Напротив, ап. Павел, хотя и не употребляет сам термин «антихрист», но говорит о некоем уникальном богопротивнике. Он называет его человеком греха, беззаконником, сыном погибели, который сядет в храме Божием ( 2Фес. 2:3–10 ), но все эти признаки применимы лишь к одному конкретному человеку. Пап было много, поэтому их нельзя назвать «человек греха». Какими бы они ни были в области нравственности и богословия, но никто из них не называл себя Богом (вопреки распространенному утверждению адвентистов 398 ). При своем «пришествии» в 508 и 538 гг. папы не демонстрировали особенных сил, знамений и ложных чудес. Папы не были полководцами и завоевателями, как то изображено в Дан. 11–12 . А.Д. Беляев справедливо замечает, что согласно прор. Даниилу царствование антихриста будет перед самой кончиной мира, тогда как папа-зверь царствует уже много веков 399 . Кроме того, зверь из Откр. 13 имеет явные личностные черты: И даны были ему уста, говорящие гордо и богохульно, и дана ему власть действовать сорок два месяца ( Откр. 13:5 ). Ясно, что уста могут быть лишь у человека. И дано было ему вести войну со святыми и победить их; и дана была ему власть над всяким коленом и народом, и языком и племенем ( Откр. 13:7 ). Это описание больше прилично одному правителю и полководцу, который всех побеждает. Итак, отождествление пап с апокалиптическим зверем ошибочно. В критике папских заблуждений на них сбылись слова свт. Игнатия (Брянчанинова) : «Протестанты из всех заблуждений папистов отвергли только нечестивое мнение их о папе; прочим заблуждениям папистов они последовали, многие погрешности усилили, к прежним заблуждениям и ошибкам присовокупили много новых» 400 . Кроме общепротестантских заблуждений (о священстве, о таинствах, о спасении, о Церкви и др.), они приобрели множество новых. Поэтому обличение истинных и мнимых грехов пап стало для них способом оправдать собственное лжеучение. 4.1.3. «Конец времени» и «последний кризис» Согласно книге прор. Даниила, видение о 2300 вечерах и утрах относится к концу времени ( Дан. 8:14, 17 ). Оканчивая этот пророческий период в 1844 г., адвентисты считают, что именно в этом году Христос вошел в Святое святых небесного храма и начался «конец времени» (т.е. последние времена). В конец времени адвентисты включают и особые гонения перед Вторым пришествием, и само Второе пришествие, и воскресение мертвых, и период тысячелетнего царства. Среди признаков конца времени адвентисты выделяют особые дары церкви остатка для завершения проповеди («ранний и поздний дождь»), в т.ч. дар пророчества лично Е. Уайт. На небе в этот период совершается следственный суд и очищение святилища 401 . На завершающем этапе «конца времени» на земле наступит «последний кризис» 402 . Решающим вопросом этого периода для них будет соблюдение субботы в противовес воскресному дню 403 , почитание которого в то время якобы станет начертанием зверя 404 .

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij-Veselo...

