские субботы (Вселенская, 2-3-4 седмиц св.Четыредесятницы, Троицкая, Дмитриевская). Почему именно по субботним дням? Каковы исторические корни этой традиции? Ведь она не имеет одновременного установления? Отвечает Иеромонах Иов (Гумеров) : Бог благословил и освятил день седьмой, «ибо в оный почил от всех дел Своих, которые Бог творил и созидал» (Быт.2:3). У евреев суббота (шаббат) была днем праздничного покоя. Воскресение Христово положило начало новому Израилю – «род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет» (1Пет.2:9). Седьмым праздничным днем, завершающим седмицу, для христиан стал день воскресения Спасителя мира. Воскресение – день молитвы в храме за Божественной литургией и благочестивого отдыха. Суббота из дня земного покоя стала символом радостного покоя в Царстве Небесном: «Посему для народа Божия еще остается субботство. Ибо, кто вошел в покой Его, тот и сам успокоился от дел своих, как и Бог от Своих» (Евр.4:9-10). Отсюда обычай, закрепленный уставом Церкви, совершать специальные заупокойные службы в субботу. Установление Вселенской родительской мясопустной субботы восходит к первому христианскому веку. В Синаксаре на этот день (Триодь постная) говорится, что святые отцы узаконили, от священных апостолов приемше, творить в сей день память всех от века благочестно скончавшихся человеков. День этот выбран потому, что мясопустная неделя напоминает о будущем Страшном суде. Накануне этого дня, в субботу, как бы предшествующему Суду, Церковь усиленно молится о всех своих усопших чадах, умоляя Господа явить им милость и сделать участниками вечной блаженной жизни. Как и мясопустная, родительская суббота перед днем Пресвятой Троицы, называется вселенской. Обычай совершать поминовение в этот день также восходит к апостольскому веку. Именно в эту субботу возносится молитва за всех людей, от века усопших в надежде воскресения и жизни вечной, потому что в день Пятидесятницы сошествием Животворящего Пресвятого Духа во всей силе явилось Царство Христово. Поэтому Церковь накануне этого праздника молится о всех прежде усопших своих чадах, чтобы они были собраны в Небесном Царстве и сподобились вечной благодатной жизни.

http://pravoslavie.ru/6868.html

И первый этап: «и глас мой услышат» (Ин. 10, 16) – это слышание Слова Божия, обращённого к сердцу человека на человеческом языке. «И будет едино стадо и един пастырь » (Ин. 10, 16). Замечательный акцент ставит наш современник: в словах Спасителя, обращённых Им к Богу Отцу: «да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино» (Ин. 17, 21) – это как гораздо драгоценнее самого единства, так как являет образ бытия Самой Святой Троицы. Единство – только следствие]. Святость мы можем рассматривать одновременно и как сам путь христианина, и как его цель Святость мы можем рассматривать одновременно и как сам путь христианина, и как его цель. И это, очевидно, единственный случай, когда путь отождествляется с его целью. Жизнь во Христе понимается нами как литургия, которую невозможно расчленить на «жить» и на «что-то проживать», чтобы жить в будущем (после воскресения). Жизнь во Христе – это и начало, и конец спасения одновременно, поскольку это совместная жизнь с Богом и в Боге, а не обособленное, отдельное подготовительное проживание ради будущей жизни. [Поэтому главное в христианской жизни – бережливое, внимательное хранение сердца и Того в нём, Кому я дал там пребывать. Тогда образ Писания: «Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною» (Откр. 3, 20) – для меня уже не является отвлечённым, он наполнен содержанием моей жизни, имеет силу факта]. И как жизнь во Христе и в Духе Святом истинная, настоящая, так и всё связанное с ней для христианина на земле – настоящее и причастное святости, именно потому, что освящено благодатью Божией, Божественными нетварными энергиями, живыми энергиями, которые и есть любовь. Святость как обожение стало возможным только после спасительного подвига Господа Иисуса Христа – Его крестных страданий, воскресения во плоти, вознесения на Небо и дарования нам Духа Святаго. До этого праведники Божии имели Духа отчасти, действие Его в них было прикровенно и неполно. Святые отцы говорят, что и образ соединения Адама с Богом был меньше, чем у апостолов в Пятидесятницу и, позже, у святых Нового Завета. Только благодаря Христу в Церкви, как в новом образе жизни и соединения с Богом, человек может стать по благодати тем, чем Бог является по природе. И это есть истинное Богопознание, которое святыми отцами определяется как обладание Богом, а не только как отвлечённое знание о Нём, не вводящее с Ним в тесное общение. «Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа» (Ин. 17, 3).