14. И рекут: очистите пред лицем его пути, и отимите претыкания от пути людей моих. 15. Сия глаголет Господь вышний, иже живет в высоких во век, святый во святых имя ему, вышний во святых почиваяй, и малодушным даяй долготерпение, и даяй живот сокрушенным сердцем: 16. Не в век отмщу вам, ни всегда гневатися буду на вы: дух бо от мене изыдет, и всякое дыхание аз сотворих. 14. И сказала: поднимайте, поднимайте, равняйте путъ, убирайте преграду с пути народа Моего. 15. Ибо так говорит Высокий и Превознесенный, вечно Живущій, – Святый имя Его: Я живу на высоте небес и во святилище, и также с сокрушенными и смиренными духом, чтоб оживлять дух смиренных и оживлять сердца сокрушенных. 16. Ибо не вечно буду Я вести тяжбу и не до конца гневаться; иначе изнеможет предо Мною дух и всякое дыхание, Мною сотворенное. Ст. 14. Уверовавшие в Господа, наследившие землю обетованную и гору святую, будут заботиться об изъятии преткновения от пути народа израильского ( Рим. 9:32–33; 11:25 ). “Сам Господь, говорит здесь бл. Иерон., повелел апостолам и всем учителям церкви, чтобы они толкованием разрешали все, что покажется неясным и трудным, открывали путь разумению, и изымали все соблазны из среды, так чтобы народ Господен разумел, еже чтет, и преуспевал в страхе Божием. О сих словах и Иоанн Креститель говорит: уготовайте пугь Господень и пр. ( Мф. 3:3 ). Еврейск. =в р.-с. и сказал, 70 поняли как аор. 1 с а consecut . после аор. 2-го в ст. 13, и согласовали с ο ντεχμενο μου=держащиися мене, а посему: α ροσιν=и рекут. Ст. 15. Обитающий в высших сферах, Святый и Вечноживый Господь близок к сокрушенным сердцем и смиренным духом (ср. Пс. 33:19; 137:6 ), чтобы оживить их. Слав. во святых=ν γος не им. соотв. в евр. м. т.. Вместо =в р.-с. Я живу, 70 читали: , почему ναπαυμενος=почиваяй. Ст. 16. Он не вечно будет гневаться на народ Свой (ср. Рим. 11:1:25 ): дух бо, говорится, от мене изыдет, и всякое дыхание аз сотворих (ср. Пс. 77:39 ). Под духом и дыханием, по мнению бл. Иерон., здесь разумеются дух и дыхание, о которых написано в книге Бытия: и вдуну в лице его дыхание жизни: и бысть человек в душу живу ( Быт. 2:7 ), о чем и Иов говорит: и дух Божий сущий в ноздрех моих ( Иов. 27:3 ). Некоторые из современников блаж. Иерон. готовы были понимать эти слова в смысле учения стоической философии, т. е. видеть здесь указание на дух, одушевляющий мир и правящий миром, – от которого все имеет ведение Бога; другие же разумели здесь Духа Святого, от Отца исходящего и в Сыне почивающего, носившегося в начале творения вверху воды и все оживотворяющего, в день же пятидесятницы сошедшего на бывших в сионской горнице учеников Христовых. Замечательно понимание этих слов в Таргуме Ионафана , т. е.: ибо Я намерен восставить души мертвых и дыхание Я сотворил. По смыслу Таргума, здесь говорится о воскресении мертвых, вчастности мертвых в Израиле (ср. Иезек. 37:5). Слав. всякое=πσην не им. соотв. в евр. м. т..

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Troickiy/...

2) Воскресение соответствует характеру и утверждениям Иисуса, до этого проанализированным нами. То, что имелась эта предшествовавшая вероятность относительно Его воскресения, становится тем более видным, когда мы представляем себе Его необычайные заявления и Его ни с чем несравнимый характер. Вы можете утверждать, что никогда не видели умершего, который возвратился к жизни. Правильно! Я также ничего подобного не видел. Но, с другой стороны, мы тоже никогда не видели человека, подобного Иисусу. О Нем было сказано: «Никогда человек не говорил так, как Этот Человек» ( Ин.7:46 ). Всякий раз, когда я внимательно представляю и оцениваю Его характер, то как-то хочется воскликнуть: «Этому Человеку никак не оставаться в мертвом состоянии!» Сама Его уникальность помогает мне поверить действительности Его воскресения из мертвых. Ясно, что Его предсказания о воскресении произвели сильное впечатление на врагов. Зачем они поставили стражу у гроба, как не для той цели, чтобы не допустить этого события. 3) Осуществление воскресения объясняет ветхозаветные таинственные предсказания, которые мы пересмотрели в предыдущей главе. Оно в особенности объясняет те места в книгах Исайи, Захарии и в Псалтири, которые изображают Мессию, как страдающего за грехи многих, изъязвленного, поражаемого и наказуемого Иеговой. Как же может случиться, что страждущий Раб, отдав Себя в жертву, «узрит потомство долговечное», и что «на подвиг души Своей Он будет смотреть с довольством» ( Ис.53:10–11 )? Только посредством воскресения! 4) Весьма сильным косвенным доказательством является пустой гроб. На каком основании нам известно, что гроб опустел? Прежде всего, имеются свидетельства очевидцев ( Мф.26:6 , Мк.16:6 , Лк.24:3 ). Но если бы даже этого у нас не было, то мы все равно имели бы убедительные доказательства опустения гроба. Мы можем тут же использовать принцип последовательности доказательств для того, чтобы показать, что все известные факты не соответствуют теории о не опустевшем гробе. Если тело Христа осталось в гробу, то почему иудеи не взяли и не показали его людям, чтобы после дня Пятидесятницы прекратить проповедование апостолов о воскресении? Как же могли бы они проповедовать о воскресении в Иерусалиме и в его окрестностях, если бы тело все еще лежало в гробу за стенами города? В большинстве религий верующие глубоко уважают останки и могилу своих основателей, но ни в одной из новозаветных книг и ни в каком христианском документе, появившемся после апостолов, не говорится, что христиане ходили поклониться «праху-святыне Христа».

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/doro...

В течение семи седмиц Пятидесятницы по уставу не положены земные поклоны. По завершении же этого периода читаются три коленопреклоненные молитвы, составленные святителем Василием Великим . Но так как делать в воскресение великие поклоны запрещено в течение всего года, а праздник Пресвятой Троицы всегда бывает в воскресный день, то сразу после Божественной Литургии совершается вечерня понедельника, в который воздается честь Святому Духу. Во время этой вечерни мы впервые (после погребения Плащаницы) преклоняем колена. Обычай украшать храм ветвями, цветами и травою восходит к древнейшим временам. Ветхозаветная Пятидесятница был праздником сбора первых плодов ( Исх. 23:16 ). Во двор Храма люди приносили начатки урожая и цветы. В новозаветное время деревья и растения в храме символизируют обновление людей силою сошедшего Святого Духа. Какое слово использовалось в наименовании Господа Его современниками? иеромонах Иов (Гумеров) В греческом тексте в этих местах святого Евангелия стоит Кюриос. Так как во времена Спасителя разговорным языком был арамейский, то искавшие исцелений в обращении к Иисусу Христу, по-видимому, произносили Марэ (Господь). Как, когда и кем была крещена Богородица? иеромонах Иов (Гумеров) Святитель Софроний, патриарх Иерусалимский, по-видимому, на основе предания, хранившегося в Иерусалимской Церкви, говорит: Господь наш Иисус Христос Своими руками крестил Петра, а Петр, в свою очередь, крестил Андрея, Иакова и Иоанна; Иаков же и Иоанн крестили прочих Апостолов. Божию же Матерь крестили вместе Апостолы Петр и Иоанн (Fragmentum. De baptismate apostolorum. – Migne. P. G. 87/3, col. 3372; цит. по кн.: Святитель Софроний. Проповеди. Перевод и комментарии архимандрита Амвросия (Погодина) . Б.г., б.м., с.153). Почему Римская империя преследовала христиан? иеромонах Иов (Гумеров) Св. апостол Павел говорит: все, желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, будут гонимы. Злые же люди и обманщики будут преуспевать во зле, вводя в заблуждение и заблуждаясь ( 2Тим.3:12–13 ). Таков удел всех, для кого Евангелие является руководством к жизни. Гонениями здесь названы не только преследования со стороны антихристианской власти, но и искушения, скорби и печали, которым подвергаются люди благочестивые. Обращаясь к Своим ученикам Спаситель сказал: Если бы вы были от мира, то мир любил бы свое; а как вы не от мира, но Я избрал вас от мира, потому ненавидит вас мир ( Ин. 15:19 ).