http://pravoslavie.ru/157615.html

«Обрезанный в восьмой день, из рода Израилева, колена Вениаминова, Еврей от Евреев, по учению фарисей, по ревности — гонитель Церкви Божией, по правде законной — непорочный» ( Флп 3:5-6 ). Так было до тех пор, пока его не настиг свет той молнии, которая все это испепелила. Он в один миг радикально изменил свое отношение к Церкви и к Закону. Изменил не потому, что он что-то передумал, или кто-то его переубедил. С ним должно было случиться нечто существенное, что произвело такой переворот в его жизни. Позже он признавался: отныне всё, «что для меня было преимуществом, то ради Христа я почел тщетою. … Для Него я от всего отказался, и все почитаю за сор, чтобы приобрести Христа и найтись в Нем не со своею праведностью, которая от Закона, но с тою, которая через веру во Христа, … чтобы познать Его, и силу воскресения Его, и участие в страданиях Его, сообразуясь смерти Его, чтобы достигнуть воскресения мертвых» ( Флп. 3:7-11 ). Встреча с Воскресшим Христом открыла будущему апостолу Павлу спасительное значение Крестной смерти Иисуса Христа для всего мира и бесполезность всех человеческих дел Законного благочестия. Это было действительно уникальное откровение, и Павлу уже не нужно было получать совет или справку ни от какого человека. Он мог даже обойти вниманием авторитет старших апостолов и пуститься в путь, не заходя в Иерусалимскую церковь-матерь. Не только обращение, но и дальнейший путь апостола Павла протекал без человеческого влияния. Лишь три года спустя в Иерусалиме произошел контакт с Кифой, то есть с Петром. Мы можем почувствовать значение этой встречи. Бывший гонитель встретился с учеником первого часа. Оба они, — их позже назовут первоверховными апостолами, — видели Воскресшего Господа. Один, Петр, первым; другой, Павел, последним ( 1 Кор 15:5–8 ). Но они еще не были знакомы друг с другом. Теперь они впервые увидели друг друга. Итак, Апостол Павел, как мог, настаивал на том, что не из рук смертного он получил Евангелие, а от Бога; советовался он не с людьми, а с Богом.

http://bible.predanie.ru/nedelya-31-aya-...

Скачать epub pdf I . Сердцам всех правоверных, возлюбленные, хорошо известно, что сегодняшнее торжество должно почитаться наравне с другими особыми праздниками, и не сомневаемся мы в том великом благоговении, которое подобает этому дню, ведь Сам Святой Дух освятил его необыкновеннейшим чудом Своего Дара. Считая с того дня, в который вознесся Господь превыше небес, собираясь воссесть одесную Бога Отца, нынешний день будет десятым, но он воссиял для нас еще в тот день, от которого мы ведем отсчет, – в день Воскресения. Заключены же в нем великие тайны ветхих и новых таинств, в которых ясно показано, что милость была предвозвещена через закон, а закон был исполнен через милость. Ибо как некогда еврейский народ был выведен из Египта, и на пятидесятый день после заклания агнца дан был ему закон на горе Сионе ( Исх.19,17 и далее), так и после страданий Христа, когда был умерщвлен истинный Агнец Божий, в пятидесятый день после Его Воскресения сошел Святой Дух на апостолов и прочих уверовавших; поэтому без особого труда усердный христианин может постичь, что начала Ветхого Завета подчинились евангельским началам и что тем же Духом дан второй Завет, каким и первый. II . Итак, как свидетельствует апостольское повествование: «При наступлении дня Пятидесятницы все они были единодушно вместе. И внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святаго, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать» ( Деян.2:1–4 ). О, сколь стремительно оказалось слово мудрости и сколь легко усваивалось преподаваемое там, где учителем был Сам Бог ! Ведь для усвоения здесь не нужно дополнительное разъяснение, опыт исполнения и время для изучения; и так как " Дух истины дышит где хочет» ( Ин.3:8 ), то присущие отдельным народам языки сделались общедоступными в устах Церкви. Итак, именно с этого дня возвестила труба евангельской проповеди ; именно с этого дня потоки благодати, реки благословений напоили всякую пустыню и всю сушу ( Ис.35,6 и далее). И как для обновления лица земли ( Пс.103,30 ) «Дух Божий носился над водой» ( Быт.1:2 ), и для изгнания изначальной тьмы вспыхивали молнии нового света; так и в сиянии огненных языков принимается огненное красноречие и лучезарное слово Господа, к которому для уразумения и для истребления греха добавились способность озарять и сила опалять.