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

События Воскресения Христа, Его Вознесения и ниспослания Духа Святого изменили все отношения в мире. Поэтому читателям послания предлагается рассматривать себя причастными этим великим событиям. Они с полным правом могут ощущать себя спасенными, — «благодатью вы спасены», «благодатью вы спасены через веру» (Еф 2:5–8). Уже спасены! Это причастие, которое употреблено здесь в посланиях Апостола Павла единственный раз, призвано обратить внимание читателей на то, что освобождающее и спасительное деяние Божие, совершенное в прошлом, продолжает действовать в настоящем. Но Апостол совсем не желает убедить христианина в мысли, будто цель его жизни уже достигнута. Нет, все мы живем на земле, в истории, полной трудностей и непредсказуемости. Христиане в крещении воспринимают благоволение и щедрость Бога. В этом веке они отражают милость Божию как в зеркале, и отражают часто загадочно, и даже, увы, искаженно. Однако то, что видим убо ныне якоже зерцалом в гадании (1 Кор 13:12), в веках грядущих достигнет своей цели и явится во всем своем величии и блеске. Таково наше упование. Но такова и наша задача. Церковь должна стать доказательством Благодати Божией в человеческой истории. И вот мы снова слышим: «вы благодатью спасены, через веру». Мы спасены не за наши «дела», не за наши заслуги, не потому, что мы такие уж хорошие, а единственно по милости, любви и благодати Божией. Об этом же говорится в Послании к Титу: «Он спас нас не по делам праведности, которые бы мы сотворили, а по Своей милости, банею возрождения и обновления Святым Духом» (Тит 3:5) и в Первом послании святого апостола Петра: «Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, по великой Своей милости возродивший нас воскресением Иисуса Христа из мертвых» (1 Пет 1:3) — Благодать, спасение, вера — фундаментальные понятия всего богословия апостола Павла. Благодать — от Бога, спасение тоже от Бога. Но и вера, как утверждает послание, — тоже не наше личное достижение, но дар благодати, дар, который дает нам озарение, глубинное осознание того, что всё, что мы имеем, — жизнь и смысл жизни, — от Бога, а не от нас самих. Человеческая гордыня утверждает: «Мы наш, мы новый мир постоим». Вера дает нам знание того, что новый мир, как и старый — творение Бога. Архитектор — Бог. Но нас Он призывает в строители Его плана. Этот план, замысел Божий о мире и человеке существует предвечно, он пред-уготован. Бог дал нам жизнь. Но из этого «дал» вытекает также и «задал». Задание Божие в том, чтобы мы дар новой жизни отражали в нашем повседневном поведении, в «добрых делах». Именно к этому призывал нас Господь Иисус Христос: «Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного» (Мф 5:16).

http://bible.predanie.ru/nedelya-23-aya-...

Дух непосредственно участвовал в творении мира: Дух Божий носился над водой (первозданной Вселенной) ( Быт. 1, 2 ); – и в творении человека: «Дух Божий создал меня, и дыхание Вседержителя дало мне жизнь», – восклицает праведный Иов ( Иов 33, 4 ). Со дня Пятидесятницы Дух Святой обитает в Церкви как Освятитель. Он поставляет на служение пастырей Церкви. Так, Апостол говорит: «Внимайте себе и всему стаду, в котором Дух Святый поставил вас блюстителями (по греч. епископами), пасти Церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Себе Кровию Своею» ( Деян. 20, 28 ). Он духовно возрождает человека в Таинстве Крещения и полагает начало спасения, поэтому если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие ( Ин. 3, 5 ). Святой Дух отпускает грехи, ибо по Воскресении Христос говорил Своим ученикам: «Примите Духа Святого. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся» ( Ин. 20, 22–23 ). Наконец, Дух Святой есть Дух Истины, потому упорное противление истине (как хула на Святого Духа) не простится... ни в сем веке, ни в будущем ( Мф. 12, 31–32 ). 3 . Духоборы указывали тексты Священного Писания, в которых, по их мнению, предполагается, что Святой Дух – существо тварное или во всяком случае низшее Отца и Сына. Например, в прологе Евангелия от Иоанна повествуется только о Первых Двух Ипостасях, об Отце и Сыне, через Которого все пришло в бытие ( Ин. 1, 1–3 ). Если все стало быть через Сына, значит, и Дух сотворен Сыном, – рассуждали еретики. Но «у евангелиста не сказано просто «все», а «все, что стало быть», то есть все, что получило начало бытия. Не Сыном Отец, не Сыном и все, что не имело начала бытия», – пишет святитель Григорий Богослов . Нельзя доказать, что Дух имел начало во времени, а поэтому нельзя разуметь Его под словом «все» 317 . В Божественной икономии Лица Святой Троицы действуют в полном единстве, но Дух Святой является третьим, ибо всякое действие Святой Троицы имеет начало в Отце и совершается через Сына в Духе Святом. Дух преемствует в Домостроительстве Сыну, поэтому Христос учит, что Дух Истины от Моего возьмет и возвестит вам. Все, что имеет Отец, – есть Мое; потому Я сказал, что от Моего возьмет ( Ин. 16, 14–15 ). Всеведение, конечно, свойственно всем Трем Лицам ( Мф. 11, 27 ; 1Кор. 2, 11 ), но Святой Дух в Откровении действует после Сына, поэтому Христос сказал, что Утешитель не от Себя говорить будет, но будет говорить, что услышит ( Ин. 16, 13 ). По этой же причине Святой Дух поставляется обычно третьим при перечислении Божественных Лиц в Писании. Однако имеются исключения из этого правила. Например, в Первом послании к коринфянам Святой Дух поставлен на первом месте (12, 4–6), а в некоторых других текстах – на втором ( Тит. 3, 4–6 ; Рим. 15, 30 ; Еф. 2, 18 ; 2Пет. 1, 21 ).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/dog...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание КРЕЩЕНИЕ [греч. Βπτισμα - погружение], таинство христ. Церкви, в к-ром верующие становятся членами Церкви. К. совершается троекратным погружением в воду с призыванием имени Отца, Сына и Св. Духа; крещаемые отрекаются от греховной жизни («быв погребены с Ним в крещении» - Кол 2. 12) и возрождаются в новую, духовную жизнь. Для христианина К.- первое в ряду церковных таинств, поскольку оно является «рождением и началом нашей новой жизни во Христе» ( Nicol. Cabas. De vita in Christo. 2). Без принятия К. невозможно ни сделаться членом Тела Христова - Церкви, ни участвовать в др. таинствах. Необходимость и спасительность К. указана Самим Господом: «Кто будет веровать и креститься, спасен будет» (Мк 16. 16); «Если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие» (Ин 3. 5). Таинство К., прообразованное в НЗ «крещением покаяния», которое совершал Иоанн Предтеча , и предуказанное Крещением Господним на Иордане, было установлено Спасителем после Его воскресения из мертвых, когда перед вознесением Он заповедал апостолам: «Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать всё, что Я повелел вам» (Мф 28. 19-20). Совершение таинства К. началось после Пятидесятницы (Деян 2. 1-4), когда апостолы были крещены Духом Святым (Деян 1. 5, 8). Исполнившись Св. Духа, апостолы сами многократно совершали К. (Деян 2. 41; 8. 38; 10. 47-48; 16. 15, 33; 18. 8; 19. 1-5; 1 Кор 1. 16; и др.); это установление Господа неизменно сохраняется в Церкви. Православное догматическое учение о таинстве К. Видимая сторона таинства Важнейшую часть таинства К. составляет троекратное погружение крещаемого в воду с произнесением слов: «Крещается раб Божий во имя Отца и Сына и Святого Духа» (см.: Филарет Московский, свт. Катехизис. С. 77). К видимой стороне таинства К. относятся вещество таинства, видимое действие (погружение в воду) и слова, произносимые при этом действии (тайносовершительная формула).