http://azbyka.ru/otechnik/Lev_Velikij/sl...

Движимые любовью Только сегодня, единственный день в году, в пределах одной службы соединяется повествование о погребении Спасителя и о Его воскресении. 19 мая, 2013 Только сегодня, единственный день в году, в пределах одной службы соединяется повествование о погребении Спасителя и о Его воскресении. В Неделю 3-ю по Пасхе — Мк 15:43 — 16:8 (зач. 69–70): В те дни пришел Иосиф из Аримафеи, знаменитый член совета, который и сам ожидал Царствия Божия, осмелился войти к Пилату, и просил тела Иисусова. Пилат удивился, что Он уже умер, и, призвав сотника, спросил его, давно ли умер? И, узнав от сотника, отдал тело Иосифу. Он, купив плащаницу и сняв Его, обвил плащаницею, и положил Его во гробе, который был высечен в скале, и привалил камень к двери гроба. Мария же Магдалина и Мария Иосиева смотрели, где Его полагали. По прошествии субботы Мария Магдалина и Мария Иаковлева и Саломия купили ароматы, чтобы идти помазать Его. И весьма рано, в первый день недели, приходят ко гробу, при восходе солнца, и говорят между собою: кто отвалит нам камень от двери гроба? И, взглянув, видят, что камень отвален; а он был весьма велик. И, войдя во гроб, увидели юношу, сидящего на правой стороне, облеченного в белую одежду; и ужаснулись. Он же говорит им: не ужасайтесь. Иисуса ищете Назарянина, распятого; Он воскрес, Его нет здесь. Вот место, где Он был положен. Но идите, скажите ученикам Его и Петру, что Он предваряет вас в Галилее; там Его увидите, как Он сказал вам. И, выйдя, побежали от гроба; их объял трепет и ужас, и никому ничего не сказали, потому что боялись. Говоря о сегодняшнем евангельском чтении, хотелось бы прежде всего обратить внимание на его уникальность. Во-первых, это один из немногих фрагментов, читающихся в период Пятидесятницы, который взят не из Евангелия от Иоанна, чтение которого начинается с пасхальной литургии и заканчивается Днем Святой Троицы . Помимо Недели жен-мироносиц таких «неправильных» дней еще два: вторник Светлой седмицы (читается сюжет о двух учениках, шедших в Эммаус, — Лк 24:12–35) и  Вознесение (у Иоанна о событии вознесения не говорится ничего). В остальные 47 дней от Пасхи до Пятидесятницы читается Евангелие от Иоанна.