http://pravenc.ru/text/крещение.html

Седмица 24-я по Пятидесятнице Понедельник. О любви, чуде и знамении Лк.11:29–33 1Сол.2:20–3:8 Однажды приступили к Господу Иисусу Христу «фарисеи и саддукеи, и, искушая Его, просили показать знамение с неба» ( Мф.16:1 ). Но Господь ответил: «род сей лукав; он ищет знамения; и знамение не дастся ему, кроме знамения Ионы пророка». Все, что делал Господь, это, во-первых, любовь и милосердие. Во-вторых, это всегда чудо, то есть свободное и независимое распоряжение всем, что в мире. И в-третьих, это еще и «знамение», то есть указание на Его высочайшее достоинство. Господь делает, а в результате получается и одно, и другое, и третье. Он и обличает тех, кто пытается оторвать одно от двух других. Любовь без чуда, это не любовь, а бессилие. Чудо без любви – всего лишь фокус. А просто знамение, это всего лишь – самореклама. И в том, что фарисеи в поисках знамения ухитряются не увидеть неотрывной от знамения всемогущей любви, Господь видит их безнадежное пребывание во тьме. Чтобы рассеять эту тьму, Он приводит два как бы примера. «Как бы» – потому что всякий пример, это, во-первых, чей-то свободный выбор. Во-вторых, это – конкретное событие. А в-третьих, это еще и суд над тем, кто в подобной ситуации поступил не так. «Пример», это – как свеча, поставленная «на подсвечнике, чтобы входящие» не просто услышали о свете, но реально бы «видели свет», и спохватились бы, что их тайное вдруг стало явным. Потому-то «царица Южная восстанет на суд с людьми рода сего и осудит их». «Ниневитяне восстанут на суд с родом сим и осудят его». И как же не осудит их царица Южная! Она, женщина, оставляет надолго свое царство, и «от пределов земли», за тысячу верст, и не в кресле самолета, а на верблюде, по аравийской пустыне отправляется только затем, чтобы «послушать мудрости Соломона»! А «здесь», совсем рядом, Тот, Кто неизмеримо «больше Соломона». И как же не осудят их Ниневитяне! Они поверили пророку Ионе, «и объявили пост, и оделись во вретища», «и крепко вопияли к Богу», и «каждый обратился от злого пути своего и от насилия рук своих» ( Иона 3,5–8 ). А «здесь» – Тот, Кто «больше Ионы», терпеливо зовет покаяться.

http://azbyka.ru/otechnik/Vyacheslav_Rez...

Седмица 4-я по Пятидесятнице Воскресение. О темном и светлом оке Неделя 3-я. Мф.6:22–33 Рим.5:1–10 Господь говорит: «Светильник для тела есть око. Итак, если око твое будет чисто, то все тело твое будет светло; если же око твое будет худо, то все тело твое будет темно». Человеческое око – не просто орган зрения. Оно неотделимо от свободного разума. Увидеть, это всегда значит – оценить увиденное, составить о нем мнение. И Господь хочет, чтобы у нас было светлое око, и учит, как надо смотреть, например, на природу. Он говорит: «Взгляните на птиц небесных». И увидите, что «они ни сеют, ни жнут, ни собирают в житницы, а Отец ваш Небесный питает их». Затем Он говорит: «Посмотрите на полевые лилии, как они растут». Он зовет удивиться их неповторимой красоте, и сравнить, как далеко до нее нарядам царя, на которого работают тысячи людей. Лилии «ни трудятся, ни прядут; но» «и Соломон во всей славе своей не одевался так, как всякая из них». Господь учит нас и на себя смотреть, как на того, кто сотворен быть царем всей твари, и кто поэтому вправе рассчитывать на гораздо большую заботу со стороны Творца. Он говорит: «Вы не гораздо ли лучше» малых птиц? И если «траву полевую, которая сегодня есть, а завтра будет брошена в печь, Бог так одевает, кольми паче вас, маловеры»? Поэтому «не заботьтесь для души вашей, что вам есть и что пить, и для тела вашего, во что одеться». Но скажет кто-нибудь: «Что же, надо сидеть и ждать, пока Бог за нас все сделает»? А Господь на это снова подсказывает: «Взгляните на птиц небесных». А правда: разве хоть минуту находятся они в праздности? Они летают, вьют гнезда, собирают корм. Но – посмотрите на них: пришла ночь, и они спокойно спят, не заботясь, не переживая, «что день грядущий мне готовит». Так и нас Господь зовет не к праздности, не к легкомысленному расточению приготовленного на завтра. Он только предостерегает от безбожной озабоченности. Чтобы мы не терзались при виде неудачно складывающихся обстоятельств, чтобы темным оком не смотрели в завтрашний день: «что нам есть»? или «что пить»? или «во что одеться»? Так мы заранее убиваем себя скорбями, которых еще нет и, Бог даст, вообще не будет.