http://pravmir.ru/dvizhimye-lyubovyu/

Не было бы ни побуждений, ни оснований к нарушению древнего религиозного statu quo как в иудейском, так и языческом мире. «Так как Христос помер (но не воскрес), то Он не был Христом, Сыном Бога живого, не умер за наши грехи и не уничтожил нашей вражды с Богом. Он был человек замечательного ума и редкой нравственности, владел необычайным даром чудотворений и мечтал о всестороннем обновлении мира как Мессия, но смерть прервала все Его дело в мире. Следовательно, мы видели в Нем еще не Мессию, следовательно, не принесена еще искупительная жертва за наши грехи и не совершено наше спасение». Такова была бы – если бы только была – проповедь учеников Христа и с нею – и только с нею – согласился бы иудейский и языческий мир, если бы Христос не воскрес. – Лучшее подтверждение нашей мысли о центральном значении воскресения Христа в проповеди апостолов мы находим в речах ап. Петра и учении ап. Павла. Первый полагает воскресение Христа в основание своей проповеди в день Пятидесятницы ( Деян.2:22 и д.), пред народом ( Деян.3:21 и д.), пред собранием иудейских властей ( Деян.4:10 и д.) и пред язычниками ( Деян.10:39 и д.). Ап. Павел не столько в положительной, сколько в отрицательной, но в то же время энергичной форме речи указывает все глубокое значение Христова воскресения для христианской проповеди и веры: если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна; если Христос не воскрес, то вера ваша тщетна: вы еще во грехах ваших, поэтому и умершие во Христе погибли ( 1Кор.1:5,1:4,1:7 ). Рассматривая все учение ап. Павла, даже Баур не мог не признать, что в нем главное основное значение придается чудесному факту воскресения Христа. «Для Павла, говорит он, христианство в существенном состоит, в двух фактах – смерти и воскресении Иисуса, – первый факт, очевидно имеет значение только в зависимости от последнего; на них зиждется все его христианское сознание» 135 . Как в проповеди апостолов воскресение Христа служило основною истиною, на которой утверждалось все их учение, так оно же было главным существенным импульсом в психологическом процессе образования в них самих веры в Христа, как Мессию.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann-Petropav...

Обетование о святом Таинстве Миропомазания было дано Самим Христом, когда Он обещал ниспослать Своим последователям Духа Святого: «Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой» ( Ин.7:38 ). «Сие сказал Он о Духе, Которого имели принять верующие в Него» ( Ин.7:39 ). Это обетование осуществилось по воскресении и вознесении Спасителя, в день Пятидесятницы, когда Свято Дух был ниспослан Апостолам, которые, как повелел им Господь, стали подавать Его затем всем крещаемым во имя Христа. Первоначально Апостолы подавали Его крещаемым через возложение рук: «Тогда возложили руки на них, и они приняли Духа Святого ( Деян.8:17 ); «и когда Павел возложил на них руки. нисшел на них Дух Святой»... ( Деян.19:6 ). Но когда число верующих увеличилось настолько, что Апостолы уже были не в состоянии сами возлагать руки на всех крещаемых, руковозложение было заменено миропомазанием, то есть помазанием освященным миром частей тела крещаемого. Приготовлять и освящать миро получили право только преемники апостолов – епископы, а совершать Таинство миропомазания – рукоположенные ими пресвитеры. Как относятся к святому Таинству Миропомазания протестанты? Они отрицают Миропомазание, говоря, что они как помазанники Божии и так святы, а святого освящать не надо, ибо Святой Дух подается верующему в крещении: «рожденное от Духа есть дух» ( Ин.3:6 ). В этих словах Господа, обращенных к Никодиму, не указывается, каким образом нисходит на Крещенного Святой Дух; здесь противопоставляется духовное рождение плотскому. О том, что Таинство Миропомазания самостоятельно и его нельзя отождествлять с Крещением, в Священном Писании говорится отчетливо. Апостол Павел пишет к евреям: «оставивши Начатки учения Христова, поспешим к совершенству; и не станем снова полагать основание обращению от мертвых дел и вере в Бога, учению о крещениях, о возложении рук, о воскресении мертвых и о суде вечном... Ибо невозможно – однажды просвещенных, и вкусивших дара небесного, и соделавшихся причастниками Духа Святого... опять обновлять покаянием» ( Евр.6:1–6 ). Апостол, таким образом, различает Таинство Крещения и Таинство возложения рук; в первом, говорит он, человек получает духовное просвещение, а во втором – вкушает дар небесный, получает причастие Святого Духа.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/prav...

Один «различает дни», старается как можно полнее переживать события земной жизни Господа, Богородицы и прочих святых. А для кого-то все – один день Господень. Для него в каждой литургии во всей полноте – и Рождество Христово, и Крест, и Воскресение, и слава святых. Один «ест», помня, что еду посылает Бог, и что всякий раз это – такое же чудо, как и когда Господь несколькими хлебами насытил несколько тысяч человек. И он ест как на вечери Господней, благоговейно, тихо, и благодарит Бога. А другой «не ест» ради подвига воздержания. Он понимает, что воздержаться ради Господа – еще больший дар, чем пользоваться Божьими дарами. И он «благодарит Бога» за то, что «не ест». Так, что бы человек ни избрал, – главное, чтобы это было не «для себя», а для Господа. Тут легко себя проверить. Делающий поистине для Господа, выбрав одно, испытывает искреннее уважение к тому, кто выбрал другое. Он ни чужую невоздержанность не будет осуждать, ни к чужому воздержанию не будет придираться. Ему не придет в голову хвалиться ни тем, что он «ест», ни тем что он – «не ест». Потому что во Христе всем найдется место. Уж насколько живой чужд мертвому, а Христос Своей любовью смог объять и тех, и других. «Христос для того и умер, и воскрес, и ожил, чтобы владычествовать и над мертвыми, и над живыми». Он Своей любовью, подобно молнии, прошел сквозь все: сквозь небо, сквозь землю, и сквозь преисподнюю. И теперь во всем, как в наэлектризованном пространстве, – след Его присутствия. Все обрело новый смысл, все получило спасительную силу. И никто из нас «не живет для себя, и никто не умирает для себя, а живем ли – для Господа живем, умираем ли – для Господа умираем. И поэтому, живем ли, или умираем, – всегда Господни». Воскресение. О хождении над бездной Неделя 9-я. Мф.14:22–34 1Кор.3:9–17 Однажды Господь Иисус Христос понудил «учеников Своих войти в лодку и отправиться на другую сторону» Геннисаретского озера, а Сам «взошел на гору помолиться наедине; и вечером оставался там один. А лодка была уже на средине моря, и ее било волнами, потому что ветер был противный. В четвертую же стражу ночи пошел к ним Иисус, идя по морю».

http://azbyka.ru/otechnik/Vyacheslav_Rez...

Тайна Крещения, в которой мы становимся членами тела Христова, черпает свою спасительную силу и благодать прямо в Воскресении Христовом, и силой и благодатью Воскресения воскрешает нас от греховной смерти, а затем воскресит нас от смерти телесной ( Рим. 6:3–11 ; Кол. 2:11–13, 3:10–11 ). И другие Святые Таинства Церкви, и прежде всего Святая Евхаристия, имеют источником непосредственно Христа Воскресшего и переливаются в тело Его Церкви как животворящая сила оживления и обессмерчивания всех. Вообще, надо сказать, что для апостола Павла Воскресение Христово является исполнением и осуществлением всей Божественной Икономии, объявленной через Моисея и пророков, которые прорицали, пророки и Моисей говорили, что это будет, то есть что Христос имел пострадать и, восстав первый из мёртвых ( πρτος ξ ναστσεως νεκρν), возвестить свет народу (Иудейскому) и язычникам ( Деян. 26:22–23 ), из которых (народов) Он Воскресший составил Церковь Воскресения. Поэтому Православная Церковь так прославляет и подчёркивает Воскресение Христово и наше. 6 . В Божественной Икономии во Христе, в Икономии (Домостроительстве, плане) полноты времён, в возглавлении (составлении, соединении) во Христе, и того, что на небе, и того, что на земле ( Еф. 1:10 ), исключительное место занимает телесное Вознесение Христа на Небо и Пятидесятница . Вознесение – это крыша, то есть исполнение и завершение Икономии (Домостроительства) тайны ( Еф. 3:9–11 ) 282 . Великой благочестия тайны, как говорит апостол Павел в известном нам своём гимне: Бог явился во плоти... вознёсся в славе ( 1Тим. 3:16 ). В Вознесении Христовом содержатся элементы существа и жизни Церкви, такие как возвышение нашей человеческой природы в Богочеловеке Христе и сидение одесную Бога Отца, ниспослание Духа Святого на Церковь и возглавление (соединение) всех земных и небесных существ во Христе. Вот о чём говорит апостол. Особенно характерны его слова о Вознесении Христовом в Послании к Ефесянам, где после предшествующего гимна, посвящённого Святой Троице, в продолжении он пишет о Боге: ...во Христе, воскресив Его из мёртвых и посадив одесную Себя на небесах, превыше всякого Начальства, и Власти, и Силы, и Господства, и всякого имени, именуемого не только в сем веке, но и в будущем, и всё покорил под ноги Его, и поставил Его выше всего, главою Церкви, которая есть Тело Его, полнота Наполняющего всё во всём ( Еф. 1:20–23 ).

http://azbyka.ru/otechnik/afanasij-evtic...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010