http://azbyka.ru/otechnik/Vyacheslav_Rez...

Седмица 20-я по Пятидесятнице Понедельник. О богатых, о ропщущих и о сомневающихся Лк.6:24–30 Флп.2:12–16 В пересказе евангелиста Луки Господь в Своей Нагорной проповеди изрекает кроме «блаженств» еще и «горе»: «Горе вам, богатые! ибо вы уже получили свое утешение. Горе вам, пресыщенные ныне! ибо взалчете. Горе вам, смеющиеся ныне! ибо восплачете и возрыдаете». Как видим, «горе» не просто богатым, но при этом еще и – пресыщенным, и – самодовольно смеющимся. Потому что такой человек никогда не возведет, вместе с пророком Давидом, очи свои «ко Господу Богу нашему, дóндеже ущедрит ны» ( Пс.122 ). Самодовольному богачу кажется, что он «разбогател, и ни в чем не» имеет «нужды». Но Господь говорит ему: «…а не знаешь, что ты несчастен и жалок и нищ» ( Откр.3:17 ). Премудрый Соломон молил Бога: «…богатства не давай мне, – питай меня хлебом насущным, дабы пресытившись, я не отрекся от Тебя и не сказал: «кто Господь?» ( Притч.30:9 ). Действительно, «трудно богатому войти в Царство Небесное» ( Мф.19:23 ). Но достаточно ли быть бедным, достаточно ли внешне быть делателем заповедей Божиих, чтобы войти туда? И бедных Апостол предостерегает: «все делайте без ропота». И – делателям говорит: «Все делайте без … сомнения». В перенесении бедности и унижения должно быть радостное чувство, что идешь прямым, Христовым путем к спасению. А если даже подставляешь правую щеку после удара по левой, а в сердце при этом ропот и уныние, то никакой ты не подвижник, а – жалкий раб. Только бессилие заставляет тебя покоряться. Известен рассказ из Патерика, как жили мать и две дочери. Жизнь матери прошла в бедности и страданиях. И вдруг после ее смерти было открыто, что она не с Богом! – Потому что несла свой крест с постоянным ропотом. Спасительна лишь добровольная жертва. Потому-то в житиях мучеников за веру всегда четко видим момент свободного выбора. Мучители предлагают: поступи против совести и – живи. А он свободно избирает смерть, нежели измену Христу. А сомневающийся, по словам апостола Иакова, «подобен морской волне, ветром поднимаемой и развеваемой» ( Иак.1:6 ). Такой, если и делает что-то по-видимому доброе, то – не столько по сознательному и свободному выбору, сколько – под напором внешних сил, или с элементом корысти. А Господу угодна жертва чистая и непорочная.

http://azbyka.ru/otechnik/Vyacheslav_Rez...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